28 ноября

флажок россииДень матери в России.
Дата события уникальна для каждого года. В 2021 году эта дата — 28 ноября

День матери в России
День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября

В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября, согласно Указу Президента Российской Федерации № 120 от 30 января 1998 года, воздавая должное материнскому труду, их бескорыстной жертве ради блага своих детей и «в целях повышения социальной значимости материнства».

 

международный флажокВсемирный день сострадания.

День сострадания
Дерево сострадания с птицами, сидящими на его ветвях, – символ Дня

Всемирный день сострадания (World Compassion Day, WCD), или Всемирный день милосердия, отмечается в мире ежегодно 28 ноября.


Именины:

Григорий, Дмитрий, Никита, Николай, Петр, Самсон, Филипп.


Хроника знаменательных событий в истории.

28 ноября 1365 г. 656 лет назад, в центре Московского Кремля основан Чудов монастырь.

Чудов монастырь в Московском Кремле
Чудов монастырь в Московском Кремле

 

28 ноября 1660 г. 361 год назад, основано Лондонское Королевское общество.

Герб Королевского общества
Герб Королевского общества

 

28 ноября 1734 г. 287 лет назад, при отливке «Царь-колокола» в Москве вышли из строя две литейные печи.

«Царь-колокол» в Московском Кремле
«Царь-колокол» в Московском Кремле

 

28 ноября 1918 г. 103 года назад, вышел Декрет Совнаркома «Об организации страхового дела в Российской Республике».

Плакат Госстраха СССР
Вся работа по страхованию осуществлялась органами Госстраха СССР

 

28 ноября 1943 г. 78 лет назад, в Тегеране открылась конференция «большой тройки».

Сталин, Рузвельт и Черчилль
В Тегеранской конференции приняли участие руководители трех стран – СССР, США и Великобритании — Сталин, Рузвельт и Черчилль

 

28 ноября 1989 г. 32 год назад, принят в эксплуатацию боевой ракетный комплекс «Молодец».

БЖРК «Молодец»
БЖРК «Молодец»

Персоны:

Джованни Лоренцо Бернини, итальянский архитектор и скульптор.
Джованни Лоренцо Бернини
Джованни Лоренцо Бернини

7 декабря 1598 (423 года назад) — 28 ноября 1680 (341 год назад).
Великолепное творчество Джованни Лоренцо Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство 17—18 веков.

Джованни Лоренцо Бернини (итал. Giovanni Lorenzo Bernini) родился в Неаполе 7 декабря 1598 года в семье скульптора и художника Пьетро Бернини. Ему было семь лет, когда семья переехала в Рим. Джованни рано начал самостоятельное творчество — его первая работа относится к 1608 году. В восемнадцать лет он создал скульптурную группу «Аполлон и Дафна».

Его ранние работы «Похищение Прозерпины» и «Давид» приносят ему известность. В 1622 году получил почетный орден Христа. Прославился он и как мастер скульптурного портрета. Изготовил бюсты кардинала Боргезе и своей музы Буонарелли.

Аполлон и Дафна
Аполлон и Дафна

Бернини был разносторонней личностью. Он создает новый канон придворной скульптуры (бюст герцога Франческо д’Эсте и Людовика XIV); увлекался живописью и графикой; был известен шаржами на современников, написал сорок комедий и занимался режиссурой домашних спектаклей.
Он много сделал для театрального мира как сценический художник и инженер, разработал множество сценических механизмов и спецэффектов.

Джованни Бернини был фаворитом Ватикана, особенно папы Урбана VIII и Александра VII. Благодаря этому получал самые дорогие церковные заказы.

Экстаз святой Терезы
Экстаз святой Терезы

В 1629 году Бернини был приглашен построить собор святого Петра в Риме, и стал его главным архитектором. Одно из его главных творений — грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657—1663). В этот же период Бернини создает свою знаменитую скульптуру – «Экстаз святой Терезы».
Вообще архитектор сыграл весьма важную роль в формировании архитектурного облика Рима — по его чертежам построены многие светские здания и фонтаны.

Работал Бернини и во Франции, где создал проекты нового фасада Лувра и проект памятника Людовику XIV.

Джованни Бернини умер 28 ноября 1680 года на 82-м году жизни в Риме.

Жан-Батист Люлли, французский композитор, скрипач, основатель французской национальной оперы.
Жан-Батист Люлли
Жан-Батист Люлли

28 ноября 1632 (389 лет назад) — 22 марта 1687 (334 года назад).
Жан-Батист Люлли (фр. Jean-Baptiste Lully), или Джованни Баттиста Лулли, родился 28 ноября 1632 года во Флоренции, в семье мельника. В раннем детстве мальчик освоил игру на скрипке, его учителем был монах-францисканец.

В 14 лет Люлли служит пажом у мадмуазель де Монпасье и в ее свите уезжает во Францию. Когда госпожа попадает в королевскую немилость и вынуждена отправиться в ссылку, Люлли просит освобождения от службы.

Вскоре парень танцует перед королем в «Балете Ночи» Исаака де Бенсерада, выступление Людовику XIV нравится, и Люлли остается при дворе.

Здесь музыкант сочиняет для короля и придворных балеты, которые быстро становятся популярными. Особенность музыки Люлли – это появление в балете «Альцидиане и Полександре» «французской увертюры», а также введение в оркестр звучания труб. Впервые их можно было услышать в 1663 году в «Балете Флоры». Композитор впервые в истории оперы снимает маски с певцов, а в балете выпускает на сцену женщин.

В 1655 году Люлли становится при дворе композитором камерной музыки, руководит королевским ансамблем Les Petits Violons и получает французское гражданство.

Весьма плодотворен был творческий союз Люлли и Мольера. В 1664 году Люлли ставит балет Мольера «Брак поневоле», затем следует еще много совместных работ — «Мещанин во дворянстве», «Принцесса Элиды», «Любовь-целительница», «Блистательные любовники», «Психея».

В 1672 году их дружба закончилась. А после смерти Мольера король передал театр Пале-Рояль своему фавориту Люлли. В 1673 году в нем состоялась премьера совершенно новой оперы композитора «Кадм и Гермиона», положившей начало национальной французской опере. Произведения данного направления получили название «лирическая трагедия» (tragédie mise en musique).

Лучшими произведениями Люлли в этом жанре считаются «Армида» и «Беллерофон», а всего композитор сочинил 13 трагедий.

Умер Жан-Батист Люлли 22 марта 1687 года в Париже.

Никита Демидов, русский промышленник, основатель династии Демидовых.
Никита Демидов

5 апреля 1656 (365 лет назад) — 28 ноября 1725 (296 лет назад).

Никита Демидов (настоящее имя — Никита Демидович Антуфьев) родился (26 марта) 5 апреля 1656 года в Туле. В Туле у него была собственная оружейная фабрика, а также чугуноплавильный завод. В 1690-е годы Никита Демидов весьма успешно торговал железом и был владельцем железоделательного завода.

Существует версия, что Никита Демидов был единственным из тульских оружейников, который взялся выполнить заказ царя на изготовление 300 ружей по западному образцу. Было это в 1696 году. В итоге, Петр I сделал его поставщиком оружия для войска во время Северной войны.

Поставляемые Демидовым ружья были значительно дешевле заграничных и одинакового с ними качества. Потому-то царь в 1701 году приказал отмежевать в его собственность лежавшие около Тулы стрелецкие земли, а для добычи угля дать ему участок в Щегловской засеке. Также он выдал Демидову специальную грамоту, позволявшую расширить производство за счет покупки новой земли и крепостных для работы на заводах. С 1716 по 1725 год годы Демидов построил еще пять предприятий.

В годы войны для армии Петра на демидовских заводах также изготавливались артиллерийские орудия и снаряды. При этом Демидов выставлял цену вдвое меньшую, чем другие поставщики. К тому же с 1718 года он стал единственным поставщиком железа, якорей и пушек для русского флота.

Причем железо с демидовских заводов поставлялось не только для армии, но и для хозяйственных и бытовых нужд населения. Поэтому, обеспечив внутренний рынок России достаточным количеством, страна с 1716 года начала экспортировать железо и с каждым годом все больше. Между заводами Демидова были проложены дороги для транспортировки продукции, расчищен судоходный путь по реке Чусовой, построены сплавные суда, пристани, склады.

Будучи успешным промышленником и предпринимателем, Никита Демидов проявил себя и как талантливый организатор, он лично вникал во все детали заводского хозяйства, проявляя «ревность к отечеству», поставлял продукцию в казну по более низкой цене, оказывал помощь деньгами и железом в строительстве Петербурга, основал в городе Невьянск цифирную школу (ныне — Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Черепановых).

К 1720 году Урал (преимущественно «демидовский») давал, по меньшей мере, две трети металла России. Такого результата вряд ли ожидал и сам Петр. Это не могло не добавить уважения царя к «славному кузнецу Никите Демидову» — он был возведен в потомственные дворяне с фамилией Демидов.

Умер Никита Демидов (17) 28 ноября 1725 года в Туле.

Уильям Блейк, английский поэт и художник.
Уильям Блейк
Уильям Блейк

28 ноября 1757 (264 года назад) — 12 августа 1827 (194 года назад).
При жизни Блейк не получил никакой известности за пределами узкого круга почитателей, но был «открыт» после смерти прерафаэлитами. Он оказал значительное влияние на культуру 20 века, и настоящий интерес к его творчеству и личности появился только в 20 столетии.

Уильям Блейк (англ. William Blake) родился 28 ноября 1757 года в Лондоне, в семье лавочника. Уильям никогда не посещал школу, получая образование на дому. Поскольку его родители были протестантами и весьма религиозными людьми, на его мировоззрение сильное влияние оказывала Библия.

В детские годы Блейк увлекался копированием греческих сюжетов с рисунков, которые приобретал для него отец. Постепенно это занятие переросло в увлечение живописью. Родители отдали его на уроки живописи.

Примерно в то же время Блейк увлекся поэзией. В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, где проявил себя приверженцем классического стиля эпохи Высокого Возрождения. Любовь к классическим формам ему привили работы Рафаэля, Микеланджело, Мартина ван Хеемскерка и Альбрехта Дюрера.
К концу обучения, в 21 год, Блейк стал профессиональным гравером. Первый сборник стихов Блейка под названием «Поэтические наброски» вышел в 1783 году.

Несколько позже поэт создает несколько «иллюминированных рукописей», собственноручно гравируя свои стихи и рисунки на медной доске.

В 1784 году Блейк вместе с братом Робертом открыл типографию и стал работать с издателем Джозефом Джонсоном, который был известен своими радикальными идеями.
Скончался Уильям Блейк в Лондоне 12 августа 1827 года, в разгар своей работы над иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте. Его смерть была внезапна и необъяснима.

С 1965 года точное местоположение могилы Блейка было утеряно.

Фридрих Энгельс, немецкий философ, историк, один из основоположников марксизма.
Портрет Фридриха Энгельса
Фридрих Энгельс

28 ноября 1820 (201 год назад) — 5 августа 1895 (126 лет назад).
Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels) родился 28 ноября 1820 года в Бармене, в семье текстильного фабриканта. Сначала он учился в школе, затем в гимназии, но вскоре вынужден был оставить учебу и помогать отцу в торговле, работая продавцом.

В 1838 году он уезжает в Бремен, чтобы получать образование торгового работника. Одновременно Энгельс устраивается корреспондентом газеты Stuttgarter Morgenblatts.

Его знакомство с Карлом Марксом состоялось в 1842 году в Кельне в редакции Рейнской газеты. Но тесное сотрудничество началось гораздо позже. Энгельс уехал в Манчестер, проходить практику на хлопкопрядильной фабрике отца.

Через год Энгельс вступает в ряды немецкой революционной организации «Союз справедливых» и начинает писать статьи на коммунистические темы для газет The Northern Star и The New Moral World.

В 1844 году выходят его «Наброски к критике национальной экономики». С них начались регулярные статьи в Немецко-Французском Ежегоднике, издаваемом Карлом Марксом. В этом же году Маркс и Энгельс второй раз встретились в Париже.

Вернувшись в Германию, Энгельс начинает писать свой основательный труд «Положение рабочего класса в Англии». Одновременно ухудшаются его отношения с отцом, возникают проблемы с полицией.

Энгельс с Марксом принимают решение переехать в Бельгию. Здесь они основали «Коммунистический корреспондентский комитет», который связал единомышленников со всей Европы. Энгельс пишет «Проект Коммунистического символа веры», который лег в основу «Манифеста Коммунистической партии».

Получив наследство от отца, Энгельс материально поддерживал своего друга Маркса, к которому он присоединился в Лондоне в 1870 году, и продолжал публиковаться в самых разнообразных революционных изданиях. Именно Энгельсу принадлежат первые призывы диктатуры пролетариата.

Умер политический деятель Фридрих Энгельс 5 августа 1895 года в Лондоне.

Антон Рубинштейн, российский композитор, основатель первой русской консерватории.
Антон Григорьевич Рубинштейн
Антон Григорьевич Рубинштейн

28 ноября 1829 192 года назад) — 20 ноября 1894 (127 лет назад).
Антон Григорьевич Рубинштейн родился (16) 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Он происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. Игре на фортепиано Антон начал обучаться под руководством матери, а затем стал учеником пианиста А.Виллуана. Впервые на публике он выступил в 10 лет в Москве.

Свою музыкальную карьеру Рубинштейн начал как многие вундеркинды середины века, совершив со своим учителем концертное турне по крупным городам Европы в 1840-1843 годах. В эти же годы были изданы его первые сочинения.

С 1844 года Антон Григорьевич жил и работал за границей, где занимался по теории музыки у З.Дена, общался с Ф.Мендельсоном и Ф.Листом, которые оказали весьма заметное влияние на формирование творческой личности композитора.

Однако весьма скоро он приобрел полную самостоятельность: из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин, Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе. Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость и твердость характера остались у музыканта до конца его дней.

В 1848 году Рубинштейн вернулся в Россию и поселился в Петербурге. Выступал как пианист и дирижёр (главным образом с собственными произведениями). Он стал первым русским музыкантом, слава которого была поистине всесветной: в разные годы многократно концертировал во всех странах Европы и в США. И почти всегда он включал в программы собственные фортепианные произведения, либо дирижировал своими оркестровыми сочинениями.

Рубинштейн вошел в историю отечественной культуры как инициатор и один из основателей «Русского музыкального общества» (1859) – ведущей концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни и музыкального образования в русских городах.

По его же инициативе была создана первая в стране Петербургская консерватория (1862) – он стал ее директором и профессором (1862-1867). В первом же выпуске его учеников был Пётр Чайковский.

Все виды, все отрасли творческой деятельности Рубинштейна объединяются идеей просветительства. И композиторская – тоже. Творческое наследие Рубинштейна огромно и охватывает все основные музыкальные жанры, многие из его творений звучат и сегодня.

Среди лучших рубинштейновских работ – опера «Демон» и «Персидские песни». В «Демоне» сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в «Евгении Онегине». Живут и звучат романсы («Ночь» – «Мой голос для тебя и ласковый и нежный» – эти стихи А.Пушкина были положены композитором на свою раннюю фортепианную пьесу – «Романс» фа мажор), и Эпиталама из оперы «Нерон», и Четвертый концерт для фортепиано с оркестром… Также он является автором и нескольких книг.

Последние годы жизни (1891-1894) Рубинштейн жил преимущественно в Дрездене, выезжая в разные города на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой и, конечно же, сочиняя музыку.

Умер один из величайших пианистов, создатель русской пианистической школы Антон Григорьевич Рубинштейн (8) 20 ноября 1894 года в Петергофе.

Александр Опекушин, русский художник, скульптор-монументалист.
Александр Михайлович Опекушин
Александр Михайлович Опекушин

28 ноября 1838 (184 года назад) — 4 марта 1923 (98 лет назад).
Александр Михайлович Опекушин родился в деревне Свечкино Ярославской губернии (16) 28 ноября 1838 года в семье крепостного крестьянина, который был скульптором-самоучкой и потомственным лепщиком-декоратором.

Отпущенный на волю еще мальчиком, Александр работал в подмастерьях у скульптора Йенсена в Петербурге, затем вплоть до 1864 года занимался под его же началом в Академии художеств, получив диплом «классного художника» в 1869 году.

Сперва завоевал признание как портретист. Под руководством М.О. Микешина он принял участие в создании монумента «Тысячелетие России» в Новгороде (1859-1862), вылепив для него фигуру Петра I, а также в работе над памятником Екатерине II в Петербурге (1862-1873), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А.Г. Орлова и В.Я. Чичагова) по собственным эскизам.

В 1870-е годы уже в полной мере – причем именно в монументальном искусстве – развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить идеальный образ знаменитости торжественно и в то же время подкупающе-человечно. Именно эти черты ярко проявились в его шедевре — памятнике Пушкину для Москвы (1872-1880), который по праву стал самым популярным русским монументом 19 века.
Также среди его работ – памятники: Пушкину в Петербурге (1884), К.Бэру в Тарту (1886), Лермонтову в Пятигорске (1889), Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889), все осуществленные в традиционных материалах (бронза для фигуры, гранит для постамента).
Наиболее грандиозными были памятники Александру II в Московском Кремле (1898) и Александру III близ храма Христа Спасителя (1912), демонтированные после Октябрьской революции (равно как и монумент Муравьеву-Амурскому).

В последний период Александр Михайлович Опекушин отошел от активной деятельности и уединился в своем имении в селе Рыбница Ярославской губернии, где и умер 4 марта 1923 года.

Владимир Образцов, российский и советский ученый в области транспорта, академик.
Владимир Николаевич Образцов

18 июня 1874 (147 лет назад) — 28 ноября 1949 (72 года назад).

Владимир Николаевич Образцов родился (6) 18 июня 1874 года в Николаеве Херсонской губернии. В 1897 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. С 1901 года начал преподавать в Московском инженерном училище.

С 1919 по 1922 годы он — профессор Московского института гражданских инженеров, с 1923 по 1949 годы — профессор Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Начиная с 1939 года (и до конца жизни), Образцов работал в Академии наук СССР, где возглавлял отдел по научной разработке проблем транспорта.

В основном Владимир Николаевич занимался задачей разработки железной дороги, чему посвятил несколько своих трудов, в которых рассматривал вопросы станционного хозяйства, проектирования станций и транспортных узлов, планового распределения сортировочной работы на сети железных дорог, построения плана формирования поездов и т.п. Он также помогал строительству детских железных дорог и решению проблем взаимодействия и развития сети различных видов транспорта в СССР.

Во время Великой Отечественной войны Образцов на свои деньги преподнес летчику 291-го истребительного полка, Герою Советского Союза, капитану А.Ф. Лавренову самолёт «ЯК-1».

За свои заслуги он был награжден тремя орденами Ленина, медалями и другими наградами, дважды становился лауреатом Сталинской премии. Был членом Всероссийского Центрального исполнительно комитета и депутатом Верховного Совета.

Умер ученый Владимир Николаевич Образцов 28 ноября 1949 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

В Москве есть улица, названная в честь Образцова. Его сын – Сергей Владимирович Образцов — основатель и руководитель театра кукол.

Александр Блок, русский поэт Серебряного века.
Александр Александрович Блок
Александр Александрович Блок

28 ноября 1880 (141 год назад) — 7 августа 1921 (100 лет назад).
Александр Александрович Блок родился (16) 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге, в семье профессора философии и права. Воспитанием мальчика занимался дед, знаменитый ботаник А.Н. Бекетов. Уже в пять лет Александр начинает писать стихи. Говорят, поэтический дар он унаследовал от отца.

После гимназии в 1898 году Блок поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но затем перевёлся на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению. В этот период он сблизился с символистами Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Валерием Брюсовым и Андреем Белым.

Свой первый цикл стихов «Из посвящений» поэт выпустил ещё в студенческую пору в журнале «Новый путь». Тогда же вышла его первая книга стихотворений «Стихи о прекрасной даме», посвящённая Любови Дмитриевне — дочери известного химика Менделеева, на которой Блок женился в 1903 году.

Вторая книга стихов выходит в период 1904-1908 годов, посвященная переживаниям и мыслям поэта на тему революционных событий, произошедших в стране и очень повлиявших на Блока. Тема России и переживания о судьбе народа находят отражение в его творчестве – в сборниках «Родина», «На поле Куликовом», «Земля в снегу», в поэмах «Скифы», «Возмездие».

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.

(отрывок из цикла «Родина»)

В этот же период Блок работал редактором критики в журнале «Золотое Руно» и возглавлял школу символизма, а ещё, обратившись к театру, написал несколько «лирических драм» — «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка».

В 1909 году после смерти отца Блок получил наследство, что позволило ему отправиться в путешествие по Италии и сосредоточился на литературном творчестве. А впечатления от поездки воплотились в цикле «Итальянские стихи». В 1911 году он выпустил сборник «Ночные часы», а также переработал пять поэтических книг своих произведений в трехтомное собрание стихотворений (при жизни поэта оно переиздавалось несколько раз). В этот же период он написал пьесу «Роза и Крест», которая понравилась К.Станиславскому и В.Немировичу-Данченко, но драму так и не поставили в театре.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

(«Ночь, улица, фонарь, аптека», из цикла «Страшный мир», 1912 год)

Во время Первой мировой войны, летом 1916 года, Блока призвали в армию, он служил в инженерной части Земского Союза в Белоруссии.

После Февральской революции 1917 года, которую поэт принял со смешанными чувствами, но отказался от эмиграции, он вернулся в Петроград. Здесь в качестве редактора стенографических отчётов вошёл в состав в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств». Летом 1917 года Блок начал работу над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта работы данной комиссии, эти материалы вышли в виде книжки в 1921 году под названием «Последние дни Императорской власти».

Октябрьскую революцию 1917 года Блок принял восторженно и сразу занял активную гражданскую позицию. Новая власть широко использовала имя поэта, в 1918-1920 годах Блока назначали и выбирали на различные должности в комитетах и комиссиях. Но он не оставлял и литературного творчества. В январе 1918 года вышли его поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а затем ряд стихов, лирические фрагменты «Ни сны, ни явь» и «Исповедь язычника», фельетоны «Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати».

Однако, материальное положение поэта вынуждало его искать не только литературный заработок, но и государственную службу. С 1918 года он сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919-го перешёл в Большой драматический театр и одновременно был членом редколлегии издательства «Всемирная литература», в 1920 году стал председателем петроградского отделения Союза поэтов.

И хотя первоначально Блок искренне считал, что работа и участие в культурно-просветительских учреждениях — долг интеллигенции перед народом, но постепенно всё больше разочаровывался в советской власти. В статьях и рукописях поэта появляется мотив катакомбного существования культуры. В феврале 1921 года на вечере памяти Александра Пушкина в Доме литераторов Блок выступил со своей знаменитой речью «О назначении поэта».

Всё возрастающий объём работы подорвал силы поэта — у него возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь и астма. Весной 1921 года Блок просил о выездной визе в Финляндию для лечения, но Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало ему…

7 августа 1921 года поэт Александр Александрович Блок скончался в Петрограде, где и был похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перезахороне на Литераторских мостках Волковского кладбища.

В 1980 году в доме на улице Декабристов, где в последние годы жил и умер поэт, был открыт музей-квартира Александра Блока. В Шахматово, где Блок проводил детство и юность, находится Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока.

Вильгельмина, королева Нидерландов (1890-1948).
Королева Нидерландов Вильгельмина, 1931 год
Королева Нидерландов Вильгельмина, 1931 год

31 августа 1880 (141 год назад) — 28 ноября 1962 (59 лет назад).
В истории королева Нидерландов известна прежде всего благодаря своей роли во Второй мировой войне: Вильгельмина отказалась подчиниться оккупантам, покинула страну и возглавила правительство в изгнании. Ее имя стало лозунгом нидерландского Сопротивления.

Вильгельмина Хелена Паулина Мария (нидерл. Wilhelmina Helena Pauline Marie) родилась 31 августа 1880 года в Гааге и была единственным ребенком короля Виллема III от второго брака с Эммой Вальдек-Пирмонтской. Когда она родилась, отцу было 63 года. От первого брака у короля было три сына, но к моменту рождения Вильгельмины в живых оставался только один – Александр, который умер в 1884 году, когда Вильгельмине было четыре года. Так она стала наследницей престола.

Отец умер, когда Вильгельмине было всего 10 лет. До ее совершеннолетия ее мать Эмма была регентшей Нидерландов. В 1901 году Вильгельмина вышла замуж за Генриха, герцога Мекленбург-Шверинского. А 30 апреля 1909 года родилась их единственная дочь Юлиана.

Вильгельмина правила Нидерландами (считая с момента совершеннолетия) пятьдесят лет, дольше, чем любой другой голландский монарх. За время ее царствования прошли Первая и Вторая мировые войны, а Нидерланды лишились своих колоний.

В 1945 году, после капитуляции Германии, она вернулась в Нидерланды. В сентябре 1948 года Вильгельмина отреклась от престола в пользу дочери Юлианы, оставив за собой титул принцессы Нидерландов.

Умерла Вильгельмина 28 ноября 1962 года во дворце Хет Лоо в Апелдорне (Нидерланды).

Стефан Цвейг, австрийский писатель, драматург.
Стефан Цвейг

28 ноября 1881 (140 лет назад) — 22 февраля 1942 (79 лет назад).

Стефан Цвейг (нем. Stefan Zweig) родился 28 ноября 1881 года в Вене, в семье владельца текстильной мануфактуры. После гимназии он поступил в Венский университет. Студентом начинает интересоваться поэзией и публикует первый сборник стихов «Серебряные струны».

Окончив университет со степенью доктора, Цвейг много путешествует по Европе, Индии, США, Кубе, Панаме. В это время из-под его пера выходят эссе, посвященные Горькому, Томасу Манну и другим писателям. Во время Первой мировой Цвейг создает очерк «Совесть Европы», в котором рассказывается о Ромене Роллане.

После окончания войны писатель перебрался жить в Зальцбург, который покинет с началом Второй мировой войны. Поскитавшись по свету, писатель оседает в бразильском городе Петрополисе.

В сборниках новелл «Первые переживания», «Амок», «Смятение чувств» писатель обнаружил стремление проникнуть в тайники психологии, изображая сложные коллизии личной жизни героев. В мемуарной книге «Вчерашний мир» Цвейг подчеркнуто скупо рассказывает о своем детстве и отрочестве. Когда заходит речь о родительском доме, гимназии, а затем университете, писатель сознательно не дает волю чувствам, подчеркивая, что в начале его жизни было все точно так же, как у других европейских интеллигентов рубежа веков.

Известность Цвейгу принесли его новеллы «Звёздные часы человечества», «Мендель-букинист» и другие. Пробовал писатель и романы — «Нетерпение сердца» и «Угар преображения», но чаще всего творил в своем любимом жанре новеллы. Многие из них позже были экранизированы.

Важное место в творчестве Цвейга занимают биографические романы, эссе, очерки. Не всегда точные в фактах, часто упрощённо трактующие жизнь и деятельность исторических лиц (например, Стендаля, Льва Толстого, Фрейда, Ницше), беллетризованные биографии Цвейга подкупают изобретательностью критического мышления, умением воссоздать исторический колорит, проникновением в психологию творческой личности.

Последние вспышки веры в отвагу и дерзание человеческого гения в романах «Магеллан» (1938) и «Америке» не могли смягчить кризиса, долго вызревавшего в творчестве и мировоззрении Цвейга.

Не выдержав разлуки с родиной и отчаявшись перед лицом Второй мировой войны, писатель покончил жизнь самоубийством 22 февраля 1942 года в Петрополисе (Бразилия).

Энрико Ферми, итальянский ученый-физик, Нобелевский лауреат.
Энрико Ферми
Энрико Ферми

29 сентября 1901 (120 лет назад) — 28 ноября 1954 (67 лет назад).
Энрико Ферми (итал. Enrico Fermi) родился 29 сентября 1901 года в Риме. В 1922 году он окончил одновременно Пизанский университет и Пизанскую высшую школу. А со следующего года началась его исследовательская и преподавательская деятельность: он работал в Гёттингенском университете у Макса Борна, в Лейденском университете у Эренфеста, преподавал в Римском и Флорентийском университетах. В 1926 году стал профессором теоретической физики Римского университета.

Исследования Ферми относятся к области ядерной физики, статистической механики, физики высоких энергий, астрофизики. В том же 1926 году была опубликована его работа по статистической механике частиц, подчиняющихся принципу Паули.

Эта работа послужила фундаментом так называемой статистики Ферми – Дирака, которая объясняла поведение электронов в твердых телах, а также многие явления в самых разных разделах физики – от ядерной физики до астрофизики.

В 1934 году Ферми открыл искусственную радиоактивность элементов, облучаемых нейтронами, высказал идею получения таким способом трансурановых элементов. Эти работы положили начало развитию нейтронной физики.

В 1938 году Ферми эмигрировал в США. В этом же году он был удостоен Нобелевской премии за открытие искусственной радиоактивности и создание теории замедления нейтронов.

В декабре 1942 Ферми впервые удалось осуществить ядерную цепную реакцию в построенном им первом в мире ядерном реакторе, где в качестве замедлителя нейтронов использовался графит, в качестве горючего – уран. Последние годы жизни ученый занимался физикой высоких энергий.

В честь Ферми назван 100-й элемент в таблице Менделеева – фермий. А в США учреждена премия его имени, имя Ферми присвоено Чикагскому институту ядерных исследований.

Умер Энрико Ферми 28 ноября 1954 года в Чикаго (США).

Дмитрий Лихачев, советский литературовед, историк культуры, филолог, академик.
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Дмитрий Сергеевич Лихачев

28 ноября 1906 (115 лет назад) — 30 сентября 1999 (22 года назад).
Известный литературовед, искусствовед, историк культуры, филолог, публицист, академик РАН… Круг научных интересов Дмитрия Сергеевича Лихачева был весьма обширен. Он является автором более 500 научных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры, и около 600 публицистических трудов. А еще на протяжении всей своей жизни являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

Дмитрий Сергеевич Лихачев родился (15) 28 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Начальное образование он получил в реальном училище и советской трудовой школе, а в 1928 году окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета.

В том же году Лихачев был осужден на 5 лет за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук». До ноября 1931 года Дмитрий Сергеевич являлся политзаключенным в Соловецком лагере особого назначения. Его первая работа – «Картежные игры уголовников» – была опубликована в 1930 году в журнале «Соловецкие острова».

В 1932 году Дмитрий был досрочно освобожден и вернулся в Ленинград, где устроился на работу литературным редактором Соцэкгиза. В тот же период в печати стали выходить его статьи на филологические темы. С 1938 года он – младший, а с 1941 года – старший научный сотрудник Института русской литературы АН СССР, где руководил сектором древнерусской литературы.

Во время Великой Отечественной войны Лихачев был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Казань, где продолжил свою научную работу. После войны он вернулся в родной город и с 1946 года стал преподавателем Ленинградского государственного университета (с 1951 года — профессор). Одновременно с педагогической работой, Дмитрий Сергеевич продолжал много времени уделять и научно-публицистической деятельности. А еще он известен как активный общественный деятель.

Лихачев – автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ему принадлежат сотни работ (пятьсот научных работ, более шестисот публицистических трудов) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы.

Многие из его трудов переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий языки. Его вклад в сохранение русской культуры неоценим.

В 1942 году Дмитрий Лихачев был награжден медалью «За оборону Ленинграда», а в 1998 году стал первым кавалером восстановленного ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Помимо этого, он награжден и многими другими орденами и медалями, как России, так и других стран. В 1970 году был избран академиком АН СССР.

Умер Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге.

Константин Симонов, советский писатель и поэт.
Константин Михайлович Симонов
Константин Михайлович Симонов

28 ноября 1915 (106 лет назад) — 28 августа 1979 (42 года назад).
Кто не слышал его знаменитых строк:

…Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Благодаря этому стихотворению Симонов стал известен всей стране — после публикации «Жди меня» в газете «Правда» миллионы людей в годы Великой Отечественной войны твердили его строки как заклинание.

Константин Михайлович Симонов (настоящее имя — Кирилл) родился в Петрограде (15) 28 ноября 1915 года. Его отец погиб на фронте в Первую мировую войну, поэтому мальчика воспитал отчим, по профессии военный. Всё детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Особого достатка в семье никогда не было, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году.

Через два года Симонов поступил в Литературный институт им. Горького. Знаний у него было недостаточно с его семилетним образованием, но он считался представителем рабочего класса, а это было самой лучшей рекомендацией.

В 1938 году Константин Симонов оканчивает Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений – в 1936 году были напечатаны первые его стихи. В начале 1940-х годов Симонов написал свою первую пьесу «История одной любви» и «Парень из нашего города». С началом войны Симонова призвали в армию, где он работал в газете «Боевое знамя».

Как военный корреспондент он побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). С 1958 по 1960 годы жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии. Он был успешен в творчестве и обласкан властью. По сценариям Симонова поставлены многие фильмы.

С 1946 по 1950 и с 1954 по 1958 годы он был главным редактором журнала «Новый мир»; с 1950 по 1953 — главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 — секретарем Союза писателей СССР. В 1974 году он удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Константин Михайлович Симонов скончался 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, его прах был развеян над Буйничским полем под Могилевом.

Игорь Стечкин, советский и российский конструктор стрелкового оружия, инженер-оружейник.
Игорь Яковлевич Стечкин
Игорь Яковлевич Стечкин

15 ноября 1922 (99 лет назад) — 28 ноября 2001 (20 лет назад).
Игорь Яковлевич Стечкин родился 15 ноября 1922 года в городе Алексине Тульской области, в семье врача. Когда мальчику исполнилось 13 лет, семья переехала в Тулу. Здесь же он после школы поступил в Тульский механический институт на оружейно-пулеметное отделение.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ижевск, доучивался там в высшем техническом училище имени Баумана и работал на заводе шлифовщиком.

Тульский институт Стечкин закончил уже после войны. Темой его диплома была «Самозарядный пистолет калибра 7,65 мм». На защите будущий инженер продемонстрировал работающий образец из металла.

Молодого специалиста направляют в ЦКБ-14, где Стечкин занялся разработкой 9-мм пистолета. Автоматический пистолет Стечкина был выпущен в 1951 году и по достоинству оценен в армии.

Через несколько лет конструктор создает модели ТКБ-506 и ТКБ-506 А с глушителем. В 1970-х спроектировал укороченный автомат «Модерн», «Абакан». Кроме стрелкового оружия Стечкин занимался разработкой противотанковых комплексов «Фагот» и «Конкурс».

Всего Стечкин сделал более 50 изобретений, отмечен премиями СССР, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд» и в 1992 году получил звание «Заслуженный конструктор Российской Федерации».

Игорь Яковлевич Стечкин умер 28 ноября 2001 года в Туле.

Лесли Нильсен, канадский и американский актер.
Лесли Уильям Нильсен

11 февраля 1926 (95 лет назад) — 28 ноября 2010 (11 лет назад).

Лесли Уильям Нильсен (англ. Leslie William Nielsen) родился 11 февраля 1926 года в канадском городе Реджайна. Семья, в которой родился Нильсен, имеет королевские корни.

Лесли Нильсен рос в деревушке на севере Канады. Затем его семья переехала на юг, в Эдмонт. После службы в войсках Королевских военно-воздушных сил Канады он начал работать директором на местном радио. Нильсен говорит, что свои актёрские способности он получил благодаря тому, что частенько врал своему строгому отцу.

После обучения в театре Лесли Нильсен решил посвятить себя актерскому искусству. Следующие несколько лет он играл в телевизионных драмах. В 1950-х годах он перебирается в Голливуд, где снимается в фильмах «Запретная планета», «Harlow», «The Plainsman». Но известность актеру эти киноработы не принесли.

В 1980-х годах Нильсен меняет свой образ и вместо серьёзных героев начинает играть как комедийный актёр. Поворотной точкой для него послужила комедия «Аэроплан!». Его известность продолжает расти с фильмами «Полицейский отдел! В цвете», «Голый пистолет».

Успешными стали и другие фильмы с Лесли Нильсеном – «Шестой элемент», 3 и 4 части «Очень страшного кино», «Супергеройское кино». Снимался он и в различных шоу и сериалах.

Лесли Нильсен скончался 28 ноября 2010 года в городе Форт-Лодердейл (штат Флорида, США) от последствий пневмонии. Его последние минуты жизни скрасили члены семьи и друзья, находящиеся рядом с ним до конца.

Зиновий Высоковский, советский и российский актер театра, кино и эстрады, Народный артист России.
Зиновий Моисеевич Высоковский

28 ноября 1932 (89 лет назад) — 3 августа 2009 (12 лет назад).
Зиновий Моисеевич Высоковский родился 28 ноября 1932 года в Таганроге, где с золотой медалью окончил школу имени А.П. Чехова.

В 1952 году он приехал в Москву с намерением поступить в Театральное училище им. Щукина. Но первая попытка не удалась. Он вернулся в Таганрог и стал учиться на инженера по автоматике и космической телемеханике в Таганрогском радиотехническом институте. В 1956 году он получил диплом инженера, после чего приехал в Москву – и на этот раз успешно поступил в театральное училище имени Б.Щукина (курс Владимира Этуша). Окончил его в 1962 году.

Он работал на сценах Театра миниатюр и Театра сатиры. Наряду с работой в театре, съёмками в кино и на телевидении, Зиновий Высоковский выступал как мастер разговорного жанра на эстраде. Классикой стали его «телефонные монологи» из вытрезвителя (автор Владимир Тихвинский), монолог ироничного, мудрого Аптекаря с одесским говорком из спектакля Театра сатиры «Интервенция» Л.Славина, обретший на эстраде самостоятельную жизнь и менявшийся в зависимости от ситуации, в которой Аптекарь оказывался (тексты монологов писал сам актер).

Он показывал всю гамму человеческих слабостей и чувств мягко, чуть пародийно, находя живые и не обидные слова, говорящие о смешном, нелепом, грустном, печальном в жизни людей.

Все это сделало Зиновия Высоковского всенародным любимцем, известность которого умножило ТВ и передача «Кабачок 13 стульев», где он сыграл роль пана Зюзи, и концерты ко Дню милиции, где непременным участником был Зиновий Высоковский в образе Аптекаря. Многие фразы и выражения из монологов Зиновия Высоковского стали крылатыми.

В 1987 году, после смерти Андрея Миронова, он покинул театр сатиры и целиком ушёл на эстраду, а в последние годы выступал на сцене Театра Антона Чехова. Он снимался и в кино. Наиболее значительны работы в фильмах «Живые и мертвые» (Миша) и «Ревизор» (почмейстер).

Народный артист России Зиновий Высоковский скончался на 77-м году жизни 3 августа 2009 года в Москве.

Владимир Маслаченко, советский футболист-вратарь, Заслуженный мастер спорта СССР.
Владимир Никитович Маслаченко
Владимир Никитович Маслаченко

5 марта 1936 (85 лет назад) — 28 ноября 2010 (11 лет назад).
Владимир Никитович Маслаченко родился 5 марта 1936 года в селе Васильковка Днепропетровской области. Первое его знакомство со спортом состоялось в дворовой футбольной команде. В школьные годы он был членом сборной школьников Кривого Рога.

В 1951 году Владимир начал занятия в юношеской команде «Строитель», а потом – в «Спартаке». Затем Маслаченко выиграл на областной Спартакиаде и участвовал в республиканских соревнованиях от команды Днепропетровска, где занял второе место, и удостоился звания лучшего вратаря турнира в составе украинской сборной школьников.

В 1953 году Маслаченко стал игроком футбольной команды «Металлург», где были мастера группы «Б». В 1954 году команда стала участником полуфинальной игры за Кубок СССР. С 1956 по 1962 годы Владимир Маслаченко входил в состав команды «Локомотив». В 1957 году он впервые выиграл Кубок СССР. В этом же году стал участником сборной СССР и капитаном Молодежной сборной. В составе сборной СССР – победитель первого розыгрыша Кубка Европы 1960 года.

С 1962 до 1969 годы он играл в «Спартаке» (Москва), а в 1966 году даже был капитаном. В 1969 году Владимиру Маслаченко присвоено звание Заслуженного мастера спорта СССР.

После того как спортивная карьера закончилась, Владимир Маслаченко стал телекомментатором. Он работал на Всесоюзном радио и Центральном телевидении, был спортивным комментатором программы «Время», руководителем студии «Спорт+Sport» и автором одноименной телевизионной передачи (1992-1994), ведущим телепрограммы «Футбольный клуб» на НТВ.

Владимир Маслаченко умер 28 ноября 2010 года в Москве от последствий инсульта и от сердечной недостаточности.

Любовь Полищук, советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка России.
Любовь Григорьевна Полищук

21 мая 1949 (72 года назад) — 28 ноября 2006 (15 лет назад).

Любовь Григорьевна Полищук родилась 21 мая 1949 года в Омске, в простой рабочей семье.

В 16 лет девушка отправилась в Москву поступать в театральный институт. Поступить смогла во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Там Любовь познакомилась со студентом мастерской Валерием Макаровым, с которым они поженились. Закончили учебу в 1967 году и поехали в Омск, где работали в филармонии. В 1972 году у них родился сын Алексей, но, когда ему исполнилось четыре года, супруги расстались.

Через некоторое время Полищук пригласили в мюзик-холл в Москву. Там она исполняла главную роль в спектакле «Красная стрела». В 1977 году актриса впервые снялась в кино в фильме «12 стульев», сыграла небольшой эпизод вместе с Андреем Мироновым. Ее заметили и стали приглашать сниматься.

В 1979 году актриса начала работать в Московском театре миниатюр. Там она играла в популярнейших спектаклях – «Хармс! Чармс! Шардам!», «Здравствуйте, Ги де Мопассан», «Принцип Питера», «Хроника широко объявленной смерти».

В это же время Любовь познакомилась с художником Сергеем Цигалем. Сначала они жили втроем с сыном Алексеем, а через год в семье родилась дочка Маша. Брак оказался удачным, крепким, дружным.

В 1980-е годы Полищук активно снималась в кино. С ее участием вышли фильмы «Эзоп», «Тайна «Черных дроздов»», «Змеелов», «Если можешь, прости…», «Любовь с привилегиями», «Интердевочка».

В период с 1989 по 1995 годы Полищук работала в театре «Школа современной пьесы» и одновременно играла в частных московских театрах и антрепризах. В 1990-е годы Полищук много снималась в кино. На это время пришелся пик ее популярности. В 1994 году она стала Народной артисткой России.

В период с 2004 по 2006 год Любовь Полищук снималась в сериале «Моя прекрасная няня». В это время она уже очень тяжело болела.

Ее великолепная пластика, актерский талант, блистательный юмор, потрясающая энергетика всегда привлекали любовь зрителей.

28 ноября 2006 года Любови Полищук не стало. Она скончалась после тяжелой болезни в Москве и была похоронена на Троекуровском кладбище.

Александр Градский, советский и российский певец, автор песен, композитор, Народный артист России.
Александр Борисович Градский
Александр Борисович Градский

3 ноября 1949 (72 года назад) — 28 ноября 2021 года.
Александр Борисович Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. В Москву семья переехала в 1957 году. По настоянию родителей Саша закончил Гнесинскую музыкальную школу по классу скрипки.

Ещё будучи подростком, он знакомится с музыкой Э.Пресли, Б.Хейли, Э.Фицджеральд, Л.Армстронга, Ф.Синатры, а в советской эстраде отдает предпочтение песням М.Бернеса, К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением Карузо, Шаляпина и др. Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения Градского.

Уже во время учёбы в школе Александр пробует свои силы в школьных вечерах – поёт, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке. В 1963 году Градский поет вместе с группой польских студентов «Тараканы» (в репертуаре блюз и рок-н-ролл). В это время и было принято решение стать музыкантом, певцом, поэтом, композитором…

Через два года Градский и Турков организуют группу под названием «Славяне» – третью, по времени создания, советскую рок-группу (после «Братьев» и «Сокола»). Вскоре «Славяне» становятся известными и популярными, репертуар коллектива почти целиком состоит из песен «The Beatles» и «Rolling Stones». В 1966 году Александр создал группу «Скоморохи», ориентированную исключительно на песни и композиции собственного сочинения и только на русском языке.

Тогда же Градский начинает сольную карьеру. По сути, он становится одним из первых экспериментаторов в роке с русскими текстами (собственными, известных поэтов и русского фольклора). Параллельно Градский закончил ГМПИ им. Гнесиных, факультет сольного пения (1974). Впоследствии он совершенствует своё мастерство у Н.Вербовой, С.Сахарова…

Александр первым среди советских рок-музыкантов создал цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира – своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла. В 1973 году вышел первый сольный миньон Градского с композициями «Испания», «Скоморохи», «Синий лес» и др.

В то же время режиссёр А.Михалков-Кончаловский начинал свою работу над фильмом «Романс о влюблённых». Градский в этом фильме не только сочинял музыку, но и исполнял вокальные партии. Вышедший в 1974 году фильм имел значительный успех. Музыкальный журнал «Billboard» объявил Градского «Звездой года» «за выдающийся вклад в мировую музыку».

Карьера Градского разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, на его концертах – аншлаг. Он работает по 3-4 сольных концерта в день, потрясая аудиторию диапазоном голоса, необычным для того времени репертуаром и актёрской манерой.

Несколько лет Градский занимался преподавательской деятельностью – работал в Институте Гнесиных, был профессором кафедры вокала в РАТИ (ГИТИС). Также он является создателем и руководителем Театра музыки в Москве – «Градский Холл».

Александр Градский – автор музыки к нескольким десяткам фильмов, нескольких рок-опер и рок-балетов, множества песен, выпустил более 20 дисков, а также известен как участник различных телепроектов. Его балеты ставят различные театры и «возятся» по всему миру с громадным успехом. Он Заслуженный деятель искусств России, Лауреат Государственной премии РФ, Народный артист России и Приднестровской Молдавской Республики, член Союза композиторов.

Умер Александр Борисович 28 ноября 2021 года в Москве.

Александр Годунов, советский и американский артист балета и киноактер, Заслуженный артист РСФСР.
Александр Борисович Годунов

28 ноября 1949 (72 года назад) — 18 мая 1995 (26 лет назад).

Александр Борисович Годунов родился 28 ноября 1949 года в Южно-Сахалинске. Когда Саше исполнилось три года, родители развелись, и мама с двумя сыновьями переехала в Ригу. Здесь, вопреки желанию сына (Саша с детства мечтал стать военным, как отец), она отдала его в Рижское хореографическое училище, которое он окончил в 1967 году и где учился вместе с Михаилом Барышниковым.

Способности юного танцовщика оказались настоящим талантом, и Александра заметил Игорь Моисеев – в те годы директор Государственного хореографического ансамбля «Классический балет» («Молодой балет») – и, не раздумывая, пригласил в Москву в свою труппу. С 1967 по 1971 год Годунов танцевал в этом коллективе, где работали выдающиеся педагоги – Суламифь и Асаф Мессерер. Подготовив первую программу и показав ее в 1968 году в Смоленске, ансамбль много гастролировал по стране и за рубежом, а Александр вскоре стал солистом.

В 1971 году после конкурсного экзамена Годунов был принят в балетную труппу Большого театра. Здесь его наставником и педагогом-репетитором стал легендарный актер и танцовщик Алексей Ермолаев, которого впоследствии Александр назвал любимым учителем. Дебютом Годунова на сцене Большого была партия в балете «Лебединое озеро» в редакции Горского – Мессерера. В 1972 году он получил Первую премию во Всесоюзном конкурсе артистов балета.

Вскоре молодого танцовщика заметила Майя Плисецкая и пригласила к себе в партнеры. Их первая совместная работа – балет «Лебединое озеро» – сразу же сделала Годунова звездой Большого. Он стал ее постоянным партнером и в других балетах. В 1973 году он получил Первую премию и золотую медаль на Втором Московском международном конкурсе артистов балета, а в 1976 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Популярность Годунова росла, особенно за границей, практически на всех гастрольных афишах Большого театра за рубежом красовалось его имя. Но с 1974 года Александра перестали выпускать за границу, видимо, боясь, что он повторит судьбу своего друга Барышникова, который в 1974 году не вернулся с гастролей в Торонто и стал успешно работать в США.

Примерно в течение 5 лет Годунов был «невыездным», зато он много танцевал на сцене Большого театра, и его репертуар был на редкость разнообразным (поскольку в это время другие премьеры много времени проводили на гастролях). Роли, исполненные Александром в этот период – партии в таких знаменитых балетах, как «Анна Каренина», «Шопениана», «Конек-горбунок», «Дон Кихот», «Кармен-сюита», «Жизель», «Спартак», «Иван Грозный», «Паганини», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Гибель розы» и других. Плисецкая говорила о нем: «Александр Годунов был могуч, горделив, высок. …Он лучше танцевал, чем держал партнершу. Человек был верный, порядочный, совершенно беззащитный, вопреки своей мужественной внешности».

Помимо выступлений на сцене, Александр снялся и в нескольких картинах – это фильмы-балеты «Московская фантазия» (1972) и «Кармен-сюита» (1978), экранизация балета «Анна Каренина» (1974) и художественный фильм «31 июня» (1978). Счастлив он был и в личной жизни – Годунов женился на женщине, которую полюбил всей душой, – на балерине Людмиле Власовой. Но вскоре все изменилось…

В американском турне Большого театра в 1979 году участие Годунова вновь не планировалось. Тем более, что в гастрольной труппе была его жена. А власти выпускали творческие семьи за границу только в исключительных случаях. Но американский импресарио заявил, что без Годунова гастроли не состоятся. Советские чиновники терять выгодный контракт не захотели, и Александр полетел в США.

23 августа 1979 года, во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке, Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. Тогда советские власти попытались в срочно порядке вернуть его жену в СССР. Но это событие привлекло внимание мировой прессы, и американскими властями был задержан самолет, на котором Власова летела домой, поскольку считали, что это делается против ее воли. В инцидент оказались вовлечены даже лидеры СССР и США Л.Брежнев и Д.Картер. До последней минуты Годунов надеялся, что жена останется с ним. Но Людмила отказалась и вернулась в Москву.

В течение года Годунов безуспешно пытался добиться возвращения жены. Эта пара стала известна как «Ромео и Джульетта» холодной войны. Их брак был расторгнут в 1982 году. Американское гражданство Александр получил в 1987 году. В последствии он жил с известной актрисой Жаклин Биссет, но их союз (семилетний) не был официально оформлен и распался в 1988 году.

В США Годунов сразу же был принят в Американский Балетный Театр (АБТ), лучший репертуарный театр Америки, которым руководил Михаил Барышников. Но в связи с некоторыми разногласиями с танцовщиками труппы, он впервые вышел на сцену только спустя полгода. В этой прославленной труппе Годунов выступал как ведущий танцовщик, исполняя главные партии в «Дон Кихоте», «Жизели», «Лебедином озере», «Теме с вариациями», «Корсаре». А его партнершами были Н.Макарова, Е.Евдокимова, С.Грегори и другие балерины.

Но уже в 1982 году из-за конфликта с Барышниковым Годунов был вынужден покинуть труппу. Он собрал собственную балетную компанию «Годунов и друзья» и стал гастролировать по стране самостоятельно. Всего за полтора месяца выступлений Александр заработал больше миллиона и начал успешные гастроли по Израилю, Аргентине, Японии. Несколько лет он выступал на различных сценах мира. Как приглашенная звезда, Годунов много гастролировал в Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии.

Дальнейшая его работа в балете была сопряжена с рядом разочарований, не состоялись несколько турне, и он решил изменить свою жизнь. По совету Жаклин Биссет Годунов пошел в актеры. Его выигрышная фотогеничная внешность, актерское дарование, блестящая фигура и пластика были большим плюсом для успеха в кино. Тем более, что начиная с 1981 года он периодически брал уроки актерского мастерства и речи в Джульярдской школе искусств и студии легендарной Стеллы Адлер.

В 1985 году Годунов ушел из балета и продолжил кинокарьеру, начатую еще в СССР. Его дебют – роль в фильме «Свидетель» (1985), с Г.Фордом в главной роли, – был удачен и отмечен критикой. Однако приглашений на главные роли не последовало, и в дальнейшем он снимался только на вторых ролях. За 10 лет Годунов снялся в восьми фильмах – «Денежная яма» (1986), «Крепкий орешек» (1988), «Музей восковых фигур 2» (1992), «Зона» (1995) и других.

Хотя Александр и прекратил выступать как танцовщик, но продолжал поддерживать атлетическую форму, занимаясь в балетной академии Дэвида Личина, там же проводил балетные мастер-классы. В Голливуде он подружился с работающими в США танцовщиками Большого театра Аллой Ханиашвили и Виталием Артюшкиным, которым помогал в работе.

Годунов был прирожденным танцовщиком, он обладал исключительной фактурой, уникальными природными данными и всегда стремился к мастерству в своей профессии. Легкость его прыжка, блестящее виртуозное вращение, мягкое и динамичное, графические позы, выразительность жеста, красота линий, завершенность формы, и просто феноменальное владение телом – безоговорочно ставят Годунова в число первых мастеров балета мирового уровня. Ведь как отмечали знатоки, он обладал тремя качествами, которые одновременно не встречаются у танцовщиков практически никогда: беспредельной виртуозностью в сочетании со стройностью и красотой линий и тонкой и очень современной актерской индивидуальностью.

Скончался Александр Борисович Годунов 18 мая (по другой версии – 12 мая) 1995 года на своей вилле в Лос-Анджелесе (Калифорния, США). Ему было 45 лет. Его нашли только спустя несколько дней сидящим в кресле. Врачи не обнаружили ни следов насилия, ни признаков алкоголя или наркотиков в крови. Городской шериф констатировал смерть, вызванную естественными причинами.

Прах Годунова был развеян над Тихим океаном, его мемориал находится в Лос-Анджелесе, а эпитафия на могиле гласит: «His future remained in the past» («Его будущее осталось в прошлом»). На Введенском кладбище Москвы находится кенотаф актера с эпитафией: «Ты всегда с нами». Иосиф Бродский назвал Годунова «великим одиночкой» и написал в некрологе: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».

Использовались материалы сайта "Календарь событий".
(Просмотрено 58 раз, сегодня 1)                     Понравилась статья? Ставь 👍
0

Автор публикации

не в сети 1 год

Георгий

5
Объявления
flagРоссия. Город: пгт Звездный
Комментарии: 2Публикации: 1660Регистрация: 28-07-2019

оставить комментарий

Войти с помощью: