Всемирный день дикой природы.

20 декабря 2013 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией (A/RES/68/205) постановила провозгласить 3 марта Всемирным днём дикой природы (World Wildlife Day), с целью повысить уровень осведомленности широкой общественности в вопросах дикой фауны и флоры.
«В этот Всемирный день дикой природы я призываю всех граждан, все компании и правительства сыграть свою роль в деле защиты существующих в нашем мире диких животных и растений. Действия каждого из нас будут определять судьбу дикой природы мира. Будущее дикой природы находится в наших руках!».
Из послания 8-го Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна
В том же году отмечалось 40 лет со дня принятия другого важного документа в сфере защиты природного многообразия. Назывался он Конвенция «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения» (Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora, CITES). Днём рождения документа стало 3 марта 1973 года.
Рождению праздника в стенах ООН предшествовала инициатива участников Конференции Сторон СИТЕС, проходившей в Таиланде весной 2013 года. Необходимо уточнить, что данное собрание проводится между представителями стран, подписавших Конвенцию от 3 марта 1973 года. Именно на этой Конференции было предложено объявить 3 марта Всемирным Днём дикой природы. С этим предложением участники Конференции и обратились в Организацию Объединённых Наций, представив туда и результаты самой Конференции.
Участие в Конвенции 1973 года не являлось обязательным, но страны, которые её подписали, обязаны выполнять условия, прописанные в данном документе. Сегодня участниками Конвенции являются 183 государства. СССР примкнул к участникам СИТЕС в 1976 году, а Россия, будучи правопреемницей Советского Союза – в 1992 году.
Появление подобного праздника обусловлено пониманием необходимости сохранения биологического многообразия на планете. Безусловная ценность дикой природы соотносится с экологическими, генетическими, социальными, экономическими, научными, образовательными, культурными, рекреационными и эстетическими аспектами устойчивого развития и благосостояния людей.
Всемирный день дикой природы предоставляет возможность обратить внимание на многообразие и красоту проявлений дикой фауны и флоры, а также помогает повысить информированность о получаемой человеком пользе от занятий природоохранной деятельностью. Кроме того, этот День напоминает нам о необходимости усиления борьбы с преступлениями в отношении дикой природы, имеющими далеко идущие экономические, экологические и социальные последствия. А мероприятия, проводимые в рамках Дня, каждый год посвящены определенной экологической теме.
Забота о сохранении численности исчезающих видов фауны и флоры, о возможных последствиях их полного исчезновения для других видов подталкивает небезразличных людей науки, политики, экономической сферы и простых граждан по всему миру объединять усилия ради спасения того, что во многом гибнет из-за вмешательства человека в мир природы.
Всё больше людей задумываются о важности в жизни планеты не только человека, но и каждого живого существа, будь то животное или растение. Этот праздник, который каждый год посвящен определенной теме, и грамотное его проведение с участием СМИ позволяет расширять горизонты познания мира для рядовых граждан, показывать людям красоту дикой природы, созданной и живущей независимо от мира людей. Он учить человека жить в гармонии с окружающим миром.
Информированность людей о красоте природы, её многообразии и уникальности каждого отдельно взятого вида должно способствовать этому процессу гармонизации. Изменение сознания и отношения к дикой природе, отказ от представления о безграничности природных богатств позволит нашим детям и внукам найти тот самый гармоничный способ сосуществования с дикой природой, который даст им возможность наслаждаться красотой и великолепием этого чуда!
Всемирный день писателя.

Всемирный день писателя (World Day of the writer) отмечается практически во всех странах ежегодно 3 марта. Полное название этого праздника Всемирный день мира для писателя, он был учрежден по решению 48-го конгресса Международного ПЕН-клуба (International PEN Club), который проходил с 12 по 18 января 1986 года.
ПЕН-клуб был основан в Лондоне в 1921 году. Название организации — аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов Poets — поэты, Essayists — очеркисты, Novelists — романисты. Интересно, что аббревиатура в данном случае совпадает со словом pen — в переводе с английского — ручка.
Идея создания организации принадлежит английской писательнице Кэтрин Эми Доусон-Скотт (Mrs. C.A. Dawson Scott). Первым президентом ПЕН-клуба стал Джон Голсуорси (John Galsworthy). В 1923 году состоялся первый международный конгресс ПЕН-клуба в Лондоне, в то время пен-центры были созданы в 11 странах мира. Сегодня подобные центры действуют в 130 странах.
Это международное объединение писателей, которое, как сказано в Хартии ПЕН-клуба, «выступает в защиту принципов свободы информации внутри каждой страны и между всеми странами. Eго члены обязуются выступать против подавления свободы слова в любой ее форме в тех странах и обществах, к которым они принадлежат, а также во всем мире, когда это представляется возможным.
ПЕН-клуб выступает в защиту свободы печати и против произвольного применения цензуры в мирное время. ПЕН-клуб считает, что необходимое продвижение человечества к более высоким формам политической и экономической организации требует свободной критики правительства, органов управления и политических институтов.
Поскольку свобода предполагает добровольную сдержанность, члены ПЕН-клуба обязуются выступать против таких негативных аспектов свободной печати, как лживые публикации, преднамеренная фальсификация, искажение фактов или тенденциозно бесчестная их интерпретация ради политических, групповых и личных целей».
Сам же праздник — Всемирный день писателя — сегодня отмечается во многих странах мира, причем не только писателями, но и считается профессиональным праздником всех представителей «четвертой власти». Нередко к этому дню приурочены церемонии вручения различных литературных премий и чествование наиболее отличившихся литературных деятелей.
Международный день охраны здоровья уха и слуха.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) учредила специальный день, посвященный охране здоровья уха и слуха. Ежегодно 3 марта отмечается Международный день охраны здоровья уха и слуха (International Day for Ear and Hearing), известный также как Всемирный день слуха.
Предполагается, что в этот день медицинские и волонтерские организации в разных странах должны проводить мероприятия, направленные на то, чтобы повышать осведомленность населения о возможных проблемах, связанных со слухом.
В свою очередь, ВОЗ обещает оказывать государствам, состоящим в организации, всестороннюю поддержку при разработке и осуществлении национальных программ лечебной и профилактической помощи людям с заболеваниями ушей и проблемами со слухом.
На сегодняшний день потеря слуха считается самой распространенной сенсорной формой инвалидности в мире. По данным ВОЗ, от глухоты и нарушений слуха страдают примерно 360 миллионов человек.
Основными причинами глухоты и тугоухости (неполной потери слуха) называют генетические нарушения, хронические инфекции уха, ряд заболеваний: краснуха, корь, свинка, менингит, — а также воздействие некоторых лекарственных препаратов и вредных факторов окружающей среды, в первую очередь, шума.
По мнению медиков, около половины всех случаев глухоты и прочих нарушений слуха можно предотвратить, устранив причины их развития. В числе превентивных мер чаще всего называют иммунизацию населения, охрану здоровья матери и ребенка, обеспечение гигиены труда.
Кроме того, врачи дают советы родителям. В частности, рекомендуется следить, чтобы в уши ребенка не попадала грязная вода; не шлепать ребенка, особенно по ушам; обучать детей не вставлять в уши посторонние предметы; в случае каких-либо тревожных симптомов немедленно обращаться в больницу.
К тому же, в 2015 году, в ознаменование Международного дня охраны здоровья уха и слуха, ВОЗ начала кампанию «Не подвергайте свой слух опасности!», с целью обратить внимание на риски небезопасного слушания и содействовать более безопасной практике. И сегодня она продолжается.
Все большее беспокойство у медиков вызывает растущий уровень воздействия громких звуков в культурно-развлекательных и спортивных учреждениях, таких как ночные клубы, дискотеки, пабы, бары, кинотеатры, концертные залы, стадионы и даже фитнес-центры. Современные технологии становятся все более распространенными, и зачастую такие устройства, как аудиоплееры, используются для прослушивания музыки с небезопасными уровнями громкости и в течение продолжительного периода времени. Регулярное воздействие громких звуков создает серьезную угрозу развития необратимой потери слуха.
По оценкам ВОЗ, 1,1 миллиарда молодых людей в мире могут быть подвержены риску потери слуха из-за небезопасной практики слушания. Более 43 миллионов человек в возрасте 12-35 лет по разным причинам имеют потерю слуха, приводящую к инвалидности.
Поэтому ВОЗ в сотрудничестве с партнерами всего мира предупреждает молодых людей и их семьи о рисках потери слуха под воздействием шума и призывает правительства уделять этой проблеме больше внимания в рамках более широких усилий по предотвращению потери слуха в целом.
Именины:
Архип, Богдан, Дмитрий, Евгений, Макар, Максим, Никита, Федор, Федот.
Хроника знаменательных событий в истории.
3 марта 1585 г. 437 лет назад, в Виченце открылся театр «Олимпико».

Театр «Олимпико» (итал. Teatro Olimpico), послуживший прообразом бесчисленных театров по всему миру, открылся 3 марта 1585 года в Виченце (Италия) представлением трагедии Софокла «Царь Эдип». Удивительно, но с тех самых пор и до сегодняшнего дня здесь идут спектакли.
Это первое в истории крытое театральное помещение на тысячу мест, несмотря на столь солидный возраст и бомбардировки во время Второй мировой войны, неплохо сохранилось. «Олимпико» внесен в реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
По мнению искусствоведов, здание театра – самое совершенное произведение архитектора позднего Возрождения Андреа Палладио. Это его последнее творение, начатое в год смерти автора. Палладио не дожил до окончания строительства, и работу завершил другой знаменитый мастер – Винченцо Скамоцци.
Прототипом архитектурного облика «Олимпико» послужили театры времен античности. Задняя часть театра украшена изображением древних Фив. Искусно использован эффект оптической иллюзии, что делает сцену визуально более глубокой, чем те 4 метра, которые есть на самом деле.
3 марта 1613 г. 409 лет назад, Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова.

Михаил Федорович Романов — первый русский царь из династии Романовых, приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Федору I Иоанновичу.
При Борисе Годунове семейство Романовых было в опале. Пришедший к власти Лжедмитрий I, доказывая свое родство с домом Романовых, вернул ко двору оставшихся в живых из членов семейства Федора и Марфу Романовых с детьми.
Родство с Рюриковичами послужило важным фактом при избрании кандидатуры на престол. Служилое дворянство старалось воспрепятствовать в установлении в России польской монархии. Когда после изгнания интервентов из России встал вопрос о претенденте на престол, кандидатура Михаила Федоровича Романова была признана наиболее подходящей.
(21 февраля) 3 марта 1613 года Великим Земским и Поместным собором новым российским царем был избран Михаил Федорович Романов. Его избрание закрыло период смутного времени.
Но новоизбранный царь был молод и неопытен и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. Потом, после освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета (в миру — Федор Никитич Романов, отец новоизбранного царя), фактическая власть перешла в его руки, также носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.
3 марта 1861 г. 161 лет назад, император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права.

Большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы в России был собран еще в правление Николая I, хоть крепостное право и осталось незыблемым. Зато в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II.
Александр Николаевич, вступивший на российский престол в 1855 году, был одушевлен самым искренним намерением сделать все для устранения недостатков русской жизни. Главным из них он считал крепостное право. По сути, это была одна из сложнейших проблем: крепостное право слагалось на Руси веками, оно тесно переплелось с разными сторонами жизни крестьянина, который зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. А теперь его нужно было освободить от опеки помещика, дать личную свободу.
В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом.
(19 февраля) 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Так в России было отменено крепостное право.
Однако, данный документ вызвал неоднозначную реакцию во всех слоях населения, поскольку преобразования имели половинчатый характер. Согласно манифесту, крестьянам присваивались гражданские права — свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя.
Хотя крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. За отведённые наделы крестьяне несли в пользу помещиков повинности, которые практически не отличались от прежних, крепостных. Земля, отведённая общине, находилась в коллективном пользовании, поэтому с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин также терял право на «мирскую землю» своей прежней общины.
Поэтому бывшие крепостные, ожидавшие полной воли, остались весьма недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне начали бунтовать, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, в частности — в Казанской и Пензенской губерниях, были использованы правительственные войска.
Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 года имела важное историческое значение, создала возможность для широкого развития рыночных отношений, дала старт другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества.
3 марта 1875 г. 147 лет назад, состоялась премьера оперы Жоржа Бизе «Кармен».

3 марта 1875 года состоялась премьера оперы французского композитора Жоржа Бизе «Кармен» на сцене парижского театра «Опера комик». Она завершилась полным провалом.
Первые два акта были приняты публикой неплохо, третий – весьма сдержанно, во время четвертого же в зале воцарилось ледяное молчание. Либретто оперы упрекали в вульгарности, а музыку – в чрезмерной «учености», бесцветности, недостаточной романтичности и изысканности. Как результат – оперу объявили «безнравственной».
По всей видимости, зрители не сразу смогли переключиться с ожидания «чистого и легкого» на роковую страсть и трагическую развязку, на его своеобразную, «чертовскую музыку».
Провал «Кармен» тяжело подействовал на Бизе и роковым образом отразился на его здоровье, спустя ровно три месяца, 3 июня 1875 года, Бизе скончался. Ему было всего 36 лет.
Истинный масштаб «Кармен» был оценен только после смерти Бизе, причем поначалу этому способствовало вмешательство Эрнеста Гиро, который заменил разговорные диалоги речитативами. Лишь в последующие годы театры вновь стали обращаться к авторской версии.
В немалой степени возвращению оперы на парижскую сцену способствовало триумфальное шествие оперы по городам Европы, России и Америки. Так, П.И. Чайковский в 1880 году писал: «Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…». А испанский композитор И.Альбенис писал про эту оперу: «Я не знаю, как Бизе удалось это сделать, но Испания не родила ничего более испанского, чем «Кармен»!».
Сегодня опера «Кармен» является одним из самых популярных театральных представлений.
3 марта 1918 г. 104 года назад, подписан Брест-Литовский мирный договор, ознаменовавший выход России из Первой мировой войны.

3 марта 1918 года Советская Россия подписала мирный договор, по которому фактически признала поражение и вышла из Первой мировой войны в одностороннем порядке, несмотря на участие в Антанте и на свои обязательства перед союзниками. Этот сепаратный мир вошёл в историю под названием Брест-Литовский мирный договор, или Брестский мир, так как заключение его проходило в городе Брест-Литовске.
Напомним, что 1 августа 1914 года Российская империя вступила в Первую мировую войну в качестве участницы военного союза, известного, как Антанта, куда кроме России входили Англия и Франция. 5 сентября 1914 года в Лондоне представители трёх держав подписали Соглашение о незаключении сепаратного мира, которое обязывало страны Антанты не выходить из войны в одностороннем порядке. В дальнейшем, этот документ даст формальное право Англии и Франции обвинить Россию в несоблюдении условий союзного соглашения после подписания ею Брестского мира.
К 1917 году, в связи с революционными событиями в России, её внутреннее положение и, как следствие, положение на фронтах стало очень тяжёлым. Февральская революция 1917 года поставила крест не только на монархии в стране, но и на армии и флоте. Был уничтожен принцип единоначалия, а солдатам, уже уставшим от войны, было всё равно, кто остановит её и даст им возможность вернуться к семьям и работать на земле.
Воевать и с Германией, и с внутренним врагом Советская власть не могла. Немецкая армия была угрозой не только для территориальной целостности страны, но и для большевиков, которые опасались, что немцы пойдут дальше, в том числе и на Петроград. Поэтому Советская власть подписала мирный договор на «кабальных» условиях, заключению которого предшествовали долгие переговоры между сторонами – они проходили в три этапа, начавшись в декабре 1917 года и продолжаясь более двух месяцев. В конце концов, В.Ленин пошел на подписание мира на условиях, выдвинутых немцами.
Первый этап переговоров начался в Брест-Литовске 22 декабря 1917 года. Все попытки советской делегации выдвинуть условия мира на основе принципа без аннексий и контрибуций и с учётом права народов на самоопределение встретили дипломатический отпор со стороны германской делегации.
18 февраля 1918 года немцы начали наступление на фронте, прервав за несколько дней до этого переговоры, ссылаясь на их затягивание советской стороной. Никакого организованного сопротивления русская армия оказать не смогла. 21 февраля немцы выдвинули ультиматум, а к марту продвижение их войск создало угрозу Петрограду. Вся Прибалтика и часть территории собственно России были захвачены германскими войсками. За пять дней немцы продвинулись на несколько сотен километров. К 1 марта под их властью уже были Киев, Чернигов, Могилёв и другие города.
Ультиматум Германии был получен в Петрограде 23 февраля. На его рассмотрение немцы дали большевикам 48 часов, а условия стали значительно жёстче тех, что выдвигались ранее. В итоге 1 марта 1918 года советская делегация вернулась в Брест-Литовск уже для подписания мирного договора, и через два дня Брестский мир был подписан.
Но условия, принятые Советским правительством, были очень тяжёлыми. Должны были быть демобилизованы армия и флот, Черноморский флот со всей своей инфраструктурой передавался Центральным державам, Балтийский флот должен был быть выведен изо всех баз в Прибалтике и Финляндии. Советская Россия признавала независимость Украины, правительство УНР и подписывало с ним мир, прекращая всяческие боевые действия. От России отторгались Карская и Батумская области на Кавказе, а также вся Прибалтика, Великое княжество Финляндское и часть белорусских земель.
Помимо потерь аннексией, Россия обязалась выплатить контрибуцию в размере 6 миллиардов марок и 500 миллионов золотых рублей за убытки, понесённые Германией в результате революции в России. Отдельно был прописан пункт о прекращении всяческой пропаганды на территории Германии и аннексированных землях. Два десятка лет понадобилось советской власти, чтобы вернуть утраченное по итогам Брестского мира. И это, несмотря на то, что в ноябре 1918 года большевики аннулировали его. А ведь только по численности населения потери россиян составили треть от населения страны. Для отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта эти потери составляли от 25 до 90 %. Причем немецкие и австрийские войска не только не ушли с территории Советской России, но и продолжили захват отдельных городов и даже регионов. А в стране уже горела Гражданская война…
3 марта 1920 г. 102 года назад, в Москве открылся Дом печати (сегодня – Центральный Дом журналиста).

3 марта 1920 года в Москве на Никитском бульваре открылся Дом печати. Он разместился на месте дворца-усадьбы князей Гагариных. Неоднократно перестроенный, сегодня он известен как Центральный Дом журналиста.
В начале 19 века особняк принадлежал А.М. Щербиной, дочери княгини Екатерины Дашковой, первого президента Российской академии. С 1836 года особняк перешел во владение графини Головкиной. В 1872 году дом на Никитской приобретает один из крупнейших представителей российского купечества А.Н. Прибылов.
В 1920 году по распоряжению А.В.Луначарского особняк был отдан журналистам.
С первого дня членом Правления Дома был В.В. Маяковский. В 1920-е годы в Доме печати проходили литературные дискуссии, выступали Брюсов, Ивнев, Мариенгоф, Шершеневич.
Новое название – Центральный Дом журналиста – Дом печати получил в 1938 году. Его быстро сократили и стали называть «Домжур». В 1941 году из здания Домжура журналисты уходили на фронт — в их честь в 1993 году рядом со зданием поставили памятник.
В послевоенные годы Дом журналиста перестал быть культурным центром столицы, так как в Москве появились новые площадки для работников искусства, но остался своеобразным профессиональным клубом для работников печати.
В 1962 году постановлением ВЦСПС Дом журналиста передали в ведение правления Союза журналистов СССР. С 1989 года здание Домжура является памятником истории и культуры.
Сегодня Домжур – одно из популярнейших мест Москвы, причем не только у журналистского сообщества. Теперь вход сюда открыт для всех. Здесь ежедневно проводятся различные пресс-конференции, устраиваются круглые столы, диспуты, творческие встречи, семинары, выставки, концерты, фестивали, презентации новых книг, творческие вечера писателей, журналистов и музыкальных коллективов… А в самом здании расположены: Концертный зал, Мраморный и Каминный залы, Розовая и Голубая гостиные, современный Кинозал (Синий зал), кафе, рестораны и пр.
3 марта 1973 г. 49 лет назад, принята Конвенция «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» (СИТЕС).

3 марта 1973 года в Вашингтоне (США) во время встречи представителей 80 стран была подписана Конвенция «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» (СИТЕС) (англ. The Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora, CITES).
СИТЕС – это международное правительственное соглашение, подписанное в результате резолюции Всемирного союза охраны природы (IUCN), известное также как Вашингтонская Конвенция. Она была открыта для подписания до 31 декабря 1974 года и вступила в силу 1 июля 1975 года, на сегодняшний день её участниками являются 183 государства, включая Россию, которая стала участницей Конвенции в 1992 году как правопреемник СССР, присоединившегося к этому документу в 1976 году.
Необходимость принятия данного документа была связана с осознанием того факта, что международная торговля представителями дикой фауны и флоры стала одной из основных причин сокращения популяций многих животных и растений, и с тем, что только международное сотрудничество в данном вопросе позволяет принять надлежащие меры для их защиты.
К тому же, по данным Интерпола и секретариата СИТЕС, сегодня незаконная торговля видами животных, находящимися под угрозой уничтожения, является весьма прибыльным бизнесом. Согласно официальной статистике, объем мирового незаконного торгового оборота данным «товаром» составляет более 6 млрд. долларов в год. А криминальная торговля животными по прибылям находится на втором месте после торговли наркотиками и оружием, причем с каждым годом количество редких птиц и животных, перевозимых контрабандно через границу, неуклонно растет и исчисляется сотнями. Основные направления сбыта – экспериментальные лаборатории, рестораны, цирки, зоопарки и частные коллекции.
Поэтому основная задача СИТЕС – это, прежде всего, сохранение представителей дикой флоры и фауны как незаменимой и ценной части природных систем Земли, которые должны быть охраняемы для настоящих поколений и будущих, а также гарантия того, что международная торговля дикими животными и растениями не создаёт угрозы их выживанию. И сама же Конвенция является основным механизмом контроля и регулирования торговли ими, поскольку в ее основу положен согласованный сторонами-участницами Список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, торговля которыми может нанести ущерб их природным популяциям (и, следовательно, торговлю которыми необходимо контролировать с помощью согласованных международных процедур), и поскольку все «передвижения товара» производятся на основании разрешений и сертификатов. Сегодня соглашение представляет различные степени защиты для более чем 33 000 видов животных и растений.
Стоит также отметить, что СИТЕС является одним из самых крупных соглашений по охране дикой природы, и участие в ней добровольное. Каждая страна-участница соглашения обязана представить государственный орган, осуществляющий контроль за системой лицензирования, а также как минимум один научный орган, полномочный давать экспертную оценку эффективности торговли обозначенными видами. Список регулированных видов составляется на Конференции Сторон, которые созывается не реже чем раз в два года.
Как только виды диких животных и растений попадают в список СИТЕС, международная торговля ими становится предметом контроля, степень которого варьируется в зависимости от их статуса: от контролируемой торговли до полного запрета торговли. Разрешение на ввоз и вывоз таких животных и растений выдается административным органом СИТЕС, штаб-квартира которого находится в Женеве (Швейцария). В России функции национального Административного органа СИТЕС выполняют – Госкомрыболовство России (в отношении осетровых видов рыб) и Министерство природных ресурсов Российской Федерации (в отношении остальных видов животных и растений).
Персоны:

18 июля 1635 (387 лет назад) — 3 марта 1703 (319 лет назад).
Роберт Гук родился 18 июля 1635 года на английском острове Уайт, в семье священника местной церкви. Будучи сыном священника, Роберт тем не менее живо интересовался науками. Учился в Вестминстерской школе, где успешно изучал языки, математику, физику. После окончания школы в 1653 году он поступил в Оксфордский университет, где проявил блестящие способности к физике и химии. Впоследствии он стал ассистентом Р.Бойля.
В 1663 году учёный становится членом Лондонского королевского общества. С 1665 года работает профессором в Лондонском университете, а в 1677-1683 — секретарём Лондонского Королевского общества.
Роберт Гук был разносторонним учёным и изобретателем. В 1659 году он построил воздушный насос, в 1660 году совместно с Х.Гюйгенсом Гук установил точные температуры таяния льда и кипения воды. Помимо этого он сконструировал зеркальный телескоп, прибор для измерения силы ветра, машину для деления круга и т.д.
В 1660 году Гук сформулировал закон пропорциональности между силой, приложенной к упругому телу, и его деформацией (закон Гука). Он также дал общую картину движения планет.
Используя усовершенствованный им микроскоп, Гук наблюдал структуру растений и ввёл в научную терминологию понятие «клетка». Эти исследования он описал в своей научной работе «Микрография» в 1665 году. Помимо этого Гук совершил несколько открытий в области акустики, например, продемонстрировал, что высота звука определяется частотой колебаний.
Гук был также талантливым архитектором. По его проектам было построено несколько зданий, главным образом в Лондоне. Последним изобретением Гука был морской барометр.
3 марта 1703 года Роберт Гук, один из самых разносторонне одаренных людей своего времени, скончался в своей квартире в Лондоне.

3 марта 1824 (198 лет назад) — 13 февраля 1904 (118 лет назад).
Алексей Иванович Абрикосов родился (20 февраля) 3 марта 1824 года в Москве. Учился в Практической академии коммерческих наук, но не закончил ее, хотя всю оставшуюся жизнь делал пожертвование на развитие академии.
Сначала работал по найму, а с 1847 года стал заниматься самостоятельным предпринимательством. В 1897 году товарищество Абрикосова приобрело земельный участок на Малой Красносельской улице (Сокольники), где и была построена кондитерская фабрика.
К началу 20 века это уже было очень большое предприятие, штат которого насчитывал 1900 сотрудников, производство в год составляло примерно четыре тысячи тонн различных кондитерских изделий. В 1899 году товарищество Алексея Абрикосова удостоилось знатного звания «Поставщик Двора его Императорского Величества». Сейчас основанное Абрикосовым предприятие является кондитерским концерном «Бабаевский».
С 1883 года Абрикосов являлся учредителем и директором торговли «Братья Поповы», занимающейся чаем, а также был учредителем купеческого общества взаимного кредита в Москве. С 1880 по 1902 годы был учредителем и председателем Совета Учётного банка.
Алексей Абрикосов часто делал различные пожертвования, участвовал в комитете по оказанию помощи семьям убитых и раненых в турецкой войне. В 1870 году Алексей Иванович Абрикосов стал одним из потомственных почётных граждан. Награжден орденами святой Анны и святого Станислава 2-ой степени, а в 1876 году – золотой медалью «За усердие».
Алексей Иванович Абрикосов умер (31 января) 13 февраля 1904 года в Москве. Концерн «Бабаевский» и сегодня одно из самых известных кондитерских предприятий страны.

3 марта 1847 (175 года назад) — 2 августа 1922 (100 лет назад).
Телефон, самое знаменитое из изобретений Белла, сделал его богатым. Но большая часть научных трудов и изобретений Белла была посвящена усовершенствованию средств общения для глухонемых. Он читал лекции и занимался с глухонемыми учениками, многих из которых научил говорить…
Александр Грехам Белл (англ. Alexander Graham Bell) родился 3 марта 1847 года в шотландском городе Эдинбурге. В 13 лет Белл окончил Королевскую школу в Эдинбурге. А в свои 16 лет получил должность учителя красноречия и музыки в Академии Уэстон-Хауз. В 1870 году Белл обосновался в городе Брэнтфорд, провинция Онтарио.
Еще в Шотландии Белл начал интересоваться возможностью передачи сигнала по каналам электросвязи. В Канаде он продолжил заниматься изобретательством, в частности, создал электрическое фортепиано, приспособленное для передачи музыки по проводам.
В 1876 году он получил патент, описывающий «метод и аппарат… для передачи речи и других звуков по телеграфу… с помощью электрических волн». Фактически речь шла о телефоне.
В 1877 году он вместе с двумя партнерами основал компанию «Белл телефон», а год спустя в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, представил работу первого телефонного коммутатора. В этом же году Белл женился на своей ученице Мейбел Хаббард, а в 1882 году он стал гражданином США. Национальное географическое общество США создано при участии Белла.
Белл скончался 2 августа 1922 года в своём поместье Бейнн-Брей близ города Баддек (канадская провинция Новая Шотландия). После его смерти все телефоны Соединённых Штатов были отключены на минуту молчания в честь памяти Белла.

3 марта 1899 (123 года назад) — 10 мая 1960 (62 года назад).
Юрий Карлович Олеша родился (19 февраля) 3 марта 1899 года в Елизаветграде (сейчас – Кропивницкий, Украина), в семье акцизного чиновника из обедневших польских дворян. Родным языком в семье был польский.
В 1902 году семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в гимназию. Закончив ее в 1917 году, поступил в Одесский университет, где два года изучал юриспруденцию. Здесь он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов» – стихи Олеша писал с детства.
В годы гражданской войны он оставался в Одессе, а в 1921 году переехал из голодной Одессы в Харьков, где работал журналистом и печатал стихи в газетах.
В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу, а Юрий переехал в Москву. Писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в газете железнодорожников «Гудок», в которой печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров.
В 1924 году Олеша написал свое первое прозаическое произведение – сказочный роман «Три толстяка», посвятив его своей жене, Ольге Суок. Роман был опубликован в 1928 году, и с тех пор имя писателя неизменно связывают с этой доброй сказкой.
Затем были созданы роман «Зависть» (1927), рассказы и пьесы, но ни одно из этих произведений не смогло завоевать в России такой популярности, как «Три толстяка».
В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка, созданная сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на писателя заметное угнетающее воздействие. В 1930-х годах многие его друзья и знакомые были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 года не печатались и не упоминались официально – запрет был снят лишь в 1956 году.
Но писатель все же продолжал свое творчество, о чем свидетельствуют его многочисленные дневниковые записи и книга «Ни дня без строчки», которая была опубликована лишь в 1961 году, после смерти писателя.
Юрий Карлович Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года.

3 марта 1914 (108 лет назад) — 15 мая 2002 (20 лет назад).
Татьяна Кирилловна Окуневская родилась 3 марта 1914 года на станции Завидово в Московской губернии. После окончания школы стала работать курьером в Наркомате просвещения и учиться на чертежных курсах. Однажды на улице ей предложили сняться в кино, но Татьяна отказалась. Тем не менее, оставила свои координаты.
Через некоторое время она была приглашена на небольшую роль в фильме. На съемках она познакомилась с Дмитрием Варламовым и вышла за него замуж. В браке родилась дочь. Замужество было неудачным, и Татьяна ушла от мужа.
В 1934 году Окуневская снялась в фильме «Пышка» Михаила Ромма, а уже через несколько месяцев ей была предложена главная роль в «Горячих денечках», которая стала для актрисы визитной карточкой.
В 1937 году ее отец был арестован и расстрелян. Татьяну как дочь врага народа уволили из театра, сняли с роли в кино.
Вокруг нее всегда было много знаменитых и именитых поклонников: режиссеры, поэты, политические деятели. В 1938 году она вновь вышла замуж — за писателя Бориса Горбатова.
В 1940 году она продолжила сниматься в кино: «Майская ночь», «Александр Пархоменко». В 1943 году актриса поступает в Театр Ленинского комсомола.
В 1948 году Татьяна Окуневская была арестована по ложному обвинению и провела более четырёх лет в лагерях. Вернувшись в Москву в 1954 году, она поселилась у своей дочери, играла второстепенные роли в театре. Жизнь в кино так и не сложилась.
Татьяна Кирилловна Окуневская скончалась 15 мая 2002 года и похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

1 июля 1916 (106 лет назад) — 3 марта 1985 (37 лет назад).
Иосиф Самуилович Шкловский родился (18 июня) 1 июля 1916 года в городе Глухове Черниговской губернии. Байкало-Амурская «железка», Владивостокский университет, МГУ, Государственный астрономический институт им. Штернберга. Таковы внешние вехи…
Везде он замахивался на самые трудные темы. Его работа 1957 года была первым шагом на долгом пути поиска внеземного разума. Кроме этого, талантливый ученый занимался и более традиционной астрономией и даже космической техникой.
Именно Шкловский впервые задумал применить глубокий научный анализ к теме поиска внеземного разума, которую раньше далеко не все ученые вообще считали серьезной. На разрешение загадки жизни в космосе он решил бросить все знания современной физики, биологии и астрономии. И ему пришлось в той или иной степени осваивать все эти дисциплины.
В октябре 1961 года академик Келдыш обратился к ученым: «В будущем году исполнится пять лет со дня запуска первого советского спутника. Эту дату нужно отметить должным образом…». Тут встал Шкловский и объявил, что сможет дописать уже начатую им книгу о возможности существования жизни во Вселенной. Сдать рукопись нужно было к июлю 1962 года. На самом деле он никакой книги еще не начинал, но рассчитывал, что никто из его коллег в столь сжатые сроки ничего написать не успеет. Несмотря на всяческие перипетии, книга «Вселенная, жизнь, разум», ставшая главным трудом Шкловского, появилась в срок. Она выдержала шесть переизданий и каждый раз пополнялась последними данными науки.
Книга переводилась на многие иностранные языки, но особенно Шкловский гордился, что ее издали шрифтом Брайля для слепых.
Всемирный бум «летающих тарелок» Шкловский не принимал как доказательство существования инопланетян. «Скорее всего мы одиноки во Вселенной, или, по крайней мере, в местной системе галактик» – к такому выводу ученый пришел к концу своей жизни. Он был настоящий ученый, а отрицательный результат в науке, как известно, тоже результат.
Впрочем, он всегда добавлял, что первым будет радоваться, если кто-нибудь докажет, что его вывод ошибочен. Увы, при жизни Шкловского этого не произошло.
Умер ученый Иосиф Самуилович Шкловский 3 марта 1985 года в Москве.
А реальность внеземного разума и сегодня остается предметом жарких споров. Но вот парадокс: Шкловский, веривший только в силу науки, со своим скептицизмом породил целое поколение оптимистов, смело берущихся за поиск братьев по разуму.

3 марта 1918 (104 года назад) — 26 октября 2007 (15 лет назад).
Артур Корнберг (англ. Arthur Kornberg) родился 3 марта 1918 года в Бруклине (США), в семье польских иммигрантов. Он окончил Сити-колледж в Нью-Йорке и Рочестерский университет.
В 1942 году служил офицером медицинской службы Береговой охраны США. Затем в течении десяти лет (1942–1952) работал в Национальном институте здоровья в Бетесде, а в 1947 году – в Медицинской школе Нью-Йоркского университета в качестве приглашенного исследователя в лаборатории Очоа. В 1953-1959 годах Корнберг руководил отделом микробиологии университета Дж.Вашингтона в Сент-Луисе (штат Монтана, США), с 1959 года он – профессор факультета биохимии Станфордского университета, до 1969 года – декан факультета.
Артур Корнберг — признанный авторитет в области биохимии ферментов. Его ранние работы посвящены промежуточным продуктам метаболизма и ферментам, участвующим в их образовании. Он проводил исследования, которые привели к открытию химических реакций, ответственных за синтез флавинадениндинуклеотида и дифосфоуридиннуклеотида – коферментов, участвующих в окислительно-восстановительных процессах в клетке.
Исследуя механизм синтеза нуклеотидов – мономерных единиц ДНК и РНК, – Корнберг подошел к проблеме их соединения друг с другом (полимеризации).
Он выделил и очистил фермент, называемый теперь ДНК-полимеразой, который катализирует копирование ДНК при делении клетки. Используя в качестве матрицы природную ДНК, Корнберг впервые осуществил синтез функционально активной ДНК in vitro.
Его работы открыли новые направления не только в биохимии и генетике, но и в лечении наследственных заболеваний и рака.
В 1959 году Артур Корнберг был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие механизма биосинтеза нуклеиновых кислот.
Член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств и Американского общества ученых-биологов, иностранный член Лондонского королевского научного общества, лауреат нескольких медицинских премий, Артур Корнберг является автором книг по биосинтезу и синтезу ДНК.
Он был трижды женат. Его первая супруга (с 1943 года) — Сильви Рут Леви умерла в 1986 году. В этом браке родились три сына. Вторая жена — Шарлин Уолш Ливеринг, с которой они поженились в 1988 году (умерла в 1995). В третий раз ученый женился в 1998 году на Кэролин Диксон.
Артур Корнберг прожил наполненную научную жизнь и умер 26 октября 2007 года в Стэнфорде (штат Калифорния, США) в возрасте 89 лет от простудного заболевания.

3 марта 1925 (97 лет назад) — 15 января 2015 (7 лет назад).
Римма Васильевна Маркова родилась 3 марта 1925 года в поселке Чурино Куйбышевской области (сейчас — Самарская область). Уже в детстве она вместе со своим младшим братом Леней играла детские роли в спектаклях Саратовского драматического театра, где работал актером ее отец.
Когда ей было 19 лет, а брату – 17, они вместе поехали в Москву поступать в театральную студию при Театре им. Ленинского комсомола. Оба они были приняты.
Первой большой работой Риммы Марковой в театре стала роль в спектакле «Вторая любовь». Благодаря роли Фроси, Маркова стала популярной, многие зрители ходили на этот спектакль только ради нее. С 1971 года она — актриса Театра-студии киноактёра.
В кино Маркова дебютировала фильмом «Живые и мертвые» в 1964 году, а затем сыграла еще более 60 ролей. Самыми запоминающимися стали фильмы: «Вечный зов» (1973-1983), «Родня» (1981), «Покровские ворота» (1982), «Гардемарины, вперед!» (1987), «Ночной дозор» (2004), «Дневной дозор» (2006), «Утомленные солнцем-2» (2010) и многие другие.
Римма Маркова является лауреатом многих конкурсов и кинофестивалей, в том числе: специального диплома XVI Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне «За высокое мастерство артистки, создавшей образ большой драматической силы» (1968); приза «Живая легенда российского кино» Фестиваля российского кино «Виват, кино России-2001». Она – кавалер орденов Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 1995 году ей было присвоено звание Народной артистки России.
Римма Васильевна известна и как активный общественный деятель. В 2011 году она участвовала в предвыборной кампании партии «Справедливая Россия» перед выборами в Государственную Думу РФ.
15 января 2015 года великая актриса и прекрасная женщина Римма Васильевна Маркова скончалась в Боткинской больнице Москвы, на 90-м году жизни.

24 ноября 1938 (84 года назад) — 3 марта 2016 (6 лет назад).
Наталья Крачковская была и остается одной из самых всенародно любимых и популярных советских и российских киноактрис. Сыграв в почти двухстах фильмах, сериалах, киножурналах и спектаклях, она сумела запомниться даже в самых маленьких и незначительных, на первый взгляд, ролях. Её безмерное обаяние, талант и харизма притягивали людей и делали её героинь любимицами народа.
Наталья Леонидовна Крачковская (тогда она носила фамилию Белогорцева) родилась 24 ноября 1938 года в Москве в семье актрисы Московского драматического театра имени А.С. Пушкина Марии Фониной и репрессированного терского казака Леонида Белогорцева, отец которого служил в охране российского императора Николая II. До войны отец Натальи также работал актёром, а в 1941 году, вступил в ряды Красной Армии и дошёл с советскими войсками до Берлина, где и погиб в 1945 году.
Решив пойти по стопам родителей, будущая звезда советского кинематографа сразу после школы подала документы во ВГИК, где набирал курс Владимир Белокуров, и одновременно в историко-архивный институт. Благополучно начав учебу, Наталья попала под машину. Следствием травмы стала временная потеря зрения, и врачи запретили ей продолжать обучение.
Однако, несмотря на протесты медиков, Наталья начала сниматься в кино – с 1959 года сначала в массовках на «Мосфильме», затем в эпизодических ролях. Первой её заметной работой в кино стала роль в картине Владимира Басова «Битва в пути» (1961), а известность и всенародную любовь принесла роль мадам Грицацуевой в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» (1971).
Любопытно, что работая над экранизацией романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова, выдающийся советский режиссёр Леонид Гайдай никак не мог найти актрису на роль «знойной женщины, мечты поэта» – мадам Грицацуевой. По словам кинематографиста, ему была необходима артистка, похожая на супругу звукооператора Крачковского. В тот момент Гайдай не знал, что говорит об актрисе, которая уже имеет опыт работы в кино. Роль мадам Грицацуевой в итоге стала звездной для Крачковской.
Всего на счету актрисы – свыше девяноста сыгранных ролей в кино. Большинство из них, хоть и были второстепенными, оказывались очень запоминающимися. Среди фильмов с её участием, наиболее полюбились зрителям: «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Эта веселая планета». Среди других известных фильмов с участием Крачковской: «Будьте моим мужем», «Покровские ворота», «Человек с бульвара Капуцинов», «Чокнутые», «Мастер и Маргарита», «Московские каникулы», «Дети понедельника» и многие другие.
Всего Наталья Леонидовна снялась в ста тридцати пяти фильмах и сериалах (последняя роль – в 2013 году), а ещё она снималась в музыкальных клипах, выпусках киножурналов «Фитиль» и «Ералаш», сыграла в десятках спектаклей, а также принимала участие в озвучивании мультфильмов.
Ещё в 1962 году актриса познакомилась с будущим мужем, звукооператором Владимиром Крачковским, после свадьбы она взяла фамилию мужа. В 1963 году родился их сын – Василий Крачковский, впоследствии пошедший по стопам отца и ставший звукорежиссёром.
В конце февраля 2016 года актрису экстренно госпитализировали в столичную больницу имени Пирогова с острым инфарктом миокарда. Несмотря на благоприятные прогнозы врачей, спустя несколько дней, 3 марта 2016 года, Наталья Леонидовна Крачковская скончалась в московской больнице, ей было 77 лет. Похоронили актрису на Троекуровском кладбище столицы.

3 марта 1940 (82 года назад) — 13 февраля 2014 (8 лет назад).
Георгий Яковлевич Мартынюк родился 3 марта 1940 года в Оренбурге. После окончания школы, несмотря на возражения родителей, он отправился в Москву поступать в Государственный институт театрального искусства – и при конкурсе 200 человек на место поступил с первого раза.
На последнем курсе Георгий много играл в учебных спектаклях. Один из них – «Проводы белых ночей», дипломный спектакль Петра Фоменко (он учился в ГИТИСе на режиссерском факультете), – прогремел на всю Москву. Он ставился под патронажем руководителя Московского драмтеатра (ныне известного как Театр на Малой Бронной) Андрея Гончарова. Режиссер пригласил молодого актера в свою труппу, и по окончании в 1962 году института Мартынюк стал актером Московского театра на Малой Бронной и остался верен ему до конца своих дней.
В театре Георгий Яковлевич играл самых разнообразных персонажей, нередко характерных и комедийных. Среди его театральных работ – роли в спектаклях: «Гроссмейстерский балл» (1967), «Занавески» (1978), «Солдатами не рождаются» (1985), «Мать Иисуса» (1989), «Жиды города Питера» (1991), «Пучина» (1993), «Идиот» (1995), «Король, дама, валет» (2001) и других. Всего на сцене любимого театра он сыграл более 60 ролей.
Дебют Мартынюка в кино состоялся в 1963 году в картине Владимира Басова «Тишина». Он снимался также в фильмах «Жили-были старик со старухой» (1964), «Метель» (1964), «Щит и меч» (1968), «А зори здесь тихие» (1972), «Тайны дворцовых переворотов» (2000–2008) и других картинах. Но больше всего зрителям он запомнился как следователь Пал Палыч Знаменский – один из трех главных героев телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи».
В 2002 году во время презентации сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи. 10 лет спустя» Георгий Мартынюк получил почетный знак «За содействие МВД России». За свои работы в театре и кино актер был также награжден Орденом Дружбы, ему были присвоены почетные звания заслуженного артиста РСФСР и народного артиста Российской Федерации.
Георгий Мартынюк был дважды женат. Со своей второй женой Ниеле он познакомился в больнице, где она работала врачом. Вместе они прожили 30 лет.
Георгий Мартынюк скончался 13 февраля 2014 года в Москве после продолжительной болезни, был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

25 мая 1941 (81 год назад) — 3 марта 1981 (41 год назад).
Олег Иванович Даль родился 25 мая 1941 года в Московской области, в городе Люблино. После школы в 1959 году он поступил в театральное училище имени Щепкина, которое окончил в 1963 году. Затем Даль работал в московском театре «Современник», позже – в театре на Малой Бронной и в Малом театре.
Первую роль в кино актер сыграл еще во время учебы в театральном училище и после окончания был достаточно востребован в кинематографе. Он с блеском играл в фильмах различных жанров, от комедии до высокой трагедии, от классических ролей в пьесах Шекспира и Чехова до ролей в киносказках и приключенческих фильмах.
В 1967 году актер сыграл главную роль в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша»», поставленного по сценарию Булата Окуджавы, и хотя чиновники от кино ограничили прокат этой картины, со временем она пробилась к зрителю. Гораздо удачнее сложилась судьба другого военного фильма с участием Даля – «Хроника пикирующего бомбардировщика» Наума Бирмана, где артист исполнил одну из центральных ролей.
Встреча с режиссером Надеждой Кошеверовой подарила Далю роли героев-двойников в ее фильмах «Старая, старая сказка» (Солдат и Кукольник) и «Тень» (Ученый и Тень).
Новым этапом в творчестве актера стала совместная работа с Григорием Козинцевым, который пригласил Даля на роль Шута в экранизации «Короля Лира». В числе заметных ролей актера можно также назвать Лаевского из «Плохого хорошего человека», снятого Иосифом Хейфицем, Печорина из телепостановки Анатолия Эфроса «По страницам журнала Печорина», Евгения Крестовского из «Земли Санникова».
Творческим достижением Олега Даля стала роль разведчика Сергея Скорина в телевизионном сериале «Вариант «Омега»», сыгранная с потрясающим драматизмом и психологической достоверностью.
В последних ролях в кино в игре актера намного заметнее склонность к глубокому раскрытию характера героя – к примеру, в фильме Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», поставленному по пьесе А.Вампилова «Утиная охота», который вышел в прокат уже после смерти актера. Роль в этом фильме считается одной из лучших в творчестве Олега Даля.
Одной из самых известных ролей Даля стала роль принца Флоризеля в многосерийном телефильме «Приключения принца Флоризеля», который режиссер Евгений Татарский снял в 1980 году по мотивам произведений Стивенсона.
Умер Олег Даль 3 марта 1981 года во время творческой командировки в Киеве от сердечного приступа, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Ему не было и сорока…

3 марта 1966 (56 лет назад).
Михаил Владимирович Мишустин родился 3 марта 1966 года в городе Лобня Московской области, где и окончил среднюю школу. Отец Михаила работал в службе безопасности аэропорта Шереметьево, а мать – в медицинском учреждении.
После школы Михаил поступил в 1983 году в Московский станкоинструментальный институт, после окончания которого, в 1989 году получил специальность инженера-системотехника (системы автоматизированного проектирования). Спустя три года при этом же учебном заведении он окончил аспирантуру.
Практически до конца 1990-х Мишустин был занят предпринимательской деятельностью, работая в некоммерческой организации МКК (Международный компьютерный клуб), где занимал пост руководителя правления. Основным направлением деятельности МКК была интеграция отечественных и зарубежных компьютерных технологий. Близость Мишустина к системе информационных технологий, а также знания в этой области способствовали в дальнейшем их внедрению в систему налогообложения России.
В 1998 году началась карьера Михаила Владимировича в государственной системе. Он получил назначение на должность помощника по информационным системам учёта и контроля за поступлением налоговых платежей руководителя Государственной налоговой службы Российской Федерации. Вскоре он становится заместителем министра РФ по налогам и сборам. В этой должности Мишустин активно внедрял в систему российского налогообложения информационные технологии, в результате чего в начале 2000-х Министерство по налогам и сборам превратилось в самое передовое министерство России. Активно внедрялась электронная цифровая подпись, упрощалась и становилась «прозрачной» система налогообложения, а все региональные налоговые органы оказались объединены единой информационно-коммуникативной системой.
В 2004-2008 годах Мишустин возглавлял Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), а затем, покинув по собственному желанию государственную службу, он вернулся к предпринимательской деятельности и в течение двух лет работал в «ОФГ Инвест» на руководящих должностях.
Уход с государственной службы в 2008 году не был для Михаила Владимировича окончательным. Он был включён в кадровый резерв Президента России и в апреле 2010 возглавил Федеральную налоговую службу. За 10 лет управления ФНС РФ Мишустин превратил её в эффективный орган, оснащённый современными технологиями. Именно работа в Министерстве по налогам и сборам сначала в должности заместителя министра, а затем и в должности руководителя ФНС, причём успешная и результативная, показала высокий уровень организаторских способностей Мишустина. Его заслуги были отмечены Орденом Почёта, Орденом За заслуги перед Отечеством IV степени, Почётной грамотой Президента РФ, а также наградами Русской Православной церкви.
В январе 2020 года, в связи с отставкой Д.Медведева, на пост нового главы Правительства России лично президентом РФ В.Путиным была предложена кандидатура Мишустина. 16 января 2020 года Государственная Дума одобрила это назначение.
Михаил Владимирович разносторонне развитый человек, учёный, отличный семьянин. В 2003 году он защитил кандидатскую, а в 2010 году докторскую диссертации в области системы налогообложения, получив степень доктора экономических наук. Под его редакцией был издан учебник по налогам и налоговому администрированию. Он – автор трёх монографий и нескольких десятков научных статей.
Михаил Мишустин женат, воспитывает троих сыновей. Среди увлечений Михаила Владимировича – хоккей, игра на рояле, написание эпиграмм.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".