10 июня

Всемирный день мороженого.

Именно 10 июня прохладное лакомство начали продавать массово и повсеместно

10 июня — Всемирный день мороженого! Этот день был выбран не случайно: именно 10 июня прохладное лакомство начали продавать массово и повсеместно, и сегодня мы предлагаем тебе отметить эту сладкую дату порцией любимого десерта.


Именины:

Василий, Дмитрий, Захар, Игнатий, Ираклий, Макар, Никита, Николай, Павел, Петр, Елена.


Хроника знаменательных событий в истории.

10 июня 1807 г. 214 лет назад, основан Ижевский оружейный завод (ныне – Концерн «Калашников»).

Ижевский оружейный завод

 

10 июня 1846 г. 175 лет назад, шотландец Роберт Томпсон получил патент на пневматические шины.

И что бы делала автомобильная промышленность без пневматических шин?

 

10 июня 1921 г. 100 лет назад, основан Государственный музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна».

Музей-усадьба Льва Николаевича Толстого «Ясная Поляна»

 

10 июня 1931 г. 90 лет назад, между Москвой и Ленинградом начал курсировать первый в стране фирменный поезд «Красная стрела».

Фирменный поезд «Красная стрела»

 

10 июня 1936 г. 85 лет назад, в Москве основана киностудия «Союзмультфильм».

«Союзмультфильм»: на радость детям

 

10 июня 1943 г. 78 лет назад, в США запатентована шариковая ручка, которая поступила в массовое производство.

Шариковая ручка

 

10 июня 1944 г. 77 лет назад, началась наступательная Выборгско-Петрозаводская операция советских войск в Карелии.

Наступательная Выборгско-Петрозаводская операция советских войск в Карелии

Персоны:

Роберт Броун, британский ботаник, в честь которого названо броуновское движение.
Роберт Броун, британский ботаник, в честь которого названо броуновское движение.

21 декабря 1773 (247 лет назад) — 10 июня 1858 (162 года назад).

Роберт Броун (англ. Robert Brown) родился 21 декабря 1773 года в Монтрозе (Шотландия). После окончания медицинского факультета Эдинбургского университета, пошел служить помощником хирурга в Северный полк шотландской милиции. Будучи с полком в Ирландии, Броун начал коллекционировать местные растения.

В 1801 году на корабле Investigator отправляется в экспедицию к берегам Австралии. Там изучает флору и фауну и за четыре года собирает богатейший материал: около 4 тысяч видов растений и минералов.

Исследованием привезенной коллекции он занимался несколько лет, по итогам издал книги Prodromus florae Novae Hollandiae и General remarks on the Botany of Terra Australis. Эти труды легли в основу фитогеографии.

В ботанике Броун известен тем, что смог классифицировать растения на покрытосеменные и голосеменные растения, открыл хаотическое движение, названное в честь него «броуновским», первым обнаружил ядро в растительной клетке.

В 1820 году ученый становится хранителем ботанического отделения Британского музея, а в 1849 году президентом общества Карла Линнея в Лондоне.

Умер Роберт Броун 10 июня 1858 года в Лондоне.

Андре Ампер, французский физик, математик и химик.
Андре Мари Ампер

20 января 1775 (245 лет назад) — 10 июня 1836 (184 года назад).

Андре-Мари Ампер (фр. André-Marie Ampère) родился 20 января (по другим данным 22 января) 1775 года в Лионе. Исключительные способности Андре проявились еще в раннем возрасте. Первоначальное образование он получил дома, очень быстро выучился чтению и арифметике, читал все подряд, к 14 годам прочитав все 28 томов французской «Энциклопедии». Особый интерес Андре проявлял к физико-математическим наукам, и отцовской библиотеки тут явно было недостаточно. Андре начал посещать библиотеку Лионского колледжа, чтобы читать труды великих математиков.

Изучение трудов классиков математики и физики было для юного Ампера творческим процессом. Он не только читал, но и критически воспринимал прочитанное. У него возникали свои мысли, свои оригинальные идеи. В возрасте 13 лет он представил в Лионскую академию свои первые работы по математике.

В 1789 году началась Великая французская революция. Эти события сыграли трагическую роль в жизни Ампера. В 1793 году в Лионе вспыхнул мятеж, который вскоре был подавлен, а за сочувствие мятежникам был обезглавлен отец Андре, Жан-Жак Ампер.

Смерть отца Андре переживал очень тяжело. Лишь год спустя, с трудом обретя душевное равновесие, он смог вернуться к своим занятиям. Казнь отца имела и другие последствия – по приговору суда почти все имущество семьи было конфисковано, и ее материальное положение резко ухудшилось. Андре пришлось думать о средствах к существованию. Он решил переселиться в Лион и давать частные уроки математики до тех пор, пока не удастся устроиться штатным преподавателем в какое-либо учебное заведение.

В 1804 году Ампер переезжает в Париж, с 1805 по 1824 годы он работает в Политехнической школе в Париже. С 1824 года Ампер — профессор Колледж де Франс.

Основные физические работы Ампера посвящены электродинамике. Он сформулировал правило и закон Ампера и впервые указал на тесную связь между электрическими и магнитными процессами и последовательно проводил чисто токовую идею происхождения магнетизма. Он открыл магнитный эффект катушки с током; предложил использовать электромагнитные явления для передачи сигналов; изобрел коммутатор, электромагнитный телеграф; он сформулировал понятие «кинематика». Ампер высказал мысль о том, что в будущем, вероятно, возникнет новая наука об общих закономерностях процессов управления. Он предложил именовать ее «кибернетикой», и его предвидение оправдалось.

Ампер умер от воспаления легких 10 июня 1836 года в Марселе во время инспекционной поездки.

Гюстав Курбе, французский пейзажист, жанрист и портретист.
Жан Дезире Гюстав Курбе

10 июня 1819 (202 года назад) — 31 декабря 1877 (144 года назад).

Жан Дезире Гюстав Курбе (фр. Jean Désiré Gustave Courbet) родился 10 июня 1819 года в Орнане (Франция). С детства Гюстав показывал склонность к искусству, и в возрасте 20 лет, в 1839 году, он переезжает в Париж, где занимается во многих мастерских.

В 1844 году в парижском салоне выставляется первая работа Курбе – картина «Автопортрет с собакой». В этой работе художник проявил себя крайним реалистом. В последующем своем творчестве он все более настойчиво следует этому направлению.

Конечной целью искусства Курбе считает передачу голой действительности и жизненной прозы, в которой можно пренебречь даже изяществом техники. Его натурализм вызвал много шума в артистических и литературных кругах.

«Автопортрет с чёрной собакой» (1842)

В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов. В этот период Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдах. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах.

Но в конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри.

«Порыв ветра» (около 1865)

В конце концов Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Со временем уровень его неприязни прочих художников дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах. А на всемирных выставках Курбе устраивал из своих произведений особые показы, в отдельных помещениях.

В 1871 году Курбе примыкает к Парижской коммуне. При ней он управляет общественными музеями. Курбе также руководил низвержением Вандомской колонны. После падения Коммуны, по приговору суда он отсидел полгода в тюрьме. А затем был приговорен к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны.

В итоге Курбе переезжает в Швейцарию, где спустя шесть лет умирает в нищете 31 декабря 1877 года.

Василий Перов, русский живописец, один из родоначальников жанровой картины.
Василий Григорьевич Перов
Василий Григорьевич Перов

2 января 1834 (187 лет назад) — 10 июня 1882 (139 лет назад).

Творчество Перова оставило глубокий след в истории русского искусства. Тема народных страданий, искусство реалистического психологического портрета развивались современниками и последователями Перова, членами Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей и руководителей которого был Перов.

Василий Григорьевич Перов родился (21 декабря 1833) 2 января 1834 года в Тобольске. Будучи добрачным ребенком барона фон Кридинера, получил фамилию своего крестного отца – Васильев. Перовым он станет позже, поменяв фамилию на прозвище, данное в детстве за успехи в чистописании.

Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, поступив туда 18-летним юношей. Демократическая атмосфера этого учебного заведения сформировала художественные взгляды и общественную позицию молодого живописца.

«Сельский крестный ход на Пасхе» (1861)
«Сельский крестный ход на Пасхе» (1861)

Сатирический взгляд художника прослеживается в его ранних произведениях «Сельский крестный ход на пасхе» (1861) и «Чаепитие в Мытищах» (1862). Горячее сочувствие «униженным и оскорбленным», протест против уродства современной жизни определили замысел таких картин, как «Последний кабак у заставы» (1868).

Среди ярких примеров творчества Перова – «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866). Жизнь детей, крестьянских и городских, уделом которых были голод, холод, нищета и непосильный труд, интересовала Перова на протяжении всего творчества. Эта картина – одна из самых известных работ, посвященных детской теме. Главное внимание художника обращено на изображение детей, их образы написаны любовно и бережно.

«Тройка» (1866)
«Тройка» (1866)

Известно, что, работая над эскизами к «Тройке», Перов, пытаясь вызвать у зрителей чувство жалости к бедным детям, подчеркивал в них черты уродливости и крайнего истощения. Позже отказался от этой идеи и пошел по пути поэтизации образов, придав им черты миловидности и выражение страдания.

В 1870-е годы художник создал галерею портретов современников, деятелей передовой русской культуры, отличающихся глубокой психологической выразительностью образов – таковы портреты А.Н. Островского (1871) и Ф.М. Достоевского (1872). Были среди работ художника и жанровые сценки.

«Охотники на привале» (1871)
«Охотники на привале» (1871)

В последние годы Перов обратился к исторической теме: он задумал триптих о Емельяне Пугачеве, обдумывал сюжеты из Евангелия и русского фольклора. Многим планам художника не суждено было сбыться.

Василий Григорьевич Перов умер (29 мая) 10 июня 1882 года в Кузьминках (под Москвой) от скоротечной чахотки. Все перечисленные картины Перова хранятся в Москве, в Третьяковской галерее.

Варвара Панина, русская эстрадная певица, исполнительница романсов и цыганских песен.
Варвара Васильевна Панина

? — 10 июня 1911 (110 лет назад).

Варвара Васильевна Панина (урожденная Васильева) родилась в 1872 году в Москве, в семье мелкого торговца, цыгана по происхождению. В 14 лет она была отдана в хор московского ресторана «Стрелна», которым в то время руководила цыганская певица Александра Ивановна Панина. Выйдя замуж за хориста, племянника Паниной, Варвара стала выступать в ресторане «Яр» уже в качестве хозяйки собственного цыганского хора.

В «Яре» Варя Панина вскоре завоевала известность своим сольным пением, и слава о ней быстро распространилась по всей Москве. Несмотря на выгодные предложения антрепренеров, Панина долго не соглашалась покинуть «Яр».

В 1902 году импресарио Семенов уговорил ее выступить в сольном концерте в зале Петербургского Дворянского собрания (ныне Большой зал Ленинградской филармонии). Концерт прошел с большим успехом и положил начало головокружительной карьере певицы.

Варвара Панина начала концертировать по городам России как солистка, исполнительница цыганского романса. Концертная деятельность ее проходила с возрастающим успехом. Панину стали именовать «королевой цыганского романса». Ее талантом восхищались Блок, Лев Толстой, Шаляпин, Куприн, Чехов, художник Коровин.

Панина обладала самобытным талантом, незаурядной музыкальностью. Ее голос, необычайно густой, редкий по красоте и диапазону, напоминавший звучание виолончели, и манера исполнения, глубоко драматическая, заражающая эмоциональностью при внешней сдержанности, захватывали слушателя.

Современники не раз отмечали, что наибольшее впечатление певица производила не в больших концертных залах, а в камерной обстановке.

Варвара Панина умерла от болезни сердца 10 июня 1911 года в Москве, на 39-м году жизни. На Ваганьковское кладбище гроб с телом замечательной певицы провожали тысячи москвичей. Многие выдающиеся деятели русского искусства пришли проститься с нею.

Сохранилось около 100 граммофонных записей Вари Паниной. Репертуар певицы в основном определяли цыганские и классические бытовые романсы. Переписи с некоторых граммофонных записей Вари, несмотря на технические недостатки подлинников, все же доносят до современного слушателя неповторимый голос знаменитой певицы и дают представление о мастерстве и стиле ее исполнения.

Виталий Бианки, советский писатель, автор многих произведений для детей.
Виталий Валентинович Бианки

11 февраля 1894 (127 лет назад) — 10 июня 1959 (62 года назад).

Виталий Валентинович Бианки родился (30 января) 11 февраля 1894 года в Петербурге. Певучая фамилия и увлекающаяся артистичная натура достались ему от предков-итальянцев.

Отец, ученый-орнитолог, работал в Зоологическом музее Российской Академии наук, и дети, трое сыновей, часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. А в квартире Бианки расположился небольшой зоопарк.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий в возрасте 5-6 лет впервые отправился в настоящее лесное путешествие. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Образование, которое он выбрал, было логическим продолжением детских увлечений. Бианки закончил факультет естественных наук в университете, и позднее занимался в институте истории искусств.

Главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет записи преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

В начале 1920-х годов Бианки жил в Бийске, где преподавал биологию в школе и работал в краеведческом музее. Осенью 1922 года Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Маршак, Житков. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки.

Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В 1923 году вышла первая книжка Бианки («Чей нос лучше»).

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

35 лет писал Виталий Валентинович о лесе. Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Ему удавалось найти волшебные слова, которые «расколдовывали» таинственный лесной мир.

Умер Виталий Валентинович Бианки 10 июня 1959 года в Ленинграде (сегодня — Санкт-Петербург).

Гала Дали, жена и муза Сальвадора Дали.
Гала и Сальвадор Дали
Гала и Сальвадор Дали

26 августа 1894 (127 лет назад) — 10 июня 1982 (39 лет назад).
Гала Дали родилась 26 августа 1894 года в Казани, настоящее имя – Елена Дмитриевна Дьяконова. Училась она в Москве, в той же гимназии, где и сёстры Цветаевы.

В 1912 году уехала в Швейцарию лечиться от туберклёза. Там она познакомилась с Полем Элюаром, известным французским поэтом. Его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил сына в санаторий, чтобы он излечился… от поэзии. Елена Дьяконова производит сильное впечатление на молодого Элюара. Он прозвал ее Gala (fr. торжество, праздник) — с ударением на последнем слоге. С неё начался его первый взлёт любовной поэзии, который продолжится и в дальнейших его работах.

Через пять лет они поженились, в браке родилась дочь Сесиль.

В 1921 году Гала становится любовницей и моделью художника Макса Эрнста, впрочем, нисколько не скрывая связь от мужа. Более того — художник переехал в дом Элюара, и о существовании любовного треугольника знали все окружающие.

В 1929 году супруги посетили молодого художника Сальвадора Дали. Гала и Дали, увидев друг друга, поняли, что это — любовь. Он был младше ее на десять лет, но это не имело значения. Отныне они были вместе, Гала становится единственной музой и моделью Дали, а через некоторое время они заключают брак.

Последние годы жизни Гала провела в уединении, позволяя себе некоторые причуды, в небольшом замке, купленном ей мужем в 1968 году. Сам Дали мог навещать её только по письменному разрешению жены.

В этом же замке Гала Дали и была похоронена после своей смерти 10 июня 1982 года.

Тихон Хренников, советский и российский композитор и общественный деятель, Народный артист СССР.
Тихон Николаевич Хренников

10 июня 1913 (108 лет назад) — 14 августа 2007 (14 лет назад).

Тихон Николаевич Хренников родился (28 мая) 10 июня 1913 года в Ельце. В 1932 году он окончил Музыкальное училище имени Гнесиных, а в 1936 году – Московскую консерваторию.

В 1939 году Тихон Хренников написал первую оперу «революционной тематики» под названием «В бурю» — первое произведение этого жанра, в котором на сцену выведен В.И. Ленин.

С 1941 по 1956 годы он заведовал музыкальной частью Театра Советской Армии.

Известность и популярность у зрителей Тихону Хренникову принесли музыкальные произведения различных жанров, среди них: музыка к кинофильмам «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944), «Гусарская баллада» (1963); оперы «Фрол Скобеев» (1950), «Мать» (1957), «Золотой теленок» (1957); балет «Любовью за любовь» (1976), оперетта «Сто чертей и одна девушка» (1963).

С 1948 года по 1991 год возглавлял Союз композиторов СССР. Хотя Тихон Николаевич поддерживал в музыке «партийную линию», но за время, когда он «заведовал» советской музыкой, ни один композитор не пострадал от репрессий.

Также Хренников преподавал с 1961 года в МГК имени П.И. Чайковского (с 1966 года — профессор), был членом Советского комитета защиты мира (с 1948), руководителем Оргкомитета Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве (с 1978), председателем Оргкомитета 1-го Международного музыкального фестиваля в СССР, председателем Конкурса молодых композиторов России, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, депутатом Верховного Совета СССР (1962—1989)…

В 1954 году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР; в 1963 году — Народного артиста СССР. К тому же он являлся Героем Социалистического Труда, лауреатом нескольких государственных и общественных премий, награжден орденами и медалями, в том числе и иностранными.

Умер композитор Тихон Николаевич Хренников в возрасте 94 лет, 14 августа 2007 года в Москве, был похоронен на родине — в Ельце.

Борис Брунов, советский и российский артист, конферансье, Народный артист РСФСР.
Борис Сергеевич Брунов

10 июня 1922 (99 лет назад) — 2 сентября 1997 (24 года назад).

Борис Сергеевич Брунов родился 10 июня 1922 года в Тифлисе (сегодня — Тбилиси, Грузия), в семье цирковых актёров итальянского происхождения. С 10 лет Борис принимал участие в цирковых представлениях в номерах своих отца и матери. Он мог выступать и как акробат, и как жонглёр, и как музыкант на ксилофоне и концертино.

Военную службу Брунов проходил на Дальнем Востоке и был участником художественной самодеятельности своей части. Затем выступал как конферансье ансамбля песни и пляски Тихоокеанского военного округа. Демобилизовавшись в 1948 году, стал работать ведущим в музыкальных бригадах, с блеском используя монологи из различных печатных средств массовой информации.

В 1953 году Брунов подался в Москву, где не смог поступить в Москонцерт. Был замечен великой актрисой Риной Зелёной, которая познакомила его с М. Грином. 23 октября 1954 года Борис Брунов принимает участие в большом концерте в Колонном зале Дома Союзов, а затем становится постоянным конферансье Мосэстрады.

Особой стороной деятельности Брунова-конферансье являлись зарубежные гастроли, где он вел программы на многих иностранных языках, используя эксцентрику, трюки, элементы танца и др. Объездив практически весь мир, он многократно представлял наших артистов в США, Канаде, странах Южной Америки, Азии, Европе.

В 1971 году Борис Сергеевич окончил Высшие режиссёрские курсы и стал дипломированным специалистом эстрады и массовых зрелищ. С 1983 года он стал художественным руководителем и директором Театра эстрады в Москве.

Народный артист РСФСР, профессор — Борис Сергеевич был членом жюри многих Всесоюзных и Всероссийских конкурсов артистов эстрады, являлся Вице-президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства (МСДЭИ), членом ряда общественных организаций: президиума ЦДРИ, Московского городского фонда мира и др.

2 сентября (по некоторым данным — 1 сентября) 1997 года Борис Сергеевич Брунов скончался в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чингиз Айтматов, советский и киргизский писатель и государственный деятель.
Чингиз Торекулович Айтматов

12 декабря 1928 (92 года назад) — 10 июня 2008 (12 лет назад).

Чингиз Торекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер Киргизской АССР, в семье одного из первых киргизов-коммунистов.

Благодаря семье будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе. В 1937 году его отец, занимавший руководящий пост, был репрессирован, и Чингизу пришлось рано стать самостоятельным. Его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати он уже был секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села – это было время Отечественной войны, и взрослые мужчины были на фронте.

Окончив восемь классов, Айтматов поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был принят в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.

Дебютировал в печати в 1952 году с рассказом на русском языке «Газетчик Дзюйдо». В 1956 году приехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы. Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала «Литературный Киргизстан», пять лет был собственным корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии.

Широкую известность писателю принесла повесть «Джамиля» (1958) о любви, выдержавшей все испытания, о праве ранее угнетенной киргизской женщины на личное счастье и общественную деятельность, позднее вошедшая в книгу «Повести гор и степей». В 1961 году вышла повесть «Тополек мой в красной косынке». Затем последовали повести «Первый учитель» (1962), «Материнское поле» (1965), «Прощай, Гульсары!» (1966), «Белый пароход» (1970) и др. Первый роман, написанный Айтматовым, – «И дольше века длится день» («Буранный полустанок», 1980). В 1988 году был опубликован известный роман «Плаха».

В центре внимания писателя — проблема «человек и общество». Герои Айтматова – духовно сильные, человечные, активные люди современной эпохи. Айтматов выступил как писатель-новатор, мастер психологического портрета.

Но талант Айтматова не ограничился писательством: он проявил себя как дипломат и политик, побывав сначала послом СССР в Люксембурге, затем – послом Кыргызстана в Бельгии. Был он и депутатом Верховного Совета СССР, инициатором международного интеллектуального движения «Иссыккульский форум».

Скончался Чингиз Айтматов 10 июня 2008 года в больнице Нюрнберга (Германия), где находился на лечении.

В честь выдающего писателя в Республике учрежден праздник — День национальной литературы Кыргызстана, отмечаемый 12 декабря.

Людмила Зыкина, советская и российская певица, педагог, Народная артистка СССР.
Людмила Георгиевна Зыкина

10 июня 1929 (92 года назад) — 1 июля 2009 (12 лет назад).

Людмила Георгиевна Зыкина родилась 10 июня 1929 года в подмосковном поселке Черемушки. До начала Великой Отечественной войны она успела окончить всего четыре класса, и пошла работать токарем на Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе. За свой труд Зыкина получила почетное звание «Заслуженный орджоникидзовец». Параллельно с работой она продолжала учиться в вечерней школе. В послевоенные годы работала санитаркой, швеей.

В 1947 году начался отсчет творческой карьеры певицы – Людмила Зыкина приняла участие во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей. В этом же году она была принята в Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого.

В 1949 году после смерти матери у певицы пропал голос. В 1951 году, после восстановления голоса, Людмила Зыкина перешла в хор русской песни Всесоюзного радио. В 1960 году она перешла в Москонцерт и начала свою сольную карьеру.

В 1965 году Зыкина стала лауреатом восьми(!) всесоюзных и всероссийских конкурсов. В 1967 году она окончила Музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова. В 1973 году получила звание Народной артистки СССР.

В 1977 году Зыкина окончила Государственный музыкальный институт им. Гнесиных, организовала и возглавила Государственный академический русский народный ансамбль «Россия». В 1987 году получила звание Героя Социалистического Труда.

Помимо многочисленных концертов и гастролей, с которыми Зыкина объездила всю Россию и многие страны мира, она также вела педагогическую деятельность — преподавала в Московском государственном институте культуры, в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Необычайный по красоте голос Людмилы Зыкиной любим и узнаваем не одним поколением слушателей («Течёт река Волга», «Оренбургский пуховый платок», «Поклонимся великим тем годам»), а ее вклад в развитие российского музыкального творчества отмечен многими правительственными и общественными наградами.

10 июня 2009 года певица широко отметила свое 80-летие. Юбиляршу лично поздравил президент РФ Дмитрий Медведев, позвонив ей по телефону, а его супруга Светлана Медведева собрала в честь артистки дружескую встречу в Камерном театре Кремля, куда пришли десять достойных женщин России, близких друзей певицы.

Людмила Георгиевна Зыкина умерла в Москве 1 июля 2009 года от остановки сердца.

Илья Глазунов, советский и российский художник, педагог, академик РАХ, Народный художник СССР.
Илья Сергеевич Глазунов

10 июня 1930 (91 год назад) — 9 июля 2017 (4 года назад).

Главная тема творчества Глазунова, его всеобъемлющая страсть, любовь и боль — Россия. Вокруг имени этого художника вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, но, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает.

Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны оказался в блокаде, по «Дороге жизни» был вывезен из блокадного Ленинграда и жил под Новгородом – в деревне Гребло.

В 1944 году Илья вернулся в Ленинград и поступил в среднюю художественную школу при Институте имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, а затем на живописный факультет этого института, где занимался в мастерской Б.В. Иогансона. Еще будучи студентом, он написал полотно «Последний автобус», положившее начало циклу произведений на тему будней большого города и жизни современника (позднее сюда вошли картины «Ленинградская весна», «Город», «Ушла» и др.).

В 1956 году Глазунов получил Гран-при на IV Международном конкурсе молодых художников в Праге за портрет Юлиуса Фучика. Что послужило основанием для проведения первой выставки молодого художника в Москве в 1957 году, которая имела большой успех. В том же году, после окончания института, он переехал в Москву.

В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», к деятельности которого были привлечены многие авторитетные люди страны. В 1970-е годы благодаря протестам художника был отозван Генеральный план реконструкции Москвы, который мог привести к разрушению исторической части столицы. Вместе с единомышленниками он создал альбом, посвященный «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.

«Дороги войны» (1985)

В этот же период Глазунов создал картины «Русский Икар», «Андрей Рублев», открывающие цикл произведений на темы русской истории. Более 40 лет посвятил художник циклу «История России». «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Два князя», «Проводы войска», «Канун», «Русская красавица», «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и многие другие полотна воспевают судьбу Руси.

Выставка художника, состоявшаяся в 1977 году и содержащая картину «Дороги войны» (изображение отступающей советской армии), была закрыта с обоснованием: «противоречащая советской идеологии». Картина была изъята и уничтожена.

В 1978 году Илья Глазунов начал преподавать в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. Вскоре ему было присвоено звание профессора по кафедре живописи и композиции этого института и звание Народного художника СССР. В 1981 году по поручению Министерства культуры СССР он организовал и стал директором Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. В 1987 году стал ректором созданной по его инициативе Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.

Важный этап творчества художника – иллюстрация литературных произведений таких знаменитых писателей и поэтов, как Ф.ДостоевскийН.ЛесковА.Блок, П.Мельников-Печерский, А.КупринА.К. Толстой, И.Никитин, Н.НекрасовМ.Лермонтов… Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен.

Творческая биография мастера неразрывно связана и с театром. Он создал потрясающее оформление и костюмы к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А.Бородина и «Пиковая дама» П.Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А.Хачатуряна в Одесском оперном театре…

«Вечная Россия» (1988)

Помимо циклов на тему «Города» и «Истории России», еще один цикл работ Глазунова составляют портреты современников. Он создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей науки и искусства: Сальвадора Альенде, Урхо Кекконена, Индиры Ганди, Короля Испании Хуана Карлоса I, Федерико Феллини, Давида Альфаро Сикейроса, Джины Лоллобриджиды, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентия Смоктуновского, Виталия Севастьянова, Сергея Смирнова, Сергея МихалковаВалентина РаспутинаЛеонида Брежнева

Также он автор серий работ с мест, где бывал — «Чили глазами художника», «Никарагуанский дневник», работ о сражающемся Вьетнаме, «Русский Север. Родина», «Кирилло-Белозерский монастырь», «БАМ». По просьбе ЮНЕСКО Глазунов создал монументальное панно «Вклад народов СССР в развитие мировой культуры и цивилизации», ныне украшающее один из холлов здания штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.

Илья Сергеевич принимал деятельное участие в возрождении былого великолепия Старой Москвы. Среди его работ последних лет – непосредственное участие в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского дворца. Он автор книг «Дорога к тебе», «Россия распятая».

По опросу ВЦИОМ 1999 года Глазунов был признан «Самым выдающимся художником 20 века». По Постановлению Правительства города Москвы в 2004 году была торжественно открыта в центре города Московская Государственная галерея Ильи Глазунова.

Народный художник СССР, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Российской академии художеств, профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре, почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалер «Золотой медали Пикассо» награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, лауреат премии Джавахарлала Неру – Глазунов награжден орденом Трудового Красного Знамени, знаком отличия «За заслуги перед Москвой», орденом преподобного Андрея Рублева I степени (РПЦ).

Илья Сергеевич был женат. Его супруга — Нина Александровна Виноградова-Бенуа, с которой он познакомился еще в институте, — умерла в 1986 году. Их дети – сын Иван и дочь Вера – пошли по стопам родителей и тоже стали художниками.

Скончался Илья Сергеевич Глазунов 9 июля 2017 года в Москве на 88-м году жизни.

Лев Федоров, советский и российский эколог, ученый-химик, доктор химических наук.
Лев Александрович Фёдоров

10 июня 1936 (85 лет назад) — 12 августа 2017 (4 года назад).

Лев Фёдоров — российский ученый-химик, видный российский эколог, доктор химических наук и один из организаторов экологического движения в России, много сил положивший на вскрытие опасности накопленных запасов химического оружия в России, безопасное его уничтожение, пропаганду опасности мусоросжигания.

Лев Александрович Фёдоров родился 10 июня 1936 года в Москве. С детства его готовили к карьере военного.

В 1946 году Федоров стал курсантом Ставропольского Суворовского военного училища. Окончив училище в 1953 году, он сразу поступил в Костромское военно-химическое училище, после чего три года прослужил офицером химических войск. На этом военная служба Федорова завершилась, но она наложила отпечаток на выбранную им научную сферу – в 1959 году Лев Александрович поступил на химический факультет МГУ.

После его окончания он до 1978 года являлся научным сотрудником Института элементоорганических соединений Академии наук СССР, последующие 20 лет занимал ту же должность в Институте геохимии и аналитической химии академии. В 1967 году Федоров стал кандидатом, а в 1983 году – доктором химических наук. Под его авторством опубликовано огромное количество научных статей и ряд монографий.

Проблемами экологии, в частности тогда еще секретной проблемой диоксинов, он заинтересовался в 1983 году, написав на эту тему несколько статей и разместив их в журналах «Успехи химии» и «Химия и жизнь». В 1993 под авторством Федорова вышла монография «Диоксины как экологическая опасность: ретроспектива и перспективы». В 1992 году Лев Александрович создал и зарегистрировал Российскую антидиоксиновую ассоциацию, деятельность которой направлена на борьбу с распространением вредных химических элементов.

За вышедшую в 1992 году статью о советском химическом оружии Льва Федорова обвинили в разглашении государственной тайны. Тем не менее, он не оставил эту тему, выпустив еще две монографии, которые были изданы Центром экологической политики России. Впоследствии Федоров начал заниматься еще и смежными проблемами: пестицидами, ракетным топливом, биологическим оружием и т.д.

В октябре 1993 года на первом собрании союза «За химическую безопасность» (позднее зарегистрированного в качестве общественной экологической организации) Льва Федорова избрали его президентом. На этом посту он вёл активную борьбу за экологическую безопасность России.

Также последние годы жизни Федоров посвятил изданию электронного бюллетеня ECO-HR («Экология и права человека»), подготовив и распространив более шести тысяч выпусков.

За многолетнюю активную природоохранную, экологическую, просветительскую работу ученый награжден Почетным дипломом Правления Российского экологического союза, Совета по проблемам устойчивого развития России, Совета Ассоциации «Росэкопресс» и медалью Российского экологического движения «За развитие экологического образования в Российской Федерации».

Скончался Лев Александрович Фёдоров 12 августа 2017 года в Москве.

Валентин Смирнитский, советский и российский актер театра и кино, Народный артист России.
Валентин Георгиевич Смирнитский

10 июня 1944 (77 лет назад).

Валентин Георгиевич Смирнитский родился в Москве 10 июня 1944 года. В 1965 году он получил диплом Театрального училища им. Б.В. Щукина.

После окончания училища Смирнитский был приглашен Анатолием Эфросом в Ленком, у которого дебютировал в роли Треплева в «Чайке». Затем были разные роли – Прозоров в «Трех сестрах», мольеровский Дон-Жуан, Кассио в «Отелло», Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Кочкарев в «Женитьбе», арбузовские персонажи и другие.

С уходом Эфроса из Ленкома в 1967 году, Смирнитский перешел в Театр на Малой Бронной вместе с ним. На сцене этого театра он также сыграл множество разноплановых ролей. С 1998 года Смирнитский – актёр Московского театра Луны. В настоящее время он работает в антрепризе.

Несмотря на колоссальный опыт работы и богатую театральную судьбу, актер по-прежнему волнуется на каждой новой роли и считает, что спектакль – всегда экзамен. Это было заложено его педагогами – Мансуровой, Русиновой, Андреевой, Кольцовым, Шихматовым – и воспитано Эфросом.

Сниматься в кино Валентин Георгиевич начал в 1965 году. Первые же фильмы принесли ему известность («Последний месяц осени», «Королевская регата», «Двое», «Щит и меч», «Семь стариков и одна девушка», «Спокойный день в конце войны», «Любовь Яровая» и другие), но их популярность ничто по сравнению со славой, которая настигла Смирнитского в 1979 году после исполнения роли Портоса в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Портоса же он сыграл в продолжении фильма «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» и «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2008).

Роль Портоса не помешала ему сниматься и в других разноплановых ролях в картинах: «Отцы и деды» (1982), «Искренне Ваш…» (1985), «Визит к Минотавру» (1987), «Артистка из Грибова» (1988), «Визит дамы» (1989), «Система ниппель» (1990), «Щен из созвездия Гончих Псов» (1991), «Провинциальный бенефис» (1993), «Дон Кихот возвращается» (1997), «Марш Турецкого» (2000), «Тайны дворцовых переворотов» (2003), «Красная капелла» (2004), «Мастер и Маргарита» (2005), «Под ливнем пуль» (2006), «Папины дочки» (2009), «Детективное агентство «Иван да Марья»» (2010), «Золото скифов» (2011), «Легенда № 17» (2012), «Трое в Коми» (2013), «Таинственная страсть» (2016), «Серебряный бор» (2017) и многих других.

Всего в фильмографии актера более 150 ролей, а также он принимал участие в озвучивании фильмов и мультфильмов.

Заслуженный артист РСФСР и Народный артист России — Валентин Смирнитский – галантный, вальяжный, обаятельный и в жизни, и в работе. Его герои – абсолютная примета времени, секрет которой заключается в уникальной особенности – они никогда не устаревают.

В свободное от съемок в кино и работы в театре время он любит отдыхать с друзьями на природе; обожает животных, хороший табак и стильные штучки. Одинаково комфортно чувствует себя и в роскошных пятизвездочных отелях и маленьком номере провинциальной гостиницы. «Главное – чтобы в душе была гармония, остальное можно пережить», – говорит Валентин Георгиевич.

Использовались материалы сайта "Календарь событий".
(Просмотрено 60 раз, сегодня 1)                     Понравилась статья? Ставь 👍
0

Автор публикации

не в сети 7 месяцев

Георгий

5
Объявления
flagРоссия. Город: пгт Звездный
Комментарии: 2Публикации: 1543Регистрация: 28-07-2019

оставить комментарий

Войти с помощью: