2 мая

Пасха у православных христиан.

Пасхальный кулич и другие угощения на праздничном столе

Светлое Христово Воскресение — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою Христовой, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу. Пасха — самый древний и важный праздник богослужебного года.

 

Всемирный день тунца.

Тунцы – группа морских рыб семейства скумбриевых

Всемирный день тунца (World Tuna Day), празднование которого установлено на 2 мая, был провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (№ 71/274) в декабре 2016 года, с целью повышения осведомленности населения нашей планеты о ценности этой разновидности рыб, об угрозах, с которыми сталкиваются тунцовые популяции, и об экономических и социальных преимуществах устойчивого управления тунцовыми запасами. Соавторами проекта данной резолюции стали 93 государства.


Именины:

Виктор, Георгий, Дмитрий, Иван, Семен.


Хроника знаменательных событий в истории.

2 мая 1764 г. 257 лет назад, по приказу Екатерины II заложен Воспитательный дом «приема и призрения подкидышей и бесприютных детей».

Воспитательный дом Екатерины II

 

2 мая 1785 г. 236 лет назад, в России издана «Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам».

В России издана «Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам»

 

2 мая 1922 г. 99 лет назад, состоялось бракосочетание Сергея Есенина и Айседоры Дункан.

Есенин и Дункан

 

2 мая 1940 г. 81 год назад, отменены XII летние Олимпийские игры.

Изначально XII летние Олимпийские игры было доверено провести Японии

 

2 мая 1944 г. 77 лет назад, отменены XIII летние Олимпийские игры.

Лондон после бомбардировок во время Второй мировой войны

 

2 мая 1945 г. 76 лет назад, советские войска полностью овладели столицей Германии Берлином.

2 мая 1945 г. 75 лет назад
Советские войска полностью овладели столицей Германии Берлином

 

2 мая 2014 г. 7 лет назад, трагедия в Одессе.

В результате 2 мая в Одессе погибли 48 человек, большинство из них – в результате пожара в Доме профсоюзов

Персоны:

Леонардо да Винчи, итальянский художник, ученый, изобретатель, «универсальный» гений эпохи Возрождения.
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи

15 апреля 1452 (569 лет назад) — 2 мая 1519 (502 года назад).

Сегодня Леонардо да Винчи известен в первую очередь как художник, но сам мастер считал себя ученым и инженером. А еще он был мыслителем и признавал единственным критерием истины опыт, приведенный к наглядному виду. Он отрицал пустые схоластические рассуждения. Леонардо был амбидекстром, владея левой и правой рукой одинаково талантливо. Известны его занятия и музыкой, и кулинарией… Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. А он был во всем гениален…

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci) родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи, неподалеку от Флоренции (Италия). Отец Леонардо был нотариусом, а мать – простой крестьянкой.

На брак с любимым мать не могла рассчитывать – отец мальчика вскоре женился на богатой и знатной девушке. Леонардо было 3 года, когда отец забрал его к себе, что было вполне в законах того времени. Попытки приобщить сына к семейному делу были безуспешны: Леонардо не интересовали законы общества. Зато были замечены его способности художника – и отец отправил его учиться в лучшую мастерскую Тосканы, к живописцу Андреа дель Верроккьо.

«Джоконда»

В мастерской художника Леонардо пробыл недолго: одна из совместных работ с учителем показала настолько явное преимущество ученика, что Верроккьо по преданию навсегда забросил кисть.

Сегодня Леонардо известен в первую очередь как художник. Его кисти принадлежат «Мадонна Лита», «Дама с горностаем», и самая известная в мире картина, непревзойденная «Мона Лиза» (Джоконда)… Леонардо отдавал живописи не слишком много времени, поэтому количество его работ не так велико. Он изучал природу, стремился охватить принципы реализма, законы восприятия – и вывел живопись на качественно другую ступень. Он не участвовал в теоретических дискуссиях и спорах – он просто творил шедевры… Благодаря Леонардо линия рисунка получила право на размытость, смягчились цветовые контрасты, рисунок и реальность стали ближе, но и таинственнее. И сегодня идет нескончаемый поток посетителей в Лувр, где хранится портрет Джоконды, чтобы взглянуть на бессмертное творение мастера.

Впрочем, сам мастер считал себя не художником, а ученым и инженером. Его «Витрувианский человек» до сих пор служит идеалом пропорций не только человеческого тела, но и Вселенной в целом. Ему принадлежат изобретения парашюта, велосипеда, прототипа танка, прожектора, катапульты… Множество других инженерных замыслов запечатлены в набросках, рисунках, чертежах и эскизах мастера.

«Витрувианский человек»

В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселился в его замке Кло-Люсе, в официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора. За что получал годовую ренту в тысячу экю. Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.

За два года до смерти у Леонардо серьезно ухудшилось состояние здоровья, и он передвигался с трудом.

2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе (герцогство Турень, Франция). Он был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Основным наследником мастера был сопровождавший Леонардо ученик и друг Франческо Мельци, который в последующие 50 лет оставался главным распорядителем наследства великого творца, включавшего кроме картин инструменты, библиотеку и не менее 50 тысяч оригинальных документов на различные темы, из которых до наших дней сохранилась лишь треть.

Василий Голицын, русский государственный и военный деятель, фаворит царевны Софьи.
Василий Васильевич Голицын

? — 2 мая 1714 (307 лет назад).

Князь Голицын был несомненно выдающимся и передовым человеком своего времени. Он ясно понял основную задачу века – более тесное сближение с Западом. Он покровительствовал иностранцам, сочувствовал образованию русского юношества, хотел освободить крестьян от крепостной зависимости, отправить дворян за границу в военные школы, завести постоянные посольства при европейских дворах, даровать религиозную свободу. Отличие Голицына от Петра – в сочувствии западно-католической культуре, тогда как Петр был сторонником протестантской Европы.

Василий Васильевич Голицын, фаворит царевны Софьи Алексеевны, сестры Петра I, родился в 1643 году (точная дата неизвестна) в Москве. Он происходил из старинного княжеского рода. Получил хорошее образование, знал иностранные языки.

Молодые годы провел в придворном кругу царя Алексея Михайловича в званиях стольника, чашника, государева возницы и главного стольника, заведовал Пушкарским и Владимирским судным приказами. В 1676 году, уже в звании боярина, Голицын отправлен был в Малороссию, принять меры для охранения Украины от набегов крымчан и турок, и участвовал в знаменитых Чигирянских походах.

Непосредственное знакомство с военным делом поставило Голицына лицом к лицу с недостатками тогдашней организации русского войска. Он убедился, что корень зла лежит в местничестве, и, вернувшись в Москву, сумел провести его уничтожение.

Ролью первого государственного человека в течении семилетнего правления царевны Софьи (1682-1689) Голицын, помимо личных дарований, обязан был еще близостью своею к правительнице, которая страстно его любила.

Внешняя политика его ознаменована заключением в 1686 году выгодного для России «вечного мира» с Польшей. По этому миру Киев, которым Россия владела доселе лишь фактически, переходил к ней и de jure. Обязательство польского правительства не притеснять своих православных подданных создало основание для последующего вмешательства России во внутренние дела Польши. Также он очень умело вел дипломатические переговоры со Швецией, продлив действие Кардисского мирного договора 1661 года.

Голицын был дважды женат. Его первая супруга — княжна Федосья Васильевна Долгорукая — умерла бездетной около 1685 года. Вторая жена — Евдокия Ивановна Стрешнева — родила ему четырех сыновей и двух дочерей.

Падение Софьи повлекло за собою и опалу Голицына. Он лишался боярства, всего имущества и вместе с семьей был отправлен в ссылку сначала в Каргополь, а затем в село Кологоры Архангельской губернии.

Последним местом ссылки стал Пинежский Волок, где Василий Васильевич Голицын умер (21 апреля) 2 мая 1714 года. Был похоронен в Красногорском Богородицком монастыре, возле Пинеги.

Екатерина II, российская императрица (1762-1796).
Императрица Екатерина II

2 мая 1729 (292 года назад) — 17 ноября 1796 (225 лет назад).

Екатерина II Великая, урожденная София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, появилась на свет (21 апреля) 2 мая 1729 года в небольшом городке Штеттине в Восточной Пруссии, в обедневшей княжеской семье. С детства она отличалась любознательностью, способностями к учению, настойчивостью.

В 1744 году она приехала в Россию, чтобы стать женой будущего императора Петра III. В 1762 году Екатерина, совершив «бескровный переворот», заняла российский престол. Екатерина II единственная из российских императриц удостоилась титула Великой. Время ее правления называют «Золотым веком» России, а ее политика получила название «Просвещенного абсолютизма».

Екатерина II провела ряд реформ: реорганизовала Сенат, объявила секуляризацию церковных земель, упразднила гетманство на Украине. Она учредила и возглавила Уложенную комиссию 1767-1769 годов по систематизации законов. Императрица издала Учреждение для управления губернией в 1775 году, Жалованную грамоту дворянству и Жалованную грамоту городам в 1785 году.

Внешняя политика России при Екатерине II была успешной: по результатам русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791 годов Россия смогла закрепиться на Черном море, были присоединены к России Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье, Восточная Грузия. К периоду правления Екатерины II относятся три раздела Речи Посполитой (1772, 1793, 1795).

Екатерина вела переписку с Вольтером и другими участниками французского Просвещения. Она сама написала множество художественных, публицистических и научно-популярных произведений.

Скончалась Екатерина Великая (6) 17 ноября 1796 года в Петербурге.

Иван Айвазовский, русский живописец-маринист.
Иван Константинович Айвазовский

29 июля 1817 (204 года назад) — 2 мая 1900 (121 год назад).

Иван Константинович Айвазовский (Ованес Константинович Гайвазовский) появился на свет в Феодосии (17) 29 июля 1817 года в Феодосии. Его отец был армянским коммерсантом из Крыма. Семья была небогатой.

Иван Айвазовский учился в симферопольской гимназии, а затем и в Академии художеств в Санкт-Петербурге. После окончания Академии молодой художник много путешествовал, посетил Англию, Испанию, Германию, позднее побывал на Ближнем Востоке, в Африке, Америке.

В 1839 году по просьбе генерала Н.Н. Раевского Айвазовский написал картину «Десант отряда в долине Субаши», которая была приобретена Николаем I. В 1844 году он получил место живописца Главного морского штаба.

«Девятый вал» (1850)

Художник писал в основном морские пейзажи. Одной из самых известных его картин является «Девятый вал», написанная Айвазовским в 1850 году. Он также посвятил многие свои работы подвигам русских моряков – «Чесменский бой», «Наваринский бой» (1848) и др.

В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ и завоевал мировую славу в качестве художника-мариниста. При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах.

 

«Наваринский бой» (1848)

В 1847 году Айвазовский стал профессором Петербургской Академии художеств, состоял он также в нескольких европейских академиях.

С 1845 года художник жил в Феодосии, где основал школу искусств и галерею, которую впоследствии завещал Феодосии. Именно в Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского полнее всего представлено творчество великого художника.

 

«Ночь в Гурзуфе» (1891)

Айвазовский оставил след в истории и как меценат. Популярность художника принесла ему солидный капитал, и он щедро использовал его на благотворительные цели.

На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.

Умер Иван Константинович Айвазовский в Феодосии (19 апреля) 2 мая 1900 года.

Джером Клапка Джером, английский писатель, драматург.

2 мая 1859 (162 года назад) — 14 июня 1927 (94 года назад).

Джером Клапка Джером (англ. Jerome Klapka Jerome, Джером К. Джером) родился 2 мая 1859 года в Уолсолле (графство Стаффордшир, Великобритания). Отцу не везло в делах, и мальчик с 14 лет пробивался в жизни самостоятельно.

Кем ему только не пришлось побывать, прежде чем стать писателем и редактором! Он был конторским служащим, учителем, подручным стряпчего, артистом, редактором юмористических журналов. Лишь потом он стал постоянным сотрудником сатирического журнала «Панч», а также редактировал в 1892—1897 годах журналы «Лентяй» и «Сегодня».

Первые произведения Джерома связаны с театром. Самое популярное произведение Джерома – комическая повесть «Трое в лодке, не считая собаки» (1889). Продолжение этого произведения – повесть «Трое на велосипеде» (1900). В них в полной мере проявлен самобытный юмор писателя – добродушный, нередко с примесью сентиментальности и морализации. Обычная его тема – мелкие невзгоды незадачливых обывателей.

В 1899 году Джером посетил Россию; свои впечатления описал в статье «Русские, какими я их знаю» (издана на русском языке под названием «Люди будущего», 1906).

Среди особенных удач автора следует отметить «Наброски для романа» (1893), «Они и я» (1909) и некоторые другие. Эти произведения отмечены более тонким описанием героев и событий и свободны от присущего автору грубого шаржа.

Джером писал не только романы и повести, он – автор многих эссе и новелл, юмористических рассказов и пьес, среди которых наиболее популярна «Жилец с четвёртого этажа» (1907). Он неплохо знал быт мелких буржуа и городских служащих, и его любимый образ – разоренный мелкий буржуа, надеющийся вернуть утраченное, разбогатеть, уверенный, что он будет рано или поздно вознагражден за свои добродетели и страдания.

Книги Джерома переведены на многие языки мира, в том числе неоднократно они выходили и на русском языке.

В годы Первой мировой войны Джером попытался уйти добровольцем на фронт, но в силу возраста в Британской армии ему отказали. Страстно желая служить хоть в каком-нибудь качестве, Джером устроился водителем скорой помощи во французскую армию.

В 1926 году писатель издает свои мемуары «Моя жизнь и эпоха». Вскоре он был награжден званием «Почётный житель города Уолсолл». Последние годы своей жизни большую часть времени Джером провел в своем загородном доме в Эвилме, недалеко от Уоллингфорда.

В июне 1927 года у Джерома случился инсульт, его положили в больницу Northampton General Hospital, где 14 июня 1927 года он скончался. Джером К. Джером похоронен в Церкви Св. Марии в Эвилме, Оксфордшир.

В городе Уолсолл открыт дом-музей Джерома, экспозиция которого посвящена жизни и творчеству писателя.

Джон Эдгар Гувер, американский политический деятель, первый директор ФБР (1924-1972).
Джон Эдгар Гувер
Джон Эдгар Гувер

1 января 1895 (126 лет назад) — 2 мая 1972 (49 лет назад).

Джон Гувер возглавлял Федеральное бюро расследований – главную правоохранительную организацию США – почти полвека, с 1924 до самой своей смерти в 1972 году. Он служил восьми президентам и шестнадцати министрам, став самой влиятельной политической фигурой США.

Джон Гувер (англ. John Edgar Hoover) родился 1 января 1895 года в Вашингтоне. После окончания юридического факультета Университета им. Джорджа Вашингтона в 1917 году стал сотрудником Министерства юстиции. В 1921–1924 годах он стал помощником, затем заместитель директора, а с 1924 года – бессменным директором ФБР.

Именно Гувер сделал ФБР мощным орудием политического сыска, контрразведки и борьбы с организованной преступностью в стране. Он разработал систему слежки за членами Компартии США и другими просоветскими организациями и частными лицами, а также часто вмешивался в дела внешней разведки.

В 1930-е годы главным направлением деятельности ФБР стала борьба с гангстерами и грабителями банков. После окончания Второй мировой войны Гувер сосредоточил свое внимание на борьбе с диверсантами и шпионами. В это же время он продолжает борьбу против Компартии США и ставит целью ее полную ликвидацию. На основе Закона Смита в 1949 году лидеры этой партии были осуждены.

В последние годы деятельности Гувера он часто подвергался осуждению за злоупотребление служебными полномочиями и их использование в личных целях.

Гувер никогда не был женат, и вообще не замечен в связях с женщинами. Это послужило причиной распространявшихся в США слухах о его нетрадиционной сексуальной ориентации, но прямых доказательств этому найдено не было.

Скончался Джон Эдгар Гувер 2 мая 1972 года в Вашингтоне.

Вениамин Каверин, советский писатель, военный корреспондент.
Вениамин Александрович Каверин

19 апреля 1902 (119 лет назад) — 2 мая 1989 (32 года назад).

Вениамин Александрович Каверин (настоящая фамилия Зильбер) родился (6) 19 апреля 1902 года в Пскове, в семье капельмейстера пехотного полка Абеля Зильбера и хозяйки музыкальных магазинов Ханы Дессон. Фамилия Каверин была взята им в честь товарища Пушкина, гусара, описанного в «Евгении Онегине».

В 16 лет он приехал в Москву и в 1919 году окончил здесь среднюю школу. В 1920 году перевелся из Московского университета в Петроградский, одновременно поступив в Институт восточных языков. В 1923 году Каверин закончил арабское отделение института восточных языков, а в 1924 году и государственный университет в Ленинграде. Был оставлен при университете в аспирантуре, где в течение шести лет занимался научной работой. В 1929 году состоялась защита его кандидатской диссертации «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».

Еще в 1921 году Вениамин вместе с М.Зощенко, Н.Тихоновым, Вс.Ивановым выступил организатором литературной группы «Серапионовы братья», именно в альманахе этой группы он начал печататься. В течение нескольких лет Каверин писал рассказы и повести и к концу 1920-х годов окончательно решил посвятить себя литературному творчеству.

В 1934 – 1936 годах был создан первый роман, «Исполнение желаний», в котором проявился литературный стиль писателя. Роман имел успех. Но самым популярным произведением Каверина стал роман «Два капитана», первый том которого был завершен в 1938 году.

Отечественная война остановила работу над вторым томом. Во время войны Каверин писал фронтовые корреспонденции, военные очерки, рассказы. По его просьбе был направлен на Северный флот. Именно там, повседневно общаясь с летчиками и подводниками, понял, в каком направлении пойдет работа над вторым томом «Двух капитанов». В 1944 году второй том романа был опубликован.

В 1949 – 1956 годах Каверин работает над трилогией «Открытая книга», о становлении и развитии микробиологии в стране, о целях науки, о характере ученого. Эту тему он взял не зря – его родной брат был ученым-микробиологом.

В 1962 году были опубликованы повести «Семь пар нечистых» о первых днях войны и «Косой дождь». В 1970-е годы Каверин создал книгу воспоминаний «В старом доме», а также трилогию «Освещенные окна», в 1980-е – «Рисунок», «Верлиока», «Вечерний день».

Умер Вениамин Александрович Каверин 2 мая 1989 года в Москве.

Георгий Гаузе, советский эколог, микробиолог, эволюционист, академик АМН СССР.
Георгий Францевич Гаузе

27 декабря 1910 (111 лет назад) — 2 мая 1986 (35 лет назад).

Георгий Францевич Гаузе, микробиолог, эволюционист, один из основоположников теоретической и экспериментальной экологии, родился (14) 27 декабря 1910 года в Москве. Его отец был профессором, деканом Московского архитектурного института, мать – балериной Большого театра.

Зоологией беспозвоночных будущий ученый увлекся еще в школьные годы. В 15 лет он познакомился с известным зоологом Владимиром Алпатовым, поразившим Гаузе широким научным кругозором в области экологии, генетики и эволюционного учения. В те годы сам Гаузе уже начал вести научные исследования, а его первая работа, посвященная изменчивости у азиатской саранчи, была опубликована в Германии в 1927 году.

В 1931 году Георгий окончил биологическое отделение физико-математического факультета Московского университета и до 1942 года преподавал там же. За это время он получил ученую степень доктора биологических наук и профессорское звание.

В 1934 году Гаузе опубликовал в США на английском языке книгу «Борьба за существование», оказавшую большое влияние на развитие экологии. Это был, пожалуй, первый в истории биологии случай, когда исследователь в возрасте 24 лет выпустил книгу, ставшую настольной для многих поколений экологов и натуралистов.

В 1942 году он стал заведующим лабораторией антибиотиков Института медицинской паразитологии и тропической медицины Наркомздрава, а в 1948 году – завлабораторией антибиотиков Академии медицинских наук СССР. С 1960 года и до последних дней жизни (до 1986 года) Гаузе возглавлял Институт по изысканию новых антибиотиков АМН СССР, основанный в 1953 году.

Важнейшим вкладом Гаузе в науку, помимо многочисленных трудов по экологии и протозоологии, стали результаты исследований, посвященные поиску антибиотиков и установлению механизма их действия. Именно Гаузе совместно с женой, Марией Георгиевной Бражниковой, в 1942 году получил первый советский антибиотик – грамицидин-С. За это важное научное открытие семью ученых в 1946 году наградили Сталинской премией. Позже ученому удалось получить, исследовать и внедрить в производство еще ряд антибиотиков.

К научному наследию Гаузе относится и закон, названный его именем и подтверждающий, что два вида не могут устойчиво существовать в ограниченном пространстве, если их численность лимитирована одним жизненно важным ресурсом.

Научные открытия Гаузе прославили его на весь мир. С 1959 года он являлся членом президиума, а с 1962 года – вице-президентом Международного общества химиотерапии, более 20 лет своей жизни был членом Академии медицинских наук, а в 1967 году стал членом Польской академии наук. Именем Георгия Гаузе назван Научно-исследовательский институт по изысканию новых антибиотиков РАМН в Москве.

Однако и столь выдающемуся ученому пришлось столкнуться с печальными страницами советской истории в то время, когда на многих ученых-биологов начались гонения со стороны псевдоученых под руководством Трофима Лысенко, основателя мичуринской агробиологии. В этот период исследования Гаузе подверглись резкой критике, на него писали доносы с требованием лишить возможностей для научной работы. От более жестких репрессивных мер его спасло то, что изучаемые им антибиотики были нужны стране независимо от политических обстоятельств.

Умер Георгий Францевич Гаузе 2 мая 1986 года в Москве.

Павел Кадочников, советский актер театра и кино, режиссер, Народный артист СССР.
Павел Петрович Кадочников

29 июля 1915 (106 лет назад) — 2 мая 1988 (33 года назад).

Павел Петрович Кадочников родился (16) 29 июля 1915 года в Петрограде, в рабочей семье. В гражданскую войну семья Павла переехала на родину отца, в небольшое уральское село Бикбарда. Там и прошло детство Павла. В деревне он учился в школе, там же и проявилось его увлечение рисованием, а мать поддерживала его в этом увлечении.

После возвращения в 1927 года в Ленинград он поступил в детскую художественную студию, мечтая стать профессиональным художником. Однако, доучиться не удалось – тяжело заболел отец, и Павел пошел учеником слесаря на завод – надо было поддерживать семью, где он был старшим. Но в художественной студии Павел продолжал заниматься.

С 1929 года началось его увлечение театром, сначала он учился в техникуме при ТЮЗе, а потом и в театральном институте. Так получилось, что Кадочников стал студентом института в 15 лет. В 1935 году он его закончил, стал актёром ТЮЗа, и получил приглашение на съемки в кино.

Сначала он на экране очень себе не понравился и даже собирался никогда больше в кино не сниматься. Но в 1937 году все же снялся в небольшом эпизоде в фильме «Человек с ружьем» режиссера Юткевича, потом сразу в двух ролях у Юткевича в фильме «Яков Свердлов». А настоящий успех пришел к актеру в 1941 году, в комедии «Антон Иванович сердится».

Во время войны он снимается в фильмах «Оборона Царицына» и «Иван Грозный». Творческая работа с великим режиссёром Сергеем Эйзенштейном привела Кадочникова к решению оставить театр и посвятить себя кино. Среди его ролей особенно знаменитыми стали работы в картинах: «Подвиг разведчика» (1947), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Далеко от Москвы» (1950), «Укротительница тигров» (1954) и другие.

Актер активно снимался в кино, причем он великолепно играл самые противоположные по характеру и типажу и роли и прекрасно выглядел в самых разных амплуа, поскольку обладал не только актерским талантом и отличительными внешними данными, но и искусством перевоплощения.

Пробовал Кадочников свои силы и в режиссуре, а в 1956-1958 годах он – художественный руководитель студии киноактера при киностудии «Ленфильм».

Однако в середине 1960-х годов Павел Петрович попал в опалу к высшему руководству, его перестали приглашать сниматься и не давали роли в театре, тогда он ездил по стране с концертами, на которых у актера всегда был аншлаг.

В кино Кадочников смог вернуться лишь в 1976 году, когда Никита Михалков пригласил его на роль в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». После выхода этой картины актер вновь стал востребован режиссерами – от предложений сниматься не было отбоя, но далеко не каждое им принималось.

Весной 1981 года в семье Кадочникова произошла трагедия – погиб его младший сын, и единственным спасением для актера стала работа – в 1982 году он снялся сразу в 5 фильмах. Среди наиболее заметных его работ тех лет – роли в картинах: «Ленин в Париже», «Пропавшие среди живых», «Сокровища Агры» и другие.

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат трех государственных премий – он был награжден несколькими орденами и медалями.

Скончался Павел Петрович Кадочников 2 мая 1988 года из-за острой сердечной недостаточности в Ленинграде, где и был похоронен на Серафимовском кладбище.

Иван Лапиков, советский актер театра и кино.
Иван Герасимович Лапиков

7 июля 1922 (99 лет назад) — 2 мая 1993 (28 лет назад).

Иван Герасимович Лапиков родился 7 июля 1922 года на хуторе Заячий близ села Горный Балыклей (сегодня – в Волгоградской области). Рос в Сталинграде. С 1939 года Иван учился в Харьковском театральном училище, но закончить его не успел – началась война.

В 1941-1963 годах он работал в Сталинградском драматическом театре им. М.Горького, а в 1963 году перебрался в Москву, где вошёл в труппу Театра-студии киноактёра.

В кино Лапиковым был создан ряд подлинно народных образов. Популярность пришла к нему в 1964 после фильма «Председатель». Среди работ мастера – потрясающие роли в фильмах «Андрей Рублёв», «Минута молчания», «Они сражались за Родину», «Вечный зов» и других.

За четыре десятилетия работы в кино Лапиков снялся более чем в семидесяти фильмах. Иван Лапиков был актером высочайшего уровня правды, а потому как партнер был непрост – необходимо было дотягиваться до его уровня.

Внешность предопределила роли артиста в кино: он специализировался на ролях простых людей из народа, рабочих и крестьян. При этом был точен, емок в трактовке образов и невероятно правдив и искренен.

Умер Иван Герасимович Лапиков 2 мая 1993 года. Его сердце не выдержало прямо во время встречи с солдатами одной из войсковых частей в Подмосковье. Его жизнь была порядочной, трудной, ответственной и счастливой. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Майя Плисецкая, советская и российская балерина, хореограф, педагог, Народная артистка СССР.
Майя Михайловна Плисецкая

20 ноября 1925 (96 лет назад) — 2 мая 2015 (6 лет назад).

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье консула. В детстве родители Майи были репрессированы, и девочку воспитывали дядя и тетя Мессереры, которые танцевали в балетной труппе Большого театра. Суламифь Мессерер стала по сути второй матерью Майи.

В 1943 году Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. А прославивший ее на весь мир танец «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса, станцевала еще студенткой.

После училища Майю приняли в кордебалет Большого театра. Вскоре талантливая девушка стала ведущей балериной театра. Свою первую партию она исполнила в 1945 году – это была фея Осени в «Золушке» Прокофьева. Спустя два года выступила в роли Одетты и Одилии в «Лебедином озере» Чайковского.

Среди других наиболее известных партий балерины: Аврора в «Спящей красавице», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Мехмэнэ-Бану «Легенде о любви» Меликова.

В 1959 году Плисецкой было присвоено звание Народной артистки СССР. Она стала прима-балериной Большого театра. Плисецкая танцевала не только классику. В 1967 году кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее ставит «Кармен-сюиту». Роль Кармен в исполнении Плисецкой – одна из наиболее известных в истории мирового балета.

В начале 1970-х годов Плисецкая успешно дебютировала в качестве хореографа. После ее постановки балета Щедрина «Чайка», Плисецкую приглашают художественным руководителем балета Римской оперы (1983-1984). В последующие годы она поставила еще несколько успешных балетов на различных мировых сценах.

С конца 1980-х годов балерина работала в основном в Испании. В 1990 году ушла из Большого театра и спустя пять лет организовала и возглавила труппу «Имперский Русский Балет». Также она много снималась в кино и на телевидении.

Плисецкая оставила сцену в возрасте 65 лет, затем длительное время участвовала в концертах, потом вела мастер-классы. С 1994 года являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя».

Выдающаяся балерина, хореограф, Народная артистка СССР, обладательница множества наград и премий различных государств — Майя Михайловна была доктором Сорбонны и почетным профессором Московского государственного университета.

Майя Михайловна Плисецкая умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене (Германия), от тяжелого сердечного приступа.

Кола Бельды, советский и российский певец, Заслуженный артист России.
Кола Бельды.

2 мая 1929 (91 год назад) — 21 декабря 1993 (27 лет назад).

Кола Бельды (Николай Иванович Бельды), Заслуженный артист РФ и Республики Саха, родился 2 мая 1929 года в поселке Муха Хабаровского края. По национальности он был нанайцем. Николай рано потерял родителей, голодал. Жил и учился в школе-интернате.

Когда началась Великая Отечественная война, он отправился, приписав себе два лишних года, на фронт. Был матросом Тихоокеанского флота, участвовал в боевой компании за освобождение Кореи.

После окончания войны Бельды поступил в музыкальное училище и экстерном его окончил, продолжая службу мотористом-дизелистом на тральщике Тихоокеанского флота. Потом были Саратовская консерватория, учебу в которой он совмещал с работой на станкостроительном заводе.

После окончания консерватории он работал в ансамбле песни и пляски Воронежского военного округа, Калининской и Хабаровской филармониях, а с 1959 года – в Москонцерте, где Кола Бельды был вокалистом до 1990-го года. В 1957 году он становится лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, а в 1960 году – Всероссийского конкурса артистов эстрады.

Почти 40 лет Кола Бельды посвятил гастролям по стране и за рубежом, побывав в 47 странах, и везде его выступления сопровождал успех. Пик его популярности пришелся на 1972-1973 годы: в 1972 году он прошел в финал фестиваля «Песня года», а в 1973 году ему вручают премию в конкурсе Международного фестиваля польской песни в Сопоте.

Непревзойденную известность и популярность приобрела его песня «Увезу тебя я в тундру». В общей сложности Кола Бельды выпустил семь виниловых дисков, а звонкий, приятный тембр его голоса (среднее между тенором и баритоном) не спутаешь ни с кем. Тема его творчества – жизнь малых народов Севера и его природа.

В 1990 году Кола уехал из Москвы в Хабаровск, там сыграл свадьбу, и в 1991 году у него появилась дочка – Елена.

Кола Бельды ушел из жизни 21 декабря 1993 года — с ним случился инфаркт.

Александр Лазарев, советский и российский актер театра и кино, Народный артист РСФСР.
Александр Сергеевич Лазарев
Александр Сергеевич Лазарев

3 января 1938 (83 года назад) — 2 мая 2011 (10 лет назад).

Александр Сергеевич Лазарев родился 3 января 1938 года в Ленинграде (сегодня – Санкт-Петербург), в семье художника. Его родители прививали детям интерес к культуре, художественный вкус, у них была огромная библиотека, они посещали театры. Детство и юность Саши прошло в северной столице, ему также пришлось пережить страшное время войны и блокады.

Решение стать артистом появилось у Лазарева в 10-м классе. Узнав о наборе в театральный институт, он прошел первый тур. Но весной 1955 года в Ленинград приехала комиссия Школы-студии МХАТ, которая производила отбор желающих поступить в студию. В результате из общего немалого числа претендентов были отобраны всего два абитуриента, среди которых был и Александр Лазарев.

Осенью 1955 года он переехал в Москву. В Школе-студии МХАТ, на курсе В.Я. Станицына, вместе с Лазаревым учились В.Невинный, А.Филозов, А.Ромашин, Т.Лаврова, А.Покровская… После окончания школы-студии в 1959 году Александр был принят в труппу Московского академического театра имени В.Маяковского, которому посвятил всю свою жизнь.

В театре молодого актера сразу же ввели на несколько ролей в «Гамлете». За первые полгода Лазарев сыграл в спектаклях «Аристократы», «Садовник и тень», «Маленькая студентка», а после исполнения роли в «Иркутской истории» он «проснулся знаменитым».

На сцене этого театра за более чем полувековую службу Лазаревым сыграно огромное количество самых разноплановых и разнохарактерных ролей в более чем в 50 постановках. Среди ранних работ – роли в спектаклях: «Современные ребята», «Голубая рапсодия», «Опасная тишина», «Перебежчик» и других. С приходом в Театр Маяковского в 1967 году А.Гончарова начался новый этап и в актерской карьере Александра. Ярким событием стал спектакль «Дети Ванюшина», а громким триумфом театра стал «Человек из Ламанчи», роль же Дон Кихота стала этапной в творчестве Лазарева. Критики отмечали, что «мастерство, с которым актер исполнял эту роль, вывела его в первый ряд среди артистов не только Театра имени Маяковского, но всего отечественного театра».

Затем были роли в спектаклях – «Медея», «Гамлет», «Шутка мецената», «Клоп», «Время любить», «Океан», «Леди Макбет Мценского уезда», «Ревизор», «Венсеремос!», «Женитьба», «Мертвые души», «Карамазовы», «Бег», «Жизнь Клима Самгина», «Маяковский начинается», «Завтра была война», «Плоды просвещения», «Круг», «Жертва века», «Кин IV», «Чума на оба ваши дома!»…

Свои самые важные и большие роли Лазарев сыграл на сцене родного театра, он был великим и острохарактерным актером. Будучи предан одному театру, Александр Сергеевич отдавал ему всю душу и свой дар, продолжая очень важную традицию российского театра – говорить со зрителем о серьезных философских и нравственных вопросах, которые важны для каждого.

Яркая игра в театре Лазарева привлекли внимание и кинематографистов. Дебютом Александра в кино стала роль в фильме «Вольный ветер» в 1961 году. Первой же крупной его работой стала роль в фильме «Вызываем огонь на себя» (1964). Но всенародное признание и известность Лазареву принесла картина «Еще раз про любовь» (1968).

Позже были роли в более чем в 70 фильмах, многие из которых заслужили искреннюю любовь зрителей, признание критиков и призы многих МКФ. Это картины – «Цветы запоздалые» (1970), «Такая короткая длинная жизнь» (1975), «Хождение по мукам» (1977), «Бархатный сезон» (1978), «Через тернии к звездам» (1980), «Сказка, рассказанная ночью» (1981), «Берегите мужчин!» (1982), «Демидовы» (1983), «Челюскинцы» (1984), «Дети солнца» (1985), «По главной улице с оркестром» (1986), «Мелочи жизни» (1992), «Мужской зигзаг» (1992), «Бременские музыканты» (2000), «Хозяин «Империи»» (2001), «Место под солнцем» (2004), «Сестры» (2004), «Ландыш серебристый» (2004), «Парк советского периода» (2005), «Голубка» (2011) и многих других.

Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот», Александр Сергеевич награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Петра Великого I степени, орденом Святого Князя Александра Невского и медалями. Его именем названа звезда в созвездии Козерога.

С 1962 года Лазарев был членом Союза театральных деятелей СССР, с 1973 года – Союза кинематографистов, и с 2002 года – Академии кинематографических искусств, являлся академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Семья Лазарева и Немоляевой
Семья Лазарева и Немоляевой

Лазарев был женат на актрисе Светлане Немоляевой. Это была удивительная пара, они постоянно были вместе – и в жизни и в творчестве. Их свадьба состоялась 27 марта 1960 года, а в 1967 году у пары родился сын Александр, который продолжил семейную традицию и тоже стал актером, его еще называют Александр Лазарев-младший.

Признанный мастер актерского искусства, один из корифеев и самых любимых публикой актеров театра и кино Александр Сергеевич до конца дней сохранял отличный творческий тонус, играл в родном театре и активно снимался в кино, всегда создавая интересные и удивительные образы. Его работы навсегда останутся образцом актерского мастерства и безупречного вкуса. Лазарев был не просто талантливым человеком, но и благородным романтиком и очень порядочным человеком.

Мастер театра и кино Александр Сергеевич Лазарев скончался 2 мая 2011 года, у себя на даче под Москвой. Он был похоронен 5 мая на Троекуровском кладбище столицы, в тот день, когда в театре должен был сыграть в спектакле «Как поссорились…»…

Леонид Каневский, советский и российский актер театра и кино, телеведущий, Заслуженный артист РСФСР.
Леонид Семёнович Каневский

2 мая 1939 (82 года назад).

Леонид Семёнович Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители не имели отношения к искусству, хотя мать в молодости училась в консерватории. Отец же был профессиональным фруктовщиком-технологом и всю жизнь мечтал, чтобы его сын продолжил семейное дело. Но Леонид уже с детства мечтал стать артистом.

Едва получив школьное образование, молодой человек отправился в Москву и поступил в Щукинское театральное училище. Вместе с Каневским курсы посещали Андрей Миронов, Василий Ливанов… Закончив училище в 1960 году, Каневский поступил в труппу театра имени Ленинского комсомола, а уже спустя семь лет он появился в театре на Малой Бронной.

В кино Леонид Каневский дебютировал в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла кинокомедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась небольшая роль контрабандиста.

Всесоюзную славу артисту принесла роль майора Томина в известном телесериале «Следствие ведут знатоки». Первые четыре кинофильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям славу. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом наблюдали за приключениями знатоков. Хотя снимался актёр и в других картинах. Всего он сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях.

В 1991 году Леонид Каневский эмигрировал в Израиль, где совместно с режиссером Евгением Арье создал в Тель-Авиве драматический театр «Гешер» (в переводе с иврита — «Мост»); основу труппы составляют актёры, игравшие на сценах московских и ленинградских театров.

В 2001 году исполнилась давняя мечта актёра — на «Мосфильме» вновь начались съемки сериала «Следствие ведут знатоки». Премьера нового сериала состоялась зимой 2002 года. А вскоре после его выхода на экраны заместитель министра внутренних дел РФ Владимир Васильев наградил Леонида Каневского и Георгия Мартынюка знаком «За содействие МВД России». Также он является Заслуженным артистом РСФСР и кавалером ордена Дружбы.

Леонид Каневский женат на Анне Березиной, дочери знаменитого клоуна Штепселя — выдающегося актёра Ефима Березина.

В настоящее время Леонид Семёнович Каневский продолжает свою карьеру артиста — он снимается в кино и играет в театре «Гешер», а ещё известен как ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ».

Валерий Гергиев, советский и российский дирижер, Народный артист России, Герой Труда РФ.
Валерий Абисалович Гергиев

2 мая 1953 (68 лет назад).

Валерий Абисалович Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве. Вскоре его семья переехала в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) Северной Осетии. Там Валерий учился в музыкальной школе, а затем продолжил обучение в училище искусств (ныне носящем его имя) по классу фортепиано и дирижирования.

После окончания училища в 1972 году Гергиев уехал в Ленинград и поступил в Государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова на факультет симфонического дирижирования, в класс профессора И.Мусина. Еще будучи студентом, он победил на престижном конкурсе дирижеров имени Герберта фон Караяна в Берлине и был приглашен в Академический государственный театр оперы и балета имени С.М. Кирова, в качестве ассистента главного дирижера.

Первые сезоны в театре стали для Валерия важным этапом в освоении дирижерского ремесла. В 1978 году он стал дирижером этого театра, его дебют — спектакль «Война и мир» был отмечен, как удачная работа молодого дирижера с большим будущим. В последующие годы под управлением Гергиева шли многие спектакли, среди которых — балет «Гусарская баллада» Т.Хренникова, оперы: «Манон Леско» Д.Пуччини, «Фауст» Ш.Гуно и другие произведения.

Творческая деятельность Валерия уже тогда не ограничивалась только театром. В 1981-1985 годах он также являлся главным приглашенным дирижером Государственного симфонического оркестра Армении и выступал с различными оркестрами по всей стране и за ее пределами. Он исполнял произведения Бетховена, Брамса, Шостаковича, Равеля, Бартока, Рахманинова…

В 1988 году Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы театра имени С.М. Кирова и стал его главным дирижером. С тех пор, вся его деятельность направлена на то, чтобы сделать труппу этого театра лучшей труппой мира. Он же во многом стал определять репертуар и сценическую политику театра, в 1992 году вернувшего себе название «Мариинский». В 1996 году Гергиев был назначен художественным руководителем-директором Мариинского театра.

Свой первый же сезон на руководящей должности (1988-89) Валерий Абисалович начал с обновления репертуара — была восстановлена опера А.Бородина «Князь Игорь» и «Хованщина» М.Мусоргского. В дальнейшем расширение репертуара маэстро обозначил именами: Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Шостакович, а также работами западных композиторов.

Среди самых ярких событий — возвращение на сцену классических старых опер Вагнера «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда», оперной дилогии Берлиоза «Троянцы». Одним из крупнейших достижений маэстро считается полная постановка тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга». Значительно обогатился и балетный репертуар, активизировалась концертная деятельность.

Также под руководством Валерия Абисаловича выросла целая плеяда певцов мирового уровня, с огромным успехом выступающих сегодня в оперных театрах мира. По инициативе маэстро были созданы Академия молодых певцов и Молодежный оркестр Мариинского театра.

Валерий Абисалович является создателем и руководителем таких известных фестивалей, как «Гергиев фестиваль» (Нидерланды), Московский Пасхальный фестиваль, «Звёзды белых ночей» (Петербург), «Киров-Филармония» (Лондон), Роттердамский фестиваль и других, ставших важнейшими событиями современной музыкальной жизни. Им также были организованы тематические фестивали, приуроченные к юбилеям Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова. А в 2011 году маэстро стал почетным президентом Эдинбургского международного фестиваля. Кроме того, он участвует в различных благотворительных концертах.

Несмотря на столь огромный объем работы и широкий размах деятельности, Гергиев, помимо художественного руководства Мариинским театром, часто выступает за границей, дирижируя известными оркестрами мира, а также являлся главным дирижером Лондонского симфонического оркестра (2007-2015). Дирижерское искусство Гергиева характеризуется яркой эмоциональностью и индивидуальностью прочтения партитуры.

Один из выдающихся дирижеров мира, уникальный музыкант современности — Гергиев и прекрасный руководитель. С его именем связано возрождение и реконструкция Мариинского театра. Большое внимание уделяет маэстро программам для детей и юношества. Также обширна дискография дирижера (более 30 дисков), включающая оперные спектакли, симфонические и концертные произведения.

Также он является деканом факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, председателем Всероссийского хорового общества, членом Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. К тому же в 2003 году по его инициативе был создан благотворительный фонд «Фонд Валерия Гергиева» с целью организации благотворительной деятельности в сфере искусства, культуры, просвещения и образования.

Валерий Абисалович — Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист России, Северо-Осетии, Украины, Герой Труда РФ, лауреат трех Государственных премий России, премии Президента РФ, Артист мира ЮНЕСКО, он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, а также другими орденами и медалями, как России, так и других стран. Он лауреат различных премий, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Владикавказа, Лиона, Тулузы, Почетный доктор Санкт-Петербургского государственного университета…

Гергиев женат, его супруга — Наталья Дзебисова. У них трое детей.

Сегодня Валерий Абисалович Гергиев продолжает много работать, он постоянно в разъездах, полон энергии и творческих планов.

Использовались материалы сайта "Календарь событий".
(Просмотрено 90 раз, сегодня 1)                     Понравилась статья? Ставь 👍
0

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

Георгий

5
Объявления
flagРоссия. Город: пгт Звездный
Комментарии: 2Публикации: 1512Регистрация: 28-07-2019

оставить комментарий

Войти с помощью: