18 июля

День создания органов государственного пожарного надзора в России.

Федеральный государственный пожарный надзор находится в ведении МЧС России

Ежегодно 18 июля в России отмечается профессиональный праздник — День создания органов государственного пожарного надзора, который впервые отмечался всеми сотрудниками данных органов в 2007 году.

 

Международный день Нельсона Манделы.

Монета, выпущенная к 90-летию Н.Манделы

 

День металлурга.

Дата события уникальна для каждого года. В 2021 году эта дата — 18 июля

Профессию металлурга легкой не назовешь

Ежегодно в третье воскресенье июля отмечают свой праздник люди мужественной профессии – металлурги. День металлурга был учрежден 28 сентября 1957 года указом Президиума Верховного Совета СССР. Так советское правительство отметило важный вклад отечественной металлургии в восстановление экономики страны после разрушительной войны.


Именины:

Афанасий, Василий, Геннадий, Сергей, Степан, Агния, Анна, Варвара, Елизавета.


Хроника знаменательных событий в истории.

18 июля 64 г. 1957 лет назад, в Риме вспыхнул страшный пожар.

Пожар 64 года — один из самых страшных в истории Рима

 

18 июля 1334 г. 687 лет назад, начато строительство колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

 

18 июля 1870 г. 151 год назад, принят догмат о непогрешимости (безошибочности) Папы Римского.

Базилика Святого Петра в Риме

 

18 июля 1968 г. 53 года назад, зарегистрирована компания «NM Electronics», вскоре переименованная в «Intel».

Логотип корпорации «Intel»

 

18 июля 1985 г. 36 лет назад, создан первый «Тетрис».

Рекoрдсмен игрового мира — «Тетрис»

Персоны:

Микеланджело да Караваджо, итальянский живописец, один из крупнейших мастеров барокко.
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год,

28 сентября 1573 (448 лет назад) — 18 июля 1610 (411 лет назад).
Микеланджело Меризи да Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio), основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века, родился 28 сентября (по другим данным — 29 сентября) 1573 года в Ломбардии. Искусству рисования он обучался в Милане в 1584-1588 годах у С.Петерцано.

В начале 1590-х годов Караваджо переехал в Рим, где работал более 10 лет, а начиная с 1606 года много путешествовал по Италии — жил и работал в Неаполе, на острове Мальта и в Сицилии.

В своем творчестве он всегда был подчеркнуто оригинален, его нельзя отнести ни к одной из художественных школ. По натуре Караваджо был бунтарем, и это как нельзя ярче выразилось в его раннем творчестве, бросавшем вызов идеалам эпохи.

Шулеры (1595)

Идеальным образам он противопоставил простого юношу из толпы, наделенного грубой чувственной красотой. Его молодые и жизнерадостные герои похожи на античного бога Вакха, который и сам нередко становится темой картин.

Эти персонажи очень телесны, натуральны и вплотную придвинуты к зрителю. Они почти осязаемы. В этот период Караваджо рисует жизнь лишенную всякой поэтизации, напротив его сюжеты подчеркнуто натуралистичны, особенно когда изображена сцена насилия.

Позже его стиль смягчится, станет более символичным и глубоким, не утратив при этом реалистичности. Главными темами его картин становятся библейские сюжеты. Караваджо успел найти тонкую грань между драматизмом и натуралистическими деталями. Его святые и апостолы становятся похожи на людей из плоти и крови, не утрачивая при этом своей божественной просветленности.

Вечеря (1601)

В конце жизни Караваджо обращается к теме одиночества человека в огромном враждебном ему мире, столь свойственной искусству барокко в целом. Он рисует группы людей, объединенных родственными связями и теплыми отношениями друг к другу. Видимо, сказалась усталость автора от постоянного одиночества, скитаний и непонимания окружающих.

Стиль Караваджо вызывал восхищение многих молодых мастеров и оказал существенное влиянии на развитие западноевропейского изобразительного искусства. Среди его ценителей и подражателей были Рубенс, Веласкес и Рембрандт.

Умер Микеланджело да Караваджо 18 июля 1610 года в Тоскани.

Кристоф Шейнер, немецкий астроном, физик и математик.
Кристоф Шейнер

25 июля 1575 (446 лет назад) — 18 июля 1650 (371 год назад).
Кристоф Шейнер (нем. Christoph Scheiner) появился на свет 25 июля 1575 года в Вальде, неподалёку от города Миндельхейма. Он получил прекрасное образование и впоследствии работал профессором еврейского языка и математики в университетах Фрейбурга и Ингольштадта. Был известен как изобретатель двух чертёжных инструментов.

Помимо профессорской деятельности Шейнер занимался исследовательской научной работой , в частности наблюдениями над солнечными пятнами, которые он открыл в 1611 году независимо от Г.Галилея и И.Фабрициуса. Шейнер так же определил период вращения Солнца и наклон оси вращения к эклиптике. В 1613 году ученый построил астрономическую трубу с двумя выпуклыми стёклами, которая считается первым в мире телескопом-рефрактором.

Шейнер написал несколько революционных работ в области наблюдательной астрономии. Он произвел более 2000 наблюдений над солнечными пятнами. Исследования учёного не нравились его начальству – Шейнер состоял в ордене Иезуитов. Поначалу он пытался не афишировать свои исследования. Стараясь угодить иезуитам, придерживающимся учения о совершенной чистоте Солнца, он высказывал мысль, что пятна — это тёмные тела, вращающиеся около Солнца. Позднее учёный всё же выдвинул предположение, что пятна являются впадинами на солнечной поверхности.

Шейнеру принадлежит подробное описание виденной им 20 марта 1629 года в Риме замечательной формы явления ложных солнц. Свое описание астроном сопроводил всеми нужными измерениями. Он также написал несколько интересных работ по физике, имевших своими предметами телескопы и глаз. Таким образом учёный внёс большой вклад сразу в несколько областей науки.

Кристоф Шейнер скончался 18 июля 1650 года в Нейсе (Германия).

Роберт Гук, английский ученый, естествоиспытатель и изобретатель.
Портрет Роберта Гука, современная реконструкция

18 июля 1635 (386 лет назад) — 3 марта 1703 (318 лет назад).

Роберт Гук родился 18 июля 1635 года на английском острове Уайт, в семье священника местной церкви. Будучи сыном священника, Роберт тем не менее живо интересовался науками. Учился в Вестминстерской школе, где успешно изучал языки, математику, физику. После окончания школы в 1653 году он поступил в Оксфордский университет, где проявил блестящие способности к физике и химии. Впоследствии он стал ассистентом Р.Бойля.

В 1663 году учёный становится членом Лондонского королевского общества. С 1665 года работает профессором в Лондонском университете, а в 1677-1683 — секретарём Лондонского Королевского общества.

Роберт Гук был разносторонним учёным и изобретателем. В 1659 году он построил воздушный насос, в 1660 году совместно с Х.Гюйгенсом Гук установил точные температуры таяния льда и кипения воды. Помимо этого он сконструировал зеркальный телескоп, прибор для измерения силы ветра, машину для деления круга и т.д.

В 1660 году Гук сформулировал закон пропорциональности между силой, приложенной к упругому телу, и его деформацией (закон Гука). Он также дал общую картину движения планет.

Используя усовершенствованный им микроскоп, Гук наблюдал структуру растений и ввёл в научную терминологию понятие «клетка». Эти исследования он описал в своей научной работе «Микрография» в 1665 году. Помимо этого Гук совершил несколько открытий в области акустики, например, продемонстрировал, что высота звука определяется частотой колебаний.

Гук был также талантливым архитектором. По его проектам было построено несколько зданий, главным образом в Лондоне. Последним изобретением Гука был морской барометр.

3 марта 1703 года Роберт Гук, один из самых разносторонне одаренных людей своего времени, скончался в своей квартире в Лондоне.

Жан Антуан Ватто, французский живописец, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.
Жан Антуан Ватто

10 октября 1684 (336 лет назад) — 18 июля 1721 (299 лет назад).
Жан Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau) родился 10 октября 1684 года во фламандском городе Валансьене. В молодости учился изобразительному искусству у Жака-Альбера Герена.

Ватто был одним из тех французских художников 18 века, которые создали новый стиль – Рококо. На Ватто как на художника оказали большое влияние с одной стороны картины Рубенса, подарившего ему его любимую тему – галантные празднества. С другой стороны большое впечатление на него оказали рисунки Тициана и Паоло Веронезе, а также пейзажные рисунки Доменико Кампаньолы.

Всё это вместе, смешавшись с собственным талантом Ватто и эстетикой галантной эпохи, породило уникальный стиль. Маленькие будто вибрирующие мазки, нежные созвучии цветов – всё это как нельзя лучше передавало нюансы чувств, которые так любил воплощать в своих картинах Ватто.

Капризница

В качестве сюжетов своих картин Ватто чаще всего избирал сценки с модно одетыми дамами и кавалерами на фоне природы. Однако эти изображения не вполне реалистичны. Ватто был первым художником, вполне ощутившим разлад реальности с идеалом. Поэтому его персонажи и даже их костюмы чересчур хороши, чтобы быть настоящими.

Песнь любви

По той же причине Ватто обожал рисовать театральные сюжеты. Полет фантазии и в то же время искренность игры выглядели для него куда привлекательнее жизни, напоминавшей лицедейство.

Ватто был также и художником-декоратором. Он украшал интерьеры особняков, расписывал клавесины, дверцы карет и веера замысловатыми рисунками, оказавшими немалое влияние на эстетику рококо.

Жан Антуан Ватто скончался 18 июля 1721 года в городе Ножан-сюр-Марн (Франция).

Петр III Федорович, российский император (в 1762 году).
Петр III Федорович

21 февраля 1728 (293 года назад) — 18 июля 1762 (259 лет назад).

Петр III Федорович, Карл Петр Ульрих, родился 21 февраля 1728 года в городе Киль (Германия). Сын Гольштейн-Готторпского герцога Карла Фридриха и дочери императора Петра I Анны Петровны, он сначала воспитывался как наследник шведского престола. Петр рос нервным и впечатлительным мальчиком, любил искусство и одновременно обожал все военное.

В 1742 году императрица Елизавета Петровна вызвала Петра, своего племянника, в Петербург, крестила под именем Петра Федоровича и объявила наследником российского престола. В 1745 году его женили на принцессе Анхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II, которая родила ему сына Павла (будущий император Павел I).

За годы, проведенные в России, Петр никогда не делал попыток лучше узнать эту страну, он презирал многие русские обычаи, вел себя неподобающим образом во время церковной службы, не соблюдал посты. До вступления на престол все свободное время он проводил, занимаясь военными маневрами. Императрица не допускала его к участию в решении политических вопросов. В российском обществе Петр не пользовался ни авторитетом, ни популярностью.

После смерти Елизаветы Петровны в январе 1762 года Петр III Федорович был провозглашен императором. Вступив на престол, он правил страной 186 дней. Несмотря на краткость своего правления, Петр издал множество манифестов, именных и сенатских указов, резолюций, которые во многом стали фундаментом для последующего царствования Екатерины II.

К числу важнейших дел императора относятся: упразднение Тайной канцелярии, начало процесса секуляризации церковных земель, поощрение торгово-промышленной деятельности, принятие указа о свободе внешней торговли.

Важный документ Петра Федоровича – «Манифест о вольности дворянства», благодаря которому дворянство стало исключительным привилегированным сословием Российской империи. Также правление Петра отмечено усилением крепостного права.

Оказавшись у власти, Петр сразу же прекратил военные действия против Пруссии и заключил с Фридрихом II мир, а затем и военный союз с ним, в ущерб интересам России, сведя тем самым «на нет» все усилия русских войск в Семилетней войне.

Беспорядочные действия Петра на внутриполитической арене лишили его поддержки какого-либо социального слоя русского общества, а его антинациональная внешняя политика, пренебрежение к русским обычаям, введение прусских порядков в армии создали оппозицию гвардии, которую возглавила его жена Екатерина.

Все это привело к перевороту в июне 1762 года, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Императрице в короткое время присягнули гвардия, Сенат, Синод и население. Низложенный император был арестован и отправлен в Ропшу в 30 верстах от Петербурга, где (7) 18 июля 1762 года погиб (по другим данным это случилось днем ранее — (6) 17 июля 1762).

По официальной версии, причиной смерти был приступ геморроидальных колик, усилившийся от употребления алкоголя. По другой версии – он был убит. Первоначально Петр III был похоронен безо всяких почестей в Александро-Невской лавре. Но сразу после кончины Екатерины по приказу Павла I его останки были перезахоронены в Петропавловском соборе, усыпальнице императоров.

Краткое правление Петра III и невыясненные обстоятельства смерти послужили основой многочисленных легенд и появления самозванцев, взявших себе его имя. Самым известным из них был Емельян Пугачев. Суждения историков о личности и правлении Петра III носят чрезвычайно противоречивый характер.

Полина Виардо, французская оперная певица, педагог.
Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо

18 июля 1821 (200 лет назад) — 17 мая 1910 (111 лет назад).

Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо (фр. Pauline Michelle Ferdinande García-Viardot) родилась 18 июля 1821 года в Париже. Ее отец, Мануэль Гарсиа, был известным певцом и музыкальным педагогом, а сестра Мария Малибран – знаменитая испанская певица, легенда оперной сцены.

Пению Полина училась у своего отца, фортепианной игре – у Листа, композиции – у Рейха. Обладая прекрасным меццо-сопрано обширного диапазона и большим сценическим талантом, она с 16 лет начала выступать в концертах, а через два года завоевала себе выдающееся положение на лондонской и парижской оперных сценах.

В 1840 году Полина вышла замуж за Луи Виардо. За несколько следующих лет проехала по многим странам мира, посетив Берлин, Мадрид, Эдинбург, Вену, Дублин, Лондон, Москву, Петербург. Везде ей сопутствовал необычайный успех. В Петербурге она познакомилась с Тургеневым. С тех пор их судьбы оказались связанными навсегда.

С 1849 по 1863 годы Полина не только выступает на сцене, но и пишет ряд произведений, в том числе комические оперы по либретто Тургенева, романсы на слова Пушкина, Фета, Тютчева, Лермонтова, Кольцова.

Покинув сцену в 1863 году, Виардо выступала в концертах, часто исполняя произведения русских композиторов, и во многом благодаря ей на западе заговорили о Чайковском.

Под ее руководством получил музыкальное воспитание целый ряд русских и иностранных певиц. Талантливая певица, композитор, пианистка, прекрасная художница, увлекательная собеседница, превосходно владевшая несколькими европейскими языками, трудолюбивая, многосторонняя, энергичная и бодрая, она была достойной подругой Тургенева.

Ряд изданий представляет Виардо как злой рок в судьбе Тургенева, но она была его музой и советчиком. Каждую свою написанную строку он, прежде всего, предъявлял именно на ее суд… В доме Виардо Тургенев и умер, оставив ей значительную часть своего состояния, в том числе кольцо-талисман Пушкина и медальон с волосами великого поэта, которые она возвратила в Россию.

Умерла Полина Виардо в Париже 17 или 18 мая 1910 года. Три ее дочери стали певицами, а сын Поль – скрипачом.

Василий Поленов, русский художник-передвижник, мастер пейзажной и жанровой живописи.
Василий Поленов (Портрет работы И.И. Левитана)

1 июня 1844 (177 лет назад) — 18 июля 1927 (94 года назад).

Василий Дмитриевич Поленов родился (20 мая1 июня 1844 года в Петербурге, в дворянской семье. Окончив обучение в Петрозаводской гимназии, стал учеником Императорской Академии Художеств, где его учителем был П.П. Чистяков.

В 1869 году Поленов пишет картину «Иов и его друзья», за которую удостаивается малой золотой медали. А в 1871 году за картину «Христос воскрешает дочь Иаира» получает и большую золотую медаль.

В 1872 году Поленов оканчивает юридический факультет и отправляется как пансионер Академии Художеств в Европу.

«Воскрешение дочери Иаира» (1871)

Долгое время он живёт в Париже. Именно в Париже Поленов пишет полотно «Арест графини д’Этремон», за которую в 1876 году получает звание академика.

В период русско-турецкой войны он является художником при штаб-квартире наследника престола Александра. После войны отправляется путешествовать в Сирию, Египет, Константинополь и Палестину. С 1879 года входит в состав Товарищества передвижных художественных выставок.

С 1882 по 1895 год преподаёт живопись в училище живописи, зодчества и ваяния в Москве. В этом училище в число его учеников входят такие известные художники как И.И. Левитан, К.А. Коровин, А.Е. Архипов и другие.

«Московский дворик» (1878)

В период 1910-1918 годов художник участвует в просветительском движении, принимал он участие и в формировании народного театра.

Умер Василий Дмитриевич Поленов 18 июля 1927 года в своей усадьбе Борок Тульской губернии.

Хендрик Лоренц, нидерландский физик-теоретик, Нобелевский лауреат.
Хендрик Лоренц

18 июля 1853 (168 лет назад) — 4 февраля 1928 (93 года назад).

Хендрик Антон Лоренц (нидерл. Hendrik Antoon Lorentz) родился 18 июля 1853 года в Арнеме (Нидерланды). Он учился в Лейденском университете, в 1875 году защитил докторскую диссертацию «К теории отражения и преломления света». В 1878-1913 годах был профессором Лейденского университета и заведующим кафедрой теоретической физики. С 1913 года – директор физического кабинета Тейлеровского музея в Гарлеме.

В его активе работы в области электродинамики, термодинамики, статистической механики, оптики, теории излучения, теории металлов, атомной физики. На основе электронной теории он объяснил целый ряд физических фактов и явлений и предсказал новые.

Он вывел формулу, связывающую диэлектрическую проницаемость с плотностью диэлектрика (формула Лоренца-Лоренца), дал выражение для силы, действующей на движущийся заряд в электромагнитном поле (сила Лоренца), объяснил зависимость электропроводности вещества от теплопроводности, развил теорию дисперсии света. Предсказал явление расщепления спектральных линий в сильном магнитном поле и разработал теорию магнитного поля, открытого Питером Зееманом, получив за это в 1902 году Нобелевскую премию.

В 1904 году он получил формулы, связывающие между собой пространственные координаты и моменты времени одного и того же события в двух различных инерциальных системах отсчета (преобразования Лоренца). Из преобразований Лоренца получают все кинематические эффекты специальной теории относительности. В 1904 году он получил формулу зависимости массы электрона от скорости. Подготовил переход к теории относительности и квантовой механике, особенно способствовал созданию теории относительности.

Исследования Лоренца посвящены также кинетической теории газов, кинетике твердых тел, электронной теории металлов, созданной им в 1904 году. Оказал значительное влияние на молодое поколение физиков. По мировоззрению был материалистом, активно боролся против проявлений идеализма в физике.

Хендрик Лоренц умер 4 февраля 1928 года в Харлеме (Нидерланды).

Джакомо Балла, итальянский художник, один из основателей футуризма.
Джакомо Балла

18 июля 1871 (150 лет назад) — 1 марта 1958 (63 года назад).
Джакомо Балла (итал. Giacomo Balla) родился 18 июля 1871 года в Турине. Художественное образование получил в вечерней Школе рисунка, параллельно работая в литографской мастерской. В 1891 году Джакомо занимался в туринской Академии Альберти, а затем практиковался в фотомастерской.

В 1893 году он переехал в Рим, где зарабатывал на жизнь как карикатурист, портретист и оформитель рекламно-упаковочных материалов. С 1904 года давал частные уроки рисования.

Балла – представитель первой волны футуристического искусства, на чьем творчестве учились У.Боччони и Д.Северини. В его раннем периоде сильно влияние импрессионизма, заметен интерес к теории цвета и увлечение пуантилизмом.

Стиль живописи Балла кардинально меняется, когда художник присоединяется к художественной группировке Маринетти, основателя футуризма. Он выступает соредактором «Манифеста художников-футуристов».

Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма – «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, т.е. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений («Динамизм собаки на поводке», 1912). Постепенно его композиции всё больше тяготеют к абстракциям («Опасности войны», 1915).

Художник, активный пропагандист футуризма, переносит его на другие виды искусства: скульптуру и прикладное искусство – театральный дизайн и костюм. Всё больше тяготея к геометрическим формам, Балла перемежает в творчестве абстрактные и фигуративные композиции.

В 1930-е годы художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения.

Умер Джакомо Балла 1 марта 1958 года в Риме.

Анна Тимирева (Книпер), русская поэтесса, гражданская жена адмирала Колчака.
Анна Васильевна Тимирёва (Книпер)

18 июля 1893 (128 лет назад) — 31 января 1975 (46 лет назад).
Анна Васильевна Тимирёва (урожденная Сафонова, во втором замужестве Книпер) родилась 18 июля 1893 года в Кисловодске.

Ее отец был известным музыкантом, директором Московской консерватории. В 1906 году семья переехала в Петербург, где Анна Васильевна окончила гимназию княгини Оболенской, занималась рисунком и живописью. Свободно владела французским и немецким языками.

В 1911 году вышла замуж за морского офицера Сергея Николаевича Тимирёва. В 1914 году у них родился сын Владимир.

В 1915 году Анна познакомилась с адмиралом Александром Колчаком и полюбила его. В 1918 году развелась с мужем и уехала в Омск к возлюбленному. Когда тот был арестован большевиками, решила разделить его участь.

В учетной карточке Карлага указано время ее ареста – январь 1920 года, а также первое место заключения – иркутская тюрьма. Там же в это время находился и Александр Васильевич Колчак. Им разрешали видеться. Собственно говоря, ради этого Анна Васильевна во время ареста адмирала сама подошла к большевикам и сказала: «Арестуйте и меня. Я без него не могу жить».

Вскоре она была освобождена по амнистии, но тут же вновь арестована и приговорена к пяти годам лагерей за «антисоветские настроения». По этой же статье ее судили еще четыре раза.

Тимирева пробыла в тюрьмах и лагерях около 30 лет. Только в 1961 году она была полностью реабилитирована и прописана в Москве. Во время съемок фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» Анна Васильевна работала консультантом по этикету.

Умерла Анна Васильевна Тимирева 31 января 1975 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище столицы.

Ольга Спесивцева, русская балерина.
Ольга Александровна Спесивцева

18 июля 1895 (126 лет назад) — 16 сентября 1991 (30 лет назад).
Ольга Александровна Спесивцева появилась на свет (6) 18 июля 1895 года в Ростове-на-Дону, в семье актера театра. После смерти отца, мать оставшись без средств к существованию, отдала детей в приют при доме ветеранов сцены. Ольга с раннего детства была одаренной и пластичной девочкой. Вскоре она была принята в Театральное училище в Санкт-Петербурге, где её первым педагогом была К.М. Куличевская.

Юная балерина дебютировала на сцене Мариинского театра в 1913 году в балете «Раймонда». Несмотря на то, что она исполняла одну из эпизодических ролей, её заметили. Выдающиеся способности и отличные внешние данные позволили Спесивцей войти в состав солистов императорской балетной труппы. В 1918 году она становится ведущей танцовщицей, а в 1920 году прима-балериной Мариинского театра. Критики считали Спесивцеву одной из лучших Жизелей 20 века.

В 1923 году, после смерти первого мужа, балерина уезжает сначала во Францию, а затем в США, где и остаётся на постоянное место жительство. В 1924-1932 годах Спесивцева была ведущей приглашенной балериной Парижской «Гранд-Опера». Талантливая балерина исполнила главные роли в «Лебедином озере», «Эсмеральде», «Жизель», «Баядерке», «Спящей красавице», «Дочери фараона» и других известных балетах.

Она вышла замуж во второй раз за русско-французского танцовщика и педагога Н.Князева. Будучи по образованию классической балериной, Спесивцева открылась с совсем с другой стороны, участвуя в авангардных постановках Сержа Лифаря – в «Творении Прометея», «Бахусе и Ариадне».

Последний раз она выступила в Париже в 1939 году. В 1943 году её психическое здоровье ухудшилось и последующие 20 лет Спесивцева провела в психиатрической лечебнице, из которой была выписана лишь в 1963 году.

Последние годы жизни великая балерина провела в Нью-Йорке в пансионате Фонда Льва Толстого.

Умерла Ольга Александровна Спесивцева 16 сентября 1991 года в Нью-Йорке (США).

Роман Якобсон, русский и американский языковед, филолог, родоначальник русского структурализма.
Роман Осипович Якобсон

23 октября 1896 (125 лет назад) — 18 июля 1982 (39 лет назад).
Видный лингвист и литературовед, занимавшийся многими аспектами русского языка, — Роман Якобсон был выдающимся языковедом, филологом, родоначальником русского структурализма. Он оказал влияние на развитие гуманитарных наук не только своими новаторскими идеями, но и активной организаторской работой. Известны его труды по общей теории языка, фонологии, морфологии, грамматике, русскому языку, русской литературе, поэтике, славистике и многим другим областям гуманитарного знания.

Роман Осипович Якобсон родился (11) 23 октября 1896 года в Москве, в семье химика Осипа Якобсона и его жены Анны Вольперт.

В 1920 году семья эмигрировала в Чехословакию, затем в Германию, Чехию, Данию и Норвегию. С 1941 года жила в США, где Роман Якобсон становится профессором славянских языков и литературы Гарвардского университета.

Он был основоположником русского структурализма, направления в филологии, впервые рассмотревшего свой объект с формальной стороны. Сторонников данного учения интересовало, как и из чего «сделан» язык, в том числе и язык литературного произведения.

Неудивительно, что Якобсона заинтересовало исследование особенностей языка Велимира Хлебникова (1919). Хлебников, будучи поэтом-футуристом, часто занимался созданием новых слов. Работа Хлебникова навсегда перевернула соотношение формы и содержания в литературоведении, провозгласив, что поэзия «безразлична в отношении описываемого ею объекта».

От исследований стихотворной речи Якобсон перешел к изучению звуковых сегментов слов, фонем, которые сами по себе не имеют значения, но играют огромную роль в его создании. Это исследование Якобсона привело с созданию новой отрасли науки о языке – фонологии. Якобсон установил 12 бинарных акустических признаков, составляющих фонологические оппозиции, которые, по его утверждению, являются языковыми универсалиями, лежащими в основе любого языка.

Но это было не единственное направление науки, созданное Якобсоном. Его исследования афазии — состояния, в котором человек утрачивает способность говорить или воспринимать речь из-за повреждения коры головного мозга, легли в основу нейролингвистики. Эти же исследования дали физиологическое обоснование учению о метафоре и метонимии, как двух разных способах языкового мышления, что позволило Якобсону объяснить с лингвистической точки зрения различия между поэзией и прозой.

Роман Осипович Якобсон скончался 18 июля 1982 года в Кембридже (штат Массачусетс, США) в возрасте 85 лет.

Андрей Громыко, советский государственный и политический деятель, дипломат.
Андрей Андреевич Громыко

18 июля 1909 (112 лет назад) — 2 июля 1989 (32 года назад).

Андрей Андреевич Громыко родился (5) 18 июля 1909 года в деревне Старые Громыки (ныне Гомельской области). В 1932 году Андрей окончил Минский сельскохозяйственный институт и через два года в числе других аспирантов был переведен в Москву. Защитив кандидатскую диссертацию, Громыко был принят в Институт экономики АН СССР старшим научным сотрудником, а затем стал там ученым секретарем.

Но карьеру Громыко сделал на дипломатическом поприще. В 1939 году он был переведен в Наркомат иностранных дел (НКИД) СССР и сразу же получил ответственный пост заведующего Отделом Американских стран. В течении нескольких лет Громыко работал советником посольства СССР в США, а затем стал послом в Америку и одновременно посланником на Кубе.

Андрей Андреевич принял непосредственное участие в создании Организации Объединённых Наций, подписал от имени СССР Устав ООН на конференции в Сан-Франциско (1945) и стал первым постоянным представителем СССР в Совете Безопасности ООН. Он возглавлял делегации СССР на конференции в Думбартон-Оксе, участвовал в работах Крымской и Потсдамской конференций, а также в ряде других международных конференций и совещаний.

В течении многих лет он использовал своё дипломатическое искусство для заключения целого ряда соглашений, которые сделали его сопричастным к формированию послевоенного мироустройства.

С 1949 года Громыко стал первым заместителем министра иностранных дел СССР, а в 1957 году был назначен министром иностранных дел СССР и занимал этот пост в течение 28 лет – легендарно длительный срок. В качестве советского министра иностранных дел Андрей Андреевич встречался и вёл переговоры практическим со всеми ведущими мировыми лидерами, большинством из которых он рассматривался как выдающийся дипломат. Громыко стал символом советской внешней политики 1960-1980-х годов.

К числу успехов отечественной дипломатии во главе с Громыко можно с полным правом отнести – достижение в сжатые сроки компромисса в Карибском кризисе (1962), Договор о запрещении испытаний ядерного оружия (1963), переговоры по которому тянулись несколько лет, предотвращение в 1966 году войны между Индией и Пакистаном, Договор о нераспространении ядерного оружия (1968).

Громыко поддержал выдвижение к власти М.С. Горбачева в 1985 году, предложив его кандидатуру на пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Горбачёв стремился лично руководить внешней политикой, потому сменил Андрея Андреевича на Э.Шеварднадзе на посту министра иностранных дел СССР, а Громыко занял пост председателя Президиума Верховного Совета СССР.

В 1988 году Андрей Громыко вышел на пенсию и работал над мемуарами. Он автор научных трудов по вопросам международных отношений и ряда книг, председатель комиссии при МИДе по изданию дипломатических документов, член редакционной комиссии по истории дипломатии. За книгу «Экспорт американского капитала» ученый совет МГУ присвоил ему ученую степень доктора экономических наук.

Громыко награжден многими советскими орденами и медалями, а также наградами иностранных государств. Он лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, Депутат Верховного Совета нескольких созывов.

Умер Андрей Андреевич Громыко 2 июля 1989 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище. В мировую политическую историю Андрей Громыко вошел как выдающийся дипломат, защищавший интересы Советского Союза как супердержавы.

Нельсон Мандела, южноафриканский политик, президент ЮАР (1994-1999), Нобелевский лауреат.
Нельсон Ролихлахла Мандела

18 июля 1918 (103 года назад) — 5 декабря 2013 (8 лет назад).
Нельсон Ролихлахла Мандела (Nelson Rolihlahla Mandela) родился 18 июля 1918 года в семье вождя племени тембу в ЮАР. Он учился в колледже Форта-Хер, однако был исключен за участие в студенческой забастовке в 1940 году. Позднее он поступил в Университет Витватерсранда, после окончания которого получил специальность правоведа.

В 1944 году Нельсон Мандела вступил в Молодежную лигу Африканского национального конгресса (АНК). В рядах этой организации Мандела прославился, как один из самых известных активистов в борьбе за права человека. В 1950-е годы он был одним из наиболее активных борцов против апартеида. Неоднократно подвергался арестам.

В 1960 году в Шарпевиле было убито 67 африканцев, после чего южноафриканское правительство запретило АНК. Манделе, ставшему к тому времени одним из лидеров партии, пришлось перейти на нелегальное положение. В 1961 году члены Африканского национального конгресса сформировали военную организацию АНК во главе с Манделой. Члены этой радикальной организации проводили политику саботажа против правительства.

В июне 1964 года Нельсон Мандела был взят под арест органами безопасности ЮАР и приговорен к пожизненному тюремному заключению. В Южной Африке и в других странах развернулось активное движение за его освобождение. Постепенно африканский борец за свободу стал известен всему миру. За годы пребывания в тюрьме здоровье Манделы ухудшилось — он заболел туберкулёзом. В 1985 году президент ЮАР П.Бота предложил Нельсону Манделе освобождении в обмен на отказ от политической борьбы. Мандела отказался от этого предложения.

Он был освобожден лишь в 1990 году и через год возглавил АНК. В 1993 году Мандела и президент ЮАР Ф.де Клерк были удостоены Нобелевской премии мира за борьбу против апартеида. 10 мая 1994 года Нельсон Мандела стал первым чернокожим президентом ЮАР.

В 1996 году под его руководством была разработана и принята новая конституция Южно-Африканской республики, а также в годы своего президентства Мандела предпринял ряд важных социально-экономических реформ с целью преодоления социального и экономического неравенства в Южной Африке. В 1999 году он оставил пост президента ЮАР и проявил активное участие в борьбе против СПИДа.

Нельсон Мандела написал несколько книг, самыми известными из которых являются «Нет легкого пути к свободе» (1965), «Я готов умереть» (1979). Он являлся почетным членом более 50 международных университетов, был награжден многими международными наградами.

5 декабря 2013 года Нельсон Мандела скончался в Йоханнесбурге (ЮАР) в возрасте 95 лет. О смерти выдающегося лидера и борца за свободу объявил президент ЮАР Якоб Зума.

Ежегодно 18 июля отмечается Международный день Нельсона Манделы (Nelson Mandela International Day), учрежденный Генеральной ассамблеей ООН в ноябре 2009 года.

Юрий Мазурок, советский оперный певец (баритон), Народный артист СССР.
Юрий Антонович Мазурок

18 июля 1931 (90 лет назад) — 1 апреля 2006 (15 лет назад).
Юрий Антонович Мазурок (польск. Jurij Antonowicz Mazurok) родился 18 июля 1931 года в польском городе Красник. Петь Юрий начал, как пели многие, не помышляя о профессии вокалиста. Окончив среднюю школу, он поступил в Львовский политехнический институт, где увлёкся студенческим музыкальным театром.

Вскоре Юрий стал признанным «премьером» оперной студии института, в спектаклях которой исполнял партии Евгения Онегина и Жермона. Природа наделила Юрия уникальным по красоте тембра баритоном — большого диапазона, ровным во всех регистрах.

В 1960 году Мазурок начал учёбу в Московской консерватории. Ещё в период обучения он завоевал призовые места на трёх труднейших конкурсах вокалистов: на «Пражской весне» (1960), на конкурсе имени Джордже Энеску в Бухаресте (1961), на II Всесоюзном конкурсе имени Глинки (1962).

В 1963 году Мазурок был принят в стажерскую группу Большого театра, с которым было связано его дальнейшее творчество.

Выступал в спектаклях и других оперных театров страны, принимал участие в постановках зарубежных оперных трупп. В 1967 году победил на международном конкурсе вокалистов в Монреале.

Юрий Мазурок много и с успехом гастролировал по стране и за рубежом с сольными концертами. В обширный камерный репертуар певца вошли песни и романсы русских и западноевропейских авторов – Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Шуберта, Шумана, Грига, Малера, Равеля, песенные циклы и романсы Шапорина, Хренникова, Кабалевского, народные песни.

Творческий диапазон певца очень широк. За годы работы в труппе Большого театра Юрий Антонович исполнил почти все баритональные партии (лирические и драматические), имевшиеся в репертуаре театра.

Мазурок – Заслуженный артист РСФСР (1968), Народный артист РСФСР (1972) и СССР (1976). Он награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени.

Умер выдающийся певец Юрий Антонович Мазурок 1 апреля 2006 года в своем доме в пригороде Москвы, был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

Евгений Евтушенко, советский и российский поэт, прозаик, публицист, сценарист, кинорежиссер.
Евгений Александрович Евтушенко

18 июля 1933 (88 лет назад) — 1 апреля 2017 (4 года назад).

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1933 года в семье геолога, на станции Зима Иркутской области. Этому городу посвящены одни из самых лирических стихотворений поэта. Его отец писал стихи и привил любовь к поэзии сыну. Уже в 5 летнем возрасте Женя взялся за перо.

После переезда в Москву в 1947 году Евгений занимался в поэтической студии Дома пионеров. Печататься он начал в 16 лет – его стихи вышли в газете «Советский спорт». В 1951 году Евтушенко поступил в Литературный институт им. М.Горького, но вскоре был исключен за то, что выступил в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым».

Первая книга стихов Евтушенко – «Разведчики грядущего» вышла в 1952 году. Тем же годом датированы стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», которые поэт, спустя много лет, назовет «началом… серьезной работы» в литературе. Тогда же он был принят в Союз писателей СССР и стал самым молодым его членом.

В 1950-е годы Евгений публикует серию поэтических сборников: «Третий снег», «Шоссе Энтузиастов», «Обещание» и др. Он выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, лаконичность и сюжетность.

Его стихи становились крупным событием как литературной, так и общественной жизни: «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983). Евтушенко много путешествовал. Он не только побывал на всех континентах земли, но и написал стихи и поэмы о каждой стране, которую посетил.

В начале 1960-х годов Евтушенко одним из первых среди поэтов выходит на эстраду. Тогда же он начинает писать песни. В качестве поэта-песенника Евгений работал со многими композиторами: Э.Колмановским, А.Эшпаем, Ю.Саульским, Н.Богословским, М.Таривердиевым, Е.Крылатовым и другими.

После создания поэмы «Братская ГЭС» Евтушенко постоянно обращался к большой поэтической форме. Им опубликовано более десяти поэм – «Казанский университет» (1970), «Ивановские ситцы» (1976), «Непрядва» (1980), «Под кожей статуи Свободы» (1968), «Снег в Токио» (1974), «Голубь в Сантьяго» (1978), «Мама и нейтронная бомба» (1982)…

Прозу Евтушенко начал писать еще в студенческие годы. Первый рассказ – «Четвертая Мещанская» был напечатан в журнале «Юность» в 1959 году. Через четыре года появился второй – «Куриный бог». В результате нескольких поездок на Кубу родилась поэма в прозе «Я – Куба», ставшая основой для сценария фильма, поставленного в 1964 году.

Деятельность Евгения Александровича в кинематографе тоже была успешной – это и фильм «Взлет» (1979), где он сыграл главную роль (Циолковского), и его целиком авторский фильм «Детский сад» (1984). В качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме «Похороны Сталина» (1990).

Как прозаик, ориентированный на мемуарно-библиографическую документальность и интерес к спорным моментам современной истории, Евтушенко проявил себя в повести «Перл-Харбор» (1967) и особенно в романе «Ягодные места» (1982). Он автор фантастической повести «Ардабиола», нескольких рассказов, ряда очерково-публицистических книг.

В конце 1980-х годов Евтушенко активизировался как публицист. Он переехал жить в США, но часто бывал в России. В Штатах он читал курс русской поэзии в университетах. В этот же период Евгений активно писал прозу, стихи, сценарии, создал антологию «Десять веков русской поэзии», ставшую результатом многолетнего исследовательского труда.

Евгений Евтушенко является автором более 150 книг, которые переведены на многие языки мира. Он был почетным членом Академии искусств многих стран, почетным профессором «Honoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. Лауреат множества российских и международных премий, обладатель орденов и медалей, как России, так и других стран – поэт был награжден медалью и дипломом ЮНЕСКО за «выдающийся вклад в развитие культуры, укрепление межкультурного диалога и отношений между народами».

Последние годы Евгений Евтушенко тяжело болел, но продолжал часто приезжать в Россию. Он скончался 1 апреля 2017 года от остановки сердца мирно во сне в окружении родных в Медицинском центре Талсы (штат Оклахома, США).

Любовь Казарновская, советская и российская оперная певица (сопрано), профессор, общественный деятель.
Любовь Юрьевна Казарновская

18 июля 1956 (65 года назад).
Любовь Юрьевна Казарновская родилась 18 июля 1956 года в Москве. У нее рано открылись способности к пению, и она с детства серьезно занималась музыкой. Поэтому после школы подала документы в Гнесинский институт на факультет актеров музыкального театра, хотя всерьез еще не задумывалась о карьере певицы. Но педагоги сумели убедить девушку, что у нее редкий оперный голос с уникальным тембром, а когда Люба исполнила арии из опер своих любимых композиторов – Верди, Пуччини и Чайковского, то поняла, что опера для нее – это на всю жизнь.

Годы учебы в институте были для Казарновской весьма плодотворными, но решающей стала встреча с Н.М. Малышевой-Виноградовой, известным педагогом, вокалистом, ученицей самого К.Станиславского, на уроках которой Люба окончательно определилась в выборе своей дальнейшей судьбы, как оперной певицы.

В 1981 году, еще будучи студенткой, Казарновская дебютировала в партии Татьяны («Евгений Онегин» П.И. Чайковского) на сцене музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. А широкую известность среди любителей классической музыки ей принес Всесоюзный конкурс вокалистов им.Глинки, на котором она завоевала вторую премию.

Скоро Любовь уже пела главные партии в операх Большого театра – «Иоланта» и «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Майская ночь» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.Римского-Корсакова, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Богема» Д.Пуччини и других. В 1982 году она окончила Московскую государственную консерваторию, а в 1985 году – аспирантуру (класс Е.И. Шумиловой).

Всемирную известность певице принесли победа на Конкурсе молодых исполнителей ЮНЕСКО в Братиславе и премия Конкурса Мирьям Хеллин в Хельсинки в 1984 году.

В 1986 году Казарновскую пригласили в петербургский Государственный Академический театр имени Кирова (сегодня – Мариинский), и 3 года она была его ведущей солисткой, исполнив все главные сопрановые партии, имевшиеся в репертуаре театра. Среди них – партии в операх «Сила судьбы», «Травиата», «Реквием» и «Трубадур» Верди, «Фауст» Гуно, «Дон Жуан» Моцарта, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского… Работала с такими прославленными дирижерами, как Янссонс, Темирканов, Колобов, Гергиев.

Первый зарубежный триумф певицы состоялся в 1988 году на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден», после исполнения Любовью партии Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». Уже на следующий год выдающийся дирижер – «маэстро мира» – Герберт фон Караян пригласил Казарновскую на престижный музыкальный фестиваль в Зальцбург, где молодая певица блестяще исполнила партию в опере «Реквием» Верди. Это нашумевшее выступление, которое отметил и оценил весь музыкальный мир, стало началом ее мировой славы и головокружительной карьеры.

В дальнейшем Казарновская выступала на сценах ведущих оперных театров мира, таких как – Covent Garden, Metropolitan Opera, Lyric Chicago, San Francisco Opera, Wiener Staatsoper, Teatro Colon, Houston Grand Opera, Ла Скала, Мариинский театр, Большой театр, исполняя самые сложные оперные партии. Одна из них – партия Саломеи («Саломея» Штрауса) – роль, в которой певица блистает по всему миру. Казарновская – первая и до сих пор единственная российская певица, исполняющая эту сложнейшую партию.

С ней работали и работают ведущие мастера оперного искусства – дирижеры – Мути, Левайн, Тилеманн, Баренбойм, Хайтинк, Темирканов, Колобов, Гергиев; режиссеры – Дзефирелли, Эгоян, Викк, Теймор, Дью и другие. Ее партнерами по сцене были выдающиеся исполнители – Паваротти, Доминго, Кура, Каррерас, Арайза, Нуччи, Каппуччилли, Коссотто, фон Штаде, Бальтца…

Сегодня в репертуаре Любови Казарновской более пятидесяти партий, требующих тонкости, мастерства, совершенства владения тембром, техникой, музыкальностью, индивидуальности подхода к воплощению сложнейших образов в произведениях разных эпох, и огромное количество произведений камерной музыки. Она выпустила множество дисков, участвовала в самых разных постановках в различных музыкальных центрах мира.

Ее называют лучшей Саломеей наших дней, лучшей исполнительницей опер Верди, а ее «визитная карточка» – Татьяна из «Евгения Онегина». Казарновская – единственная российская певица, исполнившая моцартовские партии на родине композитора в Зальцбурге на его 200-летнем юбилее. Первая оперная певица международного масштаба, сделавшая беспрецедентное по своему диапазону шоу – опера, оперетта, романс, шансон… Каждое ее выступление – подлинное событие культурной жизни.

Помимо оперы Казарновская также пробовала свои силы в кинематографе – вышли две картины с ее участием – «Анна» и «Темный инстинкт», она принимала участие и в озвучивании мультфильма «Спящая красавица». В 2011 году была членом жюри телепроекта Первого канала «Призрак Оперы», в 2013 году — шоу «Один в один», в 2014-м — шоу «Точь-в-точь». И сегодня она продолжает участвовать в различных телепроектах.

Казарновская успевает заниматься и активной общественной деятельностью. Еще в 1997 году она учредила «Фонд Любови Казарновской» для поддержки оперного искусства России. По линии фонда в нашей стране проходят концерты и мастер-классы ведущих мастеров мирового вокального искусства, присуждаются стипендии для помощи молодым певцам. С 2000 года певица курирует работу единственного в мире Детского оперного театра (г.Дубна). Она также возглавляет творческий координационный совет культурного центра «Союз городов», проводя большую культурно-просветительскую работу в различных регионах России, является Председателем Правления Русского музыкального просветительского общества, Председателем Попечительского совета «Академии Праздничной Культуры» и других общественных организаций.

Любовь Казарновская – доктор музыкальных наук, профессор, удостоена множества титулов и наград, лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов, премии Ленинского комсомола, награждена дипломом престижного центра в Кембридже (Великобритания), как одна из 2000 самых выдающихся музыкантов XX века.

Любовь Юрьевна замужем с 1989 года. Ее супруг – Роберт Росцик – австрийский продюсер, известный импресарио. В 1993 году у них родился сын Андрей.

В настоящее время звезда мировой оперы, женщина, которую в газетах не раз называли «русским чудом», Любовь Юрьевна Казарновская готовит новые программы для сольных концертов, новые оперные партии и проекты, многочисленные турне за рубежом и по России. Хотя она много гастролирует, но живет в Москве.

Использовались материалы сайта "Календарь событий".
(Просмотрено 42 раз, сегодня 1)                     Понравилась статья? Ставь 👍
0

Автор публикации

не в сети 9 месяцев

Георгий

5
Объявления
flagРоссия. Город: пгт Звездный
Комментарии: 2Публикации: 1570Регистрация: 28-07-2019

Leave a Comment

Войти с помощью: