26 марта, как день в истории

Фиолетовый день (День больных эпилепсией).

26 марта во всем мире проводится «Фиолетовый день» (Purple Day). Это ежегодное международное мероприятие, целью которого является повышение осведомленности о таком заболевании, как эпилепсия.


Именины:

Александр, Григорий, Михаил, Николай, Терентий, Кристина


Хроника знаменательных событий в истории.

26 марта 1328 г. 693 года назад, Иван Калита получил от хана Узбека ярлык на княжение Костромское.

Иван I Данилович

 

26 марта 1828 г. 193 года назад, состоялся единственный авторский концерт Франца Шуберта.

Франц Шуберт

 

26 марта 1937 г. 84 года назад, установлен первый в мире памятник мультипликационному герою – моряку Папайю.

мульткарьера Папайя началась в 1933 году

 

26 марта 2003 г. 18 лет назад, на Марсе найдено замерзшее море.

Многие замерзшие моря, озера и реки Марса сейчас, вероятно, засыпаны красными песками

 

26 марта 2006 г. 15 лет назад, начала работу социальная сеть «Одноклассники».


Персоны:

Жозеф Гильотен, французский врач, профессор анатомии, автор идеи гильотины.
Жозеф Игнас Гильотен

28 мая 1738 (283 года назад) — 26 марта 1814 (207 лет назад).

Жозеф Игнас Гильотен (Гийотен) (фр. Joseph-Ignace Guillotin) родился 28 мая 1738 года в Сенте (Франция). Он изучал медицину в Реймсе и в Париже, окончив в 1768 году Парижский университет. С мая 1789 года по октябрь 1791 года он был одним из десяти членов Конституционной ассамблеи.

Гильотен был противником смертной казни (такая вот ирония судьбы!). В то время применялись жестокие методы казни: сжигание на костре, повешение, четвертование. Только аристократов и богатых людей казнили более «гуманным» способом – отрубание головы мечом или топором.

Только как временную меру, пока сохраняется смертная казнь, в октябре 1789 года на заседании Учредительного собрания Гильотен предложил использовать вместо жестоких способов казни более «гуманный» – он предложил пользоваться для обезглавливания механизмом, который, как он считал, не будет причинять боли.

Национальное собрание обратилось к постоянному секретарю Хирургической академии доктору Антуану Луи, известному своими научными трудами по хирургии. Предполагалось, что если он умеет «резать» человека с целью сохранить ему жизнь, то, весьма вероятно, сможет придумать и нечто, быстро ее отнимающую.

Профессор Луи обратился к немецкому механику и фортепьянному мастеру Тобиасу Шмидту, который по его чертежам построил гильотину. Принимал участие в создании гильотины и парижский палач Шарль Анри Сансон. В 1791 году во Франции было узаконено применение гильотины для казни, а весной 1792 года произведена первая казнь через гильотинирование.

Существует распространённое представление, что Гильотен был гильотинирован. Это не так, он умер естественной смертью 26 марта 1814 года в Париже, в возрасте 75 лет. После смерти Гильотена члены его семьи просили правительство изменить название гильотины, но им было отказано. Тогда семья изменила собственное имя.

Людвиг Ван Бетховен, немецкий композитор, пианист, дирижер.
Людвиг Ван Бетховен

16 декабря 1770 (251 год назад) — 26 марта 1827 (194 года назад).

Людвиг Ван Бетховен (нем. Ludwig van Beethoven) родился 16 декабря (по другим данным — 17 декабря) 1770 года в городе Бонн, в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте. Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Нефе. Уже в 12 лет Людвиг получил первую работу музыкальной направленности — помощника органиста при дворе.

Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку. После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи, играя в оркестре.

Слушая университетские лекции, он познакомился в Бонне с Гайдном. Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру (Гайдн считал, что музыка Бетховена была мрачной и странной).

Виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. В Вене были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая. В последующие годы он активно сочиняет новые произведения: первую и вторую симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе».

Однако дальнейшее творчество Бетховена было осложнено развитием болезни уха – тинита. Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над третьей – «Героической» симфонией.

Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант.

В 1802-1812 годах Бетховен с особым желанием и рвением писал сонаты. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса. Слава и популярность композитора в эти годы были очень велики. Даже власть, несмотря на его откровенные свободолюбивые мысли, не смела трогать музыканта.

В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто. Современник событий французской революции конца 18 века, провозгласившей свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ.

Скончался великий композитор и музыкант Людвиг Ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене.

Александр Литовченко, русский живописец, академик, передвижник.
Александр Дмитриевич Литовченко

26 марта 1835 (186 лет назад) — 28 июня 1890 (131 год назад).

Русского живописца Александра Литовченко нередко называют бытоописателем, ведь в своих картинах он уделял очень большое внимание обстановке, одежде и другим деталям. Чтобы воплотить свой замысел как можно точнее, художник много времени посвящал изучению материалов, касающихся той или иной эпохи. Часами он работал в Оружейной палате, заполняя свои альбомы рисунками предметов русской старины.

Александр Дмитриевич Литовченко родился (14) 26 марта 1835 года в Кременчуге под Полтавой. Родители будущего художника были обедневшими мещанами. Впоследствии живописец не любил вспоминать свое детство. Он лишь рассказывал, что интерес к рисованию пробудился в нем очень рано. В результате юноша решил покинуть родной провинциальный городок и отправился учиться в Петербург.

Во время учебы в Императорской академии художеств Литовченко не раз был удостоен наград – он получал за свои работы серебряные и золотые медали. Однако жизнь в те годы была к художнику сурова – чтобы прокормиться, он подрабатывал ретушью фотографий.

Вместе с Иваном Крамским, Алексеем Корзухиным, Кириллом Лемохом и другими талантливыми молодыми художниками вошел в число бунтовщиков, отказавшись от борьбы за большую золотую медаль. Это скандальное событие произошло в ноябре 1863 года, когда в Императорской Академии художеств решили провести конкурс, посвященный ее столетию.

«Харон перевозит души через реку Стикс» (1861)

Литовченко покинул Академию с дипломом классного художника второй степени, а также свидетельством, где были отмечены его превосходные способности, дающие возможность «писать образа».

Примкнув к «Петербургской художественной артели», а позже войдя в «Товарищество передвижных выставок», Литовченко продолжает активно трудиться. В 1868 году за картину «Сокольничий» он был удостоен звания академика.

Когда Литовченко выразил намерение добиваться профессорства, Академия ему предоставила мастерскую. В ней на протяжении четырех лет шло создание полотна «Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею». В 1875 году, когда работа была закончена, художник представил свое творение в совет для получения звания профессора. Однако Литовченко ожидало жестокое разочарование.

«Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею» (1875)

Совет признал его произведение неудовлетворительным. Художнику сказали, что он не смог точно соблюсти исторический и археологический контекст. Не согласившись с этим вердиктом, Литовченко настаивал на более конкретных объяснениях. В совете лишь заявили, что не собираются продолжать обсуждение этого вопроса. После случившегося Литовченко отошел от Академии. Вплоть до кончины художник отзывался об этом учебном заведении очень резко.

В числе наиболее известных работ Александра Литовченко: «Царь Петр и царевич Иоанн, показываемые их матерью стрельцам», «Тамара», «Лобзание Иуды», портрет М.В. Дурново и ряд других.

Современники вспоминали художника как довольно простого и даже наивного человека, который при этом был весьма «добродушным и симпатичным». Многих подкупала присущая Литовченко «любознательность, его желание узнать, как можно больше об излюбленной русской старине», увлеченность, с которой он по крупицам собирал материал для своих работ.

Скончался Александр Литовченко (16) 28 июня 1890 года в Санкт-Петербурге.

Сapa Бернар, французская актриса.
Capа Бернар

22 октября 1844 (177 лет назад) — 26 марта 1923 (98 лет назад).

Французская актриса Сара Бернар, которую в начале 20 века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю», начала свою карьеру на сценах Европы в 1870-х годах, где быстро добилась успеха, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».

Capa Бернар (фр. Sarah Bernhardt, урождённая — Генриетт Розин Бернар, фр. Henriette Rosine Bernard) родилась 22 октября 1844 года в Париже, в семье инженера. По окончании драматических классов Парижской консерватории в 1862 году дебютировала в театре «Комеди Франсез». Затем с успехом работала в различных Парижских театрах.

Сару Бернар называли «Великолепной Сарой», «Божественной Сарой» из-за ее красоты, серебристого чарующего голоса, профессиональной и разноплановой актерской игры. Одинаково успешно ей удавались и трагедийные, и романтические роли, однако наибольший успех ей принесло исполнение мужских ролей в качестве актрисы-травести: так, она играла сына Наполеона в пьесе Ростана, Ромео в трагедии Шекспира…

Как-то раз композитор Джузеппе Верди увидел Сару Бернар в роли Маргариты Готье и настолько был поражен ее игрой, что решил написать оперу по этой пьесе. Так появилась «Травиата».

Станиславский считал искусство Бернар примером технического совершенства. Бернар обладала красивым голосом, отточенной дикцией, пластичностью; однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, наблюдательность, художественный вкус сочетались у Бернар с искусственностью, нарочитой эффектностью игры. «Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,– писал Чехов, – есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок».

Бернар гастролировала за границей, выступала во многих театрах Европы и Америки; 3 раза посетила Россию (1881, 1892, 1908). В 1893 году Бернар приобрела театр «Ренессанс», а в 1898 году – театр на площади Шатле, который получил название «Театра Сары Бернар».

Говорят, как-то раз Сара Бернар написала побывавшему на ее спектакле Ротшильду, что она находится совсем без денег. Банкир ответил ей восторженным посланием, завершив его словами: «При этом посылаю вам тысячу франков и миллион комплиментов!». «Лучше бы наоборот», – проворчала актриса, прочитав письмо.

Сара Бернар первой из великих актрис снялась в кино. Однако этот шаг стал для нее трагическим: в 1915 году, во время съемок, она так сильно повредила ногу, что через несколько лет мучительной боли пришлось согласиться на ампутацию. Но несмотря на потерю ноги, мужественная актриса продолжала играть – в тех ролях, где можно было играть сидя.

Лишь в 78 лет она окончательно покинула сцену, а спустя еще несколько месяцев мир узнал о смерти великой актрисы. Скончалась Сара Бернар 26 марта 1923 года в Париже.

Борис Шапошников, советский государственный деятель, военный теоретик, маршал Советского Союза.
Шапошников Борис Михайлович

2 октября 1882 (139 лет назад) — 26 марта 1945 (76 лет назад).

Борис Михайлович отмечается в военной истории как выдающийся военный теоретик, талантливый практик, хорошо знающий оперативно-стратегические вопросы. Он – автор военно-исторических и военно-теоретических трудов, которые оказали большое влияние на развитие советской военной науки.

Борис Михайлович Шапошников родился (20 сентября) 2 октября 1882 года в южно-уральском городе Златоуст, в семье служащего. Окончив Московское военное училище и Николаевскую академию Генерального штаба, он с 1901 года служил в царской армии на командных и штабных должностях. Во время Первой мировой войны показал хорошее знание тактики, проявил личную отвагу, отличился во многих сражениях и успешно продвигался по служебной лестнице.

В 1918 году Шапошникова демобилизовали, и он одним из первых офицеров старой армии добровольно вступил в ряды Красной Армии. Во время гражданской войны Борис Михайлович разработал все основные директивы и приказы фронтам и армиям, принимал участие в разработке планов операций по разгрому Юденича, Деникина, панской Польши, Врангеля.

После войны Борис Михайлович служил в Штабе РККА, командовал военными округами и в 1930 году был принят в партию без кандидатского стажа, став одним из главных советников Сталина по военным вопросам. Борис Михайлович, наряду с Рокоссовским, пользовался уважением Вождя народов и одним из немногих, к кому тот обращался по имени и отчеству.

В 1932-1935 годах Шапошников был руководителем и профессором Военной академии им. М.В.Фрунзе, где он много сделал для подготовки командных кадров. Трижды он возглавлял Генеральный штаб (его еще называют «Патриархом» Генштаба), а в 1940 году Шапошникову было присвоено звание Маршала Советского Союза.

Он внёс значительный вклад в теорию и практику строительства Вооружённых сил СССР, в их укрепление и совершенствование, много и успешно работал над развитием военной науки, над обобщением боевого опыта прошедших войн.

В наиболее известном своем труде «Мозг армии» (1929) Шапошников раскрыл особенности руководства армией, дал чёткое представление о роли, функциях и структуре Генштаба. Правильность его выводов подтвердила Великая Отечественная война. При непосредственном участии Маршала были разработаны важнейшие операции советских войск в 1941-1942 годах.

Шапошников был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «ХХ лет РККА» и «За оборону Москвы», а также орденами и медалями за службу в царской армии.

Умер Борис Михайлович Шапошников 26 марта 1945 года в Москве и был похоронен у Кремлевской стены на Красной площади.

Александр Лизюков, советский военачальник, Герой Советского Союза.
Александр Ильич Лизюков

26 марта 1900 (121 год назад) — 25 июля 1942 (79 лет назад).

Александр Ильич Лизюков родился 26 марта 1900 года в Гомеле. Окончил 6 классов гимназии, в 1919 году вступил в Красную Армию и по окончании артиллерийских курсов комсостава был назначен командиром взвода на Юго-Западный фронт. Участвовал в боях в Киевской губернии и в подавлении Тамбовского восстания.

В 1923 году окончил высшую бронетанковую школу, командовал бронепоездом на Дальнем Востоке. В 1927 году окончил военную академию им. Фрунзе. Продолжал военную службу на различных командных должностях. Александр Лизюков проявил себя в деле подготовки кадров танкистов и формировании танковой бригады в городе Слуцке с 1934 года. За это был награжден орденом Ленина.

В 1938 году он был арестован НКВД и обвинен в антисоветском заговоре. Почти два года Лизюков провел в тюрьме, но был оправдан.

Когда началась Великая Отечественная война, полковник Лизюков отправился на фронт, руководил штабом обороны белорусского города Борисова, был заместителем командира 36-й танковой дивизии, оборонял переправы через реки Днепр и Березину. Лизюков проявил себя как прекрасный командир. В августе 1941 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В июне 1942 года генерал-майор Лизюков назначен командующим 5-й танковой армией, которая использовалась для удара по немецким войскам, двигавшимся к Воронежу.

Александр Ильич Лизюков погиб в бою 25 июля 1942 года у села Медвежье Семилукского района под Воронежем. Точные обстоятельства гибели генерала не выяснены. Его могила тоже долгое время была неизвестной, а сам он по официальным данным оставался пропавшим без вести.

В 2008 году были предположительно найдены останки генерала в братской могиле у села Лебяжье. По желанию родственников 7 мая 2009 года они были перезахоронены на Аллее Славы в Воронеже.

Клара Лучко, советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР.
Клара Степановна Лучко

1 июля 1925 (96 лет назад) — 26 марта 2005 (16 лет назад).

Клара Степановна Лучко родилась 1 июля 1925 года в селе Чутово Полтавского округа. Когда началась война, семья Лучко эвакуировалась в Среднюю Азию. Тут Клара окончила десятилетку и поступила на актерский факультет ВГИКа, эвакуированного тогда в Алма-Ату.

После возвращения ВГИКа в Москву Лучко продолжила учебу в мастерской Герасимова и Макаровой. Первой работой в кино стала роль тетушки Марины в фильме «Молодая гвардия» (1948). Затем последовали неудачи в паре фильмов, и она всерьез задумалась об уходе из кино.

Но в эту пору ее заметил режиссер И.Пырьев и пригласил сниматься в роли Даши Шелест в картине «Кубанские казаки» (1950). После «Кубанских казаков» Лучко узнала вся страна. Ее часто приглашали самые крупные режиссеры – Сергей Герасимов, Всеволод Пудовкин, Иосиф Хейфиц. За годы творческой жизни Клара Степановна снялась во многих фильмах, ставших классикой советского кино.

Среди наиболее известных работ артистки — роли в фильмах «Донецкие шахтеры» (1951), «Возвращение Василия Бортникова» (1953), «Большая семья» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Рядом с нами» (1957), «Красные листья» (1958), «Снежная сказка» (1959), «В твоих руках жизнь» (1959), «На семи ветрах» (1962), «Государственный преступник» (1964). В этих фильмах судьба свела Клару Степановну с такими замечательными актерами, как Василий Меркурьев, Михаил Яншин, Павел Кадочников, Лариса Лужина, Алла Ларионова, Екатерина Савинова, Валентин Зубков. Съемки в кино Лучко сочетала с работой на сцене Центральной студии киноактера.

В 1960-е годы Клару Лучко постигла личная драма. Неожиданно умер муж – блестящий актер Сергей Лукьянов. Это был трудный период. Но актриса выстояла. И в дальнейшем переход на возрастные роли только по-новому раскрыл грани ее таланта.

Среди таких работ в активе актрисы — роли в фильмах «Опекун» (1970), «Цыган» (1979), «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), «Бедная Маша» (1981), «Карнавал» (1981), «Ларец Марии Медичи» (1981), «Тревожное воскресенье» (1983) и другие.

В творческих поездках она побывала во многих странах мира, встречалась со всемирно известными людьми: премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, художником Пабло Пикассо, певцом Полем Робсоном. Была лауреатом титулов «Женщина мира» (1996, США) и «Женщина тысячелетия» (2000, Великобритания).

Скончалась Клара Степановна Лучко в Москве 26 марта 2005 года.

Михаил Ульянов, советский и российский актер театра и кино, режиссер, Народный артист СССР.
Михаил Александрович Ульянов

20 ноября 1927 (94 года назад) — 26 марта 2007 (14 лет назад).

Михаил Александрович Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Сибирского края. Фамилию Ульянов Михаил (Жуков – по отцу) взял после войны, перед поступлением в театральное училище.

В 1950 году Михаил окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина при театре имени Евгения Вахтангова, с которым связана вся творческая жизнь актёра. Его амплуа определилось сразу и четко: молодой социальный герой, достоверный, современный, сегодняшний. Очень быстро это нашло своё подтверждение в знаменательном для театра спектакле по пьесе А.Н. Арбузова «Город на заре».

В первое десятилетие работы в театре роли Ульянова были главные и второстепенные, положительные и отрицательные, классика и современность. Среди калейдоскопа образов выделилась и осталась роль Рогожина в инсценировке романа Ф.М. Достоевского «Идиот».

В 1960-е годы Ульянов создает несколько заметных образов в кино. Его знаменитый Трубников («Председатель», 1964) стал советской классикой; мятежник Митя Карамазов («Братья Карамазовы», 1968), генерал Чарнота («Бег», 1970), маршал Жуков – эти и многие другие работы вписаны в золотой фонд отечественного киноискусства.

Он успешно сочетал работу в театре, кино, на радио и телевидении. В 1973 году дебютировал как режиссёр, поставив на сцене Вахтанговского театра пьесу В.Розова «Ситуация», в 1976 году был сорежиссёром в постановке «Ричарда III», в 1979 осуществил постановку эпического романа В.М. Шукшина «Я пришёл дать вам волю» и сыграл в нём Степана Разина.

В сентябре 1987 года Михаил Ульянов назначен художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова. Он избирался секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем правления Союза театральных деятелей РСФСР, председателем Союза театральных деятелей России, народным депутатом СССР (1989–1992).

Михаил Александрович является автором книг: «Моя профессия», «Работаю актёром», «Возвращаюсь к самому себе».

Народный артист СССР и РСФСР, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных, кинематографических и театральных премий, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции и «За заслуги перед Отечеством» III степени — Ульянов был награжден и другими наградами, в том числе и иностранными.

Умер великий актер Михаил Александрович Ульянов вечером 26 марта 2007 года в Москве на восьмидесятом году жизни. Он был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище, в 2008 году ему был открыт там памятник.

Марис Лиепа, советский артист балета, балетный педагог, актер, Народный артист СССР.
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа

27 июля 1936 (85 лет назад) — 26 марта 1989 (32 года назад).
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге. Учился в балетной студии при Латвийской опере, впоследствии преобразованной в Рижское хореографическое училище.

Был замечен балетными педагогами из Москвы и переведен в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 году: два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Н.Легата.

В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, после чего был направлен на работу в Ригу. В 1956 году он получил приглашение от Майи Плисецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в «Лебедином озере» (редакция Горского – Мессерера).

Дебют Лиепы в Будапеште в марте 1956 года прошел удачно, и летом этого года он был принят в труппу Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.

В 1960 году Лиепа получил приглашение в труппу Большого театра. Он активно танцевал, создавая партии в классическом и современном репертуаре, с 1963 года занимался педагогической деятельностью.

С середины 1960-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера Юрия Григоровича.

«Звездным» стал в биографии Лиепы 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета «Спартак», в котором роль римского полководца Красса была поставлена Григоровичем специально для Лиепы. В 1970 году за роль Красса Лиепе была присуждена Ленинская премия.

Конец 1960 — начало 1970-х годов – период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в том числе во Франции, Англии и США. На этих гастролях Марис Лиепа получает мировое признание. В 1971 году Парижская академия танца назвала его лучшим танцовщиком года и наградила премией Вацлава Нижинского.

В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий.

Лиепа продолжил творческую деятельность вне театра – съемки на телевидении, в кино. Несмотря на успехи в разных жанрах вне сцены Большого театра, он переживал тяжелый период депрессии. В 1980 году была опубликована его автобиографическая книга «Я хочу танцевать сто лет». Но, к сожалению, не получилось…

26 марта 1989 года Марис Лиепа умер от инфаркта в Москве. Ему было всего 52 года.

Алексей Петренко, советский и российский актер театра и кино, Народный артист РСФСР.
Алексей Васильевич Петренко

26 марта 1938 (83 года назад) — 22 февраля 2017 (4 года назад).

Алексей Васильевич Петренко родился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области. После окончания школы, он два года пробовал поступить в Киевский театральный институт, но проваливал вступительные экзамены, а чтобы не сидеть на шее у родителей, работал кузнецом.

В третий раз, в 1957 году, Петренко все же поступил, но уже в Харьковский театральный институт на курс И.Марьяненко, который окончил в 1961 году. Затем Алексей несколько лет работал в драматических театрах Украины.

Наигравшись маленьких и случайных ролей, Петренко по приглашению И.Владимирова в 1964 году перебрался в ленинградский Театр имени Ленсовета. На сцене этого театра он играл в спектаклях — «Солдат и змея», «Ромео и Джульетта», «Трехгрошовая опера», «Укрощение строптивой», «Хождение по мукам», «Преступление и наказание», «Левша» и другие. Мастерство талантливого актера росло стремительно.

В 1977 году он переехал в Москву, где стал актером Московского драматического театра на Малой Бронной. В последующие годы театры столицы он постоянно менял — в 1978-1982 годах Алексей работал в МХАТе, затем в «Школе драматического искусства», в 1990-х годах – был актером Театра на Таганке, в «Школе современной пьесы»… Петренко предпочитал сам выбирать материал и сцену. Причем роли он играл самые разные, как трагедийные, так и комедийные, в спектаклях: «Женитьба», «Месяц в деревне», «На дне», «Веранда в лесу», «Утиная охота», «Обвал», «Серсо», «Дон Педро» и многих других.

Параллельно с работой в театре он много снимался в кино. Его дебютом стала роль в картине «День солнца и дождя» в 1967 году, а с 1991 года – он был актером Киностудии имени М.Горького. Первой большой работой Петренко в кино стала роль Распутина в фильме Э.Климова «Агония» (1974), ставшего классикой кинематографа (к сожалению, долгое время эта картина пролежала «на полке» и вышла в прокат лишь в 1985 году).

Затем была целая череда ярких и запоминающихся работ в кино. Среди них роли в картинах — «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Ключ без права передачи» (1976), «Женитьба» (1977), «Прощание» (1982), «ТАСС уполномочен заявить» (1984), «Жестокий романс» (1984), «Давыдов и Голиаф» (1985), «Узник замка Иф» (1988), «Пиры Валтасара» (1989), «Сибирский цирюльник» (1998) и многие другие.

Среди киноработ Петренко в новом тысячелетии — роли в картинах – «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», «Чорна Рада», «В августе 44-го», «Коллекционер», «Идиот», «Шахматист», «Доктор Живаго», «12 разгневанных мужчин», «Ветка сирени», «Двенадцать», «Похороните меня за плинтусом», «Вольф Мессинг», «Утомленные солнцем 2», «Ёлки 2», «Уходящая натура» и другие.

За годы творческой карьеры актер снялся более чем в 50 фильмах, блестяще играя и царственных особ, и простых мужиков. У Алексея Васильевича, по его собственному признанию, никогда не было неуемного желания работать. Часто он сам отказывался от ролей, будучи уверен, что «лучше немного и толково, нежели всеядно». Зато в те роли, на которые он соглашался, актер вкладывает всю душу, работая с полной самоотдачей.

Петренко очень любил украинские песни, и сам пел их с удовольствием, участвуя в концертных программах и хоровых представлениях. Вообще, петь он мог все — увертюры, русские народные песни, духовные песнопения, арии, также он выступал с симфоническим оркестром под руководством Федосеева. Еще Алексей Васильевич записал диски с русскими народными сказками, которые боготворил, самостоятельно изучил церковнославянский язык.

Народный и Заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ и премии Президента России в области литературы и искусства, Петренко награжден орденами Почёта, «За заслуги перед Отечеством» IV степени и многочисленными премиями различных международных и отечественных кинофестивалей.

Он трижды был женат. Его первая супруга — певица Алла Петренко, с которой они поженились в 1960 году. В этом браке родилась дочь Полина. Вторая жена актера — известный журналист Галина Кожухова-Петренко, с которой он познакомился в конце 1970-х. Они много лет прожили в счастливом браке, но в 2009 году Галина умерла. Сын актера в этом браке — журналист Михаил Кожухов. В 2010 году Петренко женился на Азиме Абдумаминовой, журналистке.

Известный и любимый актер Алексей Васильевич Петренко до конца дней продолжал много и успешно играть на сцене, сниматься в кино. Он скончался 22 февраля 2017 года в Москве, на 79-м году жизни.

Алексей Булдаков, советский и российский актер театра и кино, Народный артист России.
Алексей Иванович Булдаков

26 марта 1951 (70 лет назад) — 3 апреля 2019 (2 года назад).

Алексей Иванович Булдаков родился 26 марта 1951 года в селе Макаровка Алтайского края. Вскоре семья переехала в Павлодар, где впоследствии Алексей поступил в Молодежную театральную студию при Павлодарском драматическом театре имени Чехова.

По окончании училища, в 1969 году молодой актер поступает на работу в Павлоградский драмтеатр, но вскоре уходит в армию. После службы в армии Булдаков устраивается в Томский драмтеатр, затем на протяжении нескольких лет работает попеременно в целом ряде провинциальных театров.

С 1985 по 1992 год Булдаков — актер киностудии «Беларусьфильм». В 1993 году переезжает в Москву и поступает в труппу МХАТа имени Горького.

Первой ролью в кино для Алексея Ивановича стала роль партизана в фильме Леонида Марычева «Сквозь огонь» (1982), первая главная роль – в картине Николая Гусарова «Семен Дежнев» (1983).

Широкую популярность Алексею Булдакову принесла роль генерала Иволгина в картине Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты», за которую актер был удостоен премии «Ника». Затем на экраны вышел целый ряд продолжений приключений полюбившихся народу героев.

С тех пор Алексею Булдакову регулярно поступали предложения от режиссеров, и он являлся востребованным актером российского кино. В его фильмографии — более 60 ролей.

В конце 1990-х годов совместно с Владом Забелиным актер выпустил альбом «Особенности национального шансона», где сам исполнил несколько песен. В 2001 году как певец выпустил сольный диск «Обнимаю всех», куда вошли 14 песен, специально написанные для актёра поэтом Анатолием Поперечным и композитором Евгением Бедненко. В 2011 году вышел новый диск Булдакова «Старое танго».

Заслуженный артист РСФСР и Народный артист России — Алексей Иванович до конца дней был востребован в кино, снимался в музыкальных клипах и рекламе, принимал участие в озвучивании фильмов и мультфильмов.

Но 3 апреля 2019 года Алексей Иванович Булдаков скоропостижно скончался на съемках в Монголии. Ему было 68 лет. Причина смерти: отрыв тромба.

Александр Барыкин, советский и российский певец, композитор, гитарист.
Александр Александрович Барыкин

18 февраля 1952 (69 лет назад) — 26 марта 2011 (10 лет назад).

Александр Александрович Барыкин родился 18 февраля 1952 года в селе Березово Тюменской области. Затем Александр вместе с родителями переехал в Люберцы, где окончил музыкальную школу.

Барыкин — один из немногих музыкантов, получивших классическое вокальное образование в музыкальном училище имени Гнесиных. Также он окончил Краснодарский институт культуры по специальности «режиссёр массовых мероприятий».

В 1979 году он основал московскую группу «Карнавал». В 1981 году был записан первый альбом «Супермен», послуживший началом популярности группы и Барыкина. В 1982 году в «Карнавале» сменились участники. В новом составе они записали великолепный альбом «Карусель», в котором есть хит «Остров» («Чудо-остров»). Коллектив становится очень популярным.

В 1984 году Александр Барыкин спел озорную песню «Программа передач на завтра» в программе «Новогодний Огонек», получив при этом новую волну популярности. В 1986 и 1987 году Барыкин становится лауреатом программы «Песня года». В то время был издан диск «Карнавала». Был выпущен рок-альбом «Эй, смотри», в котором было много хитов: «Как жаль», «Водоворот». Однако из-за болезни Александру пришлось отложить свою деятельность.

В 1992 году он возвращается к творчеству и выпускает неудачный альбом «Русский пляж». В 1996 году увидел свет альбом «Острова».

В 2000-х появились его работы «Волга», «Молись, дитя», «Река и море», «Любовь», «Нелли», «Ракета с Юга» и другие. Последние годы певец вел активную творческую деятельность, много гастролировал.

Александр Барыкин скончался на 60-м году жизни на гастролях в Оренбурге 26 марта 2011 года. Причиной смерти стал повторный обширный инфаркт во время концерта.

Использовались материалы сайта "Календарь событий".
(Просмотрено 39 раз, сегодня 1)                     Понравилась статья? Ставь 👍
0

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

Георгий

5
Объявления
flagРоссия. Город: пгт Звездный
Комментарии: 2Публикации: 1512Регистрация: 28-07-2019

оставить комментарий

Войти с помощью: