День Черноморского флота ВМФ России.

День Черноморского флота ВМФ России — ежегодный праздник, отмечаемый 13 мая в честь создания Черноморского флота. День был учрежден приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года.
Весной 1783 года, после присоединения Крыма к России, императрица Екатерина II подписала указ об основании Черноморского флота.
(2) 13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту, расположенную в юго-западной части Крымского полуострова Черного моря, вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием участника Чесменского сражения вице-адмирала Ф.А. Клокачева. Позднее к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии, эти первые 28 кораблей и стали боевым ядром зарождающегося флота.
Первый штат Черноморского флота был утвержден в 1785 году. На 13 с половиной тысяч человек личного состава приходилось: 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судна. Управление флотом осуществляло Черноморское адмиралтейство, созданное в Херсоне.
В 1784 году по указу Екатерины II городу Ахтиару было присвоено название Севастополь. В переводе с греческого языка слово «севастополь» означает «величественный».
Вскоре город и порт Севастополь стал главной базой российского флота на Черном море. Историю флота прославили выдающиеся русские флотоводцы: Федор Ушаков, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Истомин, Владимир Корнилов и другие.
Моряки Черноморского флота прославились во многих сражениях, защищая рубежи Родины и успешно выполняя поставленные перед ними задачи, — в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов, в Крымской войне 1853–1856 годов, в Первой мировой войне и, конечно же, в годы Великой Отечественной войны.
Сегодня Черноморский флот ВМФ России — оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота Российской Федерации на Чёрном море. Как составная часть Военно-морского флота страны, он является средством обеспечения военной безопасности России на юге. Штаб Черноморского флота располагается в Севастополе.
Основными задачами Черноморского флота в настоящее время являются: защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности; обеспечение безопасности судоходства; выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.).
Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своем составе подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.
В сам же праздник главные торжества организуются в городах базирования подразделений Черноморского флота. В Севастополе традиционно в этот день проходит торжественное возложение венков и цветов к памятнику морякам-черноморцам и монументу Екатерине II, организуются праздничные концерты, встречи с ветеранами флота и другие мероприятия.
День охранно-конвойной службы МВД России (День конвоира).

День работников охранно-конвойной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, или, как его еще называют, День конвоира, отмечается в России ежегодно 13 мая, согласно приказу МВД РФ от 23 октября 2002 года № 1026 «Об объявлении даты образования охранно-конвойных подразделений милиции».
День для своего праздника конвоиры выбрали в память о 13 мая 1938 года, когда Народный комиссариат внутренних дел СССР выпустил Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции. Эта дата считается днем образования охранно-конвойной службы страны.
Однако историю можно отсчитывать и с другой даты. В 1886 году Александр III издал предписание о создании в Российской Империи конвойных команд, а спустя 21 год, в 1907-м, был утвержден первый Устав конвойной службы.
В настоящее время изоляторы временного содержания действуют более чем в 2 тысячах подразделений системы внутренних дел РФ. Охранно-караульную службу в них несут десятки тысяч сотрудников МВД. Их работа делится на две важные составляющие: во-первых, это ограждение законопослушных россиян от людей, способных преступить установленные законом нормы, а во-вторых, обеспечение прав граждан, взятых под стражу.
Традиционно в День охранно-конвойной службы руководители МВД поздравляют сотрудников, а также награждают их и выносят благодарности. Во все структуры внутренних дел, работающие в субъектах РФ, в этот день направляются поздравительные телеграммы.
Именины:
Василий, Ефрем, Игнатий, Климент, Максим, Никита, Яков.
Хроника знаменательных событий в истории.
13 мая 1754 г. 268 лет назад, указом Елизаветы Петровны учрежден первый в России государственный банк.

Начало развития банковского дела в России можно отнести к первой половине 18 века. Первые попытки упорядочить и организовать кредитные учреждения исходили от императорской власти, которая и явилась покровителем развития финансового дела в России.
В царствование Анны Иоанновны, когда уже существовала большая потребность в кредитах, в России была создана «Монетная контора», которая выдавала ссуды под обеспечение золота и серебра с «взысканием» 8%. Это стало первым шагом к развитию банков и других кредитных учреждений.
Дальнейшее развитие банковского дела наблюдается при Елизавете Петровне, которая, вступая на престол, провозгласила себя продолжательницей дела своего великого отца – Петра I. Следование «петровским началам» обусловило, в частности, интерес императрицы к экономическим вопросам, развитию промышленности и торговли.
Поощряя дворянское предпринимательство, Елизавета повелела своим Указом от 13 мая 1754 года учредить Дворянский заемный банк в Петербурге с отделением в Москве, чтобы выдавать ссуды помещикам под залог земли. Это был первый в России государственный банк.
Материальное благополучие дворянства составляло вообще важный объект для непосредственных забот правительства. Поэтому заемный банк обеспечивал дворянам дешевый кредит (за 6% в год) в довольно крупных суммах (до 10000 рублей, что тогда было очень значительной суммой) под залог движимого и недвижимого имущества. А с 1766 года заемный банк стал выдавать ссуду и крестьянам в размере 20 рублей на душу под 6% годовых.
В последующие годы банковское дело в России активно развивалось, создавались новые банки.
13 мая 1836 г. 186 лет назад, началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург — Царское Село — Павловск.

(1) 13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург – Царское Село – Павловск. Она стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Ф.Герстнер.
Несколько месяцев в России он изучал местные пути сообщения, а затем представил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России. После рассмотрения специальным комитетом всех аспектов, Герстнеру была выдана привилегия на постройку железной дороги и было дозволено учредить акционерное общество с капиталом в 3 млн. рублей. В результате через полгода средства на строительство были собраны, и в апреле 1836 года Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован.
Строительство дороги планировалось завершить за 5 месяцев. Почти всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам, а техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии. Стройку охраняли около сотни смотрителей и солдат. Всего в период строительства на трассе работало более 3 тысяч человек. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.
В августе приступили к укладке железнодорожного полотна и за месяц уложили 5 км. Причем для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм. По его мнению, принятая в Европе ширина 1435 мм была слишком мала для создания правильной конструкции паровозов и вагонов. Практически все составляющие железной дороги закупались за границей.
Строительный сезон 1836 года заканчивался, но работы завершены не были. Чтобы спасти положение и репутацию, Герстнер решил открыть движение на готовом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Первая поездка поезда с конной тягой по этому маршруту состоялась в конце сентября и заняла 15 минут. Вскоре на железную дорогу был доставлен из Англии паровоз, и 6 ноября был совершен первый рейс поезда на паровой тяге. Поездки были бесплатными, поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек.
Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт (30 октября) 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги. Первый поезд, который вел сам Герстнер, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал император Николай I, прошел это расстояние за 35 минут.
На всем протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года. Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, то поезда с конечных станций отправлялись одновременно и расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Поездка занимала 42 минуты, средняя скорость движения была 32 км/час.
Отношение к Царскосельской дороге было неоднозначным. Многие называли ее «увеселительной». Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в России.
13 мая 1950 г. 72 года назад , в английском городе Сильверстоуне прошла первая гонка первого чемпионата «Формулы-1».

К началу проведения современных чемпионатов мира (Гран-при) в 1950-м году история автоспорта насчитывала уже более полувека.
Еще в начале 20 века была создана и успешно функционировала Международная ассоциация признанных автоклубов AIACR, преобразованная в 1946 году в Международную автомобильную федерацию FIA. В период до Второй мировой войны ассоциация провела несколько гоночных первенств, ставших прообразом современных Гран-при (серия состязаний на Международный кубок 1900-1905 годов, чемпионаты мира для производителей гоночных автомобилей 1925-1927 годов и чемпионаты Европы 1931-1939 годов).
Популярность автоспорта постоянно росла, и в 1930-е годы автогонки приобрели репутацию одного из самых престижных и зрелищных видов спорта. Однако после окончания Второй мировой войны в Европе царила разруха, многие трассы были разрушены, заводы закрыты. Но уже 9 сентября 1945 года в Булонском лесу под Парижем прошла первая послевоенная гонка, а в 1946 году прошло уже 15 гонок – во Франции, Италии, Швейцарии и Испании.
В первых послевоенных гонках участвовали любые автомобили, которые подходили под категорию спортивных. В 1949 году Международная федерация автомобильного спорта приняла историческое решение – учредить чемпионат мира среди водителей, включив в него самые престижные национальные Гран-при.
Первый чемпионат «Формулы-1» (англ. Formula One) был проведен уже через год, 13 мая 1950 года, на трассе Сильверстоун (Великобритания), проложенной по взлетно-посадочным полосам бывшего военного аэродрома.
Стартовавший на «Альфа-Ромео» 44-летний итальянский гонщик Джузеппе Нино Фарина лидировал всю гонку от старта до финиша и победил.
Первая гонка проходила в присутствии членов британской королевской фамилии, в ней принимали участие сильнейшие гонщики мира того времени – Хуан Мануэль Фанхио, Луиджи Фаджиоли, Луи Розье, Редж Парнелл, Принц Бира и другие.
13 мая 1958 г. 64 года назад, зарегистрирована торговая марка застежки-липучки Velcrо.

13 мая 1958 года швейцарский инженер Георг де Местраль зарегистрировал торговую марку разработанной им самим застежки-липучки Velcrо (от французских слов velours – «бархат» и crochet – «крючок»). Так она называется в некоторых западноевропейских странах и сегодня.
В английском же обиходе застежке придумали другое наименование – hooks & loops («крючки и петли»). Застежка-липучка – вид текстильного крепления. В английском языке для обозначения часто используется термин «Velcro» – известный бренд, который не только является торговой маркой во многих странах, но и стал уже именем нарицательным.
Термин «velcro» происходит от французского «velours croché» – бархат с крючками, что достаточно точно описывает саму застежку. Георг де Местраль изобрел застежку-липучку еще в 1948 году. Идея пришла ему в голову, когда он гулял со своей собакой в Альпах, и она застряла в кустах репейника.
Застежка или крепление состоит из двух слоев материала: первый слой покрыт маленькими пластиковыми щетинками-крючками, второй слой покрыт тончайшими петельками. Когда один слой прижимается к другому, крючки цепляются за петельки и удерживаются в таком положении. Для отсоединения требуется приложить некоторое усилие. Расстегивание такой застежки создает характерный громкий звук.
Данный вид застежек применяется очень широко – он прост в использовании, безопасен, не требует ухода. Особое распространение «липучки» получили в производстве одежды и обуви, заменив собой другие застежки (пуговицы, молнии и тому подобное).
Применительно к военному снаряжению «липучки» используются в основном на униформе и различных деталях экипировки, в качестве застежек, а также крепления опознавательных знаков
13 мая 1991 г. 31 год назад, впервые вышла в эфир телевизионная программа «Вести».

Людей всегда интересуют события, происходящие в стране и мире. И не только развлекательные, но и культурные, политические, социальные и т.д. У людей старшего поколения особенно проявляется интерес к новостям, и наиболее часто обсуждаемой темой в среде людей старшей возрастной группы становится политика.
В советское время с экранов телевизоров люди знакомились с достижениями науки, промышленности и сельского хозяйства, международной политикой. На фоне культивировавшегося в СССР интереса к событиям, происходящим в стране, а также международной обстановке в условиях конфронтации периода «холодной войны» особое место у телезрителей занимали новости. Любители политических новостей с интересом смотрели такие передачи, как «Время», «Международная панорама», «Последние известия», «Сегодня в мире», «Человек и закон».
Изменения в политическом устройстве России в 1990-х годах, конечно же, коснулись и телевидения.
13 мая 1991 года впервые вышла в телевизионный эфир информационная программа «Вести» Всероссийской государственной телерадиокомпании. Эту передачу по праву можно отнести к ветеранам программ Российского телевидения.
У истоков создания проекта стояли – Евгений Киселёв, являвшийся одновременно и одним из ведущих программы, Олег Добродеев, ставший её главным редактором, Олег Попцов – председатель ВГТРК и генеральный директор компании Анатолий Лысенко.
Трансляция первого выпуска, который вела известная телеведущая Светлана Сорокина, началась в 17 часов по московскому времени и продолжалась 10 минут. Выход в эфир этой программы ознаменовал собой начало работы канала РТР.
С тех пор минуло много времени. График выхода программы в эфир и продолжительность её выпусков менялись. В разные годы программу вели известные российские телеведущие: Евгений Киселёв, Светлана Сорокина, Владислав Флярковский, Арина Шарапова, Дмитрий Киселёв, Сергей Брилёв, Эрнест Мацкявичюс и многие другие.
Сегодня программа «Вести» также старается донести до своих телезрителей наиболее важную и актуальную информацию. Программа выходит в эфир в разное время, а также с учётом специфики регионального телерадиовещания. Помимо основных выпусков отдельно готовятся и выходят в эфир итоговые программы, в том числе авторские, подводящие итоги событий в мире за прошедшую неделю.
Для освещения событий в регионах транслируется программа «Вести. Местное время». Правовые и криминальные новости доносит до телезрителей программа «Вести. Дежурная часть». В случае экстренных событий в стране (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, крупные аварии, террористические акты, важные новости в сфере международной политики и др.) график выхода в эфир программы «Вести» корректируется. Выходят внеплановые экстренные выпуски, в том числе транслирующие происходящее в он-лайн режиме.
Трансляция программы в наши дни осуществляется телеканалами «Россия-1», «РТР-Планета», «Россия-24». Адаптированные варианты передачи готовятся для ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.
Успешность телепрограммы «Вести» была подтверждена получением премии «ТЭФИ» в 1995 и 2001 годах. Профессионализм руководства и сотрудников вывели программу в ранг лучшей информационной программы. А 13 мая 2016 года программа «Вести» отметила свой юбилей: 25 лет со дня первого выхода в эфир. Она сумела завоевать популярность у телезрителей и признание среди телевизионных передач, найти свою аудиторию не только внутри страны, но и за рубежом.
13 мая 2000 г. 22 года назад, указом Президента в России созданы федеральные округа и институт полномочных представителей Президента РФ в них.

13 мая 2000 года вышел Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Этим же Указом в России были созданы семь федеральных округов и утвержден их перечень.
Таким образом был преобразован существовавший ранее институт полномочных представителей Президента в регионах России в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. Это было сделано в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.
Полпред является должностным лицом, представляющим Президента в пределах соответствующего федерального округа. Он обязан обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ.
Полпред подчиняется непосредственно Президенту РФ и подотчетен исключительно ему. Он назначается на должность и освобождается от нее главой государства, по представлению руководителя Администрации президента, на срок, определяемый Президентом, но не превышающий срока исполнения главой государства своих полномочий.
В задачи этого должностного лица входит, прежде всего, организация контроля над исполнением в федеральном округе решений федеральных органов власти, представление Президенту регулярных докладов о положении дел в регионе, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации и т.д.
Система федеральных округов, образованная согласно Указу, представляет собой совокупность нескольких (первоначально — семи) структурных единиц нового политического деления России. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления страны и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом.
В момент их учреждения в 2000 году было создано 7 федеральных округов — Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа Президента РФ Д.Медведева от 19 января 2010 года. В марте 2014 года указом Президента РФ В.Путина был создан девятый федеральный округ — Крымский, в состав которого входят два субъекта — Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Третье изменение произошло в 2016 году, когда Крымский федеральный округ вошёл в состав Южного федерального округа. А четвёртое изменение — в 2018-м — Бурятия и Забайкальский край перешли из Сибирского федерального округа в Дальневосточный.
Почти все округа состоят преимущественно или только из субъектов федерации. Единственным из округов, который почти полностью состоит из республик, является Северо-Кавказский округ. В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полпреда президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств.
Персоны:

13 мая 1804 (218 лет назад) — 5 октября 1860 (162 года назад).
Алексей Степанович Хомяков родился (1) 13 мая 1804 года в селе Спешнево-Ивановское под Москвой. Как было принято в старинных дворянских семьях, получал образование дома. В возрасте 17 лет, в 1821 году, стал кандидатом математических наук. Занялся литературной деятельностью, очень часто печатался (переводы, стихи), серьезно увлекся философией.
В 18 лет Хомяков поступает на военную службу в Астраханский кирасирский полк. Продолжает службу через год в конной гвардии Петербурга. В 1825 году уходит со службы, чтобы заняться живописью, литературой, философией. Уезжает за границу, где пишет знаменитую драму «Ермак».
Интересы и деятельность Хомякова очень широки: богослов и философ, историк, экономист, создающий планы освобождения крестьян, автор нескольких технических изобретений, лингвист, поэт, полиглот, драматург, врач, живописец.
Когда началась русско-турецкая война в 1828 году, Хомяков принимает в ней участие и после окончания в 1829 году выходит в отставку. Решив заняться хозяйством, уезжает в своё имение, там продолжает вести активную литературную деятельность, пишет статьи в различные журналы.
Хомякова считают основоположником славянофильства. Основные положения этого течения были изложены им в статье «О старом и новом», опубликованной в 1839 году. За год до этого он начал работу над своим основным трудом «Записка о всемирной истории».
Принимая активное участие в общественной деятельности, Хомяков выступает как либерал за отмену крепостного права, смертной казни, за введение таких свобод, как свобода слова, печати и др. С 1850 года его взгляды очень сильно связаны с богословием, религиозными вопросами, историей русского народа и православия.
Несмотря на свои либеральные взгляды, Алексей Степанович считал, что монархия – это единственно приемлемый для России путь, и выступал за созыв «Земского собора», надеясь, что он уберет противоречия между властью и землей, возникшие в России после реформ Петра Великого.
Умер Алексей Степанович Хомяков (23 сентября) 5 октября 1860 года во время холеры, которой заразился, леча крестьян в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии.

13 мая 1840 (182 года назад) — 15 декабря 1897 (125 лет назад).
Альфонс Доде (фр. Alphonse Daudet) родился 13 мая 1840 года в Ниме (Прованс, Франция). Его отец, владелец шелковой фабрики, разорился. Еще будучи подростком, Альфонс по окончании средней школы стал работать помощником учителя. В семнадцать лет он переехал в Париж, чтобы стать журналистом. Об этом времени он впоследствии написал роман «Малыш» (1868).
Альфонс Доде сотрудничал с несколькими газетами как театральный критик и репортер. В течение пяти лет он был секретарем президента Законодательного корпуса Второй Империи герцога де Морни, а после его смерти стал зарабатывать исключительно писательским трудом.
Известным Альфонс Доде стал после выхода книги рассказов и очерков о Провансе «Письма с моей мельницы» в 1869 году. В творчестве писателя выделяются два основных направления: ироническое и натуралистическое. К первому направлению и относятся «Письма с моей мельницы», а также самое известное произведение Доде – роман-трилогия «Тартарен из Тараскона».
Вторую группу составляют большие романы, действующие лица которых списаны автором с реальных людей. Например, роман «Фромон младший и Рислер старший», увидевший свет в 1874 году, описывает жизнь рабочего квартала Парижа. Героиней романа «Сафо», вышедшего в 1884 году, является падшая женщина, стремящаяся изменить свою жизнь. Другие романы реалистического направления – «Джек» (1876), «Набоб» (1877) и «Короли в изгнании» (1879).
Альфонсу Доде также принадлежит ряд пьес и несколько книг литературных воспоминаний.
Умер Альфонс Доде в Париже 15 декабря 1897 года.

13 мая 1857 (165 лет назад) — 16 сентября 1932 (90 лет назад).
Рональд Росс (англ. Ronald Ross) родился 13 мая 1857 года в Альморе (Британская Индия), в семье офицера британской армии. Когда мальчику исполнилось восемь лет, он был отправлен на обучение в Англию. Несмотря на то, что Рональд рос творческим ребенком – он мечтал стать писателем, артистом или музыкантом, опубликовал множество стихов, пьес и романов – отец настоял, чтобы сын посвятил себя медицине.
В 1874 году Росс поступил в медицинский колледж при больнице св. Варфоломея. После окончания колледжа Рональд начал работать медиком в британской организации «Медицинская служба Индии».
Первые годы работы он большую часть времени посвящал изучению математики и литературному творчеству. Несколько позже распространение малярии в Индии побудили Росса заняться изучением причин этой болезни. В 1888 году он едет в Англию, где слушает курс по бактериологии. По возвращению занимается исследованием крови больных малярией.
Росс сомневался в существующей на тот момент теории, что заражение малярией происходит через воздух. Он написал несколько статей, в которых пытался доказать, что малярия обусловлена накоплением в крови кишечных ядов.
В 1894 году Росс снова едет в Англию. Там судьба его свела с Патриком Мэнсоном – врачом-паразитологом. Мэнсон сообщил Россу свое предположение о том, что малярия также может передаваться при комариных укусах, однако, он не мог это доказать. Предположение сразу сильно заинтересовало Росса. Он решает исследовать эту теорию экспериментально.
В 1902 году Россу была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за работу по малярии, в которой он показал, как возбудитель попадает в организм, и тем самым заложил основу для дальнейших успешных исследований в этой области и разработки методов борьбы с малярией».
Умер Рональд Росс 16 сентября 1932 года в Лондоне.

10 октября 1861 (161 год назад) — 13 мая 1930 (92 года назад).
Фритьоф Нансен (норв. Fridtjof Nansen) родился 10 октября 1861 года неподалеку от Кристиании (ныне Осло).
Уже в 20 лет он принял участие в плавании по Северному Ледовитому океану на одном из судов тюленепромышленной компании. Путешествие имело решающее значение для направления его последующей деятельности.
В 1883 году, после окончания университета, он совершает путешествие в воды Гренландии на зверобойном судне «Викинг». Вернувшись, Нансен ставит перед собой труднейшую задачу – переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного берега её до западного.
Экспедиция отправилась в путь в 1888 году. Вместе с пятью товарищами 3 октября 1888 года он достиг западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы. Они вернулись в Норвегию и были чествуемы всей нацией.
Закончив с анализом полученных результатов, Фритьоф приступил к подготовке к еще более смелой и грандиозной экспедиции — к Северному полюсу.
Прежние наблюдения убедили его в существовании сильного восточно-западного течения, которое должно было направляться от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. Нансен разработал проект судна («Фрам»), достаточно сильного для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. План заключался в плавании этого судна по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Команда должна была остаться на борту судна, пока оно дрейфовало бы вместе со льдами к Северному полюсу и проливам между Шпицбергеном и Гренландией.
Экспедиция стартовала в июне 1893 года. К сентябрю «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу к Гренландии. Дрейф «Фрама» шел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он предпринял попытку броска к полюсу, и в марте 1895 года в сопровождении Йохансена покинул корабль. Они не достигли полюса, но подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники.
Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке. Летом 1896 года туда прибыла английская экспедиция Джексона, на судне которой он и вернулся 13 августа домой, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам», блестяще закончивший свой исторический дрейф.
Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции и написал ряд работ, занимаясь одновременно общественной деятельностью. Он был послом Норвегии в Великобритании, представителем Норвегии в США, в 1920-1921 годах верховным комиссаром Лиги наций по делам репатриации военнопленных из России. В 1921 году по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья.
В 1922 году он был удостоен Нобелевской премии мира.
Умер Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года, переутомившись после лыжной прогулки.

24 декабря 1901 (120 лет назад) — 13 мая 1956 (65 лет назад).
Александр Александрович Фадеев родился (11) 24 декабря 1901 года в селе Кимры Тверской губернии. Он вырос в семье профессиональных революционеров, в 1918 году вступил в компартию, участвовал в боях гражданской войны. В 1921-1922 годах Фадеев учился в Московской горной академии, в 1924-1926 годах находится на партийной работе в Ростове-на-Дону и Краснодаре.
Александр смолоду начал писать. Первым опытом была повесть «Разлив» (1922-1923), а уже следующая работа — роман «Разгром» — привела его к решению стать профессиональным писателем. «Разгром», хоть и принёс ему славу и признание, но отчасти отнял творчество – Фадеев стал видным литературным и общественным деятелем, долгое время занимая руководящие посты в различных писательских объединениях и организациях.
Он был вхож к Сталину, даже пользовался его благосклонным отношением, о чем свидетельствует приглашение на празднование 60-летия вождя, которое проходило в узком кругу соратников.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны Фадеев пишет роман о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли. Книга вышла в 1946 году и была подвергнута резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии – фактически Фадеев получил «нагоняй» от самого Сталина. Писателю пришлось учесть пожелания, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия».
Стоя у руля писательской организации, чувствуя себя солдатом на посту, Фадеев проводил в жизнь репрессивные решения партии и правительства по отношению к своим коллегам: Зощенко, Ахматовой, Платонову, участвовал в компании по борьбе с космополитизмом.
Но он же проявлял искреннее участие и поддержку в судьбе многих нелюбимых властями литераторов – Пастернака, Заболоцкого, Гумилёва.
Тяжело переживая такое раздвоение, он страдал бессонницей, впал в депрессию. В последние годы Фадеев пристрастился к спиртному и впадал в долгие запои. 13 мая 1956 года, не в силах выдержать конфликт с совестью, Фадеев покончил с собой. Он застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино.
Последний его роман – «Черная металлургия» – остался незавершенным.

13 мая 1937 (85 лет назад) — 14 июня 1995 (27 лет назад).
Знаменитый писатель-фантаст Роджер Желязны – лидер движения Новой волны в научной фантастике, когда фантасты перенесли внимание с роботов и космических кораблей на человека и его внутренний мир.
Роджер Джозеф Желязны (англ. Roger Joseph Zelazny) родился 13 мая 1937 года в городе Евклид (штат Огайо, США). Его отец был поляком, а мать – ирландкой. В десять лет Роджер начал писать сказки.
Окончив школу, он поступил на психологическое отделение в кливлендский Университет Вестерн-Резерв, а затем перешел на отделение английской словесности. В 1962 году Желязны получил степень магистра в Колумбийском Университете.
Желязны увлекался восточными единоборствами, писал стихи и фантастические рассказы, изучал хинди и японский язык, занимался медитацией и мистикой. Шесть месяцев отслужил в Национальной гвардии США.
Его первый рассказ был опубликован в 1962 году. За повесть «Роза для Экклезиаста» он получил первую премию «Хьюго» в 1963 году. В 1965 году он получил ещё одну премию «Хьюго» и сразу две премии «Небьюла».
В 1968 году Желязны завел литературного агента, уволился со службы и занялся целиком писательской деятельностью. В 1975 году вместе с семьей переехал в Санта-Фе, где написал большинство своих самых известных произведений: 9 из 11 романов «Хроник Амбера», «Мост из пепла», «Знаки дороги», «Вариант Единорога», «Здесь бывают драконы» и другие.
Всего Роджер Желязны является автором 20 романов и четырех сборников рассказов. Шесть раз он удостаивался премии «Хьюго», три раза – премии «Небьюла», один раз – французской премии «Аполло», а также премии журнала «Локус» за создание «Хроник Амбера».
Скончался известный писатель Роджер Желязны 14 июня 1995 года в больнице Сент-Висент города Санта-Фе (штат Нью-Мексико, США).

6 января 1939 (83 года назад) — 13 мая 2002 (20 лет назад).
Валерий Васильевич Лобановский родился в Киеве 6 января 1939 года. В детстве, как и многие мальчишки, мечтал стать шофером и очень любил игрушечные машинки. Семья считала, что после школы мальчик выберет техническую профессию и станет инженером.
С ранних лет у Валеры проявляются главные черты характера и жизненные принципы: стойкость духа, постоянство взглядов, настойчивость. В 13 лет он начал играть в футбол в спортивной детской школе. Футбол стал для него важнейшим делом, но он решил, что сможет совместить его с учебой в институте и поступил в Киевский политех.
Свою футбольную карьеру Лобановский начал в киевском «Динамо» в 1958 году. В Киеве он провел шесть лет, затем играл в одесском «Черноморце» (1965-1966) и донецком «Шахтере» (1967-1968). Всего в чемпионатах СССР он провел 258 матчей, забил 71 мяч. Стал серебряным призером 1960 года, чемпионом СССР 1961 года, обладателем Кубка СССР 1964 года. За сборную СССР он провел два матча, за олимпийскую сборную СССР – семь матчей.
Карьеру тренера Валерий Лобановский начал в «Днепре» в 1969 году и вывел команду в высшую лигу, а с 1974 года стал тренировать киевское «Динамо», с которым выиграл восемь чемпионатов СССР, шесть Кубков СССР, два Кубка Кубков, европейский Суперкубок, пять чемпионатов Украины и три Кубка Украины.
Именно благодаря ему советский футбол впервые получил мировое признание. В 1975-1976, 1982-1983, 1986-1990 годах Лобановский тренировал сборную СССР.
В 1975 году он был признан лучшим тренером мира. Под его руководством команда Советского Союза провела 77 матчей, одержала 42 победы и потерпела всего 16 поражений, 19 встреч были сведены вничью. Со сборной СССР Лобановский завоевал второе место на Чемпионате Европы-1988 и 3-е место на Олимпиаде-1976.
Валерий Лобановский тренировал сборные Объединенных Арабских Эмиратов (1990-1993) и Кувейта (1994-1996), благодаря ему команды показали успешные результаты. С марта 2000 года Лобановский находился на посту главного тренера сборной Украины.
7 мая 2002 года во время матча «Металлург» (Запорожье) — «Динамо» (Киев) Лобановскому стало плохо. Прямо с тренерской скамьи он был доставлен в больницу Запорожья с диагнозом «инсульт». Неделю врачи боролись за его жизнь, но спасти великого тренера не удалось… 13 мая 2002 года Валерий Васильевич Лобановский скончался.
15 мая 2002 года финал Лиги чемпионов начался с минуты молчания в память о великом игроке и тренере.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".