Международный день света.

16 мая празднуется Международный день света (International Day of Light), учреждённый ЮНЕСКО в ноябре 2017 года.
Появлению праздника предшествовала реализованная по инициативе ЮНЕСКО в 2015 году идея проведения Международного года света и световых технологий (The International Year of Light and Light-based Technologies, IYL2015). Успех акции и подтолкнул ряд представителей этой организации к рассмотрению резолюции об учреждении ежегодно отмечаемого праздника, посвящённого роли света в жизни человека. В тот год 147 стран провели более 13 тысяч мероприятий, посвящённых роли света в науке, культуре, искусстве, медицине, а также повседневной жизни человека.
Новый праздник призван пропагандировать роль света и световых технологий в современной науке, стимулировать развитие образования, наук, основанных на световых технологиях, а также внедрять в жизнь граждан всего мира результаты такой научной деятельности.
С точки зрения организаторов праздника, свет и основанные на нём технологии должны способствовать реализации планов устойчивого развития человечества, принятых ООН, через повышения качества жизни людей.
В качестве даты празднования был выбран день 16 мая, в который в 1960 году впервые в мире была проведена успешная демонстрация лазера, осуществлённая физиком и инженером Т.Майманом. Именно физические общества, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения разных стран, континентов и частей света образовали координационный совет, занимающийся вопросами организации и проведения мероприятий в рамках Международного дня света, а также рассмотрением и решением вопросов, связанных с поставленными задачами.
Среди целей, преследуемых при проведении мероприятий, посвящённых Дню: повышение осведомлённости и понимания того, каким образом свет и световые технологии влияют на нашу повседневную жизнь, а также на окружающий мир. Ведь существует и проблема, связанная с тем, что свет в тёмное время суток играет и пагубную, а иногда даже гибельную роль в жизни отдельных представителей фауны (проблема сохранения тёмного неба). Помимо этого, важной задачей координаторов мероприятий становится решение вопроса энергоэффективности путём создания и внедрения новых технологий в области света.
Доступность световых технологий в сфере промышленности и сельского хозяйства, здравоохранения, культуры и дизайна должна способствовать повышению качества жизни, сохранению и приумножению культурного наследия.
Международный день мирного сосуществования.

8 декабря 2017 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией (72/130) провозгласила 16 мая Международным днем мирного сосуществования (International Day of Living Together in Peace), с целью постоянной мобилизации усилий международного сообщества на поощрение мира, терпимости, единения, взаимопонимания и солидарности людей Земли.
Мирное сосуществование предполагает признание различий, умение слушать, понимать, уважать и ценить других, а также способность жить в мире и единстве.
В международном формате мирное сосуществование – это тип отношений между государствами с различным общественным строем, культурой, историей, традициями, который предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами, а разрешение всех спорных вопросов только путём переговоров, а также соблюдение других принципов в отношениях между государствами, закреплённых в международно-правовых документах.
Сама Организация Объединенных Наций была создана после Второй мировой войны с целью оградить грядущие поколения от бедствий и вероятности новых войн. Работа Организации заключается в налаживании международного сотрудничества в решении глобальных проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера, а также в поощрении и защите прав человека и основных свобод для всех вне зависимости от расы, пола, языка или религии.
Еще в 1997 году Генеральная Ассамблея провозгласила 2000 год «Международным годом культуры мира», а в следующем году период 2001-2010 годов – «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей мира». В октябре 1999 года Генассамблея приняла Декларацию и Программу действий по культуре мира, которые служат универсальным мандатом для международного сообщества, особенно системы ООН, в задачах поощрения культуры мира и ненасилия.
Такая декларация стала результатом развития концепции о том, что «мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». Ведь мир является не только отсутствием конфликта, но и позитивным, динамичным процессом участия, в котором поощряется диалог, и конфликты решаются в духе взаимопонимания и сотрудничества. Поэтому необходимо устранять в обществе все формы дискриминации и нетерпимости, в том числе по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущества, инвалидности, рождения или другого статуса.
И сегодня, в Международный день мирного сосуществования, ООН предлагает всем государствам-членам, организациям системы ООН и другим международным и общественным организациям и частным лицам отмечать эту дату в соответствии со своими культурными традициями и другими подходящими обстоятельствами или своими местными, национальными или региональными обычаями, в том числе в рамках просветительских мероприятий и мероприятий по повышению осведомленности общественности.
Напомним, что ежегодно 21 сентября отмечается Международный день мира.
День биографов.

Перефразируя известные слова, можно сказать: если биографии кто-то пишет, значит, их кто-то читает. И сегодня именно тот день, когда стоит перечитать биографию любимого писателя, артиста или познакомиться с жизнеописанием давно интересующего вас человека. А, может быть, найдется время, чтобы вспомнить детали собственной жизни и начать составлять автобиографию.
Почему именно сегодня? Потому что 16 мая отмечается День биографов (Biographers Day). Сегодня знающие и любознательные люди отмечают годовщину первой встречи Сэмюэла Джонсона (Samuel Johnson, 1709-1784) со своим биографом Джеймсом Босуэллом (James Boswell, 1740-1795). Мужчины встретились в одном из книжных магазинов Лондона в 1763 году, а результатом встречи и установившихся между ними отношений стала опубликованная в 1791 году двухтомная «Жизнь Сэмюэла Джонсона».
Как известно, англичанин Сэмюэл Джонсон, или Доктор Джонсон, как его чаще называли, был выдающимся критиком, лексикографом и поэтом второй половины 18 века. Самым знаменитым его трудом стал «Толковый словарь английского языка» (Dictionary of the English Language), над которым Джонсон работал 9 лет.
Шотландцу Джеймсу Босуэллу, писателю и мемуаристу, после встречи с Джонсоном выпала честь на протяжении многих лет записывать беседы Джонсона, его невероятно остроумные высказывания и критические замечания. «Жизнь Сэмюэла Джонсона», по мнению многих литературных критиков, стала величайшей биографией на английском языке, популярной и читаемой и по сей день.
Само слово биография произошло от двух древнегреческих слов — жизнь и пишу. Другими словами, биографией называют жизнеописание человека, созданное другим человеком или несколькими людьми. В большинстве случаев биография становится самым первым источником информации, которую мы хотим получить о человеке.
Именно благодаря скурпулезному и неутомимому труду биографов до наших дней дошли даже самые, казалось бы, незначительные сведения о жизни великих людей той или иной эпохи, о нравах и обычаях этой эпохи.
Одним из первых биографов можно назвать древнегреческого философа Плутарха. Хорошо известно имя первого издателя и биографа А.С. Пушкина — П.В. Анненкова, имя биографа Л.Н. Толстого — П.И. Бирюкова. К сожалению, имена многих выдающихся биографов забыты, но оставленные ими жизнеописания всегда будут ценным литературным наследием любой страны и неиссякаемым материалом для исследований.
Поэтому сегодняшний праздник — это еще один повод отметить заслуги тех, кто зачастую остается в тени.
Именины:
Викентий, Николай, Павел, Петр, Тимофей, Ульяна.
Хроника знаменательных событий в истории.
16 мая 1686 г. 336 лет назад, в Москве подписан «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой.

После долгих и трудных переговоров польско-литовские представители, с одной стороны, и выдающийся российский дипломат, начальник Посольского приказа князь Василий Васильевич Голицын, с другой, (6) 16 мая 1686 года подписали в Москве «Вечный мир».
«Вечный мир» – мирный договор между Россией и Речью Посполитой, подтвердивший условия Андрусовского перемирия 1667 года. Он закрепил за Россией Смоленск с окрестностями, Левобережную Украину, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Он также обусловил участие России в антитурецкой коалиции европейских государств «Священной лиге» – союзе Австрии, Речи Посполитой и Венеции.
Во исполнение условий «Вечного мира» Россия согласилась совершить поход против Крымского ханства (1687-1689), что вполне соответствовало ее собственным интересам. Взамен поляки навсегда отказывались от Киева – за единовременную компенсацию в 145 тысяч рублей.
Кроме того, согласно договору Речь Посполитая гарантировала своим православным подданным свободу вероисповедания. А также признала за Россией право на их защиту.
Договор вступил в силу сразу же по подписании и послужил основой русско-польского союза в Северной войне (1700-1721).
16 мая 1881 г. 141 год назад, в Германии открыто пассажирское движение на первом в мире трамвае.

К концу 19 века уличное движение в центре Берлина было сильно затруднено, так как население города насчитывало более миллиона человек. Электрический трамвай был одним из средств, которое могло бы помочь облегчить обстановку. В это время глава электрической компании инженер Вернер фон Сименс выступил с предложением начать строительство пассажирской электрической линии.
Весной 1879 года Сименс представил на Берлинской выставке первую в мире электрическую железную дорогу – «электролокомотив» с вагонами. Это изобретение стало сенсацией. Поезд из трех вагончиков вмещал 18 пассажиров и двигался со скоростью 7 км/ч. Многие посетители выставки проявили желание совершить поездку в этом удивительном поезде, который двигался «без пара и помощи лошадей».
К железным дорогам европейская публика уже успела привыкнуть, но поезд без дымящего паровоза – это удивило многих. Но отношение к электрификации транспорта у населения все же оставалось настороженным. Чтобы доказать жизнеспособность такого вида транспорта, Сименсу пришлось на собственные деньги строить демонстрационную модель трамвая на электрической тяге.
16 мая 1881 года на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Так было открыто пассажирское движение на первой в мире электрической железной дороге, что позволило заменить конную тягу на электрическую.
Трамвай, двигавшийся со скоростью 30 км/ч, за первые три месяца перевез более 12 тысяч пассажиров. Он, как и первый электровоз, двигался от электричества, поступавшего по рельсам. Привычная нам модель с дугой и проводами появилась в 1890 году. Трамвай, как вид пассажирского транспорта, очень быстро распространился по всему миру.
16 мая 1924 г. 98 лет назад, в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка».

16 мая 1924 года в Советском Союзе вышел первый номер журнала «Мурзилка», предназначенный для детей младшего школьного возраста – от 6 до 12 лет, который очень быстро стал популярным детским литературно-художественным изданием.
Мурзилка ведет свою историю аж с 1879 года, когда канадский художник и поэт Палмер Кокс (Palmer Cox) создал цикл стихов со своими иллюстрациями про маленький народец «брауни» (Brownie) – небольших человечков, родственников домовых, с коричневыми нечесаными волосами (за что и были названы «брауни»). Появившись впервые в журнале «Wide Awake», они начали триумфальное шествие сначала по Америке, а потом и по всему миру. В Россию же они попали, благодаря известной писательнице Анне Хвольсон, которая сделала вольный перевод текстов Кокса, дав персонажам другие имена. Так родилось имя Мурзилка.
В 1913 году в России вышла книга Хвольсон «Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков», где главным героем был Мурзилка – человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Эти сказки были очень популярны, но после революции 1917 года книжку больше не издавали, и об этом герое все забыли.
Вновь о Мурзилке вспомнили в 1924 году, когда при «Рабочей газете» создавался новый детский журнал, и это название понравилось всем. Но не помещать же на обложку советского журнала домового! Поэтому Мурзилкой стал рыжий беспородный щенок, который всюду сопровождал своего хозяина – мальчика Петьку. Но такой Мурзилка просуществовал недолго, и в 1937 году появился новый Мурзилка – некое пушистое существо желтого цвета, которое, претерпев некоторые изменения, дожило до настоящего времени. С тех пор символом детского издания «Мурзилка» является желтый пушистый персонаж, в красном берете и шарфе. И детям он очень нравится.
В советское время это был детский ежемесячный журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Он был рассчитан на октябрят, младших школьников, воспитанников старших групп детских садов. Основной задачей «Мурзилки» было коммунистическое воспитание детей в духе советского патриотизма, уважения к труду, коллективизма и товарищества.
Журнал публиковал рассказы, стихи, сказки, очерки и картинки о созидательном труде советских людей, героическом прошлом Родины. В живой, занимательной и доступной форме рассказывал детям об истории СССР, труде, природе, жизни школы, делах октябрят и т.д.
В создании и работе журнала участвовали известные деятели литературы и искусства советского периода. На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Елена Благинина, Николай Носов, Валентин Берестов, Юрий Коринец, Ирина Токмакова, Эдуард Успенский, Андрей Усачёв, Марина Москвина, Виктор Лунин, Леонид Яхнин, Михаил Яснов и другие.
Журнал «Мурзилка» издается до сих пор. В 2011 году он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания». За многолетнюю историю существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу.
В настоящее время в журнале публикуются произведения современных детских писателей, в том числе и зарубежных. Главным отличием «Мурзилки» является качественная детская литература. Здесь печатаются сказки, повести, детские рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы – современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают и сами читатели.
Современный «Мурзилка» – полноцветное глянцевое издание, как и прежде, насыщенное интересными, познавательными материалами на темы, которые привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Разнообразием тем и интересной подачей журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей. Многие материалы носят не только информационный характер, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки. Также здесь печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы.
«Мурзилка» – зеркало российской детской литературы. Ведь он по-прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах только лучшие образцы современной российской литературы для детей. Журнал выходит раз в месяц, тиражом 45 000 экземпляров (2017).
16 мая 1929 г. 93 года назад, в США состоялась первая церемония вручения «Оскаров».

«Оскар» – ежегодная национальная премия Американской академии киноискусства, непосредственно была задумана боссом студии Metro-Goldwyn-Mayer Луисом Мейером. Сегодня это главная кинопремия в США и одна из самых известных кинематографических наград в мире.
Впервые церемония вручения премий американской киноакадемии состоялась 16 мая 1929 года в отеле «Roosevelt» в Голливуде. Она длилась 15 минут, и на ней присутствовало около 250 человек. Кстати, название «Оскар» тогда еще не использовалось (оно появилось в 1934 году). Всем номинантам были вручены так называемые «Благодарственные отзывы».
Фильмы, принявшие участие в конкурсе, выбирали из картин, вышедших на экраны в 1927-1928 годах. А актеры номинировались не за конкретный фильм, а за все, в которых они снялись в течении года. Победители были известны за три месяца до самой церемонии, и эти результаты передавались в прессу, которая публиковала их одновременно с вручением наград. Так продолжалось до 1945 года, пока газета «Los Angeles Times» не обнародовала результаты более чем за два часа до церемонии, поэтому уже со следующего года появились запечатанные конверты.
Лауреатами первой премии стали фильмы: «Седьмое небо», «Восход солнца: песня двух людей» (получившие по три награды в разных номинациях), «Крылья» (две награды) и «Два аравийских рыцаря». А среди актеров победителями были названы Эмиль Яннингс и Джанет Гейнор. Специальных наград были удостоены Чарли Чаплин — «За универсальность и гениальность в актерской игре, написании, режиссировании и продюсировании фильма „Цирк“», и студия Warner Brothers — «За создание фильма „Певец джаза“, первой звуковой картины, которая произвела революцию в отрасли». Единственный раз за всю историю «Оскара» на этой церемонии вручалась награда за лучшие титры к немой кинокартине.
События первой церемонии вручения кинопремии передавались по радио, а начиная с 1953 года – по телевидению. Сегодня церемония вручения «Оскаров» транслируется в десятках стран мира в прямом эфире.
В течение порядка 70 лет церемония проводилась весной – в конце марта — начале апреля. А с 2004 года сезон церемонии изменился – сейчас ее сдвинули на конец февраля — начало марта. Церемония вручения «Оскаров» приносит экономике штата около 700 млн. долларов США (по цифрам 2007 года) и создаёт рабочие места примерно для 10 тысяч человек.
В отличие от большинства кинопремий, «Оскары» вручаются по результатам всеобщего голосования членов Академии (а не по выбору жюри). По данным на начало 2018 года, Американская киноакадемия состоит из более чем 7000 членов с правом голоса.
16 мая 1985 г. 37 лет назад, начало антиалкогольной кампании в СССР.

В 1985 году в СССР руководством страны решено было «отрезвить» население и привить ему стремление к здоровому образу жизни, в связи с чем была начата широкомасштабная антиалкогольная кампания.
7 мая Советом Министров СССР было принято постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», а 16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», что и стало началом антиалкогольной кампании в СССР, целью которой было борьба с пьянством, укрепление общественного порядка и трудовой дисциплины.
Указ, направленный на воспитание здоровых принципов в обществе и содержавший полезные идеи, не учел экономических, политических и нравственных факторов. Вместо того, чтобы вести комплексную и последовательную работу, сочетать стимулирующие и тормозящие меры, кампания была сведена в основном к запретам, «пугалкам» и штрафам.
В свою очередь, запреты и ограничения выступили своеобразными стимулом хорошо известных негативных тенденций: резко нарушились правила торговли, процветало самогоноварение, усилилось потребление суррогатов, появились огромные очереди в винно-водочные магазины, в аптеках пропали лекарственные препараты, содержащие спирт.
В стране, привыкшей жить в условиях нехватки всего и вся, возник новый жесточайший дефицит. Бутылка водки превратилась в эквивалент твердой валюты. Производство крепких спиртных напитков сократилось на 25%, площадь виноградников – на треть. Было закрыто или перепрофилировано большое количество спиртоводочных и винных заводов.
С большой помпой было создано Всесоюзное общество трезвости, члены которого обязались – не брать в рот спиртного ни при каких обстоятельствах. Туда начали «добровольно-принудительно» записывать тех, кто занимал в обществе какое-то положение и кому было, что терять.
Телевидение и радио пропагандировали безалкогольные свадьбы и новогодние застолья с лимонадом. Обсуждалось, надо ли вырезать из старых фильмов алкогольные сцены. Газеты тех лет были полны устрашающими цифрами количества связанных с пьянством преждевременных смертей, разводов, потерянных рабочих мест и уголовных преступлений.
Тем не менее, антиалкогольная кампания закончилась ничем, принеся бюджету миллиардные убытки. Общество трезвости последний раз напомнило о своем существовании весной 1989 года, когда по квоте общественных организаций получило одно место на Съезде народных депутатов.
Персоны:

1 ноября 1596 (426 лет назад) — 16 мая 1669 (353 года назад).
Яркий, декоративный стиль живописи Пьетро Да Картона представляет собой одну из вершин римского искусства эпохи барокко.
Пьетро Да Картона (итал. Pietro da Cortona, встречается также — Пьетро да Кортона или Пьетро Берреттини) родился в городке Кортона в Тоскане 1 ноября 1596 года. Учился живописи в Риме, у флорентийских художников Андреа Коммоди и Баччо Чарпи.
Наиболее известной его работой является плафон римского палаццо Барберини. Аллегорическая композиция, представленная на плафоне, прославляет папу Урбана VIII, члена семьи Барберини. Работа над ним продолжалась шесть лет, с 1633 по 1639 годы.

В 1637 году художник предпринял путешествие в Венецию и Флоренцию, где изучал произведения великих мастеров. «Триумф Венеции» Веронезе из Дворца дождей оказал сильное влияние на живописную манеру мастера.
В 1640-1647 годах Пьетро Да Картона жил и работал во Флоренции. Одной из работ того времени были фрески палаццо Питти, аллегорически изображающие планеты. Этой работой он предвосхитил манеру Луки Джордано, сумев великолепно передать живописными средствами воздушную перспективу.
В архитектурных и живописных работах он стремился к пространственному единству элементов, используя перспективу, тщательно разрабатывая декор, расставляя акценты посредством игры света и тени.
Самой значительной работой Пьетро Да Картона в области церковной монументально-декоративной живописи является композиция «Чудо св. Филиппа Нери и Небесное воинство» – роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта Мария Валличелла в Риме, работа над которой длилась почти два десятилетия с 1646 по 1665 годы.
Умер Пьетро Да Картона в Риме 16 мая 1669 года.

12 января 1628 (394 года назад) — 16 мая 1703 (319 лет назад).
Шарль Перро (фр. Charles Perrault) родился 12 января 1628 года в Париже.
Перро известен большинству современников как сказочник, между тем, он был маститым поэтом своего времени, академиком Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Его знали как публициста, сановника и академика. Он был адвокатом, первым приказчиком министра финансов Франции Кольбера.
Однако всемирную известность и память потомков принесли ему именно замечательные сказки «Кот в сапогах», «Золушка», «Синяя Борода». Литературная деятельность Шарля пришлась на то время, когда в высшем свете появилась мода на сказки. Сказки стали одним из любимых увлечений светского общества. Кто-то предпочитал слушать философские сказки, другие отдавали дань старинным сказкам, дошедшим в пересказе нянюшек и бабушек. Литераторы активно откликнулись на модные тенденции света, стали записывать и обрабатывать знакомые с детства сюжеты. Так устная сказочная традиция начала переходить в письменную.
Перро сначала не решался публиковать сказки под своим именем, и подписывал их именем своего восемнадцатилетнего сына, П.Дарманкура – им двигало опасение, что написание сказок будет воспринято в обществе как занятие несерьезное и легкомысленное, неподобающее авторитету серьезного литератора. Славу Перро принес сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697).
В основе его сказок лежали известные фольклорные сюжеты, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы. Но это не все: пожалуй, Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.
На сюжеты сказок Перро созданы знаменитые оперы «Золушка» Дж.Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б.Бартока, балеты «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Золушка» С.С. Прокофьева и др.
Есть и мультфильм «Спящая красавица», а в 2014 году вышел фэнтезийный фильм «Малефисента», где роль злой феи исполняет Анджелина Джоли.
Помимо сказочного творчества, Перро является автором аллегорических поэм, од, стихов и посланий в стиле галантной придворной поэзии.
Шарль Перро скончался 16 мая 1703 года в Париже.
В 20 веке возникла дискуссия об авторстве сказок, в ходе которой пытались доказать, что сказки действительно написаны Перро-сыном. Всё же, по-видимому, традиционная версия об авторстве более вероятна.

21 марта 1768 (254 года назад) — 16 мая 1830 (192 года назад).
Жан-Батист Жозеф Фурье (фр. Jean-Baptiste Joseph Fourier) родился 21 марта 1768 года в Осере (Франция). Получил образование в военной школе в родном городе Осере, после окончания оставшись там же преподавателем, позже, в 1796-1798 годах, преподавал в Политехнической школе.
Его первые труды относятся к алгебре. Теорема о числе действительных корней алгебраического уравнения, лежащих между данными границами, названная именем Фурье, была им изложена уже в лекциях 1796 года. Полное ее решение было получено Штурмом лишь в 1829 году.
Основной тематикой исследований Фурье была математическая физика. В 1807 и 1811 годах он представил на суд Парижской Академии наук свои первые открытия по теории распространения тепла в твёрдом теле, а в 1822 году опубликовал «Аналитическую теорию тепла», которая сыграла большую роль в последующей истории математики.
Именно в этой работе Фурье вывел дифференциальное уравнение теплопроводности и развил «метод Фурье». В основе этого метода лежит представление функций тригонометрическими рядами Фурье, которые стали действенным и важным орудием математической физики. Его метод разделения переменных получил дальнейшее развитие в трудах Пуассона, Остроградского и других математиков 19 века.
Фурье внёс важный вклад в решение спора о понятии функции, в котором участвовали крупнейшие математики 18 века.
В 1818 году Фурье занимался исследованием вопроса об условиях применимости Ньютоновского метода численного решения уравнений, не зная об аналогичных результатах, полученных в 1768 году французским математиком Мурайлем. Итогом работ Фурье по численным методам решения уравнений является «Анализ определённых уравнений», изданный уже после смерти автора в 1831 году.
Умер Жан-Батист Жозеф Фурье 16 мая 1830 года в Париже.

24 января 1779 (243 года назад) — 16 мая 1826 (196 лет назад).
Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, нем. Louise Marie Auguste von Baden), будущая русская императрица, супруга Александра I, родилась (13) 24 января 1779 года Карлсруэ. Она — старшая дочь маркграфа баден-дурлахского Карла-Людвига.
В октябре 1792 года прибыла ко двору Петербурга вместе с младшей сестрой – Екатерина II в ту пору искала невесту любимому внуку Александру. Выбор пал на старшую сестру.
28 сентября 1793 состоялось бракосочетание. Новобрачные были совсем юными – Александру было 16 лет, Елизавете Алексеевне – 14. Привязанность Александра к супруге вскоре сменилась равнодушием, что сильно подействовало на Елизавету Алексеевну, любившую его искренне и глубоко. Она замкнулась в своей личной жизни и мало принимала участия в интересах двора, чувствуя себя одинокой в царской семье.
Она была скромна, много читала, имела особенную склонность к изучению языков. Ее талантом был особый дар рассказывать – император Александр I отмечал, что, не имея времени много читать, он обязан императрице сведениями обо всем, что появлялось любопытного.
В ночь убийства Павла I Елизавета Алексеевна проявила твердость характера и вела переговоры с заговорщиками, затем вновь отошла в тень. Декабристы обсуждали идею ее возведения на российский престол.
Елизавета Алексеевна родила двух дочерей – Марию (1799–1800) и Елизавету (1806–1808), которые рано умерли. Отказавшись от внешних почестей и блеска, она посвящала досуг делам благотворительности.
Слабое здоровье Елизаветы Алексеевны расстроилось в 1825 году так сильно, что врачи предписали поездку в Италию. Вместо Италии был избран Таганрог – императрица хотела умереть в России. Император отправился туда несколькими неделями раньше, чтобы приготовить помещение для больной. В сентябре 1825 года она прибыла в Таганрог, где здоровье ее несколько улучшилось, а отношения между супругами стали более сердечными.
Но ей не было дано насладиться взаимопониманием с супругом: император заболел и (19 ноября) 1 декабря скончался у нее на руках. Весной 1826 она предприняла обратный путь. Императрица Мария Федоровна выехала ей навстречу, и обе вдовствовавшие императрицы должны были встретиться в Калуге.
По дороге болезнь Елизаветы Алексеевны внезапно усилилась и (4) 16 мая 1826 она умерла в Белеве (Тульской губернии).

1830 (192 года назад) — 16 мая 1904 (118 лет назад).
Русский исторический и жанровый живописец Николай Неврев считается одним из наиболее ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок. Картины художника есть в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, Национального художественного музея Республики Беларусь и других известных выставочных залах.
Николай Васильевич Неврев родился в 1830 году в Москве, его прадедом был купец. После смерти отца семья оказалась стесненной в средствах, и позже Николай никогда не забывал о том, какой сложной была жизнь в тот период: состоявшись как художник, но помогал беднякам, переводя в богадельню деньги, вырученные от продажи его картин.
В двадцатилетнем возрасте Неврев поступил в Московское училище живописи и ваяния. Выпустившись через пять лет, он получил звание свободного художника.

Сначала в творчестве Неврева преобладали портреты. Позже начали появляться и сцены русского народного быта. С середины 1870-х годов художник стал обращаться к отечественной истории, отыскивая сюжеты для новых произведений. В 1881 году Николай Неврев становится участником Товарищества передвижных художественных выставок.
В числе наиболее известных произведений художника 1860-х годов: «Панихида на сельском кладбище», «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие», «Из недавнего прошлого», созданные позже «Сватовство», «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого», «Ярослав Мудрый, отправляющий свою дочь Анну в замужество к французскому королю Генриху I».

В последние годы жизни художник сильно нуждался. В возрасте семидесяти трех лет, не в силах выносить тяготы судьбы, Николай Неврев застрелился. Живописец скончался (3) 16 мая 1904 года в своем имении Лысковщина в Могилевской губернии.

16 мая 1847 (174 года назад) — 12 сентября 1913 (108 лет назад).
Иван Владимирович Цветаев родился (4) 16 мая 1847 года в селе Дроздово Владимирской губернии. Шесть лет учился в Шуйском духовном училище, после чего еще шесть лет во Владимирской семинарии. Затем поступил в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета, который закончил в 1870 году.
Иван Владимирович Цветаев получил степень кандидата наук и с 1871 года начал преподавать греческий язык в одной из петербургских гимназий. В 1872 году Цветаев стал доцентом Императорского Варшавского университета. Здесь же он защитил магистерскую диссертацию.
Спустя два года Цветаев отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности. В 1876 году был зачислен доцентом Киевского университета св. Владимира, но уже через год был приглашен в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности.
Позже в разное время он преподавал латинский язык, работал в Румянцевском и Публичном музеях в Москве, а в 1889 году перешёл работать на кафедру истории и теории искусств Московского университета. В 1900 году Цветаев был назначен директором Румянцевского музея в Москве и занимал эту должность 10 лет.
Он также является основателем и первым директором (с 1912) московского Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), инициатором сбора частных пожертвований на приобретение коллекций и строительство здания музея. Именно по его инициативе в 1894 году был объявлен конкурс на лучший проект данного музея. Победил в конкурсе проект Романа Ивановича Клейна. В августе 1899 года состоялась торжественная закладка музея.
Основные труды ученого посвящены античной филологии, изучению италийских языков, а также искусства, культурной и общественной жизни древних народов. Он — почётный член Болонского университета, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета.
Иван Владимирович — отец двух дочерей, Марины — знаменитой поэтессы и Анастасии — писательницы.
Иван Владимирович Цветаев скончался (30 августа) 12 сентября 1913 года в Москве, был похоронен на Ваганьковском кладбище. На фасаде Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве установлена мемориальная доска в его честь.

? — 16 мая 1920 (102 год назад).
Мария Бочкарева — это женщина с уникальной судьбой: ее называют русской Жанной Д’Арк, кавалер-девицей, бесшабашным воякой по кличке Яшка. Она единственная среди женщин является полным «Георгиевским кавалером». Именно она была инициатором, создателем и руководителем женского батальона в осеннем Петрограде 1917 года.
Мария Леонтьевна Бочкарева (урожденная Фролкова) родилась в июле 1889 года в деревне Никольское Кирилловского уезда Новгородской губернии, в крестьянской семье.
История её жизни сродни авантюрному роману. Сбежав в 15 лет из дома, она успела побывать женой пьяницы-рабочего, подругой бандита, почти «декабристкой»: пошла пешком в Сибирь, когда ее друга, Якова Бука, арестовали за разбойные нападения. Яков был еще тот бандит: и в ссылке он разбойничал в банде хунхузов под прикрытием мясной лавки. Вскоре на его след вышла полиция, и Мария от греха подальше уехала в Томск.
В это время разразилась Первая мировая война, и Бочкарева попыталась вступить в армию – не сестрой милосердия, а настоящим бойцом. Когда ее не приняли, она отправила телеграмму с просьбой царю – и вскоре пришел положительный ответ… Так начался ее воинский путь.
Поначалу сослуживцы-мужчины не принимали всерьез женщину в погонах, но вскоре ее храбрость в бою принесла ей Георгиевский крест, три медали и всеобщее уважение. Ее звали «Яшкой» – она выбрала это прозвище в память о своем незадачливом спутнике жизни. После двух ранений и бесчисленных боев Мария была произведена в чин старшего унтер-офицера.
Она имела невероятную известность и авторитет. И белые, и красные уговаривали ее встать на свою сторону. Ее имидж «русской Жанны Д’Арк» впоследствии старательно и долго преодолевался советской пропагандой, низводя ее роль в истории. В этом принял участие и Маяковский своими презрительными строчками о «дурах бочкаревских», бестолково пытавшихся оборонять последнюю резиденцию Временного правительства в ночь Октябрьского переворота…
Однако ее личность и судьба заслуживают внимания и интереса: ей, простой крестьянке, только к концу жизни изучившей азы грамотности, довелось на своем коротком веку встречаться с первыми лицами не только своей страны (главой Временного правительства А.Ф. Керенским, двумя верховными главнокомандующими русской армией – Брусиловым и Корниловым), но и других государств. Бочкареву официально принимали президент США Вильсон и английский король Георг V.
Ей досталось непростое время. Несмотря на то, что явных доказательств ее «контрреволюционной деятельности» не было, и против красных Бочкарева не воевала, она была расстреляна 16 мая 1920 года в Красноярске. Ей шел всего 31-й год…

13 июля 1854 (168 лет назад) — 16 мая 1934 (88 лет назад).
Аристарх Аполлонович Белопольский родился (1) 13 июля 1854 года в Москве. Он учился в Московском университете, где также работал механиком в университетской обсерватории и занимался фотографическими наблюдениями Солнца. Белопольский наблюдал за движением солнечных пятен и пытался понять особенности их динамики, проводя различные эксперименты.
Он исследовал вращение Солнца, занимался определением координат звёзд и планет. Одним из первых учёный применил фотографическую регистрацию спектров космических тел, используя для этого специальный спектрограф.
В 1879 году он устроился работать ассистентом в обсерваторию МГУ. В 1884 году учёному удалось сфотографировать лунное затмение, в 1887 году – солнечное затмение. Именно тогда он получил фотографии солнечной короны.
С 1888 года Белопольский работал в Пулковской обсерватории. С помощью специальных инструментов он определял параллаксы звёзд, исследовал вращение Юпитера. В 1890 году талантливый астроном занимался программой по измерению лучевых скоростей звезд. В 1895 году ему удалось доказать, что кольца Сатурна состоят из мелких тел.
Он также занимался изучением комет (их спектров, физического строения, химического состава). 12 работ Белопольского посвящены этим изучениям, благодаря которым он сделал заключения о связи между типом хвостов и химическим строением комет.
В 1900 году Белопольский поставил эксперимент, в ходе которого был в лабораторных условиях проверен эффект Доплера – связывающий величину смещения спектральной линии со скоростью движения объекта.
Профессор Белопольский читал лекции по астрофизике на Высших женских курсах (1908–1918). Впоследствии эти лекции были выпущены в виде учебника «Астроспектроскопия» (1921). В 1903 году учёный был избран действительным членом Российской академии наук. В течении своей жизни он участвовал в нескольких экспедициях.
В 1916–1919 годах Белопольский был директором Пулковской обсерватории, в 1933 году стал её почетным директором.
Аристарх Аполлонович Белопольский умер в Пулково 16 мая 1934 года.

25 марта 1871 (151 год назад) — 16 мая 1960 (62 года назад).
Игорь Эммануилович Грабарь родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году. Игорь окончил гимназию, а в 1889 году – Московский лицей.
Он мечтал стать художником и в 1889 году поехал в Петербург, где поступил в университет сразу на два факультета – юридический и историко-филологический. На жизнь зарабатывал написанием рассказов.
В 1894 году Грабарь поступил в Академию художеств, учился в мастерской Ильи Репина. В 1895 году он едет в Италию, Париж и далее по всей Европе, изучая работы признанных мастеров живописи и архитектуры.
Вернувшись в Россию в 1900 году, он пишет свои лучшие картины, посвященные русской природе: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Мартовский снег» (1904), «Хризантемы» (1905).
В 1910 году художник увлекается архитектурой, изучает историю искусства и пишет первую «Историю русского искусства» в шести томах (1909-1916).
С 1913 по 1925 годы Грабарь является директором Третьяковской галереи, занимается защитой памятников архитектуры. В 1918 году по его инициативе были образованы Центральные реставрационные мастерские (сегодня они носят его имя).
Увлечение живописью возвращается после 1924 года. К этому периоду принадлежат известные портреты родных Грабаря, ученых и музыкантов: «Портрет матери» (1924), «Светлана» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С.А. Чаплыгина» (1935), автопортреты, картины, посвященные В.И. Ленину. Продолжает он и пейзажную живопись: «Последний снег» (1931), «Березовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954).
До конца жизни художник оставался хранителем традиций русской живописи конца 19 века.
Скончался Игорь Эммануилович Грабарь 16 мая 1960 года в Москве.

16 мая 1887 (135 лет назад) — 20 декабря 1941 (81 год назад).
Игорь Северянин (настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв) родился (4) 16 мая 1887 года в Петербурге, в семье военного инженера. С детства родители прививали ему любовь к литературе и музыке, так что юный поэт уже в 8 лет начал писать стихи.
Учился Игорь мало, окончил 4 класса череповецкого реального училища, потом отправился с отцом в путешествие на Дальний Север. Эта поездка вдохновила поэта — отсюда и псевдоним Северянин.
В 1905 году было опубликовано первое стихотворение Игоря Северянина «Гибель Рюрика». С этого момента начался творческий подъём поэта. В 1905-1912 годах выходят 35 его поэтических сборников. После признания его стихов такими мэтрами литературы, как Константин Фофанов, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, поэт устраивает вечера, где публично читает свои произведения. В этой связи было организовано целое турне по России.
В 1911 году Игорь Северянин объявил себя создателем нового поэтического направления — эгофутуризма. Он сам писал о себе, балансируя между пародией и пошлостью: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоён…».
Фанфары славы опустились на поэта после публикации его сборника стихов «Громокипящий кубок» (1913). А 27 февраля 1918 года на вечере в политехническом музее в Москве он даже был признан «Королём поэтов».
Из тридцати восьми лет литературной деятельности Северянин почти двадцать четыре года прожил в Эстонии, куда переехал в 1918 году. Ездил в дальнейшем с выступлениями во Францию и в Югославию, переводил стихотворения Адама Мицкевича, Поля Верлена, Шарля Бодлера, эстонских и югославских поэтов.
Поэт мечтал о возвращении на родину, но война и тяжёлая болезнь не позволили превратить мечты в реальность.
Игорь Северянин скончался 20 декабря 1941 года в Таллине. Похоронен там же, на Александро-Невском кладбище.

16 мая 1905 (116 лет назад) — 12 августа 1982 (39 лет назад).
Среди голливудских актерских династий семейство Фонда – самое обширное. Уже четыре его представителя появились на экране. Но начало положил Генри, проработавший в кино почти полвека и снявшийся в 90 фильмах.
Генри Джейнс Фонда (англ. Henry Jaynes Fonda) родился 16 мая 1905 года в Гранд-Айленде (штат Небраска), в небогатой семье. В детстве мечтал стать писателем и даже поступил на журналистский факультет Миннесотского университета. Однако проучился там всего два года.
Генри Фонда начал свою актерскую карьеру в любительских постановках. Его партнершей в работе зачастую оказывалась мать Марлона Брандо. Но женился он на другой актрисе, Маргарет Саллаван, которая впоследствии стала звездой Голливуда.
В 1936 году Фонда переехал в Калифорнию, где сыграл главную роль в первом цветном фильме «Тропинка одинокой сосны». В следующем году снялся у великого Фрица Ланга в картине «Живешь только раз», а еще год спустя появился в тандеме с Бетт Дэвис в легендарной картине «Иезавель». Успех всех этих фильмов был перекрыт в 1940 году «Гроздьями гнева» – первой лентой, за которую актер был номинирован на «Оскар».
Во время Второй мировой войны Фонда служил на флоте. По возвращении с фронта семь лет работал исключительно в театре, отказавшись продлить контракт с киностудией.
Возвращение Фонды на большой экран состоялось в 1956 году: он сыграл c Одри Хепберн в голливудской киноверсии «Войны и мира». А на следующий год Генри снялся у Альфреда Хичкока в триллере «Не тот человек». Вплоть до 80-х годов он продолжает плодотворно работать.
Профессиональным и личным триумфом Генри Фонды стала роль в фильме «На золотом озере» режиссёра Марка Райделла. Картина вышла в декабре 1981 года. За этот фильм Фонда был наконец удостоен «Оскара» – всего за несколько месяцев до своей смерти.
Генри Фонда скончался 12 августа 1982 года в своем доме в Лос-Анджелесе (США) от болезни сердца.

16 мая 1910 (112 лет назад) — 13 ноября 1975 (47 лет назад).
Ольга Федоровна Берггольц – женщина с поистине трагической судьбой. Она родилась в Петербурге (3) 16 мая 1910 года в семье врача. Отец очень ценил стихи своей маленькой дочери и содействовал их публикации в заводской стенгазете.
С 1925 года Ольга Берггольц состояла в литературной молодёжной группе «Смена», где и познакомилась со своим будущим мужем – Б.П. Корниловым. С 1926 года поэтесса училась на Высших государственных курсах искусствоведения при Институте истории искусств, а в 1930 году выпускница Ленинградского университета филологического факультета уезжает в Казахстан, где работает в местной газете «Советская степь». После развода с мужем и нового брака она вновь возвращается в Петербург, где сотрудничает с газетами «Электросила», «Литературный Ленинград».
Большое несчастье в семье – смерть двух дочерей поэтессы, заключение в тюрьму по ложному обвинению и смерть мужа Николая Молчанова – породило новый всплеск литературной деятельности. Выходят её новые книги: очерки «Годы штурма», сборник «Стихотворения» и др.
В 1941-1943 годах во время блокады Ленинграда Берггольц работала в Доме Радио, за что была неоднократно награждена. Созданные в эти годы произведения, посвященные защитникам Ленинграда, как нельзя лучше передают эмоциональное состояние жителей города.
В последующие годы вышло еще несколько книг поэтессы, среди которых — автобиографическая книга лирической прозы «Дневные звезды» (1959) и сборник стихов «Узел» (1965).
Свои поэтические сборники последних лет Ольга Берггольц часто завершала стихотворением «Ответ»:
А я вам говорю, что нет
напрасно прожитых мной лет,
ненужно пройденных путей,
впустую слышанных вестей.
Нет невоспринятых миров,
нет мнимо розданных даров,
любви напрасной тоже нет,
любви обманутой, больной,
ее нетленно чистый свет
всегда во мне,
всегда со мной.
И никогда не поздно снова
начать всю жизнь,
начать весь путь,
и так, чтоб в прошлом бы – ни слова,
ни стона бы не зачеркнуть.
Ольга Федоровна Берггольц умерла в одиночестве 13 ноября 1975 года в Ленинграде. Ее именем названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга.

3 августа 1935 (87 лет назад) — 16 мая 2012 (10 лет назад).
Мария Лукьяновна Биешу родилась 3 августа 1935 года в селе Волинтирь (ныне в Штефан-Водском районе Молдавии). Окончила сельскохозяйственный техникум, где активно участвовала в студенческой самодеятельности. После одного из художественных смотров в 1955 году девушка была принята в Кишиневскую государственную консерваторию.
Еще во время учебы Биешу стала популярной в стране солисткой оркестра молдавской народной музыки «Флуераш», а после окончания консерватории она получила приглашение в Молдавский государственный театр оперы и балета, где и состоялся ее дебют на оперной сцене в 1962 году. Она спела партию Тоски в одноименной опере Д.Пуччини.
В 1965-1967 годах Мария стажировалась в миланском театре «Ла Скала», где подготовила на итальянском языке партии в операх Д.Пуччини и Д.Верди. А после успешных выступлений на международных конкурсах для Биешу началась напряженная жизнь оперной певицы мирового уровня: новые роли, премьеры, гастроли по всему миру, грамзаписи, киносъемки.
Она пела на сцене Большого театра, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, на оперных сценах ведущих театров бывшего СССР, совершила концертные турне по городам Европы, Японии, Австралии, Кубы и Израиля. К певице пришел большой настоящий успех.
Перечень ролей, сыгранных Биешу на оперной сцене, огромен. Среди самых известных – партии в произведениях: «Мадам Баттерфляй» и «Турандот» Д.Пуччини, «Норма» В.Беллини, «Аида» и «Дон Карлос» Д.Верди, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.Чайковского и многие другие. Молдавские композиторы все сопрановые партии, начиная с 1960-х годов, писали в расчете на ее участие – «Героическая баллада» А.Стырчи, «Сергей Лазо» Д.Гершфельда.
Всего же в творческом репертуаре певицы было около трех десятков сопрановых партий в шедеврах мировой оперной классики и произведениях современных композиторов, исполненных ею на сценах лучших оперных театров мира. Широк был и камерный репертуар Биешу, насчитывающий свыше 20 концертных программ.
Биешу – певица редкой музыкальной одаренности. Само звучание ее голоса, заключающего в себе чарующую выразительность, завораживает неповторимой красотой и свежестью. В творческом архиве певицы несколько фильмов с ее участием и о ней, многочисленные грамзаписи арий, песен, романсов и оперных спектаклей в ее исполнении.
Биешу была одним из самых видных авторитетов в вокальном мире, постоянным участником жюри многочисленных международных вокальных конкурсов, с 1980 преподавала в Кишиневском Университете искусств (с 1986 в должности профессора), являлась вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей, академиком Академии наук Республики Молдова.
Творчество Биешу отмечено многими государственными наградами России и Молдавии, с ее личностью связаны многие важные дела и события в культурной жизни Молдавии. Особое внимание она уделяла музыкальной молодежи и детям. Главное ее дело последних лет – фестиваль оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу», который уже снискал славу во многих странах мира.
Мария Биешу скончалась 16 мая 2012 года в Кишинёве после длительной тяжелой болезни.

7 июня 1938 (84 года назад) — 16 мая 2007 (15 лет назад).
Татьяна Евгеньевна Лаврова (настоящая фамилия – Андриканис) родилась 7 июня 1938 года в Москве. Ее родители были кинооператорами, и Татьяна с детства росла в творческой атмосфере.
Ей было 12 лет, когда родители разошлись, и 17, когда она начала самостоятельную жизнь. В том, что она будет актрисой, Татьяна не сомневалась и после школы подала документы во все столичные театральные заведения. Она была принята в школу-студию МХАТ, что было весьма символично: знаменитый меценат Савва Морозов, построивший художественный театр, был одним из предков Татьяны.
В 1959 году она окончила школу-студию МХАТ и была принята в труппу театра. А дебютировала на сцене еще будучи студенткой – на 4 курсе ее пригласили на роль Нины Заречной в спектакле «Чайка», и она сразу попала в окружение настоящих звезд. Впрочем, для театральной карьеры ей пришлось сменить фамилию – считалось, что русская актриса может иметь только русскую фамилию. Она стала Лавровой, предложив друзьям-актерам написать свои варианты и вытянув псевдоним наугад.
В 1961 году актриса перешла в Театр «Современник», где играла в спектаклях «Вишневый сад», «Двое на качелях», «Чайка», «Эшелон». В 1978 году Лаврова вернулась в Художественный театр.
В кино она дебютировала еще в 1959 году в роли Вари в фильме «Песнь о Кольцове». В ее фильмографии около тридцати работ, среди которых — роли в картинах «Испытательный срок», «Время, вперед!», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Дневной поезд», «Дни хирурга Мишкина», «Долгая дорога к себе», «Вишневый сад» и другие.
Фильм «Кризис среднего возраста» стал последней работой актрисы в кино, а широкая известность к Лавровой пришла после картины Михаила Ромма «Девять дней одного года». Он стал лучшим фильмом 1962 года и был удостоен многих кинематографических премий.
Одна из ярких ролей Татьяны Лавровой – роль Сэли Берк в телевизионном фильме «Вся королевская рать» (1972), поставленном Михаилом Козаковым.
В 1988 году Лаврова была удостоена звания Народной артистки РСФСР.
Скончалась Татьяна Евгеньевна Лаврова в Москве 16 мая 2007 года.

16 мая 1938 (84 года назад) — 22 сентября 2016 (6 лет назад).
Мстислав Михайлович Запашный родился 16 мая 1938 года в Ленинграде. Он принадлежит к знаменитой династии цирковых артистов, которая берёт своё начало в 1882 году. Но глава семейства Михаил Сергеевич был против того, чтобы шестеро его детей выходили на манеж – он хотел, чтобы все они получили образование и приобрели достойную профессию.
Война застала Мстислава с сестрой Аней и братьями Вальтером и Игорем в Ленинграде, где они оставались со своей бабушкой. Эвакуировавшись из блокадного Ленинграда, семья оказалась в Саратове, где в бомбоубежище братья Вальтер и Слава приступили к репетициям собственного циркового номера. Юные акробаты стяжали настоящий триумф в Московском цирке в 1947 году.
Постепенно вместе стали выступать четверо братьев Запашных. В 1954 году они подготовили номер под названием «Акробаты-вольтижеры», а в 1964 видоизменили номер, который стал называться «Акробаты-вольтижеры на лошадях», и это стало открытием совершенно нового жанра в цирковом искусстве. Этот номер во время гастролей во Франции и Японии был удостоен высших мировых призов.
В 1971 году Мстислав окончил режиссёрский факультет ГИТИСа.
Номер «Слоны и тигры», созданный Запашным в 1977 году, стал первым и единственным в мире спектаклем, в котором были соединены двое вечных врагов джунглей. Этот потрясающий аттракцион был награждён Государственной премией Российской Федерации в области литературы и искусства. А в 1991 году он поставил героико-исторический цирковой спектакль-пантомиму «Спартак», который по своему масштабу постановки не имеет аналогов в мире.
Среди других известных постановок Мстислава Запашного, в которых он являлся и режиссёром, и постановщиком, и исполнителем главных ролей, — это воздушно-феерический аттракцион «К звёздам» (1970); аттракционы: «Союз — Аполлон» (1974), «Шар смелости», «Воздушный полёт», «Канатоходцы»; тематические цирковые спектакли: «На арене — москвичи» (1965), «Русская зима» (1967—1968), «В космический век» (1970), «Весне навстречу» (1971), «Мы — артисты цирковые» (1976), «Ярмарка чудес» (1983), «С чего начинается Родина» (1987), «Наш русский цирк» (1997).
Не прерывая артистической деятельности, в 1992 году Мстислав Запашный стал Художественным руководителем и директором Сочинского государственного цирка и занимал эту должность до 2003 года. Также в период с 1992 по 2009 год он был генеральным директором Росгосцирка.
Народный артист РСФСР и СССР, лауреат Государственной премии РФ, кавалер орденов Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Петра Великого I степени, «Возрождение России», «За служение искусству» — Мстислав Михайлович был награжден и многими другими наградами и премиями.
Вице-президент Всемирной ассоциации цирковых профессиональных школ и постоянный член Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области литературы и искусства — Мстислав Михайлович Запашный до конца дней продолжал работать. Он постоянно входил в состав жюри на всемирных конкурсах в Китае, Монте-Карло, Париже и успешно работал над созданием новых больших программ.
Его сын, Мстислав Запашный-младший пошёл по стопам отца и работает в цирке укротителем тигров.
Скончался великий артист Мстислав Михайлович Запашный 22 сентября 2016 года в Сочи, на 79-м году жизни.

16 мая 1955 (67 лет назад).
Ольга Валентиновна Корбут родилась 16 мая 1955 года в Гродно (Белорусская ССР). В гимнастику пришла довольно поздно – в 10 лет. Но через пять лет занятий, в 1970 году, Корбут становится чемпионкой СССР в опорном прыжке и входит в сборную СССР.
Гимнастка является четырехкратной олимпийской чемпионкой (в 1972 году она завоевала три золотые медали, в 1976 году – золото в командном первенстве); имеет две серебряные медали Олимпийских игр; неоднократно она становилась чемпионкой мира. Ольга Корбут стала победительницей Спартакиады народов СССР и абсолютной чемпионкой СССР 1975 года. На чемпионате Европы 1973 года получила серебряную медаль в абсолютном первенстве.
Ольга вошла в историю мирового спорта, впервые исполнив уникальный элемент, получивший название «Петля Корбут», который впоследствии был усложнен Еленой Мухиной – она добавила к нему винт. Сейчас на официальных соревнованиях элемент не исполняется. Также она стала первой гимнасткой, которая смогла выполнить сальто на бревне.
В 1976 году Ольга завершила свою спортивную карьеру, окончила исторический факультет Гродненского университета. В 1978 году Ольга вышла замуж за Леонида Борткевича – солиста группы «Песняры» и прожила с ним 22 года, в 2000 году они расстались.
Заслуженный мастер спорта СССР – Корбут награждена орденами «Дружба народов» и «Знак почета».
Сегодня Ольга Корбут живёт и работает в США, в Скоттсдейле (штат Аризона), где руководит академией её имени.

16 мая 1957 (64 года назад).
Юрий Юлианович Шевчук родился 16 мая 1957 года в поселке Ягодное Магаданской области, в семье военного. Среднюю школу Юрий закончил в Уфе, там же поступил на художественно-графическое отделение Башкирского педагогического института.
С самого начала «взрослой» жизни Шевчук сочинял песни, а затем пел их под гитару. Свои ранние песни Шевчук писал под влиянием отечественных бардов, в первую очередь — Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и Александра Галича, а также русских поэтов Серебряного века — Осипа Мандельштама, Сергея Есенина и других.
В одном местном доме культуры Юрий встретил группу бас-гитариста Гены Родина, на основе которой родилась знаменитая группа «ДДТ», осевшая в конце долгих странствий в Питере. Весной 1987 года «ДДТ» представляет свою концертную программу на 5-м Ленинградском Рок-фестивале, где признаются его главным открытием. В том же году Шевчук играет на видеофестивале «Рок-87» и на всесоюзных рок-фестивалях. В следующем году «ДДТ» повторяет свой успех на 6-м фестивале рок-клуба, триумфально проезжает с концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записывает альбом своих лучших песен «Я получил эту роль» (1989).
Роль в фильме-концерте режиссера Петра Солдатенкова «Игра с неизвестными» (1988) стала отличным для Юрия Шевчука дебютом в кино. В фильме снимались группы «ДДТ» и «Капитальный ремонт».
В нескольких следующих фильмах Шевчук выступал как певец и композитор: «Публикация», «Ночь длинных ножей», «Опыты гражданской войны», «Русский стандарт». Были и еще роли — большие и маленькие. Но самая большая роль Юрия Шевчука — это главная роль в мистической драме режиссера Сергея Сельянова «Духов день» (1990).
Очень запомнилось Юрию участие в фильме «Бременские музыканты и Со» Александра Абдулова, в котором участвовали такие известные актеры, как Олег Янковский, Александр Збруев, Спартак Мишулин, Анастасия Вертинская и Михаил Пуговкин.
1990-е годы стали для Юрия Шевчука особенно успешными. Группой «ДДТ» было записано несколько альбомов, а песня «Что такое осень» вошла в хит-парад 100 лучших песен 20 века «Нашего Радио», заняв в нём второе место. Также группа много гастролировала. Кроме туров по стране, Шевчук много выступал и за рубежом — Германия, США, Австралия, Венгрия, Франция, Япония, Англия, Канада, Израиль, страны СНГ — везде концерты проходили с большим успехом.
Став к середине 1990-х годов признанным мэтром российской рок-музыки, Юрий Шевчук занимается поддержкой молодых коллективов и исполнителей. Вместе с друзьями он организовывает фестивали для молодых талантливых музыкантов. Также он много выступает с концертами в местах боевых действий, за что имеет награды — боевые ордена и медали. Юрий также награжден медалью МЧС России «Участник чрезвычайных гуманитарных операций» и Знаком Отличия МВД «Серебряный Крест».
Помимо творчества вместе с группой, Шевчук издал несколько собственных сольных альбомов, а также написал музыку к ряду фильмов. Известен он и своей общественной деятельностью.
Сегодня известный музыкант, основатель, лидер и единственный бессменный участник группы ДДТ, создатель и руководитель ТОО «Театр ДДТ», Народный артист Республики Башкортостан — Юрий Юлианович Шевчук живёт и работает в Санкт-Петербурге. Ещё он много гастролирует с концертами и принимает участие в различных благотворительных проектах.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".