Крещенский сочельник.

18 января Русская Православная церковь отмечает день Навечерия Богоявления Господня или Крещенский сочельник.
Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.
Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста.
Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить сочиво — пшеничный взвар с медом и изюмом. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.
В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину — великим Иорданским освящением и называется крещенской.
Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму («агиасма», греч. — «святыня»). Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела.
Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку — каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!
Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник её не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.
Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается. Также есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.
Именины:
Григорий, Иосиф, Лукьян, Матвей, Роман, Семен, Сергей, Евгения, Полина, Татьяна.
Хроника знаменательных событий в истории.
18 января 1535 г. 486 лет назад, основан город Лима – будущая столица Перу.

После завоевания столицы инков Куско испанский конкистадор Франсиско Писсаро-и-Гонсалес (исп. Francisco Pizarro y González, ок. 1471—1541) заложил 18 января 1535 года город Сьюдад-де-лос-Рейес, что в переводе с испанского означает «город королей».
Индейцы племени кечуа реку, протекающую возле города, называли Римак – «говорливая река». Отсюда образовалось другое название города – Лима. Именно так сейчас величают столицу республики Перу.
Вопреки ожиданиям мстительных инков, население испанского города росло. Период расцвета столицы Новой Кастилии приходится на 17 век. Богатые особняки и дворцы сочетали в себе испанские и индейские стили. Аристократы, проживавшие в Лиме в блеске и роскоши, были достойными соперниками европейской знати.
Сегодня столица Перу насчитывает более шести миллионов жителей. Там, где Франциско Писарро Гонсалес воткнул пику для обозначения места основания города, на Главной площади стоит памятник великому конкистадору. В день рождения города к его подножию возлагают цветы и венки, и здесь проходят главные мероприятия по случаю Дня основания Лимы в Перу. Этот праздник проходит в Лиме не случайно: исторический центр Лимы в 1988 году внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
18 января 1825 г. 196 лет назад, в Москве состоялось открытие Большого театра.

В 1776 году императрица Екатерина II предоставила право на создание русского театра в Москве тогдашнему губернатору П.Урусову. Но в 1780 году пожар уничтожил первый театр, названный Знаменским.
Уроженец Англии Медокс, бывший тогда компаньоном Урусова, отстроил новое здание на Петровке в течение пяти месяцев. Петровский театр просуществовал дольше. Но и его не пощадил огонь в 1805 году.
В 1808 году, теперь на Арбатской площади, Карл Росси воздвиг очередное здание. Но пожар при нашествии Наполеона погубил и это строение.
Следующая попытка была предпринята в 1818 году, когда Петербургской Академией наук был объявлен конкурс проектов московского театра. Лучшая работа принадлежала Алексею Михайлову – ректору Академии.
Осип Бове доработал проект, и новое строительство началось в 1821 году. Театр опять вернулся на Петровку. Грандиозность постройки потрясла москвичей.
Открытие театра состоялось (6) 18 января 1825 года под бурные овации в адрес гения архитектуры Бове. Звучало «Торжество муз» Алябьева и Верстовского.
Вновь огонь сыграл злую шутку в 1853 году, но здание пострадало частично. В конкурсе проектов восстановления театра победил А.Кавос. Его украсила знаменитая теперь на весь мир скульптурная группа Аполлона, созданная известным русским скульптором Петром Клодтом. Снова Большой театр открылся в 1856 году и сохранил внешний вид до нынешнего времени.
В новом тысячелетии прошла современная реконструкция здания Большого театра, которая началась в 2005 году. Торжественное открытие Исторической сцены театра состоялось 28 октября 2011 года. Сегодня Государственный академический Большой театр (ГАБТ) – один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.
18 января 1901 г. 120 лет назад, открылось первое кабаре в Берлине.

Кабаре — небольшое развлекательное заведение с художественно-развлекательной программой имеет французские корни и впервые возникло в 1881 году в Париже. В 1889 году там же было открыто знаменитое кабаре «Мулен Руж», ставшее классикой жанра.
18 января 1901 года Эрнст фон Вольцоген открыл в Берлине на Alexanderplatz кабаре «Uberbrettl» (Uber – сверх, brettl – малая сцена), создание которого восходило своими идеологическими корнями в «Сверхчеловека» Ницше. Вольцоген мечтал создать новый вид развлекательных заведений, со сцены которого можно было бы воспитывать «сверхчеловека».
Вульгарность здесь была доведена до эстетического совершенства. «Пестрый театр» при отсутствии столиков представлял собой смесь кабаре и варьете. На сцене организовывалось зрелище, в котором объединялись самостоятельные номера с господством лирических произведений, импровизаций и литературных пародий.
Кабаре было излюбленным местом авангардистов, чье несоответствие взглядов на искусство нередко заканчивалось потасовками. Здесь можно было встретить и элиту русской эмиграции.
К окончанию Первой Мировой войны в Германии началась агония. Покалеченные солдаты, разорившиеся фермеры и простые горожане бросали вызов «занудной» интеллигенции. Разложение и деградация царили в Германии, которая наполнялась кабаре нового типа: стриптиз-клубами, утопающими в дыму сигарет, похоти и алкоголе. Элитарное искусство было сведено к низменным развлечениям.
Разве мог предполагать создатель первого немецкого кабаре Вольцоген, что воплощенная им бирбаумская идея нового начинания в немецком искусстве так опошлится…
18 января 1926 г. 95 лет назад, состоялась премьера фильма «Броненосец Потемкин».

«Броненосец Потёмкин» – немой черно-белый художественный фильм, снятый Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Сценарий, по которому снимался фильм, основан на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Потёмкин» команда подняла восстание и захватила корабль.
Триумфальное шествие фильма началось с кинотеатра «Художественный» на Арбате в Москве, который тогда назывался «Государственный Электротеатр». Первые зрители, пришедшие туда 18 января 1926 года на премьеру, были поражены не только фильмом, но и премьерной обстановкой. Весь служебный персонал, от билетера до киномеханика, был одет в морскую форму, а фасад кинотеатра напоминал большую модель военного корабля.
Премьера состоялась благодаря активной позиции ведущих деятелей советского авангарда, среди которых был и Маяковский. Фильм был с восторгом принят на заседании кинокомитета, посвященного 20-летию первой русской революции.
Премьера показала, что «Броненосец Потёмкин» – это нечто большее, чем наглядное пособие к лекциям по истории партии. За первые 3 недели проката только в Москве картину посмотрели 300 тысяч человек.
Большой успех картина имела и в Германии. Когда там в одном из городов запретили показ фильма, люди вышли с протестами на улицу. Немецкая прокатная фирма через суд добилась разрешения картины, но пришлось вырезать около 4 минут самых жестких сцен. Купюры были сделаны в оригинале, проданном в Германию. До сих пор по всему миру разыскивают недостающие фрагменты «Броненосца».
Кинорежиссер Геннадий Полока, поставивший в 1990-х годах картину «Возвращение броненосца» считал, что «мировой кинематограф до сих пор не знает такого масштабного ощущения событий, которые существуют в фильме «Броненосец Потёмкин». В одном из интервью он сообщил: «…около 100 фильмов используют принцип Потёмкинской лестницы». Потемкинская лестница действительно до сих пор считается одним из самых сильных по эмоциональному воздействию эпизодов в мировом кино. Здесь все смонтировано таким образом, чтобы зрители, вовлеченные в гущу событий, смогли почувствовать себя не свидетелями, а жертвами жестокого расстрела. Сцены расправы над мирными жителями Одессы показывали, что может натворить бездумная военная машина.
До сих пор критики единодушно называют «Броненосец Потёмкин» лучшим фильмом всех времен и народов.
Фильм был озвучен в 1930 году, повторно озвучен в 1950 году, восстановлен в 1976 году. Последняя редакция фильма создана под художественным руководством Сергея Юткевича. Режиссер восстановления – Дмитрий Васильев.
18 января 1943 г. 78 лет назад, день прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

18 января для россиян и, особенно, для петербуржцев является особенной датой. В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте.
По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов – Ленинградского с запада и Волховского с востока – должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л.А. Говорову и генералу армии К.А. Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки – генерал армии Г.К. Жуков и маршал К.Е. Ворошилов.
12 января 1943 года после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, 67-я армия Ленинградского фронта нанесла мощный удар с запада на восток. Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5-6 километров, а 14 января – до двух километров. Командование немецко-фашистских войск, стремясь любой ценой удержать Рабочие посёлки № 1 и 5, перебрасывало свои подразделения с других участков фронта. Группировка врага несколько раз безуспешно пыталась прорваться на юг к своим главным силам.
Через 6 дней, 18 января на окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.
К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. Хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.
Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург – Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда. Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан.
18 января 1964 г. 57 лет назад, американские врачи призвали конгресс обязать сигаретные компании писать на пачках предупреждение об опасности для здоровья.

Первым из европейцев об обычае табакокурения узнал Колумб, увидев это в индейском селении в своей экспедиции. Участник экспедиции, монах Панэ, привез табачные семена в Европу в конце 15 века и стал выращивать это растение сначала как декоративное, а потом и для курения. Довольно быстро курение стало модным явлением, и в конце 16 – начале 17 веков оно распространилось из Европы на другие материки. В Средней Азии и странах Востока табак закладывали под язык или за щеку, из высушенных листьев готовили нюхательный порошок.
Табачный дым содержит вещества-алкалоиды — никотин и гармин, которые в комбинации являются стимулятором центральной нервной системы, вызывают слабую эйфорию, включают временное снятие усталости, сонливости, вялости, повышение работоспособности и памяти. Однако медицинские исследования указывают на явную связь табакокурения с такими заболеваниями как рак и эмфизема лёгких, заболеваний сердечной системы, а также других проблем со здоровьем.
По данным ВОЗ за весь 20-й век табакокурение явилось причиной смерти 100 миллионов человек по всему миру, и в 21-м веке эта цифра возрастёт до миллиарда. Постоянное курение сигарет, как и другие способы курения табака, вызывает сильную зависимость и оказывает устойчивое негативное воздействие на здоровье курящего. Страдает также здоровье некурящих людей, которые находятся рядом с курильщиком и часто подвергаются действию табачного дыма.
В допетровской России табак считался «дьявольским зельем», а курение наказывалось вырыванием ноздрей. В новое время первое систематическое исследование влияния табака на здоровье было проведено в Третьем рейхе. Там же была впервые развернута государственная программа борьбы с курением.
18 января 1964 года американские врачи призвали конгресс обязать сигаретные компании писать на пачках предупреждение об опасности курения для здоровья. С тех пор прошло около полувека, но надпись о вреде курения не очень-то останавливает курильщиков. Однако, многие страны проводят различные антитабачные кампании, пытаясь ограничить курение законодательно и просветительными мерами.
В настоящее время на пачках сигарет многих стран присутствуют не только надписи, но и устрашающие картинки, показывающие вредное влияние на здоровье человека, а также содержащие призыв к отказу от курения.
18 января 2018 г. 3 года назад, состоялось открытие панорамы в экспозиции музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».

18 января 2018 года состоялось открытие трехмерной панорамы в экспозиции музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвящённой 75-летию прорыва блокады города.
18 января 1943 года произошло знаковое событие в истории Великой Отечественной войны. Операция «Искра», проводившаяся силами Ленинградского и Волховского фронтов завершилась прорывом блокады Ленинграда, освобождением Шлиссельбурга и южного берега Ладожского озера.
К 75-й годовщине, которую россияне отметили в 2018 году, завершилось обновление основной экспозиции Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», расположенной возле Ладожского моста через Неву в Кировском районе Ленинградской области на 41-м километре Мурманского шоссе. Музей-диорама, созданный в 1985 году, входит в Зелёный пояс славы Ленинграда, являя собой один из мемориальных комплексов и памятников, напоминающих потомкам о героизме защитников города в годы Великой Отечественной войны. Диорама была открыта 7 мая 1985 года к 50-летию Победы.
Для всех посетителей новая экспозиция открыла двери 27 января 2018 года, когда была отпразднована очередная дата полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Она представляет собой трёхмерную панораму, позволяющую посетителям музея оказаться посреди окопов, траншей, рядом с макетами танков в натуральную величину под нависающим немецким пикирующим бомбардировщиком Юнкерс Ю-87.
Гости музея могут заглянуть в землянки, почувствовать атмосферу сражения, оказавшись среди изрытых снарядами и бомбами, штурмуемых советскими солдатами позиций немецких войск. Колорит панорамы дополняют подлинные предметы, вооружение и боеприпасы, многие из которых были найдены на месте штурма.
Но квинтэссенцией всей панорамы стало то, что застывшие в стремительном порыве броска на врага гипсовые фигуры советских солдат выполнены с фотографической точностью, повторяя лица настоящих героев прорыва блокады Ленинграда. Авторы панорамы, художники, декораторы, историки и все, кто принимал участие в создании проекта, постарались как можно реалистичнее показать атмосферу боя, накал страстей и тяжелейшие условия, в которых бойцам Красной Армии пришлось штурмовать оборонительные позиции немецких войск.
В преддверии открытия панорамы, в день 75-летия Прорыва блокады Ленинграда музей посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин, высоко оценивший труд людей, работавших над новой панорамой. Экспозицию успели посетить и ветераны Великой Отечественной войны, в том числе участники операции «Искра», также очень положительно отозвавшиеся об увиденном.
Панорама «Прорыв блокады Ленинграда» стала одной из крупнейших работ подобного рода в Европе. Для экспозиции построено и открыто новое здание музея, расположившееся рядом со старой диорамой возле Ладожского моста. Помимо панорамы, посетители музея смогут увидеть кадры военной кинохроники, а также видеоинсталляцию ночного боя.
На улице перед зданием музея на площадке расположились отреставрированные танки времён Великой Отечественной войны, часть из которых была поднята со дна Невы. Все танки – участники битвы за Ленинград.
Персоны:

Шарль Луи де Монтескьё (фр. Charles Louis de Montesquieu) родился 18 января 1689 года близ Бордо, в аристократической семье.
В 1705 году он окончил колледж в Бордо и переехал в Париж для углубленного изучения права. В 1714 году вернулся в Бордо, где получил сначала пост советника в городском суде, а через два года стал одним из вице-президентов суда.
В 1721 году он выпустил в свет роман «Персидские письма», завоевав симпатии читающей публики живой сатирой на французское общество. В 1725 году Монтескьё написал прозаическую поэму «Книдский храм», выдержанную в гедонистическом духе. В следующем году он перебирается в столицу и вскоре выпускает вторую поэму в прозе «Путешествие в Париж», написанную в том же духе, что и предыдущее творение. Однако занятия изящной словесностью не удовлетворили его, и в 1728 году он отправляется путешествовать по Европе для изучения политико-правовых институтов разных стран.
Монтескьё посетил Италию, Пруссию, Нидерланды, а в Англии прожил около полутора лет, где штудировал английское право и изучал конституционную практику парламента. Впечатления он воплотил затем в главном своем труде «О духе законов» (1748).
Основной темой книги являлась теория форм власти. Монтескьё считал, что могут существовать демократическая, аристократическая и монархическая формы правления, но не имеют права на существование тирания и деспотизм.
Работая над книгой «О духе законов», он, основываясь на признании объективности исторического процесса и начисто отвергая теологические причины процесса, написал в 1734 году «Размышления о причинах величия и падения римлян». После книги «О духе законов» им был написан трактат «Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства», помещенный через два года после его смерти в «Энциклопедии» Дени Дидро.
Труды Монтескьё изучали многие выдающиеся государственные деятели, в том числе и Екатерина Великая, построившая свой знаменитый «Наказ» (1767) на основе книги Монтескьё «О духе законов».
Шарль де Монтескьё умер 10 февраля 1755 года в Париже.

29 марта 1790 (230 лет назад) — 18 января 1862 (158 лет назад).
Джон Тайлер (англ. John Tyler) родился 29 марта 1790 года в Виргинии недалеко от Уильямсбурга, где его отец Джон Тайлер, плантатор и рабовладелец, был губернатором с 1809 по 1811 годы, а потом судьей в федеральном суде Виргинии.
Джон изучал юриспруденцию, в 1816-1821 годах был членом палаты представителей в конгрессе. В 1825-1827 годах был губернатором Виргинии, в 1827-1836 годах – сенатором от этого штата.
В 1840 году он был выставлен партией вигов как кандидат на пост вице-президента и избран на эту должность. 4 марта 1841 он вступил в исполнение своих обязанностей, а 4 апреля 1841 года стал президентом вследствие смерти У.Гаррисона.
Тайлер впервые в истории США истолковал конституцию так, что при кончине президента вице-президент становится не исполняющим обязанности, а действующим президентом. Данный правовой прецедент действовал до 1967 года, вплоть до внесения поправки в конституцию.
Он не оправдал ожиданий избравшей его партии; напротив, в системе управления он склонялся на сторону демократов. Вследствие наложения им вето на некоторые билли вигского (в большинстве) конгресса, кабинет, назначенный еще Гаррисоном, вышел в отставку в июле 1841 года, и Тайлер принужден был опереться на демократов.
Это вызвало сильное недовольство; его портреты во многих местах были торжественно сожжены на народных митингах. Тайлер продолжал, однако, свою политику и до конца правления (1845) был во враждебных отношениях с конгрессом.
После окончания президентского срока, он вернулся в Вирджинию. В 1861 году, после отделения южных (рабовладельческих) штатов от Союза, Тайлер, как виргинец, оказался в их рядах и был выбран членом сената Южной Конфедерации.
Тайлер был женат дважды, второй раз, уже будучи президентом, на женщине на 30 лет его моложе (он был первым президентом, вступившим в брак во время нахождения в должности). От двух жен у него было 15 детей – больше, чем у какого-либо другого президента США.
Умер Джон Тайлер 18 января 1862 года в Ричмонде (штат Вирджиния, США).

30 декабря 1865 (154 года назад) — 18 января 1936 (83 года назад).
Богатый и полный метафор язык произведений Киплинга внес большой вклад в сокровищницу английского языка. Его лучшими произведениями считаются «Книга джунглей», «Ким» и многочисленные стихотворения. Киплинг стал первым английским Нобелевским лауреатом по литературе, получив Нобелевскую премию в 1907 году.
Джозеф Редьярд Киплинг (англ. Joseph Rudyard Kipling) родился 30 декабря 1865 года в Бомбее (Индия). Отец, крупный специалист по истории индийского искусства, был директором музея. Мать происходила из известной лондонской семьи. Оба деда были методистскими священниками.
В шесть лет мальчика отослали в Англию. В 1882 году шестнадцатилетний Редьярд вернулся в Индию и устроился помощником редактора в лахорской газете. Не по летам развитый юноша удивлял местное общество проницательными суждениями о тайных пружинах колониального правления и знанием Индии, почерпнутым в основном в разговорах с энциклопедически образованным отцом.
Ежегодные отпуска в гималайском городе Симле стали источником многих работ писателя. С 1889 года Киплинг путешествовал по всему миру, писал дорожные заметки. В октябре он приехал в Лондон и почти сразу сделался знаменитостью. Начав с «Баллады о Востоке и Западе», он шел к новой манере английского стихосложения, создав «Песни казармы».
Вскоре из-за переутомления здоровье писателя пошатнулось, и большую часть 1891 года он провел в путешествиях по Америке и британским доминионам. Вернувшись в январе 1892 года, женился на сестре американского издателя У.Балестьера.
За четыре года, прожитых в Америке, Киплинг написал лучшие свои произведения. Это рассказы, вошедшие в сборники «Масса выдумок» (1893) и «Труды дня» (1898), а также стихи о кораблях, о море и моряках-первопроходцах, собранные в книге «Семь морей», и две «Книги джунглей» (1894–1895). В 1896 году он написал книгу «Отважные мореплаватели».
На вершине славы и богатства Киплинг избегал публичности, отказался от звания поэта-лауреата и почестей. В 1902 году он поселился в глухой деревне в графстве Суссекс. В 1901 году выпустил роман «Ким», свое прощальное слово к Индии, в 1902 – восхитительную детскую книгу «Сказки просто так».
Он писал до начала 1930-х годов, но самыми известными так и остались его произведения конца 19 века.
Умер Редьярд Киплинг в Лондоне 18 января 1936 года и был похоронен в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве.

Алан Александр Милн (англ. Alan Alexander Milne) родился 18 января 1882 года в Лондоне. С детства мечтал стать писателем. Учился в частной школе, владельцем которой был его отец. В этой школе преподавал Герберт Уэллс. Милн окончил Тринити-колледж Кембриджа, где специализировался в математике.
Он был участником Первой мировой войны как офицер британской армии, а затем много лет посвятил работе в редакции английского юмористического журнала Punch и стал ассистентом редактора.
Милн писал рассказы, стихи, которые были довольно популярны. Но прославился на весь мир он благодаря сказкам о медведе с опилками в голове – Винни-Пухе. Эти истории были придуманы Милном для своего единственного сына – Кристофера Робина, родившегося в 1920 году. Сказки о Винни-Пухе и его друзьях Милн рассказывал сыну на ночь. Героями этих историй стали игрушки мальчика и он сам.
В 1926 году вышла первая книга о Винни-Пухе, еще через год – вторая часть рассказов «Теперь нас стало шестеро», а в 1928-м увидела свет заключительная часть — под названием «Дом на Пуховой опушке».
В Советском Союзе большинству читателей истории о Винни-Пухе стали знакомы по переводам Бориса Заходера. Героев писателя Алана Милна знают и любят дети во всем мире. По мотивам сказок сняты мультфильмы, а в Лондонском зоопарке даже стоит памятник Винни-Пуху.
Надо сказать, что еще до выхода книг о Винни-Пухе Милн был довольно известным драматургом у себя на родине. Однако бешеный успех книг о медведе с опилками в голове (они были переведены на двенадцать языков и разошлись в количестве около пятнадцати миллионов экземпляров) затмил все остальные произведения писателя. А среди них — романы «Тайна красного дома» (1922), «Двое» (1931) и «Хлое Марр» (1946), сказки, рассказы, эссе, пьесы и автобиографическая книга «Уже слишком поздно» (1939).
Алан Милн скончался 31 января 1956 года в Хартфилде (графство Суссекс, Великобритания).

18 января 1901 (120 лет назад) — 15 января 1973 (48 лет назад).
Иван Георгиевич Петровский родился (5) 18 января 1901 года в городе Севск (ныне Брянской области), в купеческой семье. После школы, где был очень способным учеником, он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, но вскоре оставил его и вернулся в семью, переехавшую к этому времени в Елисаветград (ныне Кропивницкий, Украина).
Здесь он учится в Механико-машиностроительном институте, где проявился его интерес к математике под влиянием книги Н.Е. Жуковского по теоретической механике. Вернувшись в Московский университет в 1922 году, он определяется на математическое отделение физико-математического факультета.
В 1930-е годы Иваном Георгиевичем получены фундаментальные результаты в различных областях математики: в алгебраической геометрии, теории вероятностей, теории обыкновенных дифференциальных уравнений, математической физике, теории уравнений с частными производными.
С 1933 года Иван Георгиевич являлся профессор Московского университета. В 1943 году он был избран членом-корреспондентом, а в 1946 году — действительным членом Академии наук СССР. С 1951 года являлся ректором Московского университета.
За 22 года пребывания Петровского во главе первого ВУЗа страны его деятельность глубоко отразилась на всей жизни многотысячного коллектива. Было организовано более 70 кафедр и 200 лабораторий по новейшим направлениям. Обладая высоким научным авторитетом, ректор смог привлечь к работе в университете крупнейших ученых страны.
Много было сделано Петровским для расширения контактов с крупнейшими научными и образовательными центрами мира. Он являлся почетным доктором многих иностранных университетов, был награжден государственными наградами.
Умер Иван Георгиевич Петровский 15 января 1973 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

18 января 1904 (116 лет назад) — 17 июля 1975 (45 лет назад).
Борис Андреевич Бабочкин родился (5) 18 января 1904 года в Саратове. Его актерские данные проявились очень рано, и уже в четыре года он выступал на новогодних ёлках вместе со старшим братом Виталием.
После Октябрьской революции, 15 лет от роду он служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта. В состав этой армии входила чапаевская дивизия. И хотя самого Чапаева Борис ни разу не встречал, он знал похожих командиров, и, когда пришло его время сняться в фильме в роли Чапаева, он блестяще сыграл эту роль.
После демобилизации Борис сдал экзамены и был принят на старший курс драматической студии, но учился он недолго. Вскоре руководитель студии дал ему рекомендательное письмо к В.Немировичу-Данченко, и Бабочкин уехал в Москву. Было это в 1920 году. Но Борис, решив добиться всего сам, без посторонней помощи, поступил в две театральные школы, а затем выбрал для обучения школу «Молодые мастера» И.Н. Певцова.
Бабочкин играл в театрах Москвы, Воронежа, Могилева и других городов. За шесть лет он сыграл более 200 разных ролей. Бродячая жизнь закончилась в 1927 году приглашением в Ленинградский театр сатиры. В этом же году он снялся в своем первом фильме.
Вершиной творчества этого актера считается роль Чапаева в одноименном фильме братьев Васильевых, вышедшем в 1934 году, и в 1941 году получившем Сталинскую премию. Бабочкин создал яркий, запоминающийся образ командарма, который вытеснил реальный образ Чапаева. Во многом благодаря Бабочкину, Чапаев стал всенародным любимцем, героем народного фольклора и анекдотов.
С 1937 года Бабочкин не только актер, но и режиссер в БДТ им. Горького, а затем – художественный руководитель театра. С 1940 года он жил в Москве, где работал сначала в Театре имени Е.Вахтангова, а затем стал актером и режиссером Театра-студии киноактера. В 1949 году Бабочкин перешел в Малый театр, а уже через два года был приглашен в Народный театр Софии (Болгария), где поставил спектакли: «Разлом» Лавренёва, «Дачники» М.Горького, «Лейпциг, 33» Компанейца и Кронфельда. По возвращении в СССР в 1952 году, он стал главным режиссером Московского театра им. Пушкина, а в 1955 году вернулся в Малый театр.
Все это время Борис Андреевич также много снимался в кино («Подруги», «Непобедимые», «Фронт», «Родные поля»). За роль Сэма Боулдера в фильме «Бегство Мак-Кинли» (1975) Бабочкин получает Государственную премию СССР (посмертно в 1977 году).
Параллельно с работой в театре и кино он с 1944 года еще и преподавал во ВГИКе (с 1966 профессор). Народный артист СССР, лауреат нескольких государственных премий — Бабочкин был награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Умер Борис Андреевич Бабочкин 17 июля 1975 года в Москве от сердечного приступа.

26 февраля 1941 (79 лет назад) — 18 января 2012 (8 лет назад).
Евгений Ильич Жариков родился в Москве на Серпуховке 26 февраля 1941 года. Его отец – Илья Дмитриевич Жариков (в будущем известный детский писатель Леонид Жариков) – приехал в Москву из Донецка. Родоначальником фамилии Жариковых является француз Жерико, плененный во время Отечественной войны 1812 года. Мать Евгения была школьным учителем литературы и истории.
В школу он пошел в Павловом Посаде, где жил с бабушкой и дедом. Часто сбегал с уроков. Несмотря на это, окончив школу, поступил во ВГИК, учился в классе Сергея Герасимова. С 1960 года снимался в кино: фильм «А если это любовь» стал его дебютом.
Всего Евгений Жариков снялся более чем в 70 кинокартинах, среди которых есть очень популярные: «Рожденная революцией» (Кондратьев), «Три плюс два» (Вадим), «Снегурочка» (Лель), «Троцкий» (Сталин), «Серые волки» (Шелепин»).
Также Жариков дублировал более 200 иностранных картин. Играл в Театре-студии киноактёра, а еще с 1988 по 2000 года был президентом Гильдии актеров советского кино (с 1991 года — Гильдии актеров кино России).
Народный артист РСФСР — Евгений Ильич был награжден орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, он лауреат Государственной премии СССР (за фильм «Рожденная революцией»).
Жариков более тридцати лет был женат на актрисе Наталье Гвоздиковой, они вместе воспитали сына. Эта пара считалась одной из самых красивых в отечественном кинематографе, а друзья в шутку называли их «жареные гвоздики».
Евгений Ильич Жариков скончался в Москве 18 января 2012 года после продолжительной болезни.

Владимир Григорьевич Федотов родился 18 января 1943 года в Москве, в семье известного футболиста Григория Федотова. Поэтому не удивительно, что Володя связал свою жизнь именно с футболом. К тому же с самого детства он не только занимался этим видом спорта, но и постоянно ездил с отцом на различные сборы и тренировки.
В 18 лет Федотова пригласили играть за ЦСКА. В качестве игрока он выступал за этот клуб с 1960 по 1975 годы, в составе которого стал чемпионом СССР 1970 года, дважды завоевывал бронзовые медали (1964 и 1965) и выходил в финал Кубка СССР 1967 года. В чемпионатах СССР провел 382 матча и забил 92 гола, став в 1964 году лучшим бомбардиром первенства с 16 голами.
Федотов является рекордсменом ЦСКА по количеству матчей в чемпионатах СССР. За сборную СССР провел 22 матча, забил 4 гола. Федотов также пять раз попадал в список 33 лучших игроков по итогам сезона, причем 4 раза возглавлял его.
Тренерскую карьеру Владимир Федотов начал в 1978 году, войдя в тренерский штаб ЦСКА. Затем работал с такими клубами как ростовский СКА, с которым выиграл Кубок СССР в 1981, а также «Асмарал» (Тула), «Мухаракку» (Бахрейн), «Спартак» (Владикавказ), «Металлург» (Липецк), «Сокол» (Саратов), «Черноморец» (Новороссийск), «Левски» (София, Болгария) и «Арсенал» (Тула). В начале 1980-х годов он входил в штаб олимпийской и национальных сборных СССР.
Владимир Федотов работал в «Спартаке» в 2002–2003 годах помощником Олега Романцева, затем техническим и спортивным директором клуба. В 2003 и 2006 годах был исполняющим обязанности главного тренера, а с мая 2006 по июнь 2007 года – главным тренером «Спартака». Под руководством Федотова команда завоевала серебряные медали чемпионата России 2006 года и вышла в групповую стадию Лиги чемпионов.
С 26 июня 2007 по 2008 год Федотов работал спортивным директором ФК «Москва».
Владимир Федотов был зятем легендарного тренера Константина Бескова.
16 марта 2009 года Владимир Федотов был госпитализирован в Боткинскую больницу Москвы в состоянии комы. Он умер в больнице 29 марта 2009 года, не приходя в сознание.

Такеши (Такэси) Китано (яп. 北野 武) родился 18 января 1947 года в Токио (Япония), в семье маляра. Семья его была бедной. Мать мечтала видеть сына успешным чиновником, и Китано поступил в Токийский университет Мэйдзи, но бросил учебу ради работы в шоу-бизнесе.
В 1972 году вместе с другом Китано создал комический дуэт Two Beats, который очень быстро стал популярным, а оба «Бита» стали знаменитыми.
Бит Такеши (Beat Takeshi) – под таким псевдонимом и выступает Китано во всех областях, кроме режиссуры. В дальнейшем Китано снимался на телевидении, в сериалах и детских программах, в кино, писал статьи и новеллы, рисовал. Китано является живым подтверждением поговорки «Талантливый человек талантлив во всем».
В 1989 году вышел первый фильм Китано-режиссера «Жестокий полицейский». А его фильм «Фейерверк» (1997) получил множество наград, в том числе «Золотого Льва» на кинофестивале в Венеции и был назван Европейской Академией Кино Лучшим неевропейским фильмом 1997 года.
Сегодня в фильмографии режиссера – 19 картин, среди которых наиболее известны: «Точка кипения» (1990), «Сонатина» (1993), «Фейерверк» (1997), «Кикудзиро» (1999), «Брат якудзы» (2000), «Затойчи» (2003), «Банзай, режиссёр!» (2007), «Ахиллес и черепаха» (2008), «Полный беспредел» (2012), «Рюдзо и семеро бойцов» (2015), «Последний беспредел» (2017) и другие.
Героями большинства фильмов Китано являются представители японской мафии-якудза или полицейские. В них есть и философский подтекст, и юмор, и интересный сюжет. В ряде своих картин он выступил и в качестве актера и сценариста. Также он является автором нескольких книг.
Такеши Китано принимает участие в нескольких телевизионных передачах еженедельно, является профессором магистратуры изобразительных искусств в Токийском национальном университете изобразительных искусств и музыки, продолжает снимать кино и заниматься творчеством.

Тамара (Тамрико) Михайловна Гвердцители родилась 18 января 1962 года в Тбилиси Грузинской ССР, в семье с корнями древнего грузинского рода.
Уже в год она пела песни, а в три года подбирала мелодии на пианино. Училась в музыкальной школе при Тбилисской консерватории. Известность к ней пришла в 1970-е годы, когда она стала солисткой детского эстрадного ансамбля «Мзиури».
Тамара окончила Тбилисскую консерваторию по классу фортепиано и композиции и колледж по вокалу. В 1981 году стала победительницей международного конкурса «Красная гвоздика» в Сочи, в 1988 – победительницей конкурса «Золотой Орфей» в Софии, выступала на фестивалях в Сопоте и Сан-Ремо.
В 1991 году Гвердцители приехала в Париж, где дала концерт, прошедший с большим успехом. Там же она познакомилась с композитором Мишелем Леграном и заключила с ним контракт.
В 1991 году Гвердцители было присвоено звание Народной артистки Грузии, а в 2004 году – Народной артистки РФ. Она также является лауреатом многих международных песенных конкурсов и фестивалей и обладательницей других наград.
В 2010 году Тамара Михайловна исполнила партию Кармен на сцене Днепропетровского оперного театра, играла в мюзикле «Человек из Ламанчи» Театра Российской Армии, много гастролирует. Вышло более 10 дисков с песнями в исполнении певицы. После победы вместе с Дмитрием Дюжевым во втором сезоне шоу «Две звезды» они создали совместную программу.
Гвердцители поет песни на нескольких языках: грузинском, русском, французском, итальянском, испанском, английском, древнееврейском и украинском. Также она принимает участие в различных телепроектах.
Сегодня Тамара Гвердцители продолжает свою активную и успешную творческую карьеру.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".