Всемирный день поэзии.

В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии (World Poetry Day) 21 марта. Первый Всемирный день поэзии прошел в Париже, где находится штаб-квартира ЮНЕСКО.
«Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание».
Поэзия объединяет страны, народы, культуры и помогает людям понять друг друга. На протяжении веков мысли и чувства, облеченные в поэтическую форму, проникают в сердца людей, напоминая, что мы все одна большая семья и что мы, такие разные, на самом деле очень похожи друг на друга.
Отмечая Всемирный день поэзии ЮНЕСКО также обращает наше внимание на удивительную способность поэтического слова пробуждать в человеке его творческие способности.
Одной из основных целей Дня является поощрение языкового разнообразия и поддержка исчезающих языков посредством поэзии. Более того, Всемирный День поэзии призван дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова.
Этот День, считает ЮНЕСКО, призван содействовать развитию поэзии, возвращению к устной традиции поэтических чтений, преподаванию поэзии, восстановлению диалога между поэзией и другими видами искусства, такими, как театр, танцы, музыка, живопись, а также поощрению издательского дела и созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям.
Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-хеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.
В настоящее же время в этот День по всему миру — в учреждениях культуры, образования, творческих коллективах и т.п. — проходят различные поэтические концерты, авторские чтения, конференции и семинары, посвященные поэтам и их творчеству, презентации новой поэтической литературы.
Международный день Навруз.

Международный день Навруз (International Day of Nowruz) отмечается с 2010 года. С предложением ввести новую дату в календарь ООН выступили правительства нескольких государств: Азербайджана, Албании, Афганистана, Македонии, Индии, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Турции. 23 февраля Генеральная ассамблея приняла инициативу этих стран и закрепила за 21 марта международный праздник – День Навруз (резолюция №A/RES/64/253).
Слово Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз), означает новый день, его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны.
Навруз — день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы. Происхождение праздника уходит корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Он отмечается как начало нового года более чем 300 миллионами жителей во всем мире.
Навруз играет значительную роль в укреплении связей между народами на основе взаимного уважения и идеалов мира и добрососедства. Его традиции и ритуалы отражают культурные и древние обычаи цивилизаций Востока и Запада, получившие распространение в контексте взаимообмена человеческими ценностями.
Празднование Навруза означает утверждение жизни в гармонии с природой, осознание неразрывной связи между созидательным трудом и природными циклами обновления и заботливое и уважительное отношение к природным источникам жизни.
По древнему обычаю, накануне Навруза люди должны прибраться в своих домах, навести порядок во дворах и огородах, рассчитаться с долгами. На праздничный стол обычно выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и других злаков. В Навруз принято готовить кушанья из семи продуктов (преимущественно растительного происхождения).
В 2009 году Навруз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. ООН считает, что праздник способствует продвижению ценностей мира и солидарности как между поколениями, так и внутри семьи, а также примирению и добрососедству, что содействует сохранению культурного разнообразия и укреплению дружбы между народами и различными общинами.
Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации (International Day for the Elimination of Racial Discrimination) проводится ежегодно 21 марта по решению XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 26 октября 1966 года.
В этот день в 1960 году полиция открыла огонь и убила 69 человек в ходе проводившейся в Шарпевиле (Южная Африка) мирной демонстрации протеста против законов режима апартеида об обязательной паспортизации африканцев в ЮАР.
Провозглашая этот День в 1966 году, Генеральная Ассамблея ООН призвала международное сообщество удвоить усилия в целях ликвидации всех форм расовой дискриминации. Тем самым подтверждая, что расовую дискриминацию можно считать отрицанием прав человека, основных свобод и справедливости, и она является преступлением против человеческого достоинства.
Также ООН признает, что дискриминация — серьезное препятствие к экономическому и социальному развитию, а также к международному сотрудничеству и миру.
Организацией Объединенных Наций расовая дискриминация решительно осуждается и любая политика, связанная с ней, не только неприемлема, но и несовместима с обязательствами, принятыми государствами-членами организации согласно Уставу ООН.
Однако, и сегодня во многих регионах мира возрождаются такие пагубные явления, как расизм, расовая дискриминация, ксенофобия и связанная с ними нетерпимость, которые часто направлены против мигрантов и беженцев, а также лиц африканского происхождения.
ООН вновь и вновь призывает все государства соблюдать Декларацию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Всеобщую декларацию прав человека и принимать действенные меры, в том числе и законодательные, по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и нетерпимостью, и продвигать идеи толерантности, инклюзивности, единства и уважения.
Среди программ, способных помочь в борьбе с расовой дискриминацией, ООН рассматривает, в частности, содействие в предоставлении равных возможностей общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также гарантий в отношении пользования (без дискриминации по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения) основными правами человека, такими как право голоса, право на равный доступ к пользованию социальным обслуживанием.
Всемирный день людей с синдромом Дауна.

21 марта отмечается Всемирный день людей с синдромом Дауна (World Down Syndrome Day). Эта дата вошла в календарь в 2005 году. Инициатива принадлежала участникам VI симпозиума, посвященного этой теме. В России День человека с синдромом Дауна впервые отметили в 2011 году. В том же году Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта Всемирным днем людей с синдромом Дауна (резолюция №A/RES/66/149).
Генеральная Ассамблея постановила что этот День будет отмечаться 21 марта каждый год начиная с 2012 года и предложила всем государствам-членам, соответствующим организациям системы ООН и другим международным организациям, а также гражданскому обществу, включая неправительственные организации и частный сектор, надлежащим образом отмечать Всемирный день людей с синдромом Дауна, с тем чтобы повышать уровень информированности общественности о данном заболевании.
Синдром Дауна является одной из форм естественно развивающейся врожденной геномной патологии, распространенной во всех регионах мира и часто ведущей к изменениям моторики, физических характеристик и здоровья. Жизненно важное значение для роста и развития больных имеет адекватный доступ к медицинскому обслуживанию, программам раннего вмешательства и инклюзивного образования, а также проведение соответствующих исследований.
Предполагаемая частота синдрома Дауна составляет от 1 на 1000 до 1 на 1100 живорожденных по всему миру. Каждый год примерно от 3000 до 5000 детей рождаются с этим хромосомным расстройством.
Сама же дата 21 марта была выбрана не случайно — это символическое обозначение самого синдрома Дауна, причиной которого является трисомия одной из хромосом: у человека, страдающего этим заболеванием, 21-я хромосома наличествует в трех копиях. В переводе на «язык календаря» получилось 21-е число третьего месяца.
Английский врач Джон Лэнгдон Даун (John Langdon Down, 1828-1896) в 1862 году первым описал синдром, получивший впоследствии его имя, как форму психического заболевания. Связь между происхождением врожденного синдрома и количеством хромосом выявил в 1959 году французский генетик Жером Лежен (Jérôme Lejeune, 1926-1994).
Интересно, что первооткрыватель синдрома называл его «монголизмом». Этот термин возник вследствие того, что лицо человека, страдающего синдромом Дауна, напоминает лицо представителя монголоидной расы. Однако Всемирная организация здравоохранения отменила это название в 1965 году после обращения специалистов из Монголии.
Возможно, и нынешнее название синдрома будет изменено на какое-нибудь другое. Национальный институт здравоохранения США уже рекомендовал устранить притяжательную форму в названии синдрома, аргументируя пожелание тем, что сам доктор Даун этим расстройством не страдал.
Синдром Дауна характеризуется определенным набором физиологических особенностей — таких, как «плоское лицо», кожная складка на шее, гиперподвижность суставов, мышечная гипотония и некоторые другие. А главное, ребенок с таким расстройством развивается заметно медленнее своих сверстников.
Несмотря на распространенное мнение о неспособности таких детей к обучению, они вполне могут освоить как навыки ухода за собой, так и более сложные действия. В Москве даже существует единственный в мире театр, где все люди имеют синдром Дауна. Труппа, которая называется «Простодушные», успешно гастролирует и собирает полные залы.
Качество жизни больных с синдром Дауна может быть улучшено путем удовлетворения их медицинских потребностей, которые включают: регулярное обследование с участием медработников для контроля психо-физического развития и обеспечения своевременного вмешательства, будь то физиотерапия, консультации или специальное образование. Больные с синдромом Дауна могут достичь оптимального качества жизни за счет родительской заботы и поддержки, медицинских рекомендаций и общинных систем поддержки, таких как специальные школы. Это облегчает их участие в общественной жизни и развитие их личностного потенциала.
В сам же этот День во многих странах мира проходят различные благотворительные и просветительские акции, мероприятия и концерты, конференции и семинары. В средствах массовой информации эта дата используется для информирования людей о синдроме Дауна и людях, которые с ним живут.
Международный день лесов.

21 марта в мире отмечается Международный день лесов или Всемирный день защиты лесов, который был основан в 1971 году и с тех пор отмечается ежегодно. Инициатором учреждения данного Дня выступила Европейская конфедерация сельского хозяйства на 23-й Генеральной Ассамблее в 1971 году, идея была поддержана Всемирной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН (ФАО).
Причем изначально было принято решение о праздновании этого дня именно в день осеннего равноденствия в Южном полушарии и весеннего равноденствия в Северном полушарии (последнее, по традиции, считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний).
В 2012 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией № 67/200 от 21 декабря 2012 года утвердила отмечать ежегодно 21 марта Международный день лесов (International Day of Forests), как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов и для повышения осведомленности об их значении. Каждый год мероприятия в рамках Дня посвящены определенной теме.
Проблема сохранения леса и его богатств стоит сегодня в ряду важнейших экологических задач для всех стран мира. В последние годы тенденции, связанные с обезлесением Земли, вызывают тревогу не только у экологов, но и у всего международного сообщества.
В настоящее время общая площадь лесов на планете составляет примерно 38 млн. кв. км (это около трети площади суши), из которых 13% относятся к охраняемым природным территориям.
Леса – легкие нашей планеты, они имеют неоценимое экологическое, социальное и экономическое значение – участвуют в формировании климата планеты, обеспечивают кислородом, перерабатывают вредные выбросы, сохраняют водные ресурсы, являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты… Они дают продовольствие, лекарственные препараты и топливо, обеспечивают кровом и служат источником доходов для 1,6 млрд. жителей планеты, включая более 2 тысяч коренных этносов и народностей.
Однако, с каждым днем площадь мировых лесов неуклонно сокращается, каждую секунду Земля теряет более 1,5 гектаров девственного леса. Прежде всего это связано с ростом численности населения и преобразованием лесных территорий для различных человеческих нужд. По некоторым экспертным оценкам, за последние 10 тысяч лет человек уничтожил 26 млн. кв. км лесов. Наряду с этим, леса гибнут от пожаров, незаконной вырубки, природных катастроф, воздействия насекомых-вредителей, болезней и других причин. А ведь сокращение площади лесных массивов ведет к непоправимым негативным процессам, имеющим глобальное значение для всей природы и жизнедеятельности всего человечества.
В связи с этим, основной задачей Международного дня лесов является привлечение внимания жителей планеты к проблеме сохранения лесов, информирование о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах их защиты и восстановления.
Поскольку процессы сокращения площади лесов и их деградации стали международными проблемами, требующими совместного решения всеми странами, то ООН призвала все государства-члены ООН поддержать проведение этого дня специальными мероприятиями. В этот день повсеместно в большинстве стран мира проводятся разнообразные акции и мероприятия, направленные на защиту лесов и зеленых насаждений, – это и информационные мероприятия, и всевозможные конкурсы и выставки, и кампании по высадке деревьев, и различные флешмобы.
Многие данные мероприятия общественных и экологических организаций проходят при поддержке представителей органов власти. В том числе, страны-члены ООН достигли соответствующих договоренностей и теперь осуществляют ряд мер в рамках целенаправленной политики лесовосстановления и лесоразведения.
Международный день лесов активно отмечается и в России. Ведь леса – национальное богатство страны, на долю РФ приходится практически пятая часть площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины. Что определяет глобальное значение лесов для российского государства не только как источника ценнейшего сырья, но и как важного компонента биосферы, во многом определяющего условия жизни на Земле.
Интересно, что в некоторых странах вместе с Международным днем леса отмечается также День дерева.
Международный день кукольника.

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника (International Day of Puppetry), или Международный день театра кукол (World Puppetry Day), пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана. В 2000 году на XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол (Union Internationale de la Marionnette, UNIMA) в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение.
Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос так и не был решен. Только лишь через два года, на заседании Международного Совета UNIMA, дата празднования была определена.
Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. Именно с этого времени всеми профессионалами и поклонниками театра кукол празднуется Международный день кукольника.
Президент UNIMA Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства — театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!».
По мнению известной деятельницы индийского театра кукол Капилы Ватсяаян: «Мир кукольного театра — это невинность детства, его чистота и непосредственность, и мудрость философа. Для меня театр кукол всегда таит особое очарование, поскольку является уникальным явлением в сфере искусства: по своей удивительной простоте и, одновременно, по своей многозначности это — настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии. Возникая в реальном времени и пространстве, театр кукол возвращает нашим душам истинную сущность…».
Сегодня этот праздник широко отмечается во многих странах мира не только самими профессионалами, но и поклонниками такого рода искусства. По традиции, в этот день работниками театров и творческих кукольных коллективов организуются самые необычные кукольные спектакли, творческие встречи, концерты и другие праздничные мероприятия.
Именины:
Афанасий, Владимир, Иван.
Хроника знаменательных событий в истории.
21 марта 630 г. 1392 года назад, Ираклий I возвратил в Иерусалим великую христианскую святыню — Животворящий Крест.

Животворящий Крест является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям. В честь обретения Креста установлен праздник Воздвижение Креста Господня. Этот праздник получил свое название от того, что епископ Макарий I воздвигал, то есть поднимал его, обращая ко всем сторонам света, чтобы верующие могли увидеть Крест.
21 марта 630 года Ираклий I, византийский император армянского происхождения, возвратил в Иерусалим из Персии после 14-летнего плена великую христианскую святыню – Животворящий Крест. По преданию, на нем был распят Христос.
В 614 году персидский шах Хосров II, захвативший город, сжег храм Гроба Господня, учинил резню и увез Крест и патриарха Захарию в плен. И вот 14 лет спустя Ираклий разгромил персов и освободил Древо Господне. А спустя два года он добрался до Иерусалима и попытался внести крест в храм Воскресения в царском венце и порфире.
По легенде, возле ворот на Голгофу Ираклий I неожиданно остановился, не в силах сдвинуться с места. А шедший рядом патриарх Захария объяснил императору, что Крестный путь невозможно пройти в парадном облачении. Ираклий снял порфиру и «идя босыми ногами… внес… в церковь… и снова поставил там крестное древо»…
История Креста на этом не была закончена. В 638 году Иерусалим сдался арабскому войску, начавшему победное распространение мусульманской веры на Востоке. Крест разделили на части и вывезли кораблями в Константинополь и другие места. Одну из частей спустя некоторое время вернули обратно в Иерусалим, где она хранилась до эпохи Крестовых походов.
21 марта 1666 г. 356 лет назад, проведена первая перепись населения Канады.

Первая известная перепись населения в Канаде, проведенная 21 марта 1666 года интендантом Джоном Талоном, пришлась на колониальный период. В ней фиксируется, что число жителей составляет 3125 человек. Произведена она была только на территории Французской Канады.
В 1871 году была проведена первая национальная перепись Канады, но до этого момента прошло еще 98 колониальных и региональных переписей.
В течение этого периода, особенно между 1710 и 1760 годами, имелась специфическая потребность собирать информацию относительно количества домов и количества вооружения, которые принадлежали домашним хозяйствам.
Естественно, менялись и термины, употреблявшиеся во время переписей, приходящихся на различные периоды. Так, к примеру, в разделе «семейное положение» в 1871 году было только 3 позиции: «женат, вдовец, другое». Сейчас этот список состоит уже из 5 позиций: «в законном браке, в законном браке с раздельным проживанием, в разводе, вдовец, никогда не был женат».
В наши дни перепись населения в Канаде проводится каждые пять лет и обеспечивает правительство и граждан Канады богатой демографической и социально-экономической информацией относительно населения страны и условий, в которых оно проживает.
На данный момент Канада – одна из самых пестрых стран мира. Судя по данным все той же переписи, она представляет собой калейдоскоп культур, языков и национальностей.
В Канаде проживает свыше двухсот этнических групп, а по числу жителей, родившихся за пределами страны, Канада уступает только Австралии.
21 марта 1963 г. 59 лет назад, закрыта тюрьма Алькатра.

21 марта 1963 года последние 27 заключенных навсегда покинули легендарную тюрьму Алькатрас. Указ о ее закрытии подписал Генеральный прокурор США Роберт Кеннеди, брат президента Джона Кеннеди. Согласно официальной версии, это было сделано из-за слишком больших расходов на содержание заключенных на острове.
История этого печально знаменитого места началась в 18 веке. Тогда, в 1775 году испанский исследователь лейтенант Хуан Мануэль де Айяла нанес на карту небольшой остров, названный им Isla de Las Alcatraces, или Остров пеликанов.
С того момента Алькатрас (англ. Alcatraz) побывал и фортом, и крепостью, и самой страшной в Соединенных Штатах тюрьмой, откуда не удалось бежать ни одному заключенному. Тому способствовало «удачное» расположение – в середине залива с ледяной водой и сильными морскими течениями, что обеспечивало естественную изоляцию острова.
За 29 лет эксплуатации тюрьмы, предположительно, не было совершено ни одного успешного побега. Но… так как пятерых заключенных, пытавшихся сбежать, найти не удалось ни живыми, ни мертвыми, утверждать наверняка этого нельзя.
К заключению в Алькатрасе не приговаривали суды, туда обычно переводили особо «отличившихся» заключенных из других тюрем. Добровольно выбрать Алькатрас для отбывания срока заключения было нельзя. Хотя для некоторых гангстеров делали исключения, в их числе Аль Капоне, Пулеметный Келли…
Спустя десять лет после закрытия здесь был открыт музей, который сегодня ежегодно посещают около миллиона туристов. Про Алькатрас снято немало художественных и документальных фильмов.
21 марта 1965 г. 57 лет назад, к Луне запущена американская автоматическая межпланетная станция «Рейнджер-9».

Первые автоматические межпланетные станции, запускаемые к Луне, имели весьма скромную задачу: развить достаточно высокую скорость и пролететь достаточно близко к Луне, чтобы передать максимум информации.
ВВС США провалили первые три попытки запустить к Луне АМС «Пионер» в августе, октябре и ноябре 1958 года. Но, в конечном счете, армии США удалось обеспечить пролет космического аппарата на некотором расстоянии от Луны. Произошло это лишь после аналогичного успеха СССР.
В 1959 и 1960 годах НАСА предпринимало попытки запуска еще пяти более тяжелых АМС «Пионер» с выступающими панелями солнечных элементов. Однако все носители «Атлас-Эйбл» потерпели аварии либо при статических огневых испытаниях, либо при запуске.
В 60-х годах 20 века НАСА приступило к совершенно новой программе разработки существенно более крупного стандартизированного космического аппарата, способного выполнить детальные исследования Луны и планет. Программа именовалась «Рейнджер» и первоначально предусматривала осуществление пяти полетов: двух испытательных и трех эксплуатационных.
После реконструкции системы в июле 1964 года был запущен аппарат «Рейнджер-7», полет которого в отличие от предшествующих стал выдающимся успехом. Его результатами стали более 4300 высококачественных телевизионных изображений Луны, полученных перед контактом с поверхностью. А в начале 1965 года был запущен «Рейнджер-8», который передал свыше семи тысяч изображений лунной поверхности.
21 марта 1965 года к Луне была запущена АМС «Рейнджер-9» (Ranger 9). Спустя три дня аппарат врезался в лунную поверхность в кратер Альфонса. А за 19 минут до падения началась передача на Землю фотографий поверхности Луны. В итоге было передано 5814 кадров, первый кадр сделан на высоте 2363 километров, последний – непосредственно перед падением. Американские телекомпании транслировали полученные изображения в прямом эфире.
Персоны:

21 марта 1768 (253 года назад) — 16 мая 1830 (191 год назад).
Жан-Батист Жозеф Фурье (фр. Jean-Baptiste Joseph Fourier) родился 21 марта 1768 года в Осере (Франция). Получил образование в военной школе в родном городе Осере, после окончания оставшись там же преподавателем, позже, в 1796-1798 годах, преподавал в Политехнической школе.
Его первые труды относятся к алгебре. Теорема о числе действительных корней алгебраического уравнения, лежащих между данными границами, названная именем Фурье, была им изложена уже в лекциях 1796 года. Полное ее решение было получено Штурмом лишь в 1829 году.
Основной тематикой исследований Фурье была математическая физика. В 1807 и 1811 годах он представил на суд Парижской Академии наук свои первые открытия по теории распространения тепла в твёрдом теле, а в 1822 году опубликовал «Аналитическую теорию тепла», которая сыграла большую роль в последующей истории математики.
Именно в этой работе Фурье вывел дифференциальное уравнение теплопроводности и развил «метод Фурье». В основе этого метода лежит представление функций тригонометрическими рядами Фурье, которые стали действенным и важным орудием математической физики. Его метод разделения переменных получил дальнейшее развитие в трудах Пуассона, Остроградского и других математиков 19 века.
Фурье внёс важный вклад в решение спора о понятии функции, в котором участвовали крупнейшие математики 18 века.
В 1818 году Фурье занимался исследованием вопроса об условиях применимости Ньютоновского метода численного решения уравнений, не зная об аналогичных результатах, полученных в 1768 году французским математиком Мурайлем. Итогом работ Фурье по численным методам решения уравнений является «Анализ определённых уравнений», изданный уже после смерти автора в 1831 году.
Умер Жан-Батист Жозеф Фурье 16 мая 1830 года в Париже.

21 марта 1813 (209 лет назад) — 16 октября 1855 (167 лет назад).
Тимофей Николаевич Грановский родился (9) 21 марта 1813 года в городе Орле, в дворянской семье. До 13 лет получал домашнее образование, а затем поступил в московский частный пансион Ф.И. Кистера, который окончил в 1828 году. В 1831-1832 годах Грановский работал в Министерстве иностранных дел.
В 1835 году он окончил юридический факультет Петербургского университета. Работал в библиотеке Главного морского штаба. Знакомство с Николаем Станкевичем в 1836 году оказало большое влияние на взгляды Грановского. Для подготовки к профессорскому званию прошел стажировку за границей в Берлинском университете, учился у Л. Ранке, Ф.К. Савиньи. С 1839 года читал курс истории средних веков в Московском университете.
В 1845 году защитил магистерскую, а в 1849 году – докторскую диссертацию по теме «Аббат Сугерий. Об общинах во Франции». В 1850-е годы Грановский начал работу над учебником по всеобщей истории, который был частично опубликован.
В научные интересы Грановского входили: «переходная» эпоха между Средневековьем и Новым временем, история средневекового города, политические и правовые системы феодализма и т.д. По своим философским взглядам Грановский был гегельянцем и видел историю как развитие «духа рода человеческого».
Тимофей Николаевич Грановский ушел из жизни (4) 16 октября 1855 года и похоронен в Москве на Пятницком кладбище.

21 марта 1825 (197 лет назад) — 1 апреля 1890 (132 года назад).
Александр Федорович Можайский родился (9) 21 марта 1825 года в Выборгской губернии, в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Можайского. Окончил морской кадетский корпус, основанный Петром I в Санкт-Петербурге, службу начал гардемарином на военных судах Балтийского флота.
В 1854-1856 годах в чине старшего лейтенанта принял участие в кругосветном путешествии, побывал и в Японии. До сих пор в этой стране чтут память о русском офицере, благодаря которому японцы получили представление о создании больших европейских судов. Под его руководством, совместными усилиями русских и японцев, была построена шхуна «Хеда».
Во время пребывания на японском берегу Можайский занимался рисованием, он отразил характерные особенности архитектуры, жизни и быта японского народа. По возвращении на Родину он привез более 20 картин, которые по сей день хранятся в Военно-Морском музее Санкт-Петербурга.
Имя Александра Федоровича известно в российской истории не только как офицера флота, известны его разносторонние интересы, эрудиция, умение ориентироваться в самых сложных ситуациях. Именно он был пионером воздухоплавания, разработав первый летательный аппарат тяжелее воздуха. Ради осуществления этой мечты Можайский оставил службу.
Вскоре он женился. Молодая семья поселилась в имении неподалеку от Вологды. Но Можайский не ограничивается семейным бытом. Он присутствует на заседаниях Вологодского статистического комитета по подготовке и участию в первой этнографической выставке в Москве.
В 1876 году Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Самолет имел два паровых двигателя общей мощностью 30 л.с., расчетную скорость полета до 40 км/час, полетный вес около 950 кг, размах крыльев 24 м и длину фюзеляжа 15 м. Наземные испытания самолета Можайский проводил на протяжении нескольких лет, начиная с 1882 года. Ему так и не удалось довести свой замысел до конца. Самолет не взлетел.
После смерти изобретателя — Александр Федорович Можайский скончался (20 марта) 1 апреля 1890 года в Петербурге — его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном селе. После того, как военное ведомство отказалось его купить, самолет был разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды.

21 марта 1839 (183 года назад) — 28 марта 1881 (141 год назад).
Модест Петрович Мусоргский родился (9) 21 марта 1839 года в имении родителей, в Торопецком уезде Псковской губернии. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано.
По семейной традиции юноша был определен в гвардейскую школу. В конце 1850-х Мусоргский познакомился с Даргомыжским и Балакиревым. Встречи с ними помогли талантливому музыканту определить подлинное призвание: он решает целиком посвятить себя музыке. В 1858 году Мусоргский выходит в отставку и становится активным участником творческой группы передовых композиторов, известной в истории под названием «Могучая кучка».
Наиболее полно талант композитора раскрылся в операх. Монументальные новаторские музыкальные драмы «Борис Годунов» (по Пушкину) и «Хованщина» – вершины его творчества. В этих произведениях, как и в комической опере «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю), главное действующее лицо – народ. Мусоргский создал живые, сочные образы людей разных сословий, показав человеческую личность во всем многообразии и сложности ее духовного мира. Психологическая глубина и высокий драматизм сочетаются в операх Мусоргского с богатством музыкально-выразительных средств. Своеобразие и новизна музыкального языка композитора заключается в новаторском использовании русской народной песенности, в передаче интонаций живой речи.
Мусоргский был человеком необычайно впечатлительным, увлекающимся, мягкосердечным и ранимым. При всей своей внешней уступчивости и податливости он был чрезвычайно твёрд во всём, что касалось его творческих убеждений.
Пристрастие к алкоголю, сильно прогрессировавшее в последнее десятилетие жизни, приобрело разрушительный характер для его здоровья. Композитор Модест Петрович Мусоргский скончался (16) 28 марта 1881 года в госпитале Санкт-Петербурга, после приступа белой горячки.
Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 века, в том числе С.Прокофьев, И.Стравинский, Д.Шостакович, Л.Яначек, О.Мессиан.
В 1968 году в деревне Наумове Куньинского района Псковской области открыт Музей-усадьба Мусоргского.

13 июня 1855 (167 лет назад) — 21 марта 1920 (102 года назад).
Лев Михайлович Лопатин родился в Москве (1) 13 июня 1855 года. В 1875 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После окончания университета был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию.
С 1885 года он – приват-доцент, а с 1892 – экстраординарный профессор университета. Защитил в 1886 году магистерскую и в 1891 году докторскую диссертации. С 1894 года – соредактор журнала «Вопросы философии и психологии». С 1899 года – председатель Московского психологического общества. Основной философский труд Лопатина – «Положительные задачи философии», в который вошли его магистерская и докторская диссертации.
Среди наиболее серьезных работ Лопатина – «Вопрос о свободе воли» (1889), «Критика эмпирических начал нравственности» (1890), «Научное мировоззрение и философия» (1903), «Настоящее и будущее философии» (1910), «Спиритуализм как монистическая система философии» (1912).
Лопатин определял собственную систему, как конкретный спиритуализм или персоналистическую метафизику. Он разделял вывод своего друга В.С. Соловьева о кризисном состоянии европейской философии второй половины 19 века. Лопатин видел причину в отказе современной философии от онтологизма и в превращении ее в «служанку» уже не богословия, а науки. Опыт отрицания метафизической традиции (прежде всего в позитивизме) оказался чреват утратой философским знанием подлинной самостоятельности и даже идентичности.
Лопатин по сути ставил и решал задачу «возрождения» метафизики. Метафизическое знание в его трактовке существует в двух вариантах: ориентированном на рациональное обоснование неопытных истин (онтология разума) или основанном на вере в некоторые логически не доказанные принципы (онтология веры).
Классическими типами онтологии разума Лопатин считал рационалистические системы Спинозы и Гегеля.
Универсальная духовность бытия, по убеждению Лопатина, позволяет признать реальность человеческой свободы, а вместе с ней возможность подлинно нравственных и подлинно творческих действий.
Умер Лев Михайлович Лопатин в Москве 21 марта 1920 года.

10 августа 1865 (157 лет назад) — 21 марта 1936 (86 лет назад).
Александр Константинович Глазунов родился (29 июля) 10 августа 1865 года в Петербурге. Рос в благожелательной и культурной среде. В 13 лет играл на фортепиано, скрипке, виолончели. До 1877 года получал домашнее образование. В 1877-1883 годах учился в Петербургском реальном училище.
Под влиянием Балакирева, Бородина, Чайковского, Танеева, Стасова сформировались творческие принципы композитора.
С 1888 года Глазунов выступал как дирижёр в России и за рубежом. С 1899 года он — профессор Петербургской консерватории. В 1905 году в знак протеста против реакционных действий дирекции ушёл из консерватории, куда вернулся после частичного удовлетворения требований прогрессивной профессуры и студенчества, с конца 1905 года директор консерватории.
После революции 1917 года Александр Константинович занял должность ректора Петроградской консерватории. Он активно участвовал в строительстве советской культуры, перестройке музыкального образования, вёл общественную музыкально-просветительскую работу. В 1928 году как член жюри Международного конкурса им. Ф.Шуберта выехал в Вену. Из-за болезни не смог вернуться на родину.
Глазунов — один из крупнейших русских композиторов конца 19 — начала 20 веков. Продолжатель традиций «Могучей кучки» и Чайковского, он соединил в своем творчестве лирико-эпическую и лирико-драматическую ветви русской музыки.
В творческом наследии Глазунова одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. В ней нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы, русская действительность, песенность славянских и восточных народов.
Следуя традициям Чайковского, Глазунов углубил роль музыки в балете, обогатив её содержание. Глазунову принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен.
Завершил совместно с Римским-Корсаковым оперу «Князь Игорь», по памяти записал 1-ю часть 3-й симфонии Бородина. Участвовал в подготовке к печати произведений М.И. Глинки. Оркестровал «Марсельезу», а также ряд произведений русских и зарубежных композиторов.
Умер Александр Константинович Глазунов 21 марта 1936 года в Париже. В 1972 году прах Глазунова был перевезён в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург).

21 марта 1889 (133 года назад) — 21 мая 1957 (65 лет назад).
Александр Николаевич Вертинский родился (9) 21 марта 1889 года в Киеве. Рано осиротел, воспитывался у родственников. Начал печатать стихи в киевских изданиях. Еще гимназистом увлекся театром, играл на любительской сцене и был статистом в киевском театре Соловцова.
Пытался поступить в труппу МХТ, но артистическая карьера была закрыта из-за дефекта речи – он картавил. Впрочем, этот недостаток не мешал сниматься в немом еще тогда кинематографе. Вертинский был хорошо знаком с Маяковским, причислял себя к футуристам и выступал в Кафе поэтов. В Первую мировую войну ушел добровольцем на фронт, был санитаром, вернулся в Москву в 1915 году после ранения.
Вертинский нашел свой жанр, принесший ему популярность, когда стал выступать в кабаре и театрах миниатюр с «ариетками» – игровыми песенками в костюме и гриме Пьеро. Пластичное речитативное исполнение стихов Блока, Анненского, Сологуба, Ахматовой, Гумилева и своих собственных текстов позволяло стихам оставаться именно стихами на оттеняющем фоне мелодии.
«Интимные» песенки Вертинского адаптировали высокую поэзию Серебряного века для эстрады, и его собственное литературное творчество развивалось в русле общих настроений и тем «упаднического» искусства русского модернизма. Вертинский и его искусство представляли феномен почти гипнотического воздействия не только на «обывательскую», но и на взыскательную элитарную аудиторию.
В октябре 1917 года Вертинский откликнулся на гибель юнкеров стихотворением «То, что я должен сказать», и с тех пор в его «печальных» песенках не раз звучали по-настоящему трагические ноты. После революции он гастролировал на юге России, откуда в 1919 году эмигрировал, не веря в возможность сохранения в России своего слушателя.
Жил в Польше, Париже, концертируя во многих странах Европы и США. В 1935 году Вертинский переехал в Шанхай, где также выступал, а еще встретил свою любовь и женился. В 1943 году, после многочисленных попыток получить советскую визу, он добился разрешения вернуться на родину с семьей.
В последующие годы Александр с супругой и детьми жил в Москве, но много времени проводил на гастролях — с успехом ездил с концертами по всей стране, снимался в кино.
В журнале «Москва» в 1962 году печатались его мемуары «Четверть века без родины». Собственные его тексты были собраны в книгу «Песни и стихи», вышедшую в Париже в 1938 году.
Скончался Александр Николаевич Вертинский 21 мая 1957 года в Ленинграде. Его дочери Анастасия и Марианна Вертинские стали известными актрисами.

1 ноября 1889 (133 года назад) — 21 марта 1961 (61 год назад).
Гойнкис известен как создатель первого в советском флоте скоростного торпедного катера, ставшего родоначальником серии легких газотурбинных кораблей.
Павел Густавович Гойнкис родился (20 октября) 1 ноября 1889 года в городе Сосновец (ныне — Силезское воеводство в Польше), в семье немецких купцов. После окончания в 1911 году кронштадтского морского инженерного училища начал работать младшим помощником судостроителя в аварийных доках порта. Затем переходит уже в должности инженера на завод «Руссуд» в Николаеве и там же в 1913 году поступает в морскую академию.
Учебу прервала Первая мировая война, с началом которой Гойнкис отправляется в Архангельск устанавливать артиллерию на гражданских судах. В 1916 году Павел возвращается в академию. После ее окончания остается в альма матер преподавать курс теории корабля и одновременно возглавляет судостроительное бюро Балтийского завода.
В 1920-е годы Гойнкис становится главным корабельным инженером завода, его вклад в советское кораблестроение сложно переоценить. Под его руководством возрождается строительство барж, лихтеров для Севморпути, спускаются на воду первые советские лесовозы и пассажирские теплоходы.
Павел Гойнкис считается основателем Тюменского судостроительного завода. Также он разработал технологию сборки на Дальнем Востоке легких кораблей и подводных лодок из секций, доставляемых с судостроительных заводов центра страны.
В 1920-1930-е годы возглавлял судостроительные заводы во Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, а также Главное управление Морской судостроительной промышленности.
В 1938 году был репрессирован, но и в заключении не переставал трудиться и сконструировал несколько проектов боевых кораблей.
В 1948 году разработал проект и наладил серийное производство ракетных катеров, за что в 1951 году стал лауреатом Сталинской премии и в 1952 получил второй орден Трудового Красного Знамени.
Умер Павел Густавович Гойнкис в Ленинграде, по дате смерти спорные сведения — в 1959, 1960 или 1961 году. Большинство исследователей придерживаются даты 21 марта 1961 года.

21 марта 1895 (127 лет назад) — 9 марта 1982 (40 лет назад).
Леонид Осипович Утесов родился в Одессе (9) 21 марта 1895 года. Его настоящее имя было Лазарь Иосифович Вайсбейн. В детстве он даже не задумывался о театре, потому что никогда в нем не был. Леонид учился в коммерческом училище Файга в Одессе, но в 1909 году был отчислен за неуспеваемость и несоблюдение дисциплины.
В 1917 году Утесов в Гомеле занял первое место на конкурсе куплетистов и чуть позже уже в Москве создал оркестр. В 1919 году состоялся его кинематографический дебют в ленте «Лейтенант Шмидт – борец за свободу», где Утёсов сыграл роль адвоката Зарудного. Затем были фильмы «Торговый дом «Антанта и Ко»», «Карьера Спирьки Шпандыря», «Чужие». Знаменитым актером он стал после съемок в 1934 году в фильме «Весёлые ребята».
Леонид Утесов – личность неординарная. Он сосредоточил в себе актера, дирижера, певца, организатора и рассказчика. Он великолепно играл в театре, пел куплеты и читал юмористические рассказы, исполнял замечательные танцы и опереточные дуэты из «Сильвы» и «Пупсика».
Во время Великой Отечественной войны он ездил на фронт, выступал перед солдатами.
В репертуаре Утесова были такие знаменитые песни как «В землянке», «Одессит Мишка», «Песня о Каховке», «Песня старого извозчика», «Прекрасная маркиза» и многие другие. Эти песни часто звучат и сегодня.
Утесов у многих ассоциируется с весельчаком, любящим розыгрыши. Он был очень общителен и безумно любил жизнь, шел по ней «с песней».
Леонид Осипович Утесов умер 9 марта 1982 года во время лечения в санатории «Архангельское» под Москвой, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

6 марта 1901 (121 год назад) — 21 марта 1981 (41 год назад).
Марк Семенович Донской родился (21 февраля) 6 марта 1901 года в Одессе. Окончив правовое отделение Симферопольского университета, он работал в следственных органах и Верховном суде Украины. Во время Гражданской войны служил в Красной Армии. Уже тогда он увлекался литературой — писал рассказы и даже выпусти два сборника.
Его путь в кино начался в 1926 году, когда Марк Семенович привез в Москву свой сценарий «Последний оплот» (из истории крымского подполья), который был сразу же куплен. Несколько лет он проработал на Ленинградской киностудии — сначала ассистентом режиссера и помощником по монтажу, а потом начал снимать самостоятельно.
Первые фильмы, поставленные Донским совместно с М.А. Авербахом, – «В большом городе» (1928), «Цена человека» (1929).
Известность принёс ему фильм «Песня о счастье» (1934, совместно с В.Г. Легошиным). Наиболее значительные произведения Донского 1930-х – кинотрилогия о детстве и юности М.Горького – «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940). В фильмах Донского формирование личности писателя показано на широком фоне провинциальной жизни дореволюционной России.
В годы Великой Отечественной войны Донской поставил фильмы «Как закалялась сталь» (1942), «Радуга» (1944), «Непокорённые» (1945).
В 1944 году голливудская Академия искусств, признав фильм «Радуга» выдающимся произведением мирового киноискусства, присудила ему высшую свою премию – «Оскара». Но по неизвестной причине приз этот, увы, так и не был вручен режиссеру. В своей стране за картину «Радуга» Марк Донской получил еще одну почетную награду – Сталинскую премию СССР…
Большим достижением Донского стал фильм «Сельская учительница» (1947), где в главной роли снялась Вера Марецкая.
В 1956 году ЮНЕСКО распространила каталог с именами 28 самых великих кинематографистов. Вместе с Эйзенштейном, Пудовкиным, Довженко в этом списке занял почетное место и Марк Донской.
К творческим достижениям режиссера можно отнести и фильмы «Мать» (1956) и «Фома Гордеев» (1959), снятые по произведениям Горького. В 1960-е Марк Донской обратился к ленинской теме, поставив фильмы «Сердце матери» (1966) и «Верность матери» (1967).
Всего в фильмографии режиссера более 20 картин, и хотя не все они были «приняты» в Советском Союзе, но высоко оценены на различных престижных международных кинофестивалях.
Народный артист СССР, лауреат нескольких государственных премий и ряда кинематографических кинофестивалей — Донской был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями и другими наградами.
Скончался Марк Семенович Донской в Москве 21 марта 1981 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

8 января 1910 (112 лет назад) — 21 марта 1998 (24 года назад).
Потомственная балерина, она еще при жизни стала легендой российского балета, его символом и иконой. В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни — редко появлялась на публике, держалась замкнуто. Пожалуй, нет ни одного человека, кто мог бы сказать: «Я знаю, что такое Уланова».
Галина Сергеевна Уланова родилась (26 декабря 1909) 8 января 1910 года в Санкт-Петербурге. Окончила Ленинградское хореографическое училище и поступила в труппу Ленинградского академического театра оперы и балета (сегодня – Мариинский театр), а потом перешла в Большой театр.
С этим театром связаны ее самые блестящие роли – Марии в «Бахчисарайском фонтане», Жизели в одноименном балете, Золушки в балете Прокофьева, Джульетты в «Ромео и Джульетте», Одетты и Одиллии в «Лебедином озере». И именно Улановой Большой театр во многом обязан своему успеху в первых зарубежных гастролях в Лондоне.
Галина Уланова получила практически все существовавшие в СССР награды, а также премии других стран (Франции, Италии, Финляндии), звания Заслуженная артистка РСФСР и СССР, народная артистка РСФСР, дважды Герой социалистического труда, четыре ордена Трудового красного Знамени, два Ордена Труда, четыре Сталинские премии.
Среди неофициальных наград – разнообразные титулы, которыми ее награждали критики и зрители: «душа русского балета», «обыкновенная богиня». Ушла со сцены она в 1962 году, но балет не оставила.
В последующие годы, и до конца своей жизни, Уланова работала балетмейстером-репетитором в Большом театре, воспитав целую плеяду звезд мирового балета. Среди ее учеников: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Светлана Адырхаева, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Надежда Грачева… Также она принимала участие в различных международных конкурсах артистов балета в качестве члена жюри.
Умерла Галина Сергеевна Уланова 21 марта 1998 года в Москве и похоронена на Новодевичьем кладбище. В её московской квартире открыт музей.

21 марта 1920 (102 года назад) — 5 сентября 1975 (47 лет назад).
Пожалуй, в каждой семье в советское время была пластинка с песнями и ариями в исполнении этого замечательного певца, чей голос был узнаваем и любим миллионами. Его баритон, отличавшийся неповторимым бархатным оттенком звучания, заставлял слушателей снова и снова возвращаться к любимым пластинкам и телепередачам, гостем которых становился Георг Отс. Певец мастерски владел голосом, исполняя наряду с классическими оперными ариями, а также опереточными партиями всеми любимые эстрадные песни.
Георг Карлович Отс родился 21 марта 1920 года в Петрограде. В том же году его родители переехали в Эстонию и поселились в Таллине. Семья, в которой родился будущий оперный певец, была музыкальной. Прадед виртуозно играл на скрипке, а дед – на рояле и органе. Отец Георга, Карл Отс был оперным певцом (тенором), впоследствии удостоенным Звания Народного артиста Эстонской ССР.
Но Георг первоначально не собирался идти по стопам отца. Он с успехом увлекался спортом: фехтованием, баскетболом, плаванием. В 1939 и 1940 годах Георг стал чемпионом Эстонии по плаванию в двух дисциплинах. В 1938 году он окончил Французский лицей в Таллине, затем военное училище и в 1940 году поступил в Таллинский технический институт на специальность архитектора.
С началом Великой Отечественной войны Георг был мобилизован в армию. В 1941 году он чудом спасся после потопления транспорта, который шёл в Ленинград. В 1942 году его направили на фронт на должность командира противотанкового взвода, но в судьбу вмешался случай, наверно, счастливый, так как голос Георга был услышан эстонским режиссёром П.Пылдроосом. Он предложил Георгу участвовать в организуемых эстонских художественных ансамблях, где Отс и начал свою профессиональную певческую карьеру.
Старания родителей по музыкальному воспитанию сына не остались напрасными. Ему прививали любовь к музыке с детства, а в году учёбы во Французском лицее Георг Отс продолжал совершенствовать свои вокальные данные, а также обучался игре на тромбоне и флейте.
Сольный дебют Георга Отса прошёл на фронте в военном госпитале. В 1946 году Георг Отс оканчивает экстерном, отучившись всего два года Таллинское музыкальное училище, а в 1951 году Таллинскую консерваторию. В 1945 году Отс становится солистом Театра оперы и балета «Эстония», где от второстепенных партий переходит к партиям главным и, в конце концов, становится главным солистом театра.
Популярность Георга Отса приносит ему в 1953 году первое почётное звание Заслуженного артиста Эстонской ССР (к этому моменту он был уже обладателем двух Сталинских премий), а в 1956 году – Народного артиста Эстонской ССР.
Ария Мистера Икса из одноимённого музыкального фильма 1958 года, поставленного по русскому варианту оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка», стала настоящей визитной карточкой певца, хотя в его репертуаре были десятки оперных и опереточных партий, эстрадных исполнений. Георг Отс мастерски владел голосом, исполняя наряду с классическими оперными ариями, а также опереточными партиями всеми любимые эстрадные песни.
Наряду с другими известными советскими певцами, он исполнял такие произведения, как «Севастопольский вальс», «Сормовская лирическая», «Подмосковные вечера», «Вечерняя песня» («Слушай, Ленинград»), «Вечер на рейде», «Эх, дороги» и многие другие. И каждое исполнение было наполнено особым настроением, оттенками звучания, мягким, благородным, спокойным характером, что было отличительной особенностью исполнения для Георга Отса.
Георг Отс стал не только визитной карточкой СССР, но и Эстонии, народу которой принадлежал он сам. Певец с успехом исполнял вокальные произведения на 20 языках мира: не только на русском, но и на эстонском, финском, французском, итальянском и немецком языках, которыми он владел, а также на языках других народов и стран. Это приносило певцу популярность за рубежом во время многочисленных гастролей. Его оперный репертуар был очень обширен и многообразен: «Евгений Онегин», «Мадам Баттерфляй», «Паяцы», «Кармен», «Фауст», «Травиата», «Борис Годунов», «Дон Жуан», «Демон», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и другие. Не менее обширен был и репертуар в оперетте: «Фиалка Монмартра», «Цыганский барон», «Принцесса цирка», «Весёлая вдова», «Марица» и другие.
У себя на Родине Георг Отс оставался популярнейшим певцом и любимцем. Его исполняемый на эстонском языке «Сааремааский вальс» остаётся очень популярным в Эстонии и сегодня. В 1960 году Георг Отс получает звание Народного артиста СССР.
В начале 1970-х годов у артиста обнаружили опухоль головного мозга. Он проходил трудное лечение, но до конца своих дней продолжал работать, выходя на сцену.
Умер легендарный певец Георг Карлович Отс 5 сентября 1975 года в Таллине, где и был похоронен на Лесном кладбище.
Именем знаменитого певца названы улицы в Таллине и Кривом Роге, Таллинское музыкально училище. Память о выдающемся баритоне хранят поклонники его творчества, а также многие из тех, кто впервые в жизни слышит голос Георга Отса, продолжающий звучать в записях на радио и телепередачах.

30 июня 1932 (90 лет назад) — 21 марта 2012 (10 лет назад).
Николай Николаевич Некрасов родился 30 июня 1932 года в Москве. В детстве у него было много увлечений. В школе его интересовали минералогия, химия. Но поскольку его родители были музыкантами, именно эта сторона личности Николая получила развитие.
Его мать была виолончелисткой, отец — дирижером на Всесоюзном радио. С оркестром отца Николая выступали многие знаменитые певцы: М.Рейзен, И.Козловский, С.Лемешев. В доме Некрасовых часто бывали музыканты, не стихали разговоры о музыке.
В 1947 году Николай поступил в музыкальное училище имени Октябрьской Революции в класс домры, затем продолжил обучение в классе балалайки. В 1952 году он окончил училище с отличием. С 1952 по 1954 год Николай Некрасов сделал перерыв в музыке и обучался в военном училище летчиков-истребителей в городе Умани.
В 1960 году Николай окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу дирижирования. С 1957 по 1960 годы он был главным дирижером оркестра хора имени Пятницкого, с 1960 по 1973 годы — главным дирижером оркестра Государственного академического ансамбля народного танца СССР.
С 1973 года Николай Некрасов — главный дирижер и художественный руководитель академического оркестра русских народных инструментов Гостелерадио СССР. С 2002 года оркестр с успехом гастролировал по многим городам России и мира, играл на концертах с участием таких знаменитых оперных исполнителей, как — Ирина Архипова, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Артур Эйзен, Зураб Соткилава, Алибек Днишев.
Под руководством Некрасова оркестр Российского радио и телевидения добился блестящих результатов и стал одним из лучших симфонических оркестров России. В его исполнении звучали произведения разных жанров, а в фонд радио оркестром было записано более 500 музыкальных произведений и выпущено множество дисков.
Некрасов часто выступал на радио и на телевидении, писал о проблемах развития оркестров народных инструментов.
Известен Николай Николаевич и своей преподавательской деятельностью. С 1985 по 1998 год он возглавлял кафедру оркестрового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных, а с 2001 года являлся профессором Московской Государственной консерватории имени Чайковского (кафедра композиции и инструментовки).
Народный артист СССР и РСФСР, Заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР в области искусства, обладатель золотой медали и звания лауреата Международного конкурса VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957), лауреат премии Фонда Ирины Архиповой — Некрасов награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Почета. Он являлся членом правления Центрального дома работников искусств, вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей, членом правления Фонда Ирины Архиповой.
Всю свою плодотворную жизнь Николай Николаевич посвятил музыке и не собирался останавливаться на достигнутом, он был полон энергии и творческих планов.
Но 21 марта 2012 года на 79-м году жизни выдающийся дирижер Николай Николаевич Некрасов скончался в Москве, он был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

21 марта 1950 (72 года назад).
Сергей Викторович Лавров родился 21 марта 1950 года в Москве, в семье работников Министерства внешней торговли СССР, чья жизнь и профессиональная деятельность были связаны с выездами за рубеж, что очевидно сыграло не последнюю роль в профессиональном выборе Сергея Викторовича, связавшего свою судьбу с международными отношениями.
Школьные годы Лаврова прошли в школе в Ногинске и Московской школе с углублённым изучением английского языка, которую он окончил с серебряной медалью. Дальнейшее обучение Сергея продолжилось в знаменитом высшем учебном заведении страны – Московском государственном институте международных отношений, который он окончил в 1972 году.
За годы обучения в МГИМО Лавров в совершенстве изучил английский язык, а также занимался изучением французского языка, сингальского и дивехи. Будучи студентом 3-го курса, он женился на студентке педагогического института. Его избранница Мария Александровна Лаврова стала для Сергея Викторовича верной супругой на всю жизнь.
Изучение языков народов Шри-Ланки и Мальдивских островов (сингальский и дивехи) определило послевузовскую стажировку дипломата, которую он проходил в первой половине 1970-х годов в качестве атташе Посольства СССР в Республике Шри-Ланка. Далее работал в отделе международных экономических организаций Министерства Иностранных Дел СССР, занимая должности третьего, а затем – второго секретаря.
Начало 1980-х было сопряжено с началом работы Лаврова в Постоянном Представительстве СССР при ООН в Нью-Йорке. Это был достаточно продолжительный этап в профессиональной карьере Сергея Викторовича, который продолжался с 1981 по 1988 годы. Работая в Постпредстве, он последовательно занимал должности первого секретаря, советника и старшего советника. Здесь, в Нью-Йорке родилась дочь Лаврова – Екатерина.
В 1988 году последовало возвращение в Москву и работа на должностях заместителя, первого заместителя и, наконец, начальника Управления международных экономических организаций МИД СССР. В апреле 1992 года Сергей Викторович становится заместителем Министра иностранных дел Российской Федерации. Следующий этап в карьере Лаврова – работа в должности Постоянного представителя России при ООН и Совбезе ООН.
В 2004 году Сергей Викторович становится Министром иностранных дел Российской Федерации и занимает этот пост по настоящее время, подтверждая безупречную репутацию и авторитет на своём посту.
Заслуги Лаврова были многократно отмечены государственными наградами РФ и зарубежных стран, почётными званиями, а также конфессиональными наградами. Так, он является полным кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством».
Авторитет Лаврова на посту Министра иностранных дел неоднократно признавался зарубежными политиками, а в России его признают одним из самых эффективных министров. Это подтвердилось и в январе 2020 года при очередной смене состава Правительства РФ, когда он сохранил за собой пост Министра иностранных дел России.
Лавров является членом многих наблюдательных и попечительских советов, фондов и обществ. Ежегодно 1 сентября он становится гостем в стенах родного МГИМО, где встречается со студентами и отвечает на их вопросы, выступает с напутственными словами. К слову, министр иностранных дел России является автором гимна этого ВУЗа.
Любимые виды спорта Сергея Викторовича – рафтинг и футбол. Он является одним из организаторов и первым президентом Федерации гребного слалома России и постоянным болельщиком московского «Спартака». Живёт и работает в Москве.

14 октября 1952 (70 лет назад) — 21 марта 2011 (11 лет назад).
Николай Ефимович Андрианов родился 14 октября 1952 года во Владимире, в многодетной семье. Он рос уличным мальчишкой. В 11 лет Коля записался в спортивную школу, где секцию по гимнастике возглавлял опытный тренер и педагог Николай Толмачев, сумевший разглядеть в юном хулигане задатки перспективного гимнаста.
Толмачев уговорил Андрианова остаться в секции и даже поселил его в своей семье, практически став Коле отцом. Очень быстро Андрианов превратился в собранного и целеустремленного спортсмена. Первый разряд по гимнастике Андрианов получил в 1964 году, а всего через три года, став мастером спорта, он вошел в состав юношеской сборной команды СССР. В 1968 году Николай завоевал свое первое «золото» – на международных юношеских соревнованиях в Румынии, а в 1970 году был включен в состав взрослой сборной СССР.
На европейском чемпионате Андрианов дебютировал в 1971 году в Мадриде и выиграл две золотые медали, став первый раз чемпионом Европы. Здесь он в полной мере показал свою уникальную способность концентрироваться в момент выступления, при этом показав даже лучшие результаты, чем на тренировках. Помимо 2 золотых, он завоевал еще 2 серебряные и 2 бронзовые медали. Также впервые в истории гимнастики Андрианов исполнил тройное сальто в соскок с перекладины, вдвое увеличил трудность упражнений на брусьях, коне и в вольных упражнениях.
Именно с победы в Мадриде началось триумфальное шествие Андрианова по гимнастическим помостам мира. В 1972 году он стал абсолютным чемпионом СССР и олимпийским чемпионом в вольных упражнениях на Олимпиаде в Мюнхене. Самой успешной для спортсмена стала его вторая Олимпиада – в Монреале в 1976 году, когда в абсолютном первенстве он стал чемпионом по всем статьям и одним из лучших гимнастов планеты. На Московской олимпиаде 1980 года Андрианов принес в копилку сборной СССР 5 медалей, две из них – золотые.
В общей сложности за три Олимпиады (1972, 1976, 1980) он завоевал 7 золотых, 5 серебряных и 3 бронзовые медали, став к тому времени единственным спортсменом за всю историю мирового спорта, которому удалось 15 раз стоять на олимпийском пьедестале почета. Также Андрианов – единственный российский спортсмен, который удостоился чести произнести Олимпийскую клятву от имени спортсменов на открытии Игр XXII Олимпиады 1980 в Москве.
Абсолютный и многократный чемпион мира (1974, 1978–1979), Европы и СССР (1971–1975), обладатель Кубка мира по спортивной гимнастике (1975-1977), до 2008 года самый титулованный участник Олимпийских игр среди мужчин по количеству медалей, Николай Ефимович за 11 лет своей спортивной карьеры выиграл огромное количество медалей разного достоинства. Сколько всего их, он сам точно не знал, говорил, что около 200. По числу побед в Кубках мира и по количеству завоеванных золотых медалей на главных мировых соревнованиях Андрианов дважды занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Сразу после московской Олимпиады он ушел из большого спорта и занялся тренерской работой. Андрианов окончил Владимирский государственный педагогический институт, и в 1981-1992 годах работал старшим тренером молодежной сборной команды СССР, которая за это время выиграла все международные соревнования, как в абсолютном, так и в командном первенствах.
Николай Ефимович разработал собственную методику подготовки гимнастов, и по этой программе было подготовлено 15 олимпийских чемпионов и чемпионов мира. Он воспитал таких атлетов, как Артемов, Немов, Василенко… Кроме того, Андрианов решал многие вопросы строительства спортивных сооружений в городах СССР. В 1990 году он избран Президентом Федерации гимнастики страны, а также был судьей международной категории, и в течение 12 лет принимал участие в судействе крупнейших соревнований планеты.
В 1994 году Андрианов по приглашению давнего соперника и друга – японского гимнаста Цукахары – уехал работать в Японию, где тренировал молодежь. Многие его воспитанники стали чемпионами Японии и призерами мировых первенств.
Вернувшись в Россию в 2002 году, Андрианов стал директором Владимирской специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по гимнастике имени Н.Г. Толкачева, где работал последние годы. Также он создал и возглавил Владимирский региональный общественный Фонд развития спорта, носящий его имя. У него была мечта – сделать Владимир центром подготовки молодежной сборной страны.
Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, семикратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира, Европы, СССР, почетный гражданин Владимира, Николай Ефимович был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть», орденом «Спортивная слава России» и другими наградами.
Андрианов был женат, его супруга – известная советская гимнастка Любовь Бурда, олимпийская чемпионка и заслуженный мастер спорта по спортивной гимнастике. Их сыновья: Владимир и Сергей.
21 марта 2011 года Николай Ефимович Андрианов скончался во Владимире после продолжительной болезни на 59 году жизни.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".