Международный день спички.

Ежегодно 2 марта в мире отмечается один из необычных праздников – Международный день спички. Почему эта дата была выбрана для его учреждения – сведения разнятся. Однако, в чем сходятся мнения – что спички на протяжении многих десятилетий были одной из незаменимых вещей и важнейших элементов человеческой жизни.
Впрочем, и сегодня они продолжают играть не последнюю роль в нашем повседневном обиходе, как удобный и дешевый способ добывания огня.
Спичка – палочка из горючего материала (чаще всего дерева), имеющая на конце зажигательную головку, служащая для получения открытого огня. Чиркая спичкой о коробок, мы даже не задумываемся об истории этого весьма практичного и удивительного изобретения. А ведь разводить огонь в древности было весьма сложным делом – его добывали трением или высеканием.
Даже после изобретения огнива, которое получило повсеместное распространение в средние века, его разжигание требовало немало усилий и определенной сноровки, поскольку высекание искры было в данном «аппарате» самым неприятным моментом. Лишь потом кто-то придумал помещать кончик сухой лучинки в предварительно расплавленную серу. Потом эту ртутную головку прижимали к труту, она моментально вспыхивала. От нее занималась огнем и вся лучинка. Так появились первые спички, которые и стали объектом внимания химиков – многие из них занимались их совершенствованием, стараясь сделать их более удобными и безопасными.
Большой прогресс в совершенствовании спичек был сделан с открытием фосфора. Немецкий учёный А.Ганквитц догадался изготовить спички с серным покрытием, которые зажигались при трении о кусочек фосфора. Сделать их удобными для широкого употребления стало возможным после изобретения в конце 18 века французским химиком К.Бертолле соли хлорат калия (более известной как бертолетова). Именно он доказал, что пламя может стать результатом иной химической реакции – капнув серной кислотой на бертолетову соль, появится пламя.
Это открытие позволило подойти к вопросу добывания огня совсем с другой стороны. С этого времени во многих странах учёными начались изыскания по созданию удобных и безопасных спичек, а международного патентного права тогда ещё не существовало. Поэтому сегодня и нет единого мнения, кто же стал первым изобретателем спичек, таких, как мы знаем их сегодня. В связи с этим, имеет смысл говорить только о широком промышленном их производстве.
Наиболее часто историю современных спичек исследователи датируют 1805 годом, когда французский химик Шапсель продемонстрировал первые самозажигающиеся спички. Это были деревянные палочки с головкой из смеси серы, бертолетовой соли с добавлением киновари (она служила для окрашивания зажигательной массы в красный оттенок). В солнечную погоду зажечь спичку можно было при использовании линзы, а в другие дни – при сочетании с капелькой серной кислоты. Первая мануфактура по производству таких спичек была зарегистрирована в Вене в 1813 году. Эти первые спички были невероятно дороги и, безусловно, весьма опасны, ведь серная кислота при воспламенении головки могла разбрызгаться и вызывать серьезные химические ожоги. Поэтому работы по совершенствованию спичек продолжались.
При поиске другого легковоспламеняющегося вещества заметили белый фосфор, добытый ещё в 1669 году алхимиком Брандом. По одной из версий, новый образец спичек, состоявших из смеси бертолетовой соли, белого фосфора и клея, придумал английский фармацевт Джон Уокер в 1827 году, по другой — французский химик Шарль Сориа в 1830-м. Однако, эти фосфорные спички были весьма огнеопасны, поскольку загорались даже от взаимного трения в коробке и при трении о любую твёрдую поверхность (например, о подошву). К тому же белый фосфор очень ядовит, что было весьма вредно для здоровья (впоследствии производство спичек с использованием белого фосфора было запрещено почти во всех странах).
Эту проблему удалось решить лишь через два десятилетия, после того, как в 1847 году был открыт не ядовитый красный фосфор. Немецкий химик Бетхер сделал свой образец спички – он смешал бертолетову соль, серу с клеем, и макнул в него лучинки, предварительно покрытые парафином. А чтобы поджечь эту лучинку, он создал специальную поверхность – смазал бумажку составом, содержащим определенное количество красного фосфора. Новые спички стабильно зажигались и давали желтое, ровное пламя. Они не дымили, не имели неприятного запаха. Первые такие «безопасные спички» начали производить в 1851 году в Швеции, братья Лундстремы, поэтому долгое время такие спички именовали «шведскими». В 1855 году они были представлены на Международной выставке в Париже и получили золотую медаль. С этого момента спичка начала триумфальное шествие по всему миру и после некоторых усовершенствований дошла до наших дней. Современная спичка не содержит соединений серы и хлора, вместо них используются парафины и бесхлорные окислители.
В России выпуск фосфорных спичек начался примерно в 1830-х годах, но документальных подтверждений этому не сохранилось. Достоверно известно, что в России к 1848 году работало уже более 30 спичечных мануфактур. Но вышедший в том же году закон, разрешающий производство спичек только в Санкт-Петербурге и Москве и ограничивающий розничную их продажу, свёл все производство на нет. Лишь через 20 лет было вновь разрешено «повсеместно, как в Империи, так и в Царстве Польском производить выделку фосфорных спичек». Тогда же началась и постепенная механизация спичечного производства. Так, к 1913 году в России действовало 251 зарегистрированное производство безопасных спичек. Причём большинство спичечных фабрик было оснащено механическими станками, работавшими в основном от паровых машин.
Но в связи с последующими революционными событиями, последствиями войн и разрухи, производство спичек в России неуклонно снижалось. Лишь к началу 1940-х годов, после проведенной реконструкции фабрик, началось возрождение спичечного производства, и страна даже стала экспортировать спички в коммерческих масштабах. Но разрушения во время Великой Отечественной войны свели эти усилия на нет, только к середине 1960-х спичечный кризис в стране был в основном ликвидирован. Однако уже в 1990-е годы в условиях рыночной экономики производство спичек в России вновь пришло в упадок, чему способствовало и массовое производство одноразовых дешёвых зажигалок. Сегодня лишь немногим спичечным производствам удалось выжить и развиваться в современных условиях.
Кстати, русское слово «спичка» произошло от слова «спица» (заострённая деревянная палочка). Первоначально для обозначения спичек в современном понимании использовалось словосочетание «зажигательные (или самогарные) спички», но со временем первое слово стало опускаться, а потом и вовсе исчезло из обихода.
Сегодня, благодаря различным материалам и технологиям, спички бывают весьма разнообразными. Например, по материалу спичечной палочки их подразделяют на деревянные (изготовленные из мягких пород дерева), картонные и восковые; по методу зажигания – на тёрочные (зажигающиеся при трении о специальную поверхность) и бестёрочные (зажигающиеся при трении о любую поверхность). В России наиболее распространены осиновые тёрочные спички. Спичечный коробок советского/российского образца (по ГОСТу) имеет длину 5 см, что нередко используется (при необходимости) для измерения других предметов.
Также помимо обычных (бытовых) спичек изготавливаются специальные. Например, охотничьи (или штормовые) – они горят на ветру и даже под дождём; термические (дающие при горении более высокую температуру, а значит и больше тепла); сигнальные (с цветным пламенем); сигаретные (для раскуривания сигар); каминные (очень длинные спички, чтобы зажигать камины) и другие. Есть даже декоративные (в основном для коллекционеров), выпускаемые ограниченным тиражом с различными рисунками на коробках (подобно почтовым маркам).
Но надо также отметить, что спички за всю свою богатую историю, помимо своего основного предназначения, используются весьма разнообразно. Вот лишь несколько примеров – вместо счётных палочек для обучения детей, как условная денежная единица при различных карточных и других играх, для изготовления спичечных домиков и других сооружений, для жеребьёвки, для различных логических игр, в качестве зубочисток и основы для ватной палочки, как реквизит для фокусов… Неудивительно, что в ряде стран – например, в России, Швеции, Швейцарии и Германии – существуют Музеи спичек.
Именины:
Василий, Виктор, Владимир, Кузьма, Лев, Павел, Анна.
Хроника знаменательных событий в истории.
2 марта 1796 г. 226 лет назад, Наполеон Бонапарт назначен командующим французской армией.

Карьера Наполеона Бонапарта развивалась стремительно. И это не было просто везением — работоспособность его была феноменальной. На сон ему требовалось не более 4-5 часов в сутки.
Во время Великой французской революции Наполеон встал на сторону жирондистов. 16 сентября 1793 года комиссия Конвента поручила Бонапарту командование артиллерией. При штурме Тулона Наполеон, возглавлявший один из отрядов, был ранен. После взятия города комиссия Конвента произвела его в бригадные генералы.
Падение диктатуры Робеспьера, казалось, поставило карьеру тулонского героя под угрозу. Как друг якобинцев он был арестован, но вскоре освобожден. В поисках нового назначения он познакомился с депутатом Баррасом. По его поручению 5 октября 1795 года Наполеон разгромил мятеж роялистов. Награда не заставила себя ждать. Баррас стал одним из лидеров Директории, а Наполеон возглавил парижский гарнизон.
В это же время он женился на вдове генерала — прекрасной креолке Жозефине Богарне, которая была на шесть лет старше его.
2 марта 1796 года Директория назначила Наполеона главнокомандующим французской армией для проведения операций в Италии. Его поход завершился большой и неожиданной победой. Герой итальянской кампании жаждал славы миротворца, прекрасно понимая, что тем самым он приобретет популярность во Франции и упрочит свое положение перед Директорией.
В феврале 1797 года Бонапарт подписал с папой Пием VI мирный договор, по которому последний лишился значительной части своих владений. 7 апреля 1797 года в замке Эггенвальд, расположенном в Штирии, Наполеон начал переговоры, завершившиеся 18 апреля подписанием предварительного мирного договора с Австрией.
Австрийцы, терпевшие в Италии в 1796-1797 годах жестокие военные поражения от французских войск, потерявшие Бельгию, с полным основанием считали чудом сохранение целостности своего государства. Но Директория рассчитывала получить еще и Рейнскую область. Секретные статьи договора, о которых в Париже даже не знали, предусматривали ликвидацию Венецианской республики. Бонапарт затеял опасную игру. За грубое нарушение правительственных инструкций Директория должна была отстранить его от руководства армией и предать суду.
Однако население Парижа с восторгом встретило известие о подписании мира. Победы в Италии, разгром Австрии принесли Бонапарту широкую известность.
«Какой человек наш Бонапарт! Ему еще нет 28 лет, а над его головой все виды славы — слава войны, слава мира, слава сдержанности, слава благородства: он имеет все». Так писал о молодом генерале Талейран.
Одним из первых в Наполеоне разглядел нарастающую угрозу А.В. Суворов: «Далеко шагает, пора унять молодца!».
2 марта 1837 г. 185 лет назад, Лермонтов арестован за стихотворение «Смерть поэта».

(18 февраля) 2 марта 1837 года за свое стихотворение «Смерть поэта», посвященное А.С. Пушкину, был арестован Михаил Юрьевич Лермонтов, и начато следствие по делу о «непозволительных стихах», за которым наблюдал сам император. Дата эта известна и хранится в памяти преимущественно людей мира литературы и искусства, тогда как само событие, повлекшее за собой арест поэта известно многим.
«Погиб поэт! – невольник чести….», – строки, которыми начинается написанное Лермонтовым стихотворение «Смерть поэта», родились в голове человека, не входившего в круг близких друзей Пушкина. Однако, Лермонтов хорошо знал обратную, закулисную сторону того мира клубов, балов, светских салонов и вечеров, где на фоне ярких нарядов, высоких нот, мундиров и регалий рождались, жили и расползались извечные «чёрные спутники» человеческих душ: зависть, лесть, подлость, сплетни, клевета.
Обо всём этом он с горечью и болью написал в своём стихотворении. И тем ярче и острее были чувства поэта, чем ярче он осознавал себя неотъемлемой частью этого мира, выбраться из которого возможности не было. В этом и феномен творчества Лермонтова: попытка вырваться на свободу из клетки, услышать, как порыв свежего ветра наполнит парус души, поиск правды и образа истинного героя в прошлом, которое, возможно, было лучше, «чище», чем настоящее.
Распространение стихотворения «Смерть поэта» через рукописные копии принесло Лермонтову широкую известность, несмотря на то, что отношение в обществе к стихотворению было неоднозначным, так же как и к Дантесу – участнику дуэли с Пушкиным. И первоначально стихотворение заканчивалось строками:
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
Однако именно разнотолки по поводу содержания стихотворения, информация о том, что часть общества и отдельные придворные делают попытки выступить в защиту Дантеса, побудили Лермонтова дописать строки, ставшие поводом для ареста:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Первая часть стихотворения была названа шефом корпуса жандармов Бенкендорфом дерзостью, а вот относительно второй он выразился куда более определённо, отнеся её к вольнодумству и сравнив с преступлением.
Первой реакцией Николая I был призыв к военному лекарю освидетельствовать поэта на предмет его вменяемости. За Лермонтова вступились друзья Пушкина, и прежде всего Жуковский, близкий императорской семье. В итоге, решением императора Лермонтова перевели из Лейб-гвардии Гусарского полка в Нижегородский драгунский полк без понижения в звании. Полк тот нёс службу на Кавказе, куда и отправился вскоре русский поэт, где он почерпнул много нового и интересного для своего творчества.
2 марта 1911 г. 111 лет назад, в Москве состоялось первое выступление русского народного хора Пятницкого.

«Народная песня, — говорил Митрофан Ефимович Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и ее надо спасать».
В 1910 году Митрофан Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.
(17 февраля) 2 марта 1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания.
Зал Благородного собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты… Люлька, прялки, сундук с приданым…
Исполнители — 11 крестьян — спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки. Они не были профессиональными актерами. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении.
Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны.
Песни пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», — писал в те дни Пятницкий.
А сегодня Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого — известный российский музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку, — продолжает с успехом выступать, является лауреатом Премии «Национальное Достояние страны» и обладателем других государственных наград.
2 марта 1930 г. 92 года назад, опубликована статья Иосифа Сталина «Головокружение от успехов».

2 марта 1930 года в газете «Правда» была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов» о «перегибах на местах», допущенных при коллективизации. В ней Сталин осудил многочисленные случаи нарушения принципа добровольности при организации колхозов.
Он критиковал излишнюю «ретивость» в деле раскулачивания, жертвами которого стали многие середняки. Вся ответственность за допущенные ошибки возлагалась на местное руководство.
Надо сказать, что решение задачи коллективизации осуществлялось за счет раскулачивания не только кулаков, но и середняков. Насилие являлось основным методом объединения в колхозы.
Крестьянство на этот шаг ответило массовым недовольством и открытыми выступлениями. Перед лицом фактически развертывающейся гражданской войны сталинское руководство решило сманеврировать.
Так называемые «перегибы» были осуждены, предлагалось пересмотреть отношение к середняку, допускалось в отдельных областях как временная мера — прекращение расселения кулаков на время сева.
Выражение «головокружение от успехов» вошло в число крылатых фраз в русском языке.
Следует отметить, что всего через два года после выхода в свет этой статьи был принят знаменитый «закон о колосках», который за хищение колхозного и кооперативного имущества предусматривал расстрел с конфискацией имущества, а при смягчающих обстоятельствах мог быть заменён на лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества.
В качестве «меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких элементов» предусматривалось лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с заключением в «ГУЛАГ». Осуждённые по этому закону не подлежали амнистии.
Закон часто применялся в случаях, не представлявших никакой социальной опасности. Название «закон о колосках» он получил из-за того, что по нему осуждались крестьяне, из-за голода срезавшие неспелые колосья зерновых колхозного или совхозного поля.
2 марта 1983 г. 39 лет назад, день рождения компакт-диска — продемонстрирован первый компакт-диск.

Первые устройства записи и воспроизведения звука были схожи с механизмами музыкальных шкатулок. В них использовался валик (цилиндр), а затем и диск, который, вращаясь, делал возможным звуковое воспроизведение.
Однако самые различные механические музыкальные механизмы (шкатулки, табакерки, часы, оркестрионы и тому подобное) не были способны дать человечеству главного — сделать возможным воспроизведение человеческого голоса. Эту задачу решил американец Томас Алва Эдисон, подаривший миру фонограф.
Принцип действия фонографа базировался на передаче звуковых колебаний голоса на поверхность вращающегося цилиндра, покрытого оловянной фольгой. Колебания наносились острием стальной иглы, один конец которой был соединен со стальной мембраной, улавливающей звуки. Цилиндр необходимо было вращать вручную с частотой один оборот в секунду.
Фонограф произвел международный фурор. Однако его конструкция не позволяла получить качественного воспроизведения, и несмотря на все старания Эдисона и его последователей улучшить прибор, фонограф оказался тупиковой ветвью в развитии индустрии записи и воспроизведения звука.
Фонограф, граммофон, патефон, магнитофон… Пластинки, кассеты…
Всего за век с небольшим человечество прошло дорогу от фонографа к компакт-диску.
Стремительное развитие в конце 1970-х годов компьютерных технологий привело к появлению возможности хранения и считывания любой информации в цифровом виде с соответствующих носителей.
Одним из них и явился компакт-диск, продемонстрированный 2 марта 1983 года в Великобритании компаниями Philips, Sony и Polygram. Для того времени новинка явилась настоящей сенсацией.
Диаметр демонстрируемого компакт-диска составлял 12 сантиметров. На нем в качестве демонстрации была записана Девятая симфония Бетховена. Продолжительность записи, которая была выполнена лазером и считывалась также лазерным проигрывателем, составила 74 минуты — именно столько длилась симфония в самом популярном исполнении того времени.
Постепенно оптические диски перестали быть исключительно носителями аудиозаписей. Появились CD-ROM, а затем CD-R и CD-RW, где уже можно было хранить любую цифровую информацию. На CD-R ее можно было записывать однократно, а на CD-RW — записывать и многократно перезаписывать с помощью соответствующих приводов.
Информация на компакт-диске записывается в виде спиральной дорожки из углублений, выдавленных на поликарбонатной подложке. Считывание и запись данных осуществляется с помощью лазерного луча.
Алгоритмы сжатия информации помогли существенно уменьшить размер цифровых аудиофайлов без особых потерь для человеческого слухового восприятия. Наибольшее распространение получил формат МР3.
Развитие флэш-технологий в начале 21 века привело к тому, что Audio-CD оказались под угрозой забвения, как это произошло с пластинками и кассетами.
2 марта 1992 г. 30 лет назад, начало конфликта в Приднестровье.

Приднестровский конфликт — это конфликт между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР), которые претендуют на контроль над рядом территорий, прилегающих к реке Днестр (Приднестровье). Население данных территорий составляют (примерно в равной пропорции) молдаване, русские и украинцы.
Отправной точкой возникновения конфликта между Кишиневом и Тирасполем явилась разработка в начале 1989 года Верховным Советом Молдавской ССР законопроектов «О государственном языке» и «О функционировании языков на территории Молдавской ССР».
Единственным государственным языком признавался румынский, а не молдавский на основе кириллицы. Русскому была отведена лишь роль языка межнационального общения. Решение сопровождалось шумной кампанией румынизации общественно-политической и культурной жизни. В результате резко обострился национальный вопрос, что вызвало рост межэтнических противоречий в республике.
Наиболее остро данное решение было воспринято в более развитом промышленно (по сравнению с остальной Молдавией) Приднестровье, большинство жителей которого в силу исторических причин являлось русскоязычным. Приднестровские депутаты Верховного Совета выступили с инициативой введения двух государственных языков, сохранения кириллической графики и проведения обязательного референдума по упомянутым законопроектам, но оно было отвергнуто националистически настроенным большинством.
В итоге 31 августа 1989 года эти два документа все же были приняты, а сама дата провозглашена национальным праздником — Днем языка. Действия Кишинева Приднестровье расценило как законодательное ущемление равенства граждан всех национальностей, проживающих в МССР, а в самом Приднестровье прошли массовые акции протеста.
Всё это привело к идее создания в Приднестровье самостоятельного государства. Так возникла Приднестровская Молдавская Республика. Она была провозглашена как советская республика в составе СССР на II Чрезвычайном Съезде депутатов всех уровней Приднестровья, состоявшемся в Тирасполе 2 сентября 1990 года. А 25 августа 1991 года Верховный Совет ПМССР принял «Декларацию о независимости ПМССР».
Но Кишинев, признав действия приднестровцев незаконными и отказавшись от политических средств урегулирования создавшейся ситуации, стал на путь силового решения проблем с Тирасполем. Конфликт привёл к вооружённому противостоянию, начавшемуся 2 марта 1992 года. Его следствием стали многочисленные жертвы с обеих сторон весной и летом этого года.
Вооружённые действия удалось прекратить благодаря вмешательству России. Российские войска под командованием генерала Александра Лебедя вмешались в конфликт на стороне Приднестровья, атаковали молдавские части и заставили их отступить, а затем подписать мирное соглашение. Но и сегодня отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.
Персоны:

6 июля 1796 (226 лет назад) — 2 марта 1855 (167 лет назад).
Николай I (Николай Павлович Романов) родился (25 июня) 6 июля 1796 года в Царском Селе. Третий из четырех сыновей императора Павла I, великий князь Николай Павлович не мог рассчитывать на российский престол, и это наложило отпечаток на его воспитание и образование.
Военизированная атмосфера Петербурга с ранних лет определила увлечение Николая военным делом, особенно тем, что касалось его внешней, парадной стороны. Политическая система взглядов Николая отличалась ярко выраженной консервативной, антилиберальной направленностью.
В 1817 году состоялось бракосочетание Николая с принцессой Прусской, получившей после перехода в православие имя Александра Федоровна. Весной следующего года родился их первый сын Александр (будущий император Александр II).
В 1819 году император Александр сообщил брату и его жене, что официальный наследник престола великий князь Константин Павлович намерен отречься от своего права, поэтому наследником предстоит стать Николаю, как следующему по старшинству брату. Николая потрясло это сообщение, он чувствовал свою неготовность принять груз государственного управления.
Неожиданная смерть Александра I выявила всю сложность и двусмысленность сложившейся династической ситуации. В день присяги Николая (14) 26 декабря 1825 года произошло восстание декабристов. Судьба Николая висела на волоске, но он сумел подавить восстание, проявив решительность и беспощадность, свойственные ему в минуту опасности.
Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционным духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. Россия становилась объектом страха, ненависти и насмешек в глазах либеральной части европейского общественного мнения, а сам Николай приобретал репутацию жандарма Европы.
Царствование Николая I закончилось крупнейшим внешнеполитическим крахом. Крымская война 1853-1856 годов продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к ее политической изоляции. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье императора.
Николай I умер (18 февраля) 2 марта 1855 года в Петербурге.
Образ Николая I в позднейшей литературе приобрел в значительной степени одиозный характер. Император представал символом тупой реакции и обскурантизма, что явно не учитывало всего многообразия его личности.

2 марта 1800 (222 года назад) — 11 июля 1844 (178 лет назад).
Евгений Абрамович Боратынский (или Баратынский — встречаются оба варианта написания фамилии), один из самых значительных русских поэтов, родился (19 февраля) 2 марта 1800 года в селе Вяжле Кирсановского уезда, в семейном поместье.
В 1812 году он начал учебу в пажеском корпусе в Санкт-Петербурге, а в 1816 году из-за серьезной кражи был направлен на военную службу. Через три года он добился разрешения поступить в лейб-гвардию егерского полка в Петербурге.
В это время у Евгения Боратынского завязываются дружеские отношения с Дельвигом, Кюхельбекером и Пушкиным. Тогда же были напечатаны его первые произведения: послания, эпиграммы, элегии и мадригалы.
В 1819 году было напечатано первое стихотворение этого знаменитого поэта. В 1820 году он был зачислен унтер-офицером в Финский Нейшлотский пехотный полк. Евгений Боратынский много общается с литераторами, посещает литературный салон Пономарёвой. Через 6 лет становится прапорщиком и выходит в отставку.
В 1827 году было напечатано собрание стихотворений Евгения Боратынского, ставшее итогом первого периода его творчества. Кроме этого, он печатался в многочисленных альманахах и журналах, выпустил три поэмы, которые вышли разными изданиями (поэма «Бал» была напечатана в книжке Пушкина «Граф Нулин»), а также три сборника стихов (1827, 1835, 1842).
Евгений Боратынский в 1843 году вместе с семьей поехал в путешествие по зарубежью, но в Неаполе неожиданно заболел и скончался (29 июня) 11 июля 1844 года. Тело поэта перевезли в Санкт-Петербург и затем предали земле.
2 марта 1824 (196 лет назад) — 3 января 1871 (149 лет назад).
Константин Дмитриевич Ушинский – выдающийся русский педагог, родоначальник русской научной педагогики, родился (19 февраля) 2 марта 1824 года в Туле. Все его детство и отрочество прошло в небольшом отцовском имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.
После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета. Именно там блестящие лекции профессора философии государства и права Петра Григорьевича Редкина оказали немалое влияние на последующий выбор Ушинским педагогики.
В 22 года последовало приглашение на кафедру энциклопедии законоведения Ярославского Демидовского лицея. Спустя четыре года, в 1850 году, Ушинский вынужден был покинуть лицей из-за своих демократических идей. Он уехал в Петербург, где поступил в департамент иностранных исповеданий, его начальником был граф Дмитрий Андреевич Толстой.
С 1855 года Ушинский работал преподавателем географии и русской словесности в Гатчинском сиротском институте, а через короткое время стал инспектором. В 1859 году он получил назначение на должность инспектора Смольного института, но пробыл там недолго. Вскоре он вынужден был покинуть институт и поехать в командировку за границу.
Вернувшись в Россию в 1867 году, Ушинский приступает к литературной деятельности. Он посвятил много времени составлению детских книг «Детский мир», «Родное слово». Учебник русского языка «Родное слово» выдержал 157 изданий!
Рассказы Ушинского для детей отличаются умелым использованием русского фольклора («Васька», «Жалобы зайки»); лаконичная назидательность достигается в них скрупулёзным отбором деталей, ясностью и понятностью мысли («Лекарство», «Орел и кошка», «Детские очки»).
Огромное значение имеет работа Ушинского под названием «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Это сочинение переиздавалось более 10 раз и до сих пор широко известно среди педагогов.
Скончался великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский (22 декабря 1870 года) 3 января 1871 года в Одессе.

9 мая 1874 (148 лет назад) — 2 марта 1939 (83 года назад).
Говард Картер родился 9 мая 1874 года в английском графстве Норфолк, он был самым младшим из восьми детей в семье художника Самуила Картера и Марты Картер.
В 1891 году Картер решает заняться археологией и вступает в Британскую организацию археологических исследований Египта. Он участвует в нескольких археологических экспедициях в Египте и открывает храм Хатшепсут. В 1899-1905 годах он являлся генеральным инспектором Египетского отдела древностей.
В 1906 году Картер знакомится с археологом-любителем лордом Карнавоном, который дает деньги на раскопки в Долине царей в Египте. Почти все гробницы к тому времени уже были разграблены. К раскопкам партнеры приступают в 1914 году. Они открыли гробницы Аменхотепа I и других царей, но вынуждены были прервать свою деятельность в связи с началом Первой мировой войны.
В 1922 году Картер нашел засыпанный вход в гробницу с нетронутыми печатями на дверях. Это была утерянная гробница фараона Тутанхамона.
16 февраля 1923 года они спустились в гробницу и обнаружили несметное количество драгоценностей, погребальную утварь, предметы искусства – числом более 3,5 тысяч. Самым известным экспонатом стала посмертная маска Тутанхамона, сделанная из чистого золота.
Это открытие стало самым масштабным за всю историю египтологии и вызвало интерес к египетской истории во всем мире. Лорд Карнавон умер менее чем через два месяца после совершенного открытия, и его смерть стала началом мистификаций вокруг гробницы Тутанхамона, слухов о «проклятии фараона», от которого умерли 22 участника раскопок.
Однако сам Говард Картер умер только 2 марта 1939 года в Лондоне.

15 марта 1930 (92 года назад) — 2 марта 2019 (3 года назад).
Крупнейший российский ученый, Нобелевский лауреат, автор фундаментальных работ в области физики и квантовой электроники, активный общественный деятель, академик РАН — Жорес Иванович Алферов всю свою жизнь посвятил науке. Благодаря его исследованиям, мир получил мобильные телефоны, проигрыватели компакт-дисков, светодиоды, солнечные батареи, волоконно-оптические линии связи…
Жорес Иванович Алферов родился 15 марта 1930 года в белорусском городе Витебске. Физикой Жорес увлекся еще в школе, которую окончил с золотой медалью.
В 1947 году Алферов был зачислен в Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) им. В.И.Ульянова, его специализацией стала электровакуумная техника. Учась на третьем курсе, Жорес пошел работать в лабораторию профессора Б.Козырева, где начал свои эксперименты. Так полупроводники стали главным делом его жизни.
В 1953 году, после окончания ЛЭТИ, молодой ученый был принят на работу в Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе. Тогда перед учеными стояла задача: создать полупроводниковые приборы для внедрения в советскую промышленность. При участии Алферова были разработаны первые отечественные транзисторы и силовые германиевые приборы. В 1959 году он защитил кандидатскую диссертацию, подводившую итог десятилетней работы.
Накопленный опыт позволил ученому перейти к разработке собственной темы. В 1963 году Жорес Иванович начал изучение полупроводниковых гетеропереходов, а вскоре сформулировал новые общие принципы управления электронными и световыми потоками в гетероструктураx.
Благодаря исследованиям Алферова, мир получил мобильные телефоны, проигрыватели компакт-дисков, светодиоды, солнечные батареи и волоконно-оптические линии связи. А открытия ученого позволили кардинально улучшить параметры большинства известных полупроводниковых приборов и создать новые и перспективные для применения в оптической и квантовой электронике.
В 1970 году Алферов защитил диссертацию, обобщив этап последних исследований, и получил степень доктора физико-математических наук. В 1972 году он стал профессором, а через год — заведующим базовой кафедрой оптоэлектроники ЛЭТИ.
В начале 1990-х годов одним из основных направлений работ, проводимых под руководством Алферова, становится получение и исследование свойств наноструктур пониженной размерности: квантовых проволок и квантовых точек. Его исследования заложили основы принципиально новой электроники с очень широким диапазоном применения, известной сегодня как «зонная инженерия».
В 2000 году Жорес Алферов стал лауреатом Нобелевской премии по физике за разработки в полупроводниковой технике, разделив ее с учеными Г.Крёмером и Д.Килби. Также за свои исследования он награждён многими орденами и медалями, был членом Академий наук разных стран, обладателем различных наград и многих премий, как России, так и других стран.
Вице-президент РАН (1991-2017), Председатель Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, активный общественный деятель, академик Жорес Алферов — автор более 500 научных работ, трех монографий и 50 изобретений.
Он учредил Фонд поддержки талантливой учащейся молодежи, для содействия её профессиональному росту, поощрения творческой активности в проведении научных исследований в приоритетных областях науки, являлся ректором-организатором нового Академического университета и сопредседателем Консультативного научного Совета Фонда «Сколково».
«Будущее России — наука и технологии, а не распродажа сырья. И будущее страны не за олигархами, а за кем-то из моих учеников», — говорил он.
В ночь на 2 марта 2019 года Жорес Иванович Алферов скончался в Санкт-Петербурге, не дожив несколько дней до 89-летия.

2 марта 1931 (91 год назад).
Михаил Сергеевич Горбачёв родился 2 марта 1931 года в селе Привольное (сегодня в Ставропольском крае), его родители были крестьянами. С 16 лет он работал на комбайне и даже получил орден Трудового Красного Знамени за большой намолот зерна.
Школу Михаил окончил с серебряной медалью, поступил в МГУ на юридический факультет. В студенческие годы он встретил свою будущую жену — Раису Максимовну, которая училась в МГУ на философском факультете, они поженились в 1953 году. После окончания университета в 1955 году был направлен в Ставропольскую краевую прокуратуру, а через некоторое время стал первым секретарем крайкома ВЛКСМ.
В 1962 году Горбачев перешел на партработу, в 1967 году окончил Ставропольский сельхозинститут. В сентябре 1966 года он стал первым секретарем Ставропольского горкома партии, в апреле 1970 года – первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС.
С 1971 года Михаил Сергеевич вошел в состав ЦК КПСС. В марте 1985 года после смерти К.У. Черненко он стал Генеральным секретарем ЦК КПСС.
Период правления Горбачева получил название «перестройка» — это период перемен как в экономической, так и политической жизни страны: развитие гласности, демократизация политической и общественной жизни. В 1989 году в стране впервые состоялись альтернативные выборы народных депутатов.
В 1990 году Горбачёв стал первым и последним Президентом Советского Союза.
Результатом деятельности Горбачева стало, среди прочего, и обострение межнациональных противоречий, которые привели к распаду Советского Союза в декабре 1991 года. 25 декабря этого же года Горбачёв сложил с себя обязанности Президента уже не существующей страны.
В сфере внешней политики его деятельность была более успешной: вывод советских войск из Афганистана, конец «холодной войны», объединение Германии. Но российское общественное мнение в оценке деятельности Горбачёва отличается крайней поляризованностью.
В 1992 году Горбачёв стал президентом Международного фонда социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд), который возглавляет и сегодня. Одновременно с марта 1993 года по 1996 год он — президент, а с 1996 года — Председатель Правления Международного Зеленого Креста.
В эти же годы Горбачёв продолжал участвовать и в политической жизни страны — в 1996 году выставил свою кандидатуру на выборах Президента Российской Федерации, в 2001-2004 годах был лидером Социал-демократической партии России (СДПР), в 2007 стал главой Общероссийского общественного движения «Союз социал-демократов».
Михаил Сергеевич также является автором ряда книг и публикаций, о нем снято несколько документальных фильмов, он активно участвует в различных телеинтервью. Горбачёв имеет ряд наград и почетных званий, наиболее известная из которых — Нобелевская премия мира 1990 года. Он и сегодня продолжает свою активную общественную деятельность.

2 марта 1936 (86 лет назад) — 27 августа 2011 (11 лет назад).
Саввина – удивительная и большая актриса и столь же удивительный и светлый человек, она была поистине яркой и неординарной личностью. Искренняя и трогательная она могла быть жёсткой и правдивой в своих суждениях, но всегда готовая помочь людям, и они к ней тянулись. Ия Сергеевна знала много стихов и прекрасно читала их наизусть. В одном интервью она сказала: «…Я никогда не была звездой. Я просто артистка. Да, честная, добросовестная, но артистка».
Ия Сергеевна Саввина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже. В детстве ей пришлось много ездить по стране, в связи с работой родителей. В 1946 году семья переехала в село Боринск, в 100 км от Воронежа, где прошли детство и юность Ии. Окончив в 1953 году школу с золотой медалью, она уехала в Москву поступать на филологический факультет МГУ, но не успела – приём медалистов на филфак уже закончился. Тогда Саввина подала документы на факультет журналистики МГУ и поступила, обойдя многих претендентов.
Актёрская судьба Ии началась в студенческом театре МГУ, которым руководил актёр Театра им.Вахтангова И.Липский, и где она сыграла несколько ролей в годы учёбы в университете. Известность юной актрисе принесла роль в спектакле «Такая любовь», поставленном на студенческой сцене Р.Быковым, которая стала первой крупной работой Саввиной на сцене, а сам спектакль, по словам критиков, – настоящей сенсацией. Он шёл несколько лет с неизменным успехом.
После окончания МГУ в 1958 году Ия планировала совместить сцену студенческого театра с работой редактора в издательстве, когда однажды пришедший на спектакль Алексей Баталов предложил ей сняться в фильме «Дама с собачкой» и рекомендовал её на роль в этом фильме режиссёру И.Хейфицу. После премьеры ленты в 1960 году, работа Саввиной была отмечена специальной премией XIII Международного кинофестиваля в Каннах, что во многом определило выбор профессии и всю дальнейшую судьбу актрисы.
Не имея театрального образования, Ия решила посвятить себя искусству. В её жизни встречались люди, которые, по словам Саввиной, отдавали ей частичку своих знаний, и общение с которыми и стало своеобразным обучением. Это И.Липский, который в этой «спокойной девушке с ясными глазами и серебряным голосом» открыл большой актёрский талант, Р.Быков, А.Баталов, О.Ефремов, Ф.Раневская, В.Марецкая, Н.Мордвинова, А.Москвин, Л.Орлова…
Несмотря на отсутствие профессионального актёрского образования, в 1960 году Ия была приглашена в труппу Театра им. Моссовета, который возглавлял Ю.Завадский. Дебют Саввиной в постановке «Нора», где она исполнила главную роль, имел большой успех. Также на сцене этого театра актрисой было сыграно немало ярких ролей в спектаклях «Странная миссис Сэвидж», «Турбаза», «Ленинградский проспект», «Петербургские сновидения» и других.
В 1977 году Саввина по приглашению главного режиссёра МХАТа О.Ефремова перешла в труппу этого театра, на сцене которого играла до конца жизни. Здесь она блестяще сыграла самые разноплановые роли во многих спектаклях, таких как «Дачники», «Обратная связь», «Эльдорадо», «Утиная охота», «Чайка», «Гроза», «Три сестры», «Рождественские грёзы», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», «Горе от ума», «Плач в пригоршню», «Так победим!», «Московский хор» и многих других.
Параллельно с театром Ия Сергеевна активно работала в кинематографе. После «Дамы с собачкой» приглашения сняться в кино следовали одно за другим. В 1960-90-х годах она много и успешно снималась. Наибольшую известность Саввиной в кино принесли роли в картинах – «Кроткая» (1960), «Звонят, откройте дверь!» (1965), «Анна Каренина» (1967), «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж» (1967), «Служили два товарища» (1968), «Последний подвиг Камо» (1973), «Романс о влюблённых» (1974), «Дневник директора школы» (1975), «Гараж» (1979), «Следствие ведут Знатоки», «Открытая книга» (1977-1979), «Частная жизнь» (1982), «Продлись, продлись, очарованье» (1984), «Запомните меня такой» (1987), «Сюжет для двух рассказов» (1991), «Троцкий» (1993), «Чехов и Ко» (1998) и многих других.
Всего актриса снялась более чем в 50 фильмах. Большинству киноработ Саввиной, причём как в фильмах, поставленных по произведениям русских классиков, так и в картинах о современниках, свойственны мягкая и обаятельная манера игры вместе с цельностью и психологической достоверностью создаваемых ею образов.
В новом тысячелетии Ия Сергеевна в кино снималась мало, поскольку не очень доверяла режиссёрам нового поколения. Среди её работ этих лет – роли в фильмах: «Два товарища» (2000), «Здравствуй, столица!» (2003), «Постельные сцены» (2003), «Место под солнцем» (2004), «Слушая тишину» (2007). Зато театральных работ на сцене МХТ у неё было достаточно – это спектакли «Новый американец», «Рождественские грёзы», «Кошки – мышки»…
Отдельную страницу в творчестве Саввиной занимают документальное телевидение и радио (где она дебютировала ещё будучи студенткой). Ия Сергеевна вела просветительские передачи, посвящённые русскому искусству, была автором и ведущей передач о творчестве писателей В.Пановой и А.Платонова. Она создала киноведческие очерки о творчестве известных актёров и режиссёров – С.Юрского, М.Ульянова, Н.Урганта, Ф.Раневской, Л.Орловой и других, подготовила серию просветительских программ, посвящённых классикам русской литературы – И.Тургеневу, А.Пушкину, А.Герцену, Н.Некрасову, М.Салтыкову-Щедрину, А.Островскому.
Также Саввина принимала участие в озвучивании серии мультфильмов о Винни-Пухе (1969-1972), где её голосом говорит Пятачок и другие.
Несмотря на огромную занятость в театре и кино, Ия Сергеевна не оставляла и журналистской деятельности, в основном писала об искусстве. Также она автор книги «Статьи разных лет» (1996), в которой собраны портреты-воспоминания о мастерах сцены. Как режиссёр поставила телеспектакль «В прекрасном и яростном мире» (1967).
Народная артистка РСФСР и СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР имени братьев Васильевых, лауреат Высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот» и премии «Золотой орёл», Саввина награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орденом Дружбы.
Ия Сергеевна была дважды замужем. Её первый муж учёный-гидрогеолог Всеволод Шестаков, с которым они вместе играли в Студенческом театре МГУ. В этом браке родился сын Серёжа (1957), в 1972 году они развелись. Второй муж – Анатолий Васильев, актёр Театра на Таганке. Они познакомились в 1979 году и более 30 лет прожили вместе.
Ия Сергеевна Саввина скончалась на 76-ом году жизни 27 августа 2011 года в Москве, вследствие осложнений меланомы, была похоронена на Новодевичьем кладбище столицы.

21 мая 1937 (85 лет назад) — 2 марта 2008 (14 лет назад).
Софико Михайловна Чиаурели родилась 21 мая 1937 года в Тбилиси. Семья, в которой родилась актриса, воистину легендарна. Мама актрисы – талантливейшая трагедийная актриса Верико Анджапаридзе, отец – кинорежиссер Михаил Чиаурели, уникальный человек, сочетавший в себе таланты актера, музыканта, скульптора, художника.
Выросшая в театрально-артистической среде, Софико никогда не сомневалась в выборе будущей профессии. По окончании Всесоюзного государственного института кинематографии, несмотря на многочисленные приглашения московских театров, вернулась в родной Тбилиси и стала работать в академическом театре им. Котэ Марджанишвили и театре им.Шота Руставели.
Еще будучи студенткой ВГИКа, Софико начала сниматься в кино. Всего за годы своей творческой деятельности Чиаурели сыграла более 100 ролей в кино и в театре. Лучшие роли сыграла в фильмах «Не горюй», «Ищите женщину», «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» и других.
Была удостоена званий Народной артистки Грузинской ССР и Народной артистки Армянской ССР, лауреат государственной премии СССР, кавалер ордена «Знак Почета» и «Ордена Чести». На международных конкурсах 7 раз была удостоена приза «за лучшую женскую роль».
Софико Чиаурели умерла в Тбилиси после продолжительной болезни 2 марта 2008 года. Похоронили Софико рядом с ее мужем, Котэ Махарадзе, в Дидубийском пантеоне города Тбилиси.
Вскоре в Тбилиси увековечили ее память, назвав ее именем одну из центральных улиц.

2 марта 1938 (84 года назад).
Вячеслав Михайлович Зайцев родился 2 марта 1938 года в Иваново. В 1956 году с отличием окончил Ивановский химико-технологический техникум, в 1962 году – Московский текстильный институт по специальности «художник-модельер».
После института работал художественным руководителем Экспериментально-технической швейной фабрики Мособлсовнархоза.
В течение 13 лет – с 1965 по 1979 год – работал в Общесоюзном Доме моделей одежды на Кузнецком мосту. Создавал эскизы костюмов для кино, театра, эстрады, телевидения, фигурного катания, спортсменов.
В 1979 году перешел на работу в небольшое ателье и через три года превратил его в Московский Дом Моды, который возглавляет и сегодня. С тех пор показы его коллекций с успехом проходят регулярно как в России, так и во многих странах мира. Также он участвует в международных смотрах моды, председательствуя или будучи членом жюри.
Вячеслав Зайцев – профессор кафедры моделирования одежды и обуви Московского технологического института; с 2001 года – член-корреспондент, а с 2007-го – академик Российской Академии художеств, его живописные и графические работы выставлялись в картинных галереях США, Бельгии. Также он автор нескольких книг и многих статей, посвященных вопросам моды; а в 2007-2009 годах был ведущим телевизионного шоу Модный приговор на Первом канале.
Зайцев — Заслуженный деятель искусств и Народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV степени и «Знак Почёта» и многих других наград; почетный гражданин города Иваново.
Сегодня Вячеслав Михайлович Зайцев живёт и работает в Москве, полон творческих планов и креативных идей.

2 марта 1947 (75 лет назад) — 2 февраля 1989 (33 года назад).
Юрий Георгиевич Богатырев родился 2 марта 1947 года под Ригой, в семье офицера. В детстве любимым занятием будущего актёра был кукольный театр, другим увлечением – рисование.
После восьмого класса Юрий поступил в художественно-промышленное училище. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там он познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он поступил в театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
В 1971 году, после окончания Щукинского училища, был принят в труппу театра «Современник». Лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые». В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырева в МХАТ. Некоторое время актёр играл в двух театрах.
Но настоящую известность актеру принес кинематограф. В ноябре 1974 года на экраны страны вышел фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором актёр сыграл Егора Шилова – человека, несправедливо заподозренного в предательстве и доказывающего свою невиновность. Съёмки проходили в Чечне, в горных и предгорных станицах и аулах. Местные жители, знавшие толк в лошадях и джигитовке, не раз восхищались тем, как актёр ездил верхом. В седле он держался так, как будто занимался верховой ездой всю жизнь, и с лошадью управлялся как опытный наездник.
В последующие годы Михалков еще не раз приглашал Богатырева в свои картины — это «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (1979) и «Родня» (1981). В последней картине Юрий Георгиевич сыграл роль Стасика – мешковатого растяпы, которого обманывает жена, бьёт тёща, не ставит ни в грош дочь. Михалков хотел, чтобы этот персонаж не был столь однозначным, чтобы это был трогательный человек, который никому не приносит зла, большой ребёнок. Богатырёв сыграл его великолепно, этот образ был внутренне ему очень близок.
Всего в фильмографии актера более 50 ролей в кино, среди которых наиболее известные — картинах: «Раба любви» (1975), «Два капитана» (1976), «Уникум» (1983), «Мертвые души» (1984), «Дон Сезар де Базан» (1989) и других.
Помимо работы в театре и кино Юрий много рисовал, писал портреты друзей, композиции на темы любимых фильмов или пьес. В конце января он готовил первую в своей жизни персональную выставку живописи – отобрал работы, придумал название. Она должна была открыться в Москве 6 февраля 1989 года. Но судьба распорядилась иначе.
Жизнь Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года, он скончался в Москве от сердечного приступа, был похоронен 6 февраля на Ваганьковском кладбище столицы.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".