16 января

16 января

международный флажокВсемирный день «The Beatles».

The Beatles
С 2001 года по решению ЮНЕСКО отмечается Всемирный день «The Beatles»

Сегодня, 16 января, из колонок и наушников настоящих меломанов звучат «Yesterday», «Yellow Submarine», «Let It Be» и другие творения одной из самых популярных музыкальных групп всех времен и народов — легендарной четверки из Ливерпуля. С 2001 года по решению ЮНЕСКО 16 января отмечается Всемирный день «The Beatles» (World Beatles Day).

 

международный флажокДень Ледовара.

машина для очистки льда
Процесс «варки льда» очень кропотливый…

16 января все заливщики льда – и профессиональные, работающие на больших ледовых аренах, и любители, заливающие катки во дворах для детворы, – отмечают свой профессиональный праздник.


Именины:

Василий, Гордей, Ирина.


Хроника знаменательных событий в истории.

16 января 27 г. до н.э. 2048 лет назад, Октавиан получил титул Августа.

Гай Октавиан Август
Гай Октавиан Август (Bourdon Sebastien — Augustus before the Tomb of Alexander — GJ-2111)

 

16 января 1920 г. 101 год назад, сухой закон в США закреплен Конституцией.

Сухой закон в США
Сухой закон в США был закреплен Конституцией

 

16 января 1957 г. 64 года назад, в Ливерпуле открылся клуб «Пещера», где начинали свою дорогу к славе «Битлз».

Клуб "Пещера" в Ливерпуле
Здесь начинали свою дорогу к славе «Битлз»

 

16 января 1963 г. 58 лет назад, Никита Хрущев заявил миру о создании в СССР водородной бомбы.

Хрущев
Хрущев заявил о создании водородной бомбы в СССР

Персоны:

Никола Леблан, французский химик-технолог.
Никола Леблан
Никола Леблан

6 декабря 1742 (279 лет назад) — 16 января 1806 (215 лет назад).
Никола Леблан (фр. Nicolas Leblanc) родился 6 декабря 1742 года в Ивуа-ле-Пре (департамент Шер). О его жизни сохранилось мало сведений. Известно, что он изучал медицину, слушал лекции по химии Г.Руэля в Ботаническом саду Парижа. С 1780 года работал врачом в Орлеане. В годы французской революции был управляющим пороховыми и селитряными производствами Арсенала и занимал ряд выборных должностей в революционных органах.

В 1791 году Никола Леблан получил патент на «Способ превращения глауберовой соли в соду». Свою технологию получения соды Леблан предложил герцогу Филиппу Орлеанскому, личным врачом которого он был.

Тогда герцог подписал с Лебланом соглашение и выделил ему двести тысяч серебряных ливров на строительство завода. Содовый завод в пригороде Парижа Сен-Жени назывался «Франсиада – Сода Леблана» и ежедневно давал 100-120 кг соды. Во время Французской революции в 1793 году герцог Орлеанский был казнен, собственность его конфискована, а содовый завод и сам патент Леблана – национализированы.

Лишь через семь лет Леблану вернули разоренный завод, восстановить который ему уже не удалось. Последние годы Леблана прошли в нищете в Сен-Дени, а 16 января 1806 года он покончил жизнь самоубийством.

Технологию производства соды по Леблану использовали во многих странах Европы. Впоследствии был открыт более экономичный метод, изобретенный бельгийским инженером-химиком Эрнестом Сольве.

Екатерина Дашкова, русский литературный деятель, княгиня.
Екатерина Романовна Дашкова
Екатерина Романовна Дашкова

28 марта 1743 (278 лет назад) — 16 января 1810 (211 лет назад).
Екатерина Романовна Дашкова (в девичестве Воронцова), русский литературный деятель, княгиня, писательница, была дочерью графа Романа Илларионовича Воронцова от брака с Марфой Ивановной Сурминой и родилась (17) 28 марта 1743 года (по другим данным — 1744 года) в Санкт-Петербурге.

Крестница императрицы Елизаветы Петровны и великого князя Петра Федоровича, она в два года лишилась матери и была взята на воспитание в дом дяди – государственного канцлера М.И. Воронцова.

В шестнадцать лет вышла замуж за князя Михаила Дашкова, известного аристократа, ведущего свои корни от Рюриковичей, и переехала с ним в Москву, где жила несколько лет в кругу семьи мужа.

Возвратилась в Санкт-Петербург за год до кончины императрицы Елизаветы Петровны и получила приглашение бывать при дворе великого князя и его супруги, где сблизилась с Екатериной Алексеевной и приняла участие в дворцовом перевороте (28 июня) 9 июля 1762 года.

Екатерина Дашкова считала, что императрица обязана ей престолом, и потому ждала исключительной благодарности. Не заняв первого места в окружении императрицы, удалилась от двора. Скептицизм императрицы в оценке роли Дашковой привел к их взаимному отчуждению.

В 1764 году скончался муж Дашковой. Через некоторое время она отправляется в путешествие сначала по России, потом и за ее пределы. Посетила Германию, Великобританию, Голландию, Францию, Италию, Швецию; встречалась с Дидро, Вольтером, Смитом. За границей за Дашковой утвердилась слава просвещенной женщины своего времени, друга философов.

Окончательно Дашкова вернулась в Россию летом 1782 года. Императрица осыпала ее различными знаками внимания; княгиня вошла в кружок близких императрице людей. В 1783 году она была назначена директором Санкт-Петербургской Академии наук и возглавляла её до 1794 года, став первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. Дашкова заметно оживила научно-просветительскую и издательскую деятельность Академии, улучшила хозяйственную часть.

По её предложению и на основе разработанного ею устава была также учреждена в 1783 году Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка. Дашкова стала её первым председателем.

Главным научным предприятием российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». В этом коллективном труде Дашковой принадлежит собирание слов на буквы Ц, Ш, Щ, дополнения ко многим другим буквам; она также много трудилась над объяснением слов (преимущественно обозначающих нравственные качества).

Воцарение императора Павла I повлекло за собой отстранение Дашковой от всех должностей, а в 1796 году она получила официальную отставку и была выслана в имение Коротово Новгородской губернии. После смерти Павла I жила попеременно в Москве и Санкт-Петербурге, занималась хозяйственной деятельностью, вела обширную переписку, сотрудничала с различными журналами.

Скончалась Екатерина Романовна Дашкова (4) 16 января 1810 года в Москве.

Лео Делиб, французский композитор.
Клеман Филибер Лео Делиб
Клеман Филибер Лео Делиб

21 февраля 1836 (185 лет назад) — 16 января 1891 (130 лет назад).
Клеман Филибер Лео Делиб (фр. Clément Philibert Léo Delibes) родился 21 февраля 1836 года в Сен-Жермен-Дю-Валь (сегодня входит в состав города Ла-Флеш), в семье почтового служащего и дочери певца «Опера комик». После смерти отца в 1847 году семья переехала в Париж.

Лео учился в Парижской консерватории у Адана и Ф.Базена (композиция), Ф.Бенуа (орган), Ф.Ле-Куппе (фортепьяно). С 1853 года работал концертмейстером в «Лирическом театре» в Париже и органистом одной из церквей. В 1855 году было поставлено первое сценическое произведение Делиба – оперетта «На два су угольков».

В 1865-1872 годах служил хормейстером в Гранд-Опера. В 1866 году на сцене этого театра был поставлен балет Делиба «Ручей», сочиненный вместе с Л.Минкусом.

Широкую известность Делибу принес его балет «Коппелия», написанный по новелле Гофмана. С успехом прошла в Париже в 1873 году и первая опера Делиба (комическая) «Так сказал король». Последующие произведения Делиба, балет «Сильвия, или Нимфа Дианы» на сюжет «Аминты» Т.Тассо (на нашей сцене под названием «Фадетта»») и опера «Лакме», упрочили славу композитора.

В 1881 году Делиб был приглашен профессором по классу композиции в Парижскую консерваторию, а в 1884 году был избран членом института Франции.

Наиболее популярным произведением Делиба является опера «Лакме» на романтико-экзотический сюжет. В балетах Делиб отказался от обычной в те годы дивертисментной музыки, служившей лишь сопровождением к танцам. На основе принципов, близких к лирической опере, он стремился к симфонизации балета, пытался создать произведения с музыкальной обрисовкой характеров действующих лиц.

Балеты Делиба, в которых отразились лучшие черты его дарования, очень высоко ценил П.Чайковский.

Лео Делиб умер в Париже 16 января 1891 года.

Викентий Вересаев, русский и советский писатель и переводчик.
Викентий Викентьевич Вересаев

16 января 1867 (153 года назад) — 3 июня 1945 (75 лет назад).

Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая его фамилия – Смидовский) родился (4) 16 января 1867 года в Туле. Его отец был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своем доме первый в Туле детский сад.

В 1884 году Викентий окончил Тульскую классическую гимназию с серебряной медалью и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После окончания университета он учился на медицинском факультете Дерптского университета. В 1894 году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Боткинскую больницу в Петербурге.

В возрасте 14 лет Викентий начал писать стихи и делать переводы. В 1887 году был опубликован его первый рассказ «Загадка».

С 1895 года Вересаев увлекся марксизмом, сблизился с социал-демократами. И стал свои произведения использовать для выражения своих политических взглядов, где герои — это люди, разочаровавшиеся в народничестве, а также революционеры-марксисты (повести — «Без дороги», «На повороте», «Поветрие»). Кроме этого, он писал о быте рабочих и крестьян (повесть «Два конца», рассказы).

Большой резонанс в обществе вызвали его «Записки врача», в которых он раскрывает картину ужасающего состояния врачебного дела в России. В 1901 году Вересаев был выслан в Тулу, а в 1902 году уехал в Европу, затем в Крым. В качестве военного врача принимал участие в русско-японской войне 1904-1905 годов, впечатления от которой вылились в сборник «На японской войне».

После 1917 года он полностью посвящает себя литературе, пишет романы «В тупике», «Сестры», документальные исследования о Пушкине и Гоголе, воспоминания. Вересаев перевел на русский язык многие произведения древнегреческой литературы, в числе которых «Илиада» и «Одиссея».

Умер Викентий Викентьевич Вересаев 3 июня 1945 года в Москве.

Михаил Пришвин, русский и советский писатель, автор произведений о природе.
Михаил Михайлович Пришвин

4 февраля 1873 (147 лет назад) — 16 января 1954 (66 лет назад).

Михаил Михайлович Пришвин, певец русской природы, родился (23 января) 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской губернии. Его отец был купцом, который промотал своё состояние и оставил семью без средств к существованию.

Благодаря матери, детям удалось получить образование. В 1883 году Михаил начал учебу в Елецкой гимназии, но в 4-м классе был отчислен за дерзость. Учебу он продолжил сначала в Тюменском реальном училище, затем в Рижском политехническом институте. За увлечение марксизмом был арестован, год провел в тюрьме и два года – в ссылке.

После окончания университета Лейпцига в 1902 году работал агрономом в Луге, писал статьи по специальности и художественные рассказы. Первый рассказ «Сашок» был опубликован в 1906 году в журнале «Родник». После путешествия писателя по Северу появляются очерки «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком».

Во время Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом, а после ее окончания – сельским учителем. В 1937 Пришвин поселился в Москве.

Он очень много писал, и главной темой его творчества была природа, которая выписана с особым изяществом и любовью: фенологические записки «Календарь природы», цикл миниатюр «Лесная капель», сказка-быль «Кладовая солнца», повесть-сказка «Корабельная чаща» и другие произведения, многие из которых вошли в золотой фонд советской детской литературы и переведены на иностранные языки.

Скончался Михаил Михайлович Пришвин в Москве 16 января 1954 года и похоронен на Введенском кладбище.

Аристарх Лентулов, русский художник, авангардист.
Аристарх Васильевич Лентулов
Аристарх Васильевич Лентулов

16 января 1882 (139 лет назад) — 15 апреля 1943 (78 лет назад).
Аристарх Васильевич Лентулов родился в селе Воронье Пензенской губернии (4) 16 января 1882 года в семье священника. Живописи учился в Пензенском художественном училище имени Н.Д. Селиверстова, Киевском художественном училище и студии Д.Н. Кардовского в Петербурге. Аристарх Лентулов являлся одним из организаторов объединения художников «Бубновый валет» в 1910 году.

Его ранние картины близки по духу картинам-панно в духе кружка «Голубая роза». Переработав идеи кубизма и фовизма, Лентулов создал собственный тип футуристического панно, рассматривающего мир как калейдоскоп изменяющихся красок и форм («Победный бой», 1914).
Особенно известен Лентулов как создатель образов старинной церковной архитектуры, праздничных, феерических («Василий Блаженный», 1913; «Колокольня «Иван Великий»», 1915). В картинах использовались кусочки бумаги, ткани и фольги.
Революция виделась Лентулову как праздник обновления. Он работал в качестве сценографа, оформив в 1918 году постановку «Прометея» А.Н. Скрябина в Большом театре, в 1934 году – «Испанского священника» Д.Флетчера во 2-м МХАТе. Как педагог Аристарх Лентулов работал во ВХУТЕМАСе и других художественных институтах в 1919–1943 годах.
В станковой живописи Лентулов преуспел как пейзажист, его работы 1920-х годов близки экспрессионизму. Он попытался писать в духе соцреализма, но безуспешно.

Умер Аристарх Лентулов 15 апреля 1943 года в Москве.

Фрэнк Замбони, американский инженер, изобретатель ледового комбайна.
Фрэнк Замбони

16 января 1901 (119 лет назад) — 27 июля 1988 (32 года назад).
Фрэнк Замбони (англ. Frank Joseph Zamboni) родился 16 января 1901 года в американском штате Юта, в семье итальянских иммигрантов. В возрасте 19 лет он вместе с семьей переехал в пригород Лос-Анджелеса. Именно там Фрэнк и его брат Джордж начали работать автомеханиками. Позже юноша учился в Чикаго, изучал бизнес, а в 1922 году вместе с младшим братом Лоуренсом открыл собственное дело.

В 1927-м братья Замбони начали изготавливать ледовые блоки. Этот бизнес продлился до конца 1930-х, после чего они продали его, оставив себе лишь холодильное оборудование, с помощью которого решили открыть собственный каток. Каток был открыт уже в 1940 году и оказался очень популярным, не в последнюю очередь из-за качества ледового покрытия. Кстати, каток работает и по сей день – и до сих пор принадлежит семейству Замбони.

На катке для поддержания льда в приличном состоянии уходило очень много времени, и в какой-то момент Фрэнк пришел к выводу, что пора механизировать ручной труд. В 1949 году он изобрел машину, которая шлифовала и выравнивала лед. За 15 минут чудо-комбайн делал то, что до этого делали за полтора часа пять человек. Комбайн назвали ресурфейсер, а патент на свое изобретение Замбони получил в 1953 году.

Вскоре спрос на ледовые комбайны Фрэнка Замбони стал столь высоким, что компания Frank J. Zamboni & Co., начинавшаяся как небольшой семейный бизнес, стала процветать. Был открыт дополнительный завод в штате Онтарио, появился офис в Швейцарии. Марка ледовых комбайнов Zamboni стала номером один в мире по производству ледовой техники.

Немалую рекламу ледовым машинам Фрэнка Замбони сделала Соня Хени – легенда фигурного катания и звезда кино, а настоящим триумфом стали Олимпийские игры 1960 года, после которых заказы на ледовые комбайны начали приходить со всего мира.

Фрэнк Замбони дожил до 87 лет и умер от рака легких 27 июля 1988 года в Парамаунте (штат Калифорния, США). За годы работы компания продала более 10 тысяч ледовых комбайнов, а имя изобретателя в 2006 году попало в Зал Славы мирового фигурного катания.

Павел Нилин, советский писатель, киносценарист.
Павел Филиппович Нилин
Павел Филиппович Нилин

16 января 1908 (112 лет назад) — 2 октября 1981 (39 лет назад).
Павел Филиппович Нилин родился (3) 16 января 1908 года в Иркутске, в семье ссыльного поселенца из крестьян. Начал свою трудовую жизнь как слесарь, кочегар, сотрудник уголовного розыска. На основе этого опыта он писал свои первые заметки и фельетоны и публиковал их в иркутской газете «Власть труда».

Павел Нилин много ездил по стране. С 1929 года он жил в Москве, работал в газетах «Гудок», «Известия», «Совхозная газета», журнале «Наши достижения». Его первая книга – «Человек идет в гору. Очерки обыкновенной жизни» вышла в 1936 году и была посвящена шахтерам Донбасса. Писалась она в духе времени, о «героях труда» и «ударниках пятилеток», тем не менее была достоверной и доброй.

По мотивам рассказа писателя «Любимая девушка» в 1940 году был поставлен фильм с тем же названием. Признание к Павлу Нилину пришло после того как по его сценарию режиссером Л. Луковым была снята первая серия фильма «Большая жизнь» (на основе сюжета романа «Человек идет в гору»).

Во время Великой Отечественной войны Нилин являлся военным корреспондентом газеты «Правда», писал очерки и рассказы о жизни солдат на фронте. После войны вышла 2-я серия фильма «Большая жизнь», посвященная восстановлению разрушенного войной Донбасса. Фильм вызвал вал критических статей, которые тяжело воспринимались Нилиным.

В 1950-1960-е годы он обращается к нравственным и социальным проблемам реальной действительности (рассказы «Жучка», «Знакомство с Тишковым», «Марья Ивановна»). Затем он пишет повести «Испытательный срок» и «Жестокость», по их мотивам поставлены одноименные фильмы.

Среди других произведений Нилина известны рассказы «Дурь» (1973), «Впервые замужем» (1978), по которому поставлен одноименный фильм, очерки, путевые заметки.

Умер Павел Филиппович Нилин в Москве 2 октября 1981 года.

Юрий Герман, советский писатель, драматург, киносценарист.
Юрий Павлович Герман

4 апреля 1910 (110 лет назад) — 16 января 1967 (53 года назад).

Юрий Павлович Герман родился (22 марта) 4 апреля 1910 в Риге, в семье поручика. Во время первой мировой войны отец был на фронте, мать отправилась за ним сестрой милосердия, взяв с собой сына. Всю войну он сопровождал на фронтах родителей.

После войны учился в Курске, где в «Курской правде» был напечатан его первый рассказ, затем – очерки, фельетоны и «всякая газетная мелочь». Автору было 16 лет.

После жил в городе Дмитрове, руководил драматическим кружком. Здесь написал свой первый роман «Рафаэль из парикмахерской», позже изданный в Москве. Чувствуя необходимость профессионального образования, едет в Ленинград и поступает в техникум сценических искусств, выпускавший руководителей самодеятельности.

Но ему не понравилась программа: учили танцам, технике речи, фехтованию. Ушел, начал работать на металлическом заводе чернорабочим, на досуге писал, печатался в журнале «Юный пролетарий», затем работал в редакции газеты бумажной фабрики. Здесь познакомился с немецкими специалистами, приехавшими в СССР. Возник замысел написать роман об этом.

В 1931 году вышел роман «Вступление», положительно оцененный М.Горьким. Затем появился роман «Бедный Генрих» (1934).

Став профессиональным писателем, все свое время отдавал литературному творчеству. В 1934–1936 годах он пишет роман «Наши знакомые», затем – повести «Лапшин» и «Алексей Жмакин» (1937–1938), переработанные впоследствии в роман «Один год» (1960).

Во время Великой Отечественной войны служил на Северном флоте военным корреспондентом ТАСС и Совинформбюро, много публиковался в газетах.

В послевоенные годы пишет киносценарии «Пирогов», «Дело Румянцева», «Белинский», «Дорогой мой человек», работает над романом «Россия молодая», вышедшим в 1952 году. В 1956 году вышел роман «Подполковник медицинской службы», в 1957 году – «Дело, которому ты служишь».

16 января 1967 года Юрий Павлович Герман скончался в Ленинграде.

Ефим Хайдуров, оветский спортсмен (пулевая стрельба), конструктор-оружейник, тренер.
Ефим Леонтьевич Хайдуров
Ефим Леонтьевич Хайдуров

16 января 1925 (96 лет назад) — 24 декабря 2012 (9 лет назад).
Выдающийся конструктор спортивных пистолетов и револьверов, создавший великолепные образцы спортивного оружия, сам известный спортсмен и тренер, вписавший золотые страницы в историю стрелкового спорта – Ефим Хайдуров всю свою жизнь посвятил созданию оружия и развитию стрелкового спорта.

Ефим Леонтьевич Хайдуров родился 16 января 1925 года в селе Мольта Иркутской области. В 1933 году семья переехала в Улан-Удэ, где Ефим окончил школу, а в 1943 году был призван в армию. Но на фронт он не попал – после окончания Ульяновского военного училища его, как лучшего выпускника, направили шифровальщиком в Генштаб, где он и прослужил до конца Великой Отечественной войны.

Вернувшись домой Хайдуров увлекся стрелковым спортом, стал участвовать в различных соревнованиях, показывая неплохие результаты, и вскоре попал в сборную команду Бурятии. А поступив в Московский механический институт (на третьем курсе перешел в МВТУ им. Баумана) продолжил свои тренировки в Москве. В 1951 году Хайдуров стал чемпионом страны по стрельбе из пистолета, еще через два года на первенстве ДОСААФ выполнил норматив мастера спорта по пулевой стрельбе, а в 1955-м – уже вошел в сборную СССР.

Сам будучи спортсменом, Ефим понимал, что команда остро нуждается в отечественном оружии (тогда советские стрелки использовали импортные револьверы). Тогда в 1959 году он, еще студент МВТУ им. Баумана, сумел уговорить руководство училища разрешить ему защиту диплома по созданной им самим конструкции спортивного пистолета. Хайдуров сам изготовил три опытных образца малокалиберного пистолета, получившего название «Х-1МТ». После чего не только защитил диплом с отличием, но и получил авторское свидетельство на свое изобретение (в 1962 году под индексом ТОЗ-35 этот пистолет был запущен в производство и сегодня, много лет спустя, остается одним из самых популярных у стрелков всего мира).

В 1961 году на Тульском оружейном заводе Хайдуров уже разрабатывал спортивный револьвер для сборной страны. Сумев в максимально короткие сроки (всего за несколько месяцев) не только разработать, но и изготовить опытный образец спортивного револьвера ТОЗ-36, он сам с ним в октябре 1962 года уже принимал участие в Чемпионате мира в Каире. И не просто принимал участие – Хайдуров, стреляя из этого оружия, стал рекордсменом и чемпионом мира в командном зачете и серебряным призером в личном.

Надо сказать, что дальнейшая судьба этих двух его первых изобретений – весьма успешна. Так, ТОЗ-35, выйдя в серийное производство, быстро распространился среди спортсменов не только СССР, но и других стран. ТОЗ-36 и его модификация ТОЗ-49 и сегодня остаются основными среди отечественных спортивных револьверов. Советские и российские стрелки успешно выступали с ними на всех крупнейших международных соревнованиях и неоднократно становились чемпионами мира и Европы, победителями Олимпиад.

Следующий свой пистолет Хайдуров создавал вместе с другим оружейником В.А. Разореновым. В 1964 году они в срочном порядке к Олимпиаде 1964 года разработали для сборной СССР пистолет ХР-64 и сделали три его экземпляра всего за 72 (!) дня. Превосходные технические качества эта модель не раз доказала в последующие годы на различных соревнованиях и стрельбах, а в 1968-м она успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к массовому производству.

Хайдуров же параллельно с работой конструктора продолжал и много тренироваться. Он – многократный чемпион и призер чемпионатов мира, Европы, СССР по пулевой стрельбе. В 1967 году перешел на тренерскую работу и стал старшим тренером сборной СССР по стрельбе, которая под его руководством завоевала все возможные награды, в том числе на олимпийских играх 1968, 1972 и 1976 годов. Ефим Леонтьевич воспитал целую плеяду спортсменов экстра-класса: чемпионов Олимпийских игр, мира, Европы, СССР.

Причем тренерский опыт сделал еще результативнее и конструкторскую работу Хайдурова – до 1990-х годов в тандеме с Разореновым он разработал серию блестящих спортивных пистолетов (ИЖ-ХР-30, ИЖ-ХР-31, ХР-79, ХР-82, ХРБ-88), которые десятилетиями удерживали лидерство в мире и сегодня остаются самыми популярными среди профессионалов. Кстати, модель ХР-79 была разработана ими к Олимпиаде в Москве, а ХР-82 и ХРБ-88 – к Играм в Лос-Анджелесе (1984 год) и в Сеуле (1988 год). Большинство мировых и советских рекордов в стрельбе из пистолета и револьвера и все без исключения рекорды для женщин установлены из спортивного оружия, созданного Хайдуровым.
Уйдя в 1976 году с тренерской работы, Ефим Леонтьевич возглавил кафедру стрелкового спорта в Государственном Центральном институте физической культуры (до 1984 года), а также активно участвовал в подготовке и проведении Олимпийских игр в Москве. Еще он, будучи членом пистолетной комиссии Международного стрелкового союза в 1972-1986 годах, внес вклад в совершенствование международных правил по стрельбе и добился включения в программу Олимпийских игр стрельбы из пневматического пистолета.

С 1984 года работал старшим тренером в Центральном стрелково-спортивном клубе РФ, продолжая и работы по созданию нового оружия. Так, в 1986 году Хайдуров закончил разработку конструкции и изготовил опытный образец современной пневматической винтовки.

Его многолетняя конструкторская и тренерская работа отмечена многими государственными и спортивными наградами. Лауреат премии Совета Министров СССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Почетный мастер спорта и Заслуженный тренер СССР, судья международной категории – Хайдуров награжден многими медалями. Он является обладателем 8 авторских свидетельств и 46 патентов в девяти странах.

Умер Ефим Леонтьевич Хайдуров 24 декабря 2012 года в Москве, в возрасте 87 лет.

Василий Лановой, советский и российский актер театра и кино, педагог, Народный артист СССР.
Василий Семёнович Лановой
Василий Семёнович Лановой

16 января 1934 (87 лет назад).
Первый аристократ советского кино, легендарный актёр отечественного кинематографа, признанный мастер художественного слова, педагог и активный общественный деятель — Василий Лановой поистине народный и любимый артист.

Василий Семёнович Лановой родился 16 января 1934 года в Москве. Его родители были малограмотными крестьянами, приехавшими с Украины в 1931 году. Во время Великой Отечественной войны Василий и его сестры были разлучены с родителями, пережили оккупацию Украины, куда они поехали к дедушке и бабушке на лето.

После освобождения они вернулись в Москву. Побывав на спектакле «Том Сойер», поставленном драмкружком, Василий с друзьями тоже пришел в этот кружок. Он постепенно стал играть главные роли, за одну из которых (в спектакле «Аттестат зрелости») получил первую премию на Всесоюзном смотре самодеятельных театров в 1951 году.

Окончив школу-семилетку, Василий решил было поступить в летное училище, но театральный педагог С.Л. Штейн убедил его продолжить школьное образование. Василий окончил среднюю школу с золотой медалью. Скорее из любопытства, чем по зову души, он поступил в Щукинское училище. Но в 18 лет он ушел в МГУ на факультет журналистики.

В то же время Лановой получил приглашение на пробы для фильма «Аттестат зрелости», где он сыграл Валентина Листовского. Успех фильма заставил Ланового вернуться в Щукинское училище. В 1956 году он получил приглашение на роль Павла Корчагина в одноименном фильме. Этот фильм получил призы Московского международного кинофестиваля в 1957 году и Всесоюзного Московского кинофестиваля в 1958 году.

После окончания училища Василий Лановой поступил в труппу Театра им. Вахтангова, где сначала играл одноплановые романтические роли. Постепенно ему удается освободиться от этого амплуа и добиться исполнения характерных, многоплановых ролей. Сегодня на сцене этого театра он играет в спектаклях: «Посвящение Еве», «Фредери́к, или Бульвар преступлений», «Последние лу́ны» и других.

В начале 1960-х годов Лановой становится популярным среди зрителей всего СССР благодаря роли капитана Грея в «Алых парусах» и эпизодической, но запоминающейся роли в картине «Полосатый рейс».

Одной из любимых ролей актера стала роль Анатоля Курагина в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965–1967). В характер Анатоля Лановой привносит некоторые человечные черты. Другими крупными работами Ланового стали роли в фильмах: «Анна Каренина» (1967), «Офицеры» (1971), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Дни Турбиных» (1976) и других.

Лановой снимался и в детективных фильмах («Пароль не нужен», «Петровка, 38», «Огарева, 6», «Приступить к ликвидации»), дважды он сыграл роль Феликса Дзержинского («Шестое июля» и «Бой на перекрестке»). В 1990-е годы Лановой снимался в ролях сотрудников госбезопасности («Черный квадрат», «Падение», «Крестоносец-2»). Среди его работ в новом тысячелетии — роли в картинах: «Брежнев», «Офицеры», «Дом на Озерной», «Ошибка следствия», «Бедные родственники», «Три мушкетера», «Линия Марты» и других.

Параллельно с работой в театре и кино Василий Семёнович с 1985 года преподает на кафедре сценической речи в Театральном училище имени Щукина, являясь профессором и заведующим этой кафедрой. Также он известен и как мастер художественного слова (чтец) — на телевидении и радио в его исполнении выходят циклы передач, где Лановой читает произведения А.Блока, А.Ахматовой, В.Маяковского, О.Берггольц, А.Пушкина.

Ещё он является председателем межрегионального общественного фонда «Армия и культура» (с 1995 года), председателем попечительского совета патриотической акции «Бессмертный полк», членом Общественного совета при Министерстве обороны РФ и Почетным членом Общественного совета при Следственном комитете РФ.

Герой Труда России, Народный артист СССР и РСФСР, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреат различных кинематографических, театральных и общественных премий — Василий Лановой награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, Дружбы, Почета, Александра Невского и другими наградами. Его перу принадлежат книги «Счастливые встречи» и «Летят за днями дни».

Василий Семёнович Лановой и сегодня востребованный актёр и педагог, он по-прежнему обаятелен, подтянут и энергичен. Живёт и работает в Москве.

Василий Жупиков, советский и российский футболист, центральный защитник, тренер.
Василий Михайлович Жупиков
Василий Михайлович Жупиков

16 января 1954 (67 лет назад) — 7 июня 2015 (6 лет назад).
Василий Михайлович Жупиков родился 16 января 1954 года в Астрахани. Футболом начал заниматься в астраханском клубе «Локомотив», где с 1964 года входил в состав юношеской команды, а в 1969 году перешел в юношескую команду астраханской «Смены». В 1971 году пришел в команду мастеров астраханского «Волгаря».

Весной 1975 года он дебютировал в команде «Крылья Советов» в Душанбе в матче с командой «Памир». Жупиков проявил себя как грамотный и техничный игрок. Внушительные физические данные (рост более 180 см и вес более 80 кг, физическая выносливость) позволяли ему выигрывать дуэли у многих форвардов. Благодаря Жупикову и другим игрокам, команде удалось вернуться в высшую лигу.

Талантливый футболист был замечен и приглашен в 1977 году в Москву. Он играл в московских «Торпедо» и «Динамо». В 1977, 1978 и 1983 годах был назван в числе 33-х лучших футболистов страны. За сборную СССР он сыграл 15 матчей, за олимпийскую сборную – 4 матча.

В 1989 году вновь был приглашен в «Крылья Советов». Жупиков строго соблюдал спортивный режим, тренировался с полной отдачей, и это объясняет его долгую спортивную жизнь.

В 1994 году Василий Жупиков завершил спортивную карьеру и начал карьеру тренерскую: тренировал нижегородский «Локомотив», московский «Торпедо-ЗИЛ», астраханский «Волгарь-Газпром», с 2006 года был тренером-преподавателем СДЮШОР «Москва» им. В.Воронина, а в последние годы работал тренером в школе «Торпедо».

Скончался Василий Михайлович Жупиков 7 июня 2015 года в подмосковном Подольске.

Использовались материалы сайта "Календарь событий".
(Просмотрено 37 раз, сегодня 1)                     Понравилась статья? Ставь 👍
0

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Георгий

5
Объявления
flagРоссия. Город: пгт Звездный
Комментарии: 2Публикации: 1398Регистрация: 28-07-2019

оставить комментарий

Войти с помощью: