Международный день образования.

Своей резолюцией от 3 декабря 2018 года (A/RES/73/25) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 24 января Международным днём образования (International Day of Education), признавая его роль в достижении мира и развития.
Проект резолюции был предложен делегацией Нигерии на Глобальной конференции по вопросам образования, проходившей в Брюсселе, и поддержан 58 государствами-членами, что продемонстрировало политическую волю, направленную на поддержку инклюзивного, доступного и качественного образования для всех.
В резолюции признается важность образования для достижения устойчивого развития и подчеркивается, что образование может повысить индивидуальную производительность и увеличить потенциал экономического роста, способствовать искоренению нищеты и голода, содействовать здоровью и гендерному равенству.
Также в документе говорится, что необходимо прилагать усилия для обеспечения инклюзивности и справедливости всех учебных заведений, включая начальную, среднюю, университетскую и профессиональную подготовку, чтобы каждый человек мог воспользоваться возможностью учиться всю жизнь и, следовательно, в полной мере участвовать в жизни общества и делать вклад в устойчивое развитие.
Образование является правом каждого человека, что закреплено в Статье 26 Всеобщей декларации прав человека. Она призывает к обеспечению бесплатного начального образования для каждого. А Конвенция о правах ребёнка, принятая в 1989 году, содержит положение об обязанности государств обеспечивать доступность высшего образования для всех.
Ведь образование предоставляет возможность выбраться из нищеты и обеспечить благосостояние в будущем. Однако, по данным ООН, около 265 миллионов детей и подростков до сих пор не имеют возможности пойти в школу или закончить её, а 20% из них – в возрасте, когда необходимо получать начальное образование. Эти дети страдают от нищеты, дискриминации, вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и последствий изменения климата. Миграция и вынужденное перемещение также оказывают негативное воздействие на получение образования.
Генеральная Ассамблея предложила всем государствам-членам, организациям системы Организации Объединенных Наций, другим международным и региональным организациям и организациям гражданского общества, неправительственным организациям, религиозным организациям, научным учреждениям, организациям частного сектора, частным лицам и другим соответствующим заинтересованным сторонам надлежащим образом отмечать Международный день образования.
Генеральная Ассамблея возложила проведение ключевых мероприятий по празднованию Дня на Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в качестве специализированного учреждения ООН, занимающегося вопросами образования.
Международный день эскимо.

4 января отмечается «сладкий» праздник – Международный день эскимо (International Eskimo Pie Day). Дата для его учреждения была выбрана потому, что именно в этот день в 1922 году владелец магазина сладостей в городе Онава (штат Айова, США) Христиан Нельсон получил патент на эскимо.
Эскимо – это сливочное мороженое на палочке, покрытое шоколадной глазурью. Хотя его история насчитывает уже несколько тысячелетий (есть мнение, что уже в Древнем Риме император Нерон позволял себе подобный холодный десерт), но Днем рождения эскимо принято считать именно 24 января. И, конечно же, эскимо – это не просто мороженое, это символ беззаботных летних дней, вкус детства, любовь к которому многие сохранили на всю жизнь.
Кто и когда «изобрёл» эскимо, кто придумал вставить в него палочку, откуда пошло его название… Мало кто знает, да и версий и споров вокруг данных исторических событий существует огромное количество. По одной из самых распространенных, автором данного вида мороженого является некий кулинар-кондитер Христиан Нельсон, который и придумал покрыть шоколадной глазурью брикет сливочного мороженого. И назвал его «Eskimo Pie» (пирожок эскимоса). Это произошло в 1919 году, а ещё через три года он получил патент на это своё «изобретение».
Само слово «эскимо», опять же по одной из версий, пришло от французов, которые так называли детский комбинезон, похожий на эскимосский костюм. Поэтому мороженое, «одетое» в плотно прилегающий шоколадный «комбинезон», по аналогии, и получило название эскимо.
Необходимо также сказать, что это первое эскимо было без деревянной палочки – своего сегодняшнего неизменного атрибута, и обзавелось им лишь в 1934 году. Хотя, что первично – эскимо или палочка, сказать сложно. Некоторые придерживаются версии, что первична палочка в мороженом. А основываются они на том, что некий Фрэнк Эпперсон, который как-то оставил на морозе стакан с лимонадом, где была палочка для перемешивания, через некоторое время обнаружил ледяной фруктовый цилиндр с вмерзшей палочкой, который было кушать весьма удобно. Так, в 1905 году он стал готовить замороженные лимонады на палочке, а потом эту идею подхватили уже производители эскимо.
Как бы то ни было, но миру был представлен новый сорт мороженого, и уже к середине 1930-х годов эскимо приобрело поклонников во многих странах и не теряет своей огромной популярности и сегодня.
Кстати, наибольшее количество поклонников у эскимо в России. Оно появилось в Советском Союзе ещё в 1937 году, как считается, по личной инициативе наркома продовольствия СССР Анастаса Микояна, который считал, что советский гражданин должен съедать за год не менее 5 кг (!) мороженого. Так, выпускавшееся изначально как лакомство для любителей, оно поменяло статус и было отнесено к «высококалорийным и витаминизированным освежающим продуктам, обладающим к тому же лечебно-диетическими свойствами». Также Микоян настаивал, что мороженое должно стать массовым продуктом питания и выпускаться по доступным ценам.
Производство конкретно эскимо было поставлено на промышленные рельсы сначала только в Москве – в 1937 году на Московском хладокомбинате номер 8 (ныне «Айс-Фили») была введена в строй первая крупнейшая по тем временам фабрика мороженого мощностью 25 тонн в сутки (до этого мороженое производилось кустарным методом). Тогда в столице прошла широкая рекламная компания о новом сорте мороженого – эскимо. Очень быстро эти глазированные цилиндрики мороженого на палочке стали любимым лакомством и детей, и взрослых.
Вскоре хладокомбинаты и цехи по производству эскимо появились и в других советских городах. Сначала оно изготавливалось на ручной дозировочной машине, и лишь после Великой Отечественной войны, в 1947 году, появился первый промышленный «эскимо-генератор» карусельного типа (на Мосхладокомбинате номер 8), что позволило значительно увеличить объём выпускаемого эскимо.
Надо отдать должное и контролю за качеством продукции, эскимо изготавливали из высокосортных сливок – и именно в этом феномен советского мороженого. Любое отклонение от вкуса, цвета или запаха считалось браком. К тому же, срок реализации мороженого ограничивался одной неделей, в отличии современных нескольких месяцев. Кстати, советское мороженое любили не только на Родине, ежегодно на экспорт отправлялось более 2 тысяч тонн продукта.
Позднее менялся состав и вид эскимо, на смену глазированным цилиндрам пришли овалы, параллелепипеды и другие фигуры, само мороженое стали изготавливать не только из сливок, но и из молока, или его производных. Менялся и состав глазури – на смену натуральному шоколаду пришли глазури с растительными жирами и красителями. Расширился и список производителей эскимо. Поэтому сегодня каждый может выбрать любимое эскимо из широкого списка представленных на рынке продуктов питания.
Но, в не зависимости от предпочтений, в Международный день эскимо все любители этого лакомства могут съесть его с особым смыслом, отпраздновав, таким образом, этот праздник. Главное помнить, что по действующему ГОСТу эскимо может быть только на палочке и в глазури, иначе это не эскимо.
Кстати, вовсе не обязательно покупать это холодное лакомство в магазине – можно сделать его дома, используя простые и полезные продукты. Рецепты домашнего эскимо совсем не сложны, и доступны даже для неопытных кулинаров.
Именины:
Виталий, Владимир, Иосиф, Михаил, Николай, Степан, Терентий, Федор.
Хроника знаменательных событий в истории.
24 января 1606 г. 415 лет назад, официально объявлено о переносе столицы Испании из Вальядолида в Мадрид.

24 января 1606 года Мадрид второй раз за свою историю становится столицей Испании – король Филипп III Благочестивый (1578–1621) объявляет о переносе столицы из Вальядолида в Мадрид. Это было сделано якобы в связи с тем, что туманы реки Писуэрги, на которой стоит Вальядолид, неблагоприятно сказывались на состоянии здоровья короля.
Уже к началу апреля переезд двора, который на самом деле был вызван результатом придворных интриг, завершился. Любопытно, что всего пятью годами ранее король, тяжело переносивший «суровые» мадридские зимы, задумал переместить двор в Вальядолид.
В 1606 году Мадрид уже во второй раз стал столицей Испании. В первый раз столица была перенесена в 1561 году из Толедо Филиппом II. Историки считают, что если бы блистательному Толедо было куда разрастаться, он никогда бы не уступил Мадриду пальму первенства. А может быть, все дело в том, что Филиппу II захотелось создать новый символ, вокруг которого могла бы объединиться страна. После восстаний «комунерос», сильно потрясших государство, Толедо, бывший центром этого движения, для подобных целей не подходил.
После второго переноса столицы империи и государства в Мадрид, город развивался просто стремительно. К 1625 году его население возросло в пять раз и составило 100 тысяч человек.
Отметим, что в истории Испании столица переносилась из Мадрида еще один раз. Это произошло в 1936 году, когда главным городом была объявлена Валенсия. Спустя три года, в 1939 году, столицей снова стал Мадрид.
24 января 1848 г. 173 года назад, началась Калифорнийская «золотая лихорадка».

Калифорнийская золотая лихорадка – неорганизованная массовая добыча золота в Калифорнии в 1848–1855 годах. Началась золотая лихорадка 24 января 1848 года неподалёку от лесопилки Саттера близ городка Колома.
Джеймс В.Маршалл, работавший на Джона Саттера, обнаружил кусочки золота в водяном колесе на реке Американ-Ривер. Он отнёс находку Саттеру, и вдвоём они тщательно проверили металл, подтвердив догадку о том, что это было золото.
Саттер был весьма обеспокоен и хотел, чтобы эта информация оставалась в тайне, поскольку боялся, что его сельскохозяйственный бизнес пострадает в случае начала массовых поисков золота. Тем не менее, новость об обнаружении золота стремительно распространилась, и вскоре около 300 тысяч человек прибыли в Калифорнию из других штатов США и из-за рубежа.
Последствия золотой лихорадки были многочисленными.
Всего за несколько лет Сан-Франциско вырос из небольшого городка в крупное поселение, в Калифорнии были построены дороги, школы и церкви. Была создана система законов, а в 1850 году Калифорния официально стала штатом США, который теперь часто называют «Золотой штат». Резко выросла и развивалась отрасль сельского хозяйства.
Однако, у золотой лихорадки в Калифорнии выделяют и ряд негативных последствий, среди которых вытеснение индейцев с их традиционных земель и нанесение вреда окружающей среде.
24 января 1931 г. 90 лет назад, основан цыганский театр «Ромэн».

В 18-19 веках в Москве и Санкт-Петербурге существовали цыганские хоры, состоящие из русских цыган. В конце 19 века руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным была создана цыганская театральная труппа. Труппа впервые появилась на сцене в оперетте «Цыганские песни в лицах» в 1886 году, вместе с основной труппой театра «Аркадия». Оперетта продержалась в репертуаре театра несколько лет.
Затем были постановки «Цыганского барона» Штрауса, оперетта «Дети лесов» на цыганском языке, «Цыганская жизнь»… Цыганское искусство было востребовано. В 1920-е годы по СССР гастролировали цыганские ансамбли песни и пляски.
24 января 1931 года в Москве был основан старейший и на сегодня самый известный в мире цыганский театр «Ромэн». Его основатели А.Луначарский, А.Германо, Г.Лебедев, И.Ром-Лебедев и другие задумали его как театр-студию «Индо-ромен» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР.
Художественным руководителем театра до 1936 года был М.Гольдблат. Первые публичные спектакли призывали цыган на оседлость и ведение трудовой жизни. Профессиональным «Ромэн» считается с декабря 1931 года.
Связь с МХАТом помогла артистам из табора привить основы русского психологического театра. Отечественные и зарубежные произведения нашли место в его репертуаре. Появились русскоязычные спектакли, которые расширили зрительскую аудиторию.
За время существования в театре работали известные широкой публике актеры и режиссеры. Отмечался уровень образованности актеров, многие из которых имеют за плечами ГИТИС или диплом специально созданной в 1978 году студии при Московском музыкальном училище им. Гнесиных. Вручением ордена Дружбы народов в 1981 году были отмечены заслуги театра.
Среди известных актеров театра — Николай Сличенко, который является сегодня его руководителем.
24 января 1935 г. 86 лет назад, в продаже появилось первое баночное пиво.

Технология консервирования пива существовала до 1935 года, но она была в экспериментальной стадии. Некоторые свидетельства проводимых экспериментов относятся еще к концу 1910-х годов, но именно в это время в США был введен закон о полном запрете на производство, продажу, транспортировку и потребление всех спиртных напитков. Он действовал в Штатах с 1919 года по 5 декабря 1933 года.
Запрещение пива не давало возможности легально заниматься вопросами его упаковки. Как только запрет был снят, «American Can Company» возобновила усилия по продвижению среди пивоваров идеи упаковки их продукта в банки.
Первой откликнувшейся компанией была средних размеров пивоварня в Ньюарке, штат Нью-Джерси – «Gottfried Kreuger Brewing Company». Пробная партия была запущена в 1933 году в количестве 2000 единиц, не предназначенных для продажи. На этикетке было написано «Krueger’s Special Beer». Позже дизайн и название изменили в пользу «Krueger’s Finest Beer» и «Krueger Finest Beer».
Первая тестовая продажа была назначена в Ричмонде (Виргиния). 24 января 1935 года два брэнда «Krueger’s Finest Beer» и «Krueger’s Cream Ale» начали успешно продаваться. После того, как американская компания «Krueger Brewing Co» выпустила первую партию баночного пива под названием «Сливочный эль Крюгера» в городе Ричмонде, перспективность новой тары ни у кого не вызывала сомнений.
Новшество настолько пришлось по вкусу населению, что уже через полгода сбыт пива в металлических банках в пять с половиной раз превзошел обычные продажи. Пиво пили все, спрос все возрастал. Через год на новые технологии упаковки пива перешли еще двадцать три завода США.
Поначалу банка открывалась как обычная консервная. Затем был придуман специальный нож (как современная открывашка), которым можно было проколоть дырку в крышке. Инструкция располагалась прямо на банке – прочитал, открыл и выпил. Сами банки изготавливались из стали. Пиво в них быстро портилось и открыть такую банку было не просто.
После Второй мировой войны банки стали длиннее, металл более тонким и другого состава. Такая форма была названа Keglined. Алюминий для изготовления банок первыми стали использовать гавайцы в 1958 году. А когда пивоваренная компания «Pittsburgh Brewing Co» совместно с упаковочной фирмой «Alcon» предложили любителям эля попробовать пиво в алюминиевых банках с клапанным открыванием – это вызвало настоящий фурор.
Сегодня баночное пиво представляет серьезную конкуренцию пиву, разлитому в стеклянные и пластиковые бутылки.
24 января 2003 г. 18 лет назад, создан Национальный филармонический оркестр России.

С целью поддержания оркестрового исполнительства и развития его лучших традиций в мировых масштабах 24 января 2003 года по поручению Президента России В.В. Путина Министерством культуры РФ был издан приказ о создании Национального филармонического оркестра России (НФОР).
Художественным руководителем оркестра был назначен Владимир Спиваков – дирижер и скрипач, известный во всем мире. В состав были собраны лучшие оркестровые музыканты Москвы и Санкт-Петербурга.
Оркестр дебютировал на концерте, посвященном памяти Евгения Светланова 26 сентября 2003 года в Московском Доме музыки. Несмотря на короткий срок существования, на счету НФОР выступления с Джесси Норман, Пласидо Доминго, Дмитрием Хворостовским, Марией Гулегиной и многими другими представителями мировой музыкальной элиты.
Гастроли российского оркестра проходят не только в Москве и регионах страны, а также во многих странах мира.
Делает честь коллективу и ежегодное участие в Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова во французском Кольмаре. Записи выступлений оркестра выпущены на нескольких компакт-дисках.
Персоны:

31 августа 12 (2009 лет назад) — 24 января 41 (1980 лет назад).
Имя римского императора Калигулы, правившего в I веке, уже давно прочно ассоциируется с безумством и жестокостью. Прозвище его связано с детской забавой, когда он надевал калиги – маленького размера солдатскую обувь. Поэтому легионеры и прозвали его «сапожок», или Калигула.
Гай Юлий Цезарь Август Германик (лат. Gaius Iulius Caesar Augustus Germanicus) появился на свет 31 августа 12 года в городе Анций Римской империи. Его отцом был известный военачальник и государственный деятель Германик, нередко бравший сына в германские походы.
В начале 37 года резко ухудшилось состояние императора Тиберия, который незадолго до смерти составил завещание, поделив свою власть между Калигулой и Тиберием Гемеллом. Вскоре Калигула, прибывший в Рим и получивший от сената титул Августа, расправился с соперником, казнив Гемелла.
Сначала Калигула старался произвести впечатление достойного правителя. Он провел ряд реформ, за которые римляне были ему благодарны. В частности, он понизил налоги, отменил законы об оскорблении величества и объявил о политической амнистии. Создание акведуков и работы по модернизации гавани в Регии увеличили поступление зерна.
Затем император повелел перевезти в Рим прах своей матери Агриппины и брата Нерона (которые были изгнаны Тиберием), после чего они были торжественно похоронены в мавзолее Августа.
По мнению некоторых историков, перемены в Калигуле могли быть вызваны неким серьезным заболеванием, затрагивающим деятельность головного мозга. В числе предположений, речь могла идти об энцефалите или эпилепсии. Так или иначе, но со временем Рим был вынужден следить, как прогрессирует безумие императора.
После того, как Калигула объявил культ трех своих сестер, изображения Друзиллы, Ливиллы и Агриппины Младшей, а также их бабки Антонии начали чеканить на монетах. Их имена присутствовали и в торжественных клятвах, которые приносили римляне.
Влиятельному политику Макрону, который поддерживал Калигулу, император приказал покончить с собой. Позже он повторил это с отцом своей первой супруги, а впоследствии различными способами расправился и с рядом других родственников. В их числе был наместник Мавретании Птолемей, вина которого заключалась лишь в том, что он позволил себе надеть пурпурного оттенка плащ.
Император не скупился на развлечения и подарки, римляне еще никогда ранее не были свидетелями столь многообразных представлений – устраивались бои гладиаторов и пантомимы, а также прочие зрелищные мероприятия. Калигула тем временем и себе не отказывал в развлечениях, предаваясь всяческим порокам.
Череда нескончаемых празднеств опустошила казну и истощила Калигулу, еще более подорвав его психику. Стремясь добывать деньги, чтобы продолжать беспечную и распутную жизнь, правитель начал инициировать преследования, а затем и казни. Кроме того, император вернул силу закону об оскорблении величества, обрушивая теперь свою ярость на самых состоятельных римлян. Богатые граждане в тот период нередко лишались имущества и изгонялись за пределы города, а иногда и расставались с жизнью.
Со временем Калигула становился все более подозрительным, ему повсюду мерещились заговорщики, поэтому казни происходили все чаще. Однако успокоения это императору не приносило, и вскоре он объявил себя богом, приказав строить храмы в свою честь и совершать жертвоприношения. Статуям богов, по его распоряжению, меняли головы, после чего на них можно было увидеть лик Калигулы.
Римляне продолжали терпеть сумасшествие правителя, который на фоне кровавых казней не уставал организовывать и праздники. Все это продолжалось вплоть до 24 января 41 года, когда 28-летний Калигула был убит заговорщиками прямо в римском театре вместе с женой и дочерью.

24 января 1732 (289 лет назад) — 18 мая 1799 (222 года назад).
Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais) родился 24 января 1732 года в Париже, в семье часовщика. В детстве помогал отцу.
Женившись на состоятельной вдове, стал вхож ко двору, и получил в Версале полулакейскую должность. Сумел понравиться королеве остроумием и игрой на арфе. В светских кругах Пьер познакомился и вошел в доверие к миллионеру Пари-Дюверне, стал его младшим партнером в банковских делах и купил себе должность секретаря короля. Вместе с должностью получил и дворянство, превратившись из Пьера Карона в де Бомарше.
В 1767 году написал первую пьесу «Два друга», а в 1770 году – «Евгению», в которых остро поставил проблему социального неравенства. В 1773-1774 годах написал четыре памфлета, направленные против коррумпированной судебной системы Франции.
Памфлеты, названные им «Мемуары», имели ошеломляющий успех. Сам Вольтер утверждал, что не читал ничего интереснее. В 1775 году Бомарше написал пьесу «Севильский цирюльник» и сразу стал первым драматургом Франции. Это подтолкнуло его к мысли продолжить пьесу, и в 1784 году он создает «Женитьбу Фигаро», а в 1792 году завершает трилогию мелодрамой «Виновная мать».
По мотивам пьес Бомарше в 1786 году Моцарт написал оперу «Свадьба Фигаро», а Россини в 1816 году создал оперу «Севильский цирюльник».
В основном именно по этим произведениям и знают современники творчество Бомарше.
Пьер Бомарше умер 18 мая 1799 года в Париже.

24 января 1776 (245 лет назад) — 25 июня 1822 (199 лет назад).
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман (нем. Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann) родился 24 января 1776 года в Кёнигсберге, бывшем в то время столицей Восточной Пруссии (сейчас это Калининград). Это был интернациональный город, и среди предков самого писателя, кроме немцев, были поляки и венгры.
Отец будущего писателя был адвокатом, образованным человеком с развитым художественным вкусом, но любил выпить. Через несколько лет после рождения сына он ушел из семьи. Вильгельма воспитывали бабушка и дядя, педантичный и угрюмый человек. В 1792 году Гофман поступил на отделение правоведения в Кёнигсбергский университет, где в то время преподавал И.Кант. Правда, Гофман почти не бывал на лекциях, предпочитая книги, живопись и музыку. Он часто бывал в театре.
Связь с женой виноторговца Дорой Хатт привела к скандалу и вынужденному отъезду Гофмана в Силезию в 1796 году. Гофман стал сам зарабатывать себе на хлеб, работая чиновником, но от опеки дяди ему избавиться не удалось.
В 1804 году он был переведен в Варшаву и решил посвятить свободное от работы время музыке. В связи с этим он изменил свое третье имя Вильгельм на Амадей (в честь Моцарта), сочинял и исполнял музыкальные произведения. В этот же период Гофман организовал филармоническое общество, симфонический оркестр в Варшаве. Но пришла война, и Гофман лишился работы, умерла его единственная дочь.
В это тяжелое время он написал свой первый рассказ-мистификацию «Кавалер Глюк» (1809), только ради денег. Мистицизмом проникнуты и его остальные знаменитые произведения: «Дон Жуан», «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король», «Эликсир дьявола».
В 1807-1813 годах Гофман работал как дирижер, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена. В 1815 году он получил место чиновника в Берлине, где и прожил до конца жизни, продолжая заниматься музыкой и литературой.
В последние годы жизни Гофман страдал от паралича, свои последние произведения диктовал санитару: «Угловое окно», «Мастер Вахт», «Выздоровление».
25 июня 1822 года Эрнст Гофман умер в Берлине. В России его произведения стали известны уже после смерти писателя, в 1830-х годах.

24 января 1779 (242 года назад) — 16 мая 1826 (195 лет назад).
Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, нем. Louise Marie Auguste von Baden), будущая русская императрица, супруга Александра I, родилась (13) 24 января 1779 года Карлсруэ. Она — старшая дочь маркграфа баден-дурлахского Карла-Людвига.
В октябре 1792 года прибыла ко двору Петербурга вместе с младшей сестрой – Екатерина II в ту пору искала невесту любимому внуку Александру. Выбор пал на старшую сестру.
28 сентября 1793 состоялось бракосочетание. Новобрачные были совсем юными – Александру было 16 лет, Елизавете Алексеевне – 14. Привязанность Александра к супруге вскоре сменилась равнодушием, что сильно подействовало на Елизавету Алексеевну, любившую его искренне и глубоко. Она замкнулась в своей личной жизни и мало принимала участия в интересах двора, чувствуя себя одинокой в царской семье.
Она была скромна, много читала, имела особенную склонность к изучению языков. Ее талантом был особый дар рассказывать – император Александр I отмечал, что, не имея времени много читать, он обязан императрице сведениями обо всем, что появлялось любопытного.
В ночь убийства Павла I Елизавета Алексеевна проявила твердость характера и вела переговоры с заговорщиками, затем вновь отошла в тень. Декабристы обсуждали идею ее возведения на российский престол.
Елизавета Алексеевна родила двух дочерей – Марию (1799–1800) и Елизавету (1806–1808), которые рано умерли. Отказавшись от внешних почестей и блеска, она посвящала досуг делам благотворительности.
Слабое здоровье Елизаветы Алексеевны расстроилось в 1825 году так сильно, что врачи предписали поездку в Италию. Вместо Италии был избран Таганрог – императрица хотела умереть в России. Император отправился туда несколькими неделями раньше, чтобы приготовить помещение для больной. В сентябре 1825 года она прибыла в Таганрог, где здоровье ее несколько улучшилось, а отношения между супругами стали более сердечными.
Но ей не было дано насладиться взаимопониманием с супругом: император заболел и (19 ноября) 1 декабря скончался у нее на руках. Весной 1826 она предприняла обратный путь. Императрица Мария Федоровна выехала ей навстречу, и обе вдовствовавшие императрицы должны были встретиться в Калуге.
По дороге болезнь Елизаветы Алексеевны внезапно усилилась и (4) 16 мая 1826 она умерла в Белеве (Тульской губернии).

26 января 1787 (234 года назад) — 24 января 1855 (166 лет назад).
Александр Лаврентьевич Витберг (настоящее имя – Карл Магнус Витберг) родился (15) 26 января 1787 года в шведской семье, проживающей в Санкт-Петербурге. Его отец Лоренц (на русский манер – Лаврентий) в 1779 году переехал в Россию и начал работать учителем в школе лейб-гвардии Преображенского полка.
Молодой Карл Витберг поступил сначала в Горный корпус, но затем перешел в Академию художеств. Во время учебы здесь он вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», к которой принадлежал и президент академии Александр Лабзин. Витберг оказался очень успешен в учебе: его работы одна за другой получали медали академии. После окончания обучения он остался работать в академии.
В 1813 году Карл Витберг, уехав в Москву, написал несколько портретов героев Отечественной войны 1812 года, благодаря чему обзавелся многими знакомыми. Один из них, князь Александр Голицын, посоветовал молодому художнику изучать зодчество.

Возможность проявить себя в архитектуре представилась Витбергу уже в 1814 году, когда был объявлен конкурс на проект храма Христа Спасителя в Москве. Император Александр I задумал возвести его в честь победы России в Отечественной войне. Самым грандиозным проектом оказалась работа Витберга. «Вы заставили камни говорить», – сказал император архитектору, когда ознакомился с проектом.
Храм торжественно заложили в октябре 1817 года, а спустя год Карл Витберг принял православие, получив новое имя – Александр. Кстати, в этом же году его отцу было пожаловано дворянство.
Строительство храма продолжалось семь лет и, в конце концов, совсем остановилось (и так и не было завершено). Как выяснилось, миллион рублей, выделенных на возведение храма, был расхищен. В растратах обвинили Александра Витберга и других руководителей строителей. В 1835 году архитектора сослали в Вятку. За время многолетнего расследования и судебных слушаний умерли первая жена Витберга и его отец.

В Вятке архитектор познакомился, а позже и сдружился с другим ссыльным, Александром Герценом (к слову, Витберг нарисовал один из лучших портретов писателя). Это скрасило его пребывание в небольшом губернском городе. Кроме того, смена обстановки хорошо повлияла на архитектора, и он вновь занялся творчеством. Главной его работой здесь стал проект Александро-Невского собора. Витберг создал также проект портала и ограды Александровского сада и ряда других построек.
В 1840 году Александру Витбергу было позволено вернуться в Санкт-Петербург. В столице архитектор жил в бедности и лишь в 1844 году выхлопотав пенсию в 400 рублей, положенную ему как академику. В 1852 году умерла вторая жена Витберга, а самого его разбил паралич.
Талантливый архитектор Александр Лаврентьевич Витберг скончался (12) 24 января 1855 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен на Волковском кладбище.

24 января 1848 (173 года назад) — 19 марта 1916 (105 лет назад).
Современники считали его ясновидцем, которому открыто прошлое. В музеях перед его полотнами и сегодня многолюдно. Памятник художнику и его дом-музей открыты в Красноярске, имя великого живописца носит Московский государственный академический художественный институт. Память о Сурикове увековечена даже в космосе — на далеком Меркурии есть кратер его имени.
Василий Иванович Суриков родился (12) 24 января 1848 года в Красноярске. С 1858 по 1861 годы обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи.

В 1870 году поступил в ученики Императорской Академии Художеств. Посещая ее классы до 1873 года, получил за исполненные в них работы все установленные серебряные медали; затем, в 1874 году, за написанную по программе картину «Милосердие самаритянина» он был награжден малой золотой медалью, а через год после того, за другую программу «Апостол Павел благовествует пред царем Агриппой и его сестрой Вероникой», удостоен звания классного художника 1-й степени.
В 1876 и 1877 годах Суриков исполнял живописные работы в московском храме Христа Спасителя. В 1881 году вступил в члены товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно участвовал в них со своими картинами.
Главные из этих картин: «Утро стрелецкой казни при Петре Великом», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» (все три в Третьяковской галерее в Москве), «Взятие снежного городка, из сибирского быта», «Ермак» и «Суворов на Сен-Готарде» (в Русском музее в Санкт-Петербурге).

Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном «Степан Разин» (1907-1910, ГРМ). Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям.
Последний созданный Суриковым исторический образ – образ Пугачева; сохранился эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку…
В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова «Посещение царевной женского монастыря». Значительно искусство Сурикова-портретиста, удивительно красивы женские образы в его портретных произведениях.
Василий Иванович Суриков умер (6) 19 марта 1916 года в Москве, был похоронен на Ваганьковском кладбище.

6 декабря 1870 (151 год назад) — 24 января 1965 (56 лет назад).
Николай Онуфриевич Лосский, выдающийся представитель русской религиозной философии, один из основателей направления интуитивизма в философии, родился (24 ноября) 6 декабря 1870 года в Кресловке, около Витебска, в семье лесничего.
В 11 лет он поступил в классическую гимназию, но в 7-м классе был из неё исключён за пропаганду социализма и атеизма и нелегально бежал за границу. Жил в Цюрихе и Берне. Вступил в Иностранный легион и некоторое время служил в Алжире. В 1889 году вернулся в Россию, добился права доучиться в гимназии, а в 1896 году успешно окончил Петербургский университет. В 1901-1902 годах учился в Страсбурге и Лейпциге. Преподавал в Петербургском университете, Женевском педагогическом институте.
Свой поиск истины Николай Лосский начал с атеизма, а пришел к Православию, став в 1920 году преподавателем Петроградского Богословского института. В 1922 году большевики выслали Лосского за границу. Он жил и работал в Берлине, Праге, Братиславе, а после Второй мировой войны переехал в США, где с 1947 года преподавал в Духовной Академии святого Владимира в Нью-Йорке, в 1950-1953 годах в звании профессора.
Он создал не только собственную законченную философскую систему, но и свой стиль изложения мыслей. К его работам даже применяли «шопенгауэровское» определение – «блестящая сухость». Среди его известных работ — «Характер русского народа», книга, которая читается легко от начала до конца с большим интересом. Конечно же, из нее одной невозможно выявить его основные философские и историко-культурные взгляды. Но она как нельзя лучше представляет нам одного из замечательных мыслителей в духовной культуре.
Умер философ Николай Онуфриевич Лосский в Париже 24 января 1965 года в возрасте 94 лет. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

24 января 1872 (149 лет назад) — 31 марта 1959 (62 года назад).
Глеб Максимилианович Кржижановский родился (12) 24 января 1872 года в Самаре, в интеллигентной семье. В 1891 году вступил в марксистский кружок. В 1894 году окончил Петербургский технологический институт. В декабре 1895 года за революционную деятельность был арестован и в 1897 году сослан в село Тесинское (ныне Тесь) Минусинского округа на 3 года. С 1901 года руководил искровским центром в Самаре, где работал в депо на железной дороге.
Входил в Организационный комитет по созыву 2-го съезда РСДРП, на котором заочно был избран членом ЦК партии. Участвовал в подготовке 3-го съезда РСДРП. Участник Революции 1905-1907 годов; в октябре 1905 года Кржижановский — председатель забастовочного комитета; в начале 1906 года в Петербурге сотрудничал с большевистской газетой «Волна» и журналом «Мысль».
С 1910 года Глеб Максимилианович заведовал в Москве кабельной электросетью. Участвовал в проектировании и строительстве первой в России электростанции. Во время Февральской революции 1917 года Кржижановский — член большевистской фракции Моссовета.
После Октябрьской революции 1917 года работал над восстановлением и развитием энергохозяйства Москвы. С 1919 года — председатель Главэлектро ВСНХ. В 1920 году назначен председателем Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), и в декабре 1920 года он выступил с докладом о плане ГОЭЛРО на восьмом съезде Советов.
Кржижановский сыграл выдающуюся роль в организации социалистического планирования, был первым председателем Госплана (1921–1930), участвовал в составлении 1-го пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.
В 1929-1939 годах — вице-президент АН СССР; основатель (1930) и до конца жизни руководитель Энергетического института АН СССР; приложил много усилий для привлечения деятелей науки к разработке важных народно-хозяйственных проблем. Был награжден многими государственными наградами.
Кржижановский является автором ряда воспоминаний о Ленине. Еще в Бутырской тюрьме и сибирской ссылке он создал известные песни революционного подполья: «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами»), «Красное знамя», «Слезами залит мир безбрежный», «Беснуйтесь, тираны».
В конце 1930-х годов из писем Кржижановского стали известны его нелестные отзывы о Сталине. Он не был арестован, но вся его деятельность была взята под строгий контроль. Он был отстранен от всякой руководящей работы, имя его замалчивалось.
Скончался Глеб Максимилианович Кржижановский 31 марта 1959 года в Москве. После смерти был кремирован, прах помещен в урне в Кремлевской стене на Красной площади столицы.

24 января 1873 (148 лет назад) — 17 апреля 1942 (79 лет назад).
Дмитрий Николаевич Ушаков родился (12) 24 января 1873 года в Москве. Получив начальное домашнее образование, продолжил его в московской прогимназии, затем гимназии.
Ведущим интересом Ушакова был русский язык. Он вел работы по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка. В написанной им в 1911 книге «Русское правописание» было проанализировано соотношение между правописанием и произношением в русской литературной речи, и здесь он впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии. В 1917-1918 годах он стал активным участников составления проекта орфографической реформы.
Произошедшие в России революционные социальные преобразования значительно изменили словарный состав русского языка. Уже в 1920-е годы по предложению В.И. Ленина была начата работа над толковым словарем русского языка. Её как составитель и главный редактор выполнял Дмитрий Николаевич Ушаков.
Работа по созданию 4-томного «Толкового словаря русского языка» велась Ушаковым с 1934 по 1940 год. На свет появился словарь, восполнивший существенный пробел в описании развития русского языка в 20 веке. Этот словарь отнесен специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий 19-20 веков. Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей.
В 1930-е годы Ушаков возглавлял Орфографическую комиссию Наркомата просвещения и заведовал отделом русского языка Института языков и письменностей народов СССР.
Ушаков был крупным педагогом и организатором науки; он подготовил большое количество учеников, среди которых Р.О. Якобсон, Н.Ф. Яковлев, Г.О. Винокур, П.С. Кузнецов, Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров и другие.
Умер Дмитрий Николаевич Ушаков 17 апреля 1942 года, находясь в эвакуации в Ташкенте в годы Второй мировой войны.

30 ноября 1874 (147 лет назад) — 24 января 1965 (56 лет назад).
Величайший политик 20 века, британский государственный деятель, премьер-министр Великобритании (1940-1945 и 1951-1955), один из участников «Большой тройки» (глав стран антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны), инициатор «холодной войны», а еще писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе — сэр Уинстон Черчилль был выдающейся личностью. Он и сегодня считается соотечественниками величайшим британцем в истории страны.
Уинстон Леонард Спенсер Черчилль (англ. Winston Leonard Spencer Churchill) родился 30 ноября 1874 года в дворянской семье герцогов Мальборо, в родовом имении Дворце Бленхейм (Великобритания).
В 8 лет мальчика отправили в подготовительную школу Сент-Джордж. Но вскоре перевели в школу сестёр Томсон в Брайтоне. Учась в «армейском классе» Harrow School, Черчилль увлекся фехтованием и стал чемпионом школы.
В 1893 году Уинстон с третьей попытки поступил в одно из самых престижных военных училищ – Королевское военное училище в Сэндхёрсте. Окончил училище Черчилль в звании младшего лейтенанта и начал служить в королевском гусарском полку.
В 1896 году военным корреспондентом Daily Graphic он едет на Кубу. Здесь появилась его знаменитая страсть к кубинским сигарам. После этого еще несколько раз ездил в «горячие точки» репортером и даже побывал в плену.
В 1900 году начинается политическая карьера Черчилля, он стал членом парламента от Ланкашира. Спустя 4 года победил в выборах в Палату Общин от партии либералов. В 1908 году Черчилль возглавил совет по внутренней торговле и внутренним делам государства, а через несколько лет в Первой мировой войне – британский флот. Одновременно Черчилль создает военно-воздушные силы Великобритании.
Еще ряд реформ Черчилль проводит уже после войны, будучи госсекретарем по военным делам. С началом Второй мировой его снова назначают лордом адмиралтейства. А после отставки Чемберлена Черчилль становится премьер-министром.
Черчилль достаточно прохладно относился к политике СССР и поддерживал НАТО. Интересно, что именно ему принадлежит крылатая фраза «железный занавес».
Он вошел в историю Великобритании как самый яркий английский политик 20 века, находившийся у власти в течение правления шести монархов – начиная с королевы Виктории и до её праправнучки Елизаветы II. Все его жизненные достижения трудно перечислить – он во всем был талантлив и успешен. За свой вклад в литературу Уинстон Черчилль получил Нобелевскую премию, а за политические достижения стал почетным гражданином США.
Он успел поучаствовать в боях в Судане, присутствовал при испытаниях атомной бомбы, ставшей главной угрозой послевоенного мира. Со своими неизменными котелком, тростью и сигарой, Черчилль был прекрасным дипломатом, художником и даже садовником в своем саду в Чартвелле. Его картины периодически выставлялись в Королевской Академии, а в 1958 там прошла личная выставка работ сэра Уинстона Черчилля.
В 1953 году королева Елизавета II пожаловала Черчиллю членство в рыцарском ордене Подвязки, что дало ему право на титул «сэр», а в 1955 году он отошел от большой политики, прожив в спокойствии десять лет, хотя некоторое время еще посещал парламент.
24 января 1965 года Уинстон Черчилль скончался в Лондоне от инсульта. Он был похоронен в родном графстве Оксфордшир.
По данным опроса, проведённого в 2002 году компанией BBC, его считают самым выдающимся британцем в истории.

24 января 1901 (120 лет назад) — 1 ноября 1971 (50 лет назад).
Михаил Ильич Ромм родился (11) 24 января 1901 года в Иркутске. В годы гражданской войны (1918-1921) служил секретарем Главскладпродарма в Красной Армии.
В 1925 году он окончил факультет скульптуры Высшего художественно-технического института, работал скульптором, переводчиком, научным сотрудником по вопросам кино, сценаристом.
В 1931 году получил должность ассистента режиссера в «Союзкино» (сейчас «Мосфильм»), а через два года стал режиссером-постановщиком. В 1934 году вышел его первый фильм – «Пышка» по новелле Ги де Мопассана.
В 1937-1939 годах Ромм снял два фильма о Ленине («Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»), в которых Ленин предстает живой человечной личностью. Вождя большевиков в этих фильмах сыграл Б.Щукин.
В 1940-1950-е годы Ромм снимает антифашистские фильмы: «Человек № 217», «Русский вопрос» (за эти два фильма Ромм получил Сталинскую премию). Признанным шедевром считается документально-публицистический фильм Ромма «Обыкновенный фашизм», вышедший в 1965 году. Сегодня он назван классикой кинематографа.
А его историческая дилогия «Адмирал Ушаков» и фильм «Корабли штурмуют бастионы» отличаются большим постановочным размахом. Еще одна из известных работ режиссера — картина «Девять дней одного года» (1962), посвященная советским физикам. В ряде своих фильмов он выступил и в качестве сценариста.
Много лет Ромм преподавал во ВГИКе (с 1958 — профессор), писал книги о киноискусстве.
Народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских премий и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых — Михаил Ромм награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Ленина, медалями и призами различных МКФ.
Незавершенной осталась последняя работа режиссера – документальный фильм «Мир сегодня». Михаил Ильич Ромм умер 1 ноября 1971 года в Москве. Фильм был закончен М.Хуциевым, Э.Климовым и Г.Лавровым и вышел на экраны в 1974 году под названием «И все-таки я верю».

24 января 1942 (79 лет назад) — 26 апреля 1997 (24 года назад).
Валерий Владимирович Ободзинский родился 24 января 1942 года в Одессе, когда город был оккупирован фашистами.
В полтора года его чуть не застрелил немецкий офицер. Потом было голодное детство, юность в среде одесских хулиганов. Он хорошо пел, играл на контрабасе, был обаятелен – и отвлекал публику, пока шайка «чистила» карманы… После школы Валера работал кочегаром, а потом массовиком на пароходе.
В начале 1960-х он поступил в Томское музыкальное училище. После его окончания устроился в местную филармонию, где начал выступать с концертами. Несколько лет проработал в концертных бригадах разных городов Сибири. В 1961 году женился, появились дети – две дочери, Анжелика и Валерия.
К этому времени Валерий стал уже одним из самых популярных певцов СССР. Его «Восточную песню», «Эти глаза напротив», «Колдовство» помнят до сих пор, а тогда это вообще были невероятные шлягеры. Все концерты шли с аншлагом, рядам поклонниц не было предела, пластинки расходились мгновенно. Конкурентов на эстраде у него практически не было – так же любим был только, пожалуй, Муслим Магомаев.
Однако не все было так безоблачно. С ростом популярности его стали все чаще критиковать в официальных изданиях. Ведь в его репертуаре были песни о Любви – но не к партии и советской власти, а вел себя на сцене он свободно и раскованно – слишком уж по-западному… Его нещадно стали вырезать из телевизионных программ.
В 1971 году тогдашним министром культуры РСФСР было дано распоряжение не разрешать концерты Ободзинского в пределах страны. Начались сложные годы, а с ними и проблемы с алкоголем – привычный метод борьбы с депрессией… Он еще выступал, но все меньше и меньше. Он пил – и нередко во время гастрольных поездок.
В 1983 году Ободзинский спел только один концерт в Москве, а в 1986 ушел со сцены. Его семья к тому времени разрушилась. Никто не знал, где и как живет недавний кумир. А он работал сторожем на фабрике, и продолжал разрушать себя алкоголем. Пока в июле 1991 года судьба не свела его с верной и преданной до последних дней спутницей, поклонницей его таланта Анной Есениной. Она помогла ему справиться с зависимостью и даже сумела возвратить, хоть ненадолго, радость творчества.
Умер Валерий Владимирович Ободзинский 26 апреля 1997 года в Москве. Ему было всего 55 лет.

24 января 1942 (79 лет назад).
Людмила Михайловна Савельева родилась 24 января 1942 года в Ленинграде (сегодня — Санкт-Петербург) во время блокады. С 11 лет она занималась балетом. В 1962 году Людмила окончила Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Карьера балерины у девушки складывалась удачно. Она успела станцевать Жизель, принимала участие в экранизации балета «Спящая красавица» (1964). В Мариинском театре из неё собирались сделать солистку. Однако в её судьбу вмешался кинематограф.
На балерину обратил внимание помощник режиссёра С.Бондарчука и пригласил в Москву на кинопробы на роль Наташи Ростовой в фильм «Война и мир». На эту роль пробовалось много актрис (А.Вертинская, Н.Кустинская, Н.Фатеева), но утвердили Савельеву, и с 1964 года она начала сниматься в кино.
«Война и мир» Бондарчука – поистине эпохальное произведение. Фильм с огромным успехом прошел по всему миру, в США ему был присужден «Оскар», а Савельевой он принес мировую славу и любовь зрителей. На Московском кинофестивале она получила сразу две награды – за лучший дебют и приз зрительских симпатий.
Ещё во время съёмок этого фильма, Людмила продолжала выступать на сцене. Она разрывалась между балетом и кино, пыталась совмещать и то, и другое. Но физически такую нагрузку трудно было выдержать, и Людмила выбрала кино, о чём потом совершенно не жалела.
Покинув Театр оперы и балета, Савельева с 1967 года стала актрисой Театра-студии киноактёра. Тогда же она познакомилась с Александром Збруевым. Вскоре они поженились, и с тех пор вместе. В 1968 году у них родилась дочь.
Следующую роль в кино Людмиле предложили режиссёры Алов и Наумов – в своём фильме «Бег» (1970) по М.Булгакову. В том же году Савельева сыграла в картине Ю.Карасика «Чайка», получившей Приз «Серебряный Хьюго» на Международном кинофестивале в Чикаго, и во французско-итальянской мелодраме «Подсолнухи». А в Японии 1970 год был объявлен Годом Людмилы Савельевой.
Актриса очень серьёзно подходила к выбору ролей. Однажды задав для себя высокую планку, она не снижает её в течении всей своей жизни. В 1970-1980 годах она снялась в таких фильмах, как «Всадник без головы», «Юлия Вревская», «Шел четвертый год войны», «Успех», «Нам не дано предугадать» и других.
С начала 1990-х годов Людмила Михайловна и вовсе перестала сниматься. После долгого перерыва она вернулась в кинематограф, сыграв в философской притче В.Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки» (1999). После этого последовали главная роль в драме С.Соловьева «Нежный возраст» и роль снова в картине В.Наумова «Часы без стрелок» (2001). В 2009 году вышел фильм Сергея Соловьева «Анна Каренина» по роману Льва Толстого, где Савельева снялась в роли княгини Щербацкой.
За всю свою творческую жизнь Людмила создавала только положительные образы, ей так и не пришлось играть «злодеек». «Я играю только те роли, которые мне по-настоящему нравятся. Я никогда не рвалась в кино только ради того, чтобы сниматься, и от многих предложений отказывалась», – говорит сама актриса.
Сегодня Народная артистка РСФСР Людмила Михайловна Савельева живёт и работает в Москве.

24 января 1953 (68 лет назад).
Трудно переоценить его вклад в миротворческую деятельность. Высокая гражданская позиция Юрия Башмета в сочетании с его выдающейся творческой деятельностью ставят его имя в ряд самых великих имен современности.
Юрий Абрамович Башмет родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. После окончания Львовской средней специальной музыкальной школы в 1971 году учился в Московской консерватории по классу альта. С 1976 по 1978 годы учился в ассистентуре Московской консерватории. В это время о Юрии уже говорили как об одаренном артисте.
В 1972 году Юрий приобрел альт знаменитого итальянского мастера 18 века, на котором играет на всех концертах. В 1976 году началась концертная деятельность Башмета. Он выступает не только в России, но и в концертных залах европейских стран, Северной и Латинской Америки, Австралии и Японии. Всемирное признание и авторитет альтиста Юрия Башмета не знают границ, а с 1985 года он еще и дирижер.
В 1986 году он организовал камерный оркестр «Солисты Москвы», но через некоторое время музыканты ансамбля решают остаться во Франции. Юрий возвращается на родину, а ансамбль через некоторое время распадается.
Следующая попытка создания ансамбля с тем же именем была более удачной. С 1992 года существует уникальный ансамбль, без которого немыслима музыкальная жизнь России и других стран мира. Оркестр записал несколько компакт-дисков, с большим успехом проводит гастроли.
Сам Юрий Башмет выступает как сольно, так и совместно с ведущими оркестрами мира. В его репертуаре есть музыка различных стилей и эпох. Интерпретация Башметом некоторых классических произведений признана выдающейся («Чакона» Баха, Симфония-концерт для скрипки и альта Моцарта, Соната «Арпеджионе» Шуберта и другие).
Он также преподает в Московской консерватории и проводит мастер-классы по всему миру, занимается просветительской и благотворительной деятельностью, является постоянным участником различных музыкальных фестивалей мира, ведёт авторскую программу «Вокзал мечты» на телеканале «Россия Культура».
Также Юрий Абрамович — основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве, президент Международного конкурса альтистов имени Л.Тертиса в Англии и других музыкальных фестивалей. Он является членом Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Общественного совета при Министерстве обороны РФ.
О творчестве и уникальной личности Юрия Башмета снято несколько фильмов. Он удостоен звания Народный артист СССР, Государственных премий СССР и России, орденов и медалей, в том числе и иностранных, а также различных музыкальных премий.
Сегодня всемирно известный музыкант, художественный руководитель, дирижёр и солист ансамбля «Солисты Москвы», педагог и общественный деятель — Юрий Башмет продолжает свою творческую карьеру.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".