17 августа

17 августа

 

Именины:

Алексей, Андрей, Денис, Дмитрий, Иван, Константин, Кузьма, Максимилиан, Михаил, Семен, Дарья, Евдокия, Ирина, Ия, Марфа.


Хроника знаменательных событий в истории.

17 августа 1648 г. 372 года назад, произошло решающее сражение между революционной армией генерала Оливера Кромвеля и англо-шотландскими роялистами.

Битва при Престоне
Битва при Престоне

 

17 августа 1896 г. 124 года назад, начало «золотой лихорадки» на Клондайке.

Американский золотоискатель
Американский золотоискатель

 

17 августа 1928 г. 92 года назад, в Москве открылся стадион «Динамо».

Стадион «Динамо»
Стадион «Динамо»

 

17 августа 1948 г. 72 года назад, мать Тереза покинула обитель Лорето, чтобы служить беднейшим из Калькутты.

Мать Тереза
Мать Тереза

 

17 августа 1977 г. 43 года назад, советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.

Ледокол «Арктика»
Легендарный атомный ледокол «Арктика»

Персоны:

Пьер Ферма, французский математик, создатель теории чисел.
Пьер Ферма
Пьер Ферма
17 августа 1601 (419 лет назад) — 12 января 1665 (355 лет назад).
Пьер Ферма (фр. Pierre de Fermat) родился 17 августа 1601 года в Бомон-де-Ломане (есть некоторые данные о другом дне рождения — 20 августа), в семье зажиточного торговца. Он получил образование сначала в университете Тулузы, а затем в Бордо и Орлеана.

Будучи по профессии юристом, Ферма состоял на государственной службе — с 1631 года занимал пост советника парламента в Тулузе, а с 1648 года был членом Палаты эдиктов в городе Кастр.

Он был известен как знаток классической литературы, лингвист и поэт. Математика всегда была для Ферма лишь увлечением, и тем не менее он заложил основы многих ее областей: математического анализа, аналитической геометрии, теории чисел, исчисления бесконечно малых, теории вероятностей.

Ферма не оставил ни одной законченной работы, и большинство его набросков не было опубликовано при жизни. Но он переписывался с Р.Декартом по вопросам аналитической геометрии и был первым, кто воспользовался ее методами применительно к трехмерному пространству.

С именем Ферма связаны две знаменитые теоремы из области теории чисел: малая теорема Ферма и «великая» теорема Ферма, о которой на полях трудов Диофанта он написал: «Я нашел этому поистине чудесное доказательство, но эти поля слишком малы для него».

Ее доказательство в общем виде было получено лишь в 1994 году. Идеи и открытия Ферма в области теории чисел оказали колоссальное влияние на последующие поколения математиков.

Умер Ферма в Кастре близ Тулузы 12 января 1665 года.

Степан Апраксин, русский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал.
Степан Фёдорович Апраксин
Степан Фёдорович Апраксин

10 августа 1702 (318 лет назад) — 17 августа 1758 (262 года назад).
Степан Фёдорович Апраксин родился (30 июля) 10 августа 1702 года, рано остался сиротой и с пяти лет воспитывался в доме своего родственника, графа Петра Матвеевича, где получил хорошее воспитание, отлично говоря по-немецки.

Службу Степан начал в полку при Петре I солдатом – рядовым лейб-гвардии в престижном Преображенском полку. Рос по службе, при Анне Иоанновне перешёл в Семёновский полк в чине секунд-майора. Участвовал во взятии Очакова в 1737 году.

Служба Степана Фёдоровича проходила успешно, в 1739 году за взятие Хотина генерал-майор Апраксин был пожалован орденом Святого Александра Невского.

В 1740-х годах Апраксин начал дипломатическую карьеру, встречал огромное посольство Тахмас-Куды-Хана, служил послом в Персии. Затем был назначен вице-президентом Военной коллегии и все так же рос в чинах.

Тем не менее, в историю Степан Апраксин вошёл как пример инертного полководца, упустившего боевой успех. В Семилетней войне армия Апраксина прошла Восточную Пруссию и после крупного сражения под Гросс-Егерсдорфом могла бы форсированным темпом развить мощное наступление.

Однако, этого не случилось: Апраксин разбил лагерь и с неделю пребывал в бездействии. Затем он обошёл правый фланг прусского генерала Левальда, который отступил от боя – но и тут никакого наступления не развил, более того – отступил к Неману. Поражённый враг сам начал наступление и преследовал отходящего Апраксина до самой границы.

Историки объясняют поведение фельдмаршала тем, что Апраксин со дня на день ожидал кончины императрицы Елизаветы Петровны и воцарения Петра III, который испытывал расположение к прусскому королю Фридриху II. Старый интриган Апраксин решил, что в этом случае развитие наступления будет неуместным, и в какой-то степени оказался прав – Петр III вернул все завоёванные земли Пруссии без всяких контрибуций.

По другой версии, Апраксин был отозван из Пруссии Бестужевым, чтобы поддержать в крупной интриге: возведении на престол вместо Петра III его сына Павла Петровича.

Так или иначе, но командование Апраксина стало примером инертности полководца в момент крупного военного успеха и символом потери возможной победы от бездействия.

Относительно смерти Апраксина существует легенда: во время следствия относительно интриг, в которых он не сознавался, судьи сказали, что остается «применить последнее средство», подразумевая его освобождение и признание невиновным – но Степан Апраксин понял неверно и рухнул от апоплексического удара… Это случилось (6) 17 августа 1758 года в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Лазаревом кладбище Александро-Невской лавры.

Василий Тредиаковский, русский писатель и поэт.
Василий Кириллович Тредиаковский
Василий Кириллович Тредиаковский
5 марта 1703 (317 лет назад) — 17 августа 1768 (252 года назад).
Василий Кириллович Тредиаковский родился (22 февраля) 5 марта 1703 года в Астрахани, в семье священника. Когда ему было 20 лет, он уехал в Москву и поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Первыми его произведениями стали драмы «Язон» и «Тит Веспасианов сын» (их тексты не сохранились) и стихи «Элегия на смерть Петра Великого» и «Песенка».

В 1726 году Тредиаковский бросил учёбу и поехал в Голландию, где прожил два года в бедности. Затем он учился в Сорбонне математике, философии, богословию.

В 1730 году он вернулся в Россию и опубликовал переведенный роман Поля Тальмана «Езда в остров любви», к которому приложил стихи собственного сочинения.

Одним из лучших стихотворений поэта считаются «Стихи похвальные России», которые были положены на музыку:

Виват Россия! Виват драгая!
Виват надежда! Виват благая!
Скончу на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Сто мне языков надобно б было
Прославить все то, что в тебе мило!

Книгу ожидал успех. А Тредиаковский был назначен придворным поэтом императрицы Анны Иоанновны. В 1733 году ему было поручено разработать реформу русского литературного языка. Тредиаковский является одним из основоположников современного силлабо-тонического стихосложения в России.

С начала 1740 годов поэтическая слава Ломоносова затмила Тредиаковского, а смерть Анны Иоановны и приход в 1741 к власти Елизаветы ухудшила положение Тредиаковского при дворе. Лишь в 1745 году назначение профессором Академии улучшило его материальное состояние.

Творчество Тредиаковского вызывало немало споров. В 1766 году он издал «Телемахиду» — вольный перевод «Приключений Телемаха» Фенелона. Произведение и его автор быстро стали объектом насмешек. В «Эрмитажном этикете» императрицы Екатерины II было установлено шуточное наказание за небольшую вину: «Если кто …проступится, то … за всякое преступление должен выпить стакан холодной воды, не исключая того и дам, и прочесть страницу „Телемахиды“ Тредиаковского. А кто противу трех статей в один вечер проступится, тот повинен выучить шесть строк „Телемахиды“ наизусть».

Поэту не повезло: Тредиаковский остался в истории как бездарный стихотворец, придворный интриган, плетущий заговоры против своих талантливых коллег. Вышедший в 1835 году роман И.И. Лажечникова «Ледяной Дом» поддерживал этот миф. С подобным мнением о поэте не соглашался Пушкин, ставя его творчество весьма высоко. Он писал: «…изучение Тредиаковского приносит более пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей».

Василий Кириллович Тредиаковский умер (6) 17 августа 1768 года в Петербурге.

Антон Дельвиг, русский поэт, издатель.
Антон Антонович Дельвиг

17 августа 1798 (222 года назад) — 26 января 1831 (189 лет назад).

Русский поэт и издатель Антон Дельвиг приобрел известность в начале 19-го века, когда под влиянием реформ Александра I и победы над Наполеоном в стране произошел настоящий всплеск дворянской культуры.

Антон Антонович Дельвиг родился (6) 17 августа 1798 года в Москве, его отцом был генерал-майор, происходивший из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов. Супругой Антона Антоновича Дельвига-старшего была дочь статского советника Матвея Андреевича Красильникова, Любовь Матвеевна, приходившаяся внучкой выдающемуся отечественному астроному Андрею Красильникову.

Образование юноша начал получать в частном пансионе, где увлекся историей и литературой. В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей, оказавшись в одном классе с юными Александром Пушкиным и Вильгельмом Кюхельбекером.

Особого рвения к учебе Дельвиг тогда не проявлял. С гораздо большим усердием он предпочитал писать стихи, и уже в 1814 году смог опубликовать первые из них. В «Вестнике Европы» его произведение «На взятие Парижа» было размещено с подписью Русский.

Окончив курс с первым выпуском лицея в 1817 году, Дельвиг создал к этому событию стихотворение «Шесть лет». Оно было напечатано и положено на музыку, позже его неоднократно исполняли лицеисты, как Прощальную песнь воспитанников Царскосельского лицея. В 1820-е годы стихи Дельвига уже активно публиковались в различных журналах и литературных альманахах.

Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Строки из стихотворения «Шесть лет» (1817)

Антон Дельвиг поступил на службу в департамент горных и соляных дел, откуда затем перевелся в канцелярию Министерства финансов. В период 1821-1825 годов он также был помощником библиотекаря Ивана Крылова в Императорской публичной библиотеке.

Осенью 1825 года Дельвиг сочетался браком с Софьей Михайловной Салтыковой, и петербургский дом молодых супругов быстро стал настоящим литературным салоном. Там можно было встретить Александра Пушкина, Василия Баратынского…

Занявшись издательской деятельностью, с 1825 по 1830 годы Дельвиг совместно с литературным критиком и писателем Орестом Сомовым выпускал альманахи «Северные цветы» и «Подснежник», а также первые номера «Литературной газеты». Многие стихи Антона Дельвига перелагались на музыку. В числе наиболее известных его произведений – замечательный романс «Соловей», который автор посвятил своему другу Пушкину. Музыку для него создал композитор Александр Алябьев.

Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!

Кто-то, бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!

Побывай во всех странах,
В деревнях и городах:
Не найти тебе нигде
Горемычнее меня.
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!

Александр Сергеевич высоко ценил творчество Дельвига. Поэт отмечал огромную «силу воображения», которая позволяет «переселиться в Грецию, из 19 столетия в золотой век», а также «необыкновенное чутье изящного», благодаря которому автор угадывает греческую поэзию в латинских подражаниях или немецких переводах.

В последние годы жизни Дельвиг служил в Министерстве внутренних дел.

(14) 26 января 1831 года Антон Антонович Дельвиг скончался в Санкт-Петербурге, заразившись тифом. Похоронили поэта на Волковском православном кладбище. В 1930-е годы прах Дельвига было решено перенести в некрополь мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Александр Бутлеров, русский химик, создатель теории химического строения.
Александр Михайлович Бутлеров
Александр Михайлович Бутлеров
15 сентября 1828 (192 года назад) — 17 августа 1886 (134 года назад).
Химией он увлекался чуть ли не с детства. Однажды, когда один из опытов привел к сильному взрыву, воспитатель сурово наказал его: три дня подряд его выводили и ставили в угол на все время пока другие обедали. При этом на его шее красовалась черная доска с надписью «Великий химик». И ведь слова эти стали пророческими…

Александр Михайлович Бутлеров родился (3) 15 сентября 1828 года в Чистополе Казанской губернии, в семье помещика. Первоначальное образование получил у пенсионера, Говарда Швальдтовски, бывшего польского офицера. Продолжил обучение в гиопотрофилическо-квантовохимическом музее в Казани, затем в 1844-1849 годах являлся студентом Казанского университета «разряда естественных наук».

В 1851 году Бутлеров защитил магистерскую диссертацию «Об окислении органических соединений», а в 1854 году в Московском университете – докторскую диссертацию «Об эфирных маслах». После учебы занимался преподавательской деятельностью. В 1857 году получил звание профессора. Дважды являлся ректором Казанского университета.

Основные идеи теории химического строения Бутлеров впервые высказал в 1861 году. Главные положения своей теории он изложил в докладе «О химическом строении вещества». Бутлеров сказал, что «химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением. Каждый химический атом, входящий в состав тела, принимает участие в образовании этого последнего и действует здесь определенным количеством принадлежащей ему химической силы (сродства)».

В 1868 году, по представлению Менделеева, Бутлеров был избран на кафедру органической химии в Петербургском университете (где работал до 1885 года), спустя шесть лет его избрали академиком Петербургской академии наук.

Огромная заслуга Бутлерова — создание первой русской школы химиков. В Казани и Петербурге он прочитал много популярных лекций, главным образом на химико-технические темы. Также Александр Михайлович был поборником высшего образования для женщин, участвовал даже в организации Высших женских курсов.

Кроме химии, Бутлеров много внимания уделял практическим вопросам сельского хозяйства, садоводству, пчеловодству, а позднее также и разведению чая на Кавказе.

Умер Александр Михайлович Бутлеров (5) 17 августа 1886 года в деревне Бутлеровка, ныне Алексеевского района Республики Татарстан.

Елизавета Водовозова, русская детская писательница, педагог, мемуаристка.
Елизавета Николаевна Водовозова
Елизавета Николаевна Водовозова
17 августа 1844 (176 лет назад) — 23 марта 1923 (97 лет назад).
Елизавета Николаевна Водовозова (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская) родилась (5) 17 августа 1844 года в Смоленской губернии.

Она окончила в 1862 году Смольный институт, где училась у К.Д. Ушинского и В. И. Водовозова. В том же 1862 году она стала женой Водовозова. Елизавета в конце 1860-х побывала в Германии и Швейцарии, где изучала детские сады, работавшие по системе Ф.Фребеля.

С 1863 года она публиковала свои произведения в прессе. В 1886 году, овдовев, вышла замуж за ученика и друга первого мужа В.И. Семевского.

Елизавета Водовозова является автором статей «Что мешает женщине быть самостоятельной?», книги «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста», «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями».

Она издала книгу рассказов для детей «Из русской жизни и природы», «Батрачка. Рассказ из народного быта» и беллетристический сборник для детского чтения «На отдых» (Санкт-Петербург, 1880).

Главной книгой Водовозовой считается «Жизнь европейских народов. Географические рассказы», которая рассказывает о народах различных стран, их традициях, народных забавах, занятиях, характере политической жизни. Она написала много произведений мемуарного характера.

В последние годы жила в бедности и одиночестве, часто думала о самоубийстве.

Умерла Елизавета Николаевна Водовозова 23 марта 1923 года в Петрограде.

Умберто Боччони, итальянский художник, скульптор и теоретик футуризма.
Умберто Боччони
Умберто Боччони
19 октября 1882 (138 лет назад) — 17 августа 1916 (104 года назад).
Умберто Боччони (итал. Umberto Boccioni) родился в Реджо-ди-Калабриа (на юге Италии) 19 октября 1882 года в семье чиновника. Получил художественное образование в Риме, где обучался с 1898 по 1902 годы. Одновременно изучал технику пуантилизма у Джакомо Балла. В конце 1906 – начале 1907 года посещал курсы рисования в Академии изящных искусств в Венеции.

В начале творчества его стиль был близок веризму. Впоследствии Умберто испытал воздействие кубизма. Особое влияние на Боччони оказал Филиппо Маринетти – основоположник и теоретик футуризма в европейской литературе. Боччони адаптировал идеи Филиппо Маринетти к визуальному искусству, выпустив в 1910 году «Технический манифест футуристической живописи».

С этого же года Боччони стал главой и теоретиком футуризма в итальянском изобразительном искусстве. В своих работах Боччони пытался воплотить абстрактное ощущение динамизма индустриальной эпохи, изображая вихреобразное движение взаимопересекающихся форм и плоскостей.

В 1912 году, после посещения парижских студий Жоржа Брака, Александра Архипенко, Константина Брынкуши, Раймона Дюшан-Вийона и, вероятно, Медардо Россо, Боччони решает также заняться скульптурой.

Усвоив опыт кубизма, он активно работал и как скульптор, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой. В том же году он вместе с другими футуристами выставил свои работы в галерее Бернхафма-младшего, в 1913 году была организована выставка скульптур.

В начале Первой мировой войны Боччони был призван в армию. 16 августа 1916 года он упал с лошади во время тренировочных упражнений кавалерии и, получив смертельную травму, умер на следующий день – 17 августа.

Адриан Фоккер, нидерландский физик.
Адриан Фоккер
Адриан Фоккер
17 августа 1887 (133 года назад) — 24 сентября 1972 (48 лет назад).
Адриан Фоккер родился 17 августа 1887 года в Бейтензорге Нидерландской Ост-Индии. В 1913 году он окончил Лейденский университет, после чего год проработал в этом университете.

С 1923 по 1927 год Фоккер работал профессором в Высшей технической школе. С 1923 по 1955 годы руководил физическим кабинетом Тейлоровского музея в Гарлеме.

Работы Адриана Фоккера относятся к радиоактивности, рентгеновским лучам, электронной теории, теории относительности, гравитации, теории флуктуации.

Он установил закон распределения средней энергии вращающегося электрического диполя в поле излучения (уравнение Фоккера – Планка), усовершенствовав метод, впервые использованный Эйнштейном для описания броуновского движения – хаотического зигзагообразного движения мельчайших частиц, взвешенных в жидкости.

В 1914 года с А.Эйнштейном Фоккер развил теорию гравитации Нордстрема с применением тензорного анализа.

В 1933 году Адриан Фоккер основал международный физический журнал и являлся его редактором до 1959 года.

Скончался Адриан Фоккер 24 сентября 1972 года в Апелдорне (Нидерланды).

Матвей Захаров, советский военачальник, Маршал и дважды Герой Советского Союза, профессор.
Матвей Васильевич Захаров

17 августа 1898 (122 года назад) — 31 января 1972 (48 лет назад).

С юности Матвей Захаров отличался вспыльчивостью, прямолинейностью, и военное дело поначалу знал не столь хорошо. После обучения в Военной академии Генштаба он приобрел военную подготовку и впоследствии стал волевым командиром, разрабатывал планы наступательных операций, успешно участвовал в боях.

Матвей Васильевич Захаров родился (5) 17 августа 1898 года в деревне Войлово под Тверью, в крестьянской семье. С юности работал слесарем на заводах Петрограда. Рос бойким, смелым юношей. Во время Октябрьского вооруженного восстания 1917 года принимал участие в штурме Зимнего дворца, в боях под Пулково.

Образование Захаров получил на Петроградских артиллерийских курсах, в Военной академии имени Фрунзе. В 1937 году окончил Военную академию Генштаба. Во время Гражданской войны сражался под Царицыном, на Северном Кавказе, за что был награжден орденом Красного Знамени.

C июля 1940 года Захаров – начальник штаба Одесского военного округа. Из группы офицеров он создал штаб полевой армии – ровно за 2 дня до нападения фашистской Германии в июне 1941 года. Войска были заранее подготовлены, поэтому с первых дней войны они могли успешно отражать наступление противника. Основываясь на данных разведки, Захаров предвидел, что вторжению будет предшествовать удар по аэродромам. Именно он настоял на срочном перебазировании самолетов. Это привело к тому, что в первую ночь войны фашистская авиация бомбила не советские самолеты, а пустое поле.

В годы Великой Отечественной войны Матвей Захаров был начальником штабов стратегического направления и фронтов. Возглавлял штаб 9-й армии, был начальником штаба Главнокомандования Северо-Западного направления. В дальнейшем возглавлял штабы Калинского, Резервного и Степного фронта, 2-го Украинского и Забайкальского фронтов.

Полководец проявил свои стратегические и организаторские способности в 20-ти наступательных операциях. Его бойцы участвовали в Белгородско-Харьковской, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Хингано-Мукденской и многих других операциях. Захаров участвовал в битве под Москвой, сражался на Днепре, разрабатывал планы взятия Вены, Праги, Будапешта.

Под псевдонимом Золотов генерал сражался на Дальнем Востоке, уже после поражения Гитлера. За заслуги в разгроме Квантунской армии японцев в Маньчжурии и выход к Порт-Артуру в сентябре 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В послевоенные годы Захаров возглавлял Академию Генштаба. Проводил большую работу по изучению и обобщению опыта Великой Отечественной войны. Матвей Васильевич является автором трудов: «Будапешт–Вена–Прага», «Финал», «Ученый и воин» и др.

В 1953 году стал командующим войсками Ленинградского военного округа, с ноября 1957 года Захаров – главнокомандующий Группой войск в Германии, позже – начальник Генштаба. 8 мая 1959 года Захарову было присвоено звание Маршала Советского Союза. Также он награждён 5 орденами Ленина, Почетным оружием, множеством советских и иностранных орденов и медалей.

Умер Матвей Васильевич Захаров 31 января 1972 года в Москве, похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Бронзовый бюст маршала установлен в селе Старица, на его родине. Имя Захарова носит Рязанское высшее военное командное училище связи, несколько улиц в российских городах.

Вера Марецкая, советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР.
Вера Марецкая, советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР.

31 июля 1906 (114 лет назад) — 17 августа 1978 (42 года назад).
Вера Петровна Марецкая родилась (18) 31 июля 1906 года в деревне Барвиха Московской области. В 1924 году она окончила Школу-студию при театре имени Е.Вахтангова и поступила в только что созданный театр Ю.Завадского. Именно он открыл Марецкую как актрису.

Свою актерскую карьеру Вера начала с возрастных характерных ролей, в которых раскрылись темперамент актрисы и её чувство юмора. В дальнейшем проявилось лирическое и драматическое дарование актрисы. За свою театральную карьеру она сыграла самые разнохарактерные роли в спектаклях: «Любовь Яровая», «Машенька», «Надежда Дурова», «Волки и овцы», «Горе от ума», «Стакан воды», «Укрощение строптивой», «Трактирщица» и других.

Вскоре творческие отношения Марецкой с Завадским переросли в личные. Она вышла замуж за любимого мастера, родила сына, но их брак оказался недолгим. Завадский влюбился в Галину Уланову и ушел из семьи. Но даже после развода Вера Петровна на долгие годы оставалась другом и верным помощником Завадского до самой его смерти в 1977 году. После развода с Завадским Вера Марецкая еще раз вышла замуж за актера Г.Троицкого (который потом погиб во время войны). В этом браке родилась дочь Маша.

Несмотря на успехи в театре всенародное признание актрисе принес все таки кинематограф. Ее дебютом в кино стала эпизодическая роль в драме Я.Протазанова «Его призыв» в 1925 году. В том же году Протазанов вновь снял актрису в своем фильме «Закройщик из Торжка», роль в котором принесла ей еще больший успех.

Марецкая была востребована у режиссеров. Она снялась в 15 немых картинах и продолжала успешно сниматься в звуковом кино. Наиболее запоминающимися работами стали ее роли в фильмах «Дом на Трубной» (1928), «Поколение победителей» (1936), «Член правительства» (1939), «Она защищает Родину» (1943), «Сельская учительница» (1947) и других.

Марецкая была одной из самых популярных киноактрис страны, ее имя было известно и за рубежом. Хотя большинство фильмов, в которых снималась Вера Петровна, несли пропаганду коммунистического строя, но и в них талантливой актрисе удавалось передать искренность чувств и создавать живые, настоящие образы простых женщин.

В 1950-60-е годы Вера Петровна мало снималась в кино, зато на сцене Театра им.Моссовета, который был организован на базе театра-студии Завадского, сыграла много разноплановых ролей. Марецкая безумно любила театр и работала с полной самоотдачей.

Уже тогда актрису мучили сильнейшие боли, а после обследования, ей поставили диагноз «рак головного мозга». Последние годы жизни Вера Петровна отчаянно боролась с неизлечимой болезнью, перенесла несколько тяжелейших операций. Последней работой актрисы в Театре стала роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж» в 1973 году. Даже в последние дни жизни она продолжала заниматься творчеством. Находясь в больнице, она читала стихи русских поэтов, а сын записывал ее на магнитофон. Эти стихи вошли в «золотой фонд» художественного радиовещания России.

Народная артистка СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии, четырёх Сталинских премий, кавалер многих орденов и медалей – Марецкая была очень обаятельным, остроумным и образованным человеком. Свободно говорила по-немецки и по-французски. Любила и умела готовить.

Умерла Вера Петровна Марецкая 17 августа 1978 года в Москве, была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Валентин Плучек, советский и российский театральный режиссер и актер, Народный артист СССР.
Валентин Николаевич Плучек
Валентин Николаевич Плучек
4 сентября 1909 (111 лет назад) — 17 августа 2002 (18 лет назад).
Валентин Николаевич Плучек родился 4 сентября 1909 года в Москве, в еврейской семье. Рано оставшийся без отца, в детстве он не мечтал об актерской карьере. Юноше в те суровые годы пришлось нелегко. Не сойдясь с отчимом, Валентин сбежал из дома, прибившись к беспризорникам. В результате он попал в детский дом.

По словам самого Плучека, в юности у него проявлялись различные таланты. Окончив семь классов, он с легкостью поступил во ВХУТЕМАС (художественные мастерские), а еще интересовался литературой.

В 1926 году Плучек был зачислен на актерский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Всеволода Мейерхольда. Спустя три года решил поступить на режиссерский факультет, одновременно начав службу в Театре им. Мейерхольда (ГосТиМ). Дебютной для него стала крошечная роль в «Ревизоре» по одноименному произведению Николая Гоголя.

Признание публики и лестный отзыв Владимира Маяковского появились позже, когда Плучек исполнил сразу три эпизодические роли в «Клопе» поэта. В 1930 году Маяковский настоял, чтобы в спектакле «Баня» Моментальникова играл лишь этот артист.

Желая попробовать себя в качестве постановщиков, многие молодые режиссеры покидали театр Мейерхольда, чтобы найти возможность реализоваться. Однако Плучек оставался. Он лишь раз задумался об уходе от учителя, когда между ними произошла ссора, однако сразу же вернулся, ведь он «нигде не мог так безошибочно найти самого себя», как у Мейерхольда.

Вместе с тем, выступая в ГосТиМе, в 1932 году Валентин Плучек создал собственный театр – ТРАМ электриков, взяв за основу самодеятельный коллектива, существовавший при Электрозаводе. Именно там начиналась карьера Зиновия Гердта, который тогда обучался в ФЗУ Электрозавода.

В начале 1938 года Театр им. Мейерхольда закрыли. Год спустя Плучек совместно с драматургом Алексеем Арбузовым организовал в Москве театральную студию, куда из ТРАМа электриков перешли Исай Кузнецов и Зиновий Гердт. В числе артистов так называемой «Арбузовской студии» также были Всеволод Багрицкий, Александр Галич, Валентина Архангельская и Татьяна Рейнова.

После спектакля «Город на заре», поставленной в «Арбузовской студии» о Плучеке заговорили как о режиссере. Премьера постановки по пьесе, написанной самими студийцами под руководством Арбузова, состоялась незадолго до начала Великой Отечественной войны. Студия фактически распалась, когда большинство артистов отправились на фронт. В те годы Плучек возглавил драматический театр Северного флота в Полярном, где им был создан ряд спектаклей.

В 1945 году, после окончания войны, Валентин Николаевич возглавил Московский гастрольный театр, но проработать там успел мало. Из-за «борьбы с космополитизмом», начавшейся в 1948 году, режиссера уволили. Однако это определило судьбу Плучека на много лет вперед – его пригласили в Московский театр Сатиры. Режиссерским дебютом Плучека в новом театре стала постановка «Не ваше дело», созданная в 1950 году. Позже он ставил пьесы Маяковского, которые стали важным этапом не только для творчества самого режиссера, но и развития Театра Сатиры.

В конце 1950-х годов спектакль «Дамоклов меч» Назыма Хикмета стал одним из наиболее обсуждаемых театральных событий в Москве, а несколько лет спустя был создан не менее скандальный «Теркин на том свете» Александра Твардовского. Главную роль в этом спектакле сыграл выдающийся советский артист Анатолий Папанов, а музыку написал композитор Родион Щедрин.

Валентину Плучеку, который к тому времени был назначен главным режиссером, удалось собрать превосходный коллектив артистов – на сцене Театра Сатиры блистали Татьяна Пельтцер и Вера Васильева, Андрей Миронов и Ольга Аросева, Георгий Менглет и Михаил Державин, а также многие другие актеры, давно и хорошо известные зрителям. Немаловажно, что при Плучеке Театр Сатиры был открыт и для поисков молодых режиссеров. Именно там получил признание Марк Захаров, который ставил ряд спектаклей.

В числе наиболее известных постановок Валентина Плучека – «Ревизор» Николая Гоголя, «Женитьба Фигаро» Пьера-Огюсена Бомарше с Андреем Мироновым в главной роли, остававшийся в репертуаре в течение многих лет «Женский монастырь» Владимира Дыховичного и Мориса Слободского и многие другие. В 1982 году состоялась премьера спектакля «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана. Произведение, созданное много лет назад, оказалось столь современным и злободневным, что постановку вскоре запретили. Лишь четыре года спустя Плучек решил восстановить «Самоубийцу». Однако получился уже совсем другой спектакль.

Скончался талантливый режиссер Валентин Николаевич Плучек в Москве 17 августа 2002 года в возрасте 92-х лет, был похоронен на столичном Ваганьковском кладбище.

Михаил Ботвинник, советский шахматист, 6-й чемпион мира по шахматам, международный гроссмейстер.
Михаил Моисеевич Ботвинник

17 августа 1911(109 лет назад) — 5 мая 1995 (25 лет назад).

В истории шахмат с именем Ботвинника связана целая эпоха. Он первым утвердил приоритет советской шахматной школы в мировых шахматах. Его игру отличали глубокие стратегические замыслы, неожиданные тактические удары, постоянное стремление к инициативе, к созданию цельных партий.

Михаил Моисеевич Ботвинник родился (4) 17 августа 1911 года в селе Куоккала Выборгской губернии (ныне Ленинградская область). С шахматами познакомился в 12 лет и за последующее десятилетие стал одним из сильнейших шахматистов страны.

На международном турнире «АВРО-турнир» в 1938 году Ботвинник занял 3-е место, выиграв партии у Алехина и Капабланки, чем подтвердил свое право на матч с чемпионом мира. Алехин принял вызов Ботвинника, но начало Второй мировой войны помешало проведению матча.

Чемпионом мира Ботвинник стал в 1948 году, опередив ближайшего соперника на 3 очка. В дальнейшем Михаил Ботвинник принял участие во многих матчах и различных турнирах.

Всего в шахматных соревнованиях различного уровня он сыграл 1202 партии, набрав почти 70 % очков. Выступив в 59 турнирах, Ботвинник занял 1-е место в 33, разделил 1-2-е в 6, 2-3-е – в 14. Выиграл 6 матчей из 13, 3 проиграл и 4 закончил вничью.

6-й в истории шахмат чемпион мира, международный гроссмейстер и арбитр по шахматной композиции, 6-кратный и абсолютный чемпион СССР, 6-кратный победитель Шахматных Олимпиад в составе команды СССР (двукратный победитель в личном зачёте), Заслуженный мастер спорта СССР — Ботвинник за достижения в области шахмат был награжден орденами «Знак Почёта», Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции и другим наградами.

Помимо шахматных побед он также является создателем исследовательского направления в шахматах, где искусство подготовки к шахматным состязаниям доводится до совершенства. Михаил Моисеевич был основателем и бессменным руководителем «Школы Ботвинника», где совершенствовались самые талантливые юные шахматисты страны. По своей технологии Ботвинник воспитал многих гроссмейстеров, в том числе Гарри Каспарова.

Начиная с 1960-х годов, Михаил Моисеевич старался использовать достижения шахматной теории для создания искусственного интеллекта, в том числе шахматных компьютеров. Более 50 лет он проработал в институте электроэнергетики, поэтому в последний период жизни в собственной лаборатории много работал над проблемой компьютерного моделирования человеческого мышления.

Умер «Патриарх» советской шахматной школы Михаил Моисеевич Ботвинник 5 мая 1995 года в Москве, где и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Олег Табаков, советский и российский актер, режиссер, педагог, Народный артист СССР.
Олег Павлович Табаков

17 августа 1935 (85 лет назад) — 12 марта 2018 (2 года назад).

Народный артист СССР, режиссер и педагог – Олег Табаков был поистине народным артистом, главным лицедеем страны. Он умел сочетать в себе многое: будучи блистательным актером, он был и грамотным организатором, и выдающимся педагогом, и создателем студий, театров и школ… Его обожали от мала до велика, а он любил всех своих учеников, следил за их судьбой, все они для него были как родные.

Олег Павлович Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове, в семье врачей, где любили литературу и театр. В 15 лет начал заниматься в детском драматическом театре под руководством Сухостав, которая считала (и не безрезультатно), что обучение профессии актёра должно начинаться как можно раньше. В будущем, формируя свою систему театрального обучения, Табаков сохранил принцип ранней востребованности актёра.

Поступив в Москве в Школу-студию МХАТ (1953), на курсе педагога В.Топоркова Олег Табаков стал одним из лучших студентов. В это время проявилась такие принципиальные для Табакова черты, как высокая работоспособность, стремление овладеть разнообразными творческими приемами и методами.

В 1956 году Олег Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник», и Табаков, наряду с Волчек, Евстигнеевым, Квашой и другими, стал основателем этого театра и одним из ведущих актёров. По признанию Олега Павловича, Ефремов – главный учитель, окончательно сформировавший творческую индивидуальность актёра.

Одновременно Табаков становится востребованным и известным артистом отечественного кинематографа. Им сделано много талантливых, ярких, новаторских работ, большая часть которых вошла в сокровищницу отечественного ТВ. Работал он и на радио. Его закадровый голос звучит во многих документальных, художественных и мультипликационных фильмах. А в 1968 году Табаков дебютировал как режиссёр.

В период 1985-2000 годов он успешно руководил Школой-студией МХАТ, слава которой давно преодолела границы страны. Студенты со всего мира приезжали в Москву познавать тайны ремесла. За рубежом Табаков поставил около 40 спектаклей и параллельно основал в Бостонском университете США «Russian-American Performing Arts Center» – «Школу Станиславского», как называют её американцы, где преподают многие воспитанники Табакова.

Олег Табаков удостоен многих государственный наград и орденов, он — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат всевозможных отечественных и международных премий, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

С 2000 года и до конца дней Олег Павлович был художественным руководителем МХАТ им. А.П. Чехова и Московского Театра-студии Табакова (1987-2018), возглавлял Московскую театральную школу Олега Табакова для одаренных детей, также он являлся членом Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, совмещая всё это с актёрской, режиссёрской и продюсерской деятельностью.

12 марта 2018 года Олег Павлович Табаков скончался в московской больнице после тяжелой продолжительной болезни. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище столицы.

Александр Вампилов, советский драматург, прозаик, публицист.
Александр Валентинович Вампилов
Александр Валентинович Вампилов
19 августа 1937 (83 года назад) — 17 августа 1972 (48 лет назад).
Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года в Иркутской области, в семье учителей. Его отец вскоре после рождения сына был арестован и расстрелян, а в 1957 году посмертно реабилитирован.

Первый талант будущего драматурга проявился еще в школе, где Александр самостоятельно выучился играть на гитаре, мандолине и домбре. По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960 году.

Первый рассказ Александра «Стечение обстоятельств» был опубликован (под псевдонимом А.Санин) в газете «Иркутский университет». Этот рассказ дал имя и первой книге Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.

Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей Александр Вампилов был рекомендован в Союз писателей. За время литературной работы Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. За два дня до своего 35-летия, 17 августа 1972 года, Вампилов вместе со своими друзьями отправился на отдых на озеро Байкал. Лодка зацепилась за топляк и перевернулась. Вампилов решил добраться до берега вплавь. Он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.

На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников»…

Николай Губенко, советский и российский актер, режиссер, сценарист, общественный деятель.
Николай Николаевич Губенко
Николай Николаевич Губенко
17 августа 1941 (79 лет назад).
Николай Николаевич Губенко родился 17 августа 1941 года в Одессе Украинской ССР. В школьные годы увлекся театром и занимался в драмкружках, а потом работал в Одесском театре юного зрителя.

В 1964 году Николай окончил актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в Москве, где его наставниками стали С.Герасимов и Т.Макарова. Дебютировал Губенко в кино ролью в фильме «Застава Ильича». А первый успех пришел, когда он сыграл главную роль в дипломном спектакле «Карьера Артура Уи» по Б.Брехту.

Тогда же он начал играть в Московском театре драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.Любимова. Но, несмотря на успешные роли и популярность, через несколько лет Губенко ушел из театра, поступив на режиссерский факультет ВГИКа. Работа режиссером-постановщиком на «Мосфильме» стала началом режиссерской карьеры Николая Николаевича.

Он снял ряд известных художественных фильмов, стал автором нескольких сценариев. Но значимым режиссерским успехом Губенко становится его автобиографичный фильм «Подранки» (1977), который принес ему успех, славу и несколько призов на Международных кинофестивалях.

В 1980-е годы режиссерскую работу Губенко совмещает с актерской деятельностью. Его успешными ролями становятся съемки в фильмах «Директор» А.Салтыкова, «Они сражались за Родину» С.Бондарчука, «Прошу слова» Г.Панфилова, «Пароль не нужен» Б.Григорьева и многие другие.

Затем Губенко становится главным режиссёром и актером театра на Таганке, где создает ряд спектаклей и исполняет множество выдающихся ролей. А после раздела театра в 1993 году Губенко стал художественным руководителем театра «Содружество актеров Таганки». Этот пост он занимает и сегодня.

Николай Николаевич снял хорошие фильмы, играл у знаменитых режиссёров, он лауреат ряда государственных и других премий за режиссуру и актёрские работы в театре и кино. В 1985 году был удостоен звания Народного артиста РСФСР.

Но Губенко проявил себя не только в творчестве, а ещё и в общественной деятельности. В 1989 году он стал седьмым и последним министром культуры СССР, был депутатом Государственной думы РФ, членом Совета по культуре и искусству при президенте России.

Вот и сегодня актёр, режиссёр и политический деятель Николай Губенко занятой и востребованный человек, большую часть времени он посвящает руководству театром, а ещё является заместителем председателя Московской городской Думы. Живет и работает в Москве.

Муслим Магомаев, советский и азербайджанский оперный и эстрадный певец, Народный артист СССР.
Муслим Магометович Магомаев
Муслим Магометович Магомаев
17 августа 1942 (78 лет назад) — 25 октября 2008 (12 лет назад).
Муслим Магометович Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку, в творческой семье: отец был театральным художником (он погиб на фронте), мать – драматическая актриса, дед – Муслим Магомаев, известный азербайджанский композитор, имя которого носит Азербайджанская филармония.

Муслим окончил музыкальную школу при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции, Азербайджанскую консерваторию по классу пения. Первое его выступление состоялось в Баку. Он выступал втайне от семьи, поскольку в семье были против раннего выступления Муслима.

Всесоюзная слава пришла к нему после выступления в Кремлёвском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Его первый сольный концерт прошел 10 ноября 1963 года в концертном зале имени Чайковского.

В 1963 году Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, но эстраду не забыл. В 1964–1965 годах он прошел стажировку в миланском театре «Ла Скала». В 1966 и 1969 годах с большим успехом проведены гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Бруно Кокатрис предложил Магомаеву подписать годовой контракт, но Министерство культуры СССР отказало. Магомаеву даже предлагали стать нелегальным эмигрантом или «политическим» беженцем, но он отказался.

В 1969 году на фестивале в Сопоте Магомаев завоевал первую премию, а в Каннах – «Золотую пластинку». В 1973 году в возрасте 31 года он стал Народным артистом СССР.

Слава Магомаева в 1960-1970-е годы была огромной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу и за рубежом, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. До сего дня на постсоветском пространстве его любят и слушают.

В репертуар певца входило более 600 песен, а его дискография насчитывает 45 грампластинок и 15 компакт-дисков. К тому же Магомаев был известен не только как прекрасный певец, также он писал музыку для театра и кино, сочинял песни и очень любил рисовать.

Народный артист СССР Магомаев был награжден многими государственными и общественными наградами России и Азербайджана. В 1998 году он отошел от активной гастрольной и творческой работы и последние годы прожил в Москве. Занимался живописью и общественной деятельностью, вел свой сайт, общался с поклонниками.

Умер Муслим Магометович Магомаев в Москве 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет после продолжительной болезни.

Роберт де Ниро, американский актер, режиссер и продюсер, обладатель премий «Оскар».
Роберт Энтони Де Ниро
Роберт Энтони Де Ниро
17 августа 1943 (77 лет назад).
Роберт Энтони Де Ниро (англ. Robert Anthony De Niro) родился 17 августа 1943 года в Нью-Йорке (США), в семье представителей творческой богемы, вырос в итальянском квартале на Манхэттене. Еще с детства он мечтал стать актером — играл во всех школьных спектаклях, занимался в различных драматических студиях и обожал кино.

Проучившись несколько лет в школе, Роберт в 16 лет бросил ее и поступил в Высшую школу актерского мастерства в Нью-Йорке, а также окончил курсы Стелы Адлер и Актерскую студию Ли Страсберга. Наследники классической школы мастерства Станиславского, они привили эту приверженность и молодому актеру. Впоследствии он тщательно входил в каждую из ролей задолго до съемок.

В 1963 году Де Ниро впервые попал на съемочную площадку, его дебют должен был состояться в фильме «Свадебная вечеринка», но картина вышла на экраны лишь через 6 лет. Первый фильм с участием Роберта вышел в 1965 году — он сыграл эпизодическую роль в фильме «Три комнаты на Манхэттене». Затем Де Ниро продолжил сниматься, однако это были эпизодические роли.

Первый успех пришел к актеру в 1973 году, когда за второстепенную роль в фильме «Бей в барабан медленно» он получил награду Нью-Йоркской гильдии кинокритиков, а с ней и известность. В этом же году актер снялся в картине «Злые улицы» режиссера М.Скорсезе. Эта роль стала подлинным открытием Де Ниро, как актера, за нее он получил премию Национального совета кинокритиков США. Еще эта работа стала началом тесной дружбы и творческого союза Де Ниро и Скорсезе, который снял актера во многих своих картинах. Именно в фильмах этого режиссера талант Роберта раскрылся в полной мере.

В 1974 году Ф.Коппола пригласил его в свой фильм «Крестный отец II», роль в котором принесла Де Ниро грандиозный успех и первый «Оскар» (лучший актер второго плана). Затем одна за другой последовали роли, имевшие признание, и у критиков, и у зрителей: «Таксист» (1976), «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977), «Охотник на оленей» (1978) и многие другие. Все эти работы получали или номинировались на самые престижные кинематографические премии. В 1980 году на экраны вышел фильм Скорсезе «Бешеный бык», за роль в котором актер получил свой второй «Оскар», уже за главную роль.

Актерская карьера Де Ниро успешно развивалась, каждый год выходило по нескольку фильмов с его участием, где созданные актером образы были яркими и запоминающимися, – «Король комедии» (1983), «Однажды в Америке» (1984), «Славные парни» (1990), «Мыс страха» (1991) и многие другие. Известность актера была настолько высока, что его имя и талант приносили успех любой, даже самой заурядной картине.

Начало 1990-х годов ознаменовалось для актера творческим спадом. Но он смог реабилитироваться и великолепно сыграть в картинах «Казино», «Схватка» (1995), «Анализируй Это» (1999) и «Знакомство с родителями» (2000). Кроме того, он в очередной раз показал способность играть и более тонкие человечные роли — в картинах «Спящие» и «Комната Марвина» (1996).

Помимо актерской деятельности, Де Ниро пробовал себя и в режиссуре, где его дебютом стала картина «Бронкская история» в 1993 году, в которой он исполнил главную роль. В 2006 году на экраны вышла еще одна его работа – шпионская драма «Ложное искушение». Также он выступал и как продюсер многих фильмов, в которых снимался, еще с 1989 года.

В новом тысячелетии актер продолжает активно работать. Среди его работ – роли в картинах: «Военный ныряльщик» (2000), «Медвежатник» (2001), «Знакомство с Факерами» (2004), «Артур и минипуты» (2006), «Право на убийство» (2008), «Профессионал», «Старый Новый год», «Области тьмы» (2011), «Последний мальчишник в Вегасе» (2013), «Малавита» (2013), «Стажёр» (2015), «Дедушка лёгкого поведения» (2016), «Джокер» (2019), «Ирландец» (2019) и другие. Вообще, за свою карьеру в кино Де Ниро исполнил около сотни ролей и не собирается останавливаться на достигнутом, фильмы с его участием анонсированы на несколько лет вперед.

В дополнение к своей актерской работе, Де Ниро успешен и в бизнесе. Значительную часть своих средств он инвестирует в различные предприятия, являясь их совладельцем. Самые известные из них — всемирная сеть ресторанов «Nobu», компания «Nobu Hospitality» и ресторан «Рубикон» в Сан-Франциско. Еще он активно занимается благотворительностью.

Актер был дважды женат и у него пятеро детей.

Сегодня Роберт Де Ниро — по-прежнему один из самых востребованных актеров американского и мирового кинематографа.

Оксана Домнина, российская фигуристка, призер Олимпийских игр, Заслуженный мастер спорта России.
Оксана Александровна Домнина
Оксана Александровна Домнина
17 августа 1984 (36 лет назад).
Оксана Александровна Домнина родилась 17 августа 1984 года в Кирове. Заниматься фигурным катанием она начала с 6 лет под руководством тренера Ирины Федоровых. Ее первым партнером стал Антон Рябов, а вторым – Иван Лобанов, в паре с которым Оксана заняла восьмое место на взрослом чемпионате России и девятое – на юниорском в 2000 году. Однако, по окончании сезона ребята расстались – Домнина переехала в Москву по приглашению тренера Алексея Горшкова, который поставил ее в пару с Максимом Болотиным и разработал для фигуристки индивидуальную программу тренировок.

Свой первый сезон (2000-2001) пара «откатала» весьма успешно – Оксана и Максим стали финалистами юниорской серии «Гран-При» и бронзовыми призерами Чемпионата России среди юниоров. В следующем сезоне они повторили свой успех на чемпионате России, а на юниорском чемпионате мира заняли седьмое место.

Но, несмотря на спортивные успехи, очень быстро пара распалась, и в 2002 году Домнина встала в пару с Максимом Шабалиным (с которым она добилась наибольших успехов на льду). Их тренером стал Алексей Горшков, а хореографом – Сергей Петухов. Уже в первом совместном сезоне Домнина и Шабалин выиграли все юниорские соревнования, в которых принимали участие, в том числе Финал Гран-При и чемпионат мира. В 2004 году они дебютировали и стали серебряными призерами на чемпионате России, а уже в следующем году победили на первенстве России (кстати, в 2007-м они вновь стали здесь первыми).

Благодаря интенсивным тренировкам и настойчивости, Оксана и Максим уже с сезона 2006-2007 года по праву вошли в мировую элиту в танцах на льду – в финале Мировой серии Гран-при по фигурному катанию они заняли третье место, а на следующий год победили в нем, и на чемпионате Европы 2007 года заняли второе место. Сезон 2007-2008 года пара также начала с побед – они стали победителями финала мировой серии Гран-при, однако из-за операции на колене Шабалина пара не смогла принять участие в чемпионате России. Но уже через год они стали чемпионами Европы 2008 года. И все же нагрузки дали о себе знать, и Максиму потребовалась новая операция, в связи с чем, пара была вынуждена сняться с чемпионата мира 2008 года. Тогда же они приняли решение поменять тренера и переехать в США.

С лета 2008 года Домнина и Шабалин стали тренироваться под руководством Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова в Штатах. Успех пришел в первом же сезоне совместной работы – сначала пара победила на турнире серии Гран-при «Cup of China», затем они стали вторыми на «Cup of Russia», а потом – чемпионами мира 2009 года. Кстати, Домнина и Шабалин – первая пара в истории танцев на льду, выигрывавшая чемпионаты мира и среди юниоров, и среди взрослых в неизменном составе.

Хотя подготовка к олимпийским играм 2010 года была омрачена вновь обострившейся болезнью Максима, однако в этот период они сумели выиграть золотые медали чемпионата России и Чемпионата Европы, а на зимней Олимпиаде в Ванкувере взяли бронзу. После этого пара завершила любительскую карьеру в спорте.

Российская фигуристка, Заслуженный мастер спорта России, трехкратная чемпионка России, чемпионка мира, двукратная чемпионка Европы, бронзовый призер Олимпийских игр – Оксана Домнина награждена Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на Играх XXI Олимпиады 2010 года в Ванкувере).

В 2013 году она окончила Одинцовский гуманитарный университет, где училась на психологическом факультете.

Фигуристка замужем за Романом Костомаровым, в 2011 году у них родилась дочь, а в 2016-м – сын.

В настоящее время Оксана Домнина и Максим Шабалин продолжают кататься в паре – они участвуют в ледовых шоу Ильи Авербуха, активно путешествуют и гастролируют. Также Оксана является членом исполкома Федерации фигурного катания России.

Использовались материалы сайта "Календарь событий".
(Просмотрено 38 раз, сегодня 1)                     Понравилась статья? Ставь 👍
0

Автор публикации

не в сети 7 месяцев

Георгий

5
Объявления
flagРоссия. Город: пгт Звездный
Комментарии: 2Публикации: 1543Регистрация: 28-07-2019

оставить комментарий

Войти с помощью: