День швейной машинки.

13 июня отмечается День швейной машинки (Sewing Machine Day) – праздник неофициальный, но отмечаемый специалистами, и неразрывно связанный с историей появления этого изобретения, ставшего частью промышленной революции и позволившего сделать переворот не только в сфере лёгкой промышленности, но и в быту большинства домохозяек.
Споры о том, какую дату считать Днём рождения швейной машинки не утихают в среде специалистов и любителей истории технических изобретений и в наши дни. Дело в том, что такой даты нет, и не может быть, если мы хотим говорить однозначно. Даже в период появления первых швейных машинок споры о праве считаться изобретателем доходили до судебных разбирательств. Обратите внимание – мы говорим о них во множественном числе, так как изобретение появилось в разных странах примерно в один и тот же период времени. Разница заключалась в принципе работы и технических особенностях швейных машинок появившихся на свет в период конца 18 – середины 19 столетий. На этом пути проявили свои творческие способности многие изобретатели. Наиболее известными же из них были те, о ком мы поговорим далее. Прототипы первых швейных машинок появились в виде идей в 15 веке. И принадлежат они Леонардо да Винчи. Хотя есть утверждения, что веком ранее в Голландии неким изобретателем, имя которого остаётся неизвестным были сделаны приспособления, упрощавшие работы по пошиву парусов. Ну, а далее время переносит нас в 18 век. В 1755 году Карл Вейзенталь патентует конструкцию швейной машинки, повторяющей принцип работы ручного пошива, то есть копирующей стежки при пошиве вручную. В Англии, изобретатель Томас Сейнт (или Сент) получил 13 июня 1790 года патент на конструкцию первой швейной машинки, которая, однако, не получила распространения, а предназначалась для сшивания кожи и парусины. Эта дата и стала основанием для неофициального празднования Дня швейной машинки. Тем не менее до того образа швейной машинки, который себе представляет большинство людей, видевших когда-либо этот агрегат, было ещё далеко. Известно, что австрийский портной и изобретатель Йозеф Мадершпергер в начале 19 века сконструировал машинку, в которой использовалась игла с ушком у острого конца (идея, отчасти взятая у Вейзенталя), а машинка могла делать до 100 стежков в минуту. В 1830 году более-менее удобную и практичную швейную машинку создаёт французский изобретатель Бартелеми Тимонье. Его детище делало уже до 200 стежков в минуту, а полученный патент и удачная конструкция позволили создать швейную мануфактуру. Однако просуществовала эта мануфактура недолго, так как была разгромлена и сожжена во время протеста негодующих рабочих, опасавшихся за потерю работы в результате упрощения и автоматизации производства. В этот же период (первая половина 19 века) появлялись образцы швейных машинок Ханта, Фишера, Гиббоне и др. Но прорыв в области швейных машинок произошёл в 1845 году вместе с изобретением американца Элиаса Хоу. Эта машинка делала уже 300 стежков в минуту и использовала челночный стежок. Однако, и у неё были свои особенности и недочёты: горизонтальное движение иглы, вертикальное расположение сшиваемых материалов и др., что вызвало определённые проблемы при выводе продукта на рынок (даже право на использование своего изобретения Хоу продаёт в Англии, а не в США). Несмотря на то, что все последующие образцы швейных машинок являли собой модернизации идей Хоу, законодателем моды и «брендом на века» в этой области стала компания, основанная другим изобретателем – Исааком Мерритом Зингером в 1851 году. По сути, его швейная машинка стала глубоко модернизированным вариантом машинки Хоу. Однако те новшества, которые удалось внести в её конструкцию этому изобретателю, позволяют назвать его детище новым изобретением. Благодаря этим доработкам и модернизации Зингер сумел преодолеть массу «детских болезней» швейных машинок того времени, а также сделать свой продукт, надёжным, удобным, ремонтопригодным и относительно доступным. Именно машинки Зингера стали мечтой всех домохозяек, а также показателем достатка, так как швейная машинка на первых порах была не дешёвым продуктом. Конец 19 века стал настоящим бумом распространения швейных машин, а дальнейшая история их развития – тема, заслуживающая отдельного внимания.
Международный день распространения информации об альбинизме.

13 июня в мире отмечается Международный день распространения информации об альбинизме (International Albinism Awareness Day), установленный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (A/RES/69/170) от 18 декабря 2014 года. Начиная с 2015 года его решено отмечать ежегодно.
Именины:
Борис, Николай, Роман, Кристина, Филипп.
Хроника знаменательных событий в истории.
13 июня 1825 г. 197 лет назад, американский изобретатель Уолтер Хант запатентовал безопасную булавку.

13 июня 1825 года нью-йоркский механик Уолтер Хант запатентовал безопасную булавку. Ему нужно было срочно заплатить долг в 15 долларов, а денег не было. Подумав пару часиков, он сделал эскиз простенькой проволочной застежки. С одного конца у нее была кольцевая пружинка, а с другого пластинчатый замочек («приемничек») для кончика иглы. И тут же продал права на своё изобретение за 400 долларов. Идея Ханта была не нова, ведь безопасную булавку придумали еще задолго до него. Подобные изделия (т.н. «фибулы») использовались многими древними и средневековыми народами (греками и римлянами, иллирийцами и кельтами, германцами, славянами и другими) как застежки для плащей и других видов одежды. Позднее такие булавки были вытеснены пуговицами. После своего возрождения в 19 веке безопасная булавка оказалась незаменимой в хозяйстве. Женщины использовали ее в рукоделии, закалывали детям тканевые подгузники, а также прикрепляли к своему белью гигиенические прокладки. В Россию такие булавки, по-видимому, попали не из Америки, а из Англии, поскольку называть их здесь стали «английскими». В 70-е годы прошлого века безопасная булавка превратилась в один из атрибутов субкультуры панков и стала символом протеста молодежи против традиционных устоев общества. Панки носили булавки не только на одежде, но и стали протыкать ими свои лица и тела. Первым, кто стал использовать их не по назначению, был Ричард Хелл, лидер группы Richard Hell & The Voidoids. Имидж Хелла в дальнейшем оказал влияние на стиль участников панк-группы Sex Pistols, в частности на ее лидера Джонни Роттена, который носил рваную и грязную одежду, зачесывал волосы в беспорядке наверх и украшал себя булавками.
13 июня 1858 г. 164 года назад, подписан Тяньцзиньский трактат — русско-китайский договор о мире и дружбе.

(1) 13 июня 1858 года в китайском городе Тяньцзине был подписан российско-китайский договор, вошедший в историю как Тяньцзиньский трактат. Со стороны России он был подписан русским вице-адмиралом Е.В. Путятиным, с китайской стороны — уполномоченными богдыхана Гуйлянем и Хуашаном. Документ состоял из 12 статей. Он подтверждал мир и дружбу между двумя странами, и гарантировал личную безопасность и неприкосновенность собственности русских, живущих в Китае, и китайцев, находящихся в России. Тяньцзиньский трактат подтверждал право России направлять посланников в Пекин и предполагал открытие ряда китайских портов для русских судов. Сухопутная торговля разрешалась без каких-либо ограничений относительно числа лиц, в ней участвующих, количества привозимых товаров или употребляемого капитала. Россия получила право назначать консулов в открытые для неё порты. Российские подданные наряду с подданными других стран получили в Китае право консульской юрисдикции и экстерриториальности. Россия также получала право содержать в Пекине Русскую духовную миссию. Относительно русско-китайской границы Тяньцзиньский трактат устанавливал следующее: «Не определённые до сего времени части границ между Китаем и Россией будут без отлагательства исследованы на местах доверенными лицами от обоих правительств, и заключённое ими условие о граничной черте составит дополнительную статью к настоящему трактату». Переговоры по территориальному разграничению завершились в 1860 году подписанием Пекинского договора. Истоки пограничных конфликтов России и Китая в 20 веке лежат в несовершенстве условий Пекинского договора от 14 ноября 1860 года, согласно которому охраняемая линия границы сложилась исторически и на ряде участков оспаривалась Китаем. На всех картах того периода речная граница между Россией и Китаем проходила по фарватеру рек Амур и Уссури (не по середине рек, а именно по их самому глубокому месту).
13 июня 1895 г. 127 лет назад, во Франции завершились первые в мире автомобильные гонки на скорость.

Первые автомобильные гонки, в которых решающим фактором для определения победителя являлась максимальная скорость его машины, прошли с 11 по 13 июня 1895 года по маршруту Париж-Бордо-Париж, длиной около 1200 километров. Из 46 участников, взявших старт в этих состязаниях, 29 использовали автомобили с бензиновыми двигателями, 15 – с паровым и только 2 – с электрическими. Победителем состязаний стал Эмиль Левассор. Он без сменщика преодолел дистанцию пробега на своей 2-местной машине «Panhard-Levassor» (Панар-Левассор) за 48 часов 47 минут, со средней скоростью – 24,4 км/час. Победа Эмиля Левассора была не случайной. Этот французский изобретатель, пионер автомобилестроения и спортсмен, вместе с приятелем Рене Панаром владел небольшой фабрикой деревообрабатывающих станков. В 1889 году компаньоны купили у Даймлера лицензию на его 2-цилиндровый мотор, а в 1890 году создали первый собственный образец автомобиля, для которого Левассор нашел оригинальный способ размещения мотора, расположив его спереди вертикально под капотом в виде ящика. Следующий автомобиль, сделанный в 1891 году, выпускался уже серийно и отличался блестящими конструктивными находками и чрезвычайной прочностью. Автомобили фирмы стали участвовать в гонках. К сожалению, в 1897 году Эмиль погиб в автокатастрофе во время гонок Париж-Марсель. В Париже ему поставлен памятник, на постаменте которого высечены слова, сказанные Левассором сразу после окончания гонки Париж-Бордо-Париж: «Это было безумие! Я делал до тридцати километров в час!».
13 июня 1912 г. 110 лет назад, в Москве открыт Музей изящных искусств (сегодня – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).

Инициатором создания и первым директором музея стал заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Цветаев – отец поэтессы Марины Цветаевой. По его замыслу, помимо оригинальных экспонатов, в музее должны были также содержаться гипсовые слепки, макеты, живописные и гальванокопии шедевров мирового искусства, иллюстрирующие основные этапы истории классических народов с древних времен до нового времени. Здание музея строилось с 1898 по 1904 годы по проекту архитектора Романа Клейна в неоклассическом стиле в виде античного храма. Официальным названием стало – «Музей изящных искусств имени императора Александра III». Экспозиция создавалась на основе экспонатов из Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета. К работе были привлечены выдающиеся русские ученые: искусствоведы Никодим Кондаков, Дмитрий Айналов и Владимир Мальмберг, египтолог Борис Тураев, художники Василий Поленов, Игорь Грабарь, Константин Коровин, Александр Головин, Игнатий Нивинский. Гипсовые слепки и другие копии заказывались в 1890-1911 годах в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов. Музейное собрание украсила также уникальная коллекция предметов древнеегипетского искусства и культуры, собранная русским ученым-египтологом Владимиром Голенищевым. Там имелись: и подлинники произведений классической итальянской живописи, и предметы декоративного искусства 13-15 веков, и большая нумизматическая коллекция. (31 мая) 13 июня 1912 года состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III. С 1937 года и поныне это Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Сегодня его живописная коллекция включает свыше 400 000 картин, гравюр, рисунков, плакатов, начиная с 14 века и до наших дней.
13 июня 1944 г. 78 лет назад, первое боевое применение немецких «самолетов-снарядов» (крылатых ракет).

Немецкий «самолет-снаряд» (крылатая ракета) «V-1» («Фау-1») была первым боевым беспилотным летательным аппаратом применявшимся во время Второй мировой войны. Её название происходит от немецкого слова «Vergeltungswaffe» («Оружие возмездия»). Проект этого предмета вооружения был совместной разработкой конструкторов Роберта Луссера (служащего фирмы Fieseler) и Фрица Госслау (работавшего в фирме Argus Motoren). В июле 1941 года плод их труда под первоначальным шифром Fi-103 был одобрен германским Министерством авиации, которое возглавлял ближайший сподвижник Гитлера («нацист №2») рейхсмаршал Герман Геринг. Промышленное производство ракеты началось в конце 1942 года. Первоначальная дальность ее полёта, 250 км, позже была увеличена до 400 км. 13 июня 1944 года, неделю спустя после высадки англо-американских союзников на атлантическом побережье Франции, состоялось первое боевое применение «Фау-1» против Великобритании. Тогдашний удар был нанесен по Лондону. Позднее этими ракетами обстреливали освобождённые англо-американцами города Бельгии и Нидерландов. Несколько самолетов-снарядов было выпущено и по Парижу, откуда гитлеровцев выбили силы Движения Сопротивления еще до подхода союзников по антигитлеровской коалиции. За весь период производства германская военная промышленность выпустила около 30 тысяч «Фау-1». К 29 марта 1945 года около 10000 из них было использовано для обстрелов Англии. К счастью, не все ракеты достигли её территории. Но 2419 снарядов поразили Лондон, принеся потери 6184 человека убитыми и 17 981 ранеными. Около 20% ракет отказали при запуске, 42% были сбиты английской авиацией и зенитками, 7% распались при столкновении с аэростатами воздушного заграждения.
Персоны:

21 июля 356 до н.э. (2378 лет назад) — 13 июня 323 до н.э. (2345 лет назад).
Он был одним из величайших полководцев и государственных деятелей древности. Не зря с античных времён и до сегодняшних дней за ним прочно закрепилось прозвище «Великий». Александр III Великий, известный также как Александр Македонский (лат. Alexander Magnus) родился 21 июля 356 года до нашей эры в семье македонского царя Филиппа II в Пелле (столица Македонии). Отец самостоятельно занимался военной подготовкой мальчика. В 343 году до н.э. он нанял для царевича воспитателем известного философа Аристотеля. Ещё в детские годы Александр отличался от сверстников. Он был равнодушен к телесным радостям, а вот честолюбие Александра было безгранично. В 16-летнем возрасте Александр остался за царя в Македонии, когда Филипп осаждал Византий, и правил жёстко, беспощадно подавив восстание фракийского племени медов. При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с возможными претендентами на трон. Знать и македонский народ он привлек на свою сторону отменой налогов. В самом начале своего правления, в 335 году до нашей эры, юный царь совершил поход против северо-западных соседних племен иллирийцев, трибаллов, гетов. Он заставил соседей признать владычество Македонии. В том же году города Средней Греции попытались восстать против Македонии, но Александру удалось усмирить мятежников. Весной следующего года греко-македонская армия под командованием Александра переправилась в Малую Азию и развязала войну с Персией. На реке Гранине македонцы разбили персидское войско. После этого армия молодого царя быстро заняла малую Азию. В 333 году до нашей эры персидский царь Дарий III совершил попытку разбить греко-македонские войска при Иссе. Однако, несмотря на огромное численное преимущество персы были разбиты. Александру удалось захватить все порты восточного побережья Средиземного моря. В последующие два года армия под командованием Александра заняла Египет. 1 октября 331 года до нашей эры в Месопотамии около Гавгамел состоялось решающее сражение греко-македонской армии с персидским войском под командованием Дария III. Персы потерпели очередное поражение, Дарий III бежал и вскоре был убит. Александр Македонский занял Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатану. Уже через год он ещё больше продвинулся на Восток и занял центральную часть Иранского нагорья, а затем и Среднюю Азию. Чтобы укрепить свою власть на завоёванных территориях, Александр строил там крепости с сильными гарнизонами, получившие названия – Александрии. Весной 327 года до нашей эры талантливый полководец совершил завоевательный поход в западную Индию (Пенджаб). Однако, войско Александра, измученное длительным походом, потребовало возвращения домой. Зимой 323 года до нашей эры Александр Великий остановился в Вавилоне, который он сделал столицей своей огромной империи. Полководец планировал вскоре двинуться в поход против арабских племён Аравийского полуострова. Незадолго до этого похода он неожиданно заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 13 июня 323 года до нашей эры Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет.

13 июня 40 (1982 года назад) — 23 августа 93 (1929 лет назад).
Гней Юлий Агрикола (лат. Gnaeus Julius Agricola) родился 13 июня 40 года в семье сенатора, прекрасного оратора Юлия Грецина. Вскоре после рождения сына Грецин был казнён Калигулой, за отказ выступить с обвинительной речью против Марка Юния Силана. Детство Агрикола провёл в Массилии с матерью Юлией Присциллой. Как сыну сенатора, до начала политической карьеры Агриколе необходимо было пройти военную службу в звании военного трибуна. В 59 году он в первый раз участвовал в походе в Британию и принимал участие в подавлении восстания Боудикки. После возвращения в Рим Агрикола женился на Домиции Децидиане. Этот брак принес ему почёт и влиятельную поддержку. Все годы до гражданской войны, последовавшей за смертью императора Нерона, Агрикола провёл, не привлекая к себе внимания, без особого стремления к славе или чрезмерному обогащению. В начале 69 года поместье Агриколы в Лигурии было разграблено мародёрствующими моряками Отона. Во время налёта погибла Юлия Присцилла — мать Агриколы. После этого, прослышав о выступлении Веспасиана, Агрикола принял его сторону. В 71 году Агрикола получает командование легионом в Британии. Там он продемонстрировал превосходные дипломатические качества и талант военачальника. В 77 году он был возведён в звание консула, и в 78 году отправился консульским легатом в Британию, где выказал необыкновенную деятельность в качестве полководца и администратора. Он не только укрепил пошатнувшееся владычество римлян в этой отдалённой провинции, но и расширил его до Каледонского плоскогорья. Летом 84 года Гней Юлий Агрикола разбивает численно превосходящую армию Калгака в битве у Граупийских гор. После этого он был отозван в Рим и впоследствии не получал никаких назначений. Историки объясняют это завистью со стороны императора Домициана. А в связи с неожиданной смертью Агриколы 23 августа 93 года указывают на ходившие в обществе слухи о его отравлении.

13 июня 1773 (249 лет назад) — 10 мая 1829 (193 года назад).
Томас Юнг (англ. Thomas Young) появился на свет 13 июня 1773 года в Милвертоне, графство Сомерсет, в семье торговца и был старшим из десяти детей. Рано научился читать, обладал великолепной памятью и сообразительностью. Уже в восемь лет Юнг интересовался математикой и геодезией, через несколько лет выучил латынь, древние языки, а еще — арабский, итальянский и французский. Учился в Лондоне, Эдинбурге, Гёттингене, Кембридже, изучал медицину, оптику и акустику. В 1794 году в возрасте 21 года Юнг был принят в Лондонское королевское общество и стал его секретарем. С 1811 года и до конца жизни он работал врачом в лондонской больнице Святого Георгия. Томас Юнг был разносторонней натурой, кроме науки, он увлекался музыкой, живописью, гимнастикой, и везде он достиг успехов. Юнг является автором нескольких научных открытий в области оптики, механики, физиологии зрения и филологии. Он разработал волновую теорию света, открыл явление интерференции (и дал ему это название), занимался расшифровкой египетских иероглифов со знаменитого розеттского камня (прочел 30 из них). В приложениях к четвёртому изданию «Британской энциклопедии» он является автором около 60 глав, в основном биографий учёных. Скончался этот незаурядный человек и ученый 10 мая 1829 года в Лондоне.

27 февраля 1831 (191 год назад) — 13 июня 1894 (128 лет назад).
Судьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но ее подвергла критике церковная цензура. Картина «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника.
Николай Николаевич Ге родился (15) 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Для обучения Николай сначала выбрал физико-математический факультет, проучившись год в Киевском университете и год в Петербургском. Но тяга к живописи и природный талант сказали свое веское слово. Он поступил в академию художеств, проучился там семь лет, а в 1857 году за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное пенсионерство. За шесть лет Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Он неустанно работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим картинам из жизни Древнего Рима и средневековья. В Петербург он вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Картина была явно вне канонов академизма, но она понравилась Александру II, и император её приобрел. Такой успех не могла не отметить академия художеств, присвоив Николаю Ге звание профессора исторической и портретной живописи.

На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами. Он вернулся в Петербург в 1870 году, включившись в художественную, общественную и духовную жизнь столицы. В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех. Но у художника случались и неудачи, которые он тяжело переживал. Один период он даже забросил кисть и занялся сельским хозяйством.

На рубеже 1870-х и 1880-х Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников – Салтыкова-Щедрина, Некрасова (обе 1872), Льва Толстого (1884). Живопись Ге претерпела разительные перемены. Она приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма. (1) 13 июня 1894 года художник Николай Николаевич Ге умер на своем хуторе Ивановский в Черниговской губернии.

13 июня 1831 (191 год назад) — 5 ноября 1879 (143 года назад).
Джеймс Клерк Максвелл (англ. James Clerk Maxwell) родился 13 июня 1831 года в Эдинбурге. Обучался в университетах Эдинбурга и Кембриджа. С 1856 по 1860 годы был профессором Абердинского колледжа «Маришал», а с 1860 по 1865 – профессором Лондонского университета. В 1871 году Максвелл стал профессором Кембриджского университета, где впоследствии создал известную Кавендишскую лабораторию – первую в Британии специально оборудованную физическую лабораторию. Максвелл — один из родоначальников статистической физики и классической электродинамики, член Королевского общества Лондона. Его первая научная работа появилась еще когда он был учеником в школе – он придумал оригинальный способ чертежа овальных фигур (работа «О черчении овалов и об овалах со многими фокусами»). Основными научными интересами Максвелла были – электромагнетизм, кинетическая теория газов, теория упругости, оптика. Большую популярность Максвеллу принесла его теория электромагнетизма, которая стала классикой современной физики. Она была выражена в форме уравнений и в научных и образовательных кругах получила название «Уравнения Максвелла». Помимо всего этого Максвелл был автором следующих изобретений и достижений. Он изобрел волчок, на поверхности которого нанесены слои разной краски – при вращении этого волчка образовывались самые интересные комбинации цветов: красный и желтый давал оранжевый, синий и желтый – зеленый, а все цвета спектра при смешении образовывали белый цвет. Есть и еще один интересный факт – Максвеллу приписывают создание первой в мире цветной фотографии. Скончался Джеймс Клерк Максвелл 5 ноября 1879 года в Кембридже.

13 июня 1855 (167 лет назад) — 21 марта 1920 (102 года назад).
Лев Михайлович Лопатин родился в Москве (1) 13 июня 1855 года. В 1875 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После окончания университета был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. С 1885 года он – приват-доцент, а с 1892 – экстраординарный профессор университета. Защитил в 1886 году магистерскую и в 1891 году докторскую диссертации. С 1894 года – соредактор журнала «Вопросы философии и психологии». С 1899 года – председатель Московского психологического общества. Основной философский труд Лопатина – «Положительные задачи философии», в который вошли его магистерская и докторская диссертации. Среди наиболее серьезных работ Лопатина – «Вопрос о свободе воли» (1889), «Критика эмпирических начал нравственности» (1890), «Научное мировоззрение и философия» (1903), «Настоящее и будущее философии» (1910), «Спиритуализм как монистическая система философии» (1912). Лопатин определял собственную систему, как конкретный спиритуализм или персоналистическую метафизику. Он разделял вывод своего друга В.С. Соловьева о кризисном состоянии европейской философии второй половины 19 века. Лопатин видел причину в отказе современной философии от онтологизма и в превращении ее в «служанку» уже не богословия, а науки. Опыт отрицания метафизической традиции (прежде всего в позитивизме) оказался чреват утратой философским знанием подлинной самостоятельности и даже идентичности. Лопатин по сути ставил и решал задачу «возрождения» метафизики. Метафизическое знание в его трактовке существует в двух вариантах: ориентированном на рациональное обоснование неопытных истин (онтология разума) или основанном на вере в некоторые логически не доказанные принципы (онтология веры). Классическими типами онтологии разума Лопатин считал рационалистические системы Спинозы и Гегеля. Универсальная духовность бытия, по убеждению Лопатина, позволяет признать реальность человеческой свободы, а вместе с ней возможность подлинно нравственных и подлинно творческих действий. Умер Лев Михайлович Лопатин в Москве 21 марта 1920 года.

4 декабря 1878 (144 года назад) — 13 июня 1918 (104 года назад).
Великий князь из дома Романовых, четвертый сын Александра III, младший брат императора Николая II, генерал-адъютант, государственный деятель – Михаил Александрович дважды отказался от российского престола – первый раз, когда вступил в морганатический брак, а второй – после отречения от него своего брата Николая II. Великий князь Михаил Александрович Романов родился (22 ноября) 4 декабря 1878 года в Санкт-Петербурге и был младшим сыном российского императора Александра III. Обладая веселым и живым характером, Михаил был любимцем отца, ему прощались многие шалости. Большую часть времени он проводил в Гатчине, а его воспитанием занималась няня-англичанка. Затем окончил Михайловское артиллерийское училище. В 1899 году Михаил был провозглашен наследником российского престола (поскольку второй и третий сыновья Александра III – великие князья Александр и Георгий скончались, а у правящего императора Николая II сыновей еще не было) и носил этот титул до 1904 года, когда у Николая родился цесаревич Алексей. С 1884 года Михаил числился на военной службе, с 1897-го служил в гвардейской конной артиллерии, в 1909-1911 годах командовал гусарским Черниговским полком, с 1911-го – Кавалергардским полком. Также в 1901-1917 годах он был членом Государственного совета и Комитета министров. Оценка личности великого князя в отзывах его современников весьма неоднозначна. Многие отмечали его воспитанность и скромность, что, впрочем, не помешало ему стать блестящим офицером, к которому подчиненные относились с большим уважением. К тому же, кроме обычных государственных учреждений, которые находились под патронатом Михаила (по его положению), он по собственной инициативе также являлся шефом нескольких военных частей гвардии и флота, был почетным председателем и покровителем многих благотворительных и научных обществ и т.д. В 1907 году у великого князя завязался роман с Натальей Вульферт (урожденной Шереметьевской, разведенной дочерью московского адвоката), а летом 1910 года она родила ему сына Георгия. После чего в 1912 году они тайно обвенчались в Вене – против воли императора Николая II. Вступив в этот морганатический брак, Михаил фактически отказался от российского престола, и, к тому же, его отношения с царственным братом весьма обострились. Николай II уволил Михаила со всех должностей и постов, и ему было запрещено возвращаться в Россию. Поэтому великий князь был вынужден жить за границей как частное лицо – вместе с семьей он поселился в английском замке Небворт, недалеко от Лондона. Но, в конечном итоге, благодаря вмешательству матери, отношение Николая II к поступку брата смягчилось, он пошел на примирение, а позже даже даровал жене Михаила титул «графини Брасовой», такую же фамилию получил и ее сын. После начала Первой мировой войны в 1914 году Михаил попросил у брата разрешение вернуться в Россию и вступить в действующую армию. После положительного ответа Великокняжеская чета вернулась в Петербург, а Михаил отправился на фронт, где в звании генерал-лейтенанта возглавил Кавказскую туземную конную («Дикую») дивизию, затем командовал кавалерийским корпусом. В армии великий князь пользовался уважением и любовью солдат и офицеров, за проявленное мужество и смелость был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и георгиевским оружием. В январе 1917 года Николай II отозвал брата с фронта и назначил его генерал-инспектором кавалерии. Февральская революция застала Михаила Александровича в Гатчине. Как свидетельствуют сохранившиеся документы, он никогда не участвовал в интригах против царственного брата и делал все возможное, чтобы избежать кровопролития и спасти монархию. Но (2) 15 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола сам и за наследника – цесаревича Алексея, в пользу брата. Однако, Михаил Александрович, не чувствуя за собой никакой реальной силы и после длительных переговоров с представителями Государственной думы, также отказался от престола. Его манифест об отречении был составлен (3) 16 марта 1917 года, в котором Михаил отказывался от власти и просил всех граждан России подчиниться Временному правительству. Его как и других членов Императорской фамилии уволили со службы с мундиром и пенсией, но, в отличии от царской семьи, которую арестовали, Михаил подвергся лишь «фактическому надзору революционной армии». Он вернулся из Петрограда в Гатчину, получив разрешение на «свободное проживание», и жил на положении частного лица, не принимая участия в политической жизни страны. Накануне отъезда Николая II и его семьи в Тобольск Михаил смог проститься с братом. Сам он пытался получить разрешение на эмиграцию, но безуспешно. После прихода к власти в стране большевиков, Михаил оставался в Гатчине до марта 1918 года, а потом вместе со своим окружением (среди которых был и последний личный секретарь великого князя и его друг – Н.Джонсон) был арестован и выслан в Пермь. Там великому князю и Джонсону разрешили жить на свободе «под надзором Советской власти» и поселили в гостинице. Известно, что в это время Михаил переписывался с родственниками, и к нему приезжала жена. Но ситуация в стране накалялась – разгоралась гражданская война, и властям повсюду мерещились контрреволюционные заговоры. В ночь на 13 июня 1918 года Михаил Александрович Романов и Джонсон были тайно похищены из гостиницы группой местных чекистов и милиционеров, а затем расстреляны в окрестностях Перми. Официально было объявлено, что их похитили неизвестные.
В 1981 году великий князь был канонизирован Зарубежной Русской Православной Церковью в числе других Новомучеников.

13 июня 1892 (130 лет назад) — 13 декабря 1967 (55 лет назад).
Валерия Владимировна Владимирова (псевдоним — Барсова) родилась (1) 13 июня 1892 года в Астрахани. Первые уроки пения брала у своей сестры. С 13 лет Валерия начала выступать. На оперную сцену Барсова впервые вышла в 1917 году в Москве. В 1919 году она вместе с Федором Шаляпиным пела в опере «Севильский цирюльник» в саду Эрмитаж. В том же году она окончила Московскую консерваторию. А через год, в 1920 году, начала выступать в Большом театре СССР, где проработала до 1948 года. С 1929 года Барсова в составе труппы Большого театра гастролировала за рубежом. В 1950–1953 годах преподавала в Московской консерватории имени Чайковского, с 1952 года — в звании профессора. Самыми яркими партиями в исполнении Валерии Барсовой стали Людмила и Антонида в операх Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин», а также Розина в «Севильском цирюльнике» Россини. Зрителям она запомнилась еще и исполнением вокальных партий Шемаханской царицы в «Золотом петушке», Царевны Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Волховы в «Садко» и Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова, Джильды и Виолетты в операх «Риголетто» и «Травиата» Верди. По воспоминаниям современников, выступления Барсовой отличались особым артистизмом и искренностью переживаний. Обладая красивым подвижным голосом и филигранной вокальной техникой, она виртуозно сочетала широкое кантиленное пение русской вокальной школы со школой итальянского бельканто. Прославилась Барсова и как камерная певица. Помимо насыщенной сценической жизни Валерия Барсова занималась активной общественной и политической деятельностью. С 1940 года она являлась членом ВКП(б), была избрана депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. В 1937 году Валерия Барсова получила звание Народной артистки СССР, в 1941 году за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства удостоена Государственной премии СССР. Также награждалась орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Скончалась легендарная певица Валерия Барсова 13 декабря 1967 года в городе Сочи и была похоронена там же.

13 июня 1897 (125 лет назад) — 2 октября 1973 (49 лет назад).
Пааво Йоханнес Нурми (фин. Paavo Johannes Nurmi) родился 13 июня 1897 года в городе Турку (в то время – Великое княжество Финляндское). Легкой атлетикой он занимался с детства. В 13 лет Пааво уже был чемпионом школы, а в возрасте 21 года на армейских соревнованиях выиграл забег на 20 километров, обогнав ближайшего преследователя на полчаса. За свои достижения, как и великий бегун Ханнес Колехмайнен, Пааво Нурми получил прозвище «летающий финн». В большом спорте он впервые заявил о себе на летних Олимпийских играх в Антверпене в 1920 году. Самый первый вид своей олимпийской программы – забег на 5 тысяч метров – Нурми по неопытности проиграл. Однако уже через три дня он исправил промах, выиграв «золото» на дистанции 10 тысяч метров, а затем получив еще две первые награды – в личном и командном кроссе на 10 тысяч метров. В итоге уже с первой своей Олимпиады Нурми вернулся трехкратным олимпийским чемпионом. Следующие три года были в жизни Пааво Нурми, пожалуй, самыми звездными: с 1921 по 1924 годы он установил 24 мировых рекорда на дистанциях от 1,5 до 20 тысяч метров. На Олимпиаде 1924 года в Париже финский стайер выиграл пять золотых медалей. Интересно, что соревнования в беге на дистанциях 1,5 тысячи и 5 тысяч метров проводились в один день буквально друг за другом, и Нурми сумел завоевать еще одно золото и установить еще один мировой рекорд в тот момент, когда его соперники по первому забегу только-только приходили в себя после финиша. Одну золотую и две серебряные медали Нурми завоевал на Олимпиаде 1928 года. От участия в Играх 1932 года знаменитого финского бегуна отстранил Международный олимпийский комитет, узнавший о том, что Нурми выступает в соревнованиях за деньги, то есть является профессиональным спортсменом (участниками Игр на тот момент могли быть только любители). Тем не менее, в 1952 году Пааво Нурми, великий финский легкоатлет, зажигал Олимпийский огонь на XV летних Играх в Хельсинки. Этой чести он удостоился вместе с другим знаменитым бегуном – Ханнесом Колехмайненом. Зрителям спортивных соревнований Нурми запомнился еще и тем, что на всех дистанциях во время бега он неизменно поглядывал на циферблат секундомера, а на последнем круге, как правило, отбрасывал часы и летел вперед в последнем броске, ставя рекорд за рекордом. Сам же Нурми на вопросы о том, почему секундомер стал его постоянным спутником, отвечал, что намерен опередить в беге не соперника, а время. Еще во время спортивной карьеры Пааво умело вкладывал призовые деньги в бизнес, поэтому оставив спорт он всецело занялся образованием и бизнесом – в частности, строительным и торговлей ценными бумагами. А еще, в 1968 году, он основал научно-исследовательский центр сердечно-сосудистых заболеваний своего имени. Умер «летающий финн» Пааво Йоханнес Нурми 2 октября 1973 года в Хельсинки.

28 сентября 1908 (114 лет назад) — 13 июня 1990 (32 годf назад).
Ираклий Луарсабович Андроников родился (15) 28 сентября 1908 года в Петербурге, в семье адвоката и присяжного поверенного. Семья Андроникова ведет свою историю от дворянской ветви рода Андроникашвили. В семье было двое детей: Ираклий и Элефтер. В 1925 году Андроников окончил школу в Тифлисе и поступил на историко-филологический факультет Ленинградского университета и одновременно на словесное отделение Института истории искусств. С 1928 года начал выступать как лектор филармонии. Ираклий окончил университет в 1930 году, получив диплом литработника с журнально-газетным уклоном, стал сотрудником юмористического журнала «Ёж и Чиж». С 1934 года работал библиографом в Публичной библиотеке, и это ему помогло в исследовании творчества М.Ю.Лермонтова, которое он начал еще в студенческие годы. В 1935 году состоялось первое публичное выступление Андроникова как чтеца. С тех пор его выступления с устными рассказами стали пользоваться большой популярностью. В 1936 году Андроников опубликовал первую статью о Лермонтове, а в 1939 году вышла его книга «Жизнь Лермонтова». Во время Великой Отечественной войны Ираклий Луарсабович работал в газете «Вперёд на врага» на Калининском фронте. После войны он продолжил исследования творчества Лермонтова и в 1947 году защитил кандидатскую диссертацию «Разыскания о Лермонтове», а в 1956 – докторскую «Лермонтов в Грузии в 1837 году». Кроме этого, у Андроникова вышел еще ряд книг о поэте – «Лермонтов. Новые разыскания», «Рассказы литературоведа» (1949), «Лермонтов» (1951), «Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы» (1952). Ираклий Луарсабович за свое творчество был удостоен Государственной премии СССР, Ленинской премии СССР и награжден двумя орденами. В 1954 году Андроников впервые выступил на Центральном телевидении с циклом рассказов. Передачи назывались: «Ираклий Андроников рассказывает». Было снято несколько фильмов, в которых он читал свои устные рассказы. Его яркая образная речь, личное обаяние рассказчика снискали всеобщую любовь зрителей. Умер Ираклий Луарсабович Андроников 13 июня 1990 года в Москве.

9 декабря 1936 (86 лет назад) — 13 июня 1996 (26 лет назад).
Александр Александрович Иванов родился 9 декабря 1936 года в Москве, в семье художника. До 30 лет он был учителем начертательной геометрии в московском техникуме и иногда писал романтичные стихи. А в конце 1962 года перешел к стихотворным пародиям и эпиграммам. Именно они принесли ему известность и стали его литературной профессией, хотя перу писателя принадлежит и целый ряд статей, памфлетов, заметок. Свои творения пародист посылал в «Литературную газету», которая быстро разглядела его талант. В 1968 году была опубликована его первая книжка пародий – «Любовь и горчица», а в 1970 году он был принят в Союз писателей. Затем выходили сборники «Смеясь и плача», «Не своим голосом», «Откуда что…», «О двух концах» и другие. Александр Иванов много лет выступал со своими произведениями на эстраде, сыграл несколько небольших ролей в кино. Настоящий успех пришел к нему в программе «Вокруг смеха». Ведущим этой передачи должен был стать Андрей Миронов, но его занятость не позволила регулярно вести передачу. В качестве ведущего попробовали Иванова – и он вел передачу тринадцать лет, с 1978 по 1991 год. Благодаря популярности передачи, авторы становились в очередь, чтобы попасть под его меткое перо. Они отыскивали его, сами отмечали в тексте места, которые больше всего подходят для пародии. Внимание Иванова тогда означало взлет карьеры для любого поэта. Под перо Иванова попадали Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Римма Казакова и многие другие. Благодаря программе «Вокруг смеха» публика узнала Жванецкого, Карцева, Ильченко, Горина, Арканова, Инина и многих других сатириков. Авторы жестко отбирали материалы для передачи. «Подходящих» артистов приглашали на программу подчас из самых неожиданных мест. Надежду Бабкину – из собора, где она пела «а капелла». Александра Розенбаума – после того, как на кассетах услышали «Вальс-бостон» и «Ленинградские дворы». Последним найденным на программе талантом ее создатели считают Михаила Евдокимова. Его разыскали в Сибири, где Евдокимов работал директором столовой. В 1991 передачу закрыли, не дожидаясь, пока она себя изживет. Иванов остался без работы. Время было трудное, безденежное и сатирик вынужден был зарабатывать любыми способами. Взамен телевидения он нашел для себя другую публичную нишу – политику. Демократы с радостью приняли его в свой стан: там острое перо Иванова было востребовано. Александр Иванов скончался от обширного инфаркта 13 июня 1996 года в Москве.

22 сентября 1938 (83 года назад) — 13 июня 1986 (35 лет назад).
Дин Сирил Рид (англ. Dean Cyril Reed) родился 22 сентября 1938 года в Денвере (штат Колорадо, США). Свою музыкальную карьеру в Штатах он начал в 20 лет, когда подписал контракт с музыкальной студией. Однако песни стали популярны не в США, а в Южной Америке. После нескольких очень успешных гастролей по странам Латинской Америки он решил остаться в Аргентине. Там он записывал альбомы, снимался в фильмах и вёл свою собственную телевизионную программу. Дин Рид придерживался левых взглядов – выступал за запрещение ядерного оружия и против войны во Вьетнаме. Политическая активность певца, передающего сборы от концертов заключённым в тюрьмах, не нравилась правым силам Аргентины, и под их давлением в 1966 году Дин Рид был вынужден выехать из страны. Несколько лет он прожил в Риме, где активно снимался в так называемых «спагетти-вестернах» – «ковбойских» фильмах об американском Диком Западе итальянского производства. Позже стал сниматься в СССР и странах Восточной Европы, где также пользовался большой популярностью. За выступления против участия США в войне во Вьетнаме Рид был арестован на одной из демонстраций в Риме. Тем не менее, он не оставил своих убеждений и помогал в выборах президента Сальвадоре Альенде в Чили в 1970 году. С 1973 года Дин Рид поселился в ГДР, где продолжал петь, сниматься в фильмах, а также режиссировал собственные фильмы, не оставляя и политической борьбы в согласии со своими убеждениями. Наиболее известным его фильмом стал «Певец», биографический фильм о чилийском друге Дина Рида, певце Викторе Хара, который был убит пиночетовцами после военного переворота в Чили в сентябре 1973 года. 13 июня 1986 года певец был найден мёртвым в озере недалеко от своего дома в восточном Берлине. Официально было объявлено, что он утонул. Немецкие друзья Рида считали это самоубийством. Хотя семья певца полагает, что его убили. После рассекречивания архивов восточно-германской службы безопасности версия о самоубийстве получила еще одно подтверждение, когда среди документов было обнаружено прощальное письмо Дина Рида, которое он написал перед смертью.

13 июня 1940 (82 года назад).
Гойко Митич (серб. Гојко Митић) — известный югославский киноактер, полюбившийся всем по ролям индейцев в вестернах, — родился 13 июня 1940 года в югославском городе Лесковац, в семье фермера. С детства Гойко увлекался спортом, играл в футбол, занимался легкой атлетикой. Мечтал стать спортивным тренером, поэтому окончил Белградскую академию физической культуры. И даже был участником сборной Югославии по водной гребле. С 1960 года он работал каскадером в кино. Его дебют в кинематографе состоялся в качестве каскадера в английском фильме «Ланселот и Королева». Затем была небольшая роль в итальянском фильме «Венецианские катакомбы». В начале 1960-х годов популярность снимать картины про индейцев пришла и в Европу. В 1963-1965 годах Митич снялся в первых своих индейских ролях в западногерманских вестернах по романам Карла Мая, среди которых: «Золото апачей», «Виннету — сын Инчу-чуна» и другие. Он переехал жить в Восточный Берлин, где стал актером киностудии ДЕФА. В 1965 году он исполнил главную роль в фильме «Сыновья Большой Медведицы», режиссер картины Йозеф Мах выбрал на главную роль — роль индейского вождя — именно Гойко Митича. После колоссального успеха такой картины было принято решение снять следующее кино про индейцев. Им стал фильм «Чингачгук — Большой Змей» — экранизация романа Фенимора Купера «Зверобой», которая была выпущена в 1967 году. После сумасшедшего успеха этой картины фильм был завезен в СССР. Четкий профиль, прекрасная фигура, бесстрашие и благородство, гордый взгляд, замечательное владение телом и несомненное актерское дарование Митича сделали его кумиром миллионов кинозрителей. После этого актер снялся в таких фильмах про индейцев как «Белые волки», «След сокола», «Смертельная ошибка», «Оцеола», «Апачи», «Текумзе», «Ульзана». В процессе работы над фильмами «Апачи» и «Ульзана» Гойко Митич уже был приглашен в роли эксперта-сценариста, а фильм «Ульзана» снимался под Самаркандом. В 1988 году в прокат вышел последний тринадцатый фильм из серии вестернов про индейцев — «Охотники в прериях Мексики» режиссера Ханса Кнётшца. В 1980-90-е годы отдельные фильмы с участием Гойко Митича были закуплены для проката в США. Постепенно интерес к фильмам про индейцев угас. Но Гойко Митич остался востребован в героическом амплуа. Он переезжает в ФРГ, где начинает сниматься в телевизионных сериалах и играть в театре города Бад-Зегеберг. На театральной сцене он исполнил роли Робин Гуда, Спартака, д’Артаньяна, Труффальдино… Кроме того, Митич участвовал в середине 1970-х годов в съёмках экранизации пьесы Виктора Гюго «Мария Тюдор», снимался в телесериале «Архив смерти» и телепостановке «Слуга двух господ». В 1980-х годах был ведущим спортивной программы на телевидении ГДР. Попробовал он себя и в качестве режиссера, сняв несколько детских фильмов в 1985-1989 годах о приключениях двух кукол «Ян и Тини». В 1996 году вышли мемуары актера — «Гойко Митич: Воспоминания». Но полностью отойти от роли индейца ему так и не удалось — в 2016 году вышел очередной фильм, где он играет старого вождя: «Виннету и Олд Шаттерхенд» (Winnetou & Old Shatterhand). Также в Берлине он сыграл индейца в театральной постановке «Полёта над гнездом кукушки». В настоящее время Гойко Митич живёт и работает в Берлине, продолжая свою творческую карьеру.

13 июня 1943 (79 лет назад).
Малкольм Макдауэлл (англ. Malcolm McDowell) родился 13 июня 1943 года в Лидсе (Йоркшир, Великобритания), в семье бармена. Учился в Кэннон колледже, затем некоторое время работал вместе с отцом, был коммивояжером по продаже кофейных напитков. После окончания курсов актерского мастерства он несколько лет играл в провинциальных театрах. В 1965 году Малкольм стал работать на телевидении. В кино снимается с 1968 года, его дебютом был фильм «Если…» режиссера Линдсея Андерсона. Слава пришла к актеру в 1971 году после съемок в фильме «Заводной Апельсин» Стэнли Кубрика. В нем он сыграл роль несовершеннолетнего насильника и убийцы. Эта роль считается до сих пор самой лучшей из всех сыгранным Макдауэллом, а критика назвала работу актера одной из самых впечатляющих в кинематографе. После этого Малкольму предлагали в основном отрицательные роли. Значительными в творческой биографии актера стали работы в картинах: «О, счастливчик» (1973), «Калигула» (1979), «Люди-кошки» (1982), «Госпиталь «Британия»» (1982), «Голубой гром» (1983), «Цареубийца» (1991) и других. К концу 1980-х годов карьера Макдауэлла идет на спад. Хотя он снимается много, но ему достаются лишь небольшие роли. В 1990-х он играл в мультимедийном фильме «Wing Commander III», телесериале «Звездный путь: Поколения», в компьютерной игре «Мумия: гробница фараона», фильмах «Времена сердца», «Меч короля Артура», «Садовник»… В 2007-2008 годах Малкольм Макдауэлл озвучил персонажа из культовой компьютерной игры Fallout 3 – президента Анклава Джона Генри Эдема. Актерской манере Макдауэлла свойственны эмоциональная насыщенность, яркость образов и нервная экспрессивность. В 2008 году актер был удостоен Приза за вклад в киноискусство на ежегодном кинофестивале в Саванне (США). Также он является номинантом на премию «Золотой глобус», обладателем премии «Сатурн» и звезды на Голливудской аллее славы. В настоящее время Малкольм Макдауэлл работает на американском телевидении и периодически снимается в кино.

13 июня 1958 (64 года назад).
Сергей Васильевич Маковецкий родился 13 июня 1958 года в Киеве. О том, что хочет стать актером, он понял после исполнения роли Несчастливцева в школьном спектакле по пьесе Островского «Лес». После окончания школы пытался поступить в Киевское театральное училище, но потерпел неудачу. Тогда он устроился работать монтировщиком декораций в Театр им. Леси Украинки. На следующий год поступал в ГИТИС, но снова неудачно. Наконец, Маковецкий был принят в Театральное училище им. Б.Щукина. В 1980 году после окончания училища Сергей начал работу в Театре им. Вахтангова. Дебютировал он на сцене в спектакле «Старинные водевили», затем в течение несколько лет выходил в эпизодических ролях. Но уже в 1989 году Маковецкий получил премию на фестивале «Московская театральная весна» за роль китайца Херувима в спектакле «Зойкина квартира». С 1990 года актер по совместительству с театром Вахтангова начал играть в Театре Романа Виктюка, где его дебютом стала роль Шостаковича в спектакле «Уроки мастера», которая принесла ему шумный успех. Затем последовали: Рене Галлимар в «М.Баттерфляй», Илья в «Рогатке», Циклоп в «Полонезе Огинского», Мальпьери в «Я тебя больше не знаю, милый», Валерио в «Любви с придурком» и другие. Также Маковецкий сыграл царевича Алексея в спектакле «Государь ты наш, батюшка…» Петра Фоменко. Сегодня актер параллельно работает еще и в других театрах: МТЮЗе и антрепризах. В кино Маковецкий дебютировал в 1983 году в фильме «Экипаж машины боевой». Сегодня фильмография актера насчитывает более семидесяти работ, среди которых наиболее яркими являются роли в картинах: «Сукины дети», «Ребёнок к ноябрю», «Пьеса для пассажира», «Черная вуаль», «Трофим», «Летние люди», «Про уродов и людей», «Брат-2», «Русский бунт», «72 метра», «Ликвидация», «Глянец», «Гибель империи», «Жмурки», «12», «Искушение», «Исаев», «Утомлённые солнцем 2», «Дело гастронома №1», «Жизнь и судьба», «Вечное возвращение», «Бесы», «Тихий Дон», «Годунов» и других. В 1992 году Сергею Маковецкому присвоено звание Заслуженного артиста России. В 1993 году он получил премию «Ника» за роль в фильме «Макаров» в номинации «Актер». В 1994 году Маковецкий получил премию «Золотой овен», также за роль в фильме «Макаров». В этом же году признан лучшим драматическим актером Европы. В 1998 году Сергею Маковецкому присвоено звание Народного артиста России. Также он награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского III степени и орденом святителя Николая Чудотворца от Украинской православной церкви. Принимает он участие и в озвучивании фильмов, в том числе и мультипликационных: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица» и других. На сегодняшний день Сергей Маковецкий — один из сильнейших и востребованных российских актеров, которому подвластны практически любые жанры. За его плечами уже немало театральных и кинонаград и призов, интереснейших ролей. Сегодня он продолжает много работать — играет в театре, снимается в кино, участвует в различных телепроектах. Живет и работает в Москве.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".