Международный день семей.

Международный день семей (International Day of Families), отмечаемый ежегодно 15 мая, провозглашён резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/237 в 1993 году.
Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности стран на многочисленные проблемы семьи. А его проведение предоставляет возможность повысить уровень информированности в вопросах, касающихся семей, и углубить знание социально-экономических и демографических процессов, влияющих на положение семей.
По мнению ООН, когда попираются основные права одной семьи — единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой.
Являясь одним из основных институтов общества, первой ступенью социализации человека, семья развивается и видоизменяется вместе с окружающим миром, по-своему реагируя на требования времени, отвечая на общественные потребности и сама формируя их.
Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи — вот мерило развития и прогресса страны.
Во многих странах мира разработаны целые стратегии демографического развития. А в сам этот праздник проводятся различные просветительские, публичные и праздничные мероприятия — концерты; встречи супружеских пар, имеющих большой опыт семейной жизни; благотворительные акции для опекунских семей с детьми и для ребят из многодетных и малообеспеченных семей; тренинги для молодых семей; тематические практикумы и конференции, радио и телепрограммы, газетные публикации и программы, посвященные темам семьи, и другие мероприятия.
Кстати, каждый год для Международного дня семей выбирается определенная тема. Так, в разные годы девизом Дня были: «Содействие социальной интеграции и солидарности поколений», «Обеспечение баланса между трудовой деятельностью и выполнением семейных обязанностей на благо семей и общества в целом», «Решение проблем малоимущих семей и проблем социальной изоляции», «Влияние миграции на семьи во всём мире», «Семьи и инвалиды», «Воздействие ВИЧ и СПИДа на благополучие семьи», «Семьи и старение — возможности и задачи», «Создание семей на основе партнерства», «Мужчины — главные? Гендерное равенство и права детей в современных семьях», «Семья, здоровый образ жизни и устойчивое будущее», «Семья, образование и благосостояние», «Семья и инклюзивное общество», «Семьи и меры по борьбе с изменением климата» и другие.
Напомним, что Всероссийский день семьи, любви и верности отмечается ежегодно 8 июля.
Международный день отказника от военной службы по убеждениям совести.

Международный день отказника от военной службы по убеждениям совести (англ. The International Conscientious Objectors’ Day) отмечается ежегодно 15 мая.
Отказники — это те люди, которые по моральным или религиозным соображениям отказываются принимать участие в вооруженных конфликтах или вступать в армию.
Этот День был учрежден на первой международной встрече отказников от военной службы в Копенгагене в 1981 году. А 15 мая 1997 года немецкий федеральный парламент, Бундестаг, издал резолюцию о реабилитации тех, кого преследовало нацистское военное правосудие за отказ от службы по личным убеждениям и за дезертирство по этим же причинам.
Чтобы лучше понять идеологию этой даты, обратимся ко времени Второй мировой войны. Нацистское военное правосудие практиковало жестокое преследование тех, кто не хотел участвовать в военных действиях на стороне немецкой армии и считал действия фашистов преступлением. В результате «дезертирам» было вынесено более 30 тысяч смертных приговоров, 25 тысяч из них были приведены в исполнение.
В майской резолюции 1997 года Бундестаг признал, что приговоры нацистских военных судов были несправедливы и не соответствуют ценностям современного правового государства. «Вторая мировая война была войной агрессии и истребления, преступлением, совершенным нацистской Германией», — говорится в документе.
15 мая 2001 года, в четвертую годовщину с начала празднования этой даты, в бывшем концентрационном лагере «Бухенвальд» открыли мемориальный камень в память отказников и дезертиров нацистской армии, чтобы почтить заслуживающий уважения поступок людей, осмелившихся пойти против нацистского режима, рискуя собственной жизнью. Надпись на камне гласит: «В память о жертвах нацистского военного правосудия, которые отказались служить в армии, так как не хотели служить криминальному режиму. За период с ноября 1944 года по март 1945 года несколько сотен обвиненных военным судом были посланы в концентрационный лагерь «Бухенвальд». Почти все из них были отправлены отсюда в концентрационный лагерь «Миттель-Дора». Многие не выжили».
Также организаторы этой акции потребовали правовой реабилитации умерших и оставшихся в живых дезертиров, заявив о необходимости достойной компенсации за их страдания в тюрьмах и концентрационных лагерях.
Однако проблема отказа от военной службы по убеждениям совести существует и в современном обществе. Во многих странах мира сегодня для таких людей практикуется замена военной службы на гражданскую работу. Так, в подавляющем большинстве европейских стран, в том числе и в России, право на отказ от военной службы и замену ее альтернативной гражданской службой является конституционной нормой. Но в некоторых государствах такого права отказники не имеют.
Поэтому сегодняшняя дата призвана привлечь внимание мировой общественности к проблемам отказников от военной службы по убеждениям совести, а также почтить память всех тех, кто погиб в рамках преследования за отказ от военной службы по убеждениям и за дезертирство.
В ряде государств в этот день правозащитные организации проводят различные акции, памятные и просветительские мероприятия, посвященные вопросам отказа от военной службы в той или иной стране.
Международный день климата.

15 мая мир отмечает Международный день климата. Учреждение этого неофициального экологического праздника стало ответом на призыв метеорологов защищать климат как важный ресурс, влияющий на благосостояние нынешних и будущих поколений.
Сохранение климата – одна из глобальных проблем, которые сегодня стоят перед человечеством. Глобальное потепление, повышенное содержание озона в атмосферном слое, естественные катаклизмы, изменение погодных условий на планете – все это ведет к ухудшению климата Земли и, как следствие, оказывает негативное влияние на продовольственную, жизненную и имущественную безопасность людей, плачевно сказывается на состоянии природных ресурсов и сбалансированном развитии государств.
Современные науки не могут ответить на вопрос, как быстро наступит катастрофическое изменение климата в случае дальнейшего повышения температуры на Земле. Однако, по мнению экологов и метеорологов, отсрочить эти изменения человечеству вполне под силу.
К числу основных проблем, которые ведут к необратимым климатическим изменениям на планете, относится повышение концентрации парниковых газов в атмосфере. Впервые это явление обсуждалось на мировом уровне в 1992 году – на так называемом Саммите Земли в Рио-де-Жанейро. Представители более 180 стран мира (включая Россию и страны бывшего СССР) подписали рамочную Конвенцию ООН об изменении климата (РКИК). Это соглашение определило общие принципы действий государств, направленные на стабилизацию парниковых газов в атмосфере на том уровне, который не грозит климатической системе Земли глобальным антропогенным воздействием.
В конце 1997 года на третьей конференции сторон РКИК, проходившей в Киото (Япония), в дополнение к Конвенции был принят знаменитый уже Киотский протокол – международный документ, обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008–2012 годах по сравнению с 1990 годом.
Спустя 10 лет, в декабре 2007 года, на Бали (Индонезия) состоялась еще одна конференция ООН, посвященная вопросам изменения климата. Ее участники – представители более 190 государств – подписали международное соглашение, призывающее мировых лидеров предпринять нужные меры, с тем, чтобы торгово-промышленный сектор снизил эмиссию углекислого газа.
Сохранение климата Земли зависит и от каждого жителя планеты. Внести свою лепту не так уж и сложно. Для этого можно, например, реже пользоваться автомобилем, использовать в своей квартире энергосберегающие источники освещения, участвовать в посадках деревьев и защищать зеленые насаждения. Казалось бы, мелочи… Но эти «мелочи», помноженные на население планеты, приобретают огромное значение.
Именины:
Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Роман, Зоя.
Хроника знаменательных событий в истории.
15 мая 1484 г. 538 лет назад, в Московском Кремле заложен Благовещенский собор.

На соборной площади Московского Кремля по велению Великого князя Иоанна III Васильевича (6) 15 мая 1484 года состоялась закладка каменного здания Благовещенского собора – православного храма в честь Благовещения Богородицы.
Псковские мастера возвели белокаменный собор за 5 лет. В 1489 году, (9) 18 августа, митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о 9 главах и построен по образцу греческих храмов 10 века. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы.
В настенной росписи на паперти Благовещенского собора есть изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения.
Благовещенский собор имеет сложную историю реконструкции. Он серьёзно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею».
Иконостас собора содержит иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком, одна из них – главная святыня храма – чудотворная икона Божией Матери Донская. До 18 века являлся домовой церковью Московских государей; его протопопы одновременно были духовниками царей. В петербургский период придворный статус протопресвитеров собора сохранился.
В ноябре 1917 года, во время революционных событий, храм значительно пострадал — попаданием снаряда было уничтожено грозненское крыльцо, которое не было восстановлено. А после перенесения столицы из Петербурга в Москву в марте 1918 года новое правительство разместилось в Кремле. Большевики сделали Кремль закрытым для свободного посещения, также были закрыты большинство его храмов, в том числе и Благовещенский собор, который впоследствии превратили в музей. Благовещенский собор функционировал в этом качестве до 1993 года. На сегодняшний день он является одной из наиболее древних действующих святынь православия на территории России. А на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) в соборе совершает богослужение Патриарх Московский и всея Руси.
15 мая 1867 г. 155 лет назад, основано Российское общество Красного Креста.

В 1854 году, во время Крымской войны, великая княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Общину сестер милосердия, которых готовили для работы в военных госпиталях осажденного Севастополя. Эта Община стала прообразом Общества Красного Креста.
(3) 15 мая 1867 года император Александр II утвердил Устав «Общества попечения о раненых и больных воинах», что стало датой основания Общества, которое в 1879 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК). Оно находилось под покровительством Императрицы Марии Александровны.
Россия была одной из первых стран в мире, где было создано общество Красного Креста. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. Отряды общества работали на полях сражений в период франко-прусской (1870-1871), греко-турецкой (1897), русско-японской (1904-1905), Первой мировой и других войн и конфликтов.
РОКК помогало раненым воинам и в мирной жизни. Они получали бесплатное лечение, для увечных воинов открывались инвалидные дома, а для семей погибших – детские приюты, вдовьи дома, училища для сирот. Также деятельность РОКК была направлена на помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий, пожаров, голода и эпидемий.
К концу 19 века РОКК представляло собой разветвленную структуру с широкой сетью местных учреждений в губернских и уездных городах. На свои средства РОКК открывало постоянные больницы, бесплатные столовые, ночлежки и приюты. Источниками финансирования являлись пожертвования частных лиц, проценты с ценных бумаг и различные сборы.
После Революции 1917 года гуманные традиции и ценный опыт РОКК были приняты новой организацией Советским Красным Крестом и получили широкое развитие в его деятельности. В 1934 году Советский Красный Крест был принят в Международную Лигу Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
В годы Великой Отечественной войны Красным Крестом было подготовлено и направлено на фронт большое количество медсестер, дружинниц и санитаров. Они оказывали помощь раненым на полях сражений, работали в госпиталях, обслуживали санитарный транспорт, организовывали систему донорства и т.д. 18 воспитанниц Красного Креста были удостоены звания Героя Советского Союза.
В послевоенное время Советский Красный Крест, как и прежде, помогал народам зарубежных стран в ликвидации опасных инфекционных заболеваний и в развитии здравоохранения. Санитарные отряды работали на ликвидации эпидемий в Маньчжурии, Польше, КНДР. Были открыты больницы в Иране, Эфиопии, Алжире, Северной Корее.
В 1960-х годах для оказания медико-социальной помощи одиноким больным, ветеранам войны и труда на дому комитеты Общества создали службу патронажных медицинских сестер. При Аварии на Чернобыльской АЭС комитеты Общества проводили разъяснительную работу среди населения, оказывали помощь пострадавшим, отправляли в зараженные районы экологически чистые продукты.
В 1992 году, в связи с распадом СССР, был принят документ «О ликвидации Советского Красного Креста». Его правопреемником стало Российское общество Красного Креста (РОКК). Сегодня РОКК – это общественная благотворительная организация, которая является участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, и всю свою деятельность направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям.
15 мая 1930 г. 92 года назад, американка Эллен Черч стала первой в мире стюардессой.

Американка Эллен Черч (Ellen Church, 1904—1965), медсестра из штата Айова, считается первой в мире стюардессой.
Заинтересовавшись авиацией, Эллен поступила на летные курсы, но когда она обратилась к одному из менеджеров авиакомпании Boeing Air Transport с вопросом: будет ли у нее возможность стать пилотом, тот ответил, что считает гораздо более перспективной другую ее идею — ввести на воздушных кораблях новую должность, аналогичную должности проводника на железной дороге.
Руководство компании одобрило это предложение, поскольку оно имело и хорошую коммерческую составляющую — ведь стюарды-женщины были бы удачным пропагандистским ходом: присутствие в самолёте молодых девушек, не боящихся всё время летать, успокаивало бы и пассажиров. К тому же навыки медсестры могли пригодиться в полёте, особенно если учесть, что на тогдашних низко летящих самолётах сильно трясло и качало, и многие пассажиры чувствовали себя не слишком хорошо.
Эллен Черч было предложено набрать группу из семи медсестёр не старше 25 лет и не тяжелее 115 фунтов (около 52 кг), готовых стать стюардессами за приличную по тогдашним меркам плату 125 долларов в месяц.
После нескольких месяцев подготовки стюардессы приступили к полетам — и первый полёт в этой группе совершила сама Черч 15 мая 1930 года на рейсе Сан-Франциско — Шайенн. В последующие три года почти все американские авиакомпании обзавелись отрядами стюардесс, и их появление действительно поспособствовало популяризации пассажирской авиации.
Во время Второй мировой войны Эллен Черч служила медсестрой на медицинском самолёте, вывозившем раненых солдат из Северной Африки и Италии, а затем в санитарном поезде во Франции. Она была награждена рядом медалей. Аэродром Черч Креско в ее родном городе Креско назван в честь первой в мире стюардессы — Эллен Черч.
15 мая 1935 г. 87 лет назад, состоялось открытие первой линии Московского метрополитена.

В 1863 году в Лондоне было построено первое в мире метро – линия внеуличной железной дороги для поездов с паровой тягой. Уже тогда метрополитен показал огромные преимущества перед наземным городским транспортом и стал быстро развиваться.
Самые первые идеи по строительству метро в Москве появились еще в 1875 году. Инженер Титов предложил проложить железнодорожный тоннель от Курского вокзала до Марьиной рощи, но до проекта дело так и не дошло.
В 1902 году инженеры П.Балинский и Е.Кнорре предложили проект, который предусматривал соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией, а через Красную площадь и у Пушкинской площади поезда должны были двигаться по эстакаде. Но городская Дума отклонила идею, обосновав отказ недостаточной проработанностью проекта. К тому же большую роль сыграло и существовавшее на тот момент трамвайное лобби, – в те годы трамвай в Москве приносил большую прибыль в городскую казну.
Однако, через несколько лет к идее строительства метрополитена в Москве все же вернулись, причем уже сами городские власти. Население столицы стремительно росло, и, соответственно, обострялись транспортные проблемы. Но начавшаяся Первая мировая, затем гражданская война и последовавшие за ними экономические трудности и отсутствие кадров отодвинули решение транспортной проблемы на неопределенное время.
В очередной раз к идее строительства метро вернулись в 1924 году. Управлением московских городских железных дорог был разработан проект сети метро из 4 диаметральных и 1 кольцевой линий, а в июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о начале строительства. Главным организатором строительства был назначен Л.Каганович.
15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие первой линии Московского метрополитена, и началось регулярное движение четырехвагонных поездов. Линия шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую», ее общая протяженность была 11,2 км. На линии было сооружено 13 станций и 17 вестибюлей. Первоначально метрополитен столицы носил имя Л.Кагановича.
В конце 1930-х годов было открыто еще две линии и несколько станций. Дальнейшие проекты строительства были отложены во время Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище, а когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, метро предполагалось уничтожить, чего, к счастью не произошло, и вскоре оно вновь начало функционировать.
В послевоенные годы строительство продолжилось. В 1954 году было завершено сооружение «Кольцевой линии», а в 1960-е годы развивалась концепция радиальных линий, соединенных сначала лишь с Кольцевой, а затем радиусы были объединены в диаметральные линии. В 1958 году на станциях были установлены первые монетные турникеты. Московский метрополитен награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
В настоящее время ежедневно услугами метрополитена пользуются в среднем более 7 миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов (это наивысший показатель в мире). Сегодня Московский метрополитен – это 14 линий, протяженностью более 408 км, на которых расположены 233 действующие станции.
Многие станции меняли свои названия, а некоторые – и не по разу. Также в состав метрополитена входит монорельсовая дорога. И, конечно же, Московское метро всемирно известно богатой отделкой многих станций с замечательными образцами искусства эпохи социалистического реализма, 48 из них признаны объектами культурного наследия, а более 40 являются памятниками архитектуры.
15 мая 1945 г. 77 лет назад, Московское радио передало последнюю оперативную сводку Совинформбюро.

«От Советского информбюро…». Этими словами, произнесенными знакомым всему миру голосом диктора Юрия Левитана, начинались фронтовые сводки с первых дней Великой Отечественной войны. Советское информационное бюро (Совинформбюро, СИБ) было создано на третий день войны – 24 июня 1941 года – на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) с целью «…освещать в печати и по радио международные события, военные действия на фронтах и жизнь страны».
Но перед Совинформбюро была поставлена и более широкая задача – стать первым в истории страны органом внешнеполитической пропаганды. В состав Совинформбюро входили военный отдел, отдел контрпропаганды, отдел международной жизни, литературный и другие отделы.
Все сводки Совинформбюро в обязательном порядке доставлялись Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину.
Большинство известных советских писателей сотрудничало с СИБ. Среди них – Вера Инбер, Валентин Катаев, Евгений Петров, Борис Полевой, Константин Симонов, Николай Тихонов, Алексей Толстой, Александр Фадеев, Константин Федин, Корней Чуковский, Михаил Шолохов, Илья Эренбург и многие другие.
Под руководством СИБ работали антифашистские комитеты и организации: Еврейский антифашистский комитет, Антифашистский комитет советских женщин, Антифашистский комитет советской молодежи и другие. Их задачей также являлась консолидация советского народа и мировой общественности в борьбе против фашизма.
Последняя оперативная сводка от Совинформбюро вышла на московском радио 15 мая 1945 года. Тогда Юрий Левитан сообщил: «Приём пленных немецких солдат и офицеров на всех фронтах закончен». Всего за годы Великой Отечественной войны прозвучало более двух тысяч фронтовых сводок.
В послевоенный период Совинформбюро было передано в ведение Совета Министров СССР, его штат увеличен, а основное внимание сосредоточено на освещении внутренней и внешней политики СССР за рубежом и событий в странах народной демократии. В 1953 году Совинформбюро вошло в состав Министерства культуры СССР, а в 1957-м передано в ведение Государственного Комитета по культурным связям с зарубежными странами при Совете Министров СССР.
Постановлением ЦК КПСС от 5 января 1961 года Совинформбюро было ликвидировано и на его базе создано Агентство печати «Новости» (АПН).
15 мая 2018 г. 4 года назад, состоялось открытие Крымского моста.

15 мая 2018 года состоялось знаменательное событие в истории современной России. В этот день прошла официальная церемония открытия Крымского моста, именуемого также и Керченским.
Идеи строительства моста, соединяющего Керченский и Таманский полуострова, то есть соединяющего материковую часть России с Крымом, рождались ещё в 19 веке. Однако воплощению идеи в жизнь способствовали политические события на Украине, обратившиеся в 2014 году политическим кризисом, незаконным отстранением от власти президента страны и приходом к власти на Украине националистически настроенных политических элементов. Антироссийская риторика и ущемление прав русскоязычного населения Украины особенно остро проявилась на востоке страны (в Луганской и Донецкой областях), а также в Крыму, где граждане встали на защиту своих гражданских прав, открыто выступив против незаконной узурпации власти в стране и политики в отношении русского языка и русскоязычного населения.
В марте 2014 года в Крыму был проведён референдум, в ходе которого жители полуострова единодушно высказались за независимость от Украины и воссоединение с Россией. Крым вошёл в состав Российской Федерации на правах субъекта – Республики, а Севастополь – как город федерального значения.
Обострение отношений между Россией и Украиной на этой почве, а также введение политических и экономических санкций в отношении РФ со стороны западных стран лишь ускорили процессы интеграции полуострова Крым в состав России. Провокации со стороны Украины, а также острая экономическая и социальная необходимость подтолкнули руководство РФ к незамедлительной разработке и реализации плана по строительству моста, соединяющего Крым с Таманским полуостровом.
Этот проект получил приоритетное значение и контролировался лично Президентом России В.В. Путиным. К строительству моста было привлечено огромное число специалистов: конструкторов, инженеров, экологов, археологов. На стройке трудилось свыше 10000 человек, а в пиковые периоды численность рабочих достигала 15 тысяч. К разработке проекта и его реализации было привлечено свыше 200 организаций-смежников со всей страны.
19 марта 2014 года Президент РФ поставил перед министерством транспорта задачу строительства в наиболее возможно сжатые сроки транспортного перехода через Керченский пролив. Переход должен был включать в себя как автомобильную, так и железнодорожную магистрали. К лету 2014 года уже была подготовлена предварительные смета и план строительства. Было решено отказаться от идеи тоннеля, а также от идеи строительства моста от косы Чушка, чтобы не нарушать на время строительства действующую паромную переправу.
В феврале 2016 года начались непосредственные работы по возведению моста, чему предшествовали подготовительные строительные работы.
Всего два года и два месяца потребовалось строителям, чтобы ввести в строй автодорожную часть моста. В апреле 2018 года на этой части моста уже была произведена укладка асфальта и контрольные работы, после чего 15 мая 2018 года состоялась торжественная церемония открытия автодорожной части Крымского моста. В церемонии открытия принял участие Президент России В.В. Путин, севший за руль КамАЗа, двинувшегося по мосту первым. Переход колонны автомашин по мосту занял всего 16 минут.
Крымский мост общей протяжённостью 19 километров стал самым длинным из построенных Россией мостов. Он является и самым длинным в Европе. Мост начинается на полуострове Тамань вблизи одноимённой станицы, проходит над Керченским проливом, островом Тузла, огибает мыс Ак-Бурун и заканчивается на Керченском полуострове. Над судоходной частью Керчь-Еникальского канала высота пролётов моста составляет 35 метров, не препятствуя, таким образом, прохождению под мостом судов.
Сдача автомобильной части моста, запланированная на декабрь 2018 года, прошла досрочно.
Церемония открытия моста завершилась поздравлением всех россиян главой государства, главой Республики Крым, в котором они выразили благодарность строителям и всем, кто принимал участие в проектировании и возведении моста. После митинга состоялся праздничный концерт с выступлением звёзд российской эстрады.
16 мая 2018 года открылось движение автотранспорта массой до 3,5 тонн по Крымскому мосту, и к концу дня общая численность пересёкших мост в обоих направлениях автомобилей составила около 14 000 единиц, а к середине июля по мосту проехало свыше 1 миллиона автомобилей.
С 1 октября 2018 года автомобильный мост был открыт для грузовых автомобилей массой свыше 3,5 тонн. Усилия строителей моста были обращены к его железнодорожной части, которую торжественно запустили в декабре 2019 года для пассажирских поездов.
Открытие Крымского моста (именно это название стало официальным) с пропускной способностью не менее 40 000 автомобилей и 47 пар поездов в сутки не просто стало важным шагом для решения вопросов социально-экономического характера в регионе, но и превратилось в настоящий символ единения России и Крыма.
Персоны:

? — 15 мая 1157 (865 лет назад).
Он постоянно стремился дотянуться из своих северо-восточных земель до власти в Киеве, за что и получил от летописцев свое прозвище Долгорукий, и в то же время он является основателем будущей столицы Москвы и того государства, которое через череду превращений стало современной Российской Федерацией.
Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, родился по разным источникам или в 1091 году или в 1095 году. Молодым воином он участвовал в самом известном и удачном походе русских князей на половцев в 1111 году.
После победы отец женит его на дочери одного из половецких князей и отправляет Юрия управлять в Ростовско-Суздальскую землю. Вместе с молодым князем отправляется боярин Георгий Симонович, который первое время помогает управлять молодому князю.
Юрий Долгорукий был первым князем, который правил Ростовско-Суздальской землей более сорока лет. До него младшие дети князей лишь ненадолго задерживались на княжении в этих землях, и часто бывало, что земля подолгу вообще оставалась без князя.
О деятельности Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле летописи сообщают крайне мало.
Гораздо подробнее описаны его войны, особенно в южном направлении. В 1120 Юрий возглавил успешный поход на Волжскую Булгарию. Это единственное его деяние при жизни отца, которое попало в летописи. В 1125 он участвовал в похоронах отца в Киеве, после чего вернулся в свою волость. Именно своему сыну Юрию передал свою шапку Мономаха великий киевский князь Владимир.
В период правления Юрия Долгорукого фактической столицей Ростово-Суздальской земли стал Суздаль. Возвышение Суздаля, началось еще в 11 веке, свидетельство чему – термин «Суздальская земля». При Юрии Долгоруком этот процесс ускорился. В конце своего правления Юрий жил в Суздале, где строились великолепные храмы.
Скончался Юрий Долгорукий 15 мая 1157 года в Киеве.

30 марта 1776 (246 лет назад) — 15 мая 1857 (165 лет назад).
Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных графа Миниха села Карповка Новгородской губернии (19) 30 марта 1776 года. Называют и другой год рождения художника – 1780.
Василий получил начальное образование в народной школе. В начале 1790-х годов у Тропинина сменился хозяин – он был передан в качестве приданого дочери Миниха ее мужу графу Моркову.
Новый хозяин оценил творчество крепостного художника и сначала сделал его своим доверенным лицом, а потом подписал ему вольную. Живописи он учился в Академии художеств. За написанные им картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» Тропинин стал так называемым «назначенным» академиком, иными словами, кандидатом в академики.

Через год, написав «Портрет медальера К.А. Леберехта», Тропинин был признан полноправным академиком.
В 1824 году он поселился в доме на Ленивке, где и прожил всю свою оставшуюся жизнь.
В историю русской живописи он вошел как талантливейший портретист, по работам которого нам известны многие выдающиеся деятели культуры, искусства и просто жители Москвы первой половины 19 века.

Тропинин создал целую галерею портретов женщин за работой. Кроме упомянутой «Кружевницы» это были «Золотошвейка», «Пряха». Он же написал известные портреты славянофила Юрия Самарина, Платона Зубова, Александра Пушкина и многих других.
Василий Тропинин прожил долгую и насыщенную жизнь и умер (3) 15 мая 1857 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

15 мая 1798 (224 года назад) — 15 апреля 1859 (163 года назад).
Иван Иванович Пущин — русский поэт, мемуарист, декабрист, лицейский друг А.С. Пушкина, родился (4) 15 мая 1798 года в Москве. Образование получил в Царскосельском лицее (1810–1817).
Тотчас же по выходе из лицея Пущин вступил в первое тайное общество, основанное в 1817 году, и был одним из деятельных его членов. По окончании курса служил некоторое время в гвардейской конной артиллерии, а после, в 1823 году, принял звание судьи московского надворного суда.
Еще в 1816 году Пущин вошел в политический кружок «Священная артель», в 1818 году — в «Союз благоденствия», позднее — в Северное общество декабристов. Он принимал активное участие в подготовке восстания на Сенатской площади (14) 26 декабря 1825 года, был арестован (16) 28 декабря.
Верховный уголовный суд 1826 года, признав его «виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов», – приговорил его к смертной казни, которая заменена была пожизненной каторгой.
В 1826 году Пушкин написал Пущину послание, исполненное необычайной теплоты и полученное адресатом в Чите только через два года. В последний раз упоминает о нем великий поэт в 1827 году, в стихотворении «19 октября».
Пущин был возвращен из ссылки в 1856 году.
От него остались «Записки о дружеских связях с А.С. Пушкиным» и «Письма из Ялуторовска» (1845) к Энгельгардту, сообщающие сведения о его жизни там, о товарищах, о самом Ялуторовске и его жителях.
В 1857 году Пущин женился на Наталье Дмитриевне Апухтиной, вдове декабриста Михаила Александровича Фонвизина.
Последние годы жизни Иван Иванович Пущин провел в имении жены Марьино в Бронницах Московской губернии, где и умер (3) 15 апреля 1859 года. Похоронен он был там же, у стен собора Михаила Архангела в семейной усыпальнице Фонвизиных.

15 мая 1845 (177 лет назад) — 15 июля 1916 (106 лет назад).
Илья Ильич Мечников родился (3) 15 мая 1845 года в селе Ивановка под Харьковом, в семье помещика.
В 1864 году Мечников окончил Харьковский университет. В последующие годы он проходил стажировку в Германии у Р.Лейкарта и К.Зибольда. В 1867 году защитил диссертацию магистра, а через год и докторскую диссертацию в университете Петербурга. С 1870 по 1882 год работал профессором в Одесском Новороссийском университете.
В 1882 году Мечников открывает явление фагоцитоза и разрабатывает фагоцитарную теорию иммунитета. Издает множество трудов по бактериологическим вопросам, в частности рассматривает проблемы возникновения и развития холеры, туберкулёза и множества иных инфекционных заболеваний.
В 1887 году Илья Ильич эмигрировал во Францию, где Луи Пастер предложил ему возглавить лабораторию в Парижском институте. С начала 1905 года Мечников становится заместителем директора этого института.
За свои работы в 1908 году удостоен Нобелевской премии в области физиологии и медицины за теорию фагоцитоза.
Великий ученый Илья Ильич Мечников умер 15 июля 1916 года в Париже от инфаркта миокарда.

15 мая 1848 (174 года назад) — 23 июля 1926 (96 лет назад).
Виктор Михайлович Васнецов, один из самых прославленных художников-модернистов, родился (3) 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии, в семье православного священника.
Первой его работой как художника стала роспись Вятского собора, совместно с сосланным в Вятку поляком Михалом Эльвиро Андриолли. Это было сразу после окончания духовной семинарии. Тогда Виктор Михайлович, утвердившись в своем желании стать живописцем, отправился учиться в Петербург, сначала в рисовальной школе Крамского, а после в академии художеств (в 1893 году стал ее действительным членом).
С 1878 года Васнецов являлся членом Товарищества передвижников, путешествовал по Европе — посетил Францию и Италию, затем жил в Петербурге и Москве.

Творчество Васнецова очень разнообразно. Начинал он с Передвижниками, и тогда его сюжеты были предельно бытописательны. К этому периоду относятся «Книжная лавочка», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру».
Настоящий пик творчества Васнецова приходится на тот период, когда он находит себя в стиле модерн. Его можно считать основоположником особого русского стиля. Для этого он преобразовал русский исторический стиль, обогатив его легендарными и сказочными сюжетами.
В то же время некоторые из картин этого периода представляют собой типичные для модернизма декоративные панно. Кто не знает «Аленушку», «Ивана царевича на сером волке», знаменитых былинных богатырей?

Принципы «Русского стиля» художник воплощал не только в живописи, но и в архитектуре. По его эскизам построен фасад Третьяковской галереи, возведена церковь Спаса-Нерукотворного в Абрамцево. Русский стиль в архитектуре являл собой стилизацию под русскую старину.
В 1883-1885 годах художник работал над созданием монументального панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве.
Позднее творчество Васнецова связано также с религиозными мотивами. Появляются картины «Распятый Иисус Христос», «Слово Божье», «Богоматерь с младенцем». Самой масштабной работой Васнецова стала роспись киевского Владимирского собора в 1885-1896 годах.
В советское время Виктор Михайлович продолжал заниматься творчеством — в основном он работал над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917-1926 и другие).
Умер художник Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве в возрасте 78 лет.

15 мая 1859 (163 года назад) — 19 апреля 1906 (116 лет назад).
Пьер Кюри (фр. Pierre Curie) родился в Париже 15 мая 1859 года. Он был с юности талантлив: шестнадцати лет от роду получил ученую степень бакалавра Сорбонны. С тех пор его деятельность была связана с физикой.
После окончания Парижского университета в 1877 году Кюри работал там же ассистентом, в 1882-1904 годах руководил практическими работами, а затем преподавал в Школе индустриальной физики и химии в Париже. С 1904 года он был профессором Парижского университета.
В период с 1883 по 1895 годы Кюри выполнил большую серию работ, в основном по физике кристаллов, которые и поныне не утратили своего значения для кристаллографов. С 1890 по 1895 годы он занимался изучением магнитных свойств веществ при различных температурах. Им была установлена зависимость между температурой и намагниченностью, впоследствии получившая название закона Кюри.
Еще в период работы над диссертацией, в 1894 году, Кюри встретился с Марией Склодовской, польской студенткой физического факультета Сорбонны. Они поженились в июле 1895 года, через несколько месяцев после защиты Пьером докторской диссертации.
В 1897 году, вскоре после рождения первого ребенка, Мари Кюри приступила к исследованиям радиоактивности, которые вскоре поглотили внимание Пьера до конца его жизни. С 1898 по 1904 годы Кюри опубликовали 36 работ по радиоактивности. Еще до завершения своих исследований Кюри побудили других физиков также заняться изучением этого явления.
В 1903 году Эрнест Резерфорд и Фредерик Содди высказали предположение о том, что радиоактивные излучения связаны с распадом атомных ядер. Кюри одними из первых поняли, что радий может применяться и в медицинских целях. Заметив воздействие излучения на живые ткани, они высказали предположение, что препараты радия могут оказаться полезными при лечении опухолевых заболеваний.
Шведская королевская академия наук присудила супругам Кюри Нобелевскую премию по физике 1903 года. Кюри были больны и не смогли присутствовать на церемонии вручения премий. В своей Нобелевской лекции, прочитанной два года спустя, Кюри указал на потенциальную опасность, которую представляют радиоактивные вещества, попади они не в те руки.
Пьер Кюри случайно погиб 19 апреля 1906 года в Париже, попав под конный экипаж.
Он прожил короткую, но яркую жизнь. Исследования продолжила семья: Мари Кюри унаследовала его кафедру в Сорбонне. В 1910 году ей удалось выделить чистый металлический радий, а в 1911 году она была удостоена Нобелевской премии по химии. Старшая дочь Ирен Кюри разделила со своим мужем Нобелевскую премию по химии 1935 года.
В честь Пьера и Марии Кюри назван искусственный химический элемент — кюрий.

23 февраля 1878 (144 года назад) — 15 мая 1935 (87 лет назад).
В советское время на протяжении многих лет имя Казимира Малевича находилось под негласным запретом. Сам художник в течение своей жизни также немало способствовал тому, чтобы максимально запутать факты личной и творческой биографии, предельно затруднить любые попытки внешнего проникновения в то удивительное явление, тот сгусток тонкой психической энергии, который мы называем Казимиром Малевичем.
Казимир Северинович Малевич родился (11) 23 февраля 1878 года близ Киева. Однако есть и другие сведения о месте и времени его рождения. Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко (по другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист). Мать была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста.
Казимир был первенцем в семье. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе.

В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже художник стал одним из активных участников футуристических выставок.
Был ли Малевич всего лишь художником-недоучкой? Достиг бы он высоких творческих вершин, если бы пытался реализовать свой талант в классических направлениях живописи? Эти вопросы никогда не найдут своего ответа.
Приход Малевича был обусловлен временем. Предреволюционное, зыбкое время уже выводило на сцену новое поколение творцов. Казимир Малевич очень тонко и остро чувствовал эти нарастающие подводные течения судьбы и умел попадать в самый эпицентр их круговорота, всякий раз успешно оказываясь на поверхности.
Полуграмотный самоучка, ставший всемирно известным художником, директором Ленинградского государственного института художественной культуры, автором целого ряда теоретических изданий, создателем собственного направления в изобразительном искусстве (супрематизма), Казимир Северинович не был случайным человеком.

Ловко лавируя в событийных потоках, Малевич поражал современников своей уникальной способностью поляризовать, наполнять энергией окружающее его пространство. Его произведения всегда вызывали и продолжают вызывать постоянные споры и столкновения самых противоположных точек зрения. Известный в России, в основном, как автор «Черного квадрата», за границей он стал подлинным символом революционного искусства.
Малевич умер 15 мая 1935 в Ленинграде. Творческое наследие художника до сих пор не получило и вряд ли когда-либо получит какую-то однозначную оценку специалистов и поклонников живописи. Однако его гигантский масштаб не могут отрицать даже самые ярые противники Казимира Малевича.

15 мая 1891 (131 год назад) — 10 марта 1940 (82 года назад).
Михаил Афанасьевич Булгаков родился (3) 15 мая 1891 года в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии. До осени 1900 года учился дома, затем поступил в первый класс Александровской гимназии, где были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявлял свои разнообразные способности: писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял устные рассказы и прекрасно их рассказывал.
После окончания гимназии в 1909 году он становится студентом медицинского факультета Киевского Императорского университета св. Владимира. В 1913 году женился на Татьяне Лаппа.
С началом первой мировой войны вместе с женой работал в госпитале, затем ушел добровольцем на фронт, работал в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов. В 1916 году, окончив университет, получил диплом с отличием и отправился в Смоленскую губернию земским врачом, что впоследствии нашло свое отражение в «Записках юного врача».
Гражданская война застала Булгакова в Киеве. Он видел закат «белого движения», стал свидетелем немецкой оккупации Украины в 1918 году, зверств петлюровских банд.
В 1919–1921 годах жил во Владикавказе, работал в газете «Кавказ». Здесь он начал писать для театра. В 1921 году переехал в Москву.
Во время нэпа литературная жизнь в России начала возрождаться, создавались частные издательства, открывались новые журналы. В 1922 году Булгаков опубликовал рассказы «Необыкновенные приключения доктора» и «Спиритический сеанс». Увидели свет многие произведения М.Булгакова: «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Сорок сороков», «Путевые заметки», «Багровый остров» и другие.
В 1924 году он работал в газете железнодорожников – «Гудок», объединившей в это время таких талантливых литераторов, как Олеша и Катаев, Ильф и Петров, Паустовский и другие. По инициативе МХАТа создал на основе романа «Белая гвардия» пьесу, которая была поставлена под названием «Дни Турбиных». В 1927 году завершил драму «Бег», которая была запрещена незадолго до премьеры.
В 1925 году в альманахе «Недра» была опубликована повесть «Роковые яйца», вызвавшая недовольство властей. Повесть «Собачье сердце», уже подготовленная к публикации, не была разрешена к печати (впервые была опубликована в 1987). С 1928 года Булгаков начал писать роман «Мастер и Маргарита» и работал над ним двенадцать лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. В 1965 году в журнале «Новый мир» был опубликован «Театральный роман», написанный в 1936–1937 годах.
В 1929-1930 годах не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой его строки. Он обратился с письмом к Сталину с просьбой разрешить ему выехать из страны или дать возможность зарабатывать на жизнь. После этого работал в МХАТ и Большом театрах.
Скончался Михаил Афанасьевич Булгаков 10 марта 1940 года в Москве.

15 мая 1900 (122 года назад) — 8 января 1967 (55 лет назад).
Николай Павлович Охлопков родился в Иркутске (2) 15 мая 1900 года в семье полковника. Во время учебы в кадетском корпусе много занимался искусством. Он учился в Школе живописи, ваяния и зодчества и занимался в консерватории в классе виолончели.
Вскоре он устроился в Иркутский театр мебельщиком-декоратором, но уже в 1918 году стал актером этого театра (сейчас театр носит имя Н.П. Охлопкова).
В 1921 году на одной из главных городских площадей Иркутска Охлопков поставил «массовое действо» в честь празднования 1 Мая, в котором принимали участия войска. В Молодом театре в 1922 году поставил пьесу «Мистерия-Буфф» Маяковского, после чего был отправлен в Москву. В столице Охлопков становится актером Театра Всеволода Мейерхольда в 1923 году и продолжает учиться в ГЭКТЕМАСе.
В период с 1930 по 1937 год возглавляет Реалистический театр. В 1938–1943 годах – становится актером и режиссёром Театра им. Вахтангова. В 1943 году принимает приглашение стать главным режиссёром Московского театра Революции (затем Театр драмы; и сейчас это Московский академический театр им. Владимира Маяковского).
Во время Великой Отечественной войны особенно ярко проявилась героико-патетическая направленность его искусства, публицистичность и эмоциональность натуры Николая Охлопкова. Это видно по таким спектаклям того периода как: «Фельдмаршал Кутузов», «Сирано де Бержерак», «Сыновья трёх рек».
Одна из самых выдающихся работа Охлопкова на сцене театра – спектакль «Молодая гвардия», поставленный в 1947 году по роману А.А. Фадеева. Особый строй постановки стал выражением поэтического раскрытия содержания произведения. Мощная духовная сила человека здесь органично слита с образом алого знамени.
«Гамлет», поставленный им в 1954 году, стал важным этапом в развитии таланта Охлопкова. В этой постановке режиссёр донес до зрителя философскую суть шекспировского театра. «Гамлет» в видении Охлопкова – героическая трагедия. Идея спектакля – моральная победа бурного гамлетовского мятежа над косностью и темнотой «мира-тюрьмы».
Как большинство режиссеров, Николай Охлопков занимался и педагогической деятельностью, преподавая в ГИТИСе. Также он снялся в нескольких фильмах: «Ленин в Октябре», «Александр Невский», «Повесть о настоящем человеке» и других.
Ещё при жизни актёра и режиссера, в 1953 году была выпущена книга автора А.М. Бейлина «Народный артист СССР Николай Охлопков».
Умер Николай Павлович Охлопков 8 января 1967 года в Москве.

3 марта 1914 (108 лет назад) — 15 мая 2002 (20 лет назад).
Татьяна Кирилловна Окуневская родилась 3 марта 1914 года на станции Завидово в Московской губернии. После окончания школы стала работать курьером в Наркомате просвещения и учиться на чертежных курсах. Однажды на улице ей предложили сняться в кино, но Татьяна отказалась. Тем не менее, оставила свои координаты.
Через некоторое время она была приглашена на небольшую роль в фильме. На съемках она познакомилась с Дмитрием Варламовым и вышла за него замуж. В браке родилась дочь. Замужество было неудачным, и Татьяна ушла от мужа.
В 1934 году Окуневская снялась в фильме «Пышка» Михаила Ромма, а уже через несколько месяцев ей была предложена главная роль в «Горячих денечках», которая стала для актрисы визитной карточкой.
В 1937 году ее отец был арестован и расстрелян. Татьяну как дочь врага народа уволили из театра, сняли с роли в кино.
Вокруг нее всегда было много знаменитых и именитых поклонников: режиссеры, поэты, политические деятели. В 1938 году она вновь вышла замуж — за писателя Бориса Горбатова.
В 1940 году она продолжила сниматься в кино: «Майская ночь», «Александр Пархоменко». В 1943 году актриса поступает в Театр Ленинского комсомола.
В 1948 году Татьяна Окуневская была арестована по ложному обвинению и провела более четырёх лет в лагерях. Вернувшись в Москву в 1954 году, она поселилась у своей дочери, играла второстепенные роли в театре. Жизнь в кино так и не сложилась.
Татьяна Кирилловна Окуневская скончалась 15 мая 2002 года и похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

15 мая 1925 (97 лет назад) — 22 февраля 2012 (10 лет назад).
Людмила Ивановна Касаткина родилась 15 мая 1925 года в небольшом селе под Вязьмой. Обучалась в оперной студии имени Шацкого в Москве, где закончила хореографическое отделение. На сцену Людмила Ивановна вышла в качестве балерины, но слабое здоровье заставило её бросить занятия балетом.
Закончив в 1947 году Государственный институт театрального искусства имени Луначарского, Касаткина стала выступать в Центральном театре Советской Армии, где продолжала свою работу до последних дней. В своём театре она исполнила более сорока ролей, участвуя в таких популярных спектаклях как «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея» и многих других.
Главная роль Лены Воронцовой в художественном фильме «Укротительница тигров» в 1954 году принесла ей всенародную известность и популярность. По ходу съёмок этой кинокартины Касаткина сама заходила в клетки к тиграм без дублеров.
Также характерные и запоминающиеся роли она сыграла в картинах своего супруга Сергея Колосова, это фильмы – «Укрощение строптивой», «Душечка» и «Вызываем огонь на себя».
Юные зрители хорошо знакомы с голосом актрисы по анимационному фильму «Маугли», над озвучиванием которого она работала в 1961-1971 годах.
В последние годы великая советская и русская артистка работала преподавателем в ГИТИСе, выступала на творческих встречах и играла на сцене театра Советской Армии.
Народная артистка СССР, Заслуженная артистка РСФСР, лауреат государственных премий, Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника» — Касаткина награждена многими орденами и медалями, она является обладателем призов различных международных кинофестивалей и других наград.
Людмила Касаткина умерла в Москве после длительной болезни 22 февраля 2012 года, пережив своего мужа всего на полторы недели.

15 мая 1926 (96 лет назад) — 25 февраля 2008 (14 лет назад).
Владимир Константинович Трошин родился 15 мая 1926 года в посёлке Михайловский Свердловской области и был десятым ребенком в многодетной семье рабочих. В 1935 году родители переехали в Свердловск.
Окончил музыкальную школу. В 1943 году в Свердловске проходил набор учащихся в Школу-студию МХАТ. Из 280 претендентов выбрали четверых, среди них был Трошин. В 1947 году Трошин успешно окончил Школу-студию МХАТ. На театральном поприще он довольно быстро достиг «степеней известных», получив уже в 25 лет награду, о которой тогда мечтал каждый творческий работник – Сталинскую премию, а позже став народным артистом РСФСР.
Однако всенародная известность пришла к нему в 1955 году, когда он вышел на эстраду с исполнением песен советских композиторов. Обычно его имя здесь связывается с «Подмосковными вечерами», которые он вначале записал для документального фильма, а затем исполнил и по радио. Но еще раньше Трошин поразил слушателей в спектакле МХАТ «Двенадцатая ночь», где среди прочих музыкальных номеров он замечательно исполнил «Песню шута», а его голос, особенно после «Подмосковных вечеров», стал своего рода характерной звуковой приметой того времени. Песни в исполнении Владимира Трошина звучали по радио с утра до вечера.
Тонкий лиризм Трошина не остался незамеченным. В эти годы он спел более пятисот произведений. Наиболее трогательные вещи из его репертуара: «В город приходит весна» (Н.Богословский – Б.Насонкин), «Субботний вечерок» (С.Туликов – В.Харитонов), «Зеленый огонек» (К.Молчанов – М.Матусовский), «Не тревожься» и «Весной» (обе – А.Новиков – В.Харитонов), «Жду весну» (Ю.Сокольский – В.Орлов), «По ночной Москве» (А.Бабаджанян – Г.Регистан). Настоящим шлягером на несколько сезонов стала в исполнении Трошина песня Э.Колмановского и В.Орлова «Тишина».
Трошин был кумиром целого поколения – его «думающий» бардовский голос и несказанно радовал, и печалил, и лечил растревоженные первым чувством души.
Но поколение взрослело, и его сердечные резонаторы меняли свою настройку. Песни Трошина «вышли из моды», слава померкла, хотя он периодически напоминал о себе и в 1960-е годы («Заправлены в планшеты космические карты…»), и в 1970-е, и позже…
Умер Владимир Константинович Трошин 25 февраля 2008 года в Москве, был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

15 мая 1940 (82 года назад).
Светлана Афанасьевна Светличная родилась 15 мая 1940 года в городе Ленинакане Армянской ССР (ныне – город Гюмри в Армении), в семье генерала. После окончания школы поступила во ВГИК на курс гениального режиссера и педагога Михаила Ромма.
В общежитии на одном из праздников Светлана познакомилась с Владимиром Ивашовым, который учился курсом старше. Вскоре они поженились. Через год у них родился сын Алеша. В творчестве эта пара актёров также была успешной.
Дебют Светланы в кино состоялся еще до замужества, она снялась в эпизодической роли Натки в киноповести «Колыбельная» Михаила Калика. Свою первую главную роль – роль Нади Колчиной в фильме «Им покоряется небо» режиссера Татьяны Лиозновой Светлана получила в 1961 году.
Как Ивашов, так и Светличная активно снимались в 1960-е годы. Очень часто фильмы с их участием имели успех у зрителей. У актрисы было много ролей, но самый большой успех Светличной пришел с картиной Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». После этой эпизодической роли Светличная стала известна в истории советского кино как первая актриса, показавшая стриптиз.
Были у Светличной и другие замечательные роли. Например, в известной комедии Эдмона Кеосаяна «Стряпуха» ей досталась роль Павлины Хуторной, в балладе про войну «Чистые пруды» Светлана сыграла Катю-русалку, в мелодраме «Неподсуден» – стюардессу Вику, в знаменитой картине «Семнадцать мгновений весны» – милую застенчивую немку Габи, влюбленную в Штирлица. Благодаря этим ролям у Светличной сложился имидж самой красивой актрисы СССР.
В семидесятые и восьмидесятые годы супруги снимались редко, а с начала 1990-х их совсем перестали приглашать на съемки. Большим ударом для обоих актеров стал развал Театра-студии киноактера. Светличная смогла принять роль просто жены, матери и доброй хозяйки. А вот Владимир свою невостребованность переживал болезненно.
Чтобы обеспечивать семью, он устроился простым рабочим на стройку. Непосильная работа и стала причиной его преждевременной смерти. 23 марта 1995 года Владимира Ивашова не стало. После смерти мужа Светличная осталась совершенно одна и даже некоторое время бедствовала, подрабатывала уборщицей. В этот период ей помогли ее сыновья.
В новом тысячелетии, после длительного перерыва Светличная вновь снялась в кино. Это были роли – в мелодраме Ренаты Литвиновой «Богиня» (2004), картинах «Куратор» (2008), «Девушка и смерть» (2012), телесериале «Гаражи» (2010) и других.
Светлана Афанасьевна очень любит живое общение со зрителем. Сейчас у нее бывает множество творческих встреч, как в городах России, так и за рубежом. Также актриса принимает участие в различных телевизионных программах и проектах.
Свободное время она любит проводить с друзьями и близкими людьми. Как талантливый дизайнер умеет создавать красивую одежду и головные уборы. Даже в свои годы Светличная остается женщиной до кончиков ногтей. Регулярно занимается физкультурой, тщательно следит за внешностью и с удовольствием ходит по модным бутикам.
Сегодня Заслуженная артистка РСФСР Светлана Афанасьевна Светличная живёт в Москве.

11 июня 1943 (79 лет назад) — 15 мая 2017 (5 лет назад).
Олег Борисович Видов родился 11 июня 1943 года в селе Филимонки, недалеко от Москвы, в семье экономиста и школьной учительницы. После окончания средней школы он учился в школе рабочей молодёжи и работал электриком на стройке телебашни в Останкино.
Актерский дебют Олега в кино состоялся в 1960 году в фильме «Друг мой, Колька!», где он сыграл маленькую эпизодическую роль. В 1961 году он стал студентом актерского факультета ВГИКа (мастерская Ю.Победоносцева и Я.Сегелая).
Еще будучи студентом, Олег получает главные роли в фильмах маститых режиссеров В.Басова и Э.Гарина – «Метель» и «Обыкновенное чудо», которые принесли начинающему актеру известность. В 1965 году он снялся в роли Князя Гвидона в фильме режиссера Александра Птушко «Сказка о царе Салтане».
После окончания института в 1966 году Видов стал актером Театра-студии киноактера, начал активно сниматься в кино и получил популярность, как исполнитель ролей благородных красавцев. В 1960-х годах он снялся в югославско-американо-итальянском фильме «Битва на Неретве» и в ряде других югославских фильмов.
В последующие годы Олег сыграл много интересных и ярких ролей, среди которых — главная роль в культовом для скандинавских стран датско-шведско-исландском фильме «Красная Мантия» (1968), роли в фильмах «Ватерлоо» (1970), «Джентльмены Удачи» и «Могила Льва» (1971), «Москва – любовь моя» (1974), «Легенда о Тиле» (1976), «Транссибирский экспресс» (1977), «Летучая мышь» (1978), «Благочестивая Марта» (1980), «Демидовы» (1983) и других. Особую известность актеру принесла роль в кинокартине «Всадник без головы» (1973), которая сделала его настоящей звездой экрана, он стал популярным и узнаваемым в народе.
В 1978 году Видов окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Ефима Дзигана) с отличием – его дипломная работа фильм «Переезд», где он выступил и режиссером, и сценаристом.
В 1983 году, во время съемок фильма «Оркестр» в Югославии Видов отказался возвращаться в СССР. Его побег всполошил советские власти, однако, вернуть его обратно они были уже не в силах — он перебрался в Италию. Именно там он вскоре встретил свою вторую половину — продюсера и журналистку по имени Джоан Борстен – дочь известного голливудского драматурга и публициста Орена Борстена.
В 1985 году актер перебрался жить в США, где они с Джоан поженились в 1988 году. В Америке Олег создал компанию «Films by Jove» (FBJ), которая в 1992 году стала правообладательницей на прокат 547 советских и российских мультипликационных лент.
С 1992 года по 2007 год он занимался реставрацией советских мультфильмов, перевел их на 35 языков и впервые организовал показ по ведущим каналам США и мира, что по оценке газеты Нью-Йорк Таймс стало большим вкладом в пропаганду русской культуры на Западе.
Также в США Видов продолжил и сниматься в кино. Первой американской картиной артиста стал фильм «Красная жара» (1988) — в нем он сыграл советского милиционера. Его партнером был Арнольд Шварценеггер. В Голливуде Видов снялся в кинокартинах: «Дикая орхидея» (1989), «Три августовских дня» (1992), «Пленник времени» (1993), «Любовная история», (1994), «Первый удар» (1996), «13 дней» (2000), «Скажи это по-русски» (2007), «Танго меняет все» (2011), «6 дней темноты» (2014) и других. Также в нескольких фильмах он выступил и в качестве продюсера.
Заслуженный артист РСФСР Олег Борисович Видов скончался 15 мая 2017 года в Уэстлейк Виллидж (штат Калифорния, США) от осложнений после онкологической болезни.

28 августа 1948 (74 года назад) — 15 мая 2005 (17 лет назад).
Наталья Георгиевна Гундарева родилась 28 августа 1948 года в Москве. Семья жила в коммуналке на Таганке. Здесь помнили лишения войны и преодолевали трудности послевоенных лет, здесь ценились труд и знания. Отец в юности батрачил, а после многие годы работал на заводе малолитражных автомобилей, пройдя путь от рабочего до инженера. Мать работала в проектно-конструкторском бюро инженером-проектировщиком.
Наталья с детства была увлечена театром. В театральное училище имени Щукина она поступила, пока мама была в отпуске, и после сдачи экзаменов была зачислена на курс, которым предстояло руководить Юрию Васильевичу Катину-Ярцеву. Товарищами Гундаревой по курсу были Юрий Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей.
В 1971 году после окончания Щукинского училища она стала актрисой Театра имени Маяковского, которому оставалась верна всю жизнь. В кино Наталья начала сниматься еще с 1966 года, в эпизодических ролях. Первой значительной ролью, принесшей актрисе успех, стала работа в картине Владимира Фетина «Сладкая женщина». Затем на Гундареву просто посыпались предложения о съемках от ведущих режиссеров страны.
Каждую свою роль на сцене и на экране актриса играла радостно, увлеченно, с удовольствием, будь это роль комедийная, требующая веселого азарта и звонкости, или роль, отмеченная сложным психологическим рисунком, или даже роль трагическая. У нее были роли, которые она любила больше, в ее жизни случались огорчительные и печальные события – но все это оставалось за пределами сцены и за рамками экрана. Потому что с ранних лет Наталья Георгиевна была убеждена, что актер работает для зрителей и должен дарить зрителям радость.
Наталья Гундарева была народной любимицей в буквальном смысле слова, зрители её боготворили. В 1970-80-х годах Гундарева была одной из самых популярных актрис советского кинематографа.
Актриса снялась в таких картинах, как «Одиноким предоставляется общежитие», «Осенний марафон», «Уходя-уходи», «Дульсинея Тобосская», «И жизнь, и слезы, и любовь…» , «Прощание славянки», «Зимний вечер в Гаграх», «Небеса обетованные», «Виват, Гардемарины!», «Московские каникулы», «Ее последняя любовь» и многих других.
Гундарева — Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР и премии Ника.
Скончалась замечательная актриса Наталья Георгиевна Гундарева 15 мая 2005 года в Москве, похоронена на Троекуровском кладбище столицы.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".