Всемирный день вечеринки.

3 апреля отмечается веселый неофициальный праздник – Всемирный день вечеринки или Всемирный день пати (World Party Day). Также известный как P-Day.
Слово «party», которое сегодня часто используется в лексиконе молодёжи, заимствовано из английского языка, по-русски обозначает вечеринку, причём любого уровня – от торжественного приема до молодежной тусовки в неформальной обстановке. Тематика, характер и сценарий мероприятия зависит от организаторов и участников. Вечеринки популярны во всем мире, ведь на них отдыхают, общаются или просто приятно проводят время.
Однако, не смотря на весёлый характер праздника, он был создан с серьёзными намерениями. Дело в том, что идея организовать День пати пришла из фантастического романа «Полет» американской писательницы Ванны Бонта (Vanna Bonta, 1958–2014): повествование книги заканчивается обратным отсчетом до 3 апреля 2000 года, когда во всем мире должен пройти массовый праздник, объединяющий человечество. Этот роман вышел в свет в 1995 году, а уже 3 апреля 1996 года в США прошёл первый День вечеринок, который прошёл под девизом: «Вечеринка – это противоположность войны».
Главной целью праздника было провозглашена идея, что для создания лучшей, качественной реальности, в которой живёт каждый человек, нужно предпринимать положительные и активные действия, радуясь жизни вместе с другими людьми, а не просто пассивно озвучивать мысль «мира во всём мире».
С каждым годом праздник набирал популярность, и к настоящему времени приобрёл статус международного дня, обретая всё больше сторонников. Ведь он не имеет никаких политических или религиозных целей, а направлен на то, чтобы сделать нашу жизнь веселее и счастливее. Причём каждый может принять активное участие в создании позитивной реальности, празднуя этот день. Ведь вечеринка (пати) – это праздник жизни, который объединяет людей, помогает им ближе узнать друг друга, подружиться. А встреча с новыми людьми из разных культур помогает развивать межкультурное взаимопонимание и уважение, снизить напряжённость в обществе и повысить уровень доверия друг к другу.
Даже не обязательно праздновать День пати широко и масштабно. Можно просто устроить вечеринку для семьи и друзей, или организовать весёлый праздник для соседей и коллег. Просто проведите время весело и непринуждённо, сказав добрые слова тем, кто рядом. Пусть окружающая реальность станет светлее и лучше. Ведь мир начинается с каждого из нас и тех, кто рядом с нами.
Кстати, в ряде стран 3 апреля в честь праздника проводятся массовые мероприятия с песнями и танцами, в которых принимают участие все желающие. Вне зависимости от масштаба и направленности, все акции дня объединены одной целью – радоваться каждому дню, уметь любить окружающий мир и уважать право других людей жить счастливой жизнью в мире без войны.
Именины:
Владимир, Кирилл, Яков.
Хроника знаменательных событий в истории.
3 апреля 1860 г. 161 год назад, в США открылась регулярная трансконтинентальная почтовая служба «Пони-экспресс».

3 апреля 1860 года в США открылась регулярная трансконтинентальная почтовая служба «Пони-экспресс» (англ. Pony Express). Эта служба действовала между городком Сент-Джозеф, в штате Миссури, который являлся последним «центром цивилизации» перед Диким Западом, и городом Сакраменто, столицей штата Калифорния.
Курьеры этой службы работали «днем и ночью, зимой и летом» и перевозили почту общим весом до 75 килограммов. Снаряжение курьера состояло из двух револьверов Кольта, бляхи, охотничьего ножа и седельной сумки, на каждом углу которой находилось по карману, в которых содержался почтовый груз. Карманы запирались на замок, ключи от которого хранились в начале и в конце маршрута.
В службу набирались молодые люди, способные крепко держаться в седле и готовые рисковать жизнью за 100 долларов в месяц: в пересчете на сегодняшние деньги эта сумма соответствует вознаграждению приблизительно в 2 500 долларов.
Курьеры преодолевали трассу протяженностью около трех тысяч ста километров по пересеченной местности со станциями смены лошадей приблизительно через каждые 16 километров за 10 суток. На станциях курьер за 2 минуты должен был спешиться, снять с седла сумку, накинуть её на свежего мустанга и поехать дальше. Стоило почтовое отправление 10 долларов за унцию (31 грамм).
Из-за дороговизны подготовительных работ, а также из-за бандитских нападений и развивавшейся технологии телеграфа, компания была в итоге разорена.
С марта 1861 года «Пони-экспресс» курсировала по сокращённому маршруту, а 26 октября того же года было объявлено о прекращении существования компании, которая стала нарицательной из-за девиза «Почта должна быть доставлена любой ценой».
3 апреля 1874 г. 147 лет назад, Илья Репин сообщил Павлу Третьякову, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева.

Павел Михайлович Третьяков в своей галерее создал целую серию портретов выдающихся деятелей русской культуры. К этому он привлек крупнейших портретистов. Там были Репин и Ге, Крамской и Перов, Серов и другие известные художники. Так возник целый цикл «Большая галерея портретов выдающихся деятелей».
3 апреля 1874 года Илья Репин в письме Павлу Третьякову сообщил, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева.
Имя Репина стало известно после появления «Бурлаков на Волге» в 1873 году. На момент начала работы Репин жил в Париже на стипендию петербургской Академии художеств.
Портрет автора «Отцов и детей» вначале понравился и художнику, и модели, но был забракован подругой писателя, французской певицей Полиной Виардо. Виардо потребовала начать все сначала на новом холсте.
А конечный вариант не пришелся по вкусу уже ни Тургеневу, ни Репину, ни Третьякову, и только другой предприниматель, Савва Мамонтов, согласился купить его, чтобы подарить Румянцевскому музею, откуда позже картина перекочевала в Третьяковскую галерею.
3 апреля 1879 г. 142 года назад, София провозглашена столицей Болгарии.

София – город с многовековой историей. Он был основан семь тысяч лет назад и является вторым старейшим городом Европы. София расположена на одном из самых древних и оживленных перекрестках Европы, связывающем Запад с Востоком. С течением истории город несколько раз менял свое название.
В начале 9 века город стал частью болгарского государства и считался одним из крупных федеральных городов. Уже тогда будучи значимым военно-политическим и культурным центром Первого Болгарского царства, город был переименован в Средец. Свое современное имя София город получил в честь базилики Святой Софии, что в переводе с греческого означает «мудрость». В официальных документах под названием София он появляется в конце 14 века.
С конца 14 века по 1870-е годы город, как и вся страна, находился под османским владычеством. За годы османского ига город стал важным административным центром империи. Здесь находилась резиденция бейлербея Румелии, правящего европейской территорией Османской империи, и, таким образом, город стал вторым, после Константинополя, османским городом в Европе. Вместе с тем София стала и центром освободительного движения.
В результате Русско-турецкой войны 1877-78 годов, Болгария была освобождена от турецкого ига. Государство нуждалось в столице. Среди самых убедительных кандидатов оказалась София. Стратегические преимущества расположения города стали решающими в выборе столицы государства.
3 апреля 1879 года Великое Народное собрание (первая национальная государственная ассамблея), которое заседало в городе Тырнове, приняло акт, которым София была определена главным административным, политическим и общественным центром Болгарии. Таким образом, это решение сделало Софию столицей недавно освобожденного болгарского государства.
Начался период достаточно быстрого строительства и развития города и государства в целом. В 1900 году руководство города провозгласило эмблему и девиз Софии: «Она растет, но не стареет».
Сегодня София – крупный экономический, академический, исторический и культурный центр Болгарии.
3 апреля 1933 г. 88 лет назад, русский хирург Юрий Вороной провел первую в мире операцию по пересадке почки человеку.

Эксперименты по пересадке почки, по сравнению с трансплантацией других органов, начались довольно рано – в самом начале 20 века, и получили широкое распространение. Первые эксперименты данных операций проводились над животными и выполнялись учеными разных стран, но были безуспешными.
Впервые в мире трансплантацию почки от человека человеку осуществил заведующий хирургическим отделением Херсонской городской больницы Юрий Вороной. 3 апреля 1933 года он пересадил 26-летней женщине почку 60-летнего умершего мужчины. Данный факт подтверждается архивными документами.
В этот день в хирургическое отделение больницы Херсона была доставлена в полусознательном состоянии 26-летняя женщина со всеми симптомами сулемового отравления. В это же время в больницу был доставлен 60-летний мужчина с переломом основания черепа. Пострадавший умер в приемном покое. Вороной принял решение использовать почку умершего мужчины ради спасения жизни тяжелобольной. Операция началась через шесть часов после смерти пострадавшего.
Почка была трансплантирована как временная мера на период острой почечной недостаточности. Пересаженный орган включился в кровоток и начал функционировать. К сожалению, больная, прожив с чужой почкой более двух суток, умерла.
Тем не менее, значение этой операции трудно переоценить. Эта операция стала первой в мире трансплантацией почки от человека человеку, что доказало возможность в клинических условиях пересаживать не только кусочки тканей, а целые органы живому человеку. Также она опровергла теорию о так называемом «трупном яде», которая в те годы широко бытовала среди медиков.
В последствии Вороной провел еще несколько таких операций, но все они имели тот же результат. Отсутствие знаний иммунологии затормозило развитие трансплантологии на 30 лет, однако операции хирурга доказали принципиальную возможность пересадки трупного органа живому человеку. На сегодняшний день подобные операции проводятся в плановом порядке во многих клиниках мира.
3 апреля 1973 г. 48 лет назад, день рождения штрих-кода.

3 апреля, по некоторым данным, принято считать днем рождения штрихового кода (штрих-кода) – одного из самых передовых и полезных изобретений 20 века, которое положило начало автоматизации процесса учёта и отпуска товаров, а значит, улучшило и ускорило процесс обслуживания покупателя. Именно в этот день в 1973 году компания IBM официально представила свою разработку UPC – один из самых распространенных линейных символик штрихового кода. С тех пор эта дата и считается Днем рождения штрих-кода, а его родителями принято считать Бернарда Силвера и Норманна Джозефа Вудленда.
Сегодня штрих-код – это ежедневная практика любого магазина и торгового объекта, ведь основное предназначение штрих-кода – это идентификация товара или какого-либо его признака (упаковки, серийного номера и т.д), это своего рода ключ, дающий необходимую информацию о каждом товаре, как профессионалам, так и потребителям. И его нанесение на продукцию является обязательным условием для всех производителей. А ведь раньше цены на все товары в кассу вводились вручную, поэтому использование штриховых кодов облегчило работу многих людей, в первую очередь, в сфере торговли.
Но надо сказать, что еще задолго до изобретения штрих-кода и сканеров для его считывания, предпринимались попытки по созданию нечто подобного, что улучшило бы процесс реализации и учёта продукции. Первоначально на эту роль выдвигались перфокарты, которые, однако, были не очень удобны. К тому же считывающее оборудование представляло собой машины гигантских размеров и стоило невероятно дорого.
Первые же разработки по созданию штрих-кода были сделаны в 1948 году аспирантом Дрексельского института технологии в городе Филадельфия (США) Бернардом Силвером. Согласно истории, он оказался невольным свидетелем разговора, в котором владелец местной продовольственной компании просил провести исследование по вопросу автоматического сбора информации непосредственно у касс супермаркета. Тогда молодому аспиранту и пришла в голову идея разработать уникальную маркировку товаров, которая наносилась чернилами, светящимися в ультрафиолетовом свете. Однако первый сконструированный образец был ненадежным и слишком дорогим, и Силвер продолжил свои исследования.
Уже через несколько месяцев работы он, совместно со своим другом Норманом Джозефом Вудлендом, пришёл к варианту линейного штрих-кода, базировавшегося на элементах двух хорошо известных на тот период технологий кодирования: звуковых треков к кинофильмам и азбуки Морзе. Последняя стала прототипом отображения нового кода – вытянутые вниз точки и тире выглядели как рисунок, похожий на последовательность черных широких и узких линий, разделявшихся белыми пробелами. Метод озвучивания кинофильмов лёг в основу процесса считывания штрих-кода.
В 1949 году друзья запатентовали свое изобретение, а через два года Вудленд получил приглашение поработать в IBM, и уже там они вновь вместе приступили к конструированию теперь уже считывающего данный код устройства. Этот аппарат появился через несколько месяцев напряженного труда, и хотя по размерам он был гигантским по сравнению с современными сканерами, однако именно он по праву считается прототип ом сканера – устройства, считывающего в электронном виде отпечатанную маркировку. Однако, применить всю эту технологию в промышленных масштабах удалось лишь в конце 1960-х годов, с появлением и распространением лазеров и компьютеров.
Надо также сказать, что первые штрих-коды были круглыми, т.е. привычные нам толстые и тонкие линии были замкнуты в окружность. Это было сделано для того чтобы уменьшить ошибки во время считывания, и можно бы подносить этикетку к сканеру под любым углом. И впервые работоспособная система нанесения и считывания кругообразного штрих-кода с использованием сканирующей лазерной установки была продемонстрирована весной 1971 года на одном из саммитов крупных деятелей торговли в США и привлекла внимание огромного количества участников встречи.
Вскоре данная система была протестирована в одном из магазинов Цинциннати. Но результаты оказались несколько отличными от ожидаемых. Основным неудобством кругообразного штрих-кода была невозможность считывания данных в тех случаях, когда чернильные круги при печати чуть-чуть съезжали в сторону, образуя смазанное изображение. В итоге решение, предложенное компанией IBM, в виде UPC-кода («Universal Product Code») – одного из наиболее распространенных в настоящее время линейных символик штрихового кода, было признано лучшим. Его разработчиками стали всё тот же Норманн Вудленд и сотрудник IBM Джордж Лаурер.
3 апреля 1973 года объединенный съезд представителей торговых сетей (NAFC) утвердил окончательный вариант прямого штрих-кода UPS (Universal Product Code) как новый стандарт маркировки товаров. А первым товаром, который был продан по штрих-коду (просканирован на кассе магазина), была жевательная резинка. Это историческое событие произошло 26 июня 1974 года в одном из супермаркетов города Трой (штат Огайо, США). Кстати, одна из этих упаковок жвачки теперь храниться в Смитсоновском музее американской истории.
Повсеместно же штрих-код стал использоваться с 1974 года. В Западной Европе для идентификации потребительских товаров стала использоваться аналогичная система под названием «Европейский артикул» (EAN – European Article Numbering), но позднее – с 1977 года. И сегодня без этих черных полосок не сможет работать ни один крупный супермаркет, ведь промаркированный штрих-кодом товар или продукт легко идентифицировать, а значит, облегчает обслуживание покупателя.
В настоящее время чаще используется штрих-код EAN-13, записанный с помощью полос разной толщины и с помощью 13 цифр. Этим кодом маркируется 80% продукции в мире. Кстати, первые две (или три) цифры в коде обозначают страну – изготовитель товара. Так, код России, как производителя товара – 460 и 461.
Кстати, сегодня штрих-коды – не обязательно последовательность черных и белых полос. Также существуют штриховые коды, состоящие из точек, квадратов и других геометрических фигур, которые легко распознаются машиной, а некоторым дизайнерам удается создавать из них целые произведения искусства, не ухудшая при этом свойств считываемости кода. Это направление в дизайне упаковок даже получило своё называние – «Barcode art». Причём штрих-код используется не только в торговле, но и для маркировки билетов, документов и т.д.
3 апреля 1973 г. 48 лет назад, день рождения мобильного телефона.

Выход в интернет, общение в социальных сетях, обмен сообщениями, фото, аудио и видеоматериалами, пользование электронной почтой, возможность осуществления фото и видеосъёмки, навигация, игровые возможности, встроенный калькулятор, фонарик, календарь, часы, будильник, секундомер, диктофон, радиоприёмник, видеопроигрыватель, сканер штрихкодов. Да, никто не мог и подумать лет 30 назад, что всё это и не только будет совмещено в одном аппарате, который помещается в кармане, а основная первоначальная его функция – голосовая связь станет лишь одной из множества функций, причём для значительной части пользователей не всегда главной. Мобильный телефон сегодня – это фактически мини-компьютер, который очень прочно вошёл в повседневную жизнь рядовых граждан.
Когда в 19 веке появился телефонный аппарат – это было чем-то из области фантастики. Однако, подводные лодки, самолёты, ракеты и освоение космоса также до определённого момента относились к разряду фантастики или сказок. Плоды богатого воображения, реализованные в литературном творчестве, часто становились двигателем для учёных, исследователей и изобретателей.
В 1910 году американский журналист предсказал появление телефонного аппарата, который не будет постоянно привязан к базе, то есть речь шла о мобильном телефоне.
Эта идея была подхвачена в первые послевоенные годы компанией AT&T и её исследовательским центром Bell Laboratories. Одновременно шли работы над созданием аппарата сотовой связи и в компании Motorola.
Знаковое событие, ставшее впоследствии Днём рождения мобильного телефона, произошло 3 апреля 1973 года. В тот день инженер компании Motorola Мартин Купер совершил первый звонок по мобильному телефону. Свой первый звонок по телефону Motorola DynaTAC 8000Х он сделал знакомому в конкурирующую компанию Bell Laboratories, уточнив сразу, что разговаривает по мобильному телефону.
Мартин Купер работал в сфере телефонии и разработки аппарата мобильной связи уже давно, начиная с создания мобильных телефонных аппаратов для автомобилей. Подобные агрегаты весили порядка 13-14 кг. Так что новый аппарат, по которому был совершён звонок Купером, весивший чуть менее 900 грамм, был настоящим технологическим прорывом.
Скажи сегодня кому-нибудь о сотовом телефоне весом почти в килограмм, с длиной корпуса около 22 сантиметров, а также шириной около 4 см и толщиной около 12 см – не каждый поверит в такое «чудо». А тогда, в 1973 году – это действительно было чудом, хоть и время работы аккумулятора составляло порядка 30 минут, а время его зарядки около 10 часов!
Дальнейшие события развивались уже значительно быстрее. Опытные образцы мобильного телефона превратились в коммерческие и вышли на рынок, пользуясь успехом, несмотря на огромную цену, составлявшую свыше 3500 долларов за аппарат.
Помимо компании Motorola к разработке мобильных телефонов и их дальнейшему развитию начали подключаться новые производители, брендовые имена которых сегодня на слуху у каждого жителя планеты. На этом поприще оставили заметный вклад такие компании, как Nokia, Siemens, Philips, Sony, Ericsson, Benefon, Sharp, Samsung, LG, Apple другие.
Развитие технологий неуклонно вело производителей по пути уменьшения размеров мобильных телефонов, увеличения ёмкости и производительности их аккумуляторов, а затем и процессоров. Сотовые телефоны узнали различные варианты форм-факторов: моноблок, с флипом, «раскладушка», слайдер, боковой слайдер, смартфон и другие.
Прочно вошедшие в обиход до такой степени, что уже отдельной темой обсуждений и исследований являются негативное влияние сотовых телефонов на здоровье человека, а также его безопасность в определённых условиях, мобильные телефоны, тем не менее, стали неотъемлемой частью нашей жизни. Так что дата 3 апреля имеет право на существование, являясь знаковым событием в истории изобретений 20 века.
3 апреля 1976 г. 45 лет назад, состоялось первое вручение французской кинопремии «Сезар».

В Дворце конгрессов в Париже в этот день 1976 года впервые состоялось вручение французской национальной кинопремии «Сезар», европейского аналога «Оскара». Церемония прошла под председательством патриарха французского кино Жана Габена.
Премии вручались в тринадцати номинациях – стандартный набор: лучшие фильм, режиссер, артист, актриса и так далее. Вместе с соответствующим дипломом лауреатам вручали замысловатые золоченые статуэтки. Эти статуэтки были изготовлены по рисунку скульптора Сезара Бальдаччини, известного постмодерниста. Кстати, именно эта премия увековечила имя скульптора.
Наибольшее число премий «Сезар» — по десять! — получали 2 фильма в истории — «Последнее метро» (1980) режиссёра Франсуа Трюффо и «Сирано де Бержерак» (1990) режиссёра Жан-Поля Раппно. В обоих фильмах главную роль исполнил Жерар Депардье. 8 премий выиграл фильм 2005 года «Моё сердце биться перестало» режиссёра Жака Одьяра.
Сегодня кинопремия «Сезар» (César) – главная кинематорафическая премия Франции и одна из самых престижных кинонаград мира. А список ее номинаций разросся до двадцати двух. Эта ежегодная премия вручается в конце февраля — начале марта. Место проведения церемонии, собирающее кинематографическую элиту со всего мира, закрепилось за «дягилевским» музыкальным театром «Шатле», вмещающим три тысячи зрителей.
Персоны:

7 мая 1833 (188 лет назад) — 3 апреля 1897 (124 года назад).
Брамс – выдающийся национальный художник немецкого народа. Его музыка насыщена глубоким жизненным содержанием и утверждает реалистические принципы народности искусства. Он внес ценнейший вклад в музыкальную культуру второй половины 19 века.
Иоганнес Брамс (нем. Johannes Brahms) родился 7 мая 1833 года в Гамбурге (Германия). Первым учителем музыки был его отец. Одаренный пианист, Брамс начал публично выступать уже в детские годы. Но необеспеченное материальное положение семьи вынудило его браться за любую работу – он переписывал ноты, аранжировал, играл в садах и ресторанах. Это, впрочем, принесло определенную пользу юному Брамсу: будущий композитор вошел в непосредственное соприкосновение с музыкой немецкого демократического быта, которую широко использовал в своем последующем творчестве.
Существенную роль в творческом развитии Брамса сыграла его встреча в 1853 году с Э. Ременьи. Выступая с ним в качестве аккомпаниатора, Брамс проникся красотой и увлекательностью венгерских национальных мелодий, входивших в репертуар скрипача. Впоследствии это нашло отражение в творчестве Брамса – в его знаменитых «Венгерских танцах» и в ряде других сочинений, где использованы характерные мелодические обороты и ритмы венгерской народной музыки.
В 1850-х годах Брамс много выступал как пианист в различных городах Германии, руководил придворной хоровой капеллой в Детмольде и женским хором в Гамбурге. Начиная с 1862 года творческая деятельность Брамса теснейшим образом связана с Веной. В этом городе, являвшемся тогда своеобразным музыкальным центром, постоянно звучали австрийские, немецкие, венгерские, чешские, словацкие, сербские песни и танцы. Все это было источником, питавшим творчество Брамса.
В 1870-1880 годы Брамс создал большинство своих лучших творений – все симфонии, скрипичный и 2-й фортепьянный концерты, камерные ансамбли, песни, хоры, танцы. Творчество Брамса, охватывающее почти все жанры, характеризуется глубокой и органической связью с народно-бытовой музыкой.
В жанре симфонической музыки Брамс является продолжателем традиций Бетховена. Не зря 1-ю симфонию Брамса порой называют «десятой симфонией Бетховена».
Умер Иоганнес Брамс 3 апреля 1897 года в Вене.

2 января 1857 (164 года назад) — 3 апреля 1882 (139 лет назад).
Степан Николаевич Халтурин родился (21 декабря 1856) 2 января 1857 года в Вятке, в семье бедных мещан.
В начале 1870-х приехал в Петербург, где поступил на завод. Неизвестно, когда именно и при каких обстоятельствах увлекся революционными идеями. В 1875-1876 годах он был уже деятельным пропагандистом. Под влиянием Халтурина и его ближайших товарищей рабочее движение Петербурга в течение некоторого времени стало совершенно самостоятельным делом самих рабочих. В это время Степан Халтурин стал увлекаться террором. Уже с осени 1879 года он входит в деловые отношения с народовольцами.
«Александр II должен быть убит рабочим, – считал Халтурин, – пусть не думают русские цари, что рабочие – болваны, не понимающие их истинного значения для народа».
Речь шла о взрыве всей царской фамилии в Зимнем дворце. Исполнительный Комитет согласился на его предложение; Халтурин поступил во дворец столяром. Отношения с Исполнительным Комитетом он вел через Желябова; ему помогали Кибальчич, Квятковский и Исаев. С октября 1879 года вплоть до самого взрыва (5) 17 февраля 1880 года Халтурин занимался минированием Зимнего дворца.
(5) 17 февраля Зимний дворец потряс страшный взрыв: мина взорвалась. Из дворца выносили трупы и раненых. Их казалось ужасно много. Но царь спасся, и это подействовало на Халтурина самым угнетающим образом.
Он свалился совсем больной, и только рассказы о громадном впечатлении, произведенном на всю Россию данным событием, могли его несколько утешить. Угнетенный своей неудачей, Халтурин уехал на юг России, где около двух лет занимался пропагандой среди рабочих.
Чрезвычайное осадное положение, введенное в Одессе, а особенно деятельность прокурора Стрельникова, предназначенного производить следствия по политическим делам на всем юге России, вскоре стали сильно мешать Степану. Он известил об этом «Исполнительный Комитет», который и поручил ему организовать убийство прокурора.
Поручение это в марте 1882 года было удачно выполнено Халтуриным и Желваковым, но сами они были схвачены на месте. Вскоре было вынесено постановление о смертной казни, и Халтурин с Желваковым были повешены (22 марта) 3 апреля 1882 года в Одессе.

3 апреля 1862 (159 лет назад) — 31 мая 1945 (76 лет назад).
Леонид Осипович Пастернак, отец поэта Бориса Пастернака, родился (22 марта) 3 апреля 1862 года в Одессе. В семье было шестеро детей. Уже в раннем детстве Леонид проявил любовь к рисованию, но родители настояли на более «земной» профессии.
В 1881 году он поступил в Московский университет на медицинский факультет, а через два года перевёлся на юридический факультет в университет Одессы и там учился до 1885 года.
Занятий живописью во время своего студенчества он не прекратил – брал уроки в московской школе-студии Е.С. Сорокина, учился мастерству офорта у И.И. Шишкина, а потом прошел по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и уехал в Германию. Эти годы были временем вдохновения и становления мастера.

В 1889 году он женился на пианистке Розалии Кауфман. Вскоре его картину «Вести с родины» приобретает П.М. Третьяков для Третьяковской галереи. Пастернак получает возможность поездки в Париж, о которой он мечтал всю жизнь. После поездки его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными. Пастернак начинает применять новую технику – сочетание темперы и пастели, много рисует углем. Его произведения становятся более динамичными, выразительными и естественными.
Леонид участвует в ежегодных выставках передвижников. На очередной выставке картина Пастернака «Дебютантка» привлекает внимание Льва Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя и создает иллюстрации к «Войне и миру» и «Воскресению», которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью Всемирной Парижской выставки-1900.
К этому времени Леонид Пастернак уже профессор прославленного Московского училища живописи, ваяния и зодчества и останется на этом посту более четверти века.

В 1921 году Пастернак вместе с женой и дочерьми уехал на лечение в Германию – ему потребовалась операция на глаза. Сыновья Борис и Александр остаются в Москве. После операции семья Пастернака не спешит возвращаться — много работ нужно было завершить в Германии. В 1927 и 1932 годах в Берлине состоялись две персональные выставки художника.
В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, и Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.
Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года, прожив яркую и наполненную жизнь, был счастлив в браке и реализовался как художник. Работы художника сегодня представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии.

2 октября 1904 (117 лет назад) — 3 апреля 1991 (30 лет назад).
Генри Грэм Грин (англ. Henry Graham Greene) родился 2 октября 1904 года в английском городе Беркхэмстед, в семье директора школы. Рос застенчивым и впечатлительным мальчиком, спорт не любил, а занятиям в школе предпочитал приключенческие романы Хаггарда и Баллантайна. Во время учебы в Оксфордском университете он увлекся политикой, а литературное мастерство совершенствовал, работая в студенческом журнале.
После окончания университета Грин переехал в Лондон в 1926 году и его приняли на работу в «Таймс» корреспондентом, где он проработал несколько лет. Но известность и успех принес Грэму выход его первого романа «Человек внутри» (1929), после чего Грин оставил журналистику и стал жить литературным трудом – писал обзоры, сотрудничал с кино.
Вскоре он опубликовал остросюжетный политический детектив «Стамбульский экспресс», хорошо принятый публикой и позже экранизированный. Эту и последующие книги с элементами детективного жанра – «Наемный убийца», «Доверенное лицо», «Ведомство страха» – он назвал «развлекательными».
Но писатель создавал и «серьезные» социальные книги. Такими произведениями стали его романы «Это поле боя» и «Меня создала Англия», отразившие процессы изменения общества под влиянием прогресса. Эти романы наполнены раздумьями о людях, искалеченных социальными условиями.
Увлеченный жаждой приключений, писатель в 1930-х годах много путешествует. Он объездил Европу, побывал в Африке и Мексике, и в результате создал несколько книг путевых заметок и один из своих лучших романов «Сила и слава». А международное признание писателю принес роман «Суть дела», в основу которого легли события Второй мировой войны, когда Грин работал в британской разведке в Западной Африке.
В 1960-1970-х годах в качестве репортера одного из журналов Грин объездил полмира, неоднократно бывал в «горячих точках» в самые напряженные моменты истории – в Мексике, во Вьетнаме, в Польше, в Африке… Был знаком со многими влиятельными политиками, и действие в большинстве его произведений того времени происходит именно на фоне острых политических событий. Среди известных – «Тихий американец», «Наш человек в Гаване», «Власть и слава» и др.
Но в творчестве Грина есть и другие произведения – пьесы, сборники рассказов, эссе, сценарии, биография, многие из которых экранизированы и переведены на другие языки. Он обладатель нескольких орденов, наград и премий, многократно выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получил её из-за претензий критиков.
Грэм Грим – это писатель, который интересен широкому кругу читателей. Ведь в большинстве его романов всегда есть динамичный сюжет, запутанная интрига в сочетании с политическими концепциями и размышлениями. За свою долгую жизнь он не раз менял общественно-политические взгляды, но непримиримость ко всем видам насилия и произвола – будь, то диктатура, проявления фашизма, расизма или религиозной нетерпимости – оставалась неизменной.
Умер Грэм Грин 3 апреля 1991 года в Швейцарии.

3 апреля 1911 (110 лет назад) — 4 декабря 1980 (41 лет назад).
Станислава Валасевич (польск. Stanisława Walasiewicz) родилась 3 апреля 1911 года в польском городе Верховна. Вскоре ее семья эмигрировала в США, где девочка в будущем пользовалась именем Стелла Уолш (англ. Stella Walsh).
Спортом заниматься она начала еще в школе в Кливленде, причем сначала Станислава увлекалась баскетболом и волейболом. Но особых успехов она добилась все же в легкой атлетике – уже в 1927 году юная спортсменка выиграла конкурс на место в олимпийской сборной США для участия в Играх в Амстердаме. Но тут выяснилось, что у Станиславы нет американского гражданства, получить которое она могла лишь в 21 год, поэтому на данную Олимпиаду она не попала.
Зато успех другой спортсменки на летних Играх 1928 года – польской атлетки Галины Конопацкой, ставшей олимпийской чемпионкой в метании диска, вдохновил Валасевич присоединиться к польским спортивным организациям, работающим в США. И вскоре она стала уже довольно известной спортсменкой, успешно выступая на различных национальных чемпионатах Америки. А во время панславянского слета в Познани Станислава одержала свою первую крупную международную победу, выиграв 5 золотых медалей – в беге на 60, 100, 200 и 400 метров и прыжках в длину. К тому же она получила приглашение остаться в Польше и выступать за национальную сборную этой страны. Согласившись, Валасевич тренировалась большую часть времени в Варшаве и выступала за местные клубы.
Поэтому перед летней Олимпиадой 1932 года она встала перед выбором – за сборную какой страны ей выступать. Американская федерация, видя успехи спортсменки, предложила ей принять гражданство и выступать за США. Однако Станислава выбрала предложение своей родной страны – приняв польское гражданство, она на Х летних Играх в Лос-Анджелесе представляла Польшу. И весьма успешно…
На Олимпиаде уже в полуфинале бега на 100 метров Валасевич не только пришла первой, но и побила мировой рекорд. В финале она повторила свой успех и стала олимпийской чемпионкой. На этих же Играх она участвовала и в метании диска, где заняла шестое место. В Польше Валасевич встречали как национальную героиню, за успехи на Олимпиаде она была награждена Золотым «Крестом Заслуги», ее признавали лучшей спортсменкой страны три года подряд.
В последующие годы спортсменка продолжила успешно выступать на различных соревнованиях. Она – многократная чемпионка Польши и США в различных легкоатлетических дисциплинах, чемпионка и серебряный призер чемпионата Европы 1938 года, победительница Международных женских игр 1930 и 1934 годов, победительница открытых первенств Канады и Японии в беге на короткие дистанции. Будучи явной фавориткой в легкой атлетике мирового уровня, Валасевич приняла участие и в летней Олимпиаде 1936 года с явной претензией на победу. Однако уступила американке Хелен Стивенс на стометровке, став, таким образом, серебряным призером этих Игр.
После Второй мировой войны Валасевич окончательно переехала в США, изменила имя на Стеллу Уолш и продолжила свою спортивную карьеру. В 37-летнем возрасте на чемпионате США она победила в тех же видах, что и 18 лет назад. Свой последний спортивный титул – чемпионки США по прыжкам в длину – она выиграла в 1951 году (в 1975 году стала членом Зала легкоатлетической славы США).
Спортивная карьера этой талантливой спортсменки длилась больше четверти века, и за это время Валасевич сумела не только добиться высоких спортивных наград, но и установить множество мировых рекордов в беге на 50, 60, 80, 100, 200 и 1000 метров.
После выхода на пенсию, она занялась активной общественной деятельностью, участвуя в работе различных польских объединений спорта в США, организовывала чемпионаты, помогла молодым спортсменам, работала тренером…
Станислава Валасевич трагически погибла 4 декабря 1980 года в Кливленде (США), во время вооруженного ограбления магазина.

3 апреля 1920 (101 год назад) — 17 июня 1994 (27 лет назад).
Юрий Маркович Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве. Его отца расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии, когда Юрий еще не появился на свет. Он успел «завещать» беременную жену Ксению Алексеевну другу Марку Левенталю, который усыновил Юрия.
Лишь в зрелые годы Юрий узнал, кто его настоящий отец. Марк Левенталь вскоре был тоже репрессирован (сослан). Вторым отчимом стал Яков Рыкачев, оказавшийся первым литературным учителем, сумевшим пробудить вкус к словесному творчеству.
В 1938 году Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Московский медицинский институт. Большого интереса к медицине у него не возникло, и Юрий перешел на сценарный факультет ВГИКа. Окончить институт не удалось. В начале Великой Отечественной войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на Волховский фронт. Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его военные рассказы.
В ноябре 1942 года Нагибин был контужен, вернулся в Москву и до конца войны работал в газете «Труд». Как корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса. В 1943 году выпустил сборник прозаических произведений «Человек с фронта» и был принят в Союз писателей. Корреспондентские впечатления вошли в рассказы, составившие сборники «Большое сердце», «Две силы» и другие.
После окончания войны занимался журналистикой, но не оставлял и работы над прозой. Середина 1950-х годов была очень плодотворной для писателя: один за другим выходят сборники его рассказов «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далекое и близкое», «Ранней весной».
Однажды по приглашению своего друга Нагибин едет в Мещеру на утиную охоту, и мещерская тема входит в его жизнь и творчество. Вскоре были написаны сборники рассказов: «Погоня. Мещерские были» (1963), «Зеленая птица с красной головой» (1966).
В 1980-е годы Нагибин пишет цикл рассказов о «великих» (Гёте, Бах, Тютчев, Лесков).
Много сил он отдает кино, написав сценарии таких известных фильмов, как «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость» и др. Работая и для телевидения, Юрий Маркович сделал ряд передач о жизни и творчестве Лермонтова, Аксакова, Анненского и других. Он работал до последнего дня…
Умер Юрий Маркович Нагибин в Москве 17 июня 1994 года.
Уже после его смерти вышла автобиографическая проза писателя – «Тьма в конце туннеля», «Моя золотая теща».

3 апреля 1924 (97 лет назад) — 1 июля 2004 (17 лет назад).
Марлон Брандо (англ. Marlon Brando) родился 3 апреля 1924 года в Омахе (штат Небраска, США). Его жизнь больше походила на сценарий кинофильма, чем на реальность. Его семью нельзя было назвать образцовой, школу он так и не закончил. От скучной жизни рядом с деспотом-отцом и матерью-алкоголичкой он сбежал в Нью-Йорк, где жил, перебиваясь временными заработками и играя во второсортных пьесах любительского театра.
Тогда его и повстречал Уильямс Теннесси, подыскивавший актера на роль Стэнли Ковальского в пьесе «Трамвай Желание». Брандо легко получил эту роль и попал в Голливуд — во многом благодаря своей внешности.
Пресса тут же дала ему прозвище «Дикарь», ведь Марлон плевал на все нормы поведения, позволял себе нецензурные высказывания относительно фильмов, продюсеров, режиссеров и журналистов. Иногда доходило до откровенного хамства. Когда ему должны были вручать «Оскар» за роль Дона Корлеоне в «Крестном отце», за наградой он попросту не явился. Вместо этого на сцену поднялась индейская девушка и сказала, что Брандо отказывается от награды в знак протеста против притеснения индейцев. Голливуд ему не нравился своим лицемерием, он был занят поиском «настоящего». Главным образом это выражалось в обилии любовниц, жен и детей.
Наиболее известен актер своими ролями в фильмах «Трамвай Желание», «В порту», «Крёстный отец», «Последнее танго в Париже», «Супермен», «Апокалипсис сегодня» и «Дон Жуан де Марко».
Из-за его скандальной натуры и постоянных капризов, дорого обходящихся продюсерам, его всё реже брали сниматься в фильмах, однако Брандо это совершенно не расстраивало. Заработанных денег ему хватило, чтобы купить небольшой остров и жить там вместе со всей своей постоянно растущей семьей.
Он проводил значительную часть своего времени на Таити, где женился на местной жительнице. У Брандо было восемь детей, не считая троих приёмных. В последние годы страдал от ожирения и старческого слабоумия.
Марлон Брандо — дважды лауреат премии «Оскар» (на которую номинировался в общей сложности восемь раз), двукратный лауреат премии «Золотой глобус», трёхкратный лауреат премии BAFTA, лауреат премии «Эмми». Он занял четвёртое место в списке «100 величайших звёзд кино за 100 лет», составленном Американским институтом киноискусства. Кроме этого, он вошёл в список ста наиболее влиятельных людей 20-го века по версии журнала Time. Его вклад в кинематограф отмечен звездой на аллее славы в Голливуде.
Скончался Марлон Брандо 1 июля 2004 года в Лос-Анджелесе (США) от легочного фиброза. Актер был кремирован, его пепел частично был рассеян в Таити, частично — в Долине Смерти.

3 апреля 1924 (97 лет назад) — 28 января 1945 (76 лет назад).
Шанина Роза Егоровна родилась 3 апреля 1924 года в деревне Едьма Архангельской области, в многодетной крестьянской семье.
Мама, Анна Алексеевна, работала дояркой в колхозе. Отец, Егор Михайлович, – на лесозаготовках. В 14 лет Роза уехала в Архангельск на учёбу в педагогическое училище. Подрабатывала воспитательницей в детском саду.
После начала Великой Отечественной войны Шанина оставила педагогический техникум в Архангельске. Пройдя всевобуч, а затем снайперскую школу в Подольске, которую закончила с отличием, ушла добровольцем на фронт.
В апреле 1944 года сержант Шанина прибыла в 184-ю стрелковую дивизию, где был сформирован отдельный женский снайперский взвод.
Роза Шанина – одна из первых девушек-снайперов, удостоенных Ордена Славы 3 и 2 степени. Награждена она и медалью «За отвагу». За время Великой Отечественной войны, по различным источникам, на ее счету было от 54 до более сотни убитых противников, в том числе двенадцать вражеских снайперов.
Роза Егоровна Шанина погибла 28 января 1945 года в бою вблизи имения Рихау в Германии.

3 апреля 1948 (73 года назад).
Самое главное достижение Валентина Ивановича Дикуля — это его собственная методика реабилитации, которая помогла многим людям восстановиться и жить полноценной жизнью после серьезных травм. До сих пор он сам консультирует пациентов в своих центрах.
Валентин Иванович Дикуль родился 3 апреля 1948 года в городе Каунас (Литовская ССР). Из-за смерти родителей мальчик жил в приюте. Там он освоил жонглирование и акробатику.
В 1962 году Валентину шел пятнадцатый год, когда он начал исполнять свой первый номер воздушной гимнастики во Дворце спорта на высоте 13 метров. Неожиданно лопнула стальная перекладина, к которой крепилась страховка. Дикуль упал.
Он получил сотрясение мозга и десять переломов, в том числе был травмирован спинной мозг, из-за чего у Валентина парализовало ноги. В больнице, вопреки всем уговорам, он сам занялся собственной реабилитацией, применяя в своем излечении тяжелую атлетику. Дикуль занимался по несколько часов в день, терпя боль и усталость, он выполнял силовые упражнения и изучал медицинскую литературу о позвоночнике, собирая необходимую информацию.
Метод сработал, и через некоторое время Дикуль вновь вышел на арену цирка. Благодаря своим трюкам — жонглированию пушечными ядрами, подбрасыванию гирь и другим — он стал известен на всю страну. В 1984 году артист появился в фильмах «Без семьи» и «Пеппи Длинный чулок».
Позднее Валентин Иванович на собственном опыте разработал систему реабилитации людей с травмами спинного мозга – когда поврежденные мышцы заставляют вспомнить их прежнюю функцию и выполнять движения. Ученый-тяжелоатлет преподает эту методику в университетах уже более двадцати лет.
С 1989 по 1991 годы Дикуль был народным депутатом СССР и членом Верховного Совета СССР.
Валентин Иванович является руководителем реабилитационного центра, в котором проходят лечение больные с церебральным параличом и люди с травмами позвоночника. В Москве открыты несколько его центров, есть филиалы по всей России, в Германии, Израиле, Америке, Польше и других странах. Он является автором ряда книг в этой области.
Дикуль — Народный артист России, награжден орденом Трудового Красного Знамени, Золотой медалью имени Ю.А. Гагарина — за вклад в развитие космической медицины, лауреат премии «Своя колея» (2000), литературной премии имени А.П. Чехова и обладатель многих других наград.
Но самое главное достижение Валентина Ивановича Дикуля — это его собственная методика реабилитации, которая помогла многим людям восстановиться и жить полноценной жизнью после серьезных травм. До сих пор он сам консультирует пациентов в своих центрах. Живет и работает в Москве.

3 апреля 1948 (73 года назад).
Владимир Бенедиктович Носик родился 3 апреля 1948 года в Москве. После восьмого класса школы пошел учиться в ПТУ, работал слесарем и токарем.
В 1970 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская Бориса Бабочкина) и стал актером Театра-студии киноактера, где служил почти 25 лет. С 1995 года он является актером Малого театра.
Дебют Владимира Носика на большом экране состоялся в 1966 году в фильме «Иду искать», где он исполнил роль обычного деревенского парня. Узнаваемым актер стал после киноленты «Дебют», снятой в 1978 году.
За свою творческую жизнь Владимир Носик сыграл более чем в 160 кинокартинах, среди которых наиболее известными являются: «Тайна записной книжки» (1981), «Инспектор Лосев» (1983), «Гостья из будущего» (1984), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Жил отважный капитан» (1985), «Вход в лабиринт» (1989), «Анекдотиада, или история Одессы в анекдотах» (1994), «Американский дедушка» (1993), сериал «С новым счастьем-2» (2001), сериал «Детектив по-русски» (2003), «Темный мир» (2010), «Закрытая школа» (2011), «Редкая группа крови» (2013), «Обратная сторона Луны 2» (2015), «Три сестры» (2017) и другие.
Актер женат на Елене Александровне Зинчевой, в семье родилось трое детей, которые также связали свою жизнь с кино. Его сын Тимофей был исполнительным директором, он погиб вместе с Сергеем Бодровым-младшим и с его съёмочной группой в Кармадонском ущелье. Дочери-близнецы Дарья и Екатерина – актрисы. Брат Владимира – Валерий Носик – также был известным актером.
В 1993 году Владимир Носик был удостоен звания Заслуженного артиста Российской Федерации, в 2016-м – звания Народного артиста России. И сегодня он продолжает свою успешную актерскую карьеру. Живет и работает в Москве.

26 марта 1951 (70 лет назад) — 3 апреля 2019 (2 года назад).
Алексей Иванович Булдаков родился 26 марта 1951 года в селе Макаровка Алтайского края. Вскоре семья переехала в Павлодар, где впоследствии Алексей поступил в Молодежную театральную студию при Павлодарском драматическом театре имени Чехова.
По окончании училища, в 1969 году молодой актер поступает на работу в Павлоградский драмтеатр, но вскоре уходит в армию. После службы в армии Булдаков устраивается в Томский драмтеатр, затем на протяжении нескольких лет работает попеременно в целом ряде провинциальных театров.
С 1985 по 1992 год Булдаков — актер киностудии «Беларусьфильм». В 1993 году переезжает в Москву и поступает в труппу МХАТа имени Горького.
Первой ролью в кино для Алексея Ивановича стала роль партизана в фильме Леонида Марычева «Сквозь огонь» (1982), первая главная роль – в картине Николая Гусарова «Семен Дежнев» (1983).
Широкую популярность Алексею Булдакову принесла роль генерала Иволгина в картине Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты», за которую актер был удостоен премии «Ника». Затем на экраны вышел целый ряд продолжений приключений полюбившихся народу героев.
С тех пор Алексею Булдакову регулярно поступали предложения от режиссеров, и он являлся востребованным актером российского кино. В его фильмографии — более 60 ролей.
В конце 1990-х годов совместно с Владом Забелиным актер выпустил альбом «Особенности национального шансона», где сам исполнил несколько песен. В 2001 году как певец выпустил сольный диск «Обнимаю всех», куда вошли 14 песен, специально написанные для актёра поэтом Анатолием Поперечным и композитором Евгением Бедненко. В 2011 году вышел новый диск Булдакова «Старое танго».
Заслуженный артист РСФСР и Народный артист России — Алексей Иванович до конца дней был востребован в кино, снимался в музыкальных клипах и рекламе, принимал участие в озвучивании фильмов и мультфильмов.
Но 3 апреля 2019 года Алексей Иванович Булдаков скоропостижно скончался на съемках в Монголии. Ему было 68 лет. Причина смерти: отрыв тромба.

3 апреля 1958 (63 года назад).
Алек Болдуин (англ. Alec Baldwin, полное имя — Александр Рэй Болдуин III, англ. Alexander Rae Baldwin III) родился в городе Амитвилле штата Нью-Йорк (США) 3 апреля 1958 года.
С детства Алек был довольно способным мальчиком и грезил большой политикой, но никак не кинематографом, что в итоге позволило ему с отличием окончить ряд ведущих вузов США, таких как Университет Джорджа Вашингтона в Вашингтоне по специальности «политические науки», Университет Нью-Йорка по классу драмы, Институт Ли Страсберга.
Как все студенты, он желал независимости от родителей и пытался заработать сам и, как ни странно, нашел «легкие деньги» в кинематографе (фильм «Клиника в Техасе» в 1982 году был его дебютом).
Режиссеры неоднократно высказывались о его естественности и фотогеничности. Воодушевленный этим, Алек твердо встал на путь актера, и в 1986 году, хоть и за второстепенные роли на Бродвее, он получил несколько наград.
Фильм «Лу навечно» стал для Болдуина первым фильмом, обретшим широкую известность, но который также закрепил за ним роли второго плана. Но уже в 1990 году Джордж Эрмитадж, известный режиссер, дал Алеку шанс главной роли, и мир увидел совсем другого актера в триллере «Майами-блюз», сразу после этого вышел еще один фильм с его участием.
Алек Болдуин мало отказывался от предложенных ему ролей, и список фильмов с его участием выглядит довольно внушительно (их более шестидесяти): «Тень» (1994), «Пленники небес» (1996), «Ноттинг Хилл» (1999), «Нюрнберг» (2000), «Пёрл Харбор» (2001), «Авиатор» (2004), «Отступники» (2006), «Студия 30» (сериал), «Ложное искушение» (2007), «Девушка моего лучшего друга» (2008), «Римские приключения» (2012), «Всё ещё Элис» (2014), «Миссия невыполнима: Племя изгоев» (2015), «Защитник» (2015), «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) и многие другие.
Он является обладателем премий «Золотой глобус», «Эмми», Гильдии киноактеров США и обладателем звезды на Аллее славы в Голливуде.
Актер был женат на Ким Бэссинджер, в этом браке родилась дочь. Сегодня он женат вторым браком, в котором родились дочь и трое сыновей.
В настоящее время Алек Болдуин продолжает свою кинематографическую карьеру.

3 апреля 1961 (60 лет назад).
Эдди Мэрфи (англ. Eddie Murphy, полное имя – Эдвард Риган Мэрфи, англ. Edward Regan Murphy) родился 3 апреля 1961 года в Нью-Йорке (США), в обеспеченной афроамериканской семье. С детства он был увлечен театром и кино. Отчим, заметивший актерский талант Мэрфи, поощрял стремление подростка.
Уже в 15 лет Мэрфи начал свои выступления как актер разговорного жанра в молодежных клубах. Его авторские миниатюры пользовались неизменным успехом. Владельцы клуба «Комик стрип» помогли устроить Мэрфи прослушивание для передачи «Субботним вечером в прямом эфире». Передачи с участием Мэрфи пользовались неизменным успехом, он быстро завоевал любовь радиослушателей.
В 1982 году Эдди Мэрфи дебютировал в кино, сыграв роль Реджи Хаммонда в фильме «48 часов». Успех дебютанта был ошеломляющим и принес ему известность уже как киноактера. Так же восторженно были встречены зрителями и следующие работы Эдди Мэрфи в кино: «Меняясь местами» (1983), «Полицейский из Беверли Хиллз» (1984), «Золотой мальчик» (1986) и другие.
В 1987 году фильм с участием Эдди Мэрфи «Полицейский из Беверли Хиллз II» стал самым кассовым фильмом года. Огромные прибыли позволили актеру открыть собственную фирму «Эдди Мэрфи Продакшнз». Компания, основанная Эдди Мэрфи, помогает продвижению актеров и режиссеров афроамериканского происхождения.
Эдди Мэрфи было чуть больше тридцати, когда критики назвали его «Всемирной звездой кинокомедии № 1», а его состояние превысило миллиард долларов. В 2007 году актер был удостоен премии «Золотой глобус».
Среди других известных фильмов с участие Мэрфи: «Чокнутый профессор», «Святоша», «Доктор Дулиттл», «Знакомьтесь: Дэйв», «Приключения Плуто Нэша», «Поездка в Америку», «Уловки Норбита», «Девушки мечты», «Особняк с привидениями», «Как украсть небоскрёб», «Мистер Чёрч» и другие.
Помимо работы в кинематографе Мэрфи также записывал музыкальные альбомы и озвучил многих мультипликационных персонажей, в том числе Осла в мультфильме «Шрек» и его продолжениях.
Сегодня Эдди Мэрфи продолжает свою кинематографическую и творческую карьеру, а еще занимается благотворительностью. Живет в Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк, США).
Использовались материалы сайта "Календарь событий".