День памяти сотрудников МЧС России, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Дата события уникальна для каждого года. В 2022 году эта дата — 29 апреля

В последнюю пятницу апреля, начиная с 2013 года, сотрудники МЧС России отдают дань памяти своим погибшим при исполнении служебных обязанностей товарищам. Эта памятная дата была установлена Приказом МЧС РФ №483 от 8 августа 2012 года и предшествует профессиональному празднику одной из структур МЧС РФ: Дню Службы пожарной охраны России. Что весьма символично, когда люди, ежедневно стоящие на страже безопасности граждан, готовые рисковать своей жизнью ради спасения жизни других людей, прежде чем отметить свой профессиональный праздник, вспоминают своих погибших товарищей.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) включает в свою структуру многочисленные службы, каждая из которых отвечает за безопасность граждан в определённых условиях. В рядах МЧС несут службу люди разных специальностей, но всех их объединяет одно – служение безопасности людей.
Природные и техногенные катастрофы влекут за собой негативные, а часто и просто тяжёлые последствия для объектов, территорий и граждан. Нередко они сопряжены с гибелью людей. В ведении МЧС России находится профилактика возможных происшествий, предупреждение о надвигающихся опасностях, а также защита населения от возможных последствий бедствий разного характера, ликвидация подобных последствий. Среди них: аварии на атомных станциях, ДТП, пожары в зданиях, аварии на газо– и нефтемагистралях, землетрясения, поиск туристов, аварии на ЖД, зоны подтопления, природные пожары, аварии на ЖКХ, кораблекрушения, санитарная эвакуация, аварии на химических объектах, наводнения, сходы лавины, сели, аварии на шахтах, неблагоприятные погодные условия, цунами, авиационные аварии, обрушения зданий, доставка гуманитарной помощи, отрыв льдин с людьми и прочее…
Ежегодно по всей стране каждую последнюю пятницу апреля сотрудники МЧС России собираются, чтобы почтить память своих товарищей, погибших при исполнении служебных обязанностей. Минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам, мемориалам и могилам тех, с кем ещё недавно, быть может, стояли они плечом к плечу, сражаясь со стихией и спасая жизни людей.
Не так много могут сделать живые для мёртвых, но память и равнение на подвиг – это главное, что мы можем в отношении тех, кого уже нет рядом, и кого мы ставим в пример подрастающему поколению. Сохранение славных традиций, верность своему профессиональному долгу воспитываются у молодого поколения специалистов и служащих, а в такие Дни памяти это ощущается особо остро.
Именно с этой целью структуры МЧС часто проводят в этот памятный день не только памятные церемонии, но и приведение к присяге новых сотрудников. Вместе с сотрудниками МЧС в памятных и торжественных мероприятиях принимают участие ветераны службы, родственники и члены семей, а также семьи погибших сотрудников. Представители церкви проводят панихиды по погибшим сотрудникам МЧС.
Международный день танца.

Ежегодно 29 апреля по всему миру отмечается Международный день танца (International Dance Day).
Этот праздник, посвященный всем стилям танца, начали отмечать с 1982 года по инициативе Международного совета танца (International Dance Council, CID) ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новерра (Jean-Georges Noverre), реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».
Жан-Жорж Новерр (29 апреля 1727—19 октября 1810) — французский балетмейстер, хореограф и теоретик балета, ученик балетмейстера Л.Дюпре. Выступал как танцовщик и возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне.
Новерр разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1759 году вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Новерр обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.
Поэтому, по замыслу учредителей, главная идея данного праздника — объединение всех направлений танца, как единой формы искусства, а сам День танца — это повод для её чествования, а ещё — её способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, возможности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке — языке танца.
Конечно же, в этот день весь танцующий мир — коллективы театров оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самодеятельные артисты — будут отмечать свой профессиональный праздник. Формы же празднования весьма разнообразны — от традиционных концертов и выступлений до танцевальных флешмобов и необычных представлений.
На официальном же уровне, по традиции, каждый год известная личность из мира хореографии выступает с обращением к общественности с посланием, напоминающим людям о красоте танца. Так, в разные годы с торжественными речами по случаю Международного дня танца выступали такие мировые знаменитости, как: Юрий Григорович (Россия), Роберт Джофри (США), Мэги Марэн (Франция), Майя Плисецкая (Россия), Морис Бежар (Франция), Уильям Форсайт (США-Германия), Стефан Пейдж (Австралия), Мияко Йошида (Япония-Великобритания), Хулио Бокка (Аргентина), Лин Хвай-мин (Тайвань), Ульяна Лопаткина (Россия) и другие.
В России в Международный день танца также существует традиция вручать единственный профессиональный балетный приз — премию «Душа танца». Награда была учреждена в 1994 году журналом «Балет» совместно с Министерством культуры Российской Федерации и вручается мастерам за достижения в развитии отечественного хореографического искусства.
Именины:
Леонид, Михаил, Павел, Тимофей, Василиса, Галина, Ирина, Ника.
Хроника знаменательных событий в истории.
29 апреля 1770 г. 252 года назад, Джеймс Кук высадился на восточном побережье Австралии в удобной и безопасной бухте.

29 апреля 1770 года в ходе своей первой большой экспедиции на барке «Индевор» капитан Джеймс Кук высадился на восточном побережье Австралии в удобной и безопасной бухте.
Бухта получила название «Ботаническая» – Botany Bay. Так настоял один из участников плавания, известный ботаник Джозеф Бэнкс, который был поражен богатством и разнообразием береговой флоры.
С 1788 года в 8 километрах к северу от Ботани-Бей начал расти город. Сегодня этот город представляет собой мегаполис, а называется Сидней. В Национальном историческом парке, разбитом здесь же, на небольшом полуострове Кернелл, был установлен обелиск, в основании которого выбита дата: «28 апреля 1770».
Расхождение в один день с «каноническим» числом объясняется тем, что 28-е число соответствует корабельному времени «Индевора», а 29-е – официально установленному для долготы восточного побережья Австралии.
29 апреля 1897 г. 125 лет назад, английский физик Джозеф Томсон объявил об открытии им электрона.

Электрон – это первая открытая элементарная частица, являющаяся материальным носителем наименьшей массы и наименьшего электрического заряда в природе.
Это произошло 29 апреля 1897 года, когда профессор Кембриджского университета, английский физик Джозеф Томсон, выступая на заседании Лондонского королевского общества, объявил о своем открытии электрона.
Открытие было сделано в результате изучения газового разряда.
Занимаясь изучением прохождения электрического тока через разреженные газы, Томсон не только открыл электрон, но и определил его заряд, а также впервые измерил отношение заряда электрона к массе, разработал теорию движения электрона в магнитном и электрическом полях.
За открытие электрона ученый в 1906 году был удостоен Нобелевской премии по физике.
Согласуясь со своими открытиями, он предложил и новую модель атома. И хотя опыты, проведенные впоследствии преемником Томсона — Э.Резерфордом, заставили отказаться от данной модели, но она сыграла важную роль в формировании представлений о строении материи.
29 апреля 1913 г. 109 лет назад, Гидеон Сундбек запатентовал застежку «молния».

29 апреля 1913 года в Америке шведский эмигрант Гидеон Сундбек запатентовал изобретение zipper, zip, которое сегодня нам известно как застежка-«молния».
Первый прототип «молнии» был создан американцем У.Джадсоном еще в 1893 году, однако устройство его было сложным в изготовлении и весьма ненадёжным в работе. После многих рекламаций, находясь на грани банкротства, Джадсон взял партнеров, которые привлёкли к работам американского инженера шведского происхождения Гидеона Сундбека.
После нескольких лет поисков Сундбек разработал новый вариант «молнии» и технологию её производства. Чудо-изобретение Сундбека состояло из двух текстильных лент, на которых были закреплены идущие в шахматном порядке металлические звенья. Соединение или разъединение половинок выполнялось при помощи замка (слайдера), скользящего по лентам.
Внедрение нового варианта застёжки было более долгим и мучительным, чем сама разработка «молнии» из-за недоверия со стороны фабрикантов, помнивших первый неудачный опыт. Со временем «молния» доказала свою надёжность и технологичность, и к 1923 году получила широкое распространение.
29 апреля 1932 г. 90 лет назад, в СССР созданы бригады содействия милиции (БРИГАДМИЛ).

Практика привлечения населения к решению задач охраны правопорядка применялась еще в царской России. После Октябрьской революции, когда основные институты страны были разрушены, а на создание новых, «советских», требовалось много времени, средств и сил, некоторые функции государства по охране правопорядка и борьбе с преступностью были возложены на различные рабоче-крестьянские формирования, отряды рабочей милиции, народные дружины, продотряды и т.д. Дружинники носили оружие, могли сами задерживать правонарушителей, имели практически все права и обязанности милиционеров.
В середине 1920-х годов эти гражданские отряды начали упорядочиваться официальными властями. В 1928 году возникли добровольные общества содействия милиции, что стало первым прообразом единой формы массового добровольного участия населения в охране порядка. Практика работы Обществ показала, что они представляли собой серьезную силу, способную оказать значительную помощь властям. Более того, Общество стало кадровым резервом для пополнения советской милиции проверенными и довольно подготовленными кадрами.
В связи с усилением централизации в руководстве органов внутренних дел, возникла необходимость приблизить деятельность Обществ к конкретной работе милиции и организации их непосредственно при ОВД. Тем более, что все остальные «революционные» вооруженные формирования граждан в начале 1930-х годов были упразднены.
Учитывая все эти факторы, 29 апреля 1932 года Совнарком РСФСР издал постановление «О реорганизации обществ содействия органам милиции и уголовного розыска в бригады содействия милиции» (БРИГАДМИЛ). Особенностью этих бригад было то, что они организовывались по инициативе органов милиции и работали под руководством милицейских (районных и городских) управлений, а не при исполкомах.
Эта общественная организация, созданная для укрепления правопорядка, быстро приобрела популярность в СССР. Требования к кандидатам в БРИГАДМИЛ ужесточились – принимались граждане СССР, достигшие 18 лет, причем только по рекомендации партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. К 1940 году в составе этих бригад насчитывалось уже более 400 тысяч человек.
В период Великой Отечественной войны в прифронтовых районах и на территории, недавно освобожденной от фашистской оккупации, БРИГАДМИЛ реорганизовывались в группы охраны общественного порядка (ГООП). Помимо поддержания порядка, они занимались борьбой со шпионами и диверсантами. Под руководством органов государственной безопасности и НКВД они сумели обеспечить надлежащий порядок в населенных пунктах в тяжелые военные годы.
Уже после окончания войны в апреле 1946 года ГООП были расформированы, а их члены влились в бригады содействия милиции. Эти бригады как форма привлечения граждан к охране правопорядка просуществовала до конца 1950-х годов, когда борьба с масштабным бандитизмом была завершена.
29 апреля 2000 г. 22 года назад, германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.

Персоны:

29 апреля 1686 (336 лет назад) — 26 июля 1750 (272 года назад).
Василий Никитич Татищев родился в Псковской губернии (19) 29 апреля 1686 года в семье помещика. Начало его активной общественной деятельности совпало с Петровской эпохой.
Во всем Василий Никитич был человеком своего времени. Образование он получил в Европе и отличался широкими интересами в области общественных наук и географии. Всю жизнь Татищев посвятил фундаментальному труду о русской истории, первой такого рода книге в России.
Вначале книга должна была быть скорее географической. Ещё в 1719 году Татищеву было поручено «землемерие всего государства и сочинение обстоятельной географии с ландкартами». Но по ходу работы обнаружилась потребность в большом количестве исторических сведений.
Однако, иногда Татищеву приходилось отвлекаться от своих историко-географических изысканий по делам государственной важности. В 1720 году Петр I отправил его на Урал, чтобы там открыть заводы по переработке металлов. На Урале Татищев основал горную канцелярию – управление, занимавшееся добычей и переработкой цветных металлов.
Кроме того, Татищев выступил там основателем городов. Туда, где стоит сейчас Екатеринбург, Татищев перенес Уктусский завод. А там, где ныне находится город Пермь, он открыл новый медеплавильный завод. При обоих заводах были открыты начальные школы и школы, в которых обучали горному делу. После успешного выполнения своей миссии Татищев вернулся в столицу и стал главой монетной конторы.
При Анне Иоанновне его отстранили от должности и даже отдали под суд из-за разногласий с Бироном. Всё время её правления Татищев был в немилости, ему давали невыполнимые поручения и за любой промах грозили лишить всех чинов.
При Елизавете в 1745 году он уезжает в Болдино Московской губернии и остается там до самой смерти, занимаясь работой над «Историей…».
Однажды ему принесут приказ о прощении и орден Александра Невского. Но Татищев от ордена отказался, сказав, что теперь это уже ни к чему.
Это было накануне смерти — на следующий день, (15) 26 июля 1750 года Василий Никитич Татищев умер. Уже после его смерти, в 1755 году, было издано еще одно известное произведение Василия Татищева – «Духовная», которое давало советы помещикам на все случаи жизни.

1700 (322 года назад) — 29 апреля 1771 (251 год назад).
Бартоломео Франческо Растрелли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli, в России его звали Варфоломей Варфоломеевич), знаменитый архитектор, крупнейший представитель русского барокко середины 18 века, родился в 1700 году в Париже (более точная дата рождения не известна), в семье известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Его отец в 1716 году вместе с семьей был приглашен Петром I на службу в Россию.
Таким образом юноша оказался на огромной стройке новой русской столицы – в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы. Франческо стал ближайшим помощником отца в работе и учился у него мастерству. А в 1725-1730 годах проходил обучение в Европе.
В первое время он помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова. Первой же самостоятельной работой Франческо стал дом А.Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721-1727), который был построен в стиле североевропейской архитектуры. Уже тогда чувствовался талант молодого архитектора.
После смерти Петра I Растрелли остается в России и продолжает работать. В 1730-х годах он создает проект каменного дворца для князя Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. Тогда же архитектор женился на некой девице Уоллес. В этом браке у него родился сын Иосиф Яков, дочери Елизавета Катерина и Элеонора.
По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году. Для императрицы он спроектировал деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). Параллельно в эти же годы Растрелли построил вместительный и удобный манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей, а также прекрасные дворцы в Курляндии – в Рундале и Митаве (ныне Елгава).
После переворота 1740 года, когда на престол взошла Анна Леопольдовна, Растрелли было приказано вернуться в Петербург. Наиболее значительной среди работ Растрелли этих лет была постройка деревянного Летнего дворца в Петербурге (впоследствии разобран при возведении Инженерного замка).
Стиль архитектора уже немного меняется – не отходя от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли усиливает свойственный ей пространственный размах. Традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены им под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось также в применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре.
При восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, Растрелли остался востребован. В 1746 году Елизавета решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы были поручены Растрелли. В 1747-1752 годах он работал над постройкой Большого дворца в Петергофе.
Вообще, при Елизавете архитектор выполнял огромный объем работ. Тогда же он построил многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы – дворец Воронцова, Строгановский дворец, завершил строительство Аничкова дворца и др. Это период наивысшего расцвета творчества Растрелли.
Ликующей мощью и величием проникнуты две его постройки, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли, наиболее известные работы Растрелли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей в Петербурге. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.
Помимо дворцовой архитектуры Растрелли обновил и русское церковное зодчество: в 1747–1750 годах он создал проект воссоздания Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой, а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого вел И.Мичурин.
Еще одна знаменитая работа архитектора – перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе в 1752-1757 годах, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов 18 века, отличающийся особой грандиозностью и великолепием. Отдельным пунктом в перечне своих работ Растрелли отметил и царскосельские павильоны Эрмитаж и Грот.
Именно в этих работах архитектора барокко достигает предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора. Поразительна и роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи…), которая сочетается с необыкновенной масштабностью. Изыск и масштаб сливаются здесь воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий. Причем известно, что Растрелли зачастую не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы из камня и кирпича на свайных основаниях, что позволяло при необходимости частично перераспределять нагрузки и было просто универсально для слабых грунтов в условиях Петербурга.
Помимо глобальных строек Растрелли занимался и многочисленными частными заказами. Он строил дворец Чоглокова, дом Вильбоа, загородную дачу Сиверса, дом Шепелева, Гостиный двор на Невском проспекте…
Но в 1762 году на престол взошла Екатерина II. При новой императрице архитектору перестали давать важные заказы – его стиль барокко вышел из моды. Испытывая серьезные финансовые трудности, Растрелли просит об отпуске. И в августе 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ об отпуске «для пользования болезни в Италию на год». Но по возвращении ситуация не улучшилась, и он подает прошение об отставке. Осенью 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона – тысяча рублей в год.
В Петербурге у Растрелли заказчиков не осталось, но в Курляндию вернулся из ссылки Бирон, и архитектор с семьей уезжает к своему старому покровителю, где продолжает строительство Рундальского и Митавского дворцов.
Граф, академик архитектуры Императорской Академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко – Растрелли работал при нескольких императорах. Но только Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил архитектор, кто удостоил его наградой за труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Святой Анны.
Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге.
Имя архитектора носит площадь в Санкт-Петербурге, ему установлен памятник в Царском Селе и в сквере Манежной площади Петербурга. Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца, о нем сняты фильмы.

29 апреля 1785 (237 лет назад) — 10 декабря 1851 (171 год назад).
Карл фон Дрез (нем. Karl Drais) родился 29 апреля 1785 года в Карлсруэ, в семье баденского надворного советника Карла Вильгельма Фридриха Людвига Дреза. В период с 1803 по 1805 годы Карл изучал архитектуру, физику и сельское хозяйство в Гейдельбергском университете, основанном курфюрстом Пфальца Рупрехтом I. По окончании учебы фон Дрезу-младшему было предложено место преподавателя.
Примерно в 1811 году Карл становится лесничим, получив в свои владения несколько гектаров прекрасного баденского леса. В этот период у него просыпается тяга к изобретательству. Первым изобретением барона становится специальная машинка, с помощью которой на нотную бумагу автоматически наносятся одновременно все пять линий. Это изобретение быстро обрело популярность, ведь расчерчивать самостоятельно линии на бумаге — занятие весьма нудное.
Его следующим изобретением стали две четырехколесные машины, которые можно было приводить в движение с помощью мускульной силы. Эту новинку — «велосипед» — фон Дрез представил в Венском конгрессе в 1814 году. Но изобретение вызвало множество замечаний в свой адрес, начиная от медленной скорости, заканчивая сильной тряской при движении.
Поэтому в следующие годы Дрез занялся усовершенствованием своего изобретения — чтобы уменьшить мускульную силу, необходимую для разгона неповоротливой машины, он сократил число колес до двух, а также добавил конструкции рулевое колесо. Все это заметно повысило маневренность и позволило увеличить скорость передвижения.
17 февраля 1818 года барон Карл фон Дрез запатентовал свое изобретение, за которое он был награжден королевской премией и небольшим ежемесячным вознаграждением. Что позволило изобретателю совершить большое путешествие в Бразилию и США, с целью пропаганды своего велосипеда. Однако спустя 5 лет, в 1827 году, фон Дрез был вынужден вернуться в Мангейм из-за тяжелой болезни отца, который вскоре скончался.
Нервотрепка с различными судами, денежные разборки с недоброжелателями отца и прочие разборки доконали фон Дреза-младшего, в 1837 году у него случился инсульт. После выздоровления он вернулся в лес и вновь занялся изобретательством. Изобретатель решил поставить свой первый велосипед на железнодорожные рельсы, что и удалось. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово «дрезина» поныне осталось в русском языке, навеки обессмертив имя изобретателя.
Также фон Дрезу приписывается авторство изобретения мясорубки, хотя точной даты нет, но во многих источниках ее автором называется именно он.
Карл фон Дрез поддержал революцию 1849 года, поэтому после ее подавления он был признан психически ненормальным человеком, все его имущество описали, пенсии лишили, обрекая тем самым великого изобретателя на голод и нищету.
Все это окончательно сломило фон Дреза, и он скончался 10 декабря 1851 года в Карлсруэ.

29 апреля 1818 (204 года назад) — 13 марта 1881 (141 год назад).
Российский император Александр II вошел в отечественную историю как инициатор широкомасштабных реформ, а также известен в русской дореволюционной историографии как «Царь-освободитель» (в связи с отменой крепостного права в 1861 году и победой в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов).
Александр Николаевич Романов (будущий император Александр II) родился (17) 29 апреля 1818 года в Чудовом монастыре в московском Кремле, куда вся императорская семья прибыла в начале апреля для встречи Пасхи. Он был сыном императора Николая I и получил блестящее образование: знал пять языков, выучил историю, географию, математику, статистику, естествознание, философию и логику.
В 1837 году Александр совершил путешествие по России, длившееся три месяца. После этого он путешествовал по Европе и познакомился со своей будущей женой – Марией.
После смерти отца в 1855 году Александр II вступил на престол. Начал он с либеральных преобразований, объявил амнистию декабристам и другим участникам общественных движений. В 1861 году было отменено крепостное право, а в 1860-1870-х годах проведены и другие реформы: университетская, судебная, печати, военная; местного самоуправления. За это Александр II получил в народе прозвище «Освободитель».
Эти реформы считаются незавершенными. В последнее десятилетие своего царствования Александр II стал сдерживать естественный ход событий и поэтому вызвал недовольство радикально настроенных группировок в обществе. На него было совершено несколько покушений.
Во внешней политике Александр II старался расширить влияние России на страны Балканского полуострова, увеличить ее территорию за счет освоения Средней Азии и восточных окраин.
Александр II был смертельно ранен (1) 13 марта 1881 года бомбой, брошенной народовольцем И.Гриневицким, и в тот же день скончался в Петербурге. Кстати, в тот день он собирался подписать проект реформ в области государственного управления и экономики.

29 апреля 1854 (168 лет назад) — 17 июля 1912 (110 лет назад).
Жюль Анри Пуанкаре (фр. Jules Henri Poincaré) родился 29 апреля 1854 года в Нанси (Франция). С отличием окончив колледж, высшее образование он получил в Политехнической школе в Париже, а затем в Горной школе, которую окончил в 1879 году. В том же году Пуанкаре защитил диссертацию на степень доктора математических наук, которая дала ему право преподавать. В Каннском и Парижском университетах Пуанкаре читал лекции по математическому анализу (1878-1885).
В 1881 году в авторитетном научном журнале «Сompres Rendus» появилась первая заметка Пуанкаре о фуксовых функциях. Это стало настоящим событием в научном сообществе. За два года Пуанкаре опубликовал серию работ на эту тему, а вышедшие в свет четыре мемуара под общим названием «О кривых, определяемых дифференциальными уравнениями» составили содержание нового раздела математики – качественные методы теории дифференциальных уравнений. До него этот кардинально новый подход даже не затрагивался.
С 1886 года Пуанкаре возглавил кафедру математической физики и теории вероятностей Парижского университета, которой руководил 10 лет. Тогда же интерес ученого обратился к законам движения небесных тел. Он построил теорию асимптотических разложений, изучал вопросы устойчивости орбит и форму небесных тел.
Ему принадлежат важные для небесной механики труды об устойчивости движения и о фигурах равновесия гравитирующей вращающейся жидкости. Метод «интегральных инвариантов», использованный Пуанкаре, стал классическим средством теоретического исследования не только в механике и астрономии, но и в статической физике и в квантовой механике.
Пуанкаре оказал огромное влияние на развитие теоретической мысли в классической физике. В его статьях в 1897-1905 годов, еще до работ А.Эйнштейна, были сформулированы основные положения специальной теории относительности.
Среди работ Пуанкаре – «Теория Максвелла и колебания Герца» (1907), «Ценность науки» (1905), «Наука и метод» (1908), обширный курс лекций по математической физике в 12 томах, труды по топологии, теории автоморфных функций, неевклидовой геометрии, теории чисел…
Пуанкаре использовал методы математической физики для решения задач теплопроводности, электромагнетизма, гидродинамики, теории упругости… Он предложил первый вариант релятивистской теории гравитации, а философская доктрина Пуанкаре получила впоследствии название конвенционализма.
Анри Пуанкаре – гениальный французский ученый широкого профиля, внесший большой вклад во многие разделы математики, физики и механики. За свою жизнь он успел получить множество научных званий и наград, был членом многих академий наук. Именем Пуанкаре назван Математический институт в Париже, а также кратер на обратной стороне Луны.
Умер Жюль Анри Пуанкаре 17 июля 1912 года в Париже.

29 апреля 1863 (159 лет назад) — 14 августа 1951 (71 год назад).
С именем Вильяма Рэндольфа Херста связано появление в обиходе таких понятий, как «желтая пресса», Public Relations и «медиамагнат». Это именно он создал индустрию новостей и придумал делать деньги на сплетнях и скандалах. Благодаря Херсту журналисты стали играть важную роль в общественной жизни.
Вильям Рэндольф Херст (англ. William Randolph Hearst) родился 29 апреля 1863 года в Сан-Франциско (США), в обеспеченной калифорнийской семье. Отец Вильяма был миллионером и владел крупнейшими на Западном побережье США залежами серебра.
Склонность к скандальной журналистике проявилась у молодого Херста еще в студенческие годы. Незадолго до окончания Гарвардского университета он написал оскорбительную для преподавателей заметку в университетском журнале «Пасквиль». Эта заметка стала причиной его исключения из университета.
В 1885-1887 годах Херст учился в школе репортерской работы в газете Джозефа Пулитцера «The New York World». После этого с помощью отца добился гарвардского диплома и вернулся в Сан-Франциско. Здесь он выпросил у отца газету «Сан-Франциско Икземинер», которую тот выкупил в убыточном состоянии в 1887 году, и стал издателем.
Он с порога заявил сотрудникам своей новой газеты, что сенсацию можно сделать из любой чепухи, главное – форма подачи материала и соответствие запросам читателя. Уже через год его стараниями тираж газеты вырос ровно в два раза. Постепенно газета начала публиковать скандальные материалы о коррупции. Херст-старший потребовал от сына прекратить нападки на некоторые компании, в результате произошла ссора отца и сына. Херст старший отказался финансировать газету и лишил сына наследства.
В 1895 году при финансовой поддержке со стороны матери, Вильям купил «Нью-Йорк Морнинг Джорнел». Газета имела ничтожный по сравнению с конкурентами тираж в 30 тысяч экземпляров. Но Херст нанял выдающихся публицистов того времени Стивена Крейна и Джулиана Хоторна. Для него также писал Марк Твен. Он снизил цену до одного цента за номер. Тираж газеты резко вырос.
После этого началась так называемая «газетная война» между Херстом и Пулитцером. Два крупнейших издателя вступили в жесткую конкуренцию. Но Пулитцер не мог угнаться за конкурентом. Его издание было предназначено для среднего класса и имело определенные рамки, которые он не мог переступить. Для Херста же ограничений не было…
Херст стал миллионером и очень влиятельной личностью в газетном мире. В 1935 году он был одним из самых богатых людей в мире — его состояние оценивалось в 200 миллионов долларов. А он все продолжал скупать и учреждать ежедневные и еженедельные газеты по всем Соединенным Штатам. В 1940-е годы Херст был владельцем 25 ежедневных газет, 24 еженедельных газет, 12 радиостанций, 2 мировых агенств новостей, одного предприятия по производству новых тем для кинофильмов, киностудии «Космополитэн» и многого другого. В 1948 году он приобрёл одну из первых американских телевизионных станций — BWAL-TV в Балтиморе.
Причем стоит отметить, что газеты Херста продавались ежедневно миллионными экземплярами и имели около 40 млн. читателей. Почти треть взрослого населения США ежедневно читала газеты Херста, а миллионы людей по всему миру получали информацию из его прессы через сообщения информационных агенств, фильмов и изданий, которые переводились и печатались в огромных количествах по всему миру.
Пробовал свои силы Херст и в политике. Он дважды избирался в Палату представителей, но проиграл выборы на пост губернатора Нью-Йорка. Тем не менее, с помощью своих газет и журналов он добился огромного политического влияния в стране.
В 1934 году Херст совершил путешествие в Германию, где был принят Гитлером как гость и друг. И как результат поездки, в газетах Херста появилась серия статей против социализма, СССР и, в особенности, против Сталина. Он даже пытался использовать свои газеты для неприкрытой фашистской пропаганды, публикуя статьи Геринга. Протест читателей заставил его, однако, прекратить эти публикации.
Вильям Херст был женат на Миллисент Веронике Уилсон. У них было пятеро сыновей: Джордж, Вильям-младший, Джон, близнецы Рэндольф и Дэвид.
Умер Вильям Рэндольф Херст 14 августа 1951 года в Беверли Хиллс (Калифорния, США).

29 апреля 1875 (147 лет назад) — 13 февраля 1950 (72 года назад).
Рафаэль Сабатини (итал. Rafael Sabatini) родился 29 апреля 1875 года в Италии, в семье Винченцо Сабатини и Анны Траффорд, которые занимались оперным пением. Решив, что гастрольная жизнь не подходит маленькому Рафаэлю, его отправляют к родителям матери, живущим в Англии, где он изучает английский язык.
В 7 лет он возвращается к родителям, проживающим теперь в Португалии. К уже изученным итальянскому и английскому добавляется ещё и португальский язык. После возвращения семейства Сабатини в Италию, Рафаэль отправляется получать образование в Швейцарию. Несколько лет, проведённых там, добавили ещё два языка – немецкий и французский. Именно там, в швейцарской школе, Рафаэль пробует писать.
В 17 лет, покинув школу, Рафаэль отправляется в Англию, где работает переводчиком. В двадцатилетнем возрасте Рафаэль Сабатини начинает заниматься писательской деятельностью всерьёз. Через четыре года известные английские журналы начинают печатать его рассказы.
В 1901 году Рафаэль подписывает первый контракт на роман, а спустя три года выходит его первая книга. Ещё через год печатается его второе произведение, и молодой успешный автор начинает писать – много и талантливо. Его ранние книги были достаточно популярными — это «Суд герцога», «Знамя Быка», «Морской ястреб» и другие.
В начале Первой мировой войны Сабатини работает в британской разведке переводчиком. Написанный в 1921 году роман «Скарамуш» о революции во Франции становится бестселлером в Англии и США. Не менее популярным становится и «Одиссея капитана Блада», экранизированная Майклом Кертицем.
После этого Сабатини выпускает еще немало прекрасных романов и к середине 1920-х годов становится весьма обеспеченным писателем. Он купил дом в Англии, регулярно ездил в Швейцарию кататься на лыжах и все это время продолжал писать, отдавая предпочтение рассказам, но не забывая и про романы.
В годы Второй мировой войны у писателя начались проблемы со здоровьем, его последний роман, «Игрок», увидел свет в 1949 году. Но все же зимой 1950 года Рафаэль Сабатини отправился, как всегда, в Швейцарию, где и умер 13 февраля 1950 года, едва дописав сборник рассказов «Turbulent Tales». Он был похоронен в Адельбодене (Швейцария).

13 августа 1899 (123 года назад) — 29 апреля 1980 (42 года назад).
Альфред Джозеф Хичкок (англ. Alfred Joseph Hitchcock) родился 13 августа 1899 года в Лондоне, в семье бакалейщика. Родители его были истовыми католиками, и Хичкок получил образование в иезуитском колледже св. Игнатия.
Поступив после окончания колледжа в Инженерно-штурманскую школу, он изучал механику, акустику и навигацию. С 1915 года он работал в телеграфной компании, одновременно изучая живопись в Лондонском университете. Это позволило ему через некоторое время занять должность художника в рекламном отделе компании. В этот период возник интерес Хичкока к кинематографу.
В 1920 году Альфред устраивается в лондонский филиал одной из голливудских компаний дизайнером титров. Карьера его пошла в гору: вскоре Хичкок возглавил отдел титров, а в 1923 году получил возможность попробовать себя в режиссуре. Первая лента «Номер 13» не была закончена из-за закрытия студии, и Альфред перешел работать к продюсеру Майклу Бэлкону, одному из родоначальников английского кинематографа.
Хичкок пробует разные кинематографические профессии (в частности на съемках фильма «Женщина женщине» он работает в роли соавтора сценария, художника-постановщика и ассистента режиссера) и в 1925 году, наконец, снимает свой дебютный фильм — совместную англо-немецкую постановку «Сад наслаждений». Еще через год режиссер снял первый триллер «Жилец», ему же принадлежит первый британский звуковой фильм, имевший успех в прокате, — «Шантаж» (1929).
Вскоре режиссер был признан одним из ведущих мастеров английского кино. Его «изюминкой» стали фильмы жанра триллера и саспенса, вовлекающие зрителя в эмоциональное сопереживание, заставляющие забыть обо всем, кроме фильма. Он развлекал зрителей, управляя с экрана их эмоциями и чувствами, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта. Хичкок использовал для этого специальные приемы – крупные планы, дробный монтаж, игру со временем, умело подбирая музыку. А получалось все это потому, что и сам режиссер умел чувствовать и сопереживать происходящему, которое сам же и создавал…
С началом Второй мировой войны в Англии производство фильмов практически прекратилось, тогда Хичкок уехал в Голливуд и поселился в Беверли-Хилз (американское гражданство он принял в 1955 году). В 1940-е годы Хичкок снимал примерно по фильму в год, а с 1948 года сам же их и продюсировал. Пик его карьеры пришелся на 1950-е годы, тогда же он начал активно работать на телевидении, выпуская сериал «Альфред Хичкок представляет».
Всего за свою творческую карьеру мастером было создано 55 полнометражных кинофильмов, многие из которых стали классикой мирового кинематографа. Кроме того, он снял еще более двух десятков фильмов для серии «Альфред Хичкок представляет» и две документальные картины, несколько работ остались незавершенными.
К одним из самых запомнившихся фильмов Хичкока можно отнести — «Человек, который слишком много знал» (1934), «Ребекка» (1940), «Окно во двор» (1954), «Головокружение» (1959), «Психо» (1960) и «Птицы» (1963). В 1976 году на экраны вышел последний фильм, снятый Хичкоком, — «Семейный заговор».
Незадолго до смерти он получил почетную награду Американского института кино, а королева Елизавета II возвела его в рыцари.
Умер замечательный режиссер Альфред Хичкок 29 апреля 1980 года у себя дома в Лос-Анджелесе (США), в возрасте 80 лет.

29 апреля 1899 (123 года назад) — 24 мая 1974 (48 лет назад).
Дюк Эллингтон (англ. Duke Ellington, урождённый Эдвард Кеннеди Эллингтон, англ. Edward Kennedy), величайший представитель джазового искусства, родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне, в семье со средним достатком.
«Дюк» – в переводе с английского означает «герцог». Это прозвище еще в детстве дали ему друзья за аристократические манеры и умение элегантно одеваться.
Его отец служил клерком в Военно-морском министерстве США, а затем стал дворецким в Белом доме. Эдвард с детства был привязан к своей матери, которая очень любила и баловала его. У Эллингтона еще в детстве проявилось художественное дарование, и он даже выиграл конкурс на лучший плакат. Ему была предложена стипендия для учебы в художественном колледже, но Эллингтон, рано самостоятельно научившись игре на пианино, подбирая на слух популярные мелодии в стиле рэгтайм, решил заняться музыкой профессионально.
Он организовал оркестр и стал выступать в клубах Вашингтона, а затем перебрался в Нью-Йорк, где стал выступать в самых знаменитых ночных клубах. Вскоре он отправился в турне по США, которое прошло с огромным успехом. Дюк Эллингтон играл в разных стилях, в их числе: оркестровый джаз, свинг, прогрессивный биг-бэнд, стандартный джаз, кроме того, он записывал музыку для кинофильмов.
Эллингтон вошел в историю джаза как самый значительный композитор, а также в качестве лидера группы, возглавлявшего свой коллектив почти 50 лет. Ему удавалось использовать группу как лабораторию для собственных музыкальных экспериментов, но он давал и другим музыкантам возможность продемонстрировать их индивидуальные таланты.
Он и поныне считается одним из главных композиторов в джазовой истории. Он писал музыку практически только для собственной группы, всегда оставляя музыкантам место для соло. Как результат, он записал такое количество работ, что позволяет стать джазу практически академической дисциплиной.
Эллингтон предзнаменовал развитие джаза второй половины двадцатого века и по праву может претендовать на имя одного из самых влиятельных его деятелей.
Дюк Эллингтон умер 24 мая 1974 года в Нью-Йорке. Посмертно он был награжден Пулитцеровской премией.

29 апреля 1903 (119 лет назад) — 9 февраля 1972 (50 лет назад).
Маршала Крылова очень любили обычные солдаты. Проводя инспекции в ракетных частях, он в первую очередь интересовался бытом простых военных, заботился об их питании и досуге. А вот с офицерами был строг и лично проверял, как они выполняют свои задачи.
Николай Иванович Крылов родился (16) 29 апреля 1903 года в селе Голявка Саратовской губернии, в семье сельских учителей. Получил образование в церковно-приходской школе, с 15 лет продолжал учиться в школе для рабочих и трудиться.
В 1919 году вступил в ряды Красной армии, воевал с белогвардейцами на Южном фронте. Был зачислен на пехотно-пулеметные курсы, а затем отправлен на фронт на Северный Кавказ командиром взвода. Позже часть Крылова была переведена Закавказье, а самого начальника назначили командиром роты. В 1921 году Крылов – командир батальона в Забайкалье, воюет с японскими захватчиками, участвует в освобождении Спасска и Владивостока.
В 1920-х годах он прошел обучение на пехотных курсах и курсах «Выстрел». В годы Великой Отечественной войны Крылов сначала состоял на штабных должностях, а затем руководил частями и армиями. Он участвовал в обороне Одессы и Севастополя, Сталинградской битве. Был тяжело ранен. В сентябре 1942 года Крылов получил назначение на должность начальника штаба 62-й армии, которая обороняла Сталинград. В тяжелые дни сражения он руководил работой штаба, участвовал в разгроме противника в Сталинграде.
Начиная с 1943 года, генерал Крылов командовал 8-й гвардейской и 21-й армиями. Через год принял руководство 5-й армией 3-го Белорусского фронта, с которой успешно прошел в боях 600 км. Его войска первыми форсировали реку Березина.
В Маньчжурской операции армия под командованием Крылова прорвала мощную укрепленную полосу оборонительных сооружений противника. Успешное наступление советских войск вынудило японские войска капитулировать. В 1945 году за эту операцию полководец был награжден вторым орденом «Золотая Звезда».
В послевоенные годы Николай Иванович командовал рядом округов. В 1962 году ему было присвоено звание Маршала Советского Союза. Последние 10 лет жизни он занимал должность Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения.
Крылов – автор многочисленных мемуаров: «Навстречу победе», «Не померкнет никогда», «Сталинградский рубеж», «Огненный бастион», «Стратегические ракеты», «Ядерный век и война».
Умер Николай Иванович Крылов 9 февраля 1972 года в Москве, был похоронен на Красной площади в Москве у Кремлевской стены.
Бронзовый бюст Героя Советского Союза Николая Крылова установлен на его родине, в селе Галяевка, а также в Пензенской области и Саратове. Именем маршала названо множество улиц, Харьковское высшее военное командно-инженерное училище, рыболовный траулер и корабль измерительного комплекса Тихоокеанского флота.

23 марта 1908 (114 лет назад) — 29 апреля 1983 (39 лет назад).
Советский летчик, генерал-майор авиации, один из первых семи Героев Советского Союза – Анатолий Ляпидевский прежде всего известен как авиатор, благодаря чьей смелости была спасена экспедиция челюскинцев. Но это всего лишь одна веха в жизни этого человека, чья деятельность долгие годы была закрыта грифом секретности…
Анатолий Васильевич Ляпидевский родился (10) 23 марта 1908 года в казачьей станице Белоглинской Ставропольской губернии, в семье священника, а детство его прошло в городе Ейск. Работать он начал еще подростком и перепробовал многие профессии: был подручным в кузнице и на маслобойном заводе, учеником слесаря и мотористом косилки…
В 1926 году Анатолия призвали в ряды Красной Армии, он хотел стать моряком, но квот в мореходные училища не было, и он поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем, в 1928 году, окончил и Севастопольскую школу морских летчиков. После чего Ляпидевский служил в ВВС Балтийского флота и инструктором в Ейской школе морских летчиков. После увольнения из армии в 1933 году, его за «непролетарское происхождение» отправили работать пилотом на Дальний Восток – в управлении Гражданского Воздушного флота. А затем он подал рапорт с просьбой зачислить его на службу в только что открывшееся управление Главсевморпути, где его и застала новость о катастрофе парохода «Челюскин».
Ляпидевский принимал самое деятельное участие в спасении «челюскинцев» – совершив 29 поисковых вылетов исключительно в трудных погодных условиях, именно он 5 марта 1934 года обнаружил лагерь экспедиции, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек (10 женщин и 2 детей). И уже вслед за ним другие советские летчики вывезли остальных полярников. Слава на Ляпидевского и других его 6-х коллег «свалилась» после публикации об их подвиге во всех советских изданиях.
В народе летчиков прозвали «великолепной семеркой», а за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, им всем были присвоены звания Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина. Кстати, по Ляпидевскому не было отдельного постановления, но поскольку в списке он значился первым, его и стали считать Героем №1 (а когда в августе 1939 года была учреждена Золотая Звезда, то и медаль №1 досталась ему). Теперь для молодого летчика-героя были открыты все двери…
В 1935 году он вновь вступил в ряды Красной Армии и поступил на инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, после окончания которой в 1939 году был назначен заместителем начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, потом перешел в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), а перед самой войной был назначен директором авиационного завода № 156 в Москве (а с октября 1941 года – в Омске).
С началом Великой Отечественной войны Ляпидевский возглавил 4 отдел НИИ ВВС, а в сентябре 1942 года стал заместителем командующего ВВС 19-й армии, начальником полевого ремонта 7-й воздушной армии на Карельском фронте. На его плечах лежала забота о сотнях боевых машин, возвращавшихся из воздушных боев. В 1943 году он вновь занял пост директора авиационного завода.
После окончания войны Анатолий Васильевич, которому было присвоено звание генерал-майора авиации, сначала был назначен на пост главного контролера Госконтроля, а в 1949 году – заместителя министра авиационной промышленности СССР. В том же 1949-м Ляпидевский занял один из руководящих постов в сверхсекретном КБ-25 (ныне Всероссийский НИИ автоматики), занятом созданием водородной бомбы. Там он работал в тесном сотрудничестве с группой физиков-ядерщиков, в том числе И.Таммом и А.Сахаровым, а о своей работе не рассказывал даже самым близким. Известно это стало лишь в 1961 году, когда над Новой Землей была испытана самая мощная в мире 50-мегатонная водородная бомба. А все участники правительственной комиссии, в том числе и Ляпидевский, получили огромную дозу облучения.
В 1961 году Анатолий Васильевич по состоянию здоровья уволился в запас. Но диагноз «лейкемия» не стал для него приговором, и совсем в отставку генерал-майор авиации не ушел. Не усидев на пенсии, он долгое время работал ведущим конструктором в КБ Микояна, куда его пригласил сам Артем Иванович, – руководил разработкой МИГов.
Ляпидевский был настоящим трудоголиком, ни минуты не мог сидеть без дела. В 1930-х годах он к тому же был членом ЦИК СССР 7 созыва, а в 1937-1946-х – депутатом Верховного Совета СССР. Его перу принадлежит книга «Пятое марта». Генерал-майор авиации он был награжден многими государственными наградами.
В начале 1983 года простудившись на похоронах летчика Василия Молокова, своего товарища, с которым вместе спасал челюскинцев, Ляпидевский серьезно заболел (ведь человеку с диагнозом лейкемия опасен даже насморк) и уже не смог оправиться.
29 апреля 1983 года Анатолий Васильевич Ляпидевский скончался в Москве, где и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Именем Героя названы улицы во многих городах России и Украины, Омский летно-технический колледж гражданской авиации и Чебоксарский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ. Памятник ему установлен в селе Белая Глина (ранее – станица Белоглинская) и во дворе школы №1 станицы Старощербиновской, также носящей имя Ляпидевского.

9 августа 1930 (92 года назад) — 29 апреля 2004 (18 лет назад).
Александр Евгеньевич Бовин родился 9 августа 1930 года в Ленинграде (сегодня — Санкт-Петербург), в семье военнослужащего.
Получил юридическое образование в Ростовском государственном университете. В его профессиональной карьере были должности народного судьи, заведующего отделом пропаганды и агитации, заместителя директора леспромхоза.
В 1959 году окончил аспирантуру философского факультета МГУ и защитил кандидатскую диссертацию по философии. В 1959 – 1963 годах он был научным консультантом редакции философии журнала «Коммунист», с 1963 по 1972 год руководил группой консультантов отдела ЦК КПСС. Сотрудничал с Андроповым, был спичрайтером Л.И. Брежнева.
В 1968 году участвовал в переговорах с Пражской стороной и занимал достаточно независимую позицию по поводу ввода войск Варшавского договора в Чехословакию. Независимая позиция Бовина привела к его переводу в газету «Известия». С 1972 по 1991 год Бовин был политическим обозревателем газеты «Известия» и ведущим еженедельной телевизионной программы «Международная панорама».
В 1991 году за неделю до распада СССР был назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Израиле (после распада СССР до 1997 года был послом Российской Федерации в Израиле). В марте 1997 года был освобожден от должности в связи с уходом на пенсию.
Амплитуда его научных интересов и круг познаний были поистине безграничны. Он был «замечен» и в юриспруденции, и в дипломатии, и в политике, и в качестве мецената в театре, он любил математику и был прекрасным журналистом. Он был талантлив во всем, за что брался, ироничен не только по отношению к другим, а в первую очередь к себе. Он был яркой, независимой и смелой личностью. Он был сыном Родины, сыном 20 века. Может быть поэтому, он заслужил и пользовался таким авторитетом и популярностью.
Скончался Александр Евгеньевич Бовин 29 апреля 2004 года в Москве от кровоизлияния в мозг.

29 апреля 1955 (67 лет назад).
Лариса Ивановна Удовиченко родилась в Вене (Австрия) 29 апреля 1955 года, в семье военного врача. А после завершения службы отца в Австрии семья переехала в Одессу. Ещё в школе Лариса мечтала стать киноактрисой, и в 9 классе она получила свою первую роль – школьницы Людмилочки в фильме «Счастливый Кукушкин».
Учиться актёрскому ремеслу она начала в народной студии киноактёра в Одессе, продолжила во ВГИКе, который она окончила в 1976 году. До 1993 года Лариса работала в Театре-студии киноактёра.
Роль Маньки-Облигации в телесериале «Место встречи изменить нельзя» в мгновение ока сделала актрису любимой всем населением СССР. За роль Кати в фильме «Такие же, как мы» Лариса Удовиченко удостоилась специальной премии Всесоюзного кинофестиваля.
С того времени она снималась в 3-4 фильмах каждый год. С 1980 по 1990 годы Удовиченко была одной из самых востребованных актрис Советского Союза.
На сегодняшний день её творческий багаж – более 120 великолепных комедийных, драматических и лирических ролей в фильмах: «Женщина для всех», «Любить по-русски», «Валентина», «Сукины дети», «Мэри Поппинс, до свиданья!», «Зимняя вишня», Трын-трава», «Красное и черное», «Женская логика», «Даша Васильева. Любительница частного сыска», «Женить Казанову», «Зимний сон», «Позднее раскаяние», «Операция «Сатана»» и многих других.
Лариса Удовиченко порадовала и театралов, сыграв роль в спектакле «Сирена и Виктория» Виталия Соломина. В последующие годы она играла и в других спектаклях. Также снималась в киножурнале «Ералаш» и принимала участие в озвучивании фильмов.
Заслуженная артистка РСФСР и Народная артистка России – Лариса Ивановна является академиком российской национальной кинематографической премии «Ника».
Кроме кино Удовиченко увлекается живописью, психологией, современной философией.
Сегодня Лариса Удовиченко продолжает свою кинематографическую карьеру, живёт и работает в Москве.

29 апреля 1970 (52 года назад).
Актрисе, названной в честь индуистской богини, довелось переживать взлеты и падения. Задолго до того, как Уму Турман окрестили «секс-символом для интеллектуалов», ей пришлось зарабатывать на жизнь, не гнушаясь черной работы. Однако с самого раннего детства она знала о том, что когда-нибудь прославится, и шаг за шагом шла к успеху.
Ума Каруна Турман (англ. Uma Karuna Thurman) родилась 29 апреля 1970 года в Бостоне (штат Массачусетс, США). Кроме нее, в семье профессора Колумбийского университета, специализирующегося по восточным религиям, росли еще трое детей. Отец, Роберт Турман, в прошлом буддийский монах, всем потомкам дал довольно необычные для американского сообщества имена. Так, Ума была названа в честь супруги индуистского божества Шивы. Ее имя на санскрите означает «дарующая блаженство» (другой вариант перевода – «вместилище благодати»).
Ума Турман подолгу жила с родителями, увлеченными восточной культурой, в Индии. Вернувшись в Соединенные Штаты, она записалась на актерские курсы. Стремясь отыскать себя, девушка бросила учебу в престижном Бостонском университете и решила перебраться в Нью-Йорк – город, который «никогда не спит». Однако здесь не торопились встречать Уму овациями. Девушке приходилось соглашаться даже на работу посудомойкой и уборщицей, чтобы выжить.
Довольно скоро капризная Фортуна улыбнулась Уме – ее необычная внешность привлекла внимание модельных агентств. Высокие, без лишних форм девушки в то время были особенно востребованы. Но в душе оставалась мечта о кино, и красавица упорно к ней шла.
Кинодебют Умы Турман состоялся в 1988 году. Одной из ее первых заметных ролей стала Сесиль де Воланж в фильме «Опасные связи». Сыграв девушку, только-только покинувшую монастырь, Турман смогла заявить о себе, не потерявшись на фоне таких звезд, как Джон Малкович и Мишель Пфайффер.
В последующие годы популярность актрисы росла, дела налаживались, росли и гонорары. Сама Турман, вспоминая тот период, особенно выделяет картину «Окончательный диагноз», где ей довелось работать вместе с Ким Бэсинджер.
Поворотным моментом в творческой биографии актрисы стал фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Молодому режиссеру удалось собрать в картине множество ярких образов, и одним из наиболее запоминающихся персонажей стала именно супруга Марселласа Уоллеса – Миа, роль которой исполнила Турман. Картина имела оглушительный успех, завоевав ряд престижных наград и обретя множество поклонников в разных странах. Впоследствии Турман еще не раз сотрудничала с Тарантино. Актрису даже называли музой режиссера.
Несмотря на свою красоту и талант, актриса получала не только хвалебные отзывы. Случалось, что ее номинировали и на «Золотую малину». Среди множества фильмов с участием Умы Турман, такой «чести» были удостоены созданные во второй половине 1990-х годов картины «Даже девушки-ковбои иногда грустят», «Бэтмен и Робин» и «Мстители».
Сегодня в фильмографии актрисы – более 50 киноработ. Она сыграла главные роли в различных кинолентах, от романтических комедий и драм до научно-фантастических фильмов и боевиков.
Первым супругом актрисы был известный американский актер Гэри Олдмен. Творческий союз, узаконенный в 1990 году, продлился лишь полтора года. Во второй раз Ума вышла замуж в 1998 году, вновь выбрав коллегу по цеху, Итана Хоука, с которым вместе снималась в триллере «Гаттака». У супругов родились дочь Майя Рэй и сына Левон Роэн. Брак распался в 2005 году. Третий ребенок звезды появился на свет в 2012 году, когда Уму связывали романтические отношения с финансистом Арпадом Бюссоном. Свою вторую дочь актриса назвала Розалинд Арушей Аркадиной Алталун Флоренс.
Сегодня Ума Турман продолжает активно сниматься в кино.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".