23 января

День ручного письма (День почерка).

Сегодня необходимо вспомнить об уникальности почерка каждого человека

Каждый год 23 января в мире отмечается День почерка или, говоря более элегантно, День ручного письма (National Handwriting Day), который учрежден с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека.


Именины:

 Анатолий, Григорий, Зиновий, Макар, Павел, Петр.


Хроника знаменательных событий в истории.

23 января 1556 г. 465 лет назад. В Китае произошло самое большое по числу жертв землетрясение.

Деревня в провинции Шэньси

 

23 января 1849 г. 172 года назад. В штате Нью-Йорк впервые диплом врача был вручен женщине.

Элизабет Блэквелл

 

23 января 1881 г. 140 лет назад. В Большом театре в Москве состоялась премьера оперы «Евгений Онегин» Чайковского.

Большой театр

 

23 января 1895 г. 126 лет назад. Впервые в мире человек ступил на берег Антарктиды.

Первыми людьми, кто высадился на землю шестой части света, называют членов норвежской экспедиции…

 

23 января 1960 г. 61 год назад. Установлен рекорд глубинного погружения на дно Марианской впадины.

Батискаф «Триест»

Персоны:

Стендаль, французский писатель.
Стендаль

23 января 1783 (238 лет назад) — 23 марта 1842 (179 лет назад).

Стендаль (фр. Stendhal, настоящее его имя Мари-Анри Бейль, фр. Marie-Henri Beyle) родился 23 января 1783 года в Гренобле (Франция), в семье адвоката Шерюбена Бейля. Мать будущего писателя умерла, когда мальчику исполнилось семь лет, и его воспитанием занимались тётка Серафи и отец. С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон.

В 13 лет Анри начал обучение в Центральной школе Гренобля. Особенные успехи он показывал в изучении математики, и преподаватели пророчили ему большое будущее. С целью дальнейшего изучения математических дисциплин в 1799 году он приехал в Париж для прохождения обучения в Политехнической школе.

В Париж он прибыл на следующий день после государственного переворота, приведшего Наполеона к власти. Стендаль забыл о своем намерении стать инженером и полностью окунулся в политическую авантюру. Через год он получил чин сублейтенанта и отправился в Италию.

Стендаль всем сердцем полюбил эту страну и всегда считал ее своей второй Родиной. Именно здесь развиваются события одного из его крупнейших романов. Его книга «Расин и Шекспир» была первым произведением реалистической школы литературы. Стендаля не зря называют большим мастером психологического реализма, особенно хорошо раскрывается этот его талант в произведениях о любви, новеллах.

Выйдя в отставку, Стендаль занялся самообразованием, посещал театры и литературные кружки. Но затем вновь вернулся в армию и в качестве интенданта наполеоновских войск (в 1806-1814 годах) исколесил почти всю Европу, был свидетелем Бородинского сражения и бегства французов из России.

После падения Наполеона писатель поселился в Милане, где им были написаны книги по музыке и живописи: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», книга о путешествиях по Италии «Рим, Неаполь, Флоренция» и другие произведения. В 1821-1830 годах он жил в Париже и печатался в английских журналах как литературный и художественный критик. В этот же период вышли его книги: «О любви», «Жизнь Россини», «Прогулки по Риму» и роман «Арманс».

После победы Июльской революции и установления буржуазной монархии Стендаль получил возможность поступить на государственную службу: его назначили французским консулом в Триест, а затем в Чивитта-Веккью. Не забывал он и про творчество.

Надо сказать, что последние 12 лет жизни писателя были наиболее плодотворными в его литературной деятельности. В этот период вышли — его знаменитый роман «Красное и черное», где он реалистически описывает общественные противоречия, возникающий конфликт между понятием чести и честолюбием; роман «Пармская обитель», в котором автор воспевает чувство свободы; «Итальянские хроники», «Ченчи», «Ванина Ванини», «Виттория Аккорамбони», «Мемуары туриста» и другие.

Но далеко не все произведения писателя были опубликованы при его жизни: в частности — его автобиография, «Жизнь Анри Брюлара», неоконченный роман «Красное и белое» и другие произведения.

Стендаль скончался 23 марта 1842 года в Париже после продолжительной болезни.

Огюст Монферран, французский архитектор, строитель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Огюст Монферран

23 января 1786 (235 лет назад) — 10 июля 1858 (163 года назад).

Огюст де Монферран (фр. Auguste de Montferrand) родился 23 января 1786 года в предместье Парижа Шайо, в семье учителя верховой езды.

В 1806 году поступил в Королевскую школу архитектуры, но ради службы в армии несколько раз вынужден был прерывать учебу. Работал в генеральной инспекции архитектуры Парижа.

Когда российский император Александр I был в Париже, Монферран показал ему свои проекты и был приглашен в Россию, где ему суждено было создать великие творения и прославить свое имя.

Исаакиевский собор

Ему было поручено перестроить Исаакиевский собор в Петербурге, но по сути Монферран создал его заново. При строительстве он использовал многие нововведения, такие как приспособления по подъему тяжестей, стальные закладные детали, золочение куполов огневым способом, устройство воздушного отопления.

После смерти Александра I он возводит Александровскую колонну в память об императоре на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Колонна гармонично вписалась в Дворцовый ансамбль и стала связующим звеном всей композиции.

Александровская колонна

Монферран спроектировал также другие здания для российской столицы (дворцы Лобанова-Ростовского, Демидова и Гагариной), руководил строительством Нижегородской ярмарки. Монферран поднял Царь-колокол из ямы, где он был отлит и установил его в Московском кремле, на том месте, где он стоит и сегодня.

Умер Огюст Рикар де Монферран в Петербурге (28 июня) 10 июля 1858 года. Он хотел быть похороненным в Исаакиевском соборе, но император Александр II запретил это делать. Тогда вдова зодчего увезла его тело в Париж и похоронила на кладбище Монмартр.

Эдуард Мане, французский художник.
Эдуард Мане

23 января 1832 (189 года назад) — 30 апреля 1883 (138 лет назад).

Эдуард Мане (фр. Édouard Manet) родился в семье крупного чиновника 23 января 1832 года в Париже. Рисовать он начал еще в колледже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро.

В начале 1850 года Мане учится в Школе изящных искусств в Париже. Много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Его интересуют «секреты» живописи старых мастеров – Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и Шардена, а среди новых – Делакруа. Мане часто делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные.

Первое значительное произведение Мане – картина «Любитель абсента» (1858-1859), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен пропойца, наследник романтических бродяг. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860), выполненный как жанровая картина. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему – создает «Лолу из Валенсии» (1862), «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады».

«Любитель абсента»

В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве», следом – «Олимпию». В представленном на них образе обнаженной женщины на ложе, напоминающем традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени – черты марионетки и фетиша. Этим двум картинам сильно досталось от критиков.

Новаторские приемы искусства Мане, вызывающие сопротивление публики, притягивали к нему молодых художников, ищущих новые выразительные средства в живописи. Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его образованность, глубокие познания в истории живописи, владение всеми приемами живописной и графической техники. Непосредственными ученицами Мане являлись Б.Моризо, Е.Гозалес и М.Кэссет, однако он оказал значительное влияние на всю группу художников-импрессионистов.

«Завтрак на траве»

Мане говорил: «Наш долг – извлечь из нашей эпохи все, что она может нам предложить, не забывая о том, что было открыто и найдено до нас». Он обращался к самым разным темам, писал портреты, натюрморты и пейзажи, выступал как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Творчество Мане вдохнуло новую жизнь во французское искусство 19 века и во многом определило основные пути дальнейших художественных исканий.

Эдуард Мане умер 30 апреля 1883 года в Париже.

Аполлинарий Васнецов, русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед.
Аполлинарий Васнецов (Портрет работы Виктора Васнецова)

6 августа 1856 (165 лет назад) — 23 января 1933 (88 года назад).

Великий русский художник Аполлинарий Васнецов, в отличие от своего старшего брата – выдающегося живописца Виктора Васнецова, не считал творчество главной своей страстью. Несмотря на редкое дарование, он не раз признавался, что ему по душе заниматься научной деятельностью: «собирать материал, классифицировать факты, изучать их», делая акцент на археологических исследованиях.

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился (25 июля) 6 августа 1856 года в селе Рябово Вятской губернии. В тринадцатилетнем возрасте, когда юноша стал круглым сиротой, о нем начал заботиться брат Виктор Васнецов, который к тому времени уже учился в Академии художеств. Художники Васнецовы принадлежали к старинному роду священнослужителей.

Аполлинарий обучался в Вятском духовном училище, когда брат посоветовал ему брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли. Под руководством сосланного в Вятку живописца юный Васнецов создавал свои первые пейзажи, на которых были изображены горы и леса, а иногда – просто виды из окна.

В планах художника было поступление в Академию художеств, но для этого было необходимо свидетельство о получении среднего образования. Начав подготовку, Апполинарий настолько увлекся, что решил учиться в Геологическом институте, однако брат Виктор, уже имевший представление о глубине его таланта, сумел отговорить юношу.

«Родина» (1886)

 

В конце 1870-х годов все больше представителей думающей молодежи разделяли революционные идеи о том, что необходимо «идти в народ», активно работать с крестьянами. Юный Васнецов оказался в их числе. Выдержав экзамен на народного учителя, он уехал в Орловскую губернию учить детей из крестьянских семей.

Однако уже через год Аполлинарию стало очевидно, что суровая деревенская реальность очень далека от идеалистических воззваний народников. Отказавшись от идеи жить в глуши и нести свет в массы, художник приехал в Москву, куда в тот момент как раз возвратился из заграничной поездки его брат Виктор.

Братья быстро влились в Абрамцевский кружок, все чаще приезжая в имение Саввы Мамонтова, где собирались выдающиеся художники, литераторы и музыканты того времени. На фоне горячих споров об искусстве Аполлинарий утвердился в намерении посвятить свою жизнь творчеству. Учителями художника были такие признанные мастера, как Илья Репин, Иван Крамской, Василий Поленов и другие единомышленники и коллеги Виктора Васнецова.

В 1883 году работы Аполлинария были впервые представлены на выставках передвижников. После путешествий по Российской империи живописец отправился в Европу, посетив Германию, Италию и Францию. В 1900 году Васнецов, так и не получивший полного образования, стал академиком Академии художеств в Петербурге, а три года спустя принимал участие в создании Союза русских художников.

На протяжении семнадцати лет Аполлинарий Михайлович руководил пейзажным классом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позже возглавил Комиссию по изучению старой Москвы. Если старший брат художника считается одним из основоположников сказочного жанра в отечественной живописи, то Аполлинарий Васнецов первым начал изображать на полотнах архитектуру древней Москвы.

«Кремль… принимал облик сказочного жилища Жар-птицы», – писал в своих воспоминаниях младший Васнецов, который в тот период активно руководил археологическими исследованиями. Работы велись в самом центре столицы.

«Московский Кремль при Иване III» (1921)

В 1931 году Аполлинарий был единственным русским художником, который решился публично выступить против сноса храма Христа Спасителя. Соответствующее письмо он направил в редакцию «Известий».

Скончался Аполлинарий Михайлович Васнецов 23 января 1933 года в Москве, где и был похоронен на Введенском кладбище.

В Москве сейчас работает квартира-музей Аполлинария Васнецова, а в родном селе Рябово (сегодня – это Кировская область) ежегодно проходит Васнецовский пленэр.

Даниэль Сваровски, австрийский предприниматель, основатель хрустальной империи Swarovski.
Даниэль Сваровски

24 октября 1862 (159 лет назад) — 23 января 1956 (65 лет назад).

Даниэль Сваровски (нем. Daniel Swarovski), основатель австрийской хрустальной империи Swarovski, родился 24 октября 1862 года. Место его рождения – Австро-Венгерская империя, горная деревушка Георгиенталь на севере горной Богемии, родине знаменитого богемского стекла.

Имея хорошее образование, интересовался электротехникой и конструированием электрооборудования. В начале 1890 годов Сваровски занимается проектированием машины для автоматической огранки кристаллов. В 1892 году он получает патент на первое своё изобретение – машину обрабатывающую кристаллические камни с беспрецедентной точностью.

После изобретения машины для специальной массовой обработки хрусталя, в 1895 году, он перебрался из Богемии в Тироль, где в деревушке Ваттенс основал завод по производству изделий из хрусталя.

В первые годы работы фирмы Сваровски занимался улучшением технологии огранки и шлифовки кристаллов доведя её до совершенства. В 1911 году со своими сыновьями Вильгельмом, Фридрихом и Альфредом он сумел найти лучший состав исходных смесей для изготовления высококачественного хрусталя, обладающего высокой прозрачностью и блеском. Этот технологический состав до настоящего времени является тайной компании и хранится в строжайшем секрете.

Качество полученных хрустальных изделий позволило рассматривать их как альтернативу драгоценным камням и бриллиантам. Первые образцы украшений, изготовленных на предприятии Svarovski, были отправлены в Париж и Санкт-Петербург, где вызвали восторг публики и завоевали популярность модниц.

Умер Даниэль Сваровски в Ваттенсе (Австрия) 23 января 1956 года, оставив наследникам процветающее дело. Сегодня украшения с кристаллами Swarovski рассматриваются специалистами как самостоятельный вид ювелирного искусства.

Давид Гильберт, немецкий математик.
Давид Гильберт

23 января 1862 (159 лет назад) — 14 февраля 1943 (78 лет назад).

Давид Гильберт (нем. David Hilbert) родился 23 января 1862 года близ Кёнигсберга. Учился в Кёнигсбергском университете, в 1893-1895 годах там же был профессором, в 1895-1930 годах профессор Гёттингенского университета, до 1933 года продолжал читать лекции в университете, после прихода гитлеровцев к власти в Германии жил в Гёттингене в стороне от университетских дел.

Исследования Гильберта оказали большое влияние на развитие многих разделов математики, а его деятельность в Гёттингенском университете в значительной мере содействовала тому, что Гёттинген в 1-й трети 20 века являлся одним из основных мировых центров математической мысли. Диссертации большого числа крупных математиков были написаны под руководством Гильберта.

Научная биография Гильберта резко распадается на периоды, посвященные работе в какой-либо одной области математики:
1. Теория инвариантов (1885-1893),
2. Теория алгебраических чисел (1893-1898),
3. Основания геометрии (1898-1902),
4. Принцип Дирихле и примыкающие к нему проблемы вариационного исчисления и дифференциальных уравнений (1900-1906),
5. Теория интегральных уравнений (1900-1910),
6. Решение проблемы Варинга в теории чисел (1908-1909),
7. Основы математической физики (1910-1922),
8. Логические основы математики (1922-1939).

Он был большим мастером в высшей степени наглядного изложения математических теорий. В этом отношении замечательна «Наглядная геометрия», написанная Гильбертом совместно с С.Кон-Фоссеном.

Для творчества Гильберта характерны уверенность в неограниченной силе человеческого разума, убеждение в единстве математической науки и единстве математики и естествознания.

Собрание сочинений Гильберта, изданное под его наблюдением (1932-1935), кончается статьей «Познание природы», а эта статья – лозунгом «Мы должны знать – мы будем знать». Воистину, это можно считать девизом его жизни.

Умер великий математик Давид Гильберт 14 февраля 1943 года в Гёттингене.

Евгений Трубецкой, русский философ, публицист, правовед, общественный деятель.
Евгений Николаевич Трубецкой
Евгений Николаевич Трубецкой

5 октября 1863 (158 лет назад) — 23 января 1920 (101 год назад).
Евгений Николаевич Трубецкой родился в Москве (23 сентября) 5 октября 1863 года. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1897 году защитил докторскую диссертацию «Религиозно-общественный идеал западного христианства в ХI в». Профессор Киевского и Московского университетов.

Трубецкой – видный представитель религиозно-философской мысли, один из организаторов издательства «Путь» и «Религиозно-философского общества им. Вл.Соловьева». К религиозной метафизике Трубецкой пришел под непосредственным и значительным влиянием Соловьева, с которым на протяжении многих лет поддерживал дружеские отношения.

Среди философских сочинений Трубецкого – «Философия Ницше» (1904), «История философии права» (1907), «Миросозерцание Вл.Соловьева» (1913), «Метафизические предположения познания» (1917), «Смысл жизни» (1918) и др.

Идея Абсолютного сознания оказывается у Трубецкого своеобразной метафизической гарантией самого стремления к истине, оправдывает это стремление и в то же время предполагает надежду и веру в реальность «встречного» движения, в самораскрытие Абсолюта, в Божественную Любовь и Благодать.

Он был автором ряда блестящих работ о древнерусской иконописи: «Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи», «Россия в ее иконе». Во время гражданской войны участвовал в Белом движении.

Умер Евгений Николаевич Трубецкой в Новороссийске 23 января 1920 года.

Анна Павлова, русская артистка балета, одна из величайших балерин 20 века.
Анна Матвеевна Павлова

12 февраля 1881 (140 лет назад) — 23 января 1931 (90 лет назад).

Анна Матвеевна Павлова родилась (31 января) 12 февраля 1881 года в деревне Лигово под Петербургом. Матерью будущей балерины была швея Любовь Павлова (порой ей приходилось подрабатывать прачкой). Девочка родилась недоношенной и выжила буквально чудом.

Официального отца – отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова – Аня не помнила. Молва считала ее настоящим отцом Лазаря Полякова, банкира и младшего брата российского «железнодорожного короля» Самуила Полякова. Возможно, это просто легенда. Но она, во всяком случае, объясняет некоторые неувязки между бедным детством солдатской дочки и снятой для Аниной бабушки двухэтажной дачей в Лигове – аристократическом предместье Северной столицы, куда на лето съезжалась театральная богема и тогдашние нувориши. Да и частое посещение Мариинки, а также обучение в столичной Императорской балетной школе тоже стоили денег, и немалых.

То, что она станет танцовщицей, Аня знала с восьми лет, едва побывав с матерью на балете в Мариинке. Тогда она безапелляционно заявила: «Я буду танцевать «Спящую Красавицу» в этом театре!».

Однако первая попытка поступления в школу закончилась провалом. Вторая попытка тоже чуть было не сорвалась. Судьбу Ани решил председатель приемной комиссии – знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Посмотрев танцевальный номер Ани Павловой, седоусый мэтр вынес вердикт: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене».

После окончания Вагановского училища, в 1899 году Анна Павлова была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». В 1906 году стала ведущей танцовщицей труппы. Анна Павлова исполняла главные роли в балетах М.Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и других.

В 1908 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё М.Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии одним из символов русского балета 20 века. В 1909 году участвовала в «Русских сезонах» Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. Афиша работы В.Серова с силуэтом Павловой стала навсегда эмблемой «Русских сезонов».

В 1910 году Анна Матвеевна создала собственную труппу, с которой гастролировала во многих странах мира. Специально для труппы Павловой М.Фокиным были поставлены несколько балетов.

Последнее выступление балерины в Мариинском театре состоялось в 1913 году, а в России – в 1914 году, после чего она обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась. О подлинной жизни балерины известно мало, ее имя ещё при жизни стало легендарным.

Скончалась Анна Матвеевна Павлова в Гааге, во время гастролей, 23 января 1931 года от пневмонии. Несмотря на завещание балерины быть похороненной на родине, урна с её прахом находится в Лондоне.

Григорий Александров, советский кинорежиссер, актер, сценарист, Народный артист СССР.
Григорий Васильевич Александров

23 января 1903 (117 лет назад) — 16 декабря 1983 (37 лет назад).

Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия Мормоненко) родился (10) 23 января 1903 года в Екатеринбурге, в семье уральского горнорабочего. Свою трудовую деятельность Григорий начал с девяти лет: работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, затем помощником реквизитора, электротехником и помощником режиссера.

В 1917 году он закончил Екатеринбургскую музыкальную школу (по классу скрипки). А три года спустя – режиссерские курсы Рабоче-крестьянского театра, после чего был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора.

С 1921 года Григорий работает актером Московского первого рабочего театра Пролеткульта. В это же время он знакомится с Сергеем Эйзенштейном. Совместными усилиями они ставят несколько спектаклей. В одном из спектаклей были даже использованы цирковые трюки.

В 1924 году Александров участвует в работе над сценарием и помогает Эйзенштейну в его первых фильмах «Стачка», «Броненосец Потемкин». В них Александров участвует и как актер.

C 1929 по 1932 годы Александров совместно с Эйзенштейном работает в США, где обучается мастерству у своих коллег в Голливуде. В 1932 году во время поездки в Мексику они снимают фильм «Да здравствует Мексика!», который тогда так и не был закончен.

В 1934 году выходит его ставшая классикой картина «Веселые ребята» с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой в главных ролях. Картина стала этапной в творчестве Александрова. Ею восхитился сам Сталин, когда посмотрел в Кремле эту комедию.

Следующим фильмом был «Цирк» на основе мюзикла «Под куполом цирка» Катаева, Ильфа и Петрова.

С тех пор неизменную команду — режиссера Александрова, композитора Дунаевского, поэта Лебедева-Кумача — шутливо называют «Орловскими рысаками», поскольку в фильмах снималась и пела жена режиссера Любовь Орлова.

«Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна»… Песни, которые пела Орлова, пела вся страна.

В 1979 году Александров из отснятого в 1932 году в Мексике материала все же смонтировал фильм «Да здравствует Мексика!», который на Московском международном кинофестивале получил почётный приз «За выдающееся и непреходящее значение для развития мирового киноискусства».

Народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий СССР — Григорий Васильевич был награжден орденами и медалями, а также призами многих международных кинофестивалей. Помимо работы в кино он также преподавал во ВГИКе. Автор книги воспоминаний «Эпоха и кино» (1976).

В 1983 году режиссер снял свою последнюю работу — документальный фильм «Любовь Орлова»…

16 декабря 1983 года Григорий Васильевич Александров умер в Москве от почечной инфекции, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Сальвадор Дали, испанский художник-сюрреалист, писатель.
Сальвадор Дали

11 мая 1904 (117 лет назад) — 23 января 1989 (32 года назад).

Сальвадор Дали (Salvador Dalí) родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерасе (Каталония). Дали утверждал, что был гениальным уже в чреве матери. Гениален Дали или нет – судить не будем, его всегда оценивали по-разному, а вот одаренность всегда была налицо.

Сохранился отличный пейзаж, который он написал в 6 лет, а в 14 лет состоялась его персональная выставка в муниципальном театре Фигераса. В 17 лет он поступил в Королевскую академию художеств. Преподаватели оценили его рисунки довольно высоко.

Но в голове юного дарования всегда жила мысль: как стать знаменитым? Как выделиться из огромного круга талантов? Тщеславие – могучий рычаг для одаренного человека. Кого-то оно ведет к подвигу, кого-то заставляет проявить лучшие стороны характера и души, Дали решил идти совершенно иным путем: он решил шокировать!

«Постоянство памяти» (1931)

В 1922 году он переехал в «Резиденцию» (студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей). Тогда же Дали знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы Фрейда, в живописи начинает экспериментировать с методами кубизма и дадаизма. В те годы многие отмечали его щёгольство. Но за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям его в 1926 году выгоняют из Академии, и Дали едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо.

Именно под его влиянием, пытаясь найти собственный стиль, Дали в конце 1920-х годов создаёт ряд работ и примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном, а также участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс» (1929).

Начав самостоятельную дорогу в живописи, Дали принялся бороться со здравым смыслом. Помимо того, что он безостановочно писал свои жуткие фантазии, он вел себя весьма оригинально. Сальвадор Дали был гением саморекламы, поэтому совершенно ясна его следующая тирада: «Наше время – эра кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно».

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. Но в 1936 году ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали заявляет: «Сюрреализм — это я».

Обожавший все нетрадиционное, все «наоборот», Дали был женат на удивительной женщине, которая вполне была ему под стать. Настоящее имя ее – Елена Дмитриевна Дьяконова, хотя в историю она вошла под именем Гала Дали. Гала в переводе с французского означает «праздник». На самом деле так и было: для Дали Гала стала праздником вдохновения, главной моделью.

С началом Второй мировой войны супруги переехали в США, где Дали выпустил беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (1942). Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, были коммерчески успешными. В Америке Дали также пытался реализовать свой талант и в новом виде искусства — в кино. Он сотрудничал с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком.

В 1948 году Сальвадор и Гала вернулись в Испанию, где художник продолжил много работать. К тому же он снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии, сам снимается в рекламе. Его выставки работ покоряют многие города Европы и Америки.

Однако его отношения с Галой становятся всё сложнее. В 1968 году он покупает для неё небольшой замок в деревне Пуболь, в котором Гала жила одна, позволяя Дали лишь приезжать в гости и только по её письменному разрешению.

В 1981 году у Дали была обнаружена болезнь Паркинсона, а в 1982 году умерла Гала. Всё это приводит к глубокой депрессии, что сказывается и на творчестве художника. Его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби. К тому же мешает рисовать и болезнь…

Скончался Сальвадор Дали от сердечного приступа 23 января 1989 года в родном городе. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас, а его работы хранятся в лучших музеях мира и частных коллекциях.

Хидэки Юкава, японский физик-теоретик, Нобелевский лауреат.
Хидэки Юкава

23 января 1907 (114 лет назад) — 8 сентября 1981 (40 лет назад).

Хидэки Юкава родился 23 января 1907 года в Токио (Юкава – фамилия жены физика, настоящая же его фамилия – Огава). В школе он увлекался литературой, философией и математикой, но больше всего его привлекала современная физика, с которой он познакомился, прочитав книги по теории относительности и квантовой механике на японском языке.

Окончив школу, Хидэки поступил в Киотский императорский университет. Здесь он изучал физику по ускоренной программе, проводил высокоточные эксперименты в лаборатории.

В его университетских курсах квантовая теория изучалась в небольшом объеме, но между 1929 и 1932 годах он изучил ее самостоятельно, читая нужную литературу.

Несколько позже вел исследовательскую и педагогическую работу в Киотском и Осакском университетах, а также в научных и учебных центрах США.

В 1935 году Юкава выдвинул гипотезу о существовании нового типа элементарных частиц с массой, промежуточной между массами электрона и протона. К концу 1940-х годов его гипотеза была подтверждена. А в 1949 году ему была присуждена Нобелевская премия по физике за предсказание существования мезонов и теоретические исследования природы ядерных сил. Юкава – первый японец, получивший Нобелевскую премию.

Хидэки Юкава умер 8 сентября 1981 года в Киото.

Николай Огарков, советский военачальник, Маршал и Герой Советского Союза.
Николай Васильевич Огарков

30 октября 1917 (104 года назад) — 23 января 1994 (27 лет назад).

Высокие технические знания инженер Огарков проявлял не только в ходе военных операций, но и позже – в мирное время. Будучи начальником Генерального штаба Вооружённых сил СССР, он проводил крупнейшие учения и маневры в истории Вооруженных Сил. На одном из них – учении «Запад-81» – были введены в пользование автоматизированная система управления и некоторые виды высокоточного оружия.

Николай Васильевич Огарков родился (17) 30 октября 1917 года в селе Молоково Тверской губернии, в крестьянской семье. В сентябре 1937 года окончил обучение на «энергетическом рабфаке», затем еще полтора года учился в Московском инженерно-строительном институте.

В Красную Армию Огарков вступил в 1938 году. В 1941-м окончил Военно-инженерную академию им. В.В. Куйбышева.

Во время Великой Отечественной войны Огарков был полковым инженером на Западном, Карельском и 3-м Украинском фронтах, организовывал инженерное обеспечение боевых действий советских войск. Проявляя как мужество, так и высокие технические знания, способствовал успеху сражения в Заполярье, в обороне Карелии, Балатонской и Венской операциях.

В 1942 году Николай Огарков стал помощником начальника штаба инженерных войск, в 1944-1945 годах – дивизионным инженером. Военный инженер участвовал в Выборгско-Петрозаводской, Петсамо-Киркенесской, Будапештской наступательных операциях. Незадолго до окончания военных действий, в апреле 1945 года, был тяжело ранен.

После окончания войны, в 1959 году Огарков окончил Военную академию Генерального штаба. Командовал мотострелковой дивизией, возглавлял штаб округа, в 1965–1968 годах был командующим войсками Приволжского военного округа. Среди других высоких должностей Николая Васильевича – начальник Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР, первый заместитель министра обороны СССР.

В 1977 году Огарков получил звание Маршала Советского Союза. В этом же году ему было присвоено почетное звание Героя Советского Союза.

В 1981 году маршалу присудили Ленинскую премию. При увольнении в отставку в 1992 году он был награжден именным оружием – пистолетом. Кроме того, Огарков является кавалером ордена Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, 2 орденов Красной Звезды, а также 5 орденов иностранных государств.

Умер Николай Васильевич Огарков 23 января 1994 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Таня Савичева, ленинградская девочка, автор блокадного дневника.
Страницы блокадного дневника Тани Савичевой

23 января 1930 (91 год назад) — 1 июля 1944 (77 лет назад).

Эту девочку, которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие.

Таня (Татьяна Николаевна) Савичева родилась 23 января (по другим данным — 25 января) 1930 года в селе Дворищи под Гдовом (Псковская область), а выросла, как и ее братья и сестры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье — у нее было две сестры и два брата.

Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы остаться в блокадном городе и помогать по мере сил фронту, надеясь на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи:

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра. 1941 г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня. 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 г.»
«Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня. 1942»
«Мама — 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли»
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»

Таню нашли в её доме служащие санитарных команд, обходившие ленинградские дома в поисках выживших. Её вывезли в поселок Шатки Горьковской области вместе со многими сиротами, такими как она, но спасти девочку уже не удалось.

Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года в поселке Шатки, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что ее сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.

Дневник Тани стал одним из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе, а сегодня он выставлен в музее истории Ленинграда, его копия — в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Сама же Таня навсегда осталась в памяти тех, кто выжил в эти страшные годы.

Сергей Белов, советский баскетболист, тренер, чемпион и призёр Олимпийских игр.
Сергей Александрович Белов

23 января 1944 (77 лет назад) — 3 октября 2013 (8 лет назад).

Один из самых именитых игроков отечественного и мирового баскетбола 20 века, Заслуженный мастер спорта и тренер СССР – Сергей Белов стал истинной легендой спорта. В его послужном списке семь европейских и четыре мировых первенств, больше десятка чемпионатов страны, четыре Олимпиады, причем на Играх в Мюнхене в 1972 году он стал главным творцом олимпийского золота. Главный бомбардир советской сборной по баскетболу с его коронным броском в прыжке, Белов первым из представителей неамериканских игроков вошел в Зал славы NBA. К тому же он считается самым успешным отечественным тренером по баскетболу в новой истории России. И все, чего он добился в спорте и жизни, – это, прежде всего, результат его фанатичной преданности баскетболу и самоотверженной работы.

Сергей Александрович Белов родился 23 января 1944 года в Сибири – в селе Нащёково Томской области, куда семья была эвакуирована из блокадного Ленинграда. Его отец трудился в лесной отрасли, и в 1950 году получил должность в Томском облисполкоме, тогда семья переехала в Томск.

Спорту в семье Беловых всегда уделялось много внимания, и Сергей с ранних лет привык к тренировкам. А основой этому, конечно же, послужил и дворовый спорт – лыжи, хоккей, футбол. В третьем классе Белов стал заниматься акробатикой, ещё через год – лёгкой атлетикой, а в последующие годы он выступал за сборную школы по всем популярным видам спорта (и даже по шахматам). Именно на школьных соревнованиях по баскетболу в 1956 году Белова заметил приглашенный судить турнир тренер Г.И. Реша, который и предложил молодому спортсмену заняться в его баскетбольной секции.

И вскоре Сергей всерьёз увлекся баскетболом, он много тренировался и следовал за тренером повсюду. С 14 лет Белов уже играл со студентами в командах, которые готовил Реш, а в 1960 году в составе сборной команды Томской области на Спартакиаде школьников СССР занял 2 место и был признан лучшим игроком турнира.

После школы в 1962 году Сергей уехал в столицу и поступил в Московский лесотехнический институт, за который ему предложили играть в баскетбольной команде. Играя на первенствах вузов за свой институт, Сергей показывал хорошую технику, и вскоре его стали приглашать и в молодежную и взрослую сборные Московской области. А в 1964 году Белов принял приглашение свердловского баскетбольного клуба «Уралмаш» и перебрался на Урал. Именно здесь он начал свою профессиональную спортивную карьеру во «взрослом» баскетболе. После удачно проведенного сезона 1964/1965 «Уралмаш» восстановился в высшей лиге, а Белов стал одним из ключевых игроков основного состава и был замечен тренерами сборной СССР.

Уже в 1967 году в составе сборной СССР Сергей получил сразу два титула – чемпиона мира и Европы, и был включен в состав олимпийской сборной СССР, для участия в летних Играх-1968 в Мехико. Тогда же он переехал в Москву, надев красно-синюю майку игрока столичного ЦСКА (за который играл следующие 12 лет). В составе армейского клуба Белов весной 1969 года завоевал свой первый титул чемпиона СССР.

Вообще, выступая за ЦСКА, титул чемпиона СССР Сергей Александрович завоёвывал 11 раз, а ещё становился серебряным и бронзовым призёром первенства страны, в 1973 году выиграл Кубок СССР, в 1971-м – главный клубный трофей континента – Кубок европейских чемпионов (где Белов был играющим тренером). В составе сборной Москвы он стал победителем пятой Спартакиады народов СССР (1971), шестой (1975) и седьмой (1979).

Играя за сборную страны по баскетболу, Белов также завоевал много наград: олимпийский чемпион 1972 года, двукратный чемпион мира (1967, 1974), четырёхкратный чемпион Европы (1967, 1969, 1971, 1979), чемпион Универсиады 1970 года. Кроме того, он трижды становился бронзовым призёром Олимпийских игр (1968, 1976, 1980), был серебряным (1978) и бронзовым (1970) призёром чемпионатов мира, дважды завоёвывал серебро (1975, 1977) и один раз бронзу (1973) на первенствах Европы. Причём в знаменитом Олимпийском финале 1972 года в Мюнхене Белов забил 20 очков из 51 набранных сборной СССР за всю игру. Впервые в истории Игр Белов со своей командой оставил без олимпийского золота сборную США.

В любой игре и на любой площадке этого знаменитого баскетболиста отличала великолепная стартовая скорость и «стопорящее» движение: остановиться и взлететь, «перевисеть» соперника. Белов удивительно точно чувствовал возможности соперника и способы его обойти. Специалисты и пресса называли его игроком «последних секунд, решающего очка», ведь он всегда бился «до последнего», боролся за победу, независимо от того, как проходил матч. И в знак признания выдающихся заслуг Белова на Олимпиаде-1980 в Москве ему доверили честь зажечь олимпийский огонь. Это был первый случай в истории Игр, когда подобную миссию поручили баскетболисту.

А после окончания московской Олимпиады Сергей Александрович принял решение завершить игровую карьеру и заняться тренерской работой. Еще в 1977 году он окончил Московский областной институт физической культуры по специальности «тренер-преподаватель», и в 1981-1982 годах он возглавлял команду мастеров ЦСКА. За это время клуб выиграл чемпионат страны и стал обладателем Кубка СССР.

В 1990 году Белов заключил контракт с итальянской командой города Коссино, и уехал работать в Италию, что позволило ему набраться «европейского» опыта и изучить их баскетбол «изнутри». После возвращения в Россию в 1993 году, Сергей Александрович был избран президентом Федерации баскетбола (этот пост он занимал до 1998 года). Одновременно он стал главным тренером национальной сборной России по баскетболу.

Несмотря на сложные времена, которые тогда переживал отечественный баскетбол, как и в целом спорт в России, Белову удалось вывести команду на высокий уровень. На чемпионате мира в Канаде (1994) наши баскетболисты под руководством Сергея Александровича завоевали серебряные медали, уступив в достойной борьбе лишь американской команде «Dream Team», где были собраны лучшие игроки мирового баскетбола. На чемпионате Европы 1997 года сборная России выиграла бронзовые медали и заработала путевку на чемпионат мира в Греции, где в 1998 году повторили «серебряный» успех четырехлетней давности.

Белов же в 1999 году решил отправиться на Урал, чтобы в регионе возрождать отечественный баскетбол, где занял пост главного тренера пермского клуба «Урал-Грейт» и быстро смог вывести команду в число ведущих клубов страны и Европы. Под его руководством команда дважды выигрывала чемпионат России (2001, 2002), стала двукратным серебряным призёром первенства России по баскетболу (2000, 2003), победила в NEBL (2001). В 2005 году Белов покинул должность главного тренера пермяков, став впоследствии президентом данного клуба. В 2009 году он являлся главным тренером студенческой сборной России по баскетболу, которая завоевала серебряные медали на Всемирной универсиаде в Белграде (Сербия).

К тому же, Сергей Александрович известен и своей общественной деятельностью. С 1970 года он был инициатор и организатор межрегионального Томского баскетбольного турнира среди юношеских команд, который сегодня носит имя его создателя («Кубок Сергея Белова»), является самым массовым в России и включён во Всероссийский единый календарь Минспорта РФ. В 2007-2009 годах Белов состоял в Общественной палате РФ, а еще был Президентом Ассоциации студенческого баскетбола России (АСБ), у истоков которой он стоял, являясь ее спортивным директором и превратив ее в массовую молодежную спортивную лигу России. Также он является автором книги «Движение вверх» (2011).

Заслуженный мастер спорта и тренер СССР, заслуженный работник физической культуры РФ – Сергей Белов – помимо спортивных наград удостоен и других исключительных титулов: по решению Международной федерации баскетбола (FIBA) он включен в список 50 величайших игроков в истории, а также в список 50 величайших персон в истории Евролиги; первым из баскетболистов Европы занесен в самый престижный музей мира, посвященный баскетболу, – Музей баскетбольной славы всех звезд FIBA (США); решением Российской федерации баскетбола признан лучшим тренером России последнего десятилетия 20 века. Кавалер ордена «Знак Почета» Белов был награжден медалью «За трудовое отличие», удостоен звания почетный гражданин Томской области и Пермского края. Имя Сергея Белова присвоено одной из малых планет.

3 октября 2013 года прославленного баскетболиста не стало. Сергей Александрович Белов скончался в Перми, немного не дожив до своего 70-летнего юбилея.

Александр Иншаков, советский и российский каскадер, актер, продюсер, общественный деятель.
Александр Иванович Иншаков

23 января 1947 (74 года назад).

Александр Иванович Иншаков родился 23 января 1947 года в Москве, в семье учителя физкультуры. Окончил среднюю школу и поступил на завод-ВТУЗ при ЗИЛе, работал механиком.

После окончания Московского педагогического института получил специальность тренера-преподавателя и работал тренером по дзю-до и гимнастике. В середине 1970-х годов получил черный пояс по каратэ.

Благодаря своему инструктору Алексею Штурмину, Александр попал в кино. Первая его картина – «В зоне особого внимания» (1977). За двадцать лет работе на «Мосфильме» в качестве каскадёра и постановщика трюков Иншаков снялся в очень известных картинах: «Тегеран-43», «Асса», «Случай в квадрате 36-80», «Человек с бульвара Капуцинов», «Квентин Дорвард», «Плюмбум, или Опасная игра», «Холодное лето 53-го года», «Такси-блюз», «Рыцарский роман», «Бригада», «Человек с бульвара КапуциноК» и других.

Он дублировал известных актёров Леонида Ярмольника, Александра Абдулова, Гойко Митича и других.

Иншаков также сыграл главные роли в фильмах «Крестоносец», «Цена сокровищ», «Крысиный угол». В последнем фильме он также является режиссёром и продюсером. В нем были исполнены несколько уникальных трюков. В последующие годы ряд картин, вышедших с участием Александра, также были спродюсированы им.

Работал он и на съёмках иностранных картин в США, Италии, Югославии, Румынии, Чехии. В 1991 году Иншаков явился инициатором создания Ассоциации каскадёров России (по сути профсоюза людей этой профессии) и стал её президентом.

Также Александр Иванович является Президентом Гильдии каскадёров России Союза кинематографистов РФ, генеральным секретарём и президентом национальной федерации каратэ России, президентом Международного Совета по абсолютным поединкам, президентом Фонда развития национальных единоборств, членом Общественного Совета при Министерстве обороны РФ.

Известен он и как авторитетный российский предприниматель. Александр Иншаков является генеральным директором кинокомпании «Каскад», академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника». Помимо работы он занимается айкидо, увлекается дайвингом и горными лыжами, обожает собак. Живёт и работает в Москве.

Использовались материалы сайта "Календарь событий".
(Просмотрено 33 раз, сегодня 1)                     Понравилась статья? Ставь 👍
0

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Георгий

5
Объявления
flagРоссия. Город: пгт Звездный
Комментарии: 2Публикации: 1421Регистрация: 28-07-2019

оставить комментарий

Войти с помощью: