Международный день медицинской сестры.

Ежегодно 12 мая отмечается Международный день медицинской сестры (International Nurses Day). Другими словами, сегодня есть повод еще раз поблагодарить и поздравить представительниц одной из самых гуманных профессий.
Медицинские сестры — это специалисты, получившие начальное медицинское образование и выполняющие предписания врача или фельдшера по уходу за больными, это обязательные помощники докторов, ведь именно они на протяжение всего срока лечения непосредственно работают с пациентом. В настоящее время медицинские сестры составляют самую многочисленную категорию работников здравоохранения, так как во врачебной практике большая доля медицинских услуг оказывается исключительно сестринским персоналом.
Профессиональный праздник медицинских сестер отмечается в день рождения одной из знаменитых англичанок, Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale), которая во время Крымской войны (1853—1856) организовала первую в мире службу сестер милосердия.
Известно, что среди сестер милосердия, отправившихся на фронт Крымской войны, были и русские монахини из московской Никольской обители. Впоследствии в госпиталях работали многие русские женщины-аристократки, в том числе супруга и дочери императора Николая II.
Именно в военные годы сформировался устойчивый стереотип: медсестра — это санитарка, которая выносит с поля боя раненых или стоит у операционного стола.
Хотя фактически празднику уже более ста пятидесяти лет, только в январе 1974 года было принято официальное решение отмечать этот день 12 мая. День медицинской сестры отмечается с момента объединения сестер милосердия из 141 страны в профессиональную общественную организацию — Международный совет медицинских сестер (International Council of Nurses, ICN), который и принял решение отмечать данный праздник в день рождения Флоренс Найтингейл.
Сегодня к этому празднику Международный совет медсестер ежегодно готовит информационные материалы, объявляет тематику и лозунг предстоящего празднования. Так, например, в разные годы темами Дня были: «Медицинские сёстры за безопасность пациента — против поддельных медикаментов», «Достаточное кадровое обеспечение — условие безопасности пациента», «Обеспечивать качество на службе обществу: медицинские сёстры в авангарде инноваций», «Сокращая разрыв: повышение доступности и равенства», «Преодоление разрыва: от научных данных к доказательной сестринской практике», «Медицинские сестры: движущая сила перемен — жизненно важный ресурс в поддержку здоровья» и другие.
В России праздник отмечается с 1993 года. Традиционно к этому дню в ряде медицинских учреждений проходят различные мероприятия как научно-практического направления (конференции, семинары и круглые столы, посвященные пропаганде здорового образа жизни, совершенствованию профессиональной компетентности и развитию личностного и творческого потенциала сестринского персонала), так и развлекательного характера – профессиональные конкурсы и смотры, КВН, концерты и т.п.
День экологического образования.

12 мая Россия и страны бывшего СССР отмечают День экологического образования. Праздник, цель которого – актуализация экологических знаний во всех науках и всех сферах человеческой деятельности, был учрежден в 1991 году.
В этот день в городах и поселках проводятся различные экологические акции, которые носят как просветительский, так и практический характер: проходят выставки, конференции и конкурсы детского творчества на тему сохранения природы, люди участвуют в природоохранных мероприятиях – очистке берегов рек и водоемов, уборке парков, озеленении территорий. Этот праздник касается каждого, кто принимает участие в продвижении идеи защиты природы.
Важность экологического образования переоценить сложно. Именно экологические знания позволяют человеку осознать, к каким катастрофически явлениям могут привести пагубные привычки в отношении природы; понять, как избежать подобных последствий. Высшая цель экологического образования – сформировать так называемую экологическую культуру.
Впервые озабоченность экологическими проблемами, к появлению которых ведет развитие научно-технического прогресса на планете, представители мировой общественности высказали в 1972 году – на международной Конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме. Через 20 лет, в июне 1992 года, в Рио-де-Жанейро собралась вторая подобная конференция, на которой в том числе поднимался и вопрос о необходимости распространения экологического образования.
Главы большинства стран мира, в том числе и России, приняли и одобрили Программу действий по реализации концепции устойчивого развития человечества, в которой экологическому образованию отводится важная роль.
На сегодняшний день в России экологическое образование является одним из приоритетных направлений. Знакомство с системой всеобщего комплексного экологического образования начинается с дошкольного возраста и продолжается вплоть до вузовской профессиональной подготовки и послевузовской переподготовки и повышения квалификации специалистов экологической сферы.
Кроме того, экологические знания доносятся до населения через СМИ, а также при помощи различных проектов, которые реализуют музеи, библиотеки, природоохранные учреждения, спортивные и туристические организации.
На законодательном уровне вопрос об экологическом образовании нашел отражение в статье 42 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Именины:
Арсений, Артем, Василий, Иван, Федот.
Хроника знаменательных событий в истории.
12 мая 996 г. 1026 лет назад, в Киеве освящена первая на Руси каменная церковь — Десятинная.

Первая на Руси каменная церковь была освящена в Киеве в честь пресвятой Богородицы 12 мая 996 года, в эпоху княжения Владимира Великого. Название ее – десятинная – связано с тем, что на ее возведение и поддержание Владимир Великий выделил десятую часть своих доходов – десятину. В источниках Десятинную церковь нередко называют церковью Богородицы.
Церковь представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. В начале 11 века была повреждена пожаром, но вскоре её восстановили и с трёх сторон добавили галереи. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Херсонеса Таврического в 1007 году. Кроме главного алтаря у церкви имелись ещё два: св. Владимира и св. Николая.
В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница. В ней были похоронены христианская супруга Владимира – византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира – Ярополка и Олега Древлянского.
В 1169 году церковь разграбили войска Андрея Боголюбского, в 1203 году – войска Рюрика Ростиславича. В конце 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь – последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов.
Раскопки руин храма начались в 30-х годах 17 века по инициативе митрополита Петра Могилы. Позже в руинах был обнаружен саркофаг князя и его супруги Анны. Княжеский череп захоронили в храме Спаса на Берестове, потом перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Другие останки были захоронены в Софийском соборе.
12 мая 1664 г. 358 лет назад, состоялась премьера комедии Мольера «Тартюф» в Версале.

Великий комедиограф Франции, создатель целого ряда блистательных комедий, Мольер в своих произведениях умело сочетал пение, музыку и танец с драматургическим действием. Многие его произведения, помимо высоких художественных достоинств, имели большое общественное значение.
Если в своих ранних комедиях Мольер проводил линию социальной сатиры осторожно, то в 1660-х годах он создал свои лучшие комедии, в которых подверг критике самую верхушку французского общества. Со свойственным ему реализмом и остроумием Мольер обличал пороки, создав галерею образов – скупцов, лицемеров и развратников в поповской рясе или в напудренном парике.
В 1664 году Мольер создал комедию «Тартюф, или Лицемер», в которой высмеивал церковников и духовенство, угнетающих и развращающих французское общество под предлогом нравственного его исправления, этого смертельного врага театра и всей светской культуры. Комедия содержала в первой редакции 3 акта и предназначалась для показа на грандиозном празднике в Версале, к организации которого был привлечен и Мольер.
12 мая 1664 года в Версале состоялась премьера комедии «Тартюф, или Лицемер» Мольера на придворном празднестве «Увеселения волшебного острова», где присутствовал весь свет французского общества. Однако пьеса расстроила праздник и вызвала бурю негодования со стороны «Общества святых даров» – тайной и влиятельной организации аристократов и духовных лиц.
В образе Тартюфа Общество усмотрело сатиру на своих членов и добилось запрета пьесы, а против Мольера возник настоящий заговор, который возглавила королева-мать Анна Австрийская. Именно она патронировала «Общество святых даров». Драматурга обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это отправить автора на костер.
Мольеру пришлось долго и много бороться за свою комедию. Он писал на имя короля прошение: «Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии». Но это ни к чему не привело. Мольеру пришлось переделать пьесу, ослабив резкие места.
В новом виде комедия, имевшая уже 5 актов и названная «Обманщик», была допущена королем к представлению. Но после первого же спектакля в августе 1667 года Мольер получил от парижского суда запрет на постановку. Также и архиепископ запретил исполнять и смотреть «еретическую» комедию под угрозой отлучения от церкви. Только через полтора года Мольеру удалось добиться снятия запрета с «Тартюфа», он был представлен в третьей редакции, которая дошла и до наших дней. Успех был полным, но попытки запретить пьесу предпринимались и в последующие годы.
Мольеру принадлежит целый каскад блистательных комедий, но именно «Тартюф» подарила типаж, ставший бессмертным в веках, имя ее героя стало нарицательным, а сама пьеса – шедевром мировой драматургии. На русский язык эта комедия была переведена в 1757 году, тогда же состоялось ее первое представление в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день комедия «Тартюф» поставлена почти всеми театрами мира и сохраняется в репертуаре многих из них.
12 мая 1731 г. 291 год назад, началось судоходство по Ладожскому каналу.

С начала 18 века транспортное обеспечение Санкт-Петербурга, флота и войск шло из центральных губерний по водным коммуникациям. Основная связь Невы с Волгой осуществлялась через Ладожское озеро, судоходство по которому было чрезвычайно опасно — частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. Поэтому Петр I решил построить в обход озера канал.
По проекту канал должен был проходить на некотором удалении от береговой полосы озера, между реками Волхов и Нева. Его длина по проекту составляла 111 км (104 версты) от города Новая Ладога до Шлиссельбурга, ширина по поверхности воды — 21 м (10 саженей). Канал планировался без шлюзов, глубиной на 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.
Строительство началось в марте 1719 года. Изначально работами руководил генерал-майор Г.Скорняков-Писарев. К строительству были привлечены тысячи людей — крестьяне, вольнонаемные и воинские части. Из-за тяжелых условий труда и плохой организации быта и производства на стройке была очень высокая смертность, а в связи с небрежным ведением дел руководителя работ на начальном этапе строительство сильно затянулось.
Осенью 1723 года Петр I, лично проинспектировав работы на канале, был крайне недоволен их медленными темпами и многочисленными техническими нарушениями. Он приказал арестовать Скорнякова-Писарева и некоторых мастеров. Руководителем работ был назначен военный инженер генерал-лейтенант фон Миних. Он навел порядок, улучшил снабжение стройки и бытовые условия работников, им стали регулярно выплачивать деньги.
Именно Миних, учитывая периодические колебания воды в озере, для устранения зависимости судоходства от них, предложил усовершенствовать проект канала за счет сооружения шлюзов, водоспусков, плотин, резервуарных водоемов и других инженерных сооружений. Многие гидротехнические сооружения были облицованы гранитом и приобрели архитектурное изящество.
После смерти Петра Великого Екатерина I резко сократила численность войск на канале. Темпы работ замедлились. Лишь благодаря неустанным стараниям Миниха к весне 1731 года строительство было завершено. Уже императрица Анна Иоанновна торжественно открыла канал, лично разрыв лопатой перемычку (последнюю поперечную стенку) в Шлиссельбурге.
(1) 12 мая 1731 года стало официальной датой начала судоходства по Ладожскому каналу. Созданный по инициативе царя-реформатора канал был назван именем Императора Петра Великого или Петровским, став третьей по масштабу (после Санкт-Петербурга и Кронштадта) стройкой его эпохи. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы и стратегически важным военным объектом России.
В начале 19 века Петровский канал перестал справляться с возросшим потоком судов, барж и плотов. После постройки Новоладожского канала, Петровский (Староладожский) стал выполнять вспомогательную функцию. Транспортное значение каналов резко упало в 1904 году с вводом в строй железной дороги, а с 1940 года они вообще перестали использоваться для судоходства.
К сожалению, в настоящее время каналы превратились в заросшие и замусоренные водоемы. Это тем более обидно, что Ладожские каналы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Канал Императора Петра Великого интересен не только как выдающийся инженерный объект, но и как часть отечественного историко-культурного наследия России.
12 мая 1945 г. 77 лет назад, открылся Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.

Новосибирский академический театр оперы и балета – один из крупнейших в России, по праву является архитектурным символом столицы Сибири. По первоначальному проекту это сооружение было задумано как Дом науки и культуры, не имеющее аналогов в мире по своей грандиозности и масштабности: здесь должны были происходить праздничные торжества, предусматривавшие возможность выхода на большую сцену театра целых колонн демонстрантов, выезд тракторов и машин.
Строительство уникального здания было начато в 1931 году, но из-за дороговизны проекта было приостановлено. В 1936 году в московской мастерской академика А.Щусева был разработан новый проект. Архитектура здания уникальна – его основой является огромный купол диаметром 60 метров над зрительным залом в 2000 мест, построенный без использования контрфорсов и ферм.
Такая конструкция стала первой в Европе, и проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже. Большой зал окружен обширным кольцевым фойе, многочисленными дополнительными помещениями и малыми залами. Общая площадь здания – около 12 тысяч квадратных метров, а физический объем его помещений превышает объем московского Большого театра.
После начала Великой Отечественной войны в здании Новосибирского оперного театра было сосредоточено огромное количество художественных и культурных ценностей мирового значения. В помещениях театра были размещены экспонаты государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, ленинградских музеев, горьковского, смоленского, сумского музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и Павловска, ценности украинских музеев и прочее.
В начале лета 1942 года, в тяжелейшее для страны время, Совнарком СССР постановил выделить один миллион рублей на завершение строительства театра и включить его в список первоочередных пусковых объектов.
Открытие театра состоялось 12 мая 1945 года оперным спектаклем Михаила Глинки «Иван Сусанин», генеральная репетиция которого прошла 9 мая 1945 года. Театр был первым из российских не столичных театров, получивший звание «академический» в 1963 году.
12 мая 1945 г. 77 лет назад, завершилась Пражская наступательная операция советских войск, в ходе которой Прага освобождена от фашистских захватчиков.

Пражская операция – наступательная операция советских войск 1945 года стала последней стратегической операцией Красной Армии в Великой Отечественной войне, в ходе которой был освобождён город Прага. Она проходила в период с 6 по 12 мая 1945 года при участии 1-го, 4-го и 2-го Украинских фронтов под руководством Маршала Советского Союза И.С. Конева.
Вообще борьба за освобождение Чехословакии началась еще в сентябре 1944 года, когда советские войска вступили на территорию республики. К концу апреля 1945 года была освобождена почти вся Словакия, включая Братиславу, а также крупные промышленные города – Моравска-Острава и Брно.
В результате Берлинской операции советских войск столица фашистской Германии пала, но даже после этого часть немецких подразделений продолжала оказывать сопротивление. Группа армий «Центр» и часть сил группы армий «Австрия», общей численностью более 900 тысяч человек, стояли на территории Чехословакии и северных районов Австрии. По плану немецкого командования необходима была оборона Праги и прилегающих к ней территорий.
Силы советских войск двое превосходили силы противника. И 5 мая начались боевые действия, после того, как в Праге произошло народное восстание. Жители города по радио обратились за помощью к советским войскам, и те перешли в наступление на сутки раньше намеченного плана. К 7 мая войска вышли к северным склонам Рудных гор, где начались бои за Дрезден.
8 мая наступление продолжалось уже на всех направлениях. Армии правого крыла 1-го Украинского фронта смогли сломить вражеское сопротивление и полностью заняли Дрезден. В это время 6-я гвардейская танковая армия продвигалась к Праге с юга, а войска 4-го Украинского фронта наступали на город с востока. Но, даже несмотря на подписанный в этот день Акт о безоговорочной капитуляции Германии, группа армий «Центр» не сдавалась.
В ночь на 9 мая 3-я и 4-я гвардейские танковые армии 1-го Украинского фронта совершили стремительный бросок, утром вступили в Прагу и освободили столицу Чехословакии. Группа армий «Центр» попала в окружение, 2-й Украинский фронт громил группу армий «Австрия». 10-11 мая основные силы фашистских войск были взяты в плен, и к 12 мая Чехословакия была освобождена от захватчиков.
Особенность Пражской операции состоит в том, что она была подготовлена в сравнительно небольшой срок и имела сложную оперативную перегруппировку войск. Следует также отметить, что танковые армии воевали в сложных природных условиях – в горах и лесах, а само наступление развивалось весьма стремительно. Средний темп продвижения танковых войск в горах составлял 50-60 км в сутки.
Пражская операция явилась последним сражением войск Советского Союза в войне против фашистской Германии. Силами войск 1-го, 4-го и 2-го Украинских фронтов было взято в плен около 860 тысяч немецких солдат и офицеров, в том числе 60 генералов, убито и ранено 40 тысяч фашистских захватчиков. Потери со стороны Красной Армии составили 12 тысяч военных, еще 40 тысяч было ранено.
В ознаменование победы Президиум Верховного СССР учредил медаль «За освобождение Праги», ею были награждены все участники битвы за столицу Чехословакии. Более 50 соединений получили почетные наименования, 260 соединений и частей были награждены орденами. В честь советских солдат, мужественно защищавших Чехословакию и погибших на ее территории, были воздвигнуты многочисленные памятники.
[/bg_collapse ]12 мая 2004 г. 18 лет назад, в Англиканской церкви введена должность веб-священника.

12 мая 2004 года в Англиканской церкви была введена должность веб-священника, в обязанности которого вошла опека нового прихода, который существует исключительно в сети.
Элисон Лесли, действующему женщине-священнику, было поручено опекать интернет-церковь, общину верующих со всего мира. «Это люди, которые будут совместно молиться в чатах, совершать веб-мессы и заниматься общественной деятельностью посредством электронной почты» — сообщила BBC.
Впервые подобное интернет-сообщество получило полное признание Англиканской церкви. Несмотря на то, что прихожане новой церкви проживают в разных странах, церковь номинально является частью епархии Оксфорда.
Элисон Лесли, чья кандидатура была утверждена в должности интернет-священника, утверждала, что на момент создания интернет-церкви уже более 700 человек изъявили желание участвовать в ее богослужениях и деятельности.
«Это очень широкий круг людей, – сообщила Лесли, – одни верующие работают за рубежом, другие пребывают в странах, где невозможно открыто исповедовать христианскую веру. Есть и такие, кто был настроен против Церкви, но желает найти новый язык общения с Богом, став прихожанином подобного прихода».
По мнению самих священнослужителей, интернет-церковь – это еще один путь к Богу. Ведь возможно, для некоторых это станет основной Церковью, а некоторые будут прибегать к подобному молитвенному общению время от времени. По словам Лесли, ее опыт молитвенного общения через интернет показывает, что это очень дружелюбное общение, полное великодушия и взаимной поддержки.
Кстати, Русская православная церковь также запустила подобный онлайн проект – «Батюшка онлайн», в котором священники и архиереи РПЦ отвечают на вопросы в режиме реального времени. Он был создан 11 мая 2011 года в Ульяновске изначально как группа в социальной сети ВКонтакте. Впоследствии у проекта появились официальные аккаунты и в других социальных сетях, а также официальный сайт batyushka.online.
Персоны:

1 октября 1791 (231 год назад) — 12 мая 1859 (163 года назад).
Сергей Тимофеевич Аксаков родился (20 сентября) 1 октября 1791 года в Уфе, в небогатой дворянской семье. После гимназии учился в университете Казани, где начал заниматься словесностью, но курса не окончил и в 1807 году переехал в Петербург. Здесь он познакомился с Державиным и Шишковым, которые оказали влияние на становление молодого Аксакова.
В 1811 году переехал в Москву. Общаясь в литературно-театральной среде, сблизился с Глинкой, переводил для театров Шиллера, Мольера и др.
В 1816 году Аксаков женился и уехал в усадьбу Ново-Аксаково. С 1826 года постоянно выступал с литературной и театральной критикой в различных московских изданиях.
С 1827 года Аксаков – цензор Московского цензурного комитета. Был уволен оттуда в 1832 году за пропуск в печать нескольких «крамольных» произведений. С 1833 года он служит инспектором московского землемерного училища, а после преобразования его в 1835 году в Межевой институт становится первым его директором.
С конца 1820-х годов дом Аксакова становится одним из центров литературной жизни Москвы. Благородство и терпимость хозяина сделали его двери открытыми для приверженцев самых разных направлений, несмотря на склонность хозяина к славянофильству.
Аксаковские «субботы» посещали многие знаменитые актеры и литераторы того времени, бывал там и Гоголь, не раз читавший там свои произведения. Даже свое 40-летие Гоголь отметил 1 апреля 1849 года у Аксакова. В гостях у Аксакова бывали Тургенев, Лев Толстой, Шевченко, декабрист С.Г. Волконский.
Яркие картины бытовой и литературно-театральной жизни Москвы запечатлены в мемуарах Аксакова «Воспоминания» (1856) и особенно в «Литературных и театральных воспоминаниях» (1858). Получили известность стихи Аксакова, его басни, социально-обличительные фельетоны.
Многие его произведения рассказывают о природе, охоте, рыбалке, в них проводится мысль о целительной силе природы и высоконравственности патриархального образа жизни. Этим путем следовал и сам Аксаков – мудрый и терпимый друг многих современников, любящий отец четырнадцати детей.
Умер Сергей Тимофеевич Аксаков в Москве (30 апреля) 12 мая 1859 года.

28 августа 1827 (195 лет назад) — 12 мая 1894 (128 лет назад).
Екатерина Михайловна Романова родилась (16) 28 августа 1827 года в Санкт-Петербурге. Дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, внучка Павла I, она была третьим ребенком из пятерых в великокняжеской семье.
Ее мать воспитывала дочь в строгом духе и сама руководила ее образованием, лично подбирала преподавателей, которые должны были обучать великую княжну иностранным языкам, пению и рисованию. Потерявшая четырёх из пяти дочерей, Елена Павловна сконцентрировала свое внимание на Екатерине.
В 1849 году неожиданно скончался ее отец, а через год Екатерина стала невестой герцога Георга Августа Эрнеста Мекленбург-Стрелицкого, кузена императрицы Александры Федоровны. Бракосочетание состоялось 4 февраля 1851 года в Санкт-Петербурге. Молодые поселились в Михайловском дворце вместе с великой княгиней Еленой Павловной.
Екатерина Михайловна занималась благотворительной деятельностью и состояла покровительницей нескольких учреждений. Содействовала она и женскому образованию в России, являясь попечительницей разных учебных заведений.
В петербургском обществе Екатерина Михайловна занимала высокое положение, имела свой двор, была дамой строгой, хорошо знающей себе и своему рангу цену.
После смерти матери в 1873 году она унаследовала Михайловский замок, построенный в 1822 году специально для её отца. В июне 1876 года великая княгиня овдовела: её муж скончался, едва перешагнув своё пятидесятилетие. Вдове же герцога Мекленбург-Стрелицкого предстояло прожить ещё восемнадцать лет.
(30 апреля) 12 мая 1894 года великая княгиня и герцогиня Мекленбург-Стрелицкая Екатерина Михайловна скончалась в Санкт-Петербурге. Ее похороны были торжественными. За катафалком шел пешком сам император Александр III, за ним следовали его свита и высшие государственные сановники, представители иностранных династий.

10 ноября 1828 (194 года назад) — 12 мая 1916 (106 лет назад).
Владимир Харлампиевич Хохряков родился (29 октября) 10 ноября (по некоторым данным) 1828 года в Вятке (сегодня — Киров).
Владимир окончил Казанский университет, служил инспектором и учителем гимназий с 1854 по 1868 годы в Нижнем Новгороде и Уфе, а с 1874 года жил и служил в Пензе старшим учителем словесности в дворянском институте и гимназии.
Здесь же Хохряков основал и был первым директором учительской семинарии, помощником председателя Пензенского губернского статистического комитета, а с 1901 года стал председателем Пензенской ученой архивной комиссии и впоследствии был избран ее почетным членом.
При участии Владимира Харлампиевича было открыто 28 сельских школ, устраивались курсы для учителей, составлялись методические пособия по преподаванию мордовского языка.
Владимир Харлампиевич известен как первый собиратель материалов о М.Ю. Лермонтове. Он начал записывать воспоминания очевидцев, делать копии с автографов. Этими материалами пользовались первые биографы Лермонтова, в том числе и П.А. Висковатов.
Значителен вклад Хохрякова и в изучение истории Пензенского края.
Умер Владимир Харлампиевич Хохряков (29 апреля) 12 мая 1916 года в Пензе, был похоронен на Митрофаньевском кладбище.

5 декабря 1867 (155 лет назад) — 12 мая 1935 (87 лет назад).
Юзеф Клеменс Пилсудский (польск. Józef Klemens Piłsudski) родился 5 декабря 1867 года в родовом имении Зулов под Вильно, в польско-литовской семье. Окончив гимназию в Вильно, поступил на медицинский факультет Харьковского университета, откуда в 1885 году был исключен за революционную деятельность.
В 1887 году за причастность к заговору покушения на Александра III был сослан в Сибирь. В ссылке Юзеф находился с 1888 по 1892 год. После ссылки вступил в подпольную Польскую социалистическую партию и стал издавать газету «Рабочий». После провала газеты в 1901 попал в тюрьму, но симулировал душевную болезнь, был переведен в больницу, откуда в 1902 сумел организовать побег.
Во время Первой мировой войны создал отдельный Легион польской армии, сражавшийся на стороне Австро-Венгрии. Пилсудский считал, что в случае победы в войне Германии и Австро-Венгрии, Польша получит независимость. Когда Центральные державы овладели территорией Польши, Пилсудский и его сторонники перешли в оппозицию к германским и австрийским властям.
Завершающий этап Первой мировой войны Пилсудский провел в немецкой тюрьме. Вернувшись осенью 1918 года в Варшаву, был назначен «временным начальником» государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами Польши. Он сумел освободить страну от остатков немецких войск и взял курс на образование независимого польского государства.
В феврале 1919 года со столкновений в Белоруссии началась советско-польская война, основной целью которой было восстановление Польши в границах 1772 года, «от моря до моря».
В ходе войны основной целью руководства Польши во главе с Пилсудским было установление контроля над Белоруссией, Украиной, Литвой и геополитическое доминирование в Восточной Европе.
Война шла с переменным успехом, а 12 октября 1920 в Риге был подписан мирный договор, который лёг в основу официальных польско-советских отношений до начала Второй мировой войны.
Раздел белорусских и украинских земель между Польшей и Советской Россией означал крах политической концепции Пилсудского. После принятия в марте 1921 года Конституции, ограничивавшей полномочия исполнительной власти, Пилсудский предпочел должность начальника генерального штаба армии.
В 1926 году Пилсудский вернулся к управлению страной, чтобы восстановить порядок в разоренной и обнищавшей стране. Он занял пост премьер-министра, но оставался при этом военным министром и первым маршалом Польши.
Умер Юзеф Пилсудский от рака печени в Варшаве 12 мая 1935 года.

12 мая 1867 (155 лет назад) — 11 июня 1956 (66 лет назад).
Фрэнк Уильям Брэнгвин (англ. Frank William Brangwyn) родился 12 мая 1867 года в Брюгге (Бельгия). Его семья переехала в Англию, когда Фрэнк был еще ребенком. Первые навыки рисования мальчик усвоил от отца, в дальнейшем, в 1882-84 годах, он учился при мастерской Уильяма Морриса, известного искусствоведа и реформатора.
Однако, в целом Брэнгвин был все-таки самоучкой и не имел специального художественного образования. Его окончательное решение заняться всерьез живописью окрепло после того, как его картина была принята на летнюю выставку «Royal Academy Summer Exhibition». Первыми сюжетами художника стало море и морская жизнь.
Не имея достаточных средств для путешествий, Фрэнк нанимался на суда моряком, лишь бы оказаться на борту. И впечатления от поездок он воплощал в картинах. Его работа «Funeral At Sea» (1890) получила медаль на парижской выставке в 1891 году. К концу 19 века на полотнах Брэнгвина уже яркими и сочными красками были запечатлены его впечатления от Испании, Марокко, Египта, Турции, Африки.
Брэнгвин – мастер офортов, панно, литографий, плакатов и картин. В его творчестве присутствует острое ощущение современности, динамичность и драматическая экспрессия, декоративный размах. Ему удается передача напряжённой динамики жизни современного промышленного города и смелая обобщённость образов с цельностью монументальной композиции.

Пожалуй, более всего Фрэнка Брэнгвина ценят сегодня за его офортное творчество 1900—1920-х годов. Его работы буквально поражали своими размерами и собственно сюжетами индустриального торжества. Среди картин этой серии – «Постройка музея Виктории и Альберта» (1904), «Вокзал Кэннон-Стрит» (1911), «Постройка корабля» (1912).
Он — представитель прогрессивного демократического направления в английском искусстве первой половины 20 века. Одной из тем, которую Фрэнк Брэнгвин особенно освещал в своих работах, была тема Первой мировой войны. Он стал автором около 80 картин и плакатов о войне. Его военные сюжеты на литографиях и плакатах проникнуты страстным антимилитаристским протестом.

В картинах, панно и особенно в офортах большого формата художник запечатлел народную жизнь разных стран, суровый и величественный облик европейских городов, особенности труда в современной ему индустрии. Таковы «Пильщики» (1904) и «Тауэрский мост» (1913).
В 1925 году Брэнгвин подарил большую коллекцию своих работ Гравюрному кабинету московского Музея изящных искусств (сегодня — ГМИИ им. А.С. Пушкина), где они находятся и в настоящее время. А к концу жизни художник вообще пожертвовал очень много своих картин музеям и галереям Европы. За свой вклад в искусство он стал Кавалером ордена Леопольда II и Почетным гражданином Брюгге.
Фрэнк Брэнгвин скончался 11 июня 1956 года в своем доме в Дичлинге (Суссекс, Великобритания).

12 мая 1869 (153 года назад) — 24 марта 1946 (76 лет назад).
В историю современных Олимпиад Карл Шуман вошел как один из первых и наиболее знаменитых олимпийских чемпионов. Ведь на одних Играх ему удалось проявить себя и в гимнастике, и в борьбе, и в легкой атлетике, и в тяжелой, и к тому же завоевать четыре олимпийских золота.
Карл Шуман (нем. Carl Schuhmann), немецкий борец, гимнаст, легкоатлет и тяжелоатлет, четырехкратный чемпион I летних Олимпийских игр, родился 12 мая 1869 года в Мюнстере (Германия).
На первых Олимпийских играх 1896 года в Афинах он принимал участие сразу в четырех различных видах спорта – греко-римская борьба, гимнастика, легкая и тяжелая атлетика (хотя главным направлением в своей спортивной карьере Шуман считал гимнастику). Надо сказать, что на данных Играх он был не один такой «универсальный спортсмен», другими такими участниками были: датчанин Вигго Йенсен и британец Ланчестон Эллиот.
Однако столь широкий диапазон участия не помешал Шуману показать хорошие результаты. Так, он стал олимпийским чемпионом в греко-римской борьбе и трижды в гимнастике – в упражнениях на брусьях и перекладине в составе немецкой сборной и в опорном прыжке в индивидуальных соревнованиях.
В состязаниях по легкой атлетике Шуман участвовал в таких дисциплинах, как тройной прыжок, прыжок в длину и толкание ядра. Однако не смог попасть в тройку призеров, занимая пятое место. В соревнованиях по тяжелой атлетике – толчок двумя руками – он занял четвертое место, разделив его с греком Георгиосом Папасидерисом.
Шуман стал самым результативным спортсменом I летних Олимпийских игр по количеству выигранных соревнований, а по количеству медалей он стал вторым, уступив соотечественнику Герману Вайнгертнеру.
Олимпиада 1896 года стала самым большим успехом спортсмена в его карьере. И хотя в последующие годы он показывал неплохие результаты в национальном ежегодном турнире на родине, но в Олимпийских играх участвовал лишь в качестве почетного гостя.
Умер Карл Шуман 24 марта 1946 года в Берлине.

12 мая 1874 (147 лет назад) — 12 декабря 1945 (76 лет назад).
Великий инженер, ученый-электротехник, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР — Яков Гаккель внес значительный вклад в развитие отечественного самолето- и тепловозостроения первой половины 20 века.
Яков Модестович Гаккель родился (30 апреля) 12 мая 1874 года в Иркутске, в семье военного инженера. В 1897 году окончил Петербургский Электротехнический институт. За участие в студенческих революционных организациях был сослан на 5 лет в Сибирь. В Сибири Яков принимал участие в достройке гидроэлектростанции и прокладке от нее до приисков первой в России высоковольтной линии электропередачи.
Вернувшись в Петербург, Гаккель занимался проектированием, постройкой и эксплуатацией петербургского трамвая. В тот же период он преподавал курс электрической тяги в Электротехническом институте, где в 1921 году стал профессором.
В конце 1900-х Яков Модестович увлекается самолетостроением. В 1909 году, перейдя от теории к практике, начинает постройку первого самолета по собственному проекту. Он также участвует в создании «Первого российского товарищества воздухоплавания».
Всего же до 1924 года Гаккель спроектировал около полутора десятков самолетов, десять из которых были построены, а пять или шесть смогли подняться в воздух.
Его аэропланы различной конструкции принимали участие в выставках, устанавливали рекорды, однако не строились промышленными сериями. В 1912 году конструктор из-за отсутствия заказов был вынужден отказаться от активной деятельности в области авиации.
В 1920-м году Гаккель разработал проект тепловоза, который был построен в 1924 году. Это был один из первых в мире мощных работоспособных тепловозов.
С 1936 года Яков Модестович преподаёт в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Он — автор многих научных работ и изобретений.
Яков Модестович Гаккель умер 12 декабря 1945 года в Ленинграде, где и был похоронен на Литераторских мостках.

6 апреля 1904 (118 лет назад) — 12 мая 1978 (44 года назад).
Василий Васильевич Меркурьев родился (24 марта) 6 апреля 1904 года в городе Остров Псковской губернии. Уже с детства он мечтал стать артистом и все свободное время проводил в школьном драматическом кружке. В 16 лет Василий стал актером местного театра и дебютировал на сцене ролью в постановке «Борис Годунов».
После окончания школы в 1921 году он уехал Ленинград, где поступил в институт сценических искусств, в мастерскую Л.Вивьена. Окончив его в 1926 году, Меркурьев через два года пришел в труппу Ленинградского театра актерского мастерства к своему же учителю, а в 1937 году стал актером Ленинградского театра драмы имени А.С.Пушкина, где проработал до конца жизни.
На сцене Василий работал с такими «звездами» театра, как Ю.Юрьев, Е.Корчагина-Александровская и другими. Он создал много интересных разноплановых ролей, всегда ярких и очень жизненных. Причем актер одинаково органично существовал как в комедийных, так и в драматических ролях, среди которых работы в спектаклях — «Правда хорошо, а счастье лучше» и «Поздняя любовь» А.Островского, «Горе от ума» А.Грибоедова, «Петр I» А.Толстого, «Высокая волна» Г.Николаевой, «Сын века» Куприянова, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Сонет Петрарки» Н.Погодина и другие.
Хотя в кино Меркурьев дебютировал еще в 1924 году в картине «Девятое января», но активно он начал сниматься только с середины 1930-х годов. Его кинокарьера началась с роли в драме Б.Шписа и Р.Мильмана «Инженер Гофф» (1935). Затем были роли в картинах «Возвращение Максима» (1937), «Танкисты» (1938), «Член правительства» (1939) и другие.
С началом Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Новосибирск. Вместе с ним уехал и Меркурьев с семьей. В эвакуации Василий продолжил заниматься творчеством, выступая со спектаклями и обучая молодых актеров. Вернувшись в Ленинград в 1947 году, он продолжил работу в Пушкинском театре как актер, а также пробовал свои силы в театральной режиссуре. В его активе постановки спектаклей «Мещане», «Три сестры», «Чапаев».
Несмотря на большую занятость, Меркурьев никогда не отказывался поработать и в других театрах страны, в том числе и в провинциальных, а приглашали очень многие. Он много гастролировал по СССР, и спектакли с его участием в самых разных городах неизменно шли с огромными аншлагами.
Он был великим театральным актером, но настоящую популярность и всенародную любовь ему принес все же кинематограф. Самыми известными стали его роли в таких легендарных картинах, как «Небесный тихоход» (1945), «Золушка» (1947), «Повесть о настоящем человеке» (1949), «Верные друзья» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Летят журавли» (1957), «Повесть пламенных лет» (1960), «Полустанок» (1963), «Прощание с Петербургом» (1971), «Верный друг Санчо» (1974) и многие другие. Всего в кино им сыграно более 60 ролей.
Параллельно с актерской карьерой Василий Васильевич активно занимался преподавательской деятельностью. Еще с 1932 года он начал преподавать в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, где в 1950 году стал профессором. Там же вместе со своей женой И.Мейерхольд Меркурьев руководил актерской мастерской, а в Выборге создал театр драмы.
Народный артист СССР, Лауреат трех Сталинских премий и Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского, актер был награжден орденом Ленина и медалями.
Долгие годы Меркурьев был женат на Ирине Мейерхольд (дочери известного режиссера В.Мейерхольда), с которой познакомился еще в 1934 году. Они были очень привязаны друг к другу и прожили вместе 44 года. У них было трое детей — дочери Анна и Екатерина, и сын Петр, который также стал актером. Еще в семье воспитывались трое племянников-сирот — Виталий, Евгений, Наталья — дети репрессированного брата.
Безгранично талантливый и непосредственный, Василий Васильевич был очень скромным и ответственным человеком, без дела сидеть не мог. В свободное от работы время он отправлялся на дачу к любимым грядкам или на рыбалку, а еще он очень любил цирк и музыку, особенно Мравинского и песни Шаляпина.
Умер великий актер Василий Васильевич Меркурьев 12 мая 1978 года в Ленинграде, был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

12 мая 1904 (118 лет назад) — 6 февраля 1966 (56 лет назад).
Вилис Тенисович Лацис (латыш. Vilis Lācis) родился (29 апреля) 12 мая 1904 года в пригороде Риги – поселке Ринужи, в семье портового рабочего. Четыре года с семьей прожил в Сибири. В 1917-1918 годах он учился в Барнаульской учительской семинарии Алтайского края.
Вернувшись в Латвию, Вилис был портовым рабочим, рыбаком, кочегаром на судне, библиотекарем. В 1938-1940 годах работал в газете. Именно тогда он начал писать и вскоре стал модным писателем.
Будучи популярной личностью, в июне 1940 года он получает предложение стать министром внутренних дел и принимает его. В июле становится депутатом Народного сейма. Дальнейшая жизнь Лациса связана с должностью руководителя советской Латвии.
Он оставался главой правительства советской Латвии без малого двадцать лет – с августа 1940 года по ноябрь 1959 года. В период Великой Отечественной войны Лацис жил в Москве, являлся одним из организаторов латышских воинских частей Советской армии и руководителей партизанского движения против гитлеровцев. С 1941 по 1962 год он одновременно являлся еще и депутатом Верховного Совета СССР. За свои заслуги семь раз награждался высшей наградой СССР – орденом Ленина.
Такого политического долгожителя на одной из высших должностей в республиках СССР больше не было. Это говорит о его безусловном политическом таланте.
Но Лацис был талантлив и как писатель, оставаясь популярным в Советском Союзе автором. За свои романы «Буря» и «К новому берегу» он дважды удостаивался Сталинской премии. Всего он написал за свой век 20 романов, шесть пьес, 58 рассказов. Его полное собрание сочинений, издания 1970-1980 годов, занимает 26 томов. Вилис, бесспорно, один из самых плодовитых латышских писателей.
Умер Вилис Лацис 6 февраля 1966 года в Риге.

12 мая 1907 (115 лет назад) — 29 июня 2003 (19 лет назад).
Кэтрин Хотон Хэпберн (англ. Katharine Houghton Hepburn) родилась 12 мая 1907 года в Хартфорде (штат Коннектикут, США). Она росла спортивной девчонкой, любила физические упражнения, носила брюки и короткую стрижку и даже называла себя мужским именем Джимми. Начальное обучение она проходила дома. Поступив в колледж, Кэтрин решила стать актрисой.
В начале 1930-х состоялся ее дебют на Бродвее. После первых же спектаклей последовали предложения от голливудских продюсеров. В 1932 году она дебютировала в кино в партнерстве с Джоном Бэрримором в «Счете за развод» и сразу же была признана как одна из самых многообещающих юных звезд. Третий фильм, «Ранняя слава», оправдывая название, принес Хэпберн премию «Оскар».
Вскоре Кэтрин Хэпберн превратилась в актрису, самостоятельно выбиравшую режиссеров. Главным человеческим ее качеством оказалась независимость.
Еще в 1928 году, сразу после окончания колледжа, Кэтрин Хэпберн вышла замуж за уроженца Филадельфии Ладлоу Огдена Смита, но через несколько лет брак распался, и больше актриса не вышла замуж, заявив, что «разочаровалась в институте брака».
В 1942 году на съемках картины «Женщина года» Кэтрин Хэпберн познакомилась со Спенсером Трэйси, секс-символом американского кино. Их роман продлился четверть века, но не стал публично обсуждаемым явлением. Трэйси не мог оставить жену и глухонемого сына, а Хэпберн публично признала факт их отношений лишь после смерти возлюбленного. Вместе они снялись в десятке картин, роль в последней из которых, «Угадай, кто придет к обеду» Стенли Крамера (1967), принесла Хэпберн очередного «Оскара».
Список тех актеров, с которыми работала Хэпберн, сделал бы честь любой актисе: Хамфри Богарт («Королева Африки», 1951), Питер О’Тул («Лев зимой», 1968), Джон Уэйн («Рустер Когберн», 1975), Генри Фонда («На золотом пруду», 1981), Уоррен Битти («Любовная история», 1994 – последний фильм Хэпберн).
На ее счету более пятидесяти ролей, среди них почти нет второстепенных. Она четырежды получала «Оскара» (больше, чем любой другой актёр или актриса в истории), а номинирована была 12 раз. Ее по праву называли не иначе как «национальным достоянием США» и «первой леди кинематографа». Наряду с Бетт Дэвис была признана Американским институтом кино величайшей актрисой в истории Голливуда.
Известная не только красотой, но и независимостью, Хэпберн всегда была предельно откровенной в своих высказываниях, и историки культуры приписывают ей решающую роль в окончательной эмансипации женщин в 20 веке.
Всю свою жизнь Хэпберн отличалась крепким здоровьем, но к середине 1990-х годов, после завершения кинокарьеры, оно стало постепенно ухудшаться. В мае 2003 года у актрисы диагностировали активно прогрессирующую опухоль в шее, но из-за преклонного возраста было решено не проводить медицинского вмешательства.
Кэтрин Хэпберн скончалась 29 июня 2003 года, в возрасте 96 лет, в своём доме в небольшом прибрежном городе Олд-Сейбрук (штат Коннектикут, США). Актриса была похоронена на семейном участке кладбища Седар-Хилл в Хартфорде.

12 мая 1924 (98 лет назад) — 22 апреля 2008 (14 лет назад).
«Книга будущих командиров» – самая известная работа Анатолия Васильевича Митяева. Она переиздавалась несколько раз и была невероятно востребована мальчишками. Она уводила в другие времена и далекие страны, обещала захватывающие и будоражащие воображение приключения. Пацаны, листая страницы, мечтали стать полководцами, совершать подвиги, гордились страной и героями, которые в ней жили. Может быть, именно таких книжек не хватает сегодняшним мальчишкам?
Анатолий Васильевич Митяев родился 12 мая 1924 года в селе Ястребки Рязанской губернии.
Закончив 9-й класс в подмосковной Клязьме, подал документы в лесной техникум. Летом 1942 года записался добровольцем на фронт, и уже на третий день пребывания в армии Анатолий был в бою. Служил орудийным номером в гвардейском миномётном дивизионе.
Первые публикации Митяева – стихи и заметки об армейской жизни – появились в 1946 году в газете Дальневосточного военного округа «Тревога».
В 1950–1960 годах Митяев был ответственным секретарём газеты «Пионерская правда», а затем до 1972 года – главным редактором детского журнала «Мурзилка». Позднее он возглавлял редакцию студии «Союзмультфильм».
По сценариям Митяева были созданы такие мультфильмы, как «Потерялась внучка», «Пингвины», «Чужие краски», «Приключения Точки и Запятой», «Три пирата», «Шесть Иванов – шесть капитанов».
В числе наиболее известных книг писателя: «Тысяча четыреста восемнадцать дней: Герои и битвы Великой Отечественной войны», «Шестой – неполный», «Подвиг солдата», «Книга будущих командиров», «Ветры Куликова поля», «Рассказы о русском флоте», «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».
Анатолий Васильевич Митяев ушел из жизни 22 апреля 2008 года, прожив достойную жизнь. Он скончался в Москве после долгой болезни.

15 июня 1914 (108 лет назад) — 12 мая 1999 (23 года назад).
Сол Стейнберг (англ. Saul Erik Steinberg) родился в городе Рымнику-Сэрат (Румыния) 15 июня 1914 года.
С 1932 года изучал психологию и социологию в Бухарестском университете (что впоследствии пригодилось в творчестве), а в 1933 году отправился в Италию для изучения архитектуры в миланском Политехническом институте.
В Италии опубликовал первые свои карикатуры, подписывая их псевдонимом «Стейнберг».
В 1942 году переехал в США, обосновавшись в Нью-Йорке. В 1945-1946 годах присутствовал на Нюрнбергском процессе, посылая корреспонденции о нем в журнал «Нью-Йоркер». В 1945 году опубликовал первый свой альбом «Все в линию». Много путешествуя, в 1956 году посетил СССР, создав по впечатлениям цикл добродушно-иронических рисунков о разных республиках.
Не ограничиваясь журнальными публикациями, к началу 1950-х начал активно выставляться в престижных авангардных музеях и галереях. В своих произведениях Стейнберг достиг особой, прихотливо-капризной свободы линии. Из росчерков и виньеток почти сами по себе складываются фигуры и пейзажи, составившие со временем пародийно-юмористическую панораму американского общества. Монументальным вариантом этой панорамы стало настенное панно Стейнберга, украсившее павильон США на Всемирной выставке в Брюсселе (1958).
Позднее он стал активно заниматься и станково-выставочным творчеством в виде акварелей, рисунков фломастером и картин маслом. Оказав воздействие на зарождение поп-арта, сам в свою очередь прибегал с 1970-х к подобным приемам, используя техники коллажа, а также трехмерных ассамбляжа и инсталляции.
Среди его наиболее значительных альбомов – «Искусство жить», «Лабиринт», «Каталог», «Новый Свет», «Маска».
Умер Сол Стейнберг 12 мая 1999 года в Нью-Йорке.

12 мая 1924 (98 лет назад) — 5 августа 2006 (16 лет назад).
Арон Яковлевич Гуревич родился 12 мая 1924 года в Москве. В 1947 году он окончил исторический факультет Московского государственного университета, а в 1950 году – аспирантуру Института истории АН СССР. Защитил кандидатскую диссертацию в 1950 году и докторскую диссертацию – в 1962 году.
Работал в Калининском государственном педагогическом институте, Институте философии АН СССР, Институте всеобщей истории РАН, Московском государственном университете, Институте высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского РГГУ. В 1989-1992 годах Арон Яковлевич также читал лекции по средневековой истории в Италии, США, Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Англии, Франции.
Он являлся членом международных организаций ученых-историков. Арон Гуревич написал учебники и главы учебников по истории средних веков для педагогических институтов и университетов, ряд статей для коллективной монографии «История крестьянства в Европе». Издал мемуары «История историка».
Сферой научных интересов ученого являлась история средневековой европейской культуры, история Скандинавии и скандинавской культуры, методология истории, культурная антропология. Его взгляды в 1960-1970-е годы часто критиковались, поскольку он ставил под сомнения ряд положений Маркса и Энгельса и имел свой взгляд на генезис европейского феодализма.
Арон Яковлевич считается основателем историко-антропологического направления в науке, его труды оказали влияние на всю отечественную историческую науку, а также на смежные дисциплины – антропологию, философию, культурологию.
Скончался историк Арон Яковлевич Гуревич 5 августа 2006 года в Москве.

12 мая 1930 (92 года назад) — 12 апреля 2012 (10 лет назад).
Заслуженный диктор Центрального телевидения и Заслуженный артист России, обаятельный киноактер – Владимир Ухин прежде всего был известен всей стране как дядя Володя из программы «Спокойной ночи, малыши!». Добрый, обаятельный, с большим чувством юмора – он обладал особой человеческой притягательностью. Его называли «главным воспитателем страны», а его «уроки» – быть вежливыми, не обижать слабых, отвечать за свои поступки – миллионы людей помнят до сих пор.
Владимир Иванович Ухин родился 12 мая 1930 года в Омске, в семье профессора, доктора наук, возглавлявшего Омский сельскохозяйственный институт. Поэтому после окончания школы Володя решил идти по стопам отца и поступил в сельхозинститут. Но проучившись 3 курса, понял, что занимается не тем делом, и в 1957 году переехал в Москву, где окончил студию при Театре эстрады (курс Л.Мирова), а затем несколько лет работал в этом театре.
В это же время Ухин учился на эстрадном отделении ГИТИСа, которое окончил в 1960 году и тогда же пришел работать диктором на Центральное телевидение СССР, пройдя большой конкурс на эту должность (из 40 человек взяли только двоих). Своей работе Владимир Иванович отдавал много сил и очень любил ее. Поэтому не удивительно, что в 1964 году он стал первым ведущим новой детской передачи «Спокойной ночи, малыши!», которая очень быстро стала популярной не только среди советских детишек, но и у взрослых.
Ухин же стал знаменитым «дядей Володей» и на протяжении 31 года, что он вел эту передачу, был «главным воспитателем страны». Он не только развлекал детишек, но и учил их быть вежливыми и честными, не обижать слабых и уважать взрослых, отвечать за свои поступки и держать слово… И вместе с детьми его передачу нередко смотрели и родители.
Добрый, обаятельный, открытый на экране – Владимир Иванович и в жизни был таким, готовым всегда прийти на помощь любому человеку. Так, чтобы в «Спокойной ночи, малыши!» взяли Ангелину Вовк, Ухин, рискуя своей репутацией, опоздал на эфир передачи (которые тогда шли в прямом эфире), и редакции срочно пришлось искать замену – так дети узнали тетю Лину. А появившийся чуть позднее Ухин с радостью поздравил ее с премьерой. Кстати, благодаря ему же вся страна узнала Юрия Сенкевича. Именно Владимир Иванович привел в 1973 году на телевидение своего приятеля и соседа по лестничной площадке Сенкевича и помог ему устроиться туда на работу.
Надо сказать, что помимо «Спокойной ночи, малыши!» Ухин вел и многие другие информационные и развлекательные телепередачи Гостелерадио СССР, среди которых – «Сельский час», «Веселые нотки», «Путешествие во времени», «Говорит Москва» и другие. А в конце 1970-х годов он еще и работал в Японии, где также стал очень популярен среди зрителей. Там он вел на телевидении детскую передачу «Учимся говорить по-русски» и настолько полюбился японской нации, что, когда вернулся в СССР, вслед за ним пришло письмо в редакцию с приглашением поработать у них снова. И хотя с натягом, но советское руководство, в конце концов, отпустило Ухина в начале 1980-х еще на год в Страну восходящего солнца.
Помимо работы телеведущим Владимир Иванович пробовал свои силы и в кинематографе – он сыграл небольшие роли в картинах: «Бой с тенью» (1972), «Большое космическое путешествие» (1974), «Предчувствие любви» (1982), «По Таганке ходят танки» (1991) и других.
На телевидении же Ухин работал до 1992 года, а программу «Спокойной ночи, малыши!» вел до 1995-го, после чего окончательно ушел с телевидения и стал ездить с гастролями по России в компании любимых кукол-персонажей – Фили, Хрюши и Степашки. Особую известность получил его юмористический номер об оговорках телеведущих.
Однако, в 2000-е годы здоровье Владимира Ивановича заметно пошатнулось – перенеся два инфаркта, он был вынужден отказаться от дальнейших выступлений и работы на телевидении, куда его вновь приглашали создатели детских передач. Лишившись возможности заниматься любимым делом, Ухин очень скучал по своим кукольным друзьям, а смотря новые выпуски «Спокойной ночи, малыши!» переживал, что они стали такими короткими.
В 2005 году он перенес инсульт, вследствие которого его частично парализовало. Последние годы Владимир Иванович мало выходил из дома. Главной радостью этих лет стал для него сынишка Ваня – ребенок от второго брака. Он родился в 1992 году, когда Ухину было уже за 60.
12 апреля 2012 года известного телеведущего, любимого дядя Володи, Заслуженного диктора Центрального телевидения и Заслуженного артиста России не стало. Владимир Иванович Ухин скончался в Москве на 82-м году жизни, был похоронен на Актерской аллее Троекуровского кладбища столицы.

12 мая 1933 (89 лет назад) — 1 июня 2010 (12 лет назад).
Андрей Андреевич Вознесенский, один из известных поэтов-шестидесятников, родился 12 мая 1933 года в Москве, в семье гидроинженера. С детства писал стихи. В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым оказала сильное влияние на его судьбу.
В 1957 году Андрей Вознесенский окончил Архитектурный институт. В 1958 году его стихотворения начинают печатать в периодике, а в 1959 написана поэма «Мастер». В 1960 печатаются первые сборники произведений Вознесенского – «Парабола» и «Мозаика».
В 1961 году он посещает Соединённые Штаты и пишет цикл «Треугольная груша». Сборник стихов «Антимиры» стал базой для популярного спектакля Театра на Таганке. Именно в этом спектакле на сцену впервые вышел Владимир Высоцкий со своей гитарой. Кроме того, по произведениям Вознесенского были поставлены спектакль «Берегите ваши лица» и знаменитейшая рок-опера «Юнона и Авось» в театре Ленинского комсомола.
В 1978 году поэт являлся участником альманаха «Метрополь», в этом же году он становится лауреатом Государственной премии Советского Союза за стихотворный сборник «Витражных дел мастер», написанный им в 1976 году.
Вообще перу Вознесенского принадлежит полтора десятка сборников стихов и прозы. На его стихи написаны многие популярные эстрадные песни, среди которых: «Миллион алых роз» и «Песня на «бис»» (музыка Р.Паулса), «Плачет девочка в автомате» (музыка Е.Осина) и другие, а также много романсов на музыку М.Таривердиева. К тому же Вознесенский является автором эссе и статей по вопросам литературы и искусства.
Андрей Вознесенский был награжден многими государственными наградами, признан почетным членом 10 академий мира, среди которых Американская академия литературы и искусства, Парижская академия братьев Гонкур, с 1993 года являлся членом Российской академии образования и активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов. Также он являлся вице-президентом Русского Пен-Центра, именно его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино.
В последние годы Андрей Вознесенский жил и работал в подмосковном Переделкино, где и скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

12 мая 1983 (39 лет назад).
Алина Маратовна Кабаева родилась 12 мая 1983 года в Ташкенте, в семье футболиста.
Алина занималась художественной гимнастикой, начиная с трех с половиной лет. С 1995 года она стала тренироваться у знаменитой Ирины Винер. В 1996 году гимнастка стала членом сборной России. Первый свой чемпионат Европы она выиграла в возрасте 15 лет, а в 16 лет стала чемпионкой мира.
Алина Кабаева — олимпийская чемпионка XXVIII летних Игр и бронзовый призер XXVII Олимпиады, двукратная абсолютная чемпионка мира (1999 и 2003), пятикратная абсолютная чемпионка Европы (1998-2000, 2002, 2004), шестикратная абсолютная чемпионка России (1999-2001, 2004, 2006-2007).
В 2001 году была дисквалифицирована за применение допинга и лишена наград Игр Доброй воли и чемпионата мира за этот год. С 2001 по 2005 год Кабаева являлась членом Высшего совета «Единой России». В период с 2005 по 2007 год — членом Общественной палаты России, занималась вопросами страхования спортсменов.
Спортивную карьеру Алина закончила в 2007 году. В этом же году получила диплом Московского государственного университета сервиса, по специальности в области спортивного менеджмента, а в 2009 году закончила Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.
Алина пробовала свои силы и на телевидении. Она вела еженедельную передачу «Империя спорта», снялась в японском художественном фильме «Красная тень», в клипе группы «Игра Слов», вела авторскую программу о жизни и карьере успешных людей — «Шаги к успеху», гостями которой стали многие известные российские спортсмены, певцы, актёры, политики.
Сегодня Алина Кабаева известна как активный политический и общественный деятель. В 2007-2014 годах она являлась депутатом Государственной Думы от партии «Единая Россия». Под ее патронатом в экзаменационные сессии 2008 и 2009 года работала телефонная горячая линия для школьников по Единому госэкзамену. В 2008 году Кабаева была выбрана председателем Общественного Совета холдинга «Национальная Медиа Группа», а после завершения депутатской деятельности в 2014 году, она приняла решение занять пост председателя совета директоров данного холдинга. С 2016 года возглавляет совет директоров ЗАО «Спорт-Экспресс».
Также она является главой «Благотворительного фонда Алины Кабаевой», который занимается различными общественными и благотворительными проектами, организацией детского фестиваля художественной гимнастики.
Заслуженный мастер спорта России — Алина Кабаева награждена орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Почётной грамотой Президента Российской Федерации, является лауреатом общенациональной премии «Женщина года „Glamour“» (2006), а также признана самой сексуальной в России среди 10 лауреатов премии «Top 10 Sexy» в категории «спорт». Живёт и работает в Москве.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".