1 марта, как день в истории

День эксперта-криминалиста МВД России.

День эксперта-криминалиста МВД России

Ежегодно 1 марта неофициально отмечается профессиональный праздник сотрудников всех экспертно-криминалистических подразделений Министерства внутренних дел России — День эксперта-криминалиста МВД России.

 

День хостинг-провайдера в России.

День хостинг-провайдера в России

В 2011 году у людей и организаций, чья деятельность связана с Интернетом, появился новый праздник, получивший название «День хостинг-провайдера». Сейчас хостеры России могут отмечать профессиональную дату 1 марта каждого года.

 

День кошек в России.

День кошек в России

В первый день первого весеннего месяца по стихийно сложившейся традиции в России отмечается День кошек. По некоторым данным, впервые этот праздник был организован Московским музеем кошки и редакцией журнала и газеты «Кот и пёс» в 2004 году.

 

День театрального кассира.

Дата праздника уникальна для каждого года. В 2021 году эта дата — 1 марта

День театрального кассира

В 2009 году Государственный драматический театр «Приют комедианта», который находится в Санкт-Петербурге, предложил отмечать новый профессиональный праздник — День театрального кассира, с целью чествования данных работников, увеличения популярности, престижа и привлекательности их профессии.

 

Всемирный день комплимента.

Сам по себе комплимент – «приятная штука»

Мало информации можно найти в Интернете, о таком интересном празднике, как Всемирный день комплимента (World Compliment Day). Нет достоверных сведений о том, кем и когда учрежден. Также нет и единого мнения о точной дате его проведения – одни предлагают отмечать этот праздник 1 марта, а другие – 21 марта.

 

Всемирный день гражданской обороны.

Всемирный день гражданской обороны

Ежегодно 1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны (World Civil Defence Day).

 

День «Ноль дискриминации».

День «Ноль дискриминации»

«Дискриминация – это нарушение прав человека, и она не должна игнорироваться. У всех должна быть возможность прожить жизнь в уважении и с достоинством».
8-й Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун

День «Ноль дискриминации» (Zero Discrimination Day) отмечается ежегодно 1 марта по решению ООН с 2014 года. Инициатором учреждения Дня борьбы с дискриминацией выступили руководители ЮНЭЙДС – Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД.

 


Именины:

Михаил, Николай, Павел, Порфирий, Роман, Федор, Анна, Мария, Марианна.


Хроника знаменательных событий в истории.

1 марта 1555 г. 466 лет назад, Нострадамус опубликовал свою книгу предсказаний.

Нострадамус обращался при составлении предсказаний к планетарным схемам

1 марта 1872 г. 149 лет назад, в Йеллоустоне открылся первый Национальный парк США.

Йеллоустонский национальный парк

1 марта 1873 г. 148 лет назад. Ремингтон начал производство первой пишущей машинки.

Печатная машинка Ремингтон

 

1 марта 1996 г. 25 лет назад, основан космодром «Свободный».

Космодром «Свободный»

 

1 марта 2000 г. 21 год назад, бой в Аргунском ущелье в ходе второй Чеченской войны, когда погибла целая рота псковских десантников.

В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года в Чечне на высоте 776 (в Аргунском ущелье) в ожесточенном бою с чеченскими боевиками погибла 6-я рота 104-го полка 76-й Псковской дивизии ВДВ.

Персоны:

Сандро Боттичелли, итальянский живописец эпохи Возрождения.
Сандро Боттичелли

1 марта 1445 (576 лет назад) — 17 мая 1510 (511 лет назад).

Сандро Боттичелли (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Вани Филипепи, итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi) родился 1 марта 1445 года во Флоренции, в семье предпринимателя. Начальное образование получил в монастыре Санта Мария Новелла, в котором позднее будут размещены его работы.

Первое дело, которому обучился будущий художник – ювелирное мастерство, которое развило в нем творческие задатки. Увлекшись живописью, Алессандро поступил в подмастерье известного художника Филиппо Липпи. Позднее становится учеником Андрео де Вероккио.

В 1470 году художник получает свой собственный заказ. И с этого момента его творчество выходит на новую ступень. Больше всего положительных откликов получила его работа «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла. В одном из персонажей картины Боттичелли изобразил себя.

Постоянным заказчиком Боттичелли становится Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В 1481 году Боттичелли участвовал в украшении Сикстинской капеллы фресками. Он занимался тремя сценами. По возвращении в Рим художник пишет ряд картин на мифологические темы: «Весна», «Турнир», «Рождение Венеры».

В 1480-х годах художник находился на вершине славы, заказы были нескончаемы. В одиночку художнику было не справиться, поэтому он по традиции времени поручал большую часть работы ученикам, а на себя брал самое трудное и престижное. Известность художника была велика, он считался лучшим живописцем во Флоренции.

В старости Боттичелли увлекается идеями Савонаролы – проповедника аскетизма. Меняется стиль его живописи, усиливаются религиозные тенденции. В творчестве художника ощущаются трагизм и надломленность.

В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. О былой популярности оставалось лишь вспоминать. В 1502 году королева Изабелла Кастильская, выбирая кого-нибудь из флорентийских художников для исполнения ее заказа, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли. О его последних годах жизни достоверных сведений не сохранилось.

Умер Сандро Боттичелли 17 мая 1510 года во Флоренции. Вместе с художником умерла и память о нем.

Заново Боттичелли был открыт только в конце 19 века стараниями английского искусствоведа Джона Рескина и группы художников-прерафаэлитов.

Акутагава Рюноскэ, величайших мастеров японской прозы.
Акутагава Рюноскэ

1 марта 1892 (129 лет назад) — 24 июля 1927 (94 года назад).
Акутагава Рюноскэ – один из величайших мастеров японской прозы. Литературная премия Акутагавы считается самой престижной премией в Японии. Творчество этого писателя может служить иллюстрацией знаменитому свойству японской культуры принимать чужой опыт и органично вписывать в своё течение. Он испытал влияние многих писателей, особенно русских классиков. В его сюжетах угадываются произведения Гоголя, Толстого, Достоевского. Но чудесным образом, оказавшись в произведении японского писателя, русские герои становятся японцами, христианская притча становится буддийской, а титулярный советник превращается в неудачливого самурая.

Акутагава Рюноскэ (Akutagawa Ryunosuke) родился 1 марта 1892 года в Токио, в семье небогатого торговца молоком. Когда Рюноскэ было десять, умерла его мать, после чего он был усыновлён бездетным братом матери Митиаки Акутагавой, чью фамилию впоследствии и принял. Старая интеллигентная семья дяди имела в числе своих предков писателей и учёных, бережно хранила древние культурные традиции. Здесь увлекались средневековой поэзией и старинной живописью, строго соблюдался старинный уклад.

Акутагава был студентом Токийского Университета, туда он отправился изучать английскую литературу, но учеба его быстро разочаровала. Зубрежке он предпочитал издание литературного журнала «Синситё», в котором публиковал свои переводы английской поэзии. Здесь же был опубликован первый рассказ «Старик», который принес писателю популярность.

Его рассказы, посвященные прошлому Японии, пользовались неизменной популярностью. Сам автор объяснял это тем, что образ мышления человека в древности не отличается от образа мышления современников и в уже произошедшем можно найти предвестие того, что ещё не случилось.

Поздняя проза Акутагавы очень автобиографична. Он высказывает свои взгляды на современность, описывает случаи из своей собственной жизни.

В конце жизни Акутагава жил в постоянном нервном напряжении, его очень волновала социальная ситуация в Японии. Фашизирующееся японское общество он описал в повести «В стране водяных». В «Словах пигмея», сборнике афоризмов и эссе на разные темы, Акутагава говорит о себе: «У меня нет совести. У меня есть только нервы».

Его одолевали собственные психологические проблемы, постоянные мысли о самоубийстве. 24 июля 1927 года в Токио Акутагава Рюноскэ покончил с собой, не оставив никаких записок о причине своего поступка.

Джакомо Балла, итальянский художник, один из основателей футуризма.
Джакомо Балла

18 июля 1871 (150 лет назад) — 1 марта 1958 (63 года назад).
Джакомо Балла (итал. Giacomo Balla) родился 18 июля 1871 года в Турине. Художественное образование получил в вечерней Школе рисунка, параллельно работая в литографской мастерской. В 1891 году Джакомо занимался в туринской Академии Альберти, а затем практиковался в фотомастерской.

В 1893 году он переехал в Рим, где зарабатывал на жизнь как карикатурист, портретист и оформитель рекламно-упаковочных материалов. С 1904 года давал частные уроки рисования.

Балла – представитель первой волны футуристического искусства, на чьем творчестве учились У.Боччони и Д.Северини. В его раннем периоде сильно влияние импрессионизма, заметен интерес к теории цвета и увлечение пуантилизмом.

Стиль живописи Балла кардинально меняется, когда художник присоединяется к художественной группировке Маринетти, основателя футуризма. Он выступает соредактором «Манифеста художников-футуристов».

Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма – «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, т.е. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений («Динамизм собаки на поводке», 1912). Постепенно его композиции всё больше тяготеют к абстракциям («Опасности войны», 1915).

Художник, активный пропагандист футуризма, переносит его на другие виды искусства: скульптуру и прикладное искусство – театральный дизайн и костюм. Всё больше тяготея к геометрическим формам, Балла перемежает в творчестве абстрактные и фигуративные композиции.

В 1930-е годы художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения.

Умер Джакомо Балла 1 марта 1958 года в Риме.

Александр Остужев, русский и советский актер, Народный артист СССР.
Александр Алексеевич Остужев

28 апреля 1874 (147 лет назад) — 1 марта 1953 (68 лет назад).

Александр Алексеевич Остужев (настоящая его фамилия Пожаров) родился (16) 28 апреля 1874 года в Воронеже.

Учился в техническом училище, но был отчислен из него за грубое обращение с надзирателем. Сменил много разных специальностей, чтобы заработать на жизнь. В 1894 году он попал на сцену Воронежского театра, и это изменило всю его жизнь. Поскольку он не имел специального образования, то поначалу исполнял эпизодические роли.

Поскольку настоящая фамилия актера происходила от слова «пожар», то когда объявляли актера, некоторые зрители принимали это за крик «Пожар!!!», начиналась паника, многие бросались на выход. Поэтому актеру пришлось придумать псевдоним, и он взял противоположную по смыслу фамилию – Остужев.

Затем, с 1898 года, он работал в Малом театре, являлся представителем героико-романтической школы. Его яркий темперамент, искренность в передаче тончайших переживаний героев и редкий по красоте тембра голос способствовали успеху на сцене. Вскоре он уже исполнял главные роли в спектаклях: «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Горе от ума», «Доходное место», «Уриэль Акоста», «Ревизор», «Стакан воды», «Собор Парижской Богоматери» и других.

Интересен факт, что еще в молодости Остужев перенес болезнь, результатом которой была прогрессирующая глухота. Но актер не прекратил выступлений на сцене. Он продолжал играть, заучив весь спектакль наизусть.

В годы Великой Отечественной войны Остужев также выступал на радио с чтением стихов и жертвовал средства в Фонд обороны.

Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии он также был награжден двумя орденами Ленина и медалями.

Умер актер Александр Алексеевич Остужев 1 марта 1953 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Его имя носит улица в Воронеже. В Москве также некоторое время существовала улица Остужева, сейчас это Большой Козихинский переулок.

Гленн Миллер, американский музыкант, руководитель свингового оркестра.
Олтон Гленн Миллер

1 марта 1904 (117 лет назад) — 15 декабря 1944 (77 лет назад).

Олтон Гленн Миллер (англ. Alton Glenn Miller) родился 1 марта 1904 года в небольшом городе Кларинда штата Айова в США. Музыкой он увлекся еще в 14 лет, когда взял в руки тромбон. Впервые начал исполнять музыку на публике в 17 лет в школьном танцевальном оркестре.

В 1923 году Миллер поступил в Колорадский университет, но учебу так и не окончил, а вступил в оркестр Макса Фишера и уехал в Лос-Анджелес.

В период 1921-1930 годов он продуктивно работал над развитием своего творческого потенциала: писал аранжировки для Б.Поллака, Бенни Гудмена, братьев Дорси. Одним из выдающихся его произведений была аранжировка композиции У.Хэнди «Beal Street Blues».

В 1937 году Миллер организовал собственный оркестр, который поначалу не вызвал большого интереса у публики. Но Миллер не сдался. В 1938 году он вновь собирает оркестр, в который пригласил играть своих друзей Х.Макинтайра, Т.Бенеке, Б.Прайса, Ч.Макгрегора, Р.Бандока. И в этот раз попытка увенчалась успехом. Его музыка зазвучала, что называется, по всему миру.

Миллер подписал контракт со звукозаписывающей студией RCA и записал более 200 композиций. Наиболее известные из них «Chattanooga Choo-Choo», «Tuxedo Junction», «The American Patrol» и другие. Его оркестр принимал участие в съемках фильмов «Серенада солнечной долины» и «Жены оркестрантов».

В годы Второй мировой войны он ушел добровольцем на фронт и принимал участие в боевых действиях.

Погиб талантливый композитор трагически — 15 декабря 1944 года при крушении самолета над Ла-Маншем. Тело Олтона Гленна Миллера так и не было найдено.

Вера Менчик, русская шахматистка, первая чемпионка мира по шахматам среди женщин.
Вера Францевна Менчик

1 марта 1906 (115 лет назад) — 27 июня 1944 (77 лет назад).

Вера Менчик – настоящая легенда женских шахмат. Ни одной чемпионке мира не удавалось демонстрировать свое превосходство столь явно и показывать игру совершенно другого уровня, по сравнению с соперницами. В четырех мировых первенствах она вообще показала стопроцентный результат. Первая и восьмикратная чемпионка мира по шахматам Менчик своими выступлениями способствовала популяризации шахмат среди женщин.

Вера Францевна Менчик родилась (16 февраля) 1 марта 1906 года в Москве. Её отец был по национальности чехом, а мать англичанкой. Детство Вера провела в Москве и уже в 9 лет научилась играть в шахматы. В 1921 году семья переехала в Англию, в связи с политическими событиями, происходящими в молодой Советской республике.

В Великобритании одаренная девочка быстро стала членом Гастингского шахматного клуба, посещала шахматные лекции Г.Мароци и брала у него уроки. В 1925 году она выиграла 2 матча у чемпионки страны Э.Прайс, а в последующие два года победила в открытых чемпионатах Великобритании среди девушек. Эти победы принесли Менчик большую известность, и она смогла претендовать на звание чемпионки мира.

В 1927 году в Лондоне во время Всемирной шахматной олимпиады был организован первый чемпионат мира среди женщин. Вера стала его победителем, выиграв 10 партий из 11. В дальнейшем, вплоть до Второй мировой войны, она неоднократно отстаивала титул чемпионки в многочисленных турнирах в Гамбурге (1930), Праге (1931), Фолькстоне (1933), Варшаве (1935), Стокгольме (1937), Буэнос-Айресе (1939). Причем побеждала Вера с исключительно высоким результатом, оставаясь чемпионкой мира до конца своей жизни.

Начиная с 1929 года, Менчик выступала также и в мужских турнирах, став первой женщиной, которая играла в мужских турнирах на мастерском уровне, правда, со скромным результатом. Свой лучший результат среди мужчин Вера показала в 1929 году в Рамсгейте, разделив второе место с А.Рубинштейном.

Конечно, играть в мужских турнирах Менчик было нелегко. Как правило, она оказывалась в нижней части турнирной таблицы. Но не стоит забывать, что Вера играла не просто с мужчинами, а с лучшими шахматистами мира. Тогда был всем известен так называемый «клуб Веры Менчик», в который попадали те мужчины шахматисты, которые проигрывали ей, такие как – М.Эйве, С.Решевский, М.Султан-Хан, Ж.Мизес, Э.Колле и другие известные шахматисты тех лет.

Умерла Вера Францевна Менчик 27 июня 1944 года в Лондоне. Она погибла во время налета фашистской авиации. В память о выдающейся шахматистке, кубок, который вручался команде-победительнице на женских олимпиадах, носил имя Веры Менчик.

Лев Арцимович, советский физик, академик.
Лев Андреевич Арцимович

25 февраля 1909 (112 лет назад) — 1 марта 1973 (48 лет назад).

Лев Андреевич Арцимович родился (12) 25 февраля 1909 года в Москве. Его детство выпало на трудные годы революции и Гражданской войны. Чтобы спасти сына от голода, его родители сдали Льва в детский дом, но он сбежал оттуда и бродяжничал.

Он окончил школу экстерном, и уже в 19 лет у него был диплом Белорусского университета. С этого времени началась его жизнь в науке, все свое время Арцимович отдавал изучению физики. С 1930 по 1944 год он трудился в Физико-техническом институте Академии наук СССР, а в 1944 году перешел в Институт атомной энергии Академии наук СССР.

Важнейшие труды учёного раскрывают проблемы атомной и ядерной физики. Совместно с И.Курчатовым он изучал ядерные реакции, затем – электронную оптику и электромагнитное разделение изотопов.

Но мировую известность принесли Льву Арцимовичу работы в области управляемого термоядерного синтеза, которыми он стал заниматься в 1950 году. В 1953 году он получил Государственную премию СССР за разработку метода электромагнитного разделения изотопов. Под его руководством была создана первая в мире модель термоядерного реактора. Называлась она «Токамак» (тороидальная камера с магнитной катушкой). Это название вошло во все языки мира и стало нарицательным. За работу с «токамаками» ученый в 1971 году был удостоен Государственной премии СССР. «Токамаки» используются в ядерных реакторах и сегодня.

Параллельно с научной работой Лев Андреевич занимался и активной преподавательской деятельностью — он был доцентом Ленинградского государственного университета (1932-1936), профессором кафедры прикладной ядерной физики Московского инженерно-физического института (с 1946 года), профессором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в котором основал кафедру атомной физики (с 1953 года).

Также Арцимович с 1963 года был заместителем председателя Советского Пагуошского комитета и председателем Национального комитета советских физиков.

Его научная деятельность получила широкое признание как на Родине, так и за рубежом. Герой Социалистического труда, академик АН СССР и многих иностранных академий наук, лауреат Государственных премий — ученый был награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями и наградами других государств.

Лев Андреевич Арцимович прожил плодотворную жизнь и умер 1 марта 1973 года в Москве.

Его именем названы улица в Москве и кратер на Луне. В 1995 году Российской академией наук была учреждена Премия имени Л.А. Арцимовича.

Борис Черток, советский и российский ученый, конструктор ракетной техники, академик РАН.
Борис Евсеевич Черток

1 марта 1912 (108 лет назад) — 14 декабря 2011 (9 лет назад).

Борис Черток – легенда советской космонавтики. Вся его научно-инженерная деятельность была связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Он родился в начале прошлого века и не дожил до своего столетнего юбилея меньше трех месяцев. Он был среди тех, кто обеспечил триумф советской космонавтики и огорчался, что Россия как ведущая космическая держава начинает сдавать свои позиции… До последних лет жизни он читал лекции, давал консультации об управлении космическими кораблями, делал космические прогнозы на грядущее столетие… Такие люди, как Борис Черток – гордость и золотой фонд государства. 

Борис Евсеевич Черток родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь (на территории сегодняшней Польши), входившей тогда в состав Российской империи, в семье служащих. Отец был счетоводом, мать – фельдшером-акушеркой.

Вскоре семья переехала в Москву. В 1929 году он окончил школу-девятилетку и поступил на работу электромонтером на Краснопресненский силикатный завод. Еще в школе он увлекся радио и электротехникой. В конце 1930 года перешел на завод № 22 (впоследствии завод имени Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь он прошел путь от электромонтера по промышленному оборудованию до начальника конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению.

В эти годы Черток стал автором ряда изобретений. В 1934-1935 годах он разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания в НИИ ВВС. В 1935 году как изобретатель Борис Евсеевич был выдвинут на инженерную должность в ОКБ, созданном под руководством главного конструктора В.Ф. Болховитинова. В 1936-1937 годах был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва-США. Одновременно с работой в 1934-1940 годах он учился в Московском энергетическом институте, который окончил с отличием.

С 1940 по 1945 год Черток работал в ОКБ главного конструктора В.Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП. Во время Великой Отечественной войны он разрабатывает автоматику управления вооружением самолетов, систему управления и зажигания жидкостных ракетных двигателей.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Борис Евсеевич был командирован в Германию. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим моментом в своей жизни.

В Германии до января 1947 года он руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Сначала совместно с А.М. Исаевым организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт – «Нордхаузен», где главным инженером был назначен Сергей Павлович Королев, с которым Борис Евсеевич с этого времени работал в тесном сотрудничестве.

Вся научно-инженерная деятельность Чертока с 1946 года была связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.

В 1958 году Борису Евсеевичу была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1963 году он был назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала №1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года – заместитель главного конструктора – руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения (ЦКБЭМ).

В 1974 году Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года и с 1993 года до конца своих дней был главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П. Королева.

Среди многих наград, которыми отмечена самоотверженная и поистине новаторская работа Чертока, были: орден Ленина – за участие в создании и испытаниях ракеты Р-5 (первой советской ракеты с ядерным зарядом), Ленинская премия – за участие в создании первых искусственных спутников Земли, звание Героя Социалистического труда – за осуществление первого пилотируемого космического полёта, Государственная премия СССР – за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон», Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность».

Секретный сотрудник засекреченной отрасли он вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Он написал книгу «Ракеты и люди» – четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики – о том, как и кем она создавалась. НАСА переиздало четырехтомник на английском, и теперь «Ракеты и люди» – настольная книга специалистов Американского космического агентства.

Он был не только человеком дела, но и высокообразованной личностью с высоким уровнем культуры. В свободное время перечитывал русскую и зарубежную классику – Толстого, Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Ильфа и Петрова, Хемингуэя; любил хорошую научную фантастику, книги о происхождении и строении Вселенной, мемуары и жизнеописания выдающихся ученых прошлого и настоящего.

В довоенной молодости Борис Евсеевич увлекался спортом – академической греблей, горным туризмом. После войны любимым видом отдыха стал водный туризм и лыжные походы. В последние годы жизни отдавал предпочтение работе на дачном участке, путешествиям на теплоходах.

Уже будучи человеком весьма преклонных лет, он ездил на работу за рулем. Ясности ума, мудрости, широте видения этого человека можно было только позавидовать. В свои 99 лет он мог дать фору многим молодым.

Умер патриарх советской космонавтики Борис Евсеевич Черток 14 декабря 2011 года, не дожив до столетнего юбилея всего два с половиной месяца.

Нина Сазонова, советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР.
Нина Афанасьевна Сазонова

7 января 1917 (104 года назад) — 1 марта 2004 (17 лет назад).

Нина Афанасьевна Сазонова родилась (25 декабря 1916) 7 января 1917 года в селе Константиновском Московской губернии. Большая часть её детства и юность прошли на Волге, в Кимрах.

В студию Центрального академического театра Красной Армии (ныне – Российской Армии) она пришла, когда ей еще не было и семнадцати. Одна из первых ролей молодой актрисы в театре – Маша в водевиле «Лев Гурыч Синичкин», сыгранная в 1939 году. Позже были Таня Бойцова в «Бессмертном» А.Арбузова, медсестра Маруся в пьесе «Фронт» А.Корнейчука и многие другие.

Вскоре началась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года Нина Сазонова выступала на Белорусском вокзале перед теми, кто отправлялся на фронт. Потом, за 4 года войны, Нина Сазонова дала более 3 тысяч фронтовых концертов.

Какую бы роль ни играла Нина Афанасьевна, она всегда оставалась по-человечески простой и близкой той аудитории, что заполняла зрительный зал. Разных по характеру героинь Сазоновой объединяло поистине завораживающее воздействие личности актрисы – сильной, верной, мужественной, умеющей страдать и сострадать, чутко ощущающей любую беду и умеющей пропустить ее через собственную душу.

Нельзя представить себе Нину Сазонову без ее киноработ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественной кинематографии. В кино Нина Афанасьевна сыграла около 30 ролей. Кем бы ни были ее героини, в какие бы жизненные обстоятельства ни попадали, в них всегда была та жизнестойкость, тот дух поэзии, без которого невозможен полнокровный художественный образ русской женщины.

Нине Афанасьевне обязаны своей популярностью песни, которые она исполняла в художественных фильмах: «Сестричка», «Стою на полустаночке», «Ромашки спрятались», «Вальсок»…

Сазонова удостоена звания Народной артистки СССР, награждена орденами Ленина, Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалями и другими знаками отличия.

Умерла Нина Афанасьевна Сазонова в ночь на 1 марта 2004 года в Москве, где и была похоронена на Ваганьковском кладбище.

Ицхак Рабин, израильский политический деятель, премьер-министр Израиля, Нобелевский лауреат.
Ицхак Рабин
Ицхак Рабин

1 марта 1922 (99 лет назад) — 4 ноября 1995 (26 лет назад).
Ицхак Рабин родился в Иерусалиме 1 марта 1922 года. В 1940 году закончил сельскохозяйственную школу «Кадури». В 1941 году он добровольно поступил на военную службу в Пальмах и спустя четыре года стал заместителем командира первого батальона.

В 1956 году Ицхак Рабин стал генерал — майором Цхакля. В 1959 году он занял пост заместителя начальника Генерального Штаба, а в 1964 году возглавил Генеральный Штаб. В 1967 году под командованием Рабина армия Израиля одержала победу над Египетскими, Сирийскими и Иорданскими вооруженными силами в Шестидневной войне.

В 1968 году Ицхак Рабин закончил военную карьеру и в течение пяти лет был послом Израиля в Соединенных Штатах Америки. В 1973 году он вернулся на родину и стал членом партии Авода. Через год, после избрания в Кнессет, Ицхак Рабин стал министром труда. В том же 1974 году он сменил Голду Меир на посту премьер-министра Израиля. В 1984 году Ицхак Рабин стал министром обороны Израиля и занимал этот пост в течение четырех лет.

В 1987 году, после скандала в прессе, связанного с наличием у члена семьи Рабина счета в США, что по израильским законам в то время было запрещено, он ушел в отставку.

В 1992 году он снова стал премьер – министром. В 1993 году Рабин получил Нобелевскую премию мира за подписанное им с Ясиром Арафатом «Соглашение в Осло», в результате которого появилась Палестинская Автономия. В 1994 году им был подписан мирный договор с Иорданией.

Ицхак Рабин был убит 4 ноября 1995 года сразу после митинга на Площади Царей Израиля в Тель-Авиве, где выступал в поддержку мирного процесса.

Изольда Извицкая, советская актриса театра и кино.
Изольда Васильевна Извицкая

21 июня 1932 (89 лет назад) — 1 марта 1971 (50 лет назад).

Изольда Васильевна Извицкая родилась 21 июня 1932 года в Дзержинске (ныне Нижегородская область). Её родители не имели никакого отношения к миру искусства: отец работал химиком, мать была педагогом.

В 1950 году Извицкая окончила среднюю школу и тайно уехала в Москву подавать документы во ВГИК. Родители поступили разумно: позволили ей попытать счастья в столице. Изольда принята во ВГИК с первой попытки.

В кино она начала сниматься, ещё учась во ВГИКе. Первоначально это были исключительно эпизоды, однако само участие в съемках прибавляло уверенности совсем еще неопытной актрисе. На съемках картины «Первый эшелон» она познакомилась с 20-летним актером Эдуардом Бредуном, который вскоре стал ее мужем.

В 1955 году актриса окончила ВГИК и была приглашена Григорием Чухраем на главную роль в паре с уже известным Олегом Стриженовым в фильм «Сорок первый» по одноименной повести Бориса Лавренёва.

Роль Марютки была сыграна Извицкой блестяще. Фильм вышел на экраны страны в 1956 году и был восторженно встречен зрителями. Через год его повезли на Международный Каннский фестиваль, где он также вызвал бурю восторга. Жюри присудило ему специальный приз «За поэтичность и оригинальный сценарий». Был по достоинству оценен и талант Извицкой. Она попала в центр всеобщего внимания. Популярные журналы «Нью-Йорк мэгэзин» и «Паризьен либре» вышли с ее портретами на обложке, а в Париже вскоре открылось кафе «Изольда». За короткое время она посетила Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву, Буэнос-Айрес и другие города.

Ее стали часто приглашать сниматься. Но это были роли в ходульных советских комедиях и производственных драмах. Во всех фильмах Извицкая хотя играла и главные, но совершенно похожие роли, которые без труда могла сыграть любая начинающая актриса. Между тем время шло, а достойных ролей, так и не появлялось. Начало 1960-х годов Извицкая встретила творческим кризисом. Актриса начала пить.

В 1963 году режиссер Сергей Колосов пригласил ее на роль разведчицы Паши в многосерийном телефильме «Вызываем огонь на себя». Пока полтора года шли съемки, актриса блестяще играла, выкладываясь на съемочной площадке. Но вскоре она снова осталась не у дел. К тому же не складывались семейные отношения.

1 марта 1971 года актриса Изольда Извицкая умерла в Москве – ее нашли мертвой дома после нескольких дней отсутствия в театре-студии киноактера. В ее творческом списке 23 картины, но «Сорок первый» остался непревзойденным успехом.

Борислав Брондуков, советский и украинский актер, Народный артист Украинской ССР.
Борислав Николаевич Брондуков

1 марта 1938 (83 года назад) — 10 марта 2004 (17 лет назад).

Борислав Николаевич Брондуков родился 1 марта 1938 года в небольшом селе неподалеку от Киева. Окончил горный техникум в столице Украины и стал работать на киевском заводе «Арсенал».

В возрасте 23 лет он принял окончательное решение стать артистом и поступил на кинофакультет Киевского института театрального искусства им. Карпенко-Карого. С 1965 года Брондуков – актер Киевской киностудии.

Его дебют на экране состоялся еще в 1962 году, в картине знаменитого ныне на весь мир режиссера Сергея Параджанова «Цветы на камне», но первая роль заметного успеха актеру не принесла. Он сыграл ряд эпизодических ролей в таких известных фильмах, как «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши»… Однако впервые был отмечен публикой в ленте «Здравствуй и прощай».

Постепенно, картина за картиной, Борислав Брондуков стал завоевывать сердца зрителей, а вместе с тем – признание режиссеров. И хотя центральных ролей ему сразу не предлагают, силой своего таланта Брондуков даже в эпизодических ролях таких фильмов, как «Афоня», «Табор уходит в небо», «Премия», «Гараж», позже – «Осенний марафон», «Жестокий романс», запомнился и полюбился публике.

И вот он играет главные роли, причем не совсем в своем амплуа: героя-любовника, пусть и слегка комичного, в картине «Вас ожидает гражданка Никанорова» вместе с блистательной Натальей Гундаревой и в суровом приключенческом фильме «Тревожный месяц вересень». Достается ему и большая роль полицейского инспектора в телесериале о Шерлоке Холмсе, где центральные роли исполняли Василий Ливанов и Виталий Соломин.

Героев Брондукова отличает внутренняя невозмутимость в сочетании с внешней активностью, которые всегда ведут к недоразумениям и абсурду. Человеческий тип очень узнаваемый, вносящий в течение жизни глупость и ахинею, но все же не столь зловещий, чтобы вызывать ненависть, зато вполне достойный насмешки. Актер очень точно угадал и выразил этот распространенный характер современников.

Последний раз на экране актер появился в 1997 году, в картине «Хиппиниада, или Материк любви», после чего у него случился третий инсульт, и ему стало трудно двигаться и разговаривать.

Умер Борислав Николаевич Брондуков 10 марта 2004 года в Киеве, где и был похоронен на Байковом кладбище.

Ирина Купченко, советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР.
Ирина Петровна Купченко

1 марта 1948 (73 года назад)

Ирина Петровна Купченко родилась в ночь с 29 февраля на 1 марта 1948 года в городе Вена (Австрия), в семье военного. Позже семья Купченко переехала в Киев. В детстве Ирина посещала занятия кружка Дворца пионеров и кружка кинооператоров, занималась танцами и мечтала сделать карьеру балерины. Затем пошла учиться в Театральное училище им. Б.Щукина, которое окончила в 1970 году.

В 1969 году состоялся дебют актрисы в кино – она сыграла Лизу Калитину в фильме «Дворянское гнездо», режиссером которого стал Андрон Михалков-Кончаловский. Через 2 года Ирина Купченко снялась в фильме этого режиссера «Дядя Ваня», снятом по произведению А.П. Чехова. После окончания института, в 1971 году начинает работать в театре имени Е.Вахтангова, на сцене которого играет и сегодня.

Героини актрисы всегда отличаются полнотой характера, богатством внутреннего мира, умением одухотворять каждое мгновение жизни. Драматический талант Ирины Купченко можно увидеть в ее работах «Романс о влюбленных», «Странная женщина», «Чужие письма», «Училка»… Самой успешной мелодрамой с участием актрисы стала «Одинокая женщина желает познакомиться», за которую она получила приз на Международном кинофестивале в Монреале.

Купченко снималась в картинах различных жанров — от историко-биографических до сказочно-фантастических, с успехом играла она у таких разных и известных режиссеров, как М.Захаров и И.Масленников, работала вместе с О.Янковским, А.Мироновым, В.Ливановым, М.Ульяновым и многими другими замечательными артистами.

Народная артистка РСФСР Ирина Купченко — лауреат премии «Ника», кавалер орденов Почёта и Дружбы, премии Ленинского комсомола и Государственной премии Российской Федерации, а также обладательница других наград и премий.

Актриса замужем за известным актером Василием Лановым. В этом браке родилось двое сыновей.

Сегодня Ирина Петровна Купченко продолжает сниматься в кино, является ведущей актрисой Театра имени Е.Вахтангова, живёт и работает в Москве.

Владислав Листьев, советский телеведущий и тележурналист, первый Генеральный директор ОРТ.
Владислав Николаевич Листьев

10 мая 1956 (65 лет назад) — 1 марта 1995 (26 лет назад).

Владислав Николаевич Листьев родился 10 мая 1956 года в Москве. Окончил школу-интернат спортивного профиля (кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике), работал инструктором по физической культуре спортивного общества «Спартак», служил под Москвой в Таманской гвардейской дивизии.

После рабфака Листьев закончил международное отделение факультета журналистики МГУ.

С 1982 года Владислав работал редактором радиовещания на зарубежные страны главной редакции пропаганды Гостелерадио СССР. В 1987 году перешёл на работу в Молодёжную редакцию Центрального Телевидения одним из ведущих программы «Взгляд». Вместе с коллегами основал телекомпанию ВИД, которая делала телепрограммы для Первого канала.

С 1991 года Листьев – генеральный продюсер телекомпании, а с 1993 года – её президент. В течение своей деятельности в телекомпании «ВИD», Листьев был создателем и ведущим множества телепроектов, среди которых «Поле чудес», «Тема» и «Час пик». Приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

В 1995 году Владислав Николаевич перешёл из телекомпании «ВИД» на канал ОРТ, где занял пост Генерального директора. Он возглавил «первую кнопку» в непростое для телеканала время. У Листьева было громадье планов, великолепный опыт, талант. За несколько постперестроечных лет он создал на «Останкино» массовое развлекательное телевидение. Его популярность зашкаливала. Если бы журналисту удалось осуществить задуманное, то, возможно, в России было бы совсем другое телевидение.

Вечером 1 марта 1995 года, через 34 дня после назначения, Влад Листьев был убит в подъезде собственного дома. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Смерть и похороны Листьева сопровождались широким общественным резонансом. На похоронах присутствовали десятки тысяч человек, телепередачи были остановлены, весь день 2 марта на экранах демонстрировался портрет журналиста и слова: «Владислав Листьев убит». Заявление по поводу убийства Листьева сделал президент России Борис Ельцин.

Несмотря на многочисленные заявления правоохранительных органов о том, что дело близко к раскрытию, ни убийцы, ни заказчики не были найдены. Срок давности по делу истек в 2010 году.

Томас Андерс, немецкий поп-певец, актер, композитор, бывший солист группы «Modern Talking».
Томас Андерс

1 марта 1963 (58 лет назад).

Томас Андерс (нем. Thomas Anders, его настоящее имя — Бернд Вайдунг, нем. Bernd Weidung) родился в немецком городке Мюнстермайфельд 1 марта 1963 года. Свои первые шаги в музыкальной карьере делал в церковном хоре, обучался игре на гитаре и фортепиано. Окончив школу, Бернд решил изучать музыковедение в Майнце.

Большим шагом в профессиональной карьере музыканта и певца стала победа на конкурсе Радио Люксембург в 1979 году. Год спустя выходит его дебютный сингл «Judy», и он берет себе псевдоним Томас Андерс. Далее следует цикл успешных турне, концертов и выступлений на телевидении.

В 1984 году появляется дуэт «Modern Talking», солистом в котором вместе с Томасом выступает Дитер Болен. Первым их синглом стала композиция «You’re My Heart, You’re My Soul». За последующие годы дуэт выпустил 6 альбомов и продал 60 миллионов пластинок. В 1987 году дуэт прекратил свое существование по обоюдному согласию.

В 1988 году Андерс записывает сольный альбом «Different», плотно сотрудничает с трио MAN-X, Марком Кассандрой, Гасом Даджеоном и другими. В 1990 году музыкант начинает серьезный бизнес — открывает собственное музыкальное издательство «Thomas Anders Music».

В 1993 году Андерс пробует свои силы в новом амплуа, сыграв роль в шведском фильме «Стокгольмский марафон», а также написал заглавную песню для этой картины. После успеха ленты Томас сыграл в короткометражном немецком фильме «Фантомная боль» и исполнил песню для этого фильма.

Постоянно развивается Андерс и как музыкант — он нашел для себя дополнительный стимул в творчестве, исполняя джаз, и в 1997 году выпустил «живой» альбом, на котором исполнил известные джазовые стандарты.

Весной 1998 года произошло возрождение дуэта «Modern Talking». Андерс и Болен записали альбом ремиксов и старых хитов группы, даже совершили концертный тур. Однако в 2003 году дуэт вновь распался. Но в этот же период Томас не оставлял работу и над проектами с другими звёздами, для которых он писал песни и участвовал в их продюсировании. Среди них: No Angels, T-Seven, Marta Sanchez, Isabel Varell, It G!rls.

В последующие годы певец активно гастролировал, в том числе приезжал и в Россию. Например, в апреле 2011 года он дал два концерта в Государственном Кремлевском дворце в Москве, в 2015-м выступил с сольным концертом в Йошкар-Оле на празднике, посвящённом дню города, а в 2016-м снова приезжал в российскую столицу с грандиозным концертом.

За всю свою творческую карьеру Томас Андерс записал более 10 альбомов и продолжает писать новые песни и участвовать в различных проектах.

Использовались материалы сайта "Календарь событий".
(Просмотрено 67 раз, сегодня 1)                     Понравилась статья? Ставь 👍
0

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

Георгий

5
Объявления
flagРоссия. Город: пгт Звездный
Комментарии: 2Публикации: 1512Регистрация: 28-07-2019

оставить комментарий

Войти с помощью: