День спонтанного проявления доброты.

День спонтанного проявления доброты (Random Acts of Kindness Day), отмечаемый по всему миру ежегодно 17 февраля, — одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций.
Этот праздник ведет свою историю из США, но сегодня уже имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений.
Наиболее известен он в странах Западной Европы и в США, где в этот День во многих городах традиционно проходят благотворительные мероприятия и марафоны, в которых принимают участие известные актеры, общественные и политические деятели.
В России этот праздник пока еще мало известен, хотя ряд компаний организуют к данному дню различные благотворительные мероприятия. Главное в этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем. Причем не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.
Помните, если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не может считаться истинной добротой. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу.
Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.
Немногие в наше неспокойное время способны на такой «подвиг» — в состоянии усталости и раздражения от насущных забот мы все чаще равнодушно проходим мимо чужих проблем, пока они не коснутся нас самих. Тогда мы ищем поддержку и участие у людей, для которых «бескорыстная помощь», «милосердие» и «отзывчивость» — не просто слова, а смысл жизни, ставший призванием.
День российских студенческих отрядов.

День 17 февраля, начиная с 2016 года, стал официальным праздником Российских студенческих отрядов. Произошло это после подписания 21 февраля 2015 года соответствующего Указа Президентом РФ В.В. Путиным.
Минуло почти 60 лет с того далёкого 1959 года, когда первые отряды советских студентов-добровольцев отправились на освоение целинных земель в Казахстан. Через это общественное явление прошло не одно поколение советских граждан.
Студенческое движение стало в определённом смысле одной из визитных карточек молодёжного движения в Советском Союзе. За период своего существования и развития студенческие отряды внесли неоценимый вклад в достижения экономики СССР, особенно тогда, когда речь шла о реализации масштабных строительных проектов, которые, чаще всего, были связаны с развитием удалённых, труднодоступных территорий страны, и где всегда требовались дополнительные трудовые резервы.
Студенческие отряды не только помогали решать важные экономические задачи, поставленные государством, они стали своего рода кузницей кадров. Студенты получали практические навыки профессиональной деятельности, многие из них начинали свой профессиональный рост именно с участия в студенческом стройотряде. Всего за советский период через студотряды прошло около 13 миллионов человек, а начиналось всё в 1959 году лишь с чуть более трёх сотен добровольцев МГУ.
Освоение целинных земель, строительство железных дорог (Абакан-Тайшет, БАМ и других), освоение газовых и нефтяных месторождений, строительство нефте– и газопроводов, подготовка объектов к Олимпиаде-80, ликвидация последствий стихийных бедствий (землетрясений и наводнений), строительство и ремонт школ, детских садов, помощь детским домам, сельскохозяйственные работы – практически везде принимали активное участие бойцы студенческих отрядов.
Студенческое движение в СССР по мере своего развития приобретало более чёткую структуру, деятельность отрядов начала регулироваться нормативными документами, становились более разнообразными формы работы студенческих отрядов. Помимо самой распространённой формы – строительного отряда, появлялись отряды, привлекавшиеся к работе в рыболовной отрасли, реставрационные отряды, отряды проводников и другие.
Учитывая рост масштабов движения студенческих добровольческих отрядов, а также сферы их применения, для лучшей координации их деятельности был создан Центральный Штаб студенческих отрядов под эгидой ВЛКСМ. Для участников движения студенческих отрядов был даже выработан комплекс определённых льгот.
Распад СССР временно прекратил и существование студенческих отрядов. Тяжёлое экономическое положение России 1990-х годов сменилось постепенным экономическим развитием и становлением стабильности во всех сферах жизни общества. В начале 2000-х годов активизировалось и российское студенческое движение. Однако на тот момент оно было разрозненным, но его рост говорил о необходимости возврата к процессу централизации и упорядочения студенческого движения.
Активность российских студенческих отрядов привлекла внимание и правительства страны, и в первую очередь – Министерства образования РФ. В 2003 году вопрос работы студотрядов рассматривался уже на Правительственной комиссии по делам молодёжи, а также был проведён первый слёт участников российского студенческого движения в Екатеринбурге. Годом позже – 17 февраля 2004 года в Москве состоялся Всероссийский Форум студенческих отрядов, на котором было учреждено молодёжное общероссийское общественное движение «Российские Студенческие Отряды».
Эту дату и принято считать Днём рождения студенческих отрядов России. Она и была взята для учреждения праздника российских студенческих отрядов. Стоит упомянуть и о том, что Президент России В.В. Путин также в свои юношеские годы был участником одного их студенческих отрядов, о чём он рассказывал бойцам студенческого движения во время официальных встреч с ними.
На сегодняшний день Российские Студенческие Отряды – это крупнейшая молодёжная организация в России. Она обладает чёткой организационной структурой во главе с Центральным Штабом. Деятельность организации, как и в период СССР, регламентируется нормативными документами, выработан комплекс льгот для участников движения, в организации есть своя утверждённая атрибутика и символика. Есть чем гордиться: объекты Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС-2012, участие в строительстве космодрома «Восточный», объектах Росатома и многое другое.
Свой праздник Российские Студенческие Отряды отмечают различными конкурсами, акциями, спортивными мероприятиями и т.д. Многое зависит от инициативности окружных штабов, которые заботятся о том, чтобы этот замечательный день прошёл по-особенному именно в их регионе. Ежегодный Всероссийский слёт студенческих отрядов подводит итоги их деятельности, отмечает и награждает отличившихся бойцов студенческих отрядов.
Как и раньше, участие в студенческом отряде позволяет многим решить определённые финансовые проблемы, заработав деньги в свободное от учёбы время. Как и раньше, участие в студенческом отряде позволяет получить практические профессиональные навыки, тем более, что сфера деятельности российских отрядов стала шире, чем во времена СССР. Как и раньше, труд и отдых плечом к плечу с товарищами позволяют почувствовать себя сопричастным к великим свершениям и важность работы, которую ты делаешь. Но главное в том, что возрождение этого яркого общественного движения – большой шаг на пути к достижению важной общественно-государственной задачи по социализации современного поколения юношей и девушек.
День Службы горючего Вооруженных Сил России.

Служба горючего Вооружённых Сил Российской Федерации — одна из самых молодых служб Тыла Вооруженных Сил России. Её история началась 17 февраля 1936 года, когда по Приказу Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 024 было создано Управление по снабжению горючим — Служба горючего ВС СССР.
Первым серьезным испытанием готовности Службы горючего стало обеспечение горючим боевых действий у озера Хасан — за две недели войсками было израсходовано более 8 тысяч тонн горючего. С мая по август 1939 года на реке Халхин-Гол расход горючего составил уже почти 87 тысяч тонн. А в зимней войне с Финляндией в 1939-1940 годах войскам Красной Армии потребовалось 215 тысяч тонн горючего.
В суровые годы Великой Отечественной войны личный состав Службы горючего трудился под мобилизующим девизом: «Горючее — фронту!». При обороне Ленинграда, когда единственный путь к городу через Ладожское озеро подвергался непрерывным бомбардировкам, офицеры-горючники проявили беспримерное мужество и героизм.
Для решения проблемы поставки горючего в осажденный Ленинград по дну Ладожского озера, в рекордно короткий срок, был проложен трубопровод. По 27-километровому подводному трубопроводу с июня 1942-го по март 1943 года в северную столицу было подано свыше 47 тысяч тонн различных видов горючего, и это позволило обеспечить потребности не только войска, но и города. Благодаря четкой и профессиональной работе Службы горючего «топливная блокада» Ленинграда была прорвана.
Высочайшая оценка работе Службы горючего была дана в приказе наркома обороны СССР от 25 августа 1946 года № 38. По свидетельству Маршала Советского Союза А.М. Василевского, благодаря деятельности Службы горючего, не была сорвана ни одна операция. Вклад лучших представителей Службы в Победу был оценен: за период войны более полутора тысяч человек, почти половина её офицерского состава, были отмечены правительственными наградами.
В послевоенные годы, годы бурного экономического развития, перед Службой горючего были поставлены новые задачи. С появлением ядерного оружия стали применяться и принципиально новые средства его доставки — ракеты. С оснащением армии ракетной техникой на Службу горючего была возложена задача по обеспечению войск и сил флота жидким ракетным топливом. Для решение этой задачи потребовалось освоение новых технологий и глубокие научные проработки.
Для достижения этих задач и разработки новых методов и средств в работе службы, в том числе, еще в 1946 году был открыт Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов, сегодня — 25-й Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей — ГосНИИ по химмотологии).
Сегодня Служба горючего продолжает выполнять одну из важнейших задач в обеспечении боевой готовности Вооруженных сил России — обеспечение войск горючим и смазочными материалами и ракетным топливом. В своем составе Служба имеет: центры обеспечения горючим и техническими средствами; соединения и части трубопроводных войск; автомобильные части заправки горючим; склады и базы горючего, склады ракетного топлива; ремонтные заводы и ремонтные мастерские службы горючего; лаборатории горючего; подразделения подвоза ракетного топлива и различные вспомогательные организации; 25-й ГосНИИ Минобороны России.
Именины:
Александр, Алексей, Андрей, Аркадий, Борис, Василий, Георгий, Дмитрий, Иван, Иосиф, Кирилл, Михаил, Николай, Петр, Сергей, Федор, Юрий, Анна, Екатерина.
Хроника знаменательных событий в истории.
17 февраля 1600 г. 421 год назад, в Риме сожжен Джордано Бруно.

Филиппо Бруно родился в семье солдата неподалёку от Неаполя в 1548 году. В 1565 году 17-летний Филиппо Бруно поступил в доминиканский монастырь, получив при этом имя Джордано. Изучая науки, сочинения Николая Коперника, Джордано Бруно пришел к умозаключению, что естественнонаучные представления Церкви ошибочны.
Джордано начинает публично выступать в диспутах по всей Европе, уличая Церковь в невежестве. По возвращении в Италию в 1592 году Бруно был арестован и заточен в тюрьму.
Основой для ареста послужила не столько сама идея о бесконечности Вселенной и множестве обитаемых миров, сколько сам факт высмеивания основ веры. Восьмилетнее заключение не изменило мировоззрения Джордано, пытки не сломили его веру в правоту своих суждений. Отречению от своих убеждений Джордано Бруно предпочел костер.
17 февраля 1600 года по приговору суда инквизиции в Риме на площади Кампо ди Фьоре Джордано Бруно был сожжен на костре. Его последними словами были: «Сжечь – не значит опровергнуть».
17 февраля 1852 г. 169 лет назад, эрмитаж открыли для публики.

Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание российской императрицы Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела у берлинского коммерсанта И.Гоцковского коллекцию из 225 работ голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения).
(5) 17 февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа, одного из пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга, построенных по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце (1784-1864). По этому случаю в Эрмитажном театре был дан спектакль, а затем устроен праздничный ужин на 600 персон.
Тогда же для публики был открыт и весь музей. К тому времени он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры 8-19 веков.
Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у российских коллекционеров. К началу 19 века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен. В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные произведения, в том числе и средневековых мастеров, например, всемирно знаменита картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая была написана в Голландии в 17 веке, в переломный период между средневековьем и Новым временем.
В 1956 году открылся третий этаж Эрмитажа, с коллекцией импрессионистов. Тогда же осенью прошла выставка Пикассо.
Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга – Зимний дворец.
За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. А интерьеры музея сохранились до нашего времени практически в неизмененном виде.
17 февраля 1880 г. 141 год назад, произошло пятое неудачное покушение на Александра II.

Александр II — российский император из династии Романовых, вошедший в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ, за время своего правления пережил несколько покушений и в конце концов погиб от последнего из них.
Первое покушение произошло в 1866 году — в императора, направлявшегося к своей карете у ворот Летнего сада, стрелял Дмитрий Каракозов, молодой дворянин. Через год польский эмигрант Антон Березовский тоже стрелял в императора и тоже промахнулся, попав в лошадь.
Следующие два покушения произошли в 1879 году: весной народовольцем Соловьевым снова была предпринята неудачная попытка застрелить Александра II, а зимой на третьей версте Московско-Курской железной дороги боевая группа народовольцев во главе с Софьей Перовской подорвала заранее заложенную в подкоп динамитную мину. Пострадал поезд, в котором, как предполагали революционеры, император следовал в Петербург. К счастью, никого из пассажиров не ранило.
В 1880 году, (5) 17 февраля, в 18 часов 30 минут в подвальном помещении Зимнего дворца в Санкт-Петербурге столяр дворцовой ремонтной команды Степан Халтурин привел в действие 32-килограммовую динамитную бомбу. Это было пятое покушение на Александра II.
Покушение снова было неудачным. От взрыва рухнули своды подвала, была разрушена комната караула, в которой погибли 10 солдат и были ранены 44. В царской столовой, под которой был устроен взрыв, вылетели оконные стекла, рухнула капитальная стена, и был поврежден пол.
В момент взрыва государь с августейшей семьей только подходили к столовой. Вопреки распорядку, по которому император с семьей садились обедать в 18 часов, в этот день произошла задержка, связанная с приездом брата императрицы. Опоздание к обеду оказалось спасительным для Александра II, как и для всей его семьи.
Но царь — опасная профессия. В марте 1881 года Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Гриневицким.
17 февраля 1947 г. 74 года назад, американская радиостанция «Голос Америки» начала передачи на русском языке.

24 февраля 1942 года служащий Информационного агентства США Уильям Харлан Хейл начал 15-минутную передачу на немецком языке словами: «Говорит «Голос Америки». Мы расскажем вам правду». Первоначально радиостанция «Голос Америки» создавалась как противовес фашистской пропаганде и несла некоторую стратегическую роль, являясь важным элементом в так называемой «психологической» войне.
На Советский Союз «Голос Америки» начала вещание на русском языке через пять лет, 17 февраля 1947 года, в самом начале охлаждения отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Эта радиостанция всегда была главным каналом для проникновения информации из США в социалистические страны.
До середины 1970-х годов «Голос Америки» являлся официальной правительственной радиостанцией и по этой причине был вынужден действовать с учетом существующих норм и правил отношений между суверенными государствами. Откровенно грубое вмешательство во внутренние дела других стран было ему противопоказано.
В результате проведенной в середине 1970-х годов реорганизации, «Голос Америки» с формально-правовой точки зрения перестал быть правительственным учреждением и получил возможность более независимой деятельности. Радиостанция много времени уделяла пропаганде американского образа жизни. Велась популяризация принципов «свободного мира»: свобода передвижения, реальная свобода слова и вероисповедания, отсутствие унижающей уравнительной системы и так далее.
В Советском Союзе трансляции передатчиков «Голоса Америки» глушились, но многим удавалось настроиться на запретную волну. Слушатели «голосов» подвергались преследованиям, как административным, так и уголовным, расценивались как «распространители чуждой идеологической пропаганды». Свободно слушать американскую радиостанцию стало возможно с началом перестройки. К примеру, в середине 1980-х годов, по данным исследований, на ее волну настраивались ежедневно около тридцати миллионов советских слушателей.
17 февраля 1993 г. 28 лет назад, учреждено Российское акционерное общество «Газпром».

Первые газовые фонари зажглись в России на Аптекарском острове Санкт-Петербурга в 1819 году. История «большого газа» в Советском Союзе началась в 1946 году с пуском в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов — Москва».
На базе Государственного газового концерна «Газпром» 17 февраля 1993 года было создано Российское акционерное общество «Газпром» (о чем вышло соответствующее постановление правительства Российской Федерации), которое через пять лет переименовали в открытое акционерное общество.
Сегодня это крупная компания мирового уровня. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Газпром располагает самыми крупными запасами природного газа. На его долю приходится 11% мировой и 66% российской добычи газа.
«Газпром» содержит самую крупную в мире систему транспортировки газа протяженностью более 170 тысяч километров.
«Газпром» входит в тройку крупнейших энергетических компаний мира по рыночной капитализации. На сегодняшний день занимается в основном разработкой газовых ресурсов Восточной Сибири, Дальнего Востока, полуострова Ямал и Арктического шельфа.
Персоны:

? — 17 февраля 1600 (421 год назад).
Больше, чем любой другой итальянский философ того времени, Бруно заслуживает названия предшественника, если не основателя современной науки и философии. Трагическая смерть на костре сделала его мучеником за свободу мышления.
Джордано Бруно (итал. Giordano Bruno, настоящее имя — Филиппо) родился в семье солдата в местечке Нола недалеко от Неаполя в 1548 году. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 году вступил в доминиканский орден; в 1572 году стал священником.
Обвиненный в ереси в 1576 году, бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов, был принят при дворах Генриха III и Елизаветы.
В 1592 году по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие – сначала в Венеции, а в 1593 году, после выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии. Осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей.
Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а затем сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600 года.
Среди ранних сочинений Бруно – комедия, несколько трактатов, диалоги на итальянском языке, написанные им в Англии, и поэмы на латинском языке, написанные в Германии. Его метафизическое учение изложено в работе «О причине, начале и едином» (1584).
Космология Бруно изложена в его работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584). В этом произведении он опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и несколько планет.
Метафизика Бруно является связующим звеном между взглядами Николая Кузанского и Спинозы; она также оказала непосредственное влияние на немецкий классический идеализм. В своей космологии Бруно следует Лукрецию и Копернику, однако выводит из коперниканской системы гораздо более радикальные следствия, чем ее автор.

15 января 1622 (399 лет назад) — 17 февраля 1673 (348 лет назад).
Он оставил богатое наследие: «Школа жен», «Школа мужей», «Тартюф», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве», «Проделки Скапена»… Эти и другие пьесы Мольера до сих пор ставятся на театральных сценах.
Жан Мольер (фр. Jean Molière), великий французский драматург-комедиограф и актер, родился 15 января 1622 года в Париже, в семье королевского обойщика, мебельщика и камердинера Жана Поклена. Настоящее имя и фамилия – Жан-Батист Поклен (фр. Jean-Baptiste Poquelin).
В 1639 году окончил Клермонский колледж, получив юридическое образование, но решил посвятить себя театру. В 1643 году вместе с несколькими актерами Жан-Батист организовал в Париже «Блистательный театр». В 1644 году актер Жан-Батист Поклен впервые вышел на сцену под псевдонимом Мольер. Устаревший репертуар не имел успеха, и Мольер покинул Париж.
В 1645 году начались его выступления в провинции, длившиеся до 1658 года. Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. К этому периоду относятся первые комедии Мольера.
В 1658 году труппа, пользовавшаяся большим успехом в провинции, вернулась в Париж. Первый же спектакль в королевском дворце вызвал благосклонность Людовика XIV. Король предоставил труппе придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661 года, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера.
С момента водворения Мольера в Париже начинается период его активнейшей драматургической работы, напряжённость которой не ослабевала до самой его смерти. За 15 лет (1658–1673) Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие за немногими исключениями ожесточенные нападки со стороны враждебных ему общественных групп.
Умер Жан Мольер 17 февраля 1673 года в Париже.

12 января 1746 (275 лет назад) — 17 февраля 1827 (194 года назад).
Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi), один из основоположников дидактики начального обучения, родился 12 января 1746 года в Цюрихе. Окончив два курса коллегиума Каролинум, возглавлял Учреждение для бедных в Нёйхофе (1774-1780), приют для сирот в Станце (1798-1799), институты в Бургдорфе (1800-1804) и Ивердоне (1805-1825).
Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «Лингард и Гертруда» (1781-87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826).
Именно в этих произведениях в конце 18 века впервые были внятно сформулированы те принципы воспитания и образования детей, которые по сей день считаются основополагающими:
– учить надо всех – и богатых, и бедных;
– бедные не глупее, чем богатые;
– воспитывать надо не словом, а делом;
– главная цель: привести в движение присущее человеку от природы стремление к деятельности;
– и, наконец: «Час рождения ребёнка является первым часом его обучения».
Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным. Это развитие осуществляется путём последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определённой системе и последовательности. Он разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.
На закате своей жизни Песталоцци осознал, что его педагогические принципы несомненны, но опыты приложения их на практике менее совершенны, чем он предполагал. Он надеялся, что недостатки его системы будут устранены его учениками. И действительно некоторые из его последователей (Шмид, Тиллих, Тюрк и особенно Дистервег) вложили много труда в обработку системы великого учителя.
Умер Иоганн Песталоцци 17 февраля 1827 года в Бругге.

13 декабря 1797 (224 года назад) — 17 февраля 1856 (165 лет назад).
Христиан Иоганн Генрих Гейне (нем. Christian Johann Heinrich Heine) родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе. Французская оккупация внесла в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне либералом в традициях Французской революции.
Полученное им смешанное образование способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.
В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817 году; первый сборник вышел в свет в 1821 году, а за ним — первый стихотворный цикл «Лирическое интермеццо» (1823). Попробовал он свои силы и в политической публицистике. Первый из четырех томов его «Путевых картин» (1826) принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. Отныне Гейне был профессиональным литератором.
В мае 1831 года он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии – литературе и философии.
В 1834 году Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 году они поженились.
В 1835 году в Пруссии рейхстаг запретил произведения Гейне в ряду политически прогрессивных авторов. Он продолжает работать над публицистикой, но все более делает упор на стихи.
К 1844 году здоровье поэта было сильно подорвано. Семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844 году, обострили болезнь, которая в 1848 году приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельство чему — «Романсеро» (1851) и «Стихотворения 1853 и 1854 годов», за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Как поэт-лирик Гейне достиг непревзойденного мастерства.
Умер Генрих Гейне в Париже 17 февраля 1856 года.

4 апреля 1844 (177 лет назад) — 17 февраля 1920 (101 год назад).
Произведения русского живописца Ефима Волкова украшают коллекции многих музеев. Кроме Третьяковки, их можно увидеть в галереях Воронежа и Иркутска, Казани и Нижнего Новгорода, Омска и Ярославля. Работы Волкова есть и в Киевском музее русского искусства.
Ефим Ефимович Волков родился в Санкт-Петербурге (23 марта) 4 апреля 1844 года. Отец будущего художника, работавший фельдшером, отдал сына на обучение в частный пансион, а затем во Введенческую гимназию.
До того, как посвятить свою жизнь искусству, Волков в течение некоторого времени трудился в качестве канцелярского чиновника в Министерстве юстиции. После службы в Департаменте государственных имуществ он вышел в отставку губернским секретарем.
Во времена учебы в Императорской академии художеств, куда Волков поступил в 1866 году, он без устали совершенствовал умение писать с натуры. В 1870 году, после того, как художник представил на выставку выполненный в графике «Вид в окрестностях Петербурга», академия присвоила ему звание неклассного художника. Вскоре Волков решает покинуть академию, чтобы вплотную заняться живописью.
В 1871 году Волков создал «Болото осенью», представленное на выставке Общества поощрения художеств и вызвавшее большой отклик у посетителей и критиков. Картину отправили на Всемирную выставку в Лондон, где художнику присудили бронзовую медаль.

Впоследствии в числе наиболее известных и признанных работ вошли полотна «На базаре», «В лесу. По весне», «На рассвете», «Тихий день», «Ранний снег» и ряд других.
Весной 1879 года Ефима Волкова избирают в члены Товарищества художников-передвижников. С этого момента свои произведения художник экспонирует исключительно на выставках этого творческого сообщества.
На многих картинах художника можно увидеть простых людей, крестьян, запечатленных в своей среде обитания и на фоне природе. Репродукции картин Волкова, который стал широко известен в период 1880-1890 годов, многократно печатались в популярных столичных изданиях.
После трагической гибели дочери в творчестве Ефима Волкова стали появляться темы монахов и старцев. Изображая тех, кто пытается убежать от испытаний реального мира, художник пытался пережить боль в своей душе.

В 1895 году Волкова избрали в действительные члены Академии художеств, а четыре года спустя ему присудили звание академика, отметив заслуги «на художественном поприще». На выставке, открывшейся в залах Императорской академии художеств в начале 1902 года, были представлены свыше четырехсот произведений Волкова, написанные в период 1875-1901 годов.
Волковым было создано немало графических работ, в том числе «Дорога в деревне», «Набережная на Васильевском острове» и «Охотник с собакой». Кроме того, широкую известность получили иллюстрации к стихотворению Михаила Лермонтова «Отчизна».
Скончался Ефим Ефимович Волков 17 февраля 1920 года в Петрограде.

17 февраля 1867 (154 года назад) — 19 марта 1906 (115 лет назад).
Петр Петрович Шмидт — лейтенант Шмидт, революционер, один из руководителей Севастопольского восстания 1905 года — родился (5) 17 февраля 1867 года в Одессе, в семье потомственного морского офицера.
В 1886 году окончил петербургский Морской кадетский корпус. Служил сначала в военном, потом в коммерческом флоте; после начала русско-японской войны был мобилизован на Балтийский флот и назначен старшим офицером угольного транспорта «Иртыш», входившего в направляющуюся на Дальний Восток эскадру адмирала Рожественского, но по дороге на Дальний Восток заболел и вынужден был вернуться в Севастополь.
Здесь он был назначен на миноносец. Ведя пропаганду среди матросов и офицеров, Шмидт называл себя внепартийным социалистом, осуждал социал-демократов за их недостаточно внимательное отношение к требованиям крестьянства, а социалистов-революционеров – за террор, к которому он относился отрицательно. Стоял за учредительное собрание, избранное всеобщей подачей голосов; отстаивал конституционную монархию.
20 октября 1905 года, во время похорон в Севастополе мирных граждан, убитых во время демонстрации, он произнес политическую речь, давшую ему широкую популярность.
20 ноября он получил отставку, но остался в Севастополе. 21–23 ноября началось сильное брожение в Севастополе. 24 ноября 1905 года брожение разразилось бунтом, и Шмидт оказался в его главе, объявив себя командующим Черноморским флотом.
В ночь на 26 ноября восставшие прибыли на крейсер «Очаков» и призвали моряков присоединиться к восстанию. Матросы под руководством большевиков А.Гладкова и Н.Антоненко захватили крейсер в свои руки. Офицеры, пытавшиеся разоружить корабль, были изгнаны на берег. Вскоре к восставшим присоединились 12 кораблей с численностью экипажей более 2200 человек. На мятежных кораблях были подняты красные флаги.
27 ноября Шмидт отправил телеграмму Николаю II: «Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от вас, государь, немедленного созыва Учредительного собрания и не повинуется более вашим министрам. Командующий флотом П.Шмидт».
Однако власти предприняли ответные меры, и вскоре мятеж был подавлен. Шмидт был приговорён военно-морским трибуналом к смертной казни.
Петр Петрович Шмидт был расстрелян (6) 19 марта 1906 года на острове Березань.
В мае 1917 года он был торжественно перезахоронен на Кладбище коммунаров в Севастополе. Петр Шмидт был единственным офицером русского флота, примкнувшим к революции 1905-1907 года, поэтому его имя широко использовалось советской пропагандой.

16 апреля 1912 (109 лет назад) — 17 февраля 2006 (15 лет назад).
Евгений Валерианович Самойлов родился в Санкт-Петербурге (3) 16 апреля 1912 года в рабочей семье. Родители Евгения обеспечили ему беззаботное и счастливое детство, привили сыну любовь к искусству, книгам, театру, живописи. Евгений развивал свой талант художника и мечтал о поступлении в Академию художеств.
В 1928 году «за компанию» он поступил в актерскую студию, где занимался по вечерам у корифеев Александринского и Мариинского театров. После окончания школы Евгений поступил в Ленинградский художественный политехникум, а затем начал работу в Ленинградском Театре актерского мастерства, где он в основном играл стариков. Его первой заметной ролью стал Председатель укома (в пьесе «Шторм» В.Билль-Белоцерковского). В 1934 году после посещения театра Мейерхольдом Самойлов был приглашен в его театр.
Самойлов принял приглашение и переехал в Москву, а Мейерхольд со своей женой стали опекать молодого актера. Самойлов был хорошим и способным учеником, он жадно впитывал все, что творилось в театре, посещал спектакли и учился у ведущих актёров театра: М.М. Тарханова, Б.В. Щукина, Р.Н. Симонова. Он сыграл роли Эрнани («Эрнани» В.Гюго) и Чацкого («Горе от ума» А.Грибоедова), Павки Корчагина («Одна жизнь» по роману «Как закалялась сталь» Н.Островского).
В 1934 году состоялся дебют артиста в кино, в лирической комедии «Случайная встреча» режиссера И.А. Савченко. Затем он снялся в фильмах «Том Сойер» режиссера Л.Френкеля, «Щорс» режиссера А.П. Довженко, Кирилла Ждаркина в фильме «В поисках радости» Г.Л. Рошаля, в роли инженера Лебедева в фильме «Светлый путь» Г.В. Александрова, Бурунова в фильме «Адмирал Нахимов» В.И. Пудовкина, Марченко в фильме «Они сражались за Родину» С.Ф. Бондарчука и других.
Одна из любимых ролей Самойлова – лейтенант Кудряш в фильме «В шесть часов вечера после войны» легендарного И.А. Пырьева, в которой он снялся в 1944 году. После выхода этого фильма на актера обрушилась слава, и в последующие годы он много снимался, вплоть до 1990-х.
С 1968 года он также играл в Малом театре, создав несколько десятков образов в пьесах классических и современных драматургов. В 1974 году Евгению Самойлову было присвоено звание Народного артиста СССР, он стал трижды лауреатом Сталинской премии, кавалером многих орденов и медалей.
Личная жизнь Евгения Самойлова сложилась успешно, 62 года он прожил со своей женой, Зинаидой Левиной, они воспитали сына и дочь – Алексея и Татьяну, которые также стали актёрами.
Скончался Евгений Валерианович Самойлов 17 февраля 2006 года в Москве.

17 февраля 1906 (115 лет назад) — 1 апреля 1981 (40 лет назад).
Агния Львовна Барто (в девичестве – Волова) родилась (4) 17 февраля 1906 года в Москве, в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец.
Училась в гимназии, где, испытывая творческое влияние Анны Ахматовой и Владимира Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал Анатолий Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
В 1925 году были опубликованы ее первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая» (1926), «Братишки» (1928), после публикации которых Корней Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта.
После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936) и других детских стихов, Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш» (1940, совместно с актрисой Риной Зеленой), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953) и другие. Ее стихотворение «Веревочка» было взято режиссером И.Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и веревочка» (1945).
В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет.
В течение девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека» (опубликована в 1968 году).
В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 году ей была присуждена Международная премия им. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.
Умерла Агния Львовна Барто в Москве 1 апреля 1981 года.

27 июня 1910 (111 лет назад) — 17 февраля 1984 (37 лет назад).
Из боевой характеристики Павла Батицкого 1942 года: «Боевой, решительный и смелый командир. Быстро и правильно принимает решения. Обладает хорошими волевыми качествами, в трудные и напряженные моменты увлекает бойцов на разгром врага…».
Павел Фёдорович Батицкий родился (14) 27 июня 1910 года в Харькове, в рабочей семье. После окончания 4-х классов школы пошел учиться на фабрично-заводское училище при Харьковском моторостроительном заводе «Серп и Молот». В 1924 году по путевке этого завода стал курсантом Украинской военно-подготовительной школы.
В 1938 году Батицкий окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. До Великой Отечественной войны командовал взводом, эскадроном, был офицером для особо важных поручений в Генштабе. К началу войны Батицкий занимал должность начальника штаба мотодивизии.
В 1941-1945 годах военачальник сражался на многих фронтах Великой Отечественной войны – Северо-Западном, Воронежском, Степном, а также на 1-м и 2-м Украинских, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. В 1942 году возглавляемая им Северо-Западная дивизия успешно воевала в районе Демянска. Почти год бойцы Батицкого отражали ожесточённые атаки противника, не пуская их к единственной дороге между Старой Руссой и окружённой группировкой.
Генерал участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Белоруссии. Важную роль сыграл в окружении и ликвидации корсунь-шевченковской группировки. На заключительном этапе войны корпус под руководством Батицкого принял участие в освободительной миссии Советских Вооруженных Сил в Европе. Отличился при освобождении Польши, Восточной Пруссии, Праги, в штурме Берлина.
После войны занимал руководящие и штабные должности. В 1948 году генерал Батицкий окончил Военную академию Генерального штаба.
Интересно, что Батицкий является одним из участников ареста Л.П. Берии в 1953 году, именно он привел в исполнение приговор военного трибунала.
В дальнейшем маршал в течение 11-ти лет командовал войсками Московского округа ПВО. С 1966 года он – заместитель министра обороны СССР и командующий Войсками ПВО Объединенных Вооруженных Сил государств – участников Варшавского Договора.
В 1965 году Батицкому присвоили звание Героя Советского Союза, а через год – звание Маршала Советского Союза. Также он был награждён 16 советскими орденами и 15 медалями, за боевые заслуги получил 16 иностранных орденов и медалей. Является автором книги «Войска противовоздушной обороны страны».
Маршал Павел Фёдорович Батицкий умер 17 февраля 1984 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

16 апреля 1912 (109 лет назад) — 17 февраля 2006 (15 лет назад).
Евгений Валерианович Самойлов родился в Санкт-Петербурге (3) 16 апреля 1912 года в рабочей семье. Родители Евгения обеспечили ему беззаботное и счастливое детство, привили сыну любовь к искусству, книгам, театру, живописи. Евгений развивал свой талант художника и мечтал о поступлении в Академию художеств.
В 1928 году «за компанию» он поступил в актерскую студию, где занимался по вечерам у корифеев Александринского и Мариинского театров. После окончания школы Евгений поступил в Ленинградский художественный политехникум, а затем начал работу в Ленинградском Театре актерского мастерства, где он в основном играл стариков. Его первой заметной ролью стал Председатель укома (в пьесе «Шторм» В.Билль-Белоцерковского). В 1934 году после посещения театра Мейерхольдом Самойлов был приглашен в его театр.
Самойлов принял приглашение и переехал в Москву, а Мейерхольд со своей женой стали опекать молодого актера. Самойлов был хорошим и способным учеником, он жадно впитывал все, что творилось в театре, посещал спектакли и учился у ведущих актёров театра: М.М. Тарханова, Б.В. Щукина, Р.Н. Симонова. Он сыграл роли Эрнани («Эрнани» В.Гюго) и Чацкого («Горе от ума» А.Грибоедова), Павки Корчагина («Одна жизнь» по роману «Как закалялась сталь» Н.Островского).
В 1934 году состоялся дебют артиста в кино, в лирической комедии «Случайная встреча» режиссера И.А. Савченко. Затем он снялся в фильмах «Том Сойер» режиссера Л.Френкеля, «Щорс» режиссера А.П. Довженко, Кирилла Ждаркина в фильме «В поисках радости» Г.Л. Рошаля, в роли инженера Лебедева в фильме «Светлый путь» Г.В. Александрова, Бурунова в фильме «Адмирал Нахимов» В.И. Пудовкина, Марченко в фильме «Они сражались за Родину» С.Ф. Бондарчука и других.
Одна из любимых ролей Самойлова – лейтенант Кудряш в фильме «В шесть часов вечера после войны» легендарного И.А. Пырьева, в которой он снялся в 1944 году. После выхода этого фильма на актера обрушилась слава, и в последующие годы он много снимался, вплоть до 1990-х.
С 1968 года он также играл в Малом театре, создав несколько десятков образов в пьесах классических и современных драматургов. В 1974 году Евгению Самойлову было присвоено звание Народного артиста СССР, он стал трижды лауреатом Сталинской премии, кавалером многих орденов и медалей.
Личная жизнь Евгения Самойлова сложилась успешно, 62 года он прожил со своей женой, Зинаидой Левиной, они воспитали сына и дочь – Алексея и Татьяну, которые также стали актёрами.
Скончался Евгений Валерианович Самойлов 17 февраля 2006 года в Москве.

19 марта 1924 (97 лет назад) — 17 февраля 2002 (19 лет назад).
Лев Александрович Кулиджанов родился 19 марта 1924 года в Тифлисе (сегодня – Тбилиси), в армянской семье служащих. Отец, крупный партийный работник, был арестован в ноябре 1937 года и погиб при невыясненных обстоятельствах. Мать была также репрессирована в декабре 1937 года и отправлена в исправительно-трудовой лагерь. Кулиджанов остался с бабушкой.
Юность Льва прошла в Тбилиси. Это было трудное военное время. Молодой Кулиджанов рано увлекся искусством и, прежде всего, театром. В школьных самодеятельных спектаклях он выступал сразу в трех лицах – драматург, актер, режиссер. Все это определило дальнейший профессиональный и жизненный выбор – Москва, ВГИК, мастерская С.А. Герасимова.
После окончания ВГИКа в 1955 году Кулиджанов пришел работать режиссером на киностудию им. Горького. Первые две картины «Это начиналось так…» и «Дом, в котором я живу» он поставил в соавторстве с Яковом Сегелем. Еще через два года, в 1959 году, на экраны выходит картина «Отчий дом», подписанная только именем Кулиджанова. Фильм получил широкую прессу – доброжелательную и серьезную, его достоинствам было воздано должное.
Затем вышли «Потерянная фотография», «Преступление и наказание», «Когда деревья были большими»… Последний фильм остался и в истории кинематографа, и в памяти любителей киноискусства. Сам Кулиджанов из всех своих картин больше всего любил именно этот фильм. Утверждавший себя в кино как мастер тонкого психологического рисунка, режиссер остался верен своей манере и в этой картине. Хороший вкус, остро развитое чувство меры оберегли мастера от опасности сорваться на сентиментальность или впасть в фарс.
Два последних фильма Кулиджанова — «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994). Всего в фильмографии режиссера 12 картин, в ряде которых он выступил и как сценарист.
Параллельно с работой в кино Лев Александрович занимался и большой административной и общественной работой. С 1963 по 1964 годы он возглавлял главное управление художественной кинематографии Госкино СССР. В 1964 году стал председателем Оргкомитета Союза кинематографистов СССР. В 1965 году был избран первым секретарем правления Союза и проработал на этом посту до 1986 года. В 1986 году после 5-го Съезда Союза кинематографистов вышел из его состава. До 1989 года работал художественным руководителем киноэпопеи «ХХ век».
Также он занимался преподаванием — в 1970-1995 годах вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе, с 1985 года — заведующий кафедрой режиссуры ВГИКа, профессор ВГИКа (с 1977 года).
Кулиджанов – Народный артист СССР (1976), герой Социалистического Труда (1984), профессор, член-корреспондент Академии искусств ГДР. Был президентом Общества культурных связей СССР – Мексика. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Венгрии и Болгарии и другими наградами. В 1999 году в связи с 75-летием был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Умер Лев Александрович Кулиджанов 17 февраля 2002 года в Москве, был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

17 февраля 1924 (97 лет назад) — 10 января 2012 (9 лет назад).
Одним из выдающихся армян-разведчиков Великой Отечественной войны можно назвать советского разведчика службы внешней разведки Комитета Государственной безопасности СССР, Героя Советского Союза Геворка Вартаняна.
Вартанян Геворк Андреевич родился 17 февраля 1924 года в Ростове-на-Дону. Отец Геворка был связан с советской внешней разведкой, по заданию которой семья уехала из СССР в Иран. Именно профессия отца и повлияла на выбор молодого Геворка — с 1940 года его жизнь стала связана с разведывательной деятельностью. Юноше было 16 лет.
Первой успешно выполненной задачей в феврале 1940 года стало установление прямого контакта с резидентурой НКВД в Тегеране.
В 1943 году разведывательная группа 19-летнего Геворка Вартаняна сорвала покушение на лидеров «большой тройки» в Тегеране. В Иране он обеспечивал безопасность лидеров стран антигитлеровской коалиции — И.Сталина, У.Черчилля и Ф.Рузвельта.
В 1951 году Вартанян был выведен в СССР, где окончил факультет иностранных языков Ереванского университета. Впоследствии в экстремальных условиях и сложной обстановке Вартанян работал разведчиком-нелегалом во многих странах. На счету Геворка Андреевича — сотни раскрытых шпионов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 28 мая 1984 года за достигнутые результаты по сбору разведывательных данных и проявленные при этом мужество и героизм Вартаняну было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Выйдя в отставку, но, оставаясь «закрытым», полковник Вартанян продолжал активно встречаться с молодыми сотрудниками различных подразделений внешней разведки, которым передавал свой богатый оперативный опыт. С 1992 года находился на пенсии.
Его имя было раскрыто лишь в 2000 году. По признанию авторитетных специалистов, Вартанян входит в число ста великих разведчиков мира.
Скончался Геворк Андреевич Вартанян 10 января 2012 года в Боткинской больнице Москвы, был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

11 мая 1937 (84 года назад) — 17 февраля 2020 (1 год назад).
Георгий Николаевич Шенгелая родился 11 мая 1937 года в Москве, в творческой семье (отец — кинорежиссёр, мать — актриса).
В 1961 году Георгий закончил факультет режиссёров Всесоюзного государственного института кинематографии, мастерская А.Довженко и М.Чиаурели. Защита диплома состоялась в 1963 году.
С 1961 года Шенгелая — режиссёр студии «Грузия-фильм», а также руководил режиссёрской мастерской в институте театра и кино имени Шота Руставели в Тбилиси.
В качестве режиссёра Георгий Шенгелая снял более 10 картин, среди которых: «Пиросмани» (1969), «Приди в долину винограда» (1971), «Девушка со швейной машинкой» (1980), «Путешествие молодого композитора» (1985), «Смерть Орфея» (1996), «Грузинский виноград» (1999), «И шёл поезд» (2005) и другие. Также он написал сценарии к фильмам, в основном к своим собственным, снялся как актёр в нескольких кинолентах.
В 1985 году Шенгелая был удостоен звания Народного артиста Грузинской ССР. В 1986 году стал лауреатом кинофестиваля в Берлине как лучший режиссёр, в 1974 году на фестивале в Чикаго получил Гран-При «Золотой Хьюго» за картину «Пиросмани». Также он является обладателем и других наград различных МКФ.
В 1991-1992 году являлся членом Государственного совета Грузии. В марте 2001 года сформировал и стал лидером организации «Грузинская партия лозы. Вместе с Россией».
Георгий Николаевич был женат дважды. Его первой супругой была актриса Софико Чиаурели (1937-2008).
Георгий Николаевич Шенгелая скончался 17 февраля 2020 года в Тбилиси (Грузия).

17 февраля 1947 (74 года назад).
Вячеслав Ефимович Малежик родился 17 февраля 1947 года в Москве. Окончил музыкальную школу по классу баяна, а также педагогическое училище по классу гитары. Затем окончил Московский институт железнодорожного транспорта.
Впервые публика узнала о Вячеславе Малежике в 1967 году, когда он выступал в самодеятельных ансамблях «Ребята», «Мозаика».
Первый альбом Малежика был представлен публике в 1984 году. Затем были изданы альбомы «Черный рынок» и «Ностальгия». В 1986 году была записана песня «Кафе Саквояж», которая стала заглавной композицией на его первой пластинке «Саквояж», вышедшей в 1987 году. В то время у певца уже было много хитов: «Черный рынок», «Любите сказки», «Ты ничего не меняй», «Мозаика». Затем были выпущены CD «Верблюд», «Улочки-переулочки».
Все его альбомы становились популярными. В 1991 году был представлен альбом «Стоп-кадр», песни которого были уже известны, а особенно зрителям программы «Шире Круг», ведущим которой был Малежик. В 1992 году вышел компакт-диск «Туман в декабре». В 1994 году в Калифорнии Малежик и его друг Юрий Валов записали альбом «В новом свете».
На сегодняшний день в дискографии певца уже более 30 альбомов, а его песни также исполняли Ирина Понаровская, Вадим Казаченко, Катя Семёнова, Ярослав Евдокимов, ансамбль «Синяя птица» и другие. К тому же Малежик известен и как писатель — в 2000-х годах он издал несколько книг.
Сегодня Заслуженный артист России Вячеслав Малежик продолжает творческую карьеру — он принимает участие в различных концертах, создает новые песни и записывает альбомы. Живет и работает в Москве.

27 мая 1960 (60 лет назад) — 17 февраля 1988 (32 года назад).
Александр Башлачев — русский поэт, рок-бард и музыкант, автор и исполнитель песен. Его считают одним из ярчайших представителей русского рока, благодаря которому рок-музыка стала популярной в обществе.
Александр Николаевич Башлачев родился в городе Череповце Вологодской области 27 мая 1960 года в семье рабочих. После окончания средней школы он устроился на металлургический завод художником. Проработав два года, он поступил на факультет журналистики в Уральский университет. В это время он начинает писать песни для местной рок-группы.
В 1983 году прозвучала первая песня Александра, и в том же году он окончил университет и устроился на работу в молодежную газету, где писал о рок-музыке и рок-музыкантах. После посещения в 1984 году рок-фестиваля в Санкт-Петербурге и знакомства со многими рок-музыкантами, Александр начинает устраивать свои небольшие вечеринки и концерты. В 1987 году музыкант уже сам выступает на рок-фестивалях.
Его песни, а их он написал более 60, по сути являются балладами: «Ванюша», «Время колокольчиков», «Влажный блеск наших глаз», «Егоркина былина». Он был ни на кого не похож, обладал собственным стилем. Также Александр — автор нескольких книг.
Последний концерт Александра Башлачева состоялся 29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой.
17 февраля 1988 года Александр Башлачев выпал из окна на девятом этаже дома по проспекту Кузнецова в Ленинграде и разбился насмерть. Причины падения остались невыясненными.

17 февраля 1967 (54 года назад).
Евгений Валерьевич Гришковец родился в городе Кемерово 17 февраля 1967 года. В девятом классе, случайно в Томске попал на спектакль пантомимы и увлекся театром навсегда. Пошел на занятия в театральную студию. По окончании филологического факультета Кемеровского университета, в 1991 году, Гришковец создал театр под названием «Ложа» и за семь лет выпустил в нем десять постановок.
В 1999 году Гришковец за наброски к пьесам «Записки русского путешественника» и «Зима» был награжден премией «Антибукер». В то же время была постановка пьесы «Как я съел собаку». Через год автор за эту постановку был удостоен театральной премии «Золотая маска».
В декабре 2000 года он стал лауреатом премии «Триумф». В таких пьесах как «одноврЕмЕнно» и «Как я съел собаку» Евгений сам взошел на театральные подмостки. А постановки «Зима» и «Записки русского путешественника» шли с успехом на московских сценах. Пьеса Гришковца «Город» изначально поставленная в Риге, перебралась в московские театры: в «Школу Современной Пьесы» и в «Табакерку».
На Венском фестивале постановка «Как я съел собаку» (на немецком языке) была удостоена сразу трех премий: лучший исполнитель, лучшая пьеса и лучший перевод.
Гришковец является автором нескольких книг: «Рубашка», «Реки», «Планка», «Следы на мне», «Асфальт» и других, сборников рассказов, пьес, эссе и других произведений, а также — автором нескольких музыкальных альбомов.
С 1998 года Евгений живет в Калининграде, но много путешествует, в том числе часто бывает на гастролях со своими театральными работами не только в городах России, но и Европы, принимая участие во многих престижных фестивалях. А еще он известен и как киноактер.
Евгений Гришковец женат, у него трое детей. Его творчество отмечено многими театральными и общественными премиями.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".