Международный женский день.
8 марта — Международный женский день (International Women’s Day) — всемирный день женщин, в который также отмечаются достижения женщин в политической, экономической и социальной областях, празднуется прошлое, настоящее и будущее женщин планеты.
Любимые женщины приходят к нам веснами,
Они неожиданны, как дождь или снег.
Любимые женщины приходят к нам звездами,
Когда открываем мы одну среди всех.
«Любимые женщины» музыка С.Туликова, слова М.Пляцковского
Современное празднование Женского дня уже не имеет цели утверждения равенства, а считается днем весны, женской красоты, нежности, душевной мудрости и внимания к женщине, вне зависимости от её статуса и возраста.
Праздник отмечается Организацией Объединенных Наций, а в некоторых странах — например, России, Азербайджане, Армении, Беларуси, Туркменистане, Украине — этот день является национальным праздником.

Интересно, что идея проведения Международного женского дня впервые возникла именно в начале 20 века, когда промышленно развитый мир переживал период экспансии и потрясений, демографического бума и зарождения радикальных идеологий.
В 1910 году в Копенгагене состоялась 2-я Международная конференция работающих женщин (Second International Conference of Working Women). Лидер женской группы социал-демократической партии Германии Клара Цеткин (Clara Zetkin) выдвинула идею празднования Международного женского дня. Она предложила, чтобы Женский день отмечался ежегодно в каждой стране в один и тот же день. Целью этого праздника Цеткин назвала борьбу женщин за свои права.
Существует мнение, что первый в истории «марш пустых кастрюль» текстильщиц Нью-Йорка, прошедший 8 марта 1857 года, стал одной из предпосылок празднования Международного женского дня.
Официальный статус «Международного женского дня» этот праздник приобрёл по решению ООН в 1975 году, и с тех пор он отмечается ООН ежегодно как Международный день борьбы за права женщин и международный мир и каждый год посвящён определённой теме.
В этот день женщины всех континентов, нередко разделённые национальными границами или этническими, языковыми, культурными, экономическими и политическими различиями, имеют возможность собраться вместе и вспомнить о традиции, которая олицетворяет собой, по крайней мере, несколько десятилетий борьбы за равенство, справедливость, мир и развитие.
В Древней Греции Лисистрата ради прекращения войны организовала сексуальную забастовку против мужчин; во время Французской революции парижские женщины, выступавшие за «свободу, равенство и братство», организовали марш на Версаль, чтобы потребовать предоставления женщинам избирательного права.
Международный женский день — это праздник всех женщин, ставших творцами истории. Неудивительно, что женщины стали первопроходцами во многих областях — вот только некоторые факты, объединенные женским «первая». В январе 1906 года в Санкт-Петербурге открылось первое в России высшее техническое учебное заведение для женщин; в январе 1909 года в Нью-Йорке стартовала первая в мире женская автогонка; в апреле 1989 года состоялось первое выступление женского «Вивальди-оркестра».
В современном обществе Международный женский день, в первую очередь, — это праздник весны и внимания к женщине, когда представители сильной половины человечества могут еще раз порадовать своих любимых и родных женщин подарками и заботой.
Именины:
Иван, Иларион.
Хроника знаменательных событий в истории.
8 марта 1824 г. 198 лет назад, Ференц Лист успешно дебютировал в Париже.

Ференц Лист (венг. Liszt Ferenc, 1811—1886) — величайший пианист 19 века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, а сам он стоял в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности.
Выступая на концертах в Вене, еще совсем юный Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист вспоминал об этом всю жизнь…
8 марта 1824 года Лист, которому в ту пору еще не исполнилось и тринадцати лет, покорил французскую публику в первом же своем выступлении в Париже. В концерте для фортепьяно с оркестром дирижер — знаменитый композитор Джоакино Россини — был настолько впечатлён игрой маленького пианиста-виртуоза, что порой забывал давать указания своим музыкантам.
Все парижские газеты на следующий день буквально захлебывались от восторга. Одна из них написала: «Душа Моцарта переселилась в тело юного Листа… Он еще едва достает до педалей рояля… но он уже первый пианист Европы».
Заработок Листа за это выступление составил около пяти тысяч франков, что позволило юному дарованию и его отцу впервые освободиться от материальных забот.
8 марта 1857 г. 165 лет назад, прошла забастовка текстильщиц Нью-Йорка, вошедшая в историю как «Марш пустых кастрюль».

8 марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли маршем по улицам Манхэттена, протестуя против низких заработков и плохих условий труда. Участницы этой забастовки, вошедшей в историю как «Марш пустых кастрюль», выдвигали требования о повышении зарплат, улучшении условий труда и равных прав для женщин.
Это событие явилось знаковым в истории так любимого всеми женщинами Международного женского дня. Считается, что именно в честь него и было выбрано 8 марта для установления специального дня солидарности трудящихся женщин всего мира в борьбе против угнетения, неравенства, за свои права.
Идея проведения этого дня принадлежала известной немецкой революционерке Кларе Цеткин. В 1910 году на женской конференции в датской столице Копенгагене Цеткин предложила свою идею.
Впервые Международный женский день отмечался в ряде стран Европы в 1911 году. С каждым годом число стран, в которых на том или ином уровне отмечалась эта дата, росло, и в 1970-е годы 8 марта было провозглашено ООН как Международный женский день.
8 марта 1862 г. 160 лет назад, В Нью-Йорке за работорговлю повешен пират Натаниэль Гордон.

В этот день в 1862 году в США был казнен через повешение американский капитан Натаниэль Гордон. Он был признан виновным в работорговле в соответствии с биллем, подписанным в 1807 году Томасом Джефферсоном, который запрещал торговлю людьми и ввоз новых рабов на территорию США.
Гордон был первым и единственным человеком, повешенным за нарушение данного закона…
В обвинении говорилось, что, несмотря на запрет ввоза рабов на территорию страны, Гордон продолжал набирать их в Африке и продавать в Америке.
За день до смерти Гордон попытался отравиться стрихнином, но безуспешно.
Протестовавшие против его казни в качестве главного аргумента приводили довод, что нельзя казнить человека за то, чем все остальные занимаются уже 40 лет. Президент Линкольн не внял доводам коллективного разума и оставил приговор в силе.
Это было не случайным решением: гражданская война в США (1861-1862) поменяла отношение Линкольна к вопросу о рабовладении. Он пришел к мысли, что Соединённые Штаты либо станут полностью свободными, либо полностью рабовладельческими. Становилось ясно, что главная цель войны, восстановление Союза, становилась недостижимой без отмены рабства.
Подготовка к упразднению института рабства осуществлялась в течение всего 1862 года. Одним из ее событий и явилась казнь работорговца Гордона, ставшая, по-существу, показательной и знаковой в политике отмены рабства в США.
30 декабря 1862 года президент подписал «Прокламацию об освобождении рабов», которая изменила характер Гражданской войны, превратив её в войну за уничтожение рабства.
8 марта 1910 г. 112 лет назад, француженка Раймонда де Ларош стала первой женщиной-пилотом.

Французская баронесса Раймонда де Ларош (фр. Raymonde de Laroche, 1886—1919) 8 марта 1910 года совершила экзаменационный полет, заслужив тем самым славу первой женщины-пилота. К тому же в результате она получила лицензию на управление аэропланом. То, что лицензия была выписана ей в «женский день», является только совпадением, поскольку такого праздника тогда еще не существовало.
Увлеченная полетами на воздушных шарах, де Ларош познакомилась в Шалоне с авиатором Шарлем Вуазеном и в октябре 1909 года самостоятельно поднялась в воздух на аэроплане Вуазена.
Вуазен разрешил де Ларош только проехать на аэроплане по земле, но она ослушалась и пролетела несколько сот метров. 8 марта 1910 года по результатам соревнований в Гелиополисе Аэроклуб Франции выдал де Ларош удостоверение пилота № 36 — так она официально стала первой лётчицей Франции.
8 июля 1910 года в Реймсе де Ларош пережила первую серьёзную авиакатастрофу; восстановление потребовало двух лет. А осенью 1912 года произошла автокатастрофа, в которой она вновь разбилась, а Шарль Вуазен погиб. Но Раймонда не оставила своего увлечения.
Несколько лет де Ларош разъезжала с «летающим цирком» по Европе, летала в Каире и Санкт-Петербурге. Во время Первой мировой войны, когда женщины были официально отстранены от полётов, служила водителем во французской армии.
В июне 1919 года де Ларош поставила два «женских» мировых рекорда — на высоту и дальность полёта.
18 июля 1919 года де Ларош и пилот двухместного самолёта, на котором она планировала сдавать экзамен на допуск к профессиональным полётам, погибли в авиакатастрофе на аэродроме Кротуа. Ларош в этом полёте была пассажиркой.
Памятник лётчице установлен в аэропорту Ле Бурже.
8 марта 1929 г. 93 года назад, в Ленинграде прошла премьера представления «Теаджаз».

8 марта 1929 года в Ленинградском Малом оперном театре прошла премьера эстрадно-музыкального представления «Теаджаз» – Театральный джаз, имевшая ошеломляющий успех. В нем в амплуа певца, скрипача и артиста разговорного жанра выступил Леонид Осипович Утесов. Выступление сопровождалось игрой созданного Утесовым джаз-оркестра.
Это выступление всколыхнуло целую волну «подражателей» – до начала войны теаджазы типа утесовского функционировали в ряде городов СССР.
Первая постановка джаз-оркестра Утесова «Теаджаз», давшая наименование оркестру и типу представления, состояла всего из шести номеров. Утесов читал под аккомпанемент оркестра стихотворение Э.Багрицкого «Контрабандисты», играл на скрипке «Сент-Луис блюз» У.Хенди, пел романс «Где б ни скитался я…», песни «Никита», «Волжские лирические страдания», «С Одесского кичмана». Представление заканчивалось американским шлягером «Пока», транслировавшимся по репродуктору на площадь перед театром после спектакля.
Поскольку музыкальный руководитель Скоморовский и музыканты, приглашенные Утесовым из Малого оперного театра, неохотно включались в театрализованное действие, Утесов ко второй программе «Джаз на повороте» (1930) полностью обновил состав оркестра. Молодые музыканты на долгие годы стали партнерами Утесова в создании театрализованных представлений.
С 1930 года программы «Теаджаза» часто включались в представления Ленинградского мюзик-холла. На музыку Д.Шостаковича был поставлен спектакль «Условно убитый» (1931), в содружестве с И.Дунаевским было создано обозрение «Музыкальный магазин» (1933) и другие. В 1934 году Утесов и его коллектив «блеснули» в первом советском мюзикле «Веселые ребята».
Во второй половине 1930-х годов, после роспуска мюзик-холлов, «Теаджаз» Утесова работал на эстраде самостоятельно. Он считался наиболее удобной и приемлемой формой существования джаза на эстраде. В послевоенные годы наименование «Теаджаз» исчезло с эстрады.
Персоны:

7 января 1800 (222 года назад) — 8 марта 1874 (148 лет назад).
Миллард Филлмор (англ. Millard Fillmore) родился 7 января 1800 года в Саммерхилле (штат Нью-Йорк, США), в семье бедного фермера. С детства мальчик любил читать. Он обучался ремеслу портного, а с 15-летнего возраста работал на суконной фабрике. В 19 лет, проучившись полгода в школе Нью-Хоуп, благодаря помощи меценатов Филлмор получил юридическое образование и в 1823 году был допущен к адвокатской практике.
В 24 года он стал членом законодательного собрания штата, чуть позднее – представителем антимасонов в парламенте Нью-Йорка от округа Эри. В 1832 году от партии вигов в Нью-Йорке был избран в Конгресс. В 1848 году Филлмор занял пост вице-президента при Закари Тейлоре. Однако, несмотря на хорошие отношения с членами Конгресса администрация Тейлора его игнорировала. К нему не обратились даже при распределении должностей в его родном штате Нью-Йорк.
Президентом Миллард Филлмор стал неожиданно для себя – после внезапной смерти Тейлора 9 июля 1850 года. В отличие от своего предшественника, Филлмор сразу поддержал идею «Компромисса 1850 года», призванного уладить спор о распространении рабства в приобретенных в 1848 году областях, и в середине сентября подписал нужные законы.
Поддерживал он и принцип «народного суверенитета народа», предоставлявший право избирателям в новых штатах самим принимать решения о введении или запрете рабства. Он полностью поменял кабинет министров, назначив госсекретарем Дэниела Уэбстера, имевшего большой внешнеполитический опыт. По мнению Филлмора, акцент на внешней политике мог отвлечь от напряженного положения дел внутри страны.
Однако политический рейтинг Филлмора падал. Доверие жителей Севера (в том числе и выдвинувшей его партии вигов) было подорвано подписанием закона о беглых рабах в рамках «Компромисса». У южан была своя причина не любить президента: они горели желанием отобрать у испанцев плодородную рабовладельческую Кубу, но Филлмор, опасаясь войны с Европой, решительно блокировал эти планы. Филлмора не спасло даже то, что благодаря его усилиям было положено начало торговым связям Америки и Японии. На президентских выборах 1852 года его кандидатура даже не рассматривалась.
К политическим разочарованиям добавились личные трагедии. Сначала умерла его жена, затем единственная дочь. В 1855 году, будучи в Европе, Филлмор узнал, что Американская партия, или Партия «незнаек» (Know-Nothing Party) выдвигает его кандидатом на пост президента. Он принял выдвижение, но выборы проиграл.
После этого Филлмор активно включился в региональную политику Баффало и в начале гражданской войны создал там полк ветеранов, занимавшийся воинскими похоронами и оказывавший помощь в вербовке новобранцев. Филлмор стал единственным бывшим президентом, служившим в армии Союза. Дослужился до звания майора.
Умер Миллард Филлмор 8 марта 1874 года в Буффало (штат Нью-Йорк, США).

8 июля 1838 (184 года назад) — 8 марта 1917 (105 лет назад)
Граф Фердинанд Адольф Хайнрих Август фон Цеппелин (Ferdinand Adolf Heinrich August Graf von Zeppelin) родился 8 июля 1838 года в Констанце (Германия).
В 1854 году он окончил военную академию в Людвигсбурге, в 1857 году стал офицером германской армии. Во время Гражданской войны в Америке 1861–1865 годов Цепеллин был военным обозревателем. Затем участвовал в экспедиции по изучению ресурсов реки Миссисипи и тогда же в местечке Форт-Снеллинг (штат Миннесота) впервые поднялся в воздух на привязном аэростате.
По возвращении в Германию принимал участие в австро-прусской (1866) и франко-прусской (1870–1871) войнах, дослужился до чина бригадного генерала. В 1891 году вышел в отставку и занялся разработкой и испытаниями дирижаблей.
2 июля 1900 года состоялся первый успешный полет его аппарата. Это был дирижабль жесткой конструкции с металлическим каркасом, обтянутым тканью; в отсеках внутри корпуса помещались баллоны с газом. В 1905 был построен второй дирижабль («цеппелин», как стали называть дирижабли его конструкции), а к 1914 – 25 аппаратов; 6 из них были предназначены для перевозки пассажиров и почты, остальные купило военное ведомство.
Военные дирижабли Цеппелина применялись в первой мировой войне 1914–1918.
Умер Фердинанд Цеппелин в Шарлоттенбурге 8 марта 1917 года.
Самый большой дирижабль, названный «Граф Цеппелин», был построен в 1928 году уже после смерти конструктора. Объем этого гиганта составил 105 000 куб. м, длина 236 м, наибольший диаметр 30,5 м, скорость полета 128 км/ч. На дирижабле было пять моторов «Майбах» по 530 л.с. каждый. Он 11 раз пересек Атлантику, а в 1929 году облетел вокруг земного шара, преодолев расстояние 35 000 км за 301,5 летных часа.
Последний пассажирский дирижабль конструкции Цеппелина, «Гинденбург», был построен в 1936 году и совершил 63 полета.

8 марта 1875 (147 лет назад) — 23 февраля 1933 (89 лет назад).
Петр Борисович Ганнушкин родился (24 февраля) 8 марта 1875 года в Рязанской губернии, в многодетной семье сельского врача.
Пришло время учиться в гимназии, и в 1884 году дружная семья перебирается в Рязань, чтобы дети были под присмотром родных. Петру было 9 лет, когда он поступил в 7-ю Рязанскую мужскую гимназию. Учился отлично, особые способности проявил к языкам. Уже с 13 лет стал интересоваться характерами людей.
Окончив в 1893 году гимназию с золотой медалью, Петр в том же году поступил на медицинский факультет Московского университета. Братья также начали учиться в Московском университете. После 3-го курса Петр окончательно избрал своей будущей специальностью психиатрию. Окончив в 1898 году медфак, Ганнушкин был оставлен работать при психиатрической клинике Московского университета. В 1899 году он блестяще защитил докторскую диссертацию.
Врачебная деятельность Ганнушкина началась в психиатрической клинике Московского университета. Петр Борисович был тонким диагностом и исключительно чутким врачом. Его исследования были связаны с областью психических пограничных расстройств, между нормой и патологией. Особое уважение и авторитет Ганнушкин снискал как мастер амбулаторных приемов. Он учил врачей ставить ранние диагнозы по едва заметным изменениям психики. Он принимал до 300 человек в неделю.
Не менее активной, чем врачебная работа, была и научная деятельность Ганнушкина. Он является одним из основателей журнала «Современная психиатрия», сыгравшего большую роль в развитии русской психиатрии. Именно Петр Борисович стоял у истоков создания большой школы советских психиатров.
Завершением многолетних исследований Ганнушкина является его классическая монография «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика», которая содержит яркое и детальное описание существенных особенностей основных типов патологических характеров. Этот труд характеризует Ганнушкина как создателя «малой» психиатрии, изучающей неразвернутые формы психических заболеваний.
В это время его здоровье стало быстро ухудшаться. Его оперировали выдающиеся хирурги профессора А.В. Мартынов и В.Н. Розанов. Им помогал крупный терапевт профессор Д.Д. Плетнев. Но было поздно.
Скончался Петр Борисович Ганнушкин 23 февраля 1933 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

15 сентября 1857 (165 лет назад) — 8 марта 1930 (92 года назад).
Уильям Хауард Тафт (англ. William Howard Taft) родился 15 сентября 1857 года в Цициннати (штат Огайо, США). Его отец был известным судьей, а сам Уильям с юности отличался консерваторским мышлением, неподкупностью и боязнью конфликтов. Двигателем всей его политической карьеры во многом стали честолюбивые планы вначале родителей, а затем его жены, которая видела своего мужа только президентом и не меньше. Сам Тафт вполне удовлетворился бы постом главного судьи Верховного суда.
В 1878 году он окончил Йельский колледж, а через два года юридическую школу в Цинциннати, затем работал в министерстве юстиции. В 1900 году Тафт во главе специальной комиссии был направлен на Филиппины, с целью сформировать гражданское правительство на островах. Через год он стал первым гражданским губернатором архипелага. Его деятельность на этом посту, направленная на восстановление нормальной жизни в стране, привлекла к нему внимание президента Рузвельта.
В 1904 году Тафт был назначен военным министром в администрации Рузвельта и стал ближайшим советником президента. Именно по рекомендации Рузвельта он был выдвинут кандидатом в президенты от Республиканской партии и, выиграв выборы, занял этот пост в 1909 году.
Во время президентства Тафта постоянно сравнивали с его предшественником – Рузвельтом. В обычной жизни они, несмотря на разность характеров, были друзьями, но излишнее желание Рузвельта опекать Тафта на политической арене привело к зарождению враждебности со стороны последнего.
Часть реформ, начатых Рузвельтом, Тафт довел до конца, затем взялся за новые. В годы его правления (1909-1913) была проведена трудная реформа почты и создана сберегательная касса почтового ведомства. Он также учредил структуру, занимавшуюся ограничением детского труда, расширил государственный контроль над железнодорожными компаниями, вел непреклонную антитрестовскую политику, которая в итоге ослабила его политический фундамент в республиканской партии.
Во время правления Тафта назрела реформа таможенного тарифа. Этот вопрос был весьма щекотливым, так как консервативные республиканцы (в основном, промышленники и предприниматели) выступали резко против снижения пошлин, в то время как прогрессивное крыло настаивало на снижении. Консерваторам удалось решить вопрос в свою пользу, что усилило неприязнь к Тафту со стороны прогрессивных сил. В 1909 году резко вырос прожиточный минимум, и массовое недовольство вылилось в волну забастовок.
Внешнеполитическая обстановка тоже была неспокойной. Вопреки сопротивлению европейских держав США добились участия своих банков в крупном проекте строительства железной дороги Ханькоу–Цзиньчжоу в Китае. Однако китайская революция положила конец этим замыслам. Еще одним провальным проектом времен правления Тафта стало установление «долларовой дипломатии» в ряде стран Латинской Америки, что привело к революционным настроениям в этих странах и потребовало ввода войск США. От необходимости урегулировать конфликт Тафта избавило завершение президентского срока. Результатом «долларовой дипломатии» стало снижение престижа США в Латинской Америке, а также возросшее раздражение со стороны Европы.
Окончательным сигналом потери власти стала победа демократов на промежуточных выборах в 1910 году. Тафт видел, что шансов на его переизбрание не осталось, но после того как Рузвельт решился на выдвижение своей кандидатуры на пост президента от республиканцев, тоже баллотировался на выборы 1912 года. Впрочем, выборы выиграл третий игрок – Вудро Вильсон, оставивший позади и Рузвельта, и Тафта.
Покинув Белый дом, Тафт вернулся в Йельский университет, где до 1921 года преподавал право (профессор), а затем председательствовал в Верховном суде США. Именно по инициативе Тафта проводились регулярные конференции членов высших судов первой инстанции, и по его представлению Конгресс принял закон, предоставлявший Верховному суду право отказываться от слушания определенных категорий дел. После сердечного приступа в 1930 году он вышел в отставку.
Умер Уильям Хауард Тафт в Вашингтоне 8 марта 1930 года.

19 ноября 1888 (134 года назад) — 8 марта 1942 (80 лет назад).
Хосе Рауль Капабланка (исп. José Raúl Capablanca), третий в истории шахмат чемпион мира, шахматный литератор и теоретик, родился 19 ноября 1888 года в Гаване.
Он научился играть в шахматы в 4 года, наблюдая за игрой отца, капитана крепости Ла Кабанья. В 13 лет выиграл матч за звание чемпиона Кубы. Шахматную известность (1909) ему принес матч с чемпионом США и одним из сильнейших шахматистов мира Ф. Дж. Маршаллом, закончившийся убедительной победой молодого кубинца.
Европейский дебют Капабланки состоялся в 1911 году на международном турнире в Сан-Себастьяне (Испания), где он уверенно занял первое место. В 1913 году, работая в Министерстве иностранных дел Кубы, получил направление в Петербургское консульство, деятельность в котором совмещал с активными шахматными выступлениями.
В последующие годы Капабланка в течение 1916-1924 годов не проиграл ни одной партии в трех турнирах и двух матчах; написал знаменитую автобиографическую книгу «Моя шахматная карьера» (1921).
В 1921 году в Гаване выиграл матч на первенство мира у Ласкера и стал третьим в истории шахмат чемпионом мира.
Осенью 1927 года в Буэнос-Айресе проиграл Алехину матч на первенство мира. Поражение заставило Капабланку вновь серьезно заняться аналитической работой. Он активно участвовал в соревнованиях: в 1928-1931 годах сыграл в 10 турнирах, в семи из них заняв первое место.
Последнего взлета он достиг в 1936 году, победив на третьем Московском и знаменитом Ноттингемском международных турнирах. В том же году он создал классический «Учебник шахматной игры». В 1939 году впервые выступил на Всемирной шахматной олимпиаде за сборную команду Кубы и занял первое место на первой доске, опередив Алехина. Готовясь к матчу-реваншу с русским шахматистом, написал «Шахматные лекции».
Его второй женой была русская княгиня Ольга Чегодаева.
В его игре привлекали отсутствие шаблона, постоянное стремление к инициативе, удивительная быстрота мышления, тонкая интуиция и красивые комбинации. Всего в турнирах и матчах сыграл 603 партии, из которых выиграл 318, а проиграл только 34 (меньше 6%), что является одним из лучших результатов в истории шахмат.
8 марта 1942 года Хосе Капабланка умер в Нью-Йорке.
«С его смертью мы потеряли величайшего шахматного гения, равного которому мы никогда не увидим» — сказал русский шахматист, четвертый чемпион мира по шахматам Александр Алехин.

5 июля 1903 (118 лет назад) — 8 марта 1993 (29 лет назад).
Детский писатель, художник-иллюстратор, режиссёр-мультипликатор — Владимир Сутеев считается одним из зачинателей советской мультипликации. Его искусство обращено к самым маленьким читателям-зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника, классическая ясность его рисунков целеустремленно, спокойно и просто ведут читателя к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты.
Владимир Григорьевич Сутеев родился 5 июля 1903 года в Москве.
Профессиональную деятельность он начинал как художник-мультипликатор. На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино («Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка» и др.).
Он иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Михалкова, Барто, Родари, а также собственные произведения.
В книжную графику Сутеев принес кинематографическое понимание стройности и цельности произведения и пристальный интерес к характерам. Сутеевские персонажи часто неожиданны, потому что неожиданно и остроумно само прочтение художником литературного текста. Персонажи художника – чаще зверята, поэтому он пристально вглядывается в природу, животных, наблюдая пластику их движения и повадки.
Он стремится выразить в рисунках то, что остается за строкой текста. В сказке ведь нет подробных описаний, характеристик, словесных портретов, да и герои ее определяются довольно односложно: добрая фея, глупый король, хитрая лиса, и самостоятельно представить себе сказочного персонажа ребенок еще не может.
Вот тут то и начинается активная роль художника-иллюстратора; смотрите, какие у нас привычки, манеры, походка, одежда, где мы живем и чем мы занимаемся. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
Сказки, которые Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано.
Умер Владимир Григорьевич Сутеев 8 марта 1993 года в Москве.

8 марта 1906 (115 лет назад) — 28 декабря 1973 (48 лет назад).
Александр Артурович Роу родился 8 марта (по другим данным — 9 марта) 1906 года в городе Юрьевец Костромской губернии (ныне — Ивановская область). Его отец, по национальности ирландец, был приглашен в Россию для организации мукомольной промышленности. После начала Первой мировой войны он вернулся на родину, и для семьи Александра настали тяжелые времена.
В 10 лет ему пришлось зарабатывать на хлеб, продавая спички и гребешки. Окончив школу, он продолжил учебу в промышленно-экономическом техникуме. Одновременно он учился в киношколе Б.Чайковского, затем в Драматическом техникуме им. М.Ермоловой.
Вскоре Роу устроился на работу на «Межрабпом-фильм» ассистентом режиссера. Эта студия вскоре превратилась в единственную в мире специализированную детскую киностудию «Союздетфильм».
В 1938 году Александр Роу начал съемки сказки «По щучьему велению». В этой сказке впервые творят чудеса не нарисованные герои, а живые актёры. Эта сказка полна юмора и забавных трюков. В 1940 году Роу снял следующую сказку – «Василиса Прекрасная».
Другие прекрасные киносказки, снятые Александром Роу – «Конек-Горбунок» (1941), «Кощей Бессмертный» (1945), «Марья-искусница» (1960), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Морозко» (1965), «Огонь, вода и медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Золотые рога» (1970) и другие, стали неотъемлемой частью детства не одного поколения советских граждан.
Помимо сказок снимал режиссер и другие фильмы — ему принадлежат экранизации произведений Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (1952) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), а также картина «Тайна горного озера» (1954), стереофильмы «День чудесных впечатлений» (1949) и «Драгоценный подарок» (1956), постановка фильма-балета «Хрустальный башмачок» (совместно с Р.Захаровым в 1961 году).
Народный артист РСФСР, крупнейший мастер киносказки — Александр Артурович был награжден орденами Октябрьской Революции и Знак Почёта, а также медалями. Ряд его картин были отмечены призами различных международных и всесоюзных кинофестивалей.
Умер выдающийся сказочник Александр Артурович Роу 28 декабря 1973 года в Москве.

8 марта 1922 (100 лет назад) — 1 июня 2003 (19 лет назад).
Евгений Семенович Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Николаевской губернии.
Отец вскоре после рождения сына оставил семью, и мать с младенцем на руках вынуждена была уехать к родителям, которые были строгими и богомольными и не простили мать за то, что вышла замуж за коммуниста и без благословения. «Слезы матери запеклись в моей детской душонке навсегда…», – говорил Евгений Семёнович.
Прожив в селе несколько лет, Евгений Матвеев вместе с матерью переехал в город Цюрупинск. В школе, в которой он учился, был детский драмкружок, и юный Женя стал там заниматься. Затем поступил в театральную студию и устроился статистом на сцене Херсонского театра, где его заметил Николай Черкасов и посоветовал ему учиться в Киеве у Довженко, обещая свою поддержку.
Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, Евгений поступил в актерскую школу при Киевской киностудии. Начавшаяся война разрушила все планы. Его направили на учебу в Тюменское пехотное училище. Демобилизовавшись в 1946 году, Евгений Матвеев остался в Тюмени, став актером местного драматического театра. На гастролях в Ленинграде в 1951 году он был замечен и получил предложение сразу от нескольких столичных театров.
В 1952-1968 годах работал в Малом театре, успешно вписавшись в коллектив и сыграв множество интересных ролей. Работы следовали одна за другой, и все они были отмечены талантом, вдохновением, темпераментом и имели заслуженный успех. За короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием.
С 1955 года Матвеев начал сниматься в кино – и здесь его ждал успех. Киноленты с его участием не сходили с экранов.
На съемках фильма «Поднятая целина» он упал с коня и повредил позвоночник. Серьезная болезнь надолго оторвала актера от любимого дела. На сцену он больше не вернулся. Два года Евгений был прикован к постели и за это время подготовил себя к режиссерской работе.
В его фильмографии множество фильмов, получивших медали, призы и премии различных фестивалей, а список наград и званий внушает уважение. Вошли в историю кинематографии страны фильмы «Почтовый роман»; дилогия «Любовь земная» и «Судьба»; «Емельян Пугачев», «Любить по-русски» и многие другие.
Он успешно преподавал во ВГИКе, сам написал сценарии почти ко всем своим фильмам и снимался в них как актер.
Скончался Евгений Семенович Матвеев 1 июня 2003 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

8 марта 1932 (90 лет назад) — 8 апреля 1988 (34 года назад).
Борис Павлович Владимиров родился 8 марта 1932 года в Москве. После школы поступил в ГИТИС. Именно там он и познакомился со своим будущим эстрадным партнером Вадимом Тонковым. Будучи студентами актёрского факультета, они вместе готовили курсовые работы, этюды, сценки.
Затем Владимиров перешел на режиссёрский факультет и вскоре, в 1959 году, организовал и возглавил передвижной эстрадный театр «Комсомольский патруль». География поездок – от Камчатки до Бреста, от Мурманска до Ташкента.
Авторами миниатюр были В.Ардов, А.Арканов, Г.Горин. Все парные интермедии и миниатюры исполняли Владимиров и Тонков, по совместительству первый был худруком театра, второй – завлитом.
После закрытия «Комсомольского патруля» Борис Владимиров, с 1963 года, переключил свое внимание на эстраду, ставил сценки, инсценировал рассказы, нередко выступал в женских ролях.

Когда Александр Ширвиндт создал телепередачу «Терем-теремок. Сказка для взрослых», то позвал туда и Владимирова. А 1 января 1971 года с лёгкой руки того же Ширвиндта на телеэкране появился смешной старушечий дуэт Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны, который быстро стал очень популярен у зрителей.
Актёры удачно нашли и внешние характеристики своих героинь. Борис Владимиров по-деревенски повязывал платок, смешно морщил нос, по-старушечьи жевал ртом и грубовато, но заразительно смеялся. Его голос в дальнейшем нередко звучал за кадром многих мультфильмов, таких, как «Бабушка удава», «Самый маленький гном» и «Мешок яблок».
Снимался Владимиров и в кино, но крайне редко.
Дуэт распался в 1982 году, и артисты стали выступать по отдельности. Но для Владимирова этот период оказался недолгим…
Борис Павлович Владимиров скончался 8 апреля 1988 года в Москве, где и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

25 марта 1937 (85 лет назад) — 8 марта 2013 (9 лет назад).
Мария Пахоменко была первой в стране певицей, получившей Гран-при конкурса «Золотой Орфей». Это случилось в 1971 году, за четыре года до аналогичной победы Аллы Пугачевой. Победу Марии принесла песня «Чудо-кони» – жюри не смогло устоять перед чистотой и силой серебряного голоса певицы и ее красотой. «Её голос как чистый ручеек. Волосы как водопад. Её обаяние бесконечно», – писали о Марии Пахоменко в те годы, а один из западных журналистов назвал её «Нежной Машей». Мария Пахоменко привнесла на эстраду свой стиль исполнения – народный характер пения с эстрадным артистизмом.
Мария Леонидовна Пахоменко родилась 25 марта 1937 года в деревне Лютня Краснопольского района в Белоруссии.
Вокальные способности проявились у нее с детства – Мария пела в школьном хоре, а позже организовала квартет в радиотехническом училище, где училась. Вскоре квартет стал профессиональным под руководством В.Акульшина.
Позднее Мария окончила музыкальное училище им. М.П. Мусоргского. Выступала с ансамблем ДК им. Ленсовета.
С 1964 года она – солистка Ленинградского Музыкального эстрадного ансамбля под руководством Бадхена и Колкера при Ленконцерте. Мария Пахоменко спела очень много хороших песен. «Школьный вальс», «Стоят девчонки», «Качает, качает», «Признание», «Разговоры, разговоры», «Лучше нету того цвету», «Чудо-кони», «Ненаглядный мой», «Мужчины», «Разговоры», «Вальс при свечах», «Подсолнухи» и многие другие песни, прозвучав в ее исполнении, сделали Марию Пахоменко любимицей всей страны.
С песней «Чудо-кони» в 1971 году стала обладателем Гран-При конкурса «Золотой Орфей». Жюри поразил не только прекрасный голос и артистичность исполнения – она вышла на сцену, распустив струящейся волной свою роскошную густую косу длиной почти до пола.
Она Записала 10 дисков-гигантов и снялась на телевидении в шести музыкальных фильмах, вела телепередачу «Приглашает Мария Пахоменко».
Компакт-диски с лучшими песнями певицы выпущены в серии «Имена на все времена» (2002) и в серии «Золотая мелодия» (компакт-диск «Любовь останется», 2005).
Мария Пахоменко значительно повлияла на культуру развития советской эстрады. Ее имя по праву вошло в антологию отечественной песни.
8 марта 2013 года Народная артистка России Мария Пахоменко скончалась в возрасте 75 лет от скоротечного воспаления легких в отделении реанимации и интенсивной терапии петербургской городской больницы № 2. Она была похоронена в Комарово (Санкт-Петербург).

8 марта 1939 (83 года назад).
«Русская молния» и «Королева коньков» — так называют советскую спортсменку, единственную шестикратную олимпийскую чемпионку в истории конькобежного спорта, абсолютную чемпионку зимних Олимпийских игр 1964 года — Лидию Скобликову.
Лидия Павловна Скобликова родилась 8 марта 1939 года в городе Златоусте Челябинской области. Характер будущей «королевы конькобежного спорта» проявлялся уже в детстве: в играх со сверстниками она была лидером, а в спорте проявляла огромную волю к победе. В школе Лида увлеченно занималась легкой атлетикой, но в юности оставила ее, решив испытать силы в скоростном беге на коньках. Уже в десятом классе она выиграла первенство области.
Любовь к спорту привела ее на факультет физвоспитания Челябинского пединститута. В 1957 году, учась на первом курсе, Скобликова стала мастером спорта. За первые два года учебы в институте она восемь раз обновила рекорды СССР среди девушек. Настоящий успех пришел в 1958 году: на зимней Спартакиаде народов России Скобликова заняла третье место на дистанции 1500 метров и пятое по сумме многоборья, соревнуясь с самыми именитыми конькобежками страны. Ее пригласили в сборную.
Так совпало, что на следующий год чемпионат мира проходил почти на родине Лидии — в Свердловске. Уральцы «болели» за свою землячку, и она не могла их подвести — «бронза» мирового первенства стала не просто успехом дебютантки, а настоящей сенсацией в мире конькобежного спорта. Через несколько дней Скобликова выиграла еще и Спартакиаду профсоюзов.
На очередном чемпионате мира по скоростному бегу на коньках в Швеции, Скобликова заняла третье место в многоборье. Упав на одной из дистанций, она все-таки поднялась на пьедестал — редчайший случай в истории международных соревнований по скоростному бегу на коньках.
Олимпиада 1960 года, когда в программу зимних Игр впервые были включены женские соревнования по скоростному бегу на коньках, принесла спортсменке очередной виток славы — Лидия установила новый мировой рекорд на дистанции 1500 метров. Второе золото она завоевала в последний день соревнований на самой длинной и сложной дистанции 3000 метров, вплотную приблизившись к мировому рекорду. Именно тогда журналисты назвали Лидию «русской молнией».
Следующим мировым рекордом Скобликовой стала победа на дистанции 1000 метров на высокогорном катке в Алма-Ате. А в 1963 году на чемпионате мира в Японии она впервые за все время его проведения выиграла все четыре дистанции, став абсолютной чемпионкой и обновив свой же мировой рекорд.
Настоящий триумф Скобликовой принесли IX зимние Олимпийские игры 1964 года в Инсбруке. Она уверенно выиграла все четыре дистанции. Три первые — с олимпийскими рекордами, установить рекорд на четвертой помешали оттепель и стоявшая на льду вода. Сразу же после Олимпиады состоялся чемпионат мира в Швеции, где Лидия опять выиграла все дистанции, став абсолютным чемпионом.
Затем она ушла из спорта из-за рождения ребенка, но в 1967 году вернулась и еще два года выступала на различных чемпионатах и соревнованиях с различными успехами. После окончательного ухода из большого спорта Скобликова работала тренером в московском спортивном клубе «Локомотив», воспитав немало чемпионов, в том числе и Светлану Журову.
Потом, после защиты диссертации, работала старшим преподавателем, заведующей кафедрой Высшей школы профдвижения, занимала профессорскую должность.
Заслуженный мастер спорта СССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством» IV степени — Скобликова также награждена серебряным знаком Олимпийского ордена «За вклад в популяризацию идеалов и выдающиеся достижения в спорте» и медалями. Она является основательницей благотворительного «Фонда имени Лидии Скобликовой», а в Челябинске ежегодно с 1986 года проводятся соревнования на призы «Уральской молнии» — Лидии Скобликовой, и работает специализированная детско-юношеская спортивная школа её имени.
К тому же она участвовала и в церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр, проходившей 7 февраля 2014 года в Сочи, — в числе восьми избранных персон России Лидия Скобликова несла Олимпийский флаг.
Сегодня прославленная спортсменка Лидия Павловна Скобликова живёт в Москве и большую часть времени посвящает своей семье и, прежде всего, внукам. А вот её феноменальный результат — двенадцать побед подряд на чемпионатах мира и Олимпиаде, шесть золотых олимпийских медалей — до сих пор не повторила ни одна из конькобежек мира.

8 марта 1941 (81 год назад).
Алексей Николаевич Мишин родился в Севастополе 8 марта 1941 года в семье военного. После войны семья Мишиных переезжает сначала в Тбилиси, а затем – в Ленинград.
Любовь к катанию на коньках Алексею Николаевичу еще в детстве привил отец. В 1964 году Мишин заканчивает факультет автоматики и вычислительной техники Ленинградского электротехнического института им. В.И. Ульянова (Ленина). Однако вскоре решает посвятить себя целиком фигурному катанию, которым профессионально занимается с 1956 года.
С 1967 года Алексей Мишин выступает в дуэте с Тамарой Москвиной. Уже в 1969 году пара завоевывает золотую медаль чемпионата СССР. Также в их активе серебряная медаль чемпионата мира, серебряная и бронзовая медали чемпионата Европы.
В 1969 году пара прекращает выступления, и Мишин переходит к тренерской работе. Главным образом, Алексей Николаевич тренирует фигуристов-одиночников. Он подготовил таких знаменитых фигуристов, как Юрий Овчинников, Алексей Урманов, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко, Артур Гачинский, Каролина Костнер, Софья Самодурова, Брэди Теннелл…
Тренировал он также и свою будущую супругу Татьяну Оленеву, ставшую впоследствии чемпионкой СССР и известным тренером. У них двое сыновей — Андрей и Николай.
Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР, УССР и России, Заслуженный работник физической культуры РФ — Мишин награжден орденами Дружбы Народов и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и другими наградами.
Сегодня Алексей Николаевич Мишин живет и работает в Санкт-Петербурге, продолжает тренировать спортсменов, а также является заведующим кафедрой конькобежного спорта и фигурного катания Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

15 февраля 1942 (80 лет назад) — 8 марта 1996 (26 лет назад).
Нонна Николаевна Терентьева родилась 15 февраля 1942 года в Баку. Мать Нонны играла в Бакинском театре и была единственной русской актрисой, игравшей на азербайджанском языке. Отец был военным. После войны главу семьи направили служить в Румынию. Там Нонна пошла в школу. Через некоторое время семья переехала в Киев.
После окончания школы Нонна выбрала театральную судьбу. Она окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина (1966). Работала в разных театрах Москвы и Киева, в 1980-1992 годах была актрисой Театра-студии киноактёра.
В кино Терентьева начала сниматься с 1963 года. Большую популярность у зрителей принесла ей роль Зои в фильме «Гиперболоид инженера Гарина».
В 1966 году, когда Нонна училась на последнем курсе, ее пригласили в фильм Иосифа Хейфица «В городе С.» по рассказу А.Чехова «Ионыч». В фильме снимались такие мэтры советского кино, как Игорь Горбачев, Анатолий Папанов. Но рядом с ними Нонна не выглядела неопытной и робкой.
Фильм Хейфица было решено показать на Каннском кинофестивале вне конкурса. Так Нонна в первый раз попала за рубеж. Красота и естественность актрисы покорили публику и критиков, ее наперебой приглашали на светские рауты.
После успеха на Каннском фестивале зарубежные киностудии завалили Терентьеву приглашениями. В зарубежной прессе ее часто называли русской Мэрилин Монро, а иногда сравнивали с Гретой Гарбо. Но в то время советским артистам сниматься за рубежом было не принято…
Между тем, работы в кино было немного, типаж «роковой красавицы» ее не очень устраивал. Нонна работала в театре, ездила с концертами. Когда она выходила на сцену, было ощущение, что это Марлен Дитрих и Мэрилин Монро, вместе взятые. Она пела на английском языке репертуар Эллы Фицджеральд и Дюка Эллингтона, а когда в конце ее выступления объявляли русскую песню «Калинушка», зал рыдал от восторга.
Личная жизнь Терентьевой была непростой. Ее брак был недолгим и распался вскоре после рождения дочери Ксении. Ее московскими друзьями были известные актеры-интеллектуалы. Мужчины не оставляли актрису без своего внимания, но она отказывалась от предложений.
Она писала стихи, сценарии, либретто для рок-оперы, строила творческие планы, но им не суждено было сбыться…
8 марта 1996 года Нонна Николаевна Терентьева скончалась в Москве от рака, была похоронена на Троекуровском кладбище столицы.
Использовались материалы сайта "Календарь событий".