День работника культуры России.

День работника культуры отмечается в России ежегодно 25 марта. Этот профессиональный праздник деятелей культуры и искусства, людей творческих профессий, а также хранителей и популяризаторов культурного наследия установлен Указом Президента РФ №1111 от 27 августа 2007 года.
О необходимости учреждения такого профессионального праздника весной 2007 года говорил Александр Соколов, занимавший тогда пост министра культуры РФ. Он пояснил, что мартовская дата была выбрана в связи с тем, что многие регионы отмечают собственный день работника культуры, также министр обратил внимание, что дату федерального Дня работника культуры необходимо «развести с другими профессиональными праздниками».
Ведь именно культура формирует самосознание человека и целых поколений, её развитие влияет на образование и эстетическое воспитание детей и молодежи, мотивирует созидание и творческий поиск. По мнению Дмитрия Лихачева, культура является «главным смыслом и глобальной ценностью человеческой жизни», в ней кристаллизуется все то, чем живет человек, что волнует его в общественной и личной жизни, составляет содержание его идеалов, мыслей, чувств.
Культура России складывалась на протяжении многих веков. Объединив в себе уникальные традиции и достижения многих народов, сегодня она является богатейшим общенациональным достоянием. Благодаря работникам культуры, миллионы людей имеют возможность любоваться произведениями живописи, скульптуры и кинематографии, слушать хорошую музыку, восхищаться драматическим и танцевальным искусством…
Работниками же культуры называют профессионалов своего дела, занятых в культуре и искусстве, кинематографии, полиграфии, книгоиздании, средствах массовой информации, спорте, туризме. Работники культуры имеют свой профессиональный союз — Российский Профсоюз работников культуры. А в свой праздник лучших из них традиционно награждают государственными и ведомственными наградами.
В России уже установлены некоторые профессиональные праздники, связанные с культурой и искусством — День музеев, День российской печати, День российского кино, Общероссийский день библиотек и другие.
Сегодня профессиональный праздник отмечают хранители и создатели культуры — сотрудники музеев и библиотек, деятели театров и концертных организаций, специалисты домов культуры, городских и деревенских клубов, коллективы художественной самодеятельности. К своему празднику они, конечно же, традиционно организуют множество прекрасных культурных мероприятий.
Международный день памяти жертв рабства и трансатлантической работорговли.

«Отмечая этот день, мы должны противостоять худшим качествам людей. Но при этом в прошлых и нынешних противниках рабства мы воспеваем и лучшие стороны человека».
8-й Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун
Международный день памяти жертв рабства и трансатлантической работорговли (International Day of Remembrance of the Victims of Slavery and the Transatlantic Slave Trade) отмечается ежегодно 25 марта на протяжении нескольких последних лет. Соответствующая резолюция Генеральной ассамблеи ООН № A/RES/62/122 вышла 17 декабря 2007 года.
Задача международной даты — сохранять память о трансатлантической торговле людьми и рабстве, а также разъяснять будущим поколениям причины и последствия этих явлений.
Не менее важная цель — доносить до сведения общества информацию об опасности, которую несут расовые предрассудки. В связи с этим, специалисты ООН создали учебно-просветительскую программу, которая должна охватывать учебные заведения и общественные организации.
Памятные мероприятия, которые проводятся во многих странах 25 марта, посвящаются миллионам человек, ставших в свое время жертвами рабства. Участники программы пытаются понять, кем были эти люди, как сложились их судьбы, какую память они смогли оставить о себе.
Также каждый год мероприятия Дня посвящены определенной теме, среди которых в разные годы были: «Разорвать пелену молчания — ударить в барабан», «Осознание трагедии — путь к преодолению ее последствий», «Не молчи – помни!», «Выражение нашей свободы через культуру», «Трансатлантическая работорговля: живое наследие неизвестных 30 миллионов человек», «Чествование героев, сопротивленцев и выживших», «Женщины и рабство», «Помни о рабстве: чествование наследия и культуры африканской диаспоры и ее корней» и другие.
Трансатлантическая работорговля, продолжавшаяся 400 лет, стала самым массовым в истории человечества насильственным перемещением людей на большое расстояние. По оценкам ЮНЕСКО, в ту эпоху из Африки было вывезено 25–30 миллионов человек. Невольников заковывали в кандалы и доставляли в страны Северной и Южной Америки. За четыре столетия дно Атлантического океана превратилось в общую могилу миллионов людей, не переживших трудный путь. Кроме того, миллионы человек умерли после прибытия в пункт назначения — от мучений и непосильного рабского труда.
Именины:
Александр, Владимир, Григорий, Дмитрий, Иван, Константин, Сергей, Семен
Хроника знаменательных событий в истории.
25 марта 421 г. 1601 год назад, день основания Венеции.

Знаменитая Венеция, город в северной Италии, по легенде была основана в этот день в 421 году. Во всяком случае, такого мнения придерживаются жители Венеции, которые ежегодно 25 марта торжественно отмечают эту дату.
На сегодняшний день Венеция практически единственный город, сохранивший неизменным свой средневековый облик. Исторический центр Венеции расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов.
Промышленно-портовая часть Венеции материковая. Здесь развиты судостроение и судоремонт, цветная металлургия, химическая, нефтеперерабатывающая, электротехническая и лёгкая промышленности. Известно также производство художественных изделий из стекла (остров Мурано; музей), кружев (остров Бурано), мозаики. В Венеции есть университет, консерватория, музеи (в том числе Галерея Академии искусств), театры. Например, первый общедоступный оперный театр (1637—1812), оперный театр «Фениче» (1792).
Островная Венеция — морской курорт, центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных и архитектурных выставок. Внутригородские перевозки осуществляются на моторных судах, гондолах, баржах.
Есть и легенда, повествующая о создании этого города. Согласно этой легенде, воды лагуны расступились, и миру явился «град неописуемой красы». Но существует и другая, представляющаяся более правдоподобной версия. Согласно ей в этот день жители окрестных берегов переселились на острова лагуны в надежде укрыться от иноземных захватчиков.
25 марта 1532 г. 490 лет назад, в Риме опубликована «История Флоренции» Никколо Макиавелли.

25 марта 1532 года, спустя пять лет после смерти Никколо Макиавелли, в Риме была опубликована его «История Флоренции» (итал. Istorie fiorentine).
Это был объемистый трактат, над которым Макиавелли работал в 1520-1527 годах по заказу Флорентийского университета, напрямую подчинявшегося кардиналу Джулио Медичи.
В этой книге описывались события вплоть до 1492 года. Макиавелли остановил повествования за два года до того момента, как семейство Медичи, фактически управлявшее городом, было свергнуто и изгнано.
В 1512 году представители рода Медичи вернулись к власти, а люди, придерживающиеся демократических убеждений, вроде Макиавелли, сами подверглись опале.
Макиавелли своим сочинением надеялся заслужить прощение и благосклонность Медичи и снова получить какой-нибудь государственный пост. Однако, он так и не смог заставить себя написать дурно о коротком периоде народного правления…
«История» и сегодня полна глубокого смысла, она доносит до нас напряженный драматизм эпохи Возрождения — времени великих взлетов и великих падений. Её страницы заполнены реальными действующими лицами. Человек, гражданин, народ, страна — вот главные темы его «Истории». Острые социальные схватки — закономерность, движущая весь исторический процесс, — такова концепция Макиавелли-историка.
Это первая в истории европейской мысли книга, сочетающая в себе глубокий анализ человеческой жизни, тонкий психологизм и широкое мировоззрение, и первое исследование, посвященное истории Италии.
Здесь прошлое изучается на фоне современности для использования опыта побед и поражений в Италии будущего.
25 марта 1872 г. 150 лет назад, день рождения почтовой открытки в России.

25 марта отмечается один из Дней рождения почтовой открытки. Как такое возможно? Возможно, так как есть несколько вариантов рождения этого традиционного способа отправки сообщений.
Дело в том, что всемирным днём рождения почтовой открытки правильнее было бы считать дату 1 октября, так как именно 1 октября 1869 года первая корреспондентская карточка (как тогда называлась почтовая открытка) вышла в свет, то есть начала официальное хождение. Отпечатана она была в Венской типографии. Особенностью этого отправления было то, что оно не запечатывалось в конверт. Именно это (открытость содержания) препятствовало появлению открытки чуть раньше, когда 30 ноября 1865 года глава почты Северогерманского Союза Г. фон Стефан впервые предложил создать подобный вид почтового отправления. Это событие позволяет дате 30 ноября также претендует на право именоваться Днём рождения почтовой открытки, хоть и косвенно.
В России почтовая открытка начала хождение чуть позже, но эту дату можно смело называть Днём рождения почтовой открытки России – 25 марта 1872 года.
К слову, своё право на первенство в создании открытки заявляют и англичане, указывая на то, что ещё в 1840 году Генри Коул заказал 1000 (!) карточек с изображением семьи и поздравительными словами в типографии и разослал их многочисленным родственникам и друзьям на Рождество.
Опасения за принятие обществом открытки как открытого письма, отправляемого на картонке установленного образца (стандарт открытки был утверждён в 1878 года на Всемирном почтовом конгрессе) оказались напрасными. Открытка получила невероятную популярность. Она использовалась преимущественно для поздравлений или кратких сообщений и представляла собой картонный лист стандартного размера 9х14 см (позже был изменён на 10,5х14,8 см), на одной из сторон которого располагалось место для приклеивания почтовой марки, а также небольшого текста и адреса отправителя и получателя. Чистая сторона открытки нередко использовалась солдатами для рисунков, которые они отправляли домой вместе с посланием. Ещё большую популярность открытка приобрела после того, как лицевая сторона бланка превратилась в красочную картинку. По одной из версий именно солдатские открытки с рисунками времён Франко-Прусской войны дали толчок появлению красочных открыток. И здесь лавры первенства оспаривают, конечно, немцы с французами.
Рубеж 19-20 веков стал пиком популярности почтовых открыток, хотя они с успехом использовались весь прошлый век и продолжают использоваться и сейчас. Именно на рубеже веков рисунки на открытках стали тематическими и у отправителя появилась прекрасная возможность подобрать открытку, соответствующую случаю, событию, тексту сообщения или же просто настроению.
В России изначально правом печатать открытки («открытые письма», а с 1909 года – «почтовые карточки») обладала только Почта, а с 1894 года такое право получили и частные типографии. Почтовая открытка либо включала в себя отпечатанное изображение почтовой марки, либо на бланке отводилось место для приклеивания таковой.
Разнообразие вариантов художественного оформления открыток вылилось в один из видов коллекционирования, названный филокартией. По своей популярности он уступает лишь филателии и нумизматике. Одним из занимательных достижений Книги рекордов Гиннесса стал канадец – обладатель наибольшей коллекции почтовых открыток, насчитывающей 205120 штук.
Этот факт не удивляет, так как типу оформления почтовых открыток очень разнообразен. Современные источники указывают на такие виды открыток, как поздравительные, видовые, открытки-репродукции, художественные, рекламные, историко-событийные, политические, патриотические, фотооткрытки, деловые, ручной работы, музыкальные.
Радует, что в современном мире, где получили широкое распространение электронные способы передачи информации и общения, почтовая открытка сохранилась и продолжает не только радовать тех, кто увлекается филокартией, но и продолжает выполнять свои первоначальные функции.
25 марта 1997 г. 25 лет назад, у берегов Эквадора обнаружен легендарный морской клад.

25 марта 1997 года охотники за сокровищами во главе с аргентинцем Херманом Моро обнаружили у берегов Эквадора затонувший в 1654 году испанский галеон «La Capitana». Галеон шел из Южной Америки в Испанию – с большим грузом награбленного у инков золота и серебра…
Затонувший корабль был буквально битком набит ценностями, так что эксперты растерялись, оценивая возможную стоимость находки – от нескольких миллионов до нескольких миллиардов долларов.
Более объективную оценку помогли сделать монеты, поднятые с корабля. Но, в итоге было обнаружено одно несоответствие: если верить историческим документам, то на судне находился чрезвычайно крупный груз золота и серебра, в действительности же с затонувшего корабля было поднято всего около двадцати тысяч серебряных монет. По меркам той эпохи не так уж много…
Сами кладоискатели, перечитавшие все имеющиеся материалы об этом галеоне в библиотеках и архивах, убеждены в том, что нашли судно, принявшее часть груза тонущего «La Capitana», а затем также потерпевшее крушение.
Знаменитый же галеон с несметными сокровищами по-прежнему покоится на дне океана, и в истории его поисков еще рано ставить точку.
25 марта 2018 г. 4 года назад, произошел пожар в торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня» в Кемерово.
25 марта 2018 года в торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня» в Кемерово произошел пожар. Возгорание возникло на последнем этаже, где находились кинозалы, батуты, детские развлекательные комплексы. В тот воскресный день во время школьных каникул здесь особенно много было детей…
Огонь распространялся молниеносно. Площадь пожара составила 1600 квадратных метров. Пожару был присвоен третий номер сложности по пятибалльной шкале, а на территории Кемеровской области был введён режим чрезвычайной ситуации федерального уровня.
Страшная трагедия унесла жизни 60 человек, из них – 37 детей, несколько десятков пострадало. Этот пожар стал вторым крупнейшим в истории современной России по числу жертв после пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» в 2009 году, в котором погибло 156 человек.
События в Кемерово не оставили равнодушными никого. Акции памяти и минуты молчания прошли в те дни по всей России. 28 марта 2018 года был объявлен общенациональный траур в память о тех, чьи жизни трагически оборвались в результате страшного пожара в Кемерово. Указ об этом подписал Президент РФ Владимир Путин. По всей стране были приспущены флаги, отменены развлекательные мероприятия.
Рядом со сгоревшим торгово-развлекательным комплексом, в сквере, вырос стихийный мемориал. Друзья и родственники погибших и пострадавших, жители и неравнодушные люди несли сюда цветы, детские игрушки, зажигали свечи… Именно сюда выбегали из горящего здания люди, спасаясь от пожара и пытаясь найти своих родных.
По факту возгорания Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело.
Персоны:

25 марта 1259 (763 года назад) — 13 февраля 1332 (690 лет назад).
Андроник II Палеолог (греч. Ανδρόνικος Β’ Παλαιολόγος) родился 25 марта 1259 года в Никее, в семье императора Михаила VIII, основателя династии Палеологов. Свое самостоятельное правление Андроник начал в 1282 году с умиротворения церкви и приведения в порядок церковных дел, запутанных его отцом. Другой заботой императора стали внешние войны и внутренние смуты, потрясавшие страну во все время его правления.
Главной бедой империи стал быстрый и полный развал армии. Еще в первые годы правления советники уговорили императора сократить издержки на флот. Совет этот был принят и оказался гибельным: в скором времени ромеи были не в состоянии защититься даже от пиратов, которые чрезвычайно усилились и сделались грозой всех островов и прибрежных городов.
С другой стороны, Андроник очень подозрительно относился к ромейской армии. Гораздо охотнее он пользовался услугами наемников. Но, сделав выбор в пользу иноземцев, он только показал свою недальновидность. Наемники превратились в настоящее бедствие для государства. Денежные издержки на них были огромны и неподъемны для государственной казны. Наемники бесчинствовали в отвоеванных от турков городах.
Сын Андроника, Михаил, боролся с ними как мог, но он был никуда не годным полководцем. Впрочем, он оставался примерным сыном, и под его защитой Андроник мог спокойно отдаваться ученым занятиям в Константинополе.
Гораздо хуже пошли его дела, когда в 1320 году Михаил скончался. После него остался сын, тоже Андроник, непутевый молодой человек. В 1321 году Андроник Младший поднял мятеж во Фракии. Когда Андроник Младший явился с войском под стенами столицы, император, понимая, что городская чернь не останется в покое и взбунтуется, если увидит перед городскими воротами мятежников, пошел на значительные уступки. Договорились, что Андроник Младший будет самодержавно управлять Фракией и Македонией. В 1325 году Андроник Младший во второй раз подступил к столице с фракийским войском, принудил деда объявить его соправителем и венчать на царствие.
В 1328 году началась третья гражданская война. От участия в делах Андроник II был отстранен совершенно. От печали он потерял прежнюю бодрость тела и вскоре ослеп. Старика заставили отречься от царской власти и постричься в монахи.
Умер Андроник II Палеолог в бедности и крайней нужде 13 февраля 1332 года.

25 марта 1479 (543 года назад) — 3 декабря 1533 (489 лет назад).
Василий III Иванович родился 25 марта 1479 года. Он был вторым сыном Ивана III, который стремился передать всю полноту власти по линии старшего сына. Поэтому он еще в 1470 году объявил своим соправителем и наследником своего сына от первого брака Ивана Молодого, который, однако, в 1490 году скончался.
Последовавшая за этим борьба за определение будущего престолонаследника закончилась победой Василия III. Сперва он был объявлен Великим князем Новгородским и Псковским, а в 1502 году Великим князем Московским и Владимирским и Всея Руси самодержцем, то есть стал соправителем отца.
После смерти Ивана III в октябре 1505 года Василий III беспрепятственно вступил на престол, получив по завещанию отца великое княжение Московское, право управления столицей и всеми ее доходами, право чеканки монеты, 66 городов и титул «Царя всея Руси».
Став во главе государства, Василий продолжил политику отца — «собирания земель», укрепления великокняжеской власти и отстаивания интересов православия в Западной Руси. Он с самого начала энергично боролся за централизацию государства, при нем к Москве были присоединены последние полусамостоятельные русские земли — Псков (1510), Волоцк (1513), Смоленск (1514), Рязанское (1521), Стародубское и Новгород-Северское (1522) княжества.
Во внешней политике Василий III, помимо борьбы за русские земли, также вел периодические войны с татарами Крымского и Казанского ханств, совершавших набеги на Москву. Дипломатическим приемом Василия по ограждению от нападений было приглашение татарских царевичей на московскую службу, получавших при этом обширные земли.
В отношении более далеких стран он проводил по возможности дружественную политику. Василий вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии; принимал послов Дании, Швеции, Турции, индусского султана Бабура; обсуждал с Папой римским возможность унии и войны против Турции. Торговые отношения связывали Москву с Италией, Францией и Австрией.
В своей внутренней политике Василий III, для укрепления единодержавия, вел борьбу с родовитым боярством и феодальной оппозицией. За выступление против политики Великого князя в разные годы подверглись опале многие бояре и князья, и даже митрополит Варлаам. Василий принял меры к выводу остатков удельных властвований в новые места. Результат такой политики — быстрый рост поместного дворянского землевладения, ограничение иммунитета и привилегий княжеско-боярской аристократии.
Также Василий III отодвигал бояр от участия в решении государственных вопросов. «Советы» с Боярской Думой во время его правления имели в основном формальный характер: все дела решались царем лично или в контакте с немногими доверенными людьми. Однако сила традиции была такова, что на значимые места в войске и управлении царю приходилось назначать представителей боярства.
Время правления Василия III также ознаменовалось подъемом русской культуры, распространением московского стиля литературного письма, занявшего ведущее место среди остальных областных литератур. Тогда же сложился архитектурный облик московского Кремля, превратившегося в хорошо укрепленную крепость.
Василий был дважды женат. Первый его брак был устроен еще Иваном III в 1505 году. Жена — боярская дочь Соломония Сабурова. Поскольку этот брак был бесплоден, Василий (несмотря на протесты церкви) добился развода в 1525 году. Вторая его жена — княжна Елена Глинская, на которой он женился в 1526 году. В этом браке родились сыновья Иван (будущий Грозный) и слабоумный Юрий.
Скончался Великий князь Василий III Иванович 3 декабря 1533 года от заражения крови, вызванного нарывом на левом бедре, успев постричься под именем Варлаама. Он был погребен в Архангельском соборе московского Кремля. Своим наследником умирающий князь объявил трехлетнего сына Ивана, а регентами назначил бояр Д.Бельского и М.Глинского.

6 августа 1798 (224 года назад) — 25 марта 1840 (182 года назад).
Павел Николаевич Демидов родился 6 августа 1798 года. Воспитание и образование он получил в Париже, в лицее Наполеона. По возвращении в Россию с 1812 по 1826 год служил в Кавалергардском полку.
Владелец богатейших Сибирских чугуноплавильных заводов, егермейстер двора Его Величества, почетный член Императорской Академии Наук — Демидов в 1831 году был назначен гражданским губернатором Курской губернии.
Покровительствуя процветанию научных знаний в России и владея громадными богатствами, Демидов с 1830 года и до конца жизни ежегодно в день рождения Александра Николаевича (будущего императора Александра II) вносил в Академию Наук солидные суммы «на награды за лучшие по разным частям сочинения в России» и «на издание увенчанных Академиею рукописных творений». За щедрое пожертвование Демидов удостоился выражения особого благоволения императора Николая Павловича.
Начиная с 1832 года Академия Наук из пожертвованного Демидовым капитала ежегодно назначала за выдающиеся сочинения Демидовские премии — большие и малые.
Вместе с братом своим Анатолием Павел Николаевич учредил в Санкт-Петербурге детскую больницу, на содержание которой внёс особый капитал, и, кроме того, сделал крупные пожертвования в Комитет инвалидов, в Приют для бедных, в Общество садоводства и другие.
Павел Николаевич был женат на Авроре Карловне Шернваль, и от этого брака имел единственного сына Павла, получившего княжеский титул Сан-Донато.
Умер Павел Николаевич Демидов в Майнце 25 марта 1840 года.

10 марта 1802 (220 лет назад) — 25 марта 1853 (169 лет назад).
Василий Андреевич Каратыгин родился (26 февраля) 10 марта 1802 года в Петербурге. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством Василий занимался с Шаховским и Катениным – видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии.
В 1820 году Каратыгин дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с Пушкиным, Грибоедовым, Рылеевым, Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю.
На раннем этапе творчества он был связан с традициями классицизма, тогда же определились характерные черты его актёрского стиля – приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз.
Василий Андреевич пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петербургского Александринского театра Каратыгин – ведущий трагик этого театра.
Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя – ревность Отелло, стремление захватить престол – у Гамлета. Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Белинский и Надеждин отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество Мочалова.
Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгина. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины. Вскоре Белинский высоко оценил психологически сложное раскрытие Каратыгиным образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI («Заколдованный дом» Ауфенберга, 1836).
Творчество Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства.
Он был первым исполнителем ролей Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона («Каменный гость», 1847, и «Скупой рыцарь», 1852, Пушкина), Арбенина («Маскарад» Лермонтова, 1852). Перевёл и переделал для постановки на русской сцене более 40 пьес.
Умер Василий Андреевич Каратыгин (13) 25 марта 1853 года в Петербурге. Он остался в истории театра как великий русский трагик.

22 августа 1862 (160 лет назад) — 25 марта 1918 (104 года назад).
Дебюсси – признанный глава и ярчайший представитель музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов, лирическая опера и романс.
Клод Дебюсси (фр. Claude Debussy) родился 22 августа 1862 года близ Парижа. Значительным было воздействие на него русской музыки, а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.
Первые уроки фортепиано он начал брать еще в 1870 году, а в 10-летнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где помимо игры на инструменте также обучался в классе гармонии и аккомпанемента и композиции. Тогда же Дебюсси начал сочинять и первые свои произведения.
Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна», в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии.
Одно из наиболее значительных созданий композитора – опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М.Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж.Пуччини, Б.Бартока, Ф.Пуленка, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева.
Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 симфонических эскиза «Море» (1905), самое крупное симфоническое сочинение. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.
Всего за свою жизнь композитор создал 5 опер, 3 балет и множество оркестровых, фортепианных и камерных произведений. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров 20 века, оказало существенное влияние на композиторов многих стран.
Клод Дебюсси умер 25 марта 1918 года в Париже.

25 марта 1871 (151 год назад) — 16 мая 1960 (62 года назад).
Игорь Эммануилович Грабарь родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году. Игорь окончил гимназию, а в 1889 году – Московский лицей.
Он мечтал стать художником и в 1889 году поехал в Петербург, где поступил в университет сразу на два факультета – юридический и историко-филологический. На жизнь зарабатывал написанием рассказов.
В 1894 году Грабарь поступил в Академию художеств, учился в мастерской Ильи Репина. В 1895 году он едет в Италию, Париж и далее по всей Европе, изучая работы признанных мастеров живописи и архитектуры.
Вернувшись в Россию в 1900 году, он пишет свои лучшие картины, посвященные русской природе: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Мартовский снег» (1904), «Хризантемы» (1905).
В 1910 году художник увлекается архитектурой, изучает историю искусства и пишет первую «Историю русского искусства» в шести томах (1909-1916).
С 1913 по 1925 годы Грабарь является директором Третьяковской галереи, занимается защитой памятников архитектуры. В 1918 году по его инициативе были образованы Центральные реставрационные мастерские (сегодня они носят его имя).
Увлечение живописью возвращается после 1924 года. К этому периоду принадлежат известные портреты родных Грабаря, ученых и музыкантов: «Портрет матери» (1924), «Светлана» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С.А. Чаплыгина» (1935), автопортреты, картины, посвященные В.И. Ленину. Продолжает он и пейзажную живопись: «Последний снег» (1931), «Березовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954).
До конца жизни художник оставался хранителем традиций русской живописи конца 19 века.
Скончался Игорь Эммануилович Грабарь 16 мая 1960 года в Москве.

2 октября 1902 (120 лет назад) — 25 марта 1988 (34 года назад).
Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 года в Тамбове. Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-1941 годах он работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке.
В первые годы Великой Отечественной войны Гальперин был начальником лечебной части эвакогоспиталя в Свердловской области. С 1943 года он работал в МГУ им. М.В.Ломоносова — доцент, профессор (с 1966), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971), профессор-консультант (с 1983).
Гальпернин является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Им выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования и специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Петр Яковлевич аргументировано выдвинул и развил положение о преимуществе целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования.
Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. В качестве теорий второго уровня Гальперин выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки.
Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило– антропо– и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности – вот основные составляющие психологической концепции Гальперина.
Гальперин создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение. Его подходы и теории не раз становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций.
Скончался Петр Яковлевич Гальперин 25 марта 1988 года в Москве.

28 июля 1926 (96 лет назад) — 25 марта 2020 (2 года назад).
Инна Владимировна Макарова родилась 28 июля 1926 года в городе Тайга (ныне Кемеровской области). С детства она занималась в драматическом кружке. Здесь к девочке пришел первый успех. Во время войны 15-летняя Инна вместе с труппой драмкружка ездила по госпиталям, где ребята давали концерты перед ранеными.
В 1943 году Инна поступила во ВГИК (мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой). Вместе с ней на одном курсе учились: С.Бондарчук, К.Лучко, Л.Шагалова, Е.Моргунов…
Во время учёбы Макарова весьма успешно играла на сцене. В одной из студенческих работ — пьесе «Кармен» П.Мериме — её заметил А.Фадеев, который увидел в девушке будущую исполнительницу роли в фильме «Молодая гвардия». Идея создания этого фильма возникла у С.Герасимова сразу же после выхода в печать знаменитого романа, а на главные роли он привлек своих студентов.
Роль в фильме «Молодая гвардия» в 1948 году стала дебютом Макаровой в кино и превратила её во всенародную любимицу. Также за эту работу молодая актриса была удостоена Государственной премии СССР. В этом же году Инна окончила институт. Очень многие театры приглашали её для работы, но она предпочла кинематограф и стала актрисой Театра-студии киноактёра.
В это же время Инна вышла замуж за Сергея Бондарчука, вместе они прожили 10 лет (в этом браке родилась дочь Наташа, впоследствии ставшая известной актрисой и кинорежиссёром).
В 1951 году Герасимов вновь пригласил Инну в свою картину «Сельский врач». Затем последовали роли в фильме В.Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова» и криминальной драме И.Хейфица «Дело Румянцева». Но по-настоящему звездой отечественного кино Макарова стала после роли в мелодраме А.Зархи «Высота», где актриса с блеском сыграла главную женскую роль. Фильм был с восторгом встречен не только советскими зрителями, но и за рубежом.
Сразу же после выхода «Высоты» актриса вновь снялась у И.Хейфица – в мелодраме «Дорогой мой человек», в котором сыграла одну из лучших своих ролей. Причем сценарий к этому фильму писатель Ю.Герман создал специально для Инны Макаровой и Алексея Баталова.
С годами росло артистическое мастерство актрисы, крепчал её талант. Ей становились под силу сложные драматические характеры, мудрый юмор. В 1960-70-е годы Макарова много снималась. Среди её замечательных работ — роли в комедиях «Девчата» и «Женитьба Бальзаминова», мелодрамах «Женщины» и «Русское поле», драмах «Преступление и наказание» и «Ещё не вечер», картине «Безответная любовь» и других.
Она является автором книги, где рассказала о своей жизни, о самых интересных встречах, о дорогих ей людях. Характерная и разноплановая, у неё не было не запоминающихся ролей. «Я очень горжусь, что никогда не снималась в плохих фильмах», — говорила актриса.
Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии и различных кинофестивалей, кавалер нескольких орденов — Инна Макарова немного снималась в последние годы, но много работала. Ездила по городам с концертами. Телесериал «Капитанские дети», вышедший в 2006-м, — одна из последних работ актрисы.
Инна Владимировна Макарова скончалась 25 марта 2020 года в Москве.

21 ноября 1927 (95 лет назад) — 25 марта 2007 (15 лет назад).
Тамара Макаровна Носова, звезда советской комедии, родилась в Москве 21 ноября 1927 года. В 1950 году окончила ВГИК. В 1953-1990 годах – актриса Театра-студии киноактёра.
Тамара Носова была одной из самых известных комических актрис отечественного кино 50-60-х годов 20 века. О ней постоянно говорили режиссеры, ее успешной карьере завидовали многие актрисы, о ее творчестве часто рассказывали СМИ.
В советские времена Носову справедливо называли королевой кинокомедии. Она была поистине острохарактерной актрисой, даже комической. Достаточно вспомнить несколько ее ролей: важная воображала Тося в «Карнавальной ночи» Рязанова, любвеобильная Комариха в «Свадьбе в Малиновке» Тутышкина, легкомысленная болтушка Ничкина из «Женитьбы Бальзаминова» Воинова, хозяйка борделя в «Бульварном романе» и, конечно, непревзойденная Донна Роза в «Здравствуйте, я ваша тетя!» Титова.
Были у нее и потрясающие драматические роли, и ярким примером стала Валентина Филатова в Герасимовской «Молодой гвардии». Острохарактерная актриса, она с легкостью справлялась с любой предложенной ей ролью. В кинематографическом багаже актрисы насчитывается около пятидесяти кинокартин, а еще она много ездила по стране с концертами.
Отдельное место в творчестве Носовой занимала работа в фильмах для детей, среди которых такие знаменитые сказки как: «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы», «В тридевятом царстве», «Новые похождения Кота в сапогах».
Последние годы актриса вела замкнутый образ жизни. Прекратила любое общение с коллегами по фильмам и по сцене, перестала поддерживать отношения практически со всеми соседями по лестничной клетке. Выходить на улицу Тамара Макаровна одна не могла – боялась потеряться. Несчастная, она несколько лет страдала страшной болезнью: звезда оказалась в железных лапах беспощадного склероза, к тому же у нее была хроническая ишемия головного мозга.
Последние годы народная артистка России была абсолютно одинока, жила очень бедно – ее пенсии не хватало даже на квартплату. Умерла Тамара Макаровна Носова 25 марта 2007 года в Москве. Урна с прахом актрисы была захоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища.

25 марта 1937 (85 лет назад) — 8 марта 2013 (9 лет назад).
Мария Пахоменко была первой в стране певицей, получившей Гран-при конкурса «Золотой Орфей». Это случилось в 1971 году, за четыре года до аналогичной победы Аллы Пугачевой. Победу Марии принесла песня «Чудо-кони» – жюри не смогло устоять перед чистотой и силой серебряного голоса певицы и ее красотой. «Её голос как чистый ручеек. Волосы как водопад. Её обаяние бесконечно», – писали о Марии Пахоменко в те годы, а один из западных журналистов назвал её «Нежной Машей». Мария Пахоменко привнесла на эстраду свой стиль исполнения – народный характер пения с эстрадным артистизмом.
Мария Леонидовна Пахоменко родилась 25 марта 1937 года в деревне Лютня Краснопольского района в Белоруссии.
Вокальные способности проявились у нее с детства – Мария пела в школьном хоре, а позже организовала квартет в радиотехническом училище, где училась. Вскоре квартет стал профессиональным под руководством В.Акульшина.
Позднее Мария окончила музыкальное училище им. М.П. Мусоргского. Выступала с ансамблем ДК им. Ленсовета.
С 1964 года она – солистка Ленинградского Музыкального эстрадного ансамбля под руководством Бадхена и Колкера при Ленконцерте. Мария Пахоменко спела очень много хороших песен. «Школьный вальс», «Стоят девчонки», «Качает, качает», «Признание», «Разговоры, разговоры», «Лучше нету того цвету», «Чудо-кони», «Ненаглядный мой», «Мужчины», «Разговоры», «Вальс при свечах», «Подсолнухи» и многие другие песни, прозвучав в ее исполнении, сделали Марию Пахоменко любимицей всей страны.
С песней «Чудо-кони» в 1971 году стала обладателем Гран-При конкурса «Золотой Орфей». Жюри поразил не только прекрасный голос и артистичность исполнения – она вышла на сцену, распустив струящейся волной свою роскошную густую косу длиной почти до пола.
Она Записала 10 дисков-гигантов и снялась на телевидении в шести музыкальных фильмах, вела телепередачу «Приглашает Мария Пахоменко».
Компакт-диски с лучшими песнями певицы выпущены в серии «Имена на все времена» (2002) и в серии «Золотая мелодия» (компакт-диск «Любовь останется», 2005).
Мария Пахоменко значительно повлияла на культуру развития советской эстрады. Ее имя по праву вошло в антологию отечественной песни.
8 марта 2013 года Народная артистка России Мария Пахоменко скончалась в возрасте 75 лет от скоротечного воспаления легких в отделении реанимации и интенсивной терапии петербургской городской больницы № 2. Она была похоронена в Комарово (Санкт-Петербург).

25 марта 1947 (75 лет назад).
Сэр Элтон Джон (англ. Elton John, настоящее имя – Реджинальд Кеннет Дуайт, Reginald Kenneth Dwight) родился 25 марта 1947 года в английском городе Пиннер. Его музыкальный талант раскрылся еще в детстве. Благодаря виртуозному владению фортепиано, в 11 лет он удостоился стипендии Королевской музыкальной консерватории, где обучался затем на протяжении шести лет.
С 16 лет Реджинальд начинает играть в пабах и довольно скоро приобретает достаточную популярность и на пару со Стюартом Брауном организовывает группу Bluesology. В 1971 году группа начинает совместные выступления с Лонгом Джоном Болдри, тогда же возникает псевдоним – Элтон Джон.
В 1967 году Элтон Джон знакомится с поэтом Берни Топином. Их творческий тандем стал одним из самых удачных в истории рок-н-ролла, родив огромное количество хитов.
В конце 1970-х годов, после сделанного Элтоном признания в нетрадиционной сексуальной ориентации, многие поклонники отвернулись от него, и в карьере музыканта наступил творческий кризис. Но через несколько лет кризис был преодолен, и прежняя популярность вернулась к исполнителю.
Песни Элтона Джона в течение последнего тридцатилетия неизменно занимают в мировых хит-парадах ведущие позиции. За свою творческую карьеру он выпустил более 30 альбомов и продал более 250 млн. пластинок.
Начало нового тысячелетия было отмечено для Элтона Джона многочисленными концертами, гастролями и совместными работами с другими артистами и деятелями современной поп-культуры.
Он известен и как активный общественный деятель, в частности, в борьбе против эпидемии СПИДа, начатой им в конце 1980-х годов. В 1992 году он стал учредителем Фонда по борьбе со СПИДом, имеющего представительства в Лос-Анджелесе и британской столице.
За особые заслуги Элтон Джон был удостоен английской королевой рыцарского звания, награжден Орденом Британской Империи. Он шестикратный лауреат премии Грэмми, введён в Зал славы рок-н-ролла в 1994 году и до сих пор остается одним из самых успешных рок-исполнителей Великобритании.

25 марта 1956 (66 лет назад).
Ефим Шифрин (настоящее имя — Нахим Залманович Шифрин) родился 25 марта 1956 года в Магаданской области, где находилась в ссылке его семья. После реабилитации родителей семья Шифриных переезжает в Ригу.
После школы Ефим пытался поступить в Московское театральное училище, но не прошел конкурс. После этого он поступает на филологический факультет Рижского университета. Однако, проучившись только год, бросает университет и уезжает в Москву, где поступает в Эстрадно-цирковое училище.
Здесь он успешно учится под руководством Романа Виктюка. У него же с 1977 года начал играть в Студенческом театре МГУ. Среди театральных работ Ефима в то время — роли в спектаклях «До свидания, мальчики!», «Ночь после выпуска».
Продолжив образование, в 1985 году Ефим Шифрин заканчивает ГИТИС по специальности «Режиссура эстрады». Поворотным в его творческой карьере стал 1986 год, когда он выступил на телевидении с монологом «Магдалина». Это выступление принесло ему всенародную популярность.
В дальнейшем Шифрин выступал с множеством миниатюр, а затем и с эстрадными спектаклями, среди которых можно назвать «Три вопроса», «Фотография на память», «Я играю Шостаковича» и другие.
Карьеру драматического актёра он начал в 1996 году в театре Романа Виктюка. В дальнейшем, кроме Виктюка, сотрудничал с такими театральными режиссерами, как Евгений Гинзбург, Владимир Мирзоев, Валерий Саркисов, Михаил Козаков.
В 1990 году Ефим создал «Шифрин-Театр», которым руководит и сегодня. Помимо выступлений на сцене и эстраде, он также принимает участие во многих телепередачах, озвучивании мультфильмов, снимается в кино.
Шифрин автор четырёх книг — «Театр имени меня» (в соавторстве с Г.Виреном), «Личное дело Ефима Шифрина», «Течет река Лета», «Я большая панда», а также интернет-дневников — «Течёт река Лета», «Мир тесен» и «Дневник Котельника», опубликованных на его официальном сайте. И сегодня он продолжает свою успешную творческую карьеру, живёт и работает в Москве.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".